Век расслабленного - Я где-то читала, что у нас век расслабленного, когда никому ничего не надо, хотят, чтобы им принесли всё на блюдечке, - говорит Людмила. - Век расслабленного? - переспрашиваю я растерянно, не потому, что не понял, а удивлённый точностью определения. Она - староста храма Иоанна Крестителя, освящённого недавно в деревне Шиловская Вельского райо-на Архангельской области. Улыбчивый, очень добрый человек. На вопрос, почему именно её выбрали, смеётся: - Не знаю. Наверное, потому что ко мне в деревне все хорошо относятся. С чего всё начиналось в новом храме? Первая служба состоялась в июле этого года. Но Людмила Баракшина с двумя знакомыми прихожанками начала читать канон Иоанну Крестителю за год до этого, в ещё строящейся церкви. Одновременно пришлось созидать и ту Церковь, о которой Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Оказалось, что самое трудное - сохранить отношения. Часто раздражались: одна ударение неправильно поставит в слове, у другой голос сегодня не такой. - Не о молитве думаем, не о каноне, - объясняет Людмила. - Хочешь показать, что не обиделась, когда тебе указывают на ошибку, но почему-то опять то же слово неправильно читаешь, будто кто за язык дёргает. Тут ещё беда с сыном случилась, и я замкнулась, переживала сама в себе. Закончим молиться - и до свиданья, сразу домой бегу. А наши думали, что это из гордости... Теперь чаще одна канон читаю, но иногда снова втроём. Дай Бог, всё будет хорошо. Она замолкает. В рассказе Людмилы нет обиды. Скорее, самоукорение и огорчение, что всё так вышло, и надежда, что всё образуется. - Нас стараются рассорить, - говорю я. - Знаю, - улыбается Людмила немного грустно, и я понимаю, почему к ней хорошо относятся в деревне. - В таких случаях нужно сесть вместе и обсудить. - Мы пытались, пока не получается. Одна из наших говорит: «Когда начала ходить в храм, стала раздражительной». Мне тоже сейчас тяжело. Как говорил наш вельский батюшка Антоний (Яворский), «сначала тебя Дух Святой носил, а сейчас потрудись».

http://pravoslavie.ru/75605.html

     Иногда люди спрашивают, зачем перечитывать Священное Писание? Какой смысл снова и снова вникать в текст Евангелия и других книг Нового Завета, если мы уже помним, о чем там идет речь? Многие христиане знают наизусть целые отрывки Евангелия. Но мы читаем Евангелие не для того, чтобы получить новую информацию. Для чего тогда надо стараться ежедневно обращаться к священным строкам? «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12, 2), — писал апостол Павел христианской общине Рима. Актуально ли это для нас? В наш век запредельных скоростей, возможности молниеносного извещения о новостях со всех концов света и свободного общения с людьми, живущими в разных странах на разных континентах, мы связаны с миром тысячью незримых нитей. Как же на практике выполнять апостольский завет не сообразовываться с «веком сим»? Неприметно одеваться? Ходить с опущенной головой? Удалить свой аккаунт из социальных сетей? Дело в ином. Под выражениями «мир сей» или «век сей» апостолы подразумевают зацикленность людей на земном. Это такой образ жизни, когда человек посвящает свое время, силы, способности исключительно поиску временных преимуществ — власти, денег, удовольствий. В этой ситуации действует и обратная реакция, когда не только человек ищет от мира всех возможных удовольствий, но и мир ищет человека и стремится поглотить его целиком. «Век сей», давая человеку то, что тот жаждет получить, требует взамен все больших и серьезных усилий, ничего не оставляя на другое. Мир завлекает все новыми возможностями удовольствий и приобретений, до последнего высасывая из человека его жизненную энергию, таланты, время. Как пишет преподобный Исаак Сирин, человек познает всю льстивость и обманчивость мира только в день своей смерти, когда уже ничего невозможно исправить. Но разве не предупреждает об этом Господь, говоря, что нельзя работать одновременно Богу и мамоне — земному благополучию, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть» (Мф. 6, 24).

http://pravoslavie.ru/117013.html

в России: поражения и победы ХХ век в России отмечен беспрецедентными гонениями на веру и Церковь. Ожесточенная борьба велась не только с верующими людьми, но даже с образами и символами христианской веры, в частности, со столь любимой нами с детства ёлочкой. 14 января, 2014 ХХ век в России отмечен беспрецедентными гонениями на веру и Церковь. Ожесточенная борьба велась не только с верующими людьми, но даже с образами и символами христианской веры, в частности, со столь любимой нами с детства ёлочкой. ХХ век в России отмечен беспрецедентными гонениями на веру и Церковь. Ожесточенная борьба велась не только с верующими людьми, но даже с образами и символами христианской веры, в частности, со столь любимой нами с детства ёлочкой. 9 января в Информационно-библиотечном центре Екатеринбургской митрополии открылась выставка История Рождественской ёлки в ХХ веке», посвящённая метаморфозам, происходившим с этим символом Рождества в прошлом столетии. Первые нападки на ёлочку начались буквально сразу же с приходом советской власти, но назвать их гонениями в полном смысле слова ещё было нельзя. В 1918 году новая власть предприняла попытки трансформировать праздник Рождества исключительно в детскую забаву. Максим Горький инициировал издание детской книги где художники иллюстрировали рассказы Корнея Чуковского, Алексея Толстого, Саши Черного и самого Горького. В 1922 году в качестве антирелигиозной пропаганды появились «комсомольские святки», сопровождавшиеся антирелигиозными спектаклями и сожжением «божественных изображений», а попросту — икон. В этом же году, кстати, начал издаваться печально известный журнал «Безбожник». Следующий виток гонений на Рождество и ёлку как его символ начался в конце 20-х годов. Рождество было объявлено рабочим днём, вырубка ёлок — запрещена. Более того, под запрет попала даже всем известная детская песенка «В лесу родилась ёлочка», которая была объявлена пережитком капиталистического строя. В дни Рождества по вечерним улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир — не светятся ли там огоньки ёлок. Однако празднование Рождества так и не было искоренено — оно всего лишь ушло в подполье.

http://pravmir.ru/yolka-v-rossii-porazhe...

Введение Часть I. На пороге философии Глава I. До эпохи Петра Великого Глава II. XVIII век. Перелом в церковном сознании. Философия Г.С. Сковороды Глава III. Начало светской культуры в России. Философское движение в России в XVIII веке Часть II. XIX век Глава I. Философия в высших школах и её судьбы. Мистицизм начала XIX века. Раннее шеллингианство. Новый гуманизм Глава II. «Архивные юноши». Д.В. Веневитинов, кн. В.Ф. Одоевский, П.Я. Чаадаев Глава III. Возврат к церковному мировоззрению. Н.В. Гоголь. Начало «славянофильства». А.С. Хомяков Глава IV. И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков Глава V. Гегельянские кружки. Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский Глава VI. А.И. Герцен Глава VII. Философское движение в высших Духовных школах в первой половине XIX века. Голубинский, Сидонский, Карпов, Авсенев, Гогоцкий, Юркевич и др.) Глава VIII. Перелом в русской жизни (эпоха Александра II). Начатки позитивизма и материализма в русской философии (Чернышевский и его последователи). Дальнейшая эволюция радикализма в 70-е годы. (Н.В. Чайковский и «Богочеловеки») Глава IX. Полупозитивизм в русской философии XIX века. К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.К. Кареев Глава X. Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой Глава XI. «Почвенники». Аполлон Григорьев. Н.Н. Страхов. Ф.М. Достоевский Глава XII. К. Леонтьев, В.В. Розанов Часть III. Период систем Глава I. Общие замечания. Владимир Соловьев Глава II. Владимир Соловьев (продолжение) Глава III. В.Д. Кудрявцев. Архиепископ Никанор Глава IV. Несмелов. Тареев. Каринский. Мит. Антоний Глава V. Н.Ф. Федоров Глава VI. Позднейшие гегельянцы. Чичерин, Дебольский, Бакунин Глава VII. Неолейбницианство в русской философии. Козлов, Аскольдов, Лопатин, Лосский Глава VIII. Неокантианство в русской философии. Введенский, Лапшин, Челпанов, Гессен, Гурвич, Яковенко, Степун Глава IX. Новейший позитивизм в России и поиски «научной философии». Лесевич, Грот и др., Вернадский, Мечников, dii minores. Часть IV. XX век Глава I. Общие черты последнего периода русской жизни. Материализм. Неомарксизм. Плеханов, Богданов, Ленин, т. наз. «советская философия» Глава II. Религиозно-философское возрождение в XX в. в России. Мережковский и его группа. Религиозный неоромантизм (Бердяев). Иррационализм (Шестов) Глава III. Кн. С. и Е. Трубецкие Глава IV. Метафизика на основе трансцендентализма. Спир, Вышеславцев, Струве, Новгородцев, философские искания И.А. Ильина. Гуссерлианцы (Шпет, Лосев) Глава V. Метафизика всеединства, а) системы А.П. Карсавина и С.Л. Франка Глава VI. Метафизика всеединства, б) о. П. Флоренский и о. С. Булгаков Приложение Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Высочайшее соболезнование Телеграмма из Москвы на имя Высокопреосвященнейшего Антония, Митрополита С.-Петербургского и Ладожского. «ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ благоугодно выразить С.-Петербургской Духовной Академии Свое соболезнование по поводу тяжкой утраты, ею понесенной со смертью профессора Василия Васильевича Болотова , ученые труды которого были известны ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ. Сенатор Владимир Саблер» Речь, произнесенная Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом с.-петербургским и ладожским, за Божественной литургией в академической церкви 11 апреля. Христос Воскресе! С светлым праздником Воскресения Христова приветствую Вас, возлюбленные о Господе братие. Но выражая Вам этот привет радости, не могу умолчать пред Вами и о моем глубоком соболезновании Вам и моем сердечном соучастии в скорби Вашей по случаю смерти дорогого нам Василия Васильевича. Тяжелая эта утрата и для нас всех и для всей русской богословской науки. Но Господу угодно было отозвать от нас своего доброго и верного работника пред светлым праздником, чтобы радостию Воскресения облегчить нам нашу скорбь. Мы празднуем теперь победу над смертию, как слышим вдохновенные песнопения о жизни вечной и радостях нескончаемых. „Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного – 4 – начало, и играюще поем виновного, единого благословенного Отцев Бога, и препрославленного.“ Итак, да не скорбим, как не имеющие упования, но поищем христианского утешения в скорби нашей. Слово Божие время бытия неловеческого разделяет на два века: век сей, настоящий, и век тот, грядущий. Первый обозначает собою текущий порядок жизни, в которой женятся, посягают, трудятся, суетятся, радуются, плачут и наконец умирают. Второй же обозначает иной порядок жизни, в которой сподобившиеся достигнуть его становятся равными ангелам, сынами Божиими, будучи сынами воскресения и умереть уже не могут ( Лук. ХХ, 34–36 ). Настоящий век есть приготовительный к тому, грядущему. Но и в этой жизни для человеческого сознания в большей или меньшей степени доступны вечные начала жизни грядущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве пройдёт предпремьерный показ фильма «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый» и презентация книги «“…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение» 06.02.2023 1306 Фото: domrz.ru 9 февраля в Москве в Большом зале Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына состоится предпремьерный показ документального фильма Е.Чавчавадзе и Г.Огурной «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый» и презентация книги архимандрита Тихона (Затекина) «“…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение» (Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии; Вознесенский Печерский монастырь, 2022), сообщает сайт организаторов. В лесу под Екатеринбургом, в месте, называемом Поросенков лог, в 1991 году было вскрыто захоронение, в котором предположительно находились останки членов Царской семьи и лиц, зверски убитых вместе с ними в доме Ипатьева в 1918 году. Тогда следствие пришло к выводу, что найденные останки принадлежат девяти лицам: пяти членам Царской семьи и четырем верным их слугам. В 2007 году недалеко от первого захоронения были обнаружены небольшие костные фрагменты предположительно цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Но проведенные тогда следствие и экспертиза не смогли ответить на многочисленные вопросы, поставленные целым рядом историков и экспертов. В 2015 году Правительственным решением было открыто новое расследование, которое осуществляет Следственный комитет России. Эксперты, привлеченные Русской православной церковью, также получили возможность провести свое расследование. В проекте «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый» (автор сценария — Елена Чавчавадзе, режиссер — Галина Огурная) впервые представлены результаты генетической, антропологической, криминалистической и исторической экспертиз, проведенных как Следственным комитетом, так и патриаршей комиссией, причем об их результатах рассказывают сами эксперты.

http://ruskline.ru/anonsy/2023/02/06/v_m...

Закрыть itemscope itemtype="" > В преддверии Рождества Христова Обзор 71-го выпуска литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век» 10.01.2022 684 Время на чтение 8 минут Фото: Вертикаль В преддверии светлого Праздника Христова Рождества соткано новое чудесное, чистое, как свежевыпавший снег, полотно – 71-й выпуск литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век». Праздничная «одёжка» свежего выпуска – обложка – представила работы члена Профессионального союза художников Александра Фёдоровича Важнёва: «Нижний Новгород. Вид перекидного моста» и «Портрет К.И. Шихова», словно подчёркивая значимость уходящего, 2021 года, для истории нижегородчины. В 2021 году Нижний Новгород торжественно отметил своё 800-летие. Открывает выпуск рубрика «Проза» с тремя рассказами Николая Бондаренко: «Сказочник Митяй», «Модная охота на глухаря» и «Уличный хип-топ на даче». Автор – один из старейших представителей Союза писателей России из Подмосковья, постоянный автор журнала. В течение последних лет, когда народ вынужденно столкнулся с жёсткими условиями пандемии, неожиданно бурно разыгралось словотворчество. Филологи и лингвисты всерьёз заняты составлением словарей и подсчётом новых слов, которые привнесла в нашу жизнь эпоха «глобальных перемен». Ужас охватывает, когда слушаешь радиоведущих, вольно выбрасывающих в эфир вновь изобретённые «народными массами» словеса, неологизмы сомнительного достоинства. Литературное наследие публициста Владимира Георгиевича Цветкова, его труд, представленный на страницах 71-го выпуска «Вертикали. XXI век», становится как никогда ранее актуальным. Вот конспективная, тезисная основа работы Владимира Цветкова «В глубь родного языка». Автор знакомит читателя с качественной картиной русского языка, состоящего почти из одного миллиона слов, сложившейся ко второй половине XX века: «150 000 включает в себя современный литературный язык; 200 000 составляют диалекты, то есть слова, характерные для какой-то отдельной местности; 30 000 – иностранные слова, количество которых за последние годы неимоверно и без всякой необходимости возросло; 5 000 – новые слова; 10 000 – научные и специальные термины и 30 000 – утраченные и забытые слова. Это лишь схематичное и, конечно же, далеко не полное перечисление имеющегося словарного запаса в русском языке».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/10/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Век минувший для осмысления и движения вперед Мария Вербина о прошедшей в Калязине конференции «1917–2017: век минувший... Исторические реалии» 19.12.2017 713 Время на чтение 10 минут В Калязине Тверской области состоялась очередная краеведческая конференция «1917–2017: век минувший... Исторические реалии». Мероприятие является итогом годовой работы молодёжного экспедиционно-поискового проекта «По пути времени…», который в феврале 2017 года стал одним из трёх финалистов второго Всероссийского конкурса «Область добра», проводимого Фондом святителя Василия Великого при поддержке Совета Федерации РФ и Русской Православной Церкви. Такую высокую оценку среди более 150 проектов из 60 регионов страны «Путники» («По пути времени…») получили не случайно. Поисковая экспедиция - одна из наиболее сложных форм работы с молодёжью, как показывает практика организации. Наряду с педагогическими задачами вовлечения детей в активную деятельность, в том числе на стадии работы с музейными документами, с архивами, обучения их методике поиска, с каждым годом усложняется задача проведения самих походов по району в связи с повышенными требованиями к безопасности. Как отметила на конференции С.В. Мокрова, директор Краеведческого музея имени И.Ф. Никольского, автор проекта, здесь большую помощь «Путники» получают от Администрации Калязинского района и ее отдела образования. Однако форма экспедиции, включающая общение со старожилами, сопоставление материалов о районе и былых событиях с настоящим населённых пунктов - жилых и забытых, - ещё и самая увлекательная. И сегодня итоговая конференция уже приобрела статус научно-исследовательской, а география участников позволяет называть её межрегиональной. Символично, что итоговая Конференция проходит в здании Калязинского колледжа имени Николая Михайловича Полежаева - на средства которого было основано это старейшее профессиональное учебное заведение Калязина, в зале, где установлен его бюст. Словно научно-исторические доклады слушает сам меценат, уроженец и бывший городской голова Калязина, основатель крупной хлеботорговой фирмы, действительный статский советник, потомственный почётный гражданин. Колледж поддерживает традиции и выступает со-организатором конференции.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/19/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Конец века Америки: 1917–2022 гг. Новогоднее послание 2023 года 04.01.2023 1946 Время на чтение 7 минут Фото: discover24.ru Желаю, чтобы они для них зазвучали набатом, тогда в 2023 году Россия обновится, очистится от своих грехов – абортов, коррупции, казнокрадства, безбожия и сектантства, от мата, наконец. Тогда, наконец, Россия станет Святой Русью. Протодиакон Владимир Василик , 31.12.2022 Предисловие. Некоторые историки говорят о «веке Британии», который последовал за «веком Франции», начавшимся в 1715 году. «Век Британии» начался в 1815 году в Ватерлоо, а закончился в 1917 году подготовленным Британией свержением Царя-Мученика Николая II и вступлением США в Великую европейскую войну. Этот шаг, самоубийственный для Британии, обеспечил давно запланированный Америкой захват Британии и Европы. Так начался век Америки. Теперь, в свою очередь, закончился и век Америки (1917-2022). Это произошло благодаря России, покончившей с «антироссией» последней американской колонией – Украиной. Это размышления православного священника из старой доброй Англии (не вероломной современной Британии) об освобождении Украины из американского плена. Запад верит в собственные заблуждения. Недавно я слушал радиобеседу возмущенного западного журналиста и российского чиновника из Москвы о том, почему Российский футбольный союз (РФС) намерен выйти из УЕФА и вступить в Азиатскую футбольную конфедерацию. У меня сложилось впечатление, что интервьюер либо заснул в 2014 году и только что проснулся, либо, что гораздо более вероятно, поверил, как и многие на Западе, в свои заблуждения. Зачем России хотеть оставаться в УЕФА? Ведь России запретили участвовать в турнирах УЕФА и чемпионате мира по футболу! В самом деле, зачем вообще России иметь какие-либо сношения с западным миром, который с 2014 года находится с ней в состоянии войны? За это время он убил 14 000 русских на Донбассе, саботировал Минские соглашения, сбил MH 17, отравил и похитил Скрипалей и поставил смертоносное оружие на десятки миллиардов долларов своим киевским марионеткам, чтобы убивать русских, взорвать газопровод «Северный поток» и Крымский мост. Зачем России сотрудничать со своими бывшими «партнерами», а ныне – явными и крайне агрессивными врагами?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/04/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любань. Век серебряный 17.06.2005 591 Время на чтение 3 минуты Золотой век Любани пришелся на вторую половину XIX столетия. Все началось с того, что в России построили первую крупную железную дорогу, соединяющую Москву и Петербург; Любань же, стоящая между двумя столицами, сама стала своего рода столицей - главным городом русских железнодорожников. Здесь строили свои дачи крупные чины железнодорожного ведомства, здесь царил образцовый порядок, здесь запросто можно было встретить прогуливающихся генералов в лентах и звездах, нарядных светских дам. Еще Любань называли тогда городом цветов: местные обыватели богатели, продавая цветы проезжающим, которые не мыслили встречу на вокзале без букета. Положение обязывало: городу требовался достойный храм. Строить его поручили не кому-нибудь, а Константину Андреевичу Тону - автору храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Прославленный зодчий выстроил церковь в своей обычной манере, сочетающей простоту и нарядность, внушительную массивность и изящество. Храм, призванный служить памятником строителям Николаевской железной дороги, освятили во имя свв. первоверх. апп. Петра и Павла, и это не случайно: генерала Мельникова, первого русского министра путей сообщения, звали Павлом Петровичем. Замечательный этот человек заслуживает отдельного рассказа - велики его заслуги перед Россией; мы же скажем только, что похоронили Павла Петровича в Любанском Петропавловском храме, под алтарем - честь, которой удостаивались немногие. Сразу же за Золотым наступил век Железный. Советская власть закрыла Петропавловскую церковь; немецкие оккупационные власти вновь открыли ее, но ненадолго; отступая, немцы прихватили с собой целый вагон икон и церковной утвари - где теперь эти драгоценности? Сохранилась лишь почитаемая любанцами старинного письма Тихвинская икона Божией Матери. Ее укрыла у себя благочестивая раба Божия Мария, а в благодарность Пречистая чудесно сохранила ее дом от пожара, на котором сгорела вся деревня. Любанский же храм не уцелел: в него попал артиллерийский снаряд. В разрушенной церкви устроили овощехранилище. Когда в начале 50-х годов в Любань приехала группа студентов-железнодорожников, чтобы поклониться праху П.П. Мельникова, оказалось, что прежде нужно убрать с его могилы гору картошки. Потом закрылось и овоще- хранилище, а развалины Петропавловского храма превратились в убежище для привокзальных бомжей. Такой и увидел эту церковь протоиерей Евгений Бабинцев, назначенный настоятелем этих голых оскверненных стен - без крыши, с вышибленными окнами и дверями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010