Вот такой человек приходил на исповеди и беседы к иеросхимонаху Серафиму (Муравьеву). Промыслом Божиим Ивану Петровичу Павлову суждено было состоять в духовной близости и с митрополитом Серафимом (Чичаговым) . По пятницам владыка читал акафист преподобному Серафиму в Знаменской церкви, где был придел, посвященный Саровскому чудотворцу. В миру владыка Серафим немало времени посвятил углубленному изучению медицинских наук и имел медицинскую практику. Все это, безусловно, также роднило Ивана Петровича с митрополитом Серафимом. Оба они глубоко чтили смиренного духовника Александро-Невской Лавры... Иеросхимонаха Серафима почитали выдающийся астроном своего времени, один из основателей Русского астрономического общества, академик Сергей Павлович Глазенап, а также один из создателей современной фармакологической школы, профессор медицины Михаил Иванович Граменицкий. Частыми гостями в Вырице также были выдающиеся русские ученые, академики с мировыми именами – физик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области квантовой механики, распространения радиоволн и теории относительности, и биолог Леон Абгарович Орбели, ученики последователь Ивана Петровича Павлова, автор многих исследований по физиологии нервной системы и биохимии, известный также своими работами по физиологии органов чувств. За чашкой чая вел с ними отец Серафим долгие душеполезные беседы о мироздании; о той дивной гармонии, которую вложил Премудрый Творец всяческих в окружающую нас природу и самого человека; о мире духовном, невидимом; о Духе Святом и Животворящем, наполняющем всю бесконечную Вселенную. Светила науки многому учились через богомудрые наставления смиренного старца. Этот старец-монах был воистину гражданином иного мира – Сам Дух Божий говорил его устами. То, что оставалось скрытым и от великих ученых, было открыто батюшке Серафиму по словам Спасителя: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» ( Лк.10:21 ). Одним из любимейших воспитанников отца Серафима был известный во всей России профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский, которого называли «светилом Петербурга». Он был чистейшей души человеком и талантливым медиком. В кабинете доктора Фаворского можно было встретить государственных мужей и иерархов Церкви, знаменитых артистов и военачальников, известных спортсменов, и, конечно же, простых тружеников, которым Сергей Серапионович оказывал, чаще всего, помощь бескорыстную.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Архимандрит Аввакум (Честной) скончался в Петербурге 10 (22) марта 1866 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре у церкви Св. Духа. Потомки русских жителей крепости Албазин, уведенных в плен китайцами в 1685 г. и оставшихся жить в Китае. Архимандрит Августин (Никитин). Архимандрит Аввакум (Честной)— миссионер, дипломат, востоковед . Часть 1. [ Опубликовано в 2002 г. на сайте: www.seminaria.bel.ru]. История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. М., 1997, с. 325–326; Неизвестные страницы отечественного востоковедения. Вып. 2. М., 2004, с. 167. «Каталог» о. Аввакума был напечатан без имени составителя в Петербурге в типографии Праца в 1843 г. Рукописи и книги, описанные в этом каталоге, распределяются по языкам следующим образом: китайский — 395 номеров, тибетский — 75, маньчжурский — 60, монгольский — 42, санскрит — 16. Дневник о. Аввакума, который он вел во время этого плаванья, опубликован в кн.: Архимандрит Аввакум (Честной). Дневник кругосветного плавания на фрегате «Паллада» (1853 год). Письма из Китая (1857–1858 гг.). Тверь, 1998. Русский биографический словарь. [Т. XV]. СПб., 1910, с. 164. См. также: ЭСБЕ. Т. XXV «А». СПб., 1898, с. 817–818. ЭСБЕ. Т. XX. СПб., 1897, с. 193–194. См. также: Русский биографический словарь. Т. «М». М., 1999, с. 233–245. Отчет Императорского Русского Географического Общества за 1866 г. (составлен секретарем Общества бароном Ф.Р. Остен-Сакеном). СПб., 1867, с. 3–4. (Цитаты по названной работе архимандрита Августина (Никитина). Материалы для истории Российской Духовной миссии в Пекине. Вып. I. СПб., 1905, с. 48–49. (Приписка В.П. Васильева). Комментарии ( 0): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 4 мая 2020 10 10 января 2020 10 4 мая 2020 10 10 января 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/2798315

Венчал нас протоиерей Олег Клемышев. Служил он тогда в Свято-Троицком храме села Троицкого Угличского района Ярославской области. Место было глухое, храм закрыт был многие десятилетия, но, слава Богу, не разорен. Однако венцов в храме не было, батюшке после его рукоположения венчать еще не приходилось. Венцы сплели из полевых цветов – ромашек и васильков, которые затем еще долго хранились у нас в Красном углу, пока вовсе не истлели. И вот после венчания нужно возвращаться в Москву. Транспорт ходил так неудобно, что добраться можно было только через Углич, но с ночевкой в городе. Денег на гостиницу у нас не было совершенно, а ночевать с двумя маленькими детьми на вокзале было затруднительно. Главе семьи, т.е. мне, приходит в голову мысль: добираться на попутках через леса до Троице-Сергиевой лавры (тогда г. Загорск). С какой-то странной самоуверенностью неофита я не стал интересоваться расстоянием (а это более ста километров напрямик!), не посоветовался с батюшкой, но только взял у него следующим утром благословение «благополучно добраться» – и в путь. Нужно сказать, что все мы были неплохо экипированы для дороги – лишних вещей не было, только рюказки; даже детям пошили маленькие рюкзачки. И вот «туристы» отправились в путь. В нескольких километров от Троицкого проходила асфальтовая дорога. Машины по ней ходили крайне редко. На обочине мы прождали несколько часов, прежде чем нас подобрал идущий из Углича разбитый ПАЗик. Очень скоро доехали мы до конечной остановки: крохотный российский городишко, какой-то очередной Юрьевец. Далее «по направлению на Москву» пошли пешком. Дорога с твердым покрытием закончилась, шли проселком по лесу. Через несколько километров нас догнал мотоциклист на «Урале» с коляской, очень пьяный и очень добрый. Всех рассадил на мотоцикл и с шиком провез километров десять (шик был в том, что он с разгона влетал в самые большие лужи по дороге). Высадил он нас в лесном селе, сказал, что вез бы хоть до Москвы, да бензина нет. Далее наша дорога пролегала по простой просеке, правда, наезженной. Солнце начало клониться к верхушкам деревьев… И тут младший сын, который все время вел себя на удивление терпеливо, стал капризничать и просить отдыха. « Ну вот, Илюшенька, дойдем до того подъема и отдохнем». Дошли, поднялись на бугорок, сняли рюкзаки. Что дальше? Даже и еда, прихваченная с собой в дорогу, кончилась. Тут уже до папы начало доходить, что у нас проблемы… Господи, помоги!

http://azbyka.ru/xristos-posrede-nas-chu...

Труд этот, изобилующий данными, дал прочное основание последующим трудам по русской церковной истории. Знаменский пишет: " Евгений до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Во всех епархиях, где он служил — в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве — владыка Евгений везде изучал местные архивы, собирал Сведения об иерархах, монастырях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так явились его " Разговоры о древностях Новгорода " , материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей статьи о пермских древностях, " История княжества Псковского " , " Летопись Изборска " , Описание Киево-Софиевского собора и Киево-Печерской Лавры и др. Много лет он работал над составлением своих знаменитых " Словарей русских писателей " светских и духовных. Он вел обширную переписку и сношения со всеми почти русскими учеными и библиографами и с известным тогдашним меценатом русских ученых гр. Н.П. Румянцевым. Его заметками о Кормчей пользовался в своем " Обозрении Кормчей " барон Розенкампф. В числе обработанных им древних памятников были грамоты св. кн. Мстислава Юрьеву монастырю, История кн. Курбского, Хождение Даниила и др. Ученые общества, университеты, академия наук приглашали его в число своих членов " . Проф. М.П. Погодин писал о нем: " Вот был человек, который не мог пробыть нигде одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории... Замечу еще особенность в его уме и характере: необыкновенная положительность без примеси малейшей идеальности. Это был какой то статистик истории. Он, кажется, не жалел, если где чего ему не доставало в истории; для него это было как будто все равно. Что есть, — хорошо а чего нет, — нечего о том и думать. Никаких заключений, рассуждений " . " Но зато " , пишет о нем проф. Н.Н. Глубоковский, " фактическая сторона у него всегда документальна и проверена тщательно, а все ее части размещаются по объективным рубрикам взаимной исторической связи, хотя бы внешней и нуждающейся во внутреннем освещении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Голубцовы жили как маленькая община: их внутренний семейный мир был основан на христианском отношении друг к другу. Выражалось это, прежде всего, в уважении к трудам отца. Он вел себя с домашними добродушно, но оставался вместе с тем непререкаемым авторитетом. Заботы о большой семье не воспрепятствовали его глубокой исследовательской работе: к пятидесяти годам он завершил две диссертации, написал около полусотни научных статей, не говоря уже о курсах лекций для нескольких учебных заведений. Господь дал ему удивительную работоспособность — и она лишь укреплялась, а не угасала в среде родных. Кроме собственных десятерых детей, профессор опекал двенадцать сирот, оставшихся после ранней кончины братьев: поддерживал их посылками, вещами. Казалось, этот человек, выдающийся церковный историк, был создан для «вечного города» Рима, первых христианских храмов и катакомб, о которых он столь многое знал. Но каждый день после занятий его тянуло домой, на Красюковку — он все же любил ее больше таинственной старины. Жизнь в доме строилась по распорядку, начиналась с раннего утра и заканчивалась поздно вечером. Привычным, устоявшимся было все — от чаепитий и вечерних прогулок до строго определенного каждому из детей места для приготовления домашних заданий. Вечерним занятиям с книгами уделялось особенное внимание. В комнатах зажигались лампы, и всё погружалось в относительную тишину. Ольга Сергеевна сидела в детской, шила и занималась с младшими, а старшие приходили к ней потихоньку отвечать уроки. Александр Петрович в это время работал в кабинете, его покой никто не смел нарушать. Только трех-четырехлетние любимчики изредка заглядывали к нему, и возвращались обратно с печеньем и пастилой. Традиционно и очень содержательно отмечались в семье все православные праздники. «Помните, как приходили мы от обедни большей частью врозь — мы поскорее, папа попозже,— писал об этом впоследствии Иван Александрович Голубцов,— а мама встречала с накрытым уже столом, с поданным самоваром и пирогом. Помните, как потом приходил с парадного папа, и мы все в большие праздники шли его поздравлять, а затем, уже и кончив чай пить, и пирога наевшись, все-таки садились за стол снова и слушали…». Отец занимал детей рассказами о житии преподобного Сергия, о прошлом Лавры, ее храмах и ризнице, воспоминаниями о своих родителях, их буднях и праздниках, трудах и бедности,— а иногда вставал вдруг и запевал тропарь… Все это оставляло в детском сердце глубокие впечатления. «Разве эти праздничные чаи не были нашими домашними вечерями любви? Так много ее было тогда за столом, и так непосредственно выражалась она, и так проникала все мгновения праздника...»

http://pravoslavie.ru/37848.html

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 7  голосов:  4.6 из  5) Предыдущий Следующий Светлой памяти афонского старца Епифания Милопотамского Прискорбное известие пришло со Святого Афона: после продолжительной болезни на 65м году жизни скончался всеми любимый старец Епифаний. Отец Епифанийиз кельи Милопотам являлся, пожалуй, самым известным афонским старцем современности. Он пользовался всеобщей любовью и уважением за добрый нрав и многочисленные таланты. Старец занимался виноделием, великолепно готовил, увлекался писательским делом и вел просветительскую работу, знакомя мир с рецептами святогорской кухни, искусством выращивания вина и маслин, вино- и маслоделия. Монах, познакомивший мир с кухней Афона Старец Епифанийначал свой путь на Афоне в метохии Великой Лавры, где возродил заброшенные милопотамские виноградники. Сложно переоценить его вклад в мировую традицию виноделия, к которой он добавил уникальные сорта, выведенные в келье Милопотам на Афоне. “Чем бы человек не занимался в жизни, любой работе нужно отдаваться всем сердцем, вкладывать свою душу и любовь в любое занятие, и тогда получится красиво писать, готовить или делать вино. И конечно, мы должны всегда получать удовольствие от того, что делаем, радоваться жизни. Так завещал нам и Христос: нужно быть счастливыми самим и делать счастливыми других.” Все, кто знали старца Епифания лично, отмечают его добрый нрав и умение найти подход к людям. Не отклоняясь от монашеского пути, он сумел распространить по всему миру рецепты афонской кухни. Об удивительных кулинарных способностях старца известно далеко за пределами Святой Горы.Зимой этого года он принял участие в Кулинарных Олимпийских Играх 2020, где соперничал с маститыми и всемирно известными поварами и рестораторами. Отец Епифаний о монахах и монашестве О монашестве отец Епифаний говорил так: Нужно понимать, есть ли это в тебе. Это сложный вопрос — как будто спрашивать человека о том, почему он влюбляется.Как и любовь, это либо есть, либо нет. Старец считал, что человек должен быть счастлив. Человек должен улыбаться своим близким, которые его любят и ждут. То же относится и к монахам: общаясь друг с другом, им надлежит быть веселыми, общительными. Это показывает, что в них живет любовь к Богу, которой нас учит Христос. Утрата старца Епифания — это неоценимая потеря не только для афонского монашества, но и для всего мира. Источник: Официальный Афонский Паломнический Центр Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 204  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1398 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/video/svetloj-pamjati-a...

Состоялось расширенное заседание коллегии по религиозному образованию и катехизации Санкт-Петербургской епархии 5 июня 2013 г. 17:23 30 мая 2013 года в Синем зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге состоялось расширенное заседание коллегии по религиозному образованию и катехизации Санкт-Петербургской епархии . Мероприятие возглавил председатель отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Петергофский Амвросий . Вел заседание заместитель председателя епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров. В заседании приняли участие председатель Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга Ж.В. Воробьева, сотрудники епархиального отдела религиозного образования и катехизации, помощники благочинных в сфере религиозного образования и катехизации, директора и духовники воскресных школ и духовно-просветительских центров Санкт-Петербургской епархии, сотрудники Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга, представители Академии постдипломного педагогического образования, руководители отделов образования районных администраций и информационно-методических центров районов г. Санкт-Петербурга и др. С докладами выступили епископ Петергофский Амвросий, Ж.В. Воробьева и координатор коалиции «Родительское стояние» Санкт-Петербурга В.В. Кухарь. В своем докладе Ж.В. Воробьева озвучила процент выбора модуля «Основы православной культуры» в школах Санкт-Петербурга на 2012-2013 учебный год. Итоги опроса по выбору учебного модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» в мае 2013 года показали, что модуль «Основы православной культуры» выбрали 23% родителей, в то время как в мае прошлого года этот процент составлял всего 6,5% и осенью 2012 года около 12%. В завершение официальной части заседания епископ Амвросий вручил церковные награды за особые заслуги в сфере религиозного образования и катехизации. По материалам сайта Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Учение Ветхого Завета Ничтожная по пространству, обнимавшему собой не более 500 квадратных миль, и почти безвестная передовым народам древности, Палестина 1 в истории религии значила более, чем все царства древнего мира, вместе взятые. Народ этой небольшой малоизвестной страны, гористой и пустынной (хотя в древности и обильной молоком и медом), прилегавшей к Финикии и Средиземному морю, Сирии, Аравийским пустыням и стране идумеян и филистимлян, моавитян и аммонитян, был малосообщителен с другими народами и в высшей степени своеобразен. По своему нравственному строю и быту, особенно же по той задаче, какую он осуществил в истории, он совершенно расходился с другими народами. Он не может, говоря словами Шаффа, пожать лавры ни в области жизни политической, как древний римлянин или перс, ни в области науки и искусства, как древний грек: в этом отношении он далеко уступает многим из древних народов 2 . Иную задачу осуществил он в своей одинокой, изолированной от других народов, жизни. Он жил религией и для религии исключительно. «Для индуса», скажем словами того же историка, «религия была делом фантазии, для грека – делом эстетического чувства, для римлянина – делом политического расчета. Для одного еврея она была делом сердца и чувства» 3 – не только главнейшим, как у многих других народов, но и, можно сказать, исключительным предметом его внутренних стремлений и его сердечной привязанности. Еврей не знал иной мудрости, кроме религиозной; у него не было иной философии, иной поэзии, кроме той, какую мы находим в его священных книгах. Он не знал и иного искусства, кроме священного, и не оставил нам никаких художественных памятников, кроме храма своему Иегове. Во имя религии он вел войны с другими народами, за нее страдал, для нее, наконец, умер политически и в продолжение целых веков доныне остается верным ей, несмотря на свое рассеяние между народами. Но значение еврейского народа в истории религии не в том только, или не в том главным образом, что он жил исключительно религией и для религии, а в том, что религия его была не похожа на религии всех других народов древнего мира. Все разнообразные реки и потоки религиозной жизни древнего мира связаны были между собой; все они имели одно общее направление. Только еврейская религия представляет собой иной ток религиозной жизни, чистый, не смешивающийся с другими. К этому чистому и светлому потоку религиозной жизни примыкают отчасти только верования однородных с евреями по происхождению семитических племен; но и у них он уже смешан с мутными токами натурализма и потерял свою первоначальную чистоту. Только одна еврейская религия среди всех религий, которыми жили древние народы, была религией духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Исшед из Киевской Лавры, по означенному извещению свыше, Фома пришел в пустынь Софрониеву 1802 года. Архимандрит Феодосий принял его с любовью и радостью, и говорил некоторым из братии: «Сей брат упокоит душу мою; душа моя благоволит о нем» Сие к нему благоволение Старца открылось тем, что чрез три дня после его прибытия, он поставил его правителем лика певцов церковных, и в том же году ввел его пострижением в чин монашеский, именовав Филаретом: ибо испытав совесть его и путь, каковым Промысл Божий вел и хранил юность его, обрел в нем склонность и звание Божие, к высокому житию сему, искушенными; а новопостриженный инок, видев такую пришедшую на него милость от Господа, приял оную с благодарным смирением и в живом чувствии своего недостоинства. Потом отец Феодосий начал вводить инока Филарета в ближайшее и духовное с собою общение о Господе, в уединенных беседах наставлял его об искушениях, каких ему ожидать надлежало; научал употреблять сильное против каждого из оных оружие Божие; открывал способы владеть и действовать обоюду-острым мечом имени Иисусова, в отсечении помышлений злых, и дал ему для келейного чтения книгу – Добротолюбие, показав, что именно в оной было прилично и сообразно тогдашней мере и потребности его душевной, и чего ему не надлежало касаться до времени, как восхождений, принадлежащих высшим возрастам духовной жизни. Последуя руководству сему, инок Филарет читал и перечитывал увещания Антония великого и Главизны Марка подвижника ; но и сии писания представлялись ему дубравою темною, в коей ходя, новоначальный сей, просил Бога, да пошлет свет Свой и истину Свою, да наставит и да введет его, степенями деяния, в святую гору Богоразумия; и чем усерднее подвизался в том деле послушания, которое Авва Феодосий возложил на него, чем более утверждался в любви к старцу сему, и чем прилежнейшее моление простирал к Богу; тем обильнейший свет разумения воссиявал в уме и в сердце его. Но Архимандрит Феодосий вскоре скончал течение временного жития на земли, оставив духовного сына своего Филарета под строгим жезлом одного старца, не упускавшего ни единого случая к умерщвлению воли его, и назначив его к представлению Преосвященному Феоктисту, на посвящение во Иеродиакона, которое и совершилось Февраля, 8 дня, 1803 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

В 1859 году Ивану Федоровичу был поручен новый перевод на русский язык IV–VI глав книги Деяний Апостольских. В 1860 году дается рассмотрение нового отчета Киевской академии. Так шло и дальше. Все эти поручения давались на срок, и выполнялись Иваном Федоровичем всегда аккуратно. Например, вышеуказанный перевод лексикона Гедерика, данный в ноябре 1858 года, велено было представить к 1 сентября 1859 года. Но особенная тщательность замечается в отзывах Ивана Федоровича об отчетах по Миссионерскому отделению Киевской академии. По всему видно, что Иван Федорович тогда уже был начинающим специалистом, хорошо оценивающим положение данного дела. В первом отчете он нашел «многие и значительные недостатки»; о втором отчете свидетельствовал, что лекции по истории раскола там читались отрывочно; сведения по библиографии давались крайне краткие; план чтений по отчету не виден. Занятый своим делом, Иван Федорович, вообще говоря, неохотно вел другие дела. Например, пробыв 13 месяцев Помощником инспектора, Иван Федорович 23 декабря 1859 года просил об увольнении от этой должности, и был уволен, с выдачею вознаграждения в 208 рублей 30 копеек. В 1863 году Иван Федорович был возведен в звание экстраординарного профессора. В то время он получал жалования 429 рублей, добавочных от Александро-Невской лавры 471 рубль и еще вознаграждения по степени магистра 100 рублей; имел казенную квартиру в здании академии. В формулярном списке отмечен: «поведения честного, исправен и надежен, под судом и штрафом не был». 21 декабря 1865 года Ивану Федоровичу было выдано из процентных сумм 128 рублей награды «за усердную и полезную службу». Видно, что преданность делу Ивана Федоровича и его особенные старания тогда отмечали в академии и ценили. Ценили и административные его способности. Так, например, в 1866 году его избрали и. д. инспектора академии. Во второй раз такое же избрание состоялось в 1869 г. В эти разы в данной должности Иван Федорович оставался недолго: в первый раз с 18 ноября по 5 декабря, во второй с 13 по 20 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010