О. Ю. Тарасов Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте 1 . В Заволжских лесах. Почтовая открытка. Начало ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 2 . Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья. Гравюра из книги «Voyage du Adam Olearius». Paris, 1727. Музей книги, РГБ. 3 . Клятва московитов. Гравюра из той же книги. 4 . Сретение иконы Владимирской Богоматери. 30х71. XIX век. ГМЗК. 5 . И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883. ГТГ. б. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878. ГТГ. 7 . В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. ГТГ. 8 . Серафим Саронский с житием. Начало ХХ века. ЦМиАР. 9 . «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»: перед иконой князя Василия Георгиевича с носвященным собором“ и людьми». Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами». Первая половина XVIII века. ГМЗК. 10 . Авраамий Галицкий с житием. XVIII век, 56х106,5. ЦМиАР. 11 . Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Литография. Типография Е. И. Фесенко в Одессе. Конец XIX – начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 12 . Шествие по воде св. Василия, епископа Муромского. Миниатюра XIX века. Архив автора. 13 . Адриан Пошехонский. Вторая половина ХЖ века. ЦМиАР. 14 . Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. 18х14. ЦМиАР. 15 . Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых. Конец ХХ-начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 16 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. 32х28. ГМЗК. 17 . Н.С. Матвеев. Пожар. 1891. ГМИР. 18 . Убор Богоматери Казанской, XVII век. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 19 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Вторая половина хек века. мм. 20 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Конец XVIII – первая половина XIX века. ГМИР. 21 . Никоново мудрование. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 51. 22 . Поморские ответы. Фрагмент рукописи с рисунками на полях. ОР РГБ, ф. 17, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Патрология. Золотой век святоотеческой письменности «Патрология» и «Золотой век святоотеческой письменности» — классика патрологии. В этом том вошли две книги арх. Киприана (Керна), основанные на его лекциях по патрологии в Св.-Сергиевском институте в Париже. Первая — «Патрология» — разбирает творения церковных писателей, живших до Никейского Собора (апокрифы, творения мужей апостольских, апологеты), вторая — «Золотой век святоотеческой письменности» — посвящена Отцам четвёртого века — Афанасию, Великим Каппадокийцам, Дидиму, Кириллу Иерусалимскому и Макарию Египетскому (а точнее «Духовным беседам» — памятнику авторство которого традиционно приписывается Макарию). Киприан (Керн) Сочинения ПАТРОЛОГИЯ Введение Понятие и объем науки. В кругу научных дисциплин, входящих в программу богословского образования, особое место принадлежит Патрологии. Для точного определения понятия этой науки и объема её содержания надо предварительно заметить следующее. Можно этой дисциплине дать определение Истории христианской богословской письменности. Как таковая она составляет предмет изучения некоторых ученых, как например классический труд Барденхевера, История древнехристианской литературы, или же История греческой христианской литературы Г. Барди, такая же трехтомная история А. Пюэша, История латинской христианской литературы П. де Лабриолла и некоторые другие. Но границы такого понимания науки несколько превышают объем Патрологии и сами по себе недостаточно устойчивы. В понятие последней, как указывает само название, обязательно входит учение об Отцах Церкви. Так и определил свое исследование наш отечественный догматист и историк, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский). Из этого следует необходимость уточнения понятия «Отца Церкви.» Для римо–католической науки понятие «святой отец» должно удовлетворять таким требованиям: 1. православность учения 2. святость жизни

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Псалом 88 Пс.88:1 . Разума Ефама Израильтянина. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Ефама Исраильтянина. Из сего надписания явствует, что сей псалом сложен не Давидом, но Ефамом Израильтянином, как и самая материя псалма доказывает. СОДЕРЖАНИЕ Пророк, предприемля намерение молиться за страждущую церковь , во-первых, предлагает во утешение себя и других завет, учиненный Богом с Давидом. Потом упоминает вообще о Божией силе, видимой во управлении всего мира. К сему присовокупляет бывшее избавление Израильскаго народа от плена, при котором случае явил Бог преславный опыт отеческия милости Своея к избранному народу. Наконец предлагает жалобу, что Бог как бы забыв о своем завете, предает церковь Свою насилию нечестивых и в бедственном состоянии не утешает и не помогает ей. Пс.88:2 . Милости твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину твою усты моими. Пророк начинает псалом от похвал Божиих и от воспоминания завета, дабы верные, будучи в тяжких искушениях, не колебалися в вере, но уповая на Божия обещания, не сомневалися о возстановлении церкви и о том прилежно молилися. А понеже трудно было удостоверить, чтоб Бог, Который казался быть тогда строгим и неумолимым, скоро преклонился на милость, сего ради, дабы удалить сие искушение множеством и различием Божией милости, не просто глаголет: милость Твою Господи воспою, но употребляет множественное число, глаголя: милости Твоя, Господи, воспою. Пс.88:3 . Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина твоя. Дает причину, чего ради хощет воспевать Божия хвалы даже и посреде самых жестоких бедствий: понеже не отчаивается, что Бог помилует рабов Своих. Чего ради? поскольку Сам сказал, и солгать не может, что милость Его в век созиждется, и истина Его на небесех уготовится, то есть, пребудет вечно тверда и постоянна на подобие непоколебимаго здания, котораго никакое насилие времен и веков разрушить не может: ибо на небесех уготовано, где вся суть вечна. Пс.88:4 . Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 88 Разума. Ефама Израильтянина. И сия надпись изъяснена в надписи предыдущего 87-го псалма, где можешь и видеть сие. Давид рассказывает в сем псалме свои собственные обстоятельства и хвалит Бога, как своего благодетеля, а между тем помещает и то, что относилось ко Христу, пророчествуя, по словам Афанасия и Евсевия, о рождении и царстве и страдании Его; почему и имеет надпись: разума; поелику читающие его, для того чтобы могли понимать рассеянные в нем пророчества о Христе, имеют нужду в разумении. В нем есть также пророчество о пленении евреев вавилонянами (1). (1) Слова Феодорита: Блаженный Давид, видя, что ложные боги почтены посвящением им храмов, и что один только кивот Божий оставался без сего почтения, дал обещание построить Божественный храм. Сие намерение его, приняв Бог, воздал ему добрым обещанием и обещался устроить из чресл его словесный себе храм, и чрез него соделать спасение всех людей и доставить ему бесконечное царство; и сии обещания дал ему Бог чрез пророка Нафана, что ясно показывает история Паралипоменон ( 1Пар. 17 ). Взирая на сии обетования потомки его и видя, что они сделались пленными и что царство их разрушено, напоминают Богу о всех обетованиях Его, почему и пророческая благодать составила в пользу их сей псалом, научая, как должно умилостивлять Бога и пользоваться человеколюбием Его. Евсевий говорит, что сей псалом не надписывается ни псалмом, ни песнью, и он кажется есть песнь духовная, требующая Божественного разумения; так как милость, говорит, Твою, Господи, во век воспою, есть также пророчество, поколику, возвещу, говорит, истину Твою. Пс.88:2 .  Милости Твоя, Господи, во век воспою (1). Я, говорит, Господи, буду воспевать милости, которые Ты оказал мне. Пространнейшее Давидово благодарение за оные излагается и во 2-й книге Царств. Выражение – во век (буду петь) значит то же, что всегда – буду воспевать, составляя песни о них. (1) Афанасий говорит: Какие это милости Господни, которые Он оказал нам, и которые мы должны воспевать, как не разрушение начальств и властей и самой державы диавола и освобождения нас от греха и смерти?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.9 из  5) Оглавление Предисловие В тесных рамках настоящей книги мы рассмотрим выдающиеся события в русской духовной жизни ΧVIIΙ века и помянем труды тех деятелей веры и просвещения духовного, чьи руки спасли Россию от великой, угрожавшей ей опасности умаления в ней праотеческой веры, и вывели из бурь корабль Русской Церкви с нерастраченным Ее сокровищем — всей полнотой и истиной православия. В этот же труд включены и жизнеописания славнейших подвижников благочестия за 18й век, соответствующие по содержанию моей книге «Русские подвижники 19-го века». Кроме жизнеописаний подвижников, главнейшими пособиями при составлении этой книги послужили труды гг. Чистовича Феофан Прокопович и его время , Шляпкина Св. Димитрий Ростовский и Знаменского, о Русской Церкви в эпоху Екатерины II. Весь почти восемнадцатый век представляет собою одну из самых сложных эпох русской истории. То был век полного переустройства решительно почти во всех областях этой жизни. Как часто болезнен бывает чрезмерно быстрый рост организма, так же болезненно было многое в тех коренных внезапных преобразованиях, которыми точно желали искоренить все старое, даже если оно было хорошо, искоренить только лишь оттого, что оно было старое, а на месте этого старого насадить новое, не всегда удачное. В этой погоне за нововведениями было немало неудачного и преувеличенного. Желали освежить религиозную жизнь народа — и ударились в протестантизм; желали усовершенствовать монашество — и чуть было не разрушили его. Но, славу Богу, время и жизнь — жизнь, мудрый, осторожный врач исторических заблуждений и ошибок — исправили все, что непрочного, скороспелого было в реформах XVIII beka. И, если мы сравним время Феофана — эту эпоху доносов, судов над архиереями, погибавшими в ссылках и казематах, — с эпохой Платона, стоящего на рубеже ΧVΙΙΙ и XIX веков: несмотря на то, что и при нем были недочеты в положении церкви, — мы будем удивлены чрезвычайной разницей между настроениями и, так сказать, колоритами обеих эпох. В первой — общая смятенность, подавленность, страх; во второй — тишина и спокойствие.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

«Русская Православная Церковь. XX век» – летопись XX века с акцентом на церковную составляющую Источник: Православная книга России – Отец Симеон, расскажите, пожалуйста, читателям «Православной книги России» об энциклопедии «Русская Православная Церковь. XX век». – Выход энциклопедии «Русская Православная Церковь. XX век» – большой этап в жизни издательства Сретенского монастыря. Колоссальная работа, в которой принимали участие самые разные люди: и ученые, и издательские работники. Но мне бы хотелось особенно подчеркнуть, что энциклопедия, от замысла и до последней точки, является заслугой отца Тихона (архимандрит Тихон (Шевкунов) – наместник Сретенского монастыря; главный редактор и руководитель проекта). Он сам сформулировал идею энциклопедии, рассказал авторам об этом проекте и поставил перед ними определенные задачи. Он курировал работы над энциклопедией до самого последнего момента, лично все читал, правил – в общем, самым непосредственным образом участвовал в создании этого издания. – Кто стал авторами энциклопедии? – Над энциклопедией работал очень серьезный авторский коллектив, руководителем которого стала Ольга Юрьевна Васильева (заведующая кафедрой религиоведения РАГС, профессор, доктор исторических наук, руководитель Центра истории религии и церкви Института российской истории РАН – прим. корр. ). Ольга Юрьевна много лет занимается вопросами церковно-государственных отношений, у нее есть очень интересная кандидатская и докторская диссертации о служении Русской Православной Церкви в годы Великой отечественной войны и целый ряд интересных и глубоких книг по церковно-государственным отношениям. Под ее руководством над созданием энциклопедии работала группа молодых, но уже известных авторов, например кандидат исторических наук Алексей Беглов (сейчас в Издательском совете (совместно с изд. «Арефа») вышла его книжка «В поисках безгрешных катакомб» – о церковном подполье в СССР). Также в создании энциклопедии принимали участие известный петербургский ученый, доктор исторических наук С.Л. Фирсов, кандидат исторических наук А.В. Журавский, кандидат исторических наук Д.В. Сафонов, доктор богословия, специалист по вопросам украинской автокефалии В.И. Петрушко.

http://pravoslavie.ru/36897.html

С какими трудностями сталкивалось церковное искусство в советский период и как пережило это непростое время 17 ноября в просветительском лектории «Правмира» состоялась лекция искусствоведа Ирины Языковой «Икона в Советском союзе» — о том, с какими трудностями сталкивалось церковное искусство в советский период и как пережило это непростое время. Вниманию читателей нашего портала – текст и видеозапись лекции. Ирина Константиновна Языкова – искусствовед, известный в России и за рубежом специалист в области христианской культуры, и в частности, русской иконописи. Автор книг о русской иконе. Преподаёт в христианских учебных заведениях. Тема, которую я сегодня заявила, достаточно мало изучена, но она мне кажется очень важной, потому что мы живем в такое время, когда многие ностальгируют по Советскому Союзу, а многие, наоборот, стараются от этого наследия откреститься. Для церковного искусства это было сложное время, и, конечно, многое мы только сегодня начинаем раскапывать, узнавать и как-то анализировать. Начнем с того, что ХХ век, который мы знаем как богоборческий, иконоборческий, начинался с бурного расцвета культуры и искусства: Серебряный век, расцвет философии, предсоборное движение, которое завершилось собором, правда, не закончив свою работу по известным причинам, но тем не менее… И в церковном искусстве это тоже был потрясающий век открытий, потому что впервые открыли древнюю икону. То, что вы сейчас видите на экране, – это оклад «Троицы» Рублева, который был впервые за много столетий снят с этой иконы. И, зная Рублева как выдающегося, гениального иконописца, зная только его имя как знамя, что ли, традиционной иконы, люди по-настоящему не знали ни Рублева, ни Дионисия, ни Феофана Грека, представляя, что иконы – некие черные доски. Когда в 1904 году Василий Гурьянов, известный реставратор и иконописец, снял оклад и открыл икону, то «Троица» под несколькими слоями поздних записей выглядела вот так. Он расчистил маленький кусочекгде-то на одежде, даже не трогая пока ликов. И вдруг из-под этого черного верхнего слоя (иконы называли черными досками, потому что олифа темнела) глянул такой нежнейший голубец из золота.

http://pravmir.ru/ikona-v-sovetskom-soyu...

Скачать epub pdf Аллилуиа, 135 Псалом сей, как и предшествующий ему, 134-й, псалом, принадлежит к числу хвалитных, или благодарственных, псалмов, почему и надписывается словом Аллилуиа («хвалите Бога»). В нем выражены чувства благодарности возвратившихся из плена иудеев Богу, после окончания постройки храма. Ближайшим временем к выражению таких чувств псалмопевца, после окончания постройки храма, конечно, могло быть празднование освящения храма. Торжественный тон обоих псалмов, а также антифонное расположение 135-го псалма вполне соответствуют такому празднованию (ср. 1Ездр.6:16, 3:10–11 ), а потому не будет невероятным предполагать, что оба сии псалма (134 и 135) написаны были на случай празднества освящения второго храма Иерусалимского. Пс.135:1–3 Исповедайтеся Господеви, яко Благ: яко в век милость его. Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его. Начало сего псалма сходственно с началом некоторых других псалмов (104, 105, 106 и 107), с тою разницею, что в тех псалмах приглашение псалмопевца к славословию и благодарению Господа Бога словом: Исповедайтеся Господеви – употреблено по одному разу, а здесь оно повторяется три раза, и притом с прибавлением, после каждого раза, особой хвалы за вечную милость Божию. По изъяснению священных толковников, как то: Иоанна Златоуста , Феодорита, Афанасия и других, – в троекратном приглашении к славословию Бога нужно видеть здесь призыв к прославлению единого Бога, во Святой Троице Сущего, именно: во-первых, Бога Отца, во-вторых, Сына Божия, и в-третьих, Духа Святого. Хотя в псалмах встречаются указания на троичность лиц в Боге (см. Пс.32:6 ), но вообще нужно сказать, что Божественное провидение, предохраняя иудеев от заблуждений языческих народов, преданных многобожию и грубому идолопоклонству, благоволило открыть им (иудеям) учение о троичности Лиц в Боге только отчасти, как и в сем псалме. Так, в первом стихе израильтяне призываются к прославлению Бога Отца, как источника бытия, сообщающего Свое существо Сыну чрез рождение и Духу Святому чрез исхождение; во втором стихе к прославлению Сына Божия, Который именуется Богом богов, так как есть боги сотворенные, которые, как, например, ангелы и святые человеки, хотя не боги в собственном смысле, но называются иногда сынами Божиими по благодати усыновления и настолько ниже Сына Божия, насколько тварь ниже своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Тальцы. Иркутский архитектурно-этнографический музей " Тальцы " . Музей деревянного зодчества.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1969. (основание). Ссылки:   Адрес: Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Тальцы, 47-й км Байкальского тракта (фактический адрес); г. Иркутск, ул. Грязнова, 22 (администрация в Иркутске) Координаты: 51.996812, 104.664457 Проезд:от Иркутска авт. на Листвянку до ост. Тальцы, пешком на юго-запад 800 м. Изменить описание объекта Храмы на территории музея: Карта и ближайшие объекты В музее собрано 78 архитектурных памятников оборонного, культового и гражданского зодчества народов иркутской области XVII-XX вв., а также этнографические коллекции Х-ХХ вв., всесторонее отражающих материальную и духовную культуру русских, бурят, эвенков, тофалар. Решение о строительстве музея было принято 9 января 1966 г. В 1980 г. музей, ставший филиалом Иркутского государственного объединенного музея, принял первых посетителей. С 1 января 1994 года музей функционирует в качестве самостоятельного. 20 февраля 1995 года указом Президента Российской федерации музей " Тальцы " отнесен в объектам исторического и культурного наследия федерального значения. (www.museum.ru) Постоянные экспозиции: «Илимский острог 17 века», «Казанская часовня 17 века», «Церковно-приходская школа, 19 век», «Усадьба крестьянина Зарубина, начало 20 века», «Усадьба Московского», «Усадьба псаломщика, 19 век», «Усадьба крестьянина Непомилуева», «Бурятский улус-летник, 19 век», «Каскад водяных мельниц», «Тальцинское кладбище», «Эвенкийские стойбища», «Традиционная женская народная одежда», «Женский традиционный головной убор». (www.go-baikal.ru): Троицкая церковь (1914 г). Вывезена из дер. Дядино, Жигаловского района. В 1990-1992 гг. на территории музея снимался советско-японский фильм " Сны о России " . Для его съемок за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и собрана в предварительной сборке без канонической ориентации алтарем на восток. В планах музея перенос церкви на другое место и установка ее в соответствии с христианской традицией.

http://sobory.ru/article/?object=09220

«Хочу очиститься страданиями» 11 марта, 2016 Век двадцатый. Мятежный и кровавый, принёсший с собой две мировые войны, революцию и унёсший около 60 миллионов жизней. Мрачный и жестокий, на годы погрузивший одну шестую суши в хаос безвременья и безверья. Век удивительный и прекрасный. Явивший миру тысячи героев, которые отдали не раздумывая свои жизни за други своя и отечество… Век неистовый и праведный. Именно в первой половине XX века было явлено миру святых больше, чем за тысячу лет христианства на Руси. В православном календаре добавилось более 1700 имён новомучеников и исповедников! Если задаться целью и ежедневно прочитывать по житию одного из новомучеников, понадобится около пяти лет. Правда, иногда сведения о святых ограничиваются скупыми строками из личных дел заключённых: родился, учился, арестован, расстрелян. А между ними — даты. Зачастую следственные дела и отсутствие в них фактов сотрудничества с властями служили основными документами при рассмотрении вопроса о канонизации. Особую ценность имеют редкие сохранившиеся свидетельства очевидцев, письма. Как, например, письмо протодиакона Николая Тохтуева. В нём он прощает своих мучителей и сообщает, что готов пострадать за Христа. Давайте перечитаем его вместе. И где-то между строк постараемся разглядеть жизнь, судьбу, душу человека. Душу, потерянную для мира и открытую Небу. «Гражданин начальник! Разрешите мне объясниться с Вами письменно: я говорить много не умею по своей необразованности. Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. Это моё последнее и окончательное решение. Большинство из нас идёт на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, — мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым пред Богом и людьми, ибо когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы хотели…» Так начинал своё письмо в НКВД — отказ быть осведомителем — Николай Тохтуев. Крестьянский сын, отец большого семейства, протодиакон. Тогда, в 1940 году, вполне земной человек тридцати семи лет стоял перед непростым выбором: служить Богу или работать на безбожное государство, сохранив свою жизнь и семью?

http://pravmir.ru/hochu-ochistitsya-stra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010