REN TV: Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Фото Патриархия.Ru – Здравствуйте Ваше святейшество. Скажите, пожалуйста, какую роль должен сыграть предстоящий в июле саммит мировых религиозных лидеров для Русской Православной Церкви и всего мирового сообщества? – В последнее время на Западе наблюдается тенденция отодвинуть религию на обочину жизни. Религиозный саммит, который состоится в Москве, на котором будут представлены основные религии мира, заявит о необходимости диалога цивилизаций, о необходимости противостоять нетерпимости. Ну и, что очень важно, напомнит о том, что нельзя терять духовные и нравственные ценности. Часто люди думают, что свобода дает возможность вседозволенности. Но есть нравственные ценности у всех религий, которые накладывают определенные обязательства на людей, и сохранение этих духовных нравственных ценностей, я думаю, в наше время очень важно. – Ваше святейшество, ни для кого не секрет, что XX век был для Русской Православной Церкви временем очень тяжелых испытаний. Что делает Русская Православная Церковь для того, чтобы вернуть себе то место, которое она занимала в течение веков? В том числе, что она делает для возрождения духовных ценностей, которые утеряны за последние десятилетия? – Действительно для Русской Православной Церкви XX век был тяжелым. Эпоха гонений, преследований, огромное количество мучеников и исповедников, которые за веру Христову пострадали и отдали свои жизни… Когда же пришла религиозная свобода, то оказалось, что в генах русского народа все-таки сохранилась вера в Бога и необходимость веры в Бога. Люди пришли к осознанию того, что без веры в Бога нельзя жить. Нужно руководствоваться в жизни теми нравственными духовными ценностями, которыми на протяжении веков жила Русь. Поэтому она и называлась Святой Русью. Что делает Русская Православная Церковь? Русская Православная Церковь откликается на нужды православных верующих людей, которых все больше и больше приходит в храмы за последнее время. Если в 1987 году у нашей Церкви было 6800 храмов, то уже к концу прошлого года их стало больше 27 тысяч. И что поражает людей, особенно на Западе, иностранцев, так это то, что этот процесс идет снизу. Он востребован! Не власти церковные или гражданские строят храмы – народ жаждет возрождения духовной жизни! И одним из примеров возрождения духовной жизни является храмовая молитва и все то, что связано с ней. Не только верующий человек должен придти в храм и молиться, ведь апостол говорит, что «вера без дел мертва». То есть веру нужно подкреплять добрыми делами. И наша задача – возродить это осознание необходимости делать добрые дела.

http://pravoslavie.ru/4677.html

XV век Николай Кузанский XV век дал миру немало великих ученых, первооткрывателей и религиозных деятелей. Одним из них стал епископ Николай Кузанский. Этот немецкий философ и богослов был чем-то сродни великому русскому мыслителю Михаилу Ломоносову. Ведь им обоим с юных лет пришлось отчаянно бороться за свое право учиться грамоте и заниматься науками. Николай родился в простой семье из южной Германии, в селе под названием Куза. Потому-то впоследствии его и прозвали Кузанским. «Я появился на свет в 1401 году. Отец мой занимался рыбной ловлей и, кроме того, возделывал виноградник. Родители даже не помышляли отдать меня в школу – сызмальства я трудился наравне со взрослыми». Так вспоминал свое тяжелое детство прославленный деятель христианской Церкви. Но Николай с раннего возраста тянулся к знаниям. И, будучи подростком, он попросту сбежал из отчего дома. Способный мальчик сумел найти приют в Голландии. Там он и учился в школе. А потом поступил в знаменитый Гейдельбергский университет в Германии, где, как особо талантливый студент, учился за казенный счет. Но, даже окончив университет с отличием, Николай Кузанский стремился умножить свои знания. «Я поехал в Италию, в богословский институт города Падуи. Я хотел как можно глубже постичь Бога и Его творение – человека и природу». Позже Николай Кузанский напишет в одном из своих философских трудов: «Все люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение». Уже в 22 года этот исключительно одаренный юноша стал доктором канонического права. А в 25 лет, получив сан священника, был назначен секретарем легата, то есть полномочного представителя Римского папы, в Германии. Еще через два десятка лет Николай Кузанский в сане кардинала сам стал папским легатом. Это была стремительная для тех времен карьера. Но имя Николая Кузанского осталось в веках вовсе не из-за его высокой должности. Этот человек всю жизнь исследовал законы мироздания. И достиг высот познания, совершив немало великих открытий. Николая Кузанского называют одним из крупнейших философов эпохи Возрождения. Многие афоризмы этого мыслителя остались в обиходе до сих пор. Например, известное изречение: «Мы живем в придуманном мире» – не что иное, как цитата из его трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

     …«На дворе двадцать первый век, а эти христиане всё верят в дедушку на облачке!» — пишет в беседе, случайно принесенной лентой социальных сетей, очередной агитатор. «На дворе двадцать первый век, по интернету доступны любые богословские труды, любой христианин с детского сада знает о Пресвятой Троице – и только бедные атеисты зачем-то верят в какого-то дедушку на облачке», — парирую я. И не на шутку задумываюсь. Действительно. Идет 2018 год. Наступает важный юбилей. Ровно тридцать лет с того момента, когда, не иначе как молитвами святого равноапостольного князя Владимира, всех святых и новомучеников Российских, наступил настоящий перелом в отношении к Церкви со стороны властей нашего государства. Не позволил Господь, чтобы год 1988-й – год тысячелетия Крещения Руси – остался важным лишь для «малого стада» тех, кто не боялся в советские годы идти за Христом. Этот год многие очевидцы назвали «второй христианизацией Руси»: накануне торжеств Церкви были отданы многие святыни и мощи святых, возвращены Оптина пустынь, Толгский монастырь. В Россию съехались первоиерархи поместных Церквей, встречи проводились на высоком государственном уровне, появилась возможность открытой проповеди. Тридцать лет назад. Казалось бы, наконец-то «разрешили церкву», и не только заинтересованные люди теперь могут беспрепятственно поучаться в Слове Божием, но и люди неверующие – знакомиться с историей Церкви, с тем наследием, которое неразделимо с историей и культурой России. Или хотя бы на уровне элементарных понятий знать о том, во что веровали и веруют многие соотечественники. В конце концов, любой человек, считающий себя мыслящим и образованным, обычно стремится знать хоть что-то о каждой важной сфере жизни общества. За тридцать лет в стране построено огромное количество храмов, открыто еще больше приходов, служат грамотные священники, существуют курсы, беседы, воскресные школы. А в последние годы – когда даже у малых детей в руках есть приспособление для выхода в интернет – возможности доступа к любой информации и вовсе безграничны.

http://pravoslavie.ru/110474.html

     Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:06 мин. Размер 7.8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни», – это сказал еще задолго до Рождества Христова «отец медицины» язычник Гиппократ. О том, к чему устремляли свой ум язычники апостольского века, слышали мы, дорогие братия и сестры, в сегодняшнем Евангелии: это размышления о том, что нам есть, что пить, во что одеваться. Но посмотрим сегодня вокруг, повнимательнее посмотрим на себя, еще раз приведем в порядок свои думы и чаяния и поймем, что мы самые настоящие язычники по образу мыслей своих и живем в обществе таких же потребителей земных благ и гедонистов, какими сами и являемся. Язычники, конечно же, всегда будут жить на этой земле – юдоли боли и печали, но на земле Божией им делать нечего, и они исчезнут: «Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его» (Пс. 9: 37). А пока земля – это общий дом для всех нас, и праведных, и грешных, то часто видим мы, что как раз у людей, язычников по уму, у людей, не думающих о Боге, о воздаянии за грехи, о будущей жизни, у людей, жестоковыйных и дебелых, все, что связано с предметом их дум – с едой, питьем, одеждой, материальным благополучием, положением в обществе, властью, – все намного лучше, нежели у тех, кто остается верен слову своего Учителя – Христа Спасителя, верен тому слову, которое мы слышали сегодня за Божественной Литургией: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33). Прежде телесных нужд мы, называющие себя учениками Христа, должны заботиться о спасении своей души – о стремлении к наслаждению вечными благами; а правдою Его, которую мы обязаны искать и сохранять среди лжи и лукавства мира, называется оправдание, ожидаемое нами от Христа, перед Которым будем оправдываться в своих грехах и падениях верой. Будем просить у Бога только того, что необходимо для души

http://pravoslavie.ru/113754.html

  разделы   рассылка  распечатать Алиса Орлова " Свет радости в мире печали " : фильм о митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове) Источник:  Татьянин день 26 января 2012 года в рамках XX Международных Рождественских чтений в храме Христа Спасителя прошла презентация документального фильма " Свет радости в мире печали " об исповеднике веры митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове). Документально-исторический фильм " Свет радости в мире печали " – совместный проект Издательского отдела Астанайской и Алматинской епархии, Издательства Московской Патриархии и Православной студии Петербурга. Автор сценария и режиссер – Лариса Соколова, оператор Игорь Жоров. Текст читает народный артист СССР Василий Лановой. На этом официальной информации, пожалуй, хватит. Потому что очень хочется передать впечатление – и от фильма, и от знакомства с личностью митрополита Иосифа. Хочется верить, что фильм по праву займет достойное место в сердцах зрителей – ведь именно для этого и был снят документальный рассказ о нашем современнике – подвижнике XX века. Иногда кажется, что настоящие святые жили настолько давно, что и узнать об их реальной жизни ничего нельзя, остались только легенды. Но вот перед нами жизнь подвижника, жившего в недавнем, прошлом веке. Живы люди, которые знали его, и воспоминания этих людей собраны в документальный фильм. Разве это не чудо? Мы увидим ХХ век вовсе не таким, каким он описан в учебниках истории, увидим во всей полноте и многообразии, ужасе и красоте – на примере истории одной человеческой жизни. И увидев, поймем, что апостольская традиция не прервалась, она проходит к нам незримой нитью через жестокий и кровавый ХХ век. Жизнь человека, о котором идет речь, сложно назвать обычной. Родился митрополит Иосиф в 1893 году, умер в 1976 году. Вот несколько фактов из его биографии: в общей сложности 17 лет провел владыка в советских лагерях и ссылках, 66 суток отсидел в гестаповской тюрьме, где окна в мороз были без рам и стекол, чудом избежал расстрела. В 1918 году в Таганроге он, будучи иподьяконом и секретарем архимандрита Арсения (Смоленца), спас его от смерти. Вот так прямо пошел в порт к пьяным ревоюционным матросам, и объяснил, что архимандрит не виновен в том, за что его хотят расстрелять.

http://religare.ru/2_92122.html

§ I После заключения первого столетия, в течение некоторого времени христианская Церковь распространялась спокойно. До этого времени для массы поверхностных наблюдателей христианское общество представлялось просто одной из еврейских сект, и к нему относились с некоторой высокомерной терпимостью, которая только изредка прерывалась взрывами народных страстей вроде того, как это было в Риме в дни Нерона. Правда, отдельные лица из христиан в провинциях иногда обращали на себя внимание правителей и страдали за свои религиозные убеждения, но, в общем, такие случаи не были часты. Знаменитые письма Плиния к императору Траяну отмечают начало новой эры. Христиане теперь настолько умножились в числе, что стали привлекать внимание гражданских властей, а особенности их веры сделались известны достаточно, чтобы не смешивать христиан с евреями. Между тем лжеучения, которые в послеапостольский век имели вид отрывочных не образовавшихся мнений и взглядов, теперь были приведены в систему и подкреплены аргументами философии. Таким образом, во втором веке своей истории христианская Церковь вступает в открытую борьбу против официальных преследований, против организованных ересей и нападений языческой философии. Уже в половине второго столетия было ясно, что битва будет выиграна христианами, и конец „века апологетов” представляет пред нашими взорами христианское общество, кафолическое по строю и учению, огромное по числу, прославленное гением борцов, вооружённое против лжеучений обладанием Библии , состоявшей „из писаний пророков, евангелистов и апостолов”. Такому возрастанию и усилению христианской Церкви вполне соответствовало развитие христианской литературы. Если в век послеапостольский литература выражалась почти в одной форме посланий, которые свидетельствовали о взаимных сношениях и общности веры первых христиан, то сочинения второго века были различны, соответственно изменившемуся положению Церкви. Послания, летописи, рассуждения, апологии, даже рассказы и поэмы громко заявляли языческому миру о правах новой веры. Однако большая часть этих письменных памятников до нашего времени не дошла. Некоторые из творений Иустина-Философа, апологии Афинагора и Татиана, книги Феофила Антиохийского , послание к Диогнету, „Пастырь” Ермы, сирийский перевод апологии Мелитона, епископа Сардийского, Лже-Климентины, и ряд драгоценных цитат, обязанных сохранением трудолюбию Евсевия Кесарийского , вот почти всё наиболее важное, что известно теперь науке. Истолковательные труды Папия Иерапольского , трактаты св. Иустина, доставившие ему громкое имя философа, сочинения Агриппы Кастора против ересей, учительные и полемические труды Мелитона Сардийского и Феофила Антиохийского , „книга вопросов” Татиана, летописи Егезиппа, – всё это погибло, а вместе с тем исчезли и прямые следы известий об этом периоде истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Архив Пн «Век нынешний и век минувший» 4 сентября 2023 г. 10:53 2023 год в истории древней Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители — особенный. Монастырь отмечает 30-летие возрождения. Более четверти века здесь растет и крепнет монашеская семья под покровом преподобного Стефана Махрищского, друга и собеседника Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Как и многим другим обителям, приступившим к восстановлению в 1990-х, Стефано-Махрищскому монастырю пришлось нелегко, начало было поистине многотрудным. Но, вспоминая слова апостола Павла, обращенные к Коринфянам, первые насельницы, в числе которых была и будущая игумения Елисавета (Жегалова) , «при всей скорби… преизобиловали радостью» (2 Кор. 7:4). Накануне юбилейной даты об этой особенной радости первых лет и о последующем становлении обители матушка Елисавета рассказала «Монастырскому вестнику». — Матушка, расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в монашество. Как Вы оказались в Пюхтицком монастыре , а в дальнейшем — на Владимирской земле под покровом преподобного Стефана Махрищского? — Родилась я в городе Дмитрове в самой обычной семье служащих. Про Церковь тогда, конечно же, ничего не знала, а начиная с 7 класса, была даже в некотором смысле ее гонителем — «идейной пионеркой», вдохновлявшей молодежь ходить в храм, который находился рядом с нашей школой, чтобы мешать людям молиться. Но все это юношеское «горение» продолжалось до тех пор, пока с нами не побеседовал один из батюшек того прихода. Батюшка был какой-то необыкновенный. Тогда я этого не понимала, но за одну беседу ему удалось охладить наш пыл. После школы, как это происходит, наверное, у многих, я стала задумываться о смысле жизни. Тогда настал период увлечения искусством. Я пробовала поступить в ГИТИС, но у меня не получилось, и я осталась там работать. В те годы я ездила на лучшие постановки в известные театры «Современник», «Ленком»… Долгим было это увлечение, но вопрос о смысле жизни передо мной все равно стоял нерешенным. Кажется, насыщенная жизнь, театр, живопись, музыка, искусство… но я ощущала, что чего-то самого важного мне не хватает, что все, чем я занимаюсь, все-таки ограниченно.

http://patriarchia.ru/db/text/6056095.ht...

архимандрит Зосима (Шевчук) Аннотация. XIX век стал временем возвращения русской церкви к святоотеческому Православию. Влияние святителя Феофана Затворника на русское богословие XIX века, как и на богословие последующего времени, несомненно. Он был тем богословом, который не просто отвлеченно рассуждал на теологические темы, а тем, для кого богословие было сердцевиной его жизни. Служение слова было для него служением Воплощенному Слову – Христу Спасителю; именно свою писательскую деятельность Вышенский затворник видел как то, чем в наибольшей степени может выполнить свой архиерейский долг; с этим был связан и его затвор. Как отмечал доктор исторических наук, кандидат философских наук Н.Н. Лисовой , «...весь наш XIX век и начало XX – все это было возвращением Русской Церкви к святоотеческому Православию. Потому что в истории Русской Церкви был, как известно, перелом, связанный с Петровской эпохой, с синодальным периодом, с Духовным регламентом» Л.Д. Битехтина писала о том, что «... особенность состояния русского богословия и науки на этот период фиксировалось в задаче «догнать» западное просвещение (в частности, Германию). Проблема состояла в том, что, ориентируясь на западную школу богословия, наше – не исходило из внутренней потребности и убеждения» Святитель Феофан, несомненно, был одних из самых влиятельных духовных писателей XIX столетия, оказавшим большое влияние и на развитие русского богословия и в целом на общественную мысль, активно публикуясь, вступая в переписку по духовным вопросам. Переписка с мирянами была, наверное, одним из важнейших направлений духовной деятельности святителя Феофана в период его затвора в Вышенской пустыни. Удалившись в Вышенскую пустынь под Тамбовом, святитель Феофан больше 20 лет ежедневно проводил службы в домовой церкви, занимался книжными переводами и вел обширную переписку, отвечая на несколько десятков писем в день. Те вопросы, на которые он отвечал, в том числе и связанные с духовной жизнью, общественной нравственностью, массовым интересом к оккультизму и нехристианской религиозности – актуальны и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя несколько новых храмов и трехъярусную звонницу. ЖМП 10 октябрь 2020 /  14 января 2021 г. 13:40 Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком.  PDF-bepcuя. В Никольском женском монастыре на Монаховой горе удивительный виноград. Зрелый, сорванный прямо с лозы, он в буквальном смысле тает во рту. Монастырские угодья невелики, но с виноградника в несколько рядов длиной в пару десятков метров в сезон удается собрать больше центнера. Спасибо и агроному-виноградарю Алексею Немытову, который специально для Никольской обители вывел несколько не­укрывных сортов винограда, и местному климату — 40-градусная жара в конце августа оптимальна для южных культур. А всего в нескольких десятках шагов температура воздуха резко падает — почти на 30 C. «Вход в пещеры», — гласит табличка у иконной лавки монастыря. Вместе с настоятельницей игуменией Иоанной (Боярской) мы осторожно спускаемся по ступенькам под пение Иисусовой молитвы, и вскоре глаза привыкают к скудному освещению. Видение отшельника-казака История Святых пещер под Оренбургом словно в капле воды отражает весь трагический и противоречивый ХХ век. Захарий Карцев, выходец из казачьего рода, вырастив вместе с супругой детей, одновременно с ней принял иноческий постриг. В одном из паломнических путешествий иноку в видении явились преподобный Иона Киевский и праведный Иоанн Кронштадтский (об этом рассказывается в письме монаху киевского Ионинского Свято-Троицкого монастыря Исаакию). Святые подошли к иноку и указали место для устроения мужской обители1. Узнав впоследствии об этой истории, монахини петербургского Иоанновского монастыря на Карповке официально внесли Никольский монастырь в перечень обителей, открытых по благословению «всероссийского батюшки».

http://e-vestnik.ru/church/vzoyti_na_mon...

Беседа XXVIΙΙ. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. В нынешнюю беседу, братие, продолжим объяснение второго члена символа веры . В этом члене Господь Иисус Христос называется Сыном Божиим единородным. Этим названием обозначается то, что Иисус Христос есть один только Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, потому есть единаго существа с Богом Отцем; и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых человеков, которые также называются сынами Божиими, но только не по существу, как Иисус Христос, а по благодати, т. е. по милости Божией. Наименование Иисуса Христа единородным взято в символ веры из Свящ. Писания. Евангелист Иоанн Богослов говорит: «Бога не видал никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). – Во втором члене символа веры о Сыне Божием сказано: Иже от Отца рожденнаго. Этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Все три Лица Святой Троицы, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, как вы знаете, совершенно равного Божеского достоинства, но между ними есть различие: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца. Словами Иже от Отца рожденнаго и указывается на личное свойство Сына Божия, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. В символе веры сказано еще, что Он рожден прежде всех век. Это сказано для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было, так как Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. – В символе веры сказано: Света от Света. Этими словами несколько изъясняется для нас непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света происходит свет видимый во всей вселенной: но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010