Общество Почаевских базилиан, как всякое человеческое общество, не могло не иметь добрых и худых людей. В книге «Szkola Bazyliaska» в главе XXVI говорится, что каждый проступок кого бы то ни было из новициушов или монашествующих замечается супериором на бумаге, и о том в то же время сообщается к сведению всей братии. По прошествии четверти года обыкновенно собирается Духовный капитул для рассмотрения проступков и для подвержения виновных соответствующему наказанию. Каждый из обвиняемых наперед знает б этом, и потому сам просит начальствующих и всю братию в капитульное заседание. Когда все соберутся, поется с коленопреклонением Царю Небесный, и потом все садятся на своих местах. Обвиненный, испросив благословение у супериора, сам молится, чтобы Господь дал ему терпение к выслушанию напоминания и желание исправиться. Затем поклонившись всем, выносит на средину стул, и закрывши лице каптуром (клобуком) сам садиться на стул и слушает приговор. Ему кратко приводятся на память обязанности, которые он должен был исполнять и против которых провинился. Если проступок не слишком важен, то наказание ограничивается выговором и напоминанием, чтоб впредь вел себя лучше: но если преступление велико, то употребляется в дело и дисциплина (треххвостка). Магистр капитула это действие каждый раз записывает в капитульную о наказаниях книгу (стр. 231). Из дел архива не видно, чтобы кто из Почаевских базилиан был судим за преступления очень важные. Если они и были, то базилиане умели скрыть их пред миром. Хотя же провинциалы всякий раз, после обозрения монастыря, заметив беспорядки, давали супериорам предписание, чтобы усугублять наблюдение за нравственностью иноков, и тем самым намекали, что поведение их не было безукоризненное, но это делали в общих чертах и ни о ком, ни о чем гласно не выставляли. Главнейшим пороком считалось пьянство, и потому замеченных в сем пороке предавали беспримерно жестокому истязанию. Провинившийся, не смотря на то, будет ли новициуш, или монах, имеющий даже степень священства, наказывался телесно дисциплиной (ременной треххвосткой) и при том публично пред братией в трапезе, во время обеда. В первый раз, сняв с него habit (обыкновенную иноческую одежду), велели ему стать на средине трапезной залы, и медленно читать первый псалом: Блажен муж, иже не иде на совете нечестивых и пр., в продолжение этого чтения один из братии задает ему удары по плечам сказанной дисциплиной. Попавшегося второй раз наказывали таким же образом, только вдвое больше, т. е. он читает 1-й и 2-й псалом, и в продолжении этого чтения получал удары. За третьим разом велено ему кроме 1 и 2-го псалма читать 3-й псалом, и в продолжение этого чтения наказывали его таким же образом. Потом наказываемому не давали есть – за первым разом один день, за вторым – два, за третьим – три, и так постепенно поступали с ним, покуда страсть к пьянству не угаснет. 143 16. Поведение Почаевских базилиан в последнее время

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Нужны мне финифтяные иконы. Потрудитесь выписать из Ростова, по прежнему: а между тем, не пришлете ли несколько, какие есть. Рожественский священник прежде вздумал отбивать дворы из чужого прихода: и его за это поучили; но он не принял наставления, и обвенчал чужеприходный брак Англичанина с дочерью Московского дьячка, и потом Англичанин пришел ко мне просить развода, потому что его обманули, сватали купеческую дочь, а дали дьячковскую, и она даже не извиняется в обмане, а говорит, какая разница в том, что я дочь дьячка, а не купца. Хорошо ли делает этот священник, которого вы называете смирным? Вот еще дело жалкое. Есть некто г. Р., живущий не далеко от Лавры, знакомый, как говорят, иеромонаху Анастасию врачу. Он так обращался с женою своею, что она принуждена была удалиться от него к тетке Елисавете Чедаевой, которую вы думаю, знаете, ходящую на костылях. Но, при том, удержал у себя малолетнюю дочь. Тетка и племянница тоскуют о том, что будет с дочерью у отца, у которого не видят ни способов, ни расположения воспитать ее, как, должно. Для чего бы ему не отдать свою дочь ее матери, и ее тетке, которая девица благочестивая, и о нем пеклась, когда он был в службе, и жил как должно с ее племянницею. Не поговорить ли ему о сем Анастасий? Паки мир вам. Октября 20-го 1853. 946 Мир вам, отец наместник, и братии. Молебствие о помощи Господней во брани будет. Указ о сем должен был к вам послан ныне. Подлинно это может быть брань библейская, брань народа Божия с язычниками, только, – если бы мы менее заразились языческими обычаями запада! – Господи, прости нас, и защити славу Твоего имени пред языками! Радуюсь вестям о Феофиле и Гаврииле. Да благословит их Господь, и поможет им. Но о Арефе получил я горькое известие. В Плимуте вел себя неблагонравно. Это нам наставление, бдительнее смотреть за людьми, точнее их испытывать, и остерегаться мало испытанных употреблять для важных поручений. Простите меня: иеромонаха Арсения Троепольского я не согласился принять. Я видел близко, как преосвященный Иосиф, будучи Заиконоспасским архимандритом, доведен был до необходимости удалить его из Заиконоснасского, и как потом Симоновский, приняв его из жалости, и сделав потом наместником, страдал от него, и с трудом от него избавился. И для Арсения лучше идти в такое место, где нет о нем воспоминаний, могущих смущать его и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Заметим еще: первыми здесь назначены апостол и евангелие святаго, а не рядовые по уставу 12 гл. Тип., л. 21 на об., но не по уставу 49 гл. (см. в послед. нед. Мытаря и Фарисея, 5-е зри, л. 297). 611 Мы не первый уже раз встречаемся с указанием Типикона на один аллилуиарий при двух прокимнах. На основании общего устава, кроме аллилуиария гласа, здесь должен быть ещё аллилуиарий святаго. 612 По указанию 48 гл. Типик, (чит. послед. 14 сент., л. 56) крест из сосудохранительницы может быть взят и пред малой вечерней (а не после неё); только в этом последнем случае он должен быть положен не прямо на престол, а на жертвенник; самое это перенесение должно иметь вид простого действия, т. е. не должно сопровождаться никаким богослужебным обрядом и никакими молитвословиями. Торжество же перенесения креста, прямо ли из сосудохранительницы или же с жертвенника, совершается только после малой вечерни, и именно так, как это подробно описано в послед. 14 сент., л. 56 (чит. со слов: „По отпущении вечерни входит екклисиарх... “) и как о том же самом, только кратко, говорится в послед. 3 нед. Вел. поста, л. 324 на об. Кстати заметим: в указаниях Типикона на сосудохранительницу, полагаем, имеется в виду не шкаф для хранения креста, как некоторые думают, а особое отделение, в древних храмах устроявшееся с правой стороны алтаря, предназначавшееся для хранения принадлежностей богослужения и называвшееся σευοφυλιον. 613 Опять один аллилуиарий указывается; между тем, на 4 нед. В. поста совершенно ясно назначены два – гласа и святаго (Тип., л. 327 на об.). Так должно быть и здесь. 618 По характеру поста и богослужения на эти дни походят понедельник, вторник и среда Страстной седмицы, хотя в Типиконе они нигде не названы постными днями. 619 Но в издании Киево-печ. лавры, л. 3 на обор., сказано, что на вечерни, отправляемой накануне понедельников Великого поста, великую ектению произносит диакон (разумеется, если он есть). 620 В издании Киево-печ. лавры ничего не сказано о том, кто на этой вечерни кадит – священник или диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Патриарший хор под управлением Комарова несколько раз – в 1945, 1948 и 1957 – давал открытые концерты. С 1968 года Комаров вместе с Н. С. Даниловым вел регентский кружок в Московской духовной академии. Он является также автором ряда духовно-музыкальных сочинений. Наибольший резонанс имел концерт, данный хором в Большом зале консерватории 6 февраля 1945 года, по случаю интронизации патриарха Алексия – это был первый духовный концерт после долгого перерыва. Концерт состоял из двух хоровых отделений и одного симфонического. Завершающее симфоническое отделение открывалось чтением Приказа Верховного Главнокомандующего, в котором говорилось о победах на фронте, затем прозвучал Гимн Советского Союза и увертюра Чайковского «1812» под управлением Н. С. Голованова. В первых двух отделениях Патриарший хор исполнил большую программу, состоявшую из шедевров русской духовной музыки: «С нами Бог», Символ веры , «Христос воскресе» Кастальского, «Ныне отпущаеши» Рахманинова, «Благослови, душе моя», «Разбойника благоразумного» и «Ангел вопияше» Чеснокова (в последнем песнопении солировала Н. Д. Шпиллер), «Покаяния отверзи» Веделя, «Помышляю день страшный» Архангельского, «Воскресни, Боже» Турчанинова, «Воспойте, людие» Бортнянского, «Сей день» Смоленского, «О Тебе радуется» Данилина. 520 Николай Васильевич Матвеев родился в 1909 году в Вильно. В 1918 году семья поселилась в Сергиевом Посаде, и мальчик начал петь в хоре Лавры. Впоследствии Матвеев обучался на дирижерско-хоровом факультете Московской консерватории и Гнесинского института. В 1936 закончил Архитектурный институт. Регентовать начал в 1927 году в Лавре; в 1945–1947 – регент церкви в Тарасовке (Ярославской ж. д.). Весной 1948 года он был назначен регентом храма Всех Скорбящих Радости на Ордынке, где и трудился до конца своих дней; с 1970 года руководил также регентским классом Московской духовной академии. Хор под управлением Матвеева записал несколько пластинок (1969–1971), но особую известность приобрел своими исполнениями за службой шедевров русской духовной музыки – Литургии Чайковского и Всенощного бдения Рахманинова. С 1950-х годов эти произведения исполнялись в храме Всех Скорбящих ежегодно – в годовщины рождения Рахманинова и кончины Чайковского (таким образом, Матвеев восстановил традицию ежегодного исполнения Литургии Чайковского, поддерживавшуюся до революции Синодальным хором в Москве и хором Александро- Невской лавры в Петербурге).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радостно было также слушателям слышать чисто русскую речь там, где раньше раздавался всегда сильный хохлацкий акцент. Гедеон, сверх всего, обладал прекрасной дикцией, и митрополит Платон отзывается, что „он столь приятно и сладостно произносил слова свои, что слушатели бывали как бы вне себя и боялись, чтоб он не перестал говорить“. Посвященный скоро в архимандриты, сделанный членом Синода, он был назначен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, продолжая жить по преимуществу в Петербурге и сохраняя до кончины Елисаветы звание придворного проповедника. Гедеон, испытавши на себе тяжелую руку малороссов, не мог, конечно, не относиться к ним враждебно. Вознесенный мирской властью, он был всецело предан, а вел себя, как вельможа, что позволяло ему богатство лавры. Носил по моде того времени шелковые башмаки и чулки, на башмаках бриллиантовые пряжки в 10,000 рублей; гардероб его с шелковыми и бархатными рясами занимал целую комнату. О нем говаривали: „Гедеон нажил мильон“. По восшествии своем на престол Екатерина велела посвятить Гедеона в епископы Псковские, но держала его в Петербурге. Третьим видным монахом-великороссом был Гавриил Петров. Родившись в Москве, он получил образование в московской духовной академии. Когда он кончил курс, начальство стало склонять его к принятию монашества, но он решительно отказался и, потеряв место учителя, занял невидную должность корректора московской синодальной типографии. В академии освободилась кафедра пиитики, и св. Синод предложил Петрову занять ее, с чем необходимо тогда было связано и пострижение в монашество, Петров опять отказался. Такое уклонение от иночества нельзя объяснить ни чем иным, как только тем, что грубый деспотизм малороссов-монахов очень уронил эта звание в глазах даровитейших студентов. Петров же имел ясно выраженные аскетические наклонности и только об одном и думал, как бы больше находиться при церкви. Когда он окончил курс и был некоторое время без должности, он думал занять просвирническое место, только чтоб иметь, как сам говорил „маленький кусок хлеба“ и служить при храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Синаксарь в рус пер. с современных св. Георгию ркп. — Тифл. церк. муз. 193 и 222 изд. у прот. Кекелидзе , Литург. груз. пам. 228—272), С XIII в. на Афоне появляются и полные Иерус. уставы. Устав, данный св. Саввою Сербским († 1237 г.) Хиландарскому мон. на Афоне, за богослужением отсылает к какому-то «Синаксарю», м.б. тому, рукопись которого от XIV в. есть ныне в Хиландарской библ. 66/70) – чисто Иерусалимского типа ( Дмитриевский, Древнейший Хиланд. Синаксарь по уст. Иерус. Труды Киев. Д. Ак. 1905. II, 473), как и сам представляет, из себя смесь Иерусалим. порядков (бдения) с местными (постный режим). (Хиландарский устав с современной Савве рукописи изд. Еп. Димитрий , Типик Хиландарский Белград. 1898). И по введении Иерусалимского устава в Афонских монастырях продолжали держаться прежние и местные порядки, почему это введение не уничтожило особого Святогорского устава, а только сообщило ему Иерусалимский колорит, что видно уже из самих надписаний сохранившихся его рукописей (из коих ни одна не издана). Так греч. ркп. Ватик. б. cod. Palat. 101 от 1474 г. озаглавлена «Типикон лавры св. Саввы и лавры св. Афанасия Афонского», той же библ. 38 от 1423 г. «Тип. св. и вел. мон. св. Афанасия на горе Афонской»; в Тип. 1336 г. Флорентийской Лаврентианской библ. 15 есть «главы известнейшего церковного устроения св. горы». Важнейшие афонские монастыри имеют ныне записа своего устава (Иерус. типа); так лавра св. Афанасия в ркп. XV-XVI в., Пантократор. мон. в ркп. XV в. Порядки Дионисиатского мон. записаны 1624 г. иеромонахом его Игнатием, и эта запись пользовалась большим авторитетом,— с нее есть списки во многих афонских монастырях; так для Пантелеимонова мон. сделан был есть ркп. XVIII в.) переработанный список с дионис. Тип. под загл.: «Точный Тип. церк. последования, собранный от св. Саввы и других разных»; здесь есть ссылки кроме Афанасиева Тип. на афонские Типиконы «правого хоря», «левого хора», «великий Тип. Андрианополита». С Дионисиатского же Тип. сделан список в 1875 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Прокопий решил покинуть стены Лавры. Но в тот же самый день, когда он получил расчет, он неожиданно заболел и вынужден был остаться в братской больнице. Здесь ночью он удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая утешила его и подкрепила духовно. Когда об этом дивном посещении от духовника Прокопия узнал наместник Печерской Лавры, он отдал приказ немедленно зачислить юношу в число братии с имеющимися бумагами. Так судьба будущего подвижника была решена: он остался в Лавре. Его зачисление в послушники состоялось 23 марта 1850 года. Прокопий продолжил нести клиросное послушание при пещерных храмах. Начало юродства Своим духовником послушник избрал иеросхимонаха Парфения (Краснопевцева), часто посещал и другого киевского подвижника – блаженного Феофила. Вскоре и в поведении самого Прокопия стали проявляться признаки юродства. К примеру, известно, что исполняя свое клиросное послушание, он никогда не читал по книге, а произносил всё по памяти, перевернув при этом книгу. В молитвах, обращенных к Богородице и Пресвятой Троице, он обычно заменял местоимение «Ты» на «Вы». Был Прокопий угрюмым и нелюдимым. Приходя на послушание, поворачивался лицом к народу, а на клирос шел боком, что у всех вызывало смех и недоумение. Спускаясь по лестнице, он переступал сразу через несколько ступенек, любил вытирать своим подрясником перила… Это были первые странности в поведении Прокопия, из-за которых он вскоре был освобожден от клиросного послушания и переведен в Голосеевскую пустынь на должность записчика. Голосеевская пустынь В Голосеево Прокопию довелось часто встречаться с митрополитом Филаретом (Амфитеатровым), который обычно проводил здесь всё лето. Владыка разглядел в молодом послушнике будущего подвижника и даже назначил его читать свое келейное правило. Очевидно, благодаря такому покровительству Прокопий вскоре был пострижен в рясофор с именем Паисий. Постриг состоялся 31 октября 1854 года. Но молодой монах не оставил своего юродства, а, напротив, только его усугубил. Ходил он обычно босиком или обув сапог лишь на одну ногу. Инок старался всегда пребывать в молчании, с братией вел себя бесцеремонно, думая вызвать тем самым насмешки и оскорбления в свой адрес. Начальство, не понимая юродства блаженного, перевело Паисия с послушания записчика в братскую пекарню. Однако из-за недостатка певчих 10 ноября 1855 года его вернули в Лаврские Ближние пещеры на послушание клиросного.

http://pravoslavie.ru/120890.html

По-прежнему большое внимание уделял митр. Филарет и делу строительства, благоустройства и обновления храмов, преодолевая при этом все преграды со стороны лиц, недовольных его деятельностью. Большую помощь в этом деле оказывали благотворители, вносившие значительные суммы на обновление храмов. Митр. Филарет содействовал устройству вокруг Лавры каменной стены, а также разрешил занять имеющиеся на территории Лавры помещения под гостиницу, странноприимницу и лечебницу. Высокопреосвящ. Филарет активно участвовал в делах Св. Синода, членом которого он был с 1836 г. до освобождения его от этой должности по его просьбе в 1842 г. Этот период был особенно насыщен событиями в делах Высшего Церковного Управления. По указанию Св. Синода он был организатором и главным участником торжества, происходившего в Витебске в 1839 г. по случаю воссоединения униатов. Митр. Филарет пользовался известностью не только в России, но и за границей. Он вел переписку с патриархами Иерусалимским, Константинопольским, Александрийским и Дамасским. До самых последних дней своей жизни Киевский архипастырь был неутомим как в трудах святительского служения, так в подвигах иноческой жизни и переносил эти трудности и подвиги с удивительной бодростью, укрепляемый помощью свыше. С 1855 г. после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: “Я вижу Господь скоро позовет меня к Себе”. Такая уверенность архипастыря не обманула его. 1857 г. он встретил на одре болезни. Болезнь по временам отпускала его, но не надолго. “Храмина тела моего разрушается”, – говорил он. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 г. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал божественную литургию в домовой церкви и причащался св. Христовых Таин. До самого момента кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжелом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Я познакомился с Виталием Чернухой, когда он еще был студентом КДА. В то время он уже вел занятия в воскресной школе Лавры. Педагог по образованию, он более всего беспокоился о духовном образовании детей, понимая, очевидно, что новое поколение должно также нести Слово Божье. Потом он принял монашество с именем Лонгина, Вратаря Печерского. Его небесный покровитель был смиренным, нес самое скромное послушание у врат Лавры. При этом он видел души людей, заходящих в Лавру. Почивший о.Лонгин нес другое послушание. Но он также видел души людей, потому что в душе его была любовь к людям. Он знал слова евангельские о том, что нет выше той любви, чем положить душу свою за друзей своих. Мы не знаем таин Божиих. Почему Господь в расцвете сил забрал его к себе. Но на отпевании о. Лонгина Трапезный храм был переполнен. И это было свидетельством того, что он был угоден Богу. Трудно говорить о человеке многословно, уход которого из этой жизни был столь неожиданным. Трудно говорить о человеке, которого уже нет с нами на земле. Но мы верим, что он теперь у Престола Божьего молится о нас. Вечная тебе память, дорогой отец! Екатерина Дятлова: «При последней встрече он сказал: «Так хорошо, когда служишь Литургию и обращаешься к Богу от нас — не от себя. Мы все вместе»» С отцом Лонгином мы хранили тёплые дружеские отношения на протяжении 18 лет. Познакомились во время экскурсии по Лавре. Пришли из 30 наших студентов только я со знакомой. Экскурсовод – Виталий Чернуха, тогда еще студент КДС, а в будущем – отец Лонгин. Он не расстроился, что большинство предпочли подготовку к завтрашнему экзамену. Рассказывал так, как будто в Лавре всё для него родное, а православная вера – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Наша экскурсия плавно перешла в тёплое общение. А экзамен я потом хорошо сдала. Впоследствии, когда я посещала собрания протестантской общины, именно аргументы о.Лонгина стали решающими в выборе мною православной веры. Через некоторое время он пригласил меня обучаться в воскресную школу при Лавре, потом – преподавать «Основы христианской этики» в младших классах общеобразовательной школы. Сам он преподавал там же в старших классах.

http://pravmir.ru/arximandrit-longin-che...

– Вы не боитесь, что после этого интервью кто-нибудь решит возобновить эту методику, например, из регентов на клиросе? – Нужно понимать, почему и для чего он бывал жестким. Не из деспотизма или прихоти, но для осознания певцами важности правильного церковного пения в делании молитвы. Отец Матфей очень четко, понятно и образно объяснял технику и манеру пения. К примеру, чтобы бас не рычал и не перекрывал весь хор, говорил: «Представь, что ты берешь на руки сына и что ты его баюкаешь, колыбельную поешь». Такие методы – образные, живые – помогали певцу понять, что от него требуется. А еще отец Матфей не любил брать в хор людей, имеющих музыкальное образование и академически поставленный голос, потому что академическая и церковная манера пения имеют грандиозную разницу. Поэтому, чтобы не тратить время на их переобучение, он предпочитал брать необразованных «самородков» с потенциалом развития, который каким-то образом мог разглядеть. Впоследствии многие такие певцы, поначалу малозаметные, со временем становились известнейшими солистами хора отца Матфея. – Вам знаком труд преподавания? – Когда служил клириком в храме в честь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, преподавал в воскресной школе для взрослых. Преподавал на библейско-богословских курсах. В Вятском духовном училище преподавал с момента моего рукоположения во священство. Вел литургику, катехизис и патрологию. Сейчас преподаю на базе Центра подготовки церковных специалистов (Вятского духовного училища) на двухгодичных курсах для певчих и регентов. Помогаем слушателям курсов учиться петь на клиросе, изучить законы построения богослужений. Вообще, преподавание – большое подспорье для священника. Во-первых, в ходе преподавания формируется грамотная речь, что очень важно для проповедника, а во-вторых, излагая материал, сам начинаешь его лучше понимать. Духовное родство – За время обучения в семинарии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре чье еще успели впитать духовное руководство? – У нас было много мудрых преподавателей из священства, которые не только превосходно знали свой предмет, но и являли нам пример истинной христианской жизни. Было много и подлинных старцев, из числа духовников лавры: архимандрит Наум, архимандрит Илия, архимандрит Варфоломей и другие. Впрочем, более всего я общался с архимандритом Диодором, также духовником лавры. Именно он, на протяжении всех лет обучения в стенах академии, был моим духовным отцом. Он и сейчас пребывает в лавре, совершает богослужения. Могу с уверенностью сказать, что во многом благодаря отцу Диодору и преподавателям семинарии то воспитание, которое я получил в детстве, не забылось, но получило должное и верное развитие.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/29/muzyka...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010