Псалом 144 Пс.144:1 . Хвала Давиду. Вознесу тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя твое в век и в век века. Пс.144:2 . На всяк день благословлю тя, и восхвалю имя твое в век и в век века. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Похвальная песнь Давиду. СОДЕРЖАНИЕ Пророк, размышляя о чудных свойствах Бога, то есть, о премудрости, о благости и правде, видимых первее во управлении всего мира, а потом наипаче в хранении и соблюдении человеческаго рода, стремится духом к прославлению похвал Его. Исчислив же вообще действия промысла, наконец приступает к прославлению особенныя милости, коей удостоивает Бог верных. В сих двух первых стихах содержится предисловие, в котором Пророк предуведомляет, какую материю предложить намеревает, но сие творит стихотворческим образом, чрез обращение к Богу глаголя: вознесу Тя, Боже мой, Царю мой! Нарицает Бога царем своим или потому, дабы показать, что он царствует по милости Того, Который всеми управляет, а Сам никем не управляется; или потому, что намеревает прославлять Его от тех наипаче свойств, которыя приличествуют Ему яко царю и правителю не токмо человеков, но и всех тварей. За сим то же самое повторяя, присовокупляет: и благословлю имя Твое во век и в век века, то есть, и песнию, и стихами, и словами, и гласом прославлю имя Твое, и хвалами превознесу славу Твою. Следующее присовокупление: в век и в век века – означает, что хвала сия будет непрестанная, и продолжится во веки чрез уста людей, имеющих петь псалмы сии до скончания мира. То же самое яснее повторяется и во втором стихе, где говорит: на всяк день благословлю тя, то есть, непрестанно буду хвалить Тебя как в благополучных, так и в неблагополучных обстоятельствах, доколе здесь жить буду, а после и в небесном отечестве то же делать имею, благословляя имя Твое в век и век века. Пс.144:3 . Велий Господь и хвален зело, и величию его несть конца. В Священном Писании находим четыре свойства величества Божия, которыя суть аки некия части, разсуждаемыя в Боге, а именно, широта, долгота, высота и глубина, по оному Апостольскому изречению: да возможете разумети со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота ( Еф. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

В. Тростников: - Добрый день, дорогие радиослушатели! Сегодня мы поговорим с Игорем Шафаревичем о таком вопросе, который связан с историей нашей науки, а с другой стороны просто с историей нашего государства и жизнеустроенияв 20 веке. 20 век все дальше от нас. И чем дальше, тем он становится интереснее. Когда мы жили в этом веке, то видели детали. За деревьями не видно леса, так говоря. А когда век оторвался от нас, то мы можем и начинаем его видеть в целом. И на смену микроистории выходит макроистория, век в охвате. Тут возникаютнедоумения, удивление. Оказывается макроистория не есть сумма явлений микроистории, то есть то, что мы по отдельности наблюдали вблизи, при отходе на расстояние в сумме дает не то, чем на самом деле представляется век в целом. Поговорим об этом на примере нашей советской математической школы, которая является частью нашей науки и культуры. Говорят, что 20 век был веком тоталитаризма. Ленин разрушил замечательную монархическую государственность, гражданскую войну начали, саму свирепую из войн, дальше – тиран Сталин захватил власть, подавлял всякое инакомыслие, свободомыслие. В то же время 20 век был очень плодоносным в культуре, науке, искусстве. Это парадокс. Возникает впечатление, что феноменологическая реальность – одно, а где-то под ней существует иное субстанциальное существование русского народа и страны, которые мало зависят от внешних событий. Такая латентная жизнь великой России, которая идет, несмотря на то, что происходит на поверхности, это дает какие-то плоды, как грибница, которую не видно, но она дает урожай. Грибники знают, что рост грибов может быть не связан с погодой, влажностью. Может быть погода прекрасная, влажность отличная, а грибов нет, а иногда неблагоприятные условия, а они прут и прут, будто невидимая сила мицелия толкает их наружу. И вот давайте попробуем разобраться, действительно ли в России есть скрытая такая сила, которая производит плоды, не очень зависимые от внешних обстоятельств, войн, строев государственных. Что за тайная сила? Есть же и другие объяснения несоответствия этим вот полицейским государством и большим расцветом культуры и науки. Одно из них – революция вызвала большой энтузиазм. Поверили в строительство нового мира, что можно изменить судьбу человечества. Многие поверили. Это их окрылило. Стали работать на эту идею с большим духовным подъемом. Второе объяснение в том, что люди полицейского сталинского государства попали в жестокие условия, под большой пресс, а когда на тебя давят, то ты тоже начинаешь поднимать тонус. Один человек говорил, что он три года прожил в Голландии и почти потерял всякую энергию, тонус, интерес к жизни, потому что все просто там, бороться не надо, такое состояние спячки. И он там почувствовал, что теряет облик, вернулся в Россию, а тут уже да – надо бороться, здесь интересно. Игорь Ростиславович, вы в большую математику вошли рано, судьба так сложилась, еще до войны.

http://radonezh.ru/2023/07/21/akademik-i...

Заключение. ΧΙХ век в религиозном отношении Представленный выше обзор церковной истории отдельных народов Востока и Запада даёт достаточно яркую картину церковно-религиозной жизни христианского мира в течение XIX века. Нам остаётся только обобщить отдельные черты её в краткой характеристике религиозного состояния минувшего века. Хотя деление на века представляет собой нечто условное и искусственное, однако каждый век носит на себе яркую печать индивидуальности, резко отличающую его от других. Такую же печать носит на себе и век XIX, который в религиозном отношении резко отличается от предшествовавшего ему века и притом в благоприятном для религии смысле. XVIII век в сущности был веком бурного отрицания как в политической, так и религиозной области, и своими идеями, выработавшимися на почве поверхностного просвещения, потрясал все основы и духовной и материальной жизни. Передовые глашатаи этих идей думали совершить крутой переворот в истории человечества, освобождая его от связывавших его религиозных и политических уз, которые притом казались им не прочнее паутины, раскинутой условностью, рутиной и своекорыстием. Действительность, однако, скоро показала им, что основы человеческой жизни, выработанные и укреплённые веками, далеко не так легко разрушимы, как им казалось, и потому неизбежно должна была наступить реакция, которая и началась с зарёй XIX века и, несмотря на некоторые колебания в средине, придала основной тон всей его истории. Отсюда, если XIX век сравнить в религиозном отношении и с предшествующим ему XVIII, то, в общем, он окажется более религиозным. XVIII век – время деистов и сенсуализма Локка в Англии, энциклопедистов и Вольтера во Франции, рационалистического просвещения в Германии, – значительно охладил религиозное чувство в Европе и отчуждил европейские народы от христианской церкви. Французская революция, как злое детище этих идей, произвела разрыв между обществом и религией, из-за своей вражды к римско-католическому духовенству и папе выступила против самой религии, и провозглашённой ею свободой пользовалась даже для государственного подавления христианства во Франции.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Лицо 21-го века В мировой политике всё явственнее проступает апостасийное аморальное начало 04.02.2023 1205 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Многогранный облик 20-го века вошёл в историю человечества как век жестоких социальных экспериментов, век мировых войн, век освоения атомной энергии, век краха мировой колониальной системы, век научно-технического развития и век Нюренбергского трибунала. Но уже в его недрах зарождались тревожные тенденции воинствующего англосаксонского высокомерия и нарочитых их фейков. Уже тогда учёные проявили удивительное мистическое чутьё, предложив энтропийный подход к измерению количества информации, в 20-м веке быстро увеличивающимся, но при этом быстро опускающимся в цене своей фейковостью и недостоверностью. В Русской Православной Церкви подобный подход называют апостасийностью. Прошла уже четвертая часть 21-го века и его лицо приобретает всё более чёткие очертания. Фейки и ложь становятся всё более обычным явлением повседневной жизни. В мировой политике и рынке всё явственнее проступает апостасийное аморальное начало. Грех лжи влечёт за собой грех безверия, отчаяния, пьянства и наркомании. А они все вместе – грех общественной апатии и нравственного паралича. Люди всё больше замыкаются в скорлупе бытового потребления, нравственной нечувствительности, ощущении апостасийной безысходности. Через телевидение и интернет, через старания слуг интернета, спец-блогеров, обыватель привыкает к убийствам, обману, крови, извращениям, насилию женщин, стариков и детей. На американском политическом жаргоне всё это называется глобализацией. Дьявол, отец лжи, в 21-м веке своим основным оружием уничтожения людей избрал ложь, информационные структуры и биологические эпидемии, сосредоточив основные центры их разработки в США. Дьявол старается отнюдь не один, у него много помощников не только в США. В его арсенале немало «волшебных» слов для информационной войны против неугодных людей и народов, а тем более народа-потребителя: свобода, равенство, помощь, политкорректность, толерантность, родитель и 2, гендер, либерализация, ЛГБТ-поведение, отрицание традиционных культур и др. Запад уже практически отказался от христианства, справедливости, от бережного отношения к малым детям и много другого традиционного, свойственного умудрённым народам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/04/li...

Разделы портала «Азбука веры» Прослушать стихотворение 0:50 Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры… но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! – я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..» 1851 Беседа прот. Андрея Ткачева о сегодняшнем времени на примере стихотворения Ф. Тютчева “Наш век” 52:43 Расшифровка беседы прот. Андрея Ткачева о сегодняшнем времени на примере стихотворения Ф. Тютчева " Наш век " Передо мной стоит задача поговорить о сегодняшнем времени. Это задача с одной стороны легкая, потому что мы все в нём живём. Чего проще — надо рассказывать только о том, что на глазах. С другой стороны, задача всё-таки трудная, потому что мы все живём в разных временах, и человек не живет только в том времени, в котором он сейчас пребывает. Поэтому задача, в общем-то, даже непосильная — с одной стороны легкая, а с другой — непосильная. Ну и на помощь себе я выбрал старого учителя Фёдора Ивановича Тютчева. У него есть стихотворение «Наш век». Наш — это XIXй. XIXй — то время, которое мы благополучно считаем во многих положениях прогрессивным по отношению к нашему, то есть прогресс — это нелинейное понятие. Есть эпохи древние, которые были прогрессивнее наших, если мы ставим перед собой какие-то моральные вопросы. То есть эпоха, в которую врачи не делали абортов, как это, допустим, у Драйзера в «Американской трагедии», когда там после того, как нежелательная беременность началась, молодой человек оббегает кучу клиник и везде встречает недоумённые взгляды: «Как? Вы что — хотите, чтобы я сделал аборт?», — а некоторые просто хотят его полиции сдать. То есть это XIX век, американская действительность — она, конечно, прогрессивнее чем XXI век и в Америке, и в России. Но, тем не менее, Тютчев пишет стихотворение «Наш век», XIX век. Вот картина мира глазами не самого последнего человека. Он пишет:

http://azbyka.ru/fiction/nash-vek-tyutch...

1901 г. Новый год и новый век 1 За длинной вереницей минувших столетий уходит теперь в вечность вместе со старым годом и старый XIX век. Но столетия в жизни человечества не отделяются одно от другого механически; между ними остается органическая связь, хотя, конечно, на протяжении ста лет, при смене нескольких поколений, всегда можно выделить одно или несколько влияний века, которые можно назвать его характеристическим признаком. Последнее из них есть как бы завет отходящего в невозвратную вечность столетия его юному преемнику. Минувший век по справедливости можно назвать много пожившим и много испытавшим, в смысле разнообразных направлений и течений мысли; слишком сложна была его духовная жизнь, слишком много разнообразных наслоений заключает она в себе, чтобы возможно было легко и безошибочно подвести их под одно всеобъемлющее начало. Основные запросы человеческого духа не изменяются с переменой столетий; все те же они, эти вопросы высшего порядка, вопросы о смысле и цели бытия, нередко затеняемые ежедневною сутолокою жизни, но никогда не умирающие: так, среди калейдоскопических перемен в окружающей природе, среди явлений временных, иногда мгновенных, существуют длительные, вековые, относительно вечные процессы жизни. И как в природе во все века, возвышаясь над всеми переменами ее жизни, неизменно действует вложенный Богом закон всемирного тяготения, так в человеческом богоподобном духе, не умирая, действует всечеловеческое и всемирное тяготение его к бесконечному центру мира… Отшедший от нас XIX век в движениях мысли не дал окончательного разрешения великих вопросов о смысле и цели бытия. И к нему приложимо слово поэта: «Стараясь в сомнениях о великих тайнах, идут невозвратно века за веками; у каждого века вечность вопрошает: чем кончилось дело? Вопроси другого, каждый отвечает». Но справедливость требует сказать, что минувший век нельзя упрекнуть в недостатке пытливости и энергии в этой вековечной работе. И нужно отказаться совсем от веры в обладание истиной и осудить, таким образом, дух человека на невозможное для него самоубийство, нужно совсем отказаться от веры в человека, чтобы не видеть глубоко важного значения в этой тяжелой духовной работе века. Плоды ее не сразу вместимы в разум и не сразу могут броситься в глаза, но во всяком случае эта сложная духовная работа не прошла даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Когда же наступит Новый год? (комментарий в цифрах и фактах) Линейка с юлианским и григорианским календарями (1600-1620 гг.) Указ Ватикана от февраля 1582 года декларировал, что 10 дней должны быть выброшены с октября 1582 так, чтобы 15 октября следовало немедленно после 4 октября, после чего должен был использован реформированный календарь. Реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Это соблюдалось в Италии, Польше, Португалии, и Испании. Другие католические страны последовали позднее. Что касается протестантских государств, то они долгое время исходили из постулата, что “лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом”. Православные же страны не меняли календарь до начала этого столетия. Юлианский календарь сохранился лишь в религиозных целях в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира. Переход на новый календарь требовал следующего пропуска дней (в зависимости от века): XVI век – 10 дней, XVII век – 10 дней, XVIII век – 11 дней, XIX век – 12 дней, XX век – 13 дней. Переход на григорианский календарь в различных странах Европы: Албания — декабрь 1912 г.; Австрия (в зависимости от региона) — после 5 октября 1583 г. следовало 16 октября 1583 г., а после 14 января 1583 г. - 5 января 1583 г.; Бельгия (по разным источникам) — после 14 декабря 1582 г. следовало 25 декабря 1582 г., после 21 декабря 1582 г.- 1 января 1583 г.; Болгария (по разным источникам) — после 18 марта 1916 г. (1912 г. или 1915 г.) следовало 1 апреля 1916 г. (1912 г. или 1915 г.); Великобритания и колонии (одновременно была перенесена дата Нового года на 1 января) — после 2 сентября 1752 г. следовало 14 сентября 1752 г.; Венгрия — после 21 октября 1587 г. следовало 1 ноября 1587 г.; Германия (различные немецкие государства переходили на григорианский календарь в разное время) — католические немецкие государства – в 1583-1585 гг., протестантские – после 18 февраля 1700 г. следовало 1 марта 1700 г., Пруссия – после 22 августа 1610 г. следовало 2 сентября 1610 г.;

http://sedmitza.ru/text/395763.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Век приходящий может стать веком России» Татьяна Москалькова об успехах аппарата уполномоченного по правам человека в уходящем году 30.12.2016 603 Время на чтение 4 минуты «Начало неведомого века» — так когда-то назвал Константин Паустовский третью книгу своей автобиографической «Повести о жизни». Повествование в ней начинается с событий февраля 1917 года. Многие историки и писатели еще в самом начале двадцатого столетия говорили о том, что новый век не начался с двенадцатым ударом часов в ночь с 31 декабря 1900 года на 1 января 1901-го — это все еще девятнадцатое столетие. Новый век, по их мнению, ведет свой отсчет не от календарной даты, а от коренных изменений в сознании людей, в политике и в самом устроении государств, перекройки всей карты мира. Эти думающие люди доказывали, что XIX век воцарился только в 1815 году, после Венского конгресса, на котором полностью изменился политический расклад в Европе, и ждали чего-то похожего. Как это всегда получается — дождались... События 1914, 1917, 1918 годов подтвердили справедливость теории. Какой станет политическая картина мира XXI века, что изменится в экономике и общественной жизни, разумеется, очень интересно, но, прежде чем подглядывать в замочную скважину Господа Бога, стоит подумать: с каким багажом мы вступаем в этот неведомый век? В частности, что я, как уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, сделала для того, чтобы грядущие события года с довольно угрожающим численным значением не застали нас врасплох и что предстоит сделать? Этим итогам и перспективам посвящена моя предновогодняя колонка. Недавно ведущее информационное агентство РФ назвало мое назначение российским омбудсменом — уполномоченным по правам человека в Российской Федерации среди шести крупнейших политических событий уходящего года. Оценка представителей «четвертой власти» очень лестна, но результаты своей деятельности в первую очередь оцениваю по числу людей, которым удалось помочь. Это и есть критерий моей работы. Не единственный, но — самый главный.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/30/ve...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пора судить виновных в убийстве Слободана Милошевича 15 лет назад пал мучеником человек, связавший столетия и замученный в Гааге 12.03.2021 1702 Время на чтение 4 минуты Как свяжутся ХХ и XXI век, многие сербы и многие в мире не поняли. А если бы поняли, Слободан бы все еще был с нами. ХХ век был веком социалистических революций. А XXI век – это век синтеза справедливого и эффективного общества (социализма) со многовековыми культурными традициями. И век синтеза лучшего во всех культурах, лучшего в человечестве, подлинное рождение человечества. Вот именно это связывание столетий и этот общечеловеческий синтез, колоссальные результаты которых мы сейчас видим в России и Китае, как раз и начал именно Слободан Милошевич. Слободан Милошевич был великим сербом, великим социалистом и великим человеком. Он совершенствовал югославский социализм и освободил его от исторических промахов. К сожалению, таким образом улучшенная, система стала слишком хороша, чтобы западные агрессоры позволили ей выжить. Слободан сделал так, чтобы воскресла Историческая Сербия – и как великая идея и достижение балканской истории, и как просвещенная демократия, и как братская страна и союзник Великой России. И конечно независимая, созидательная и справедивая. Пятым октября и убийством Слободана ее попытались уничтожить, но у них не получилось. Она снова здесь. А на самом деле, если она воскресла – значит она вечна. Как и за свой народ и его веру приняший мученическую кончину Слободан. У него были бесконечная харизма и бесконечная скромность. Как политик – он был самым последовательным социалистом, а как человек – самым нравственным православным. Он вернул Косово и Метохию в конституционную систему Сербии, начал глубокие экономические и демократические реформы, сопротивлялся разбиению Югославии и отделению частей сербского народа от родины. Он возглавлял борьбу народа за свободу и оборону от агрессии НАТО. Благодаря своей мудрости и воле народа, он в самых тяжелых международных обстоятельствах добился Дейтонского соглашения и Резолюции 1244. Самое большое число православных храмов обновлено и построено пока он был во главе Сербии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/12/po...

Мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что не является предметом нашего несогласия. Для христианина естественной ценностью является достоинство и свобода человека и естественные фундаментальные права человека, в том числе, право на свободу совести. В своей истории - истории христианства от имени христианства - нередко эта фундаментальная ценность нарушалась. Не будем забывать, что именно христианские мученики первых столетий кровью своей утвердили право человека совестью своею выбирать свою веру, независимо от того, что считает государство по этому поводу. И именно Тертуллиан - христианский апологет и писатель, а не светский философ - произнес великие слова: " Одной религии не свойственно притеснять другую религию " . Наше несогласие вызывает скорее идеология прав человека. Классическая ситуаций: одно дело - наука, другое дело - сциентизм, некие идеологические спекуляции вокруг науки. Вот точно так же и здесь: не права человека как таковые вызывают наше несогласие, а те идеологемы, которые вокруг этого создаются и довольно агрессивно навязываются всему человечеству. Второй вопрос, о котором я хотел бы сказать (у о. Всеволода он тоже звучал): то, что в Православной Церкви проблема прав человека - это наша проблема, проблема нашего выживания в том новом мировом порядке, который конструируется на наших глазах. С моей точки зрения, настоящий XXI век начался 11 сентября 2001 года. «Настоящий XXI век» - в данном случае это аллюзия на знаменитые строки Анны Ахматовой: " Начинался не календарный, настоящий XX век " ... Как XX век начался 1 августа 1914 года, а отнюдь не 1 января 1901 года, вот точно так же и XXI век начался не по астрономическому календарю. Человечество было поставлено перед выбором: или частная свобода частного лица, или же ограничение, отказ от этих свобод во имя коллективной безопасности. Безопасности перед лицом агрессивного фундаментализма, в том числе, религиозного. Насколько можно судить, западные демократии сделали, скорее, выбор отказа от некоторых частных прав в пользу надежд на безопасность. Увеличено количество людей, работающих в спецслужбах, в Англии начата паспортизация, постоянно мы слышим заявления о том, что новые удостоверения личности в Евросоюзе появляются с системами биометрии, которые туда вставлены и т.д. Вот в этих условиях у православных людей - и, естественно, у людей, прежде всего, в России, прошедших страшный опыт гонений в XX веке, возникают опасения: а не будут ли эти новые меры безопасности со временем обращены и против свободы совести и против наших христианских убеждений?

http://radonezh.ru/analytics/teksty-vyst...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010