Итак, недостаточно одного-двух святых впечатлений, чтобы спасти душу навеки. Землю нужно постоянно обсеменять, удобрять, возделывать, как же в душе может возрасти всякое брошенное туда доброе семя без всякой заботы о том, какова почва, на которую оно попало? Разбойник благоразумный спасся, правда на кресте, от одного покаянного вопля, от одной молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» ( Лук. 23, 42 ), но ведь зато как глубоко было это воздыхание! Ведь это была как бы самая глубокая борозда, проведенная в душе, заменившая самое глубокое вспахивание нивы души его! Ведь слезы и покаянная печаль его это такое богатое и тучное удобрение нивы его души, что и бесплодная она сделалась способной к плодоношению. Где у обычных людей, желающих спастись легко, во единый час, подобные труды над своею душой эти глубокие покаянные воздыхания и слезы, изводимые из окаменевшего сердца? Достаточно ли, если художник проведет по полотну две-три черты, дабы понять, что он хочет изобразить? Быть может, у умелого художника и эти немногие штрихи говорят многое, но ведь мы не такие опытные и искусные художники в отношении души своей, как преподобные, образ Христов начертавшие ясно в душе своей. Не две или три святые мысли, целые тучи их нужны нам, чтобы сделаться Христовыми; мы должны копить их долго в душе, чтобы отобразились в ней черты Христова жития, «пока не изобразится в нас Христос», пока не сбудется на нас то, что о себе самом говорит святой апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 4:19, 2:20 ). Вот предел, которого мы должны достигать: не одну-две черты Христова образа занести в душу, но постараться, чтобы все в ней отображало Христа, о Нем напоминало, о Нем говорило, Им дышало, чтобы сделаться нам живым, одушевленным образом Его. Ведь для того и создал Он нас словесными и по образу Своему, чтобы мы все дни жизни трудились над обновлением в себе этого «образа, истлевшего страстями», слушая постоянно и напечатлевая в себе слово Его. Мы взираем на святые иконы, а изображать Христа и жизнь святых Его в себе не желаем, будет ли нам польза от такого взирания и целования святых икон? Ведь нужно, чтобы образы возводили нашу мысль и сердца к Первообразному, как напоминали празднуемые ныне отцы Седьмого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

2 .   Поднялся ныне на облаке Сын Божии на небо на виду у недоумевающих и удивленных апостолов, как сообщает нынешнее чтение, однако поднялся Он туда не впервые. Ведь от начала мира Он часто и спускался с неба, и поднимался туда. Но впервые Он поднялся на небо с телом. Об этом и недоумевали апостолы, ведь Христос поднялся на небо с телом, а спустился оттуда без тела. Однако что странного в том, что этому удивляются апостолы, когда были поражены даже небесные силы? Это открывает Исаия, когда от лица небесных обитателей говорит так: »Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора? Он прекрасен одеждой, прекрасен, как полная чаша виноградной давильни» 228 . «Едом» переводится как «земля», а «Восор» – «плоть». Таким образом, ангелам казалось удивительным, что Он, родившийся по плоти на земле от Девы, пострадавший и распятый на глазах у всех в плоти, с той же плотью восходит на небо. Здесь упоминается виноградная давильня, ясным образом указывающая на крестное страдание Господне. Ведь в страдании крестном Христос был раздавлен, словно деревом давильни, чтобы излить за нас священную кровь. Вот почему говорится, что червленые ризы Его «от Восора«, вот почему показано, что «Он прекрасен одеждой». Его червленые ризы обозначают пролитую Им кровь, а красота одежды – славу воскресения, ибо Он со славою воскрес от смерти в той плоти, в которой пролил за нас славную кровь 229 . Это то же, что Церковь говорит о Христе в Песни Песней: «Брат мой светел и багрян» 230 . «Багряным» Он называется из-за страдания плоти, «светлым» – из-за славы воскресения, ибо Тот, Кто казался униженным и смиренным в страдании, явился сияющим и славным в воскресении. Эту тайну Божества и плоти во Христе открывает и Иеремия, когда говорит: «Иссякают ли из скалы сосцы или из Ливана снег?» 231 , где под сосцами скалы показывает Его воплощение от Девы, а под снегом Ливана – белизну Его божественною сияния. Ведь когда Он преобразился на горе, как мы читаем в Евангелии, одежды Его стали как снег, потому что сияли славой Его света. И не без причины говорится выше о Христе: «В червленых ризах от Bocopa» 232 . Не «риза», а «ризы». Ведь Христос предводитель мучеников, потому и сказано о Нем: «В червленых ризах от Восора " 233 , ведь Он окружен венцом мучеников, словно червлеными ризами.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Простилась с Батюшкой с теплым, благодарным чувством. Хотя бы подольше сохранилось это необыкновенное мирное состояние! Спаси его, Господи, дорогого нашего Батюшку. Вечером выехала из Козельска. 20 января. Приехала, слава Богу; просто не верится, что Господь опять привел меня в благословенную Оптину. Терпения не хватило сидеть на станции Сухиничи и ждать поезда на Козельск. Дождалась утра и поехала прямо на лошадях (60 верст) до монастыря. Ведь Батюшка обещал принимать ежедневно! Дорога была трудная, был страшный мороз, а ведь была одета не для путешествия в санях! Но вот наконец я и в «хибарке»; два часа, сейчас должен выйти Батюшка. Чувствую, что очень волнуюсь и даже боюсь попасть к Батюшке – такой сумбур в голове и усталость! Но вот вышел келейник о. Севастиан и попросил всех отъезжающих; за ними пошли все, и я в том числе. Стала я в сенцах, в очереди; слышу, как Батюшка в приемной читает молитву к путешествию, всех отъезжающих кропит святой водой, а потом идет и ко всем нам с кропилом и каждого тоже окропляет. Подошел ко мне, поднял кропило и так ласково, ласково: «Матушка, радость ты наша, что же ты к нам приехала? Мы очень, очень благодарны, и нам это будет полезно, но что же мы можем тебе дать?» Покропил святой водой, обошел дальше всех, вернулся опять, подошел ко мне и потянул за руку. Можно было остаться в приемной, но сделалось как-то страшно, да и чувствовалась усталость после дороги. В душе же было какое-то ликование – решила уйти со всеми остальными. 21 января. Сижу целый день. Батюшка на общем благословении очень ласков, иногда что-нибудь говорит, но не зовет. Наконец поздно вечером вдруг говорит: «А ты у нас ведь весь Пост останешься, ведь правда?» Ушла с тревогой! Как же так? Ведь Батюшка знает, что я остаться не могу. 22 января. Опять провожу время в «хибарке». Уже начало четвертого, сейчас всех отошлют в церковь на повечерие. Кто сегодня будет тем счастливцем, кто останется здесь с Батюшкой? Вдруг слышу: о. Севастиан докладывает обо мне; ответа батюшкиного я не слышу, но входит о. Севастиан и зовет меня. С трепетом перехожу порог приемной. Батюшки нет довольно долго. Много было передумано за эти две минуты. Все переживания, которые казались горькими, тяжелыми, вдруг стали совсем неважными; вся обстановка комнаты действовала умиротворяюще, в душе было благоговение и трепет. Батюшка вошел: «Ну что же, как у вас, рассказывай». Начинаю рассказывать; Батюшка перебивает и говорит, что я должна остаться на весь Пост. Говорю, доказываю, рассказываю, с какими трудностями удалось уехать, а Батюшка все свое. Наконец говорит: «Ну, останешься первую неделю». Потом вдруг говорит: «Но ведь ты с отцом Адрианом совсем к нам приедешь весной, то есть летом?» Ничего не могу понять, опять те же слова!

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Протоиерей Николай Соколов — о борьбе с искушениями и жизни не по лжи (+Видео) Мне одна женщина говорит: «Знаете, ничего не хочу. Лежу и все, и улетаю. Куда только, непонятно, улетаю». Как быть? Тоже ведь искушение, правда? Вот борьба с искушениями — просто трудиться, мои дорогие. Ведь всегда есть труд, самый простой — помыть пол, помыть посуду дома. 27 марта, 2013 Мне одна женщина говорит: «Знаете, ничего не хочу. Лежу и все, и улетаю. Куда только, непонятно, улетаю». Как быть? Тоже ведь искушение, правда? Вот борьба с искушениями — просто трудиться, мои дорогие. Ведь всегда есть труд, самый простой — помыть пол, помыть посуду дома. С какими искушениями проще бороться? Какие сопровождают всю жизнь? Отвечает настоятель храма во имя святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов: Любое искушение делается искушением тогда, когда к нему больше не возвращаешься. Вот искусился, подумал — все, Боже, чтобы я когда-нибудь в жизни? Но если ты к нему прилепился сердцем, то тебе трудно от него отстать, будь то винопитие, курение или какие-то еще другие увлечения — карты, игра, — неважно. Или просто лень — лежу и все. Мне одна женщина говорит: «Знаете, ничего не хочу. Лежу и все, и улетаю. Куда только, непонятно, улетаю». Как быть? Тоже ведь искушение, правда? Вот борьба с искушениями — просто трудиться, мои дорогие. Ведь всегда есть труд, самый простой — помыть пол, помыть посуду дома. Вот к таким искушаемым иногда прихожу… Ну, если домработница есть, там убираются, понятно. А бывает, что человек уважаемый, но дома — это же ужас. Не пройдешь, Святые Тайны некуда поставить. Я говорю: «Так вы что-то постелите хоть как-то». — «Вот, апатия, все». Да возьми ты ведро с тряпкой, вымой все — окна, двери, полы, — вот у тебя уже апатия вся пропадет, почувствуешь усталость. И уже и все, искушения уйдут, и все. Того, кто трудится и устает, искушения не одолевают, уже не до этого — приходишь, бухаешься, и все. Я молодость вспоминаю. Конечно, были и грехи, молодость — все было, но приходишь, когда целый день в пути, где-то занимаешься, что-то делаешь, бегаешь, вечером приходишь — какое там! Умылся и — бум! Только бы встать утром скорее, не опоздать куда-нибудь, сделать все. Когда целый день — приходишь в Патриархию и работаешь. В шесть утра — матушка говорит — встаю, приезжаю к 9 утра в Патриархию. С 9 утра до 6–7 просидишь на работе, потом вечером приезжаешь сюда, чего-то перекусишь, сделаешь, помолишься, посмотришь, что нужно у детей, и падаешь. Какие там искушения? Даже не думаешь уже.

http://pravmir.ru/protoierej-nikolaj-sok...

-З . З- Итак, разве не достойны величайшей чести охраняющие нашу жизнь? Ведь ангелы назначены были не только хранителями народов, как было сказано: «Когда Всевышний разделял племена, рассеивая сыновей Адамовых, Он поставил пределы племен по числу ангелов Божьих» ( Втор. 32:8 ), но и из верных людей каждому достался ангел. Ведь когда отроковица Рода сказала апостолам, что перед дверями стоит Петр, бежавший от Иродова они, не веря, говорили: «Это Ангел его» ( Деян. 12:15 ). Свидетельствует же об этом и Господь, говоря: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их всегда видят лицо Отца Моего, сущего на небесах» ( Мф.18:10 ). Конечно же, в каждой церкви Христос поставил хранителями [ангелов], как открывает Иоанн, говоря: «Ангелу/104в Смирнской церкви [скажи]: Видел твою нищету и скорбь. Но ты богат» ( Откр. 2:8–9 ). -З З- Итак, хорошо, когда мы собираем сокровища небесные, нищих кормим странников принимаем и от доброй молитвы никогда не отлыниваем. Ведь видя это, ангелы возносят это перед Праведным Судией и Мздовоздаятелем, который и повелевает им говорить делающему благое: «Молитвы твои и милостыня твоя пришли И162 на память пред Богом» ( Деян. 10:4 ). -З Б227 Итак, мы по справедливости ангелов, любящих нас и молящихся о нас Владыке. Ибо «они суть служебные духи», как говорит апостол, «посылаемые на служение тем, которые должны наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ), их защитники и соратники, как и ныне ты слышал Даниила, что (Бог) приводит архангела Михаила, гневающегося персов ради нашей свободы. Ведь один вынуждал народ быть рабами/104г у персов, как было сказано, а другой стремился прекратить рабство. И Михаил побеждает противника: ведь иудеи, перейдя Евфрат, и отеческое (место)жительство обрели, и город и церковь построили. Так же сказал и великий Епифаний: Е- К каждому народу приставлен ангел, говорит Писание. Потому что ангел, говорящий к Даниилу, назвал и властителя персов, и властителя эллинов, и Михаила – властителя иудеев. Говорит же и Моисей: «Поставил пределы по числу Ангелов Божиих» ( Втор. 32:8 ). -Е Поэтому и Иоанн говорит в Откровении: «Освободи четырех Ангелов, стоящих у Евфрата» ( Откр. 9:14 ), то есть они и удерживаются, до времени долготерпения Господня, (от того, чтобы) повелевать народам вступить в войну, и через них Он повелит [воздать] отмщение за святых Его. Ведь приставленные удерживаются Божьим Духом, не получая времени нападения, Б228 потому что еще освободил их/105а для того, чтобы они уничтожили народы за оскорбление святых. Они освобождаются [и] приходят на как говорят Иоанн и пророки, и, движимые, движут народы к отмщению. -Е

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да, именно от невежества. Ведь за твоими словами нет живого опыта богообщения. Величайшие пророки увидев сияние Творца падали ниц в благоговейном ужасе, а ты говоришь об этой встрече как о походе на базар. Моисею Господь сказал, что человек не может увидеть Его и остаться в живых ( Исх.33:20 ), Исаия созерцая Господа Саваофа восседающего между пламенных духов и окутанного клубами курений воскликнул: « горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди людей с нечистыми устами, – и глаза Мои видели Царя, Господа Саваофа » ( Ис.6:6 ). И только вмешательство посредника серафима (одного из высших ангелов), очистившего его уста от нечистоты чрез прикосновение небесного угля спасло пророка. А ты утверждаешь, что можешь общаться с Богом без посредников, не очищенный, с нечистыми устами, без страха Божия. Нет, Бог из жалости не встретится с тобой, иначе ты вспыхнешь и сгоришь пред Его лицом как бабочка в огне. Ведь Библия прямо говорит что « Бог наш есть огонь поедающий » ( Евр.12:29 ). Потому-то и потребовалось Боговоплощение, чтобы общение между Богом и человеком стало возможным. Только через плоть Христову пламень Божества становиться выносимым для смертных. И потому священники , эти слуги Воскресшего, могут помочь восстановить связь с Творцом. Ведь именно им дана власть и отпускать грехи ( Ин.20:23 ), и совершать Литургию, когда Сам Христос входит в человека. Возражение 10: Бог один и все религии ведут к одной вершине. А поэтому мне не нужно обязательно креститься. А вы, православные вообще фанатики. Говорите, что только вы спасетесь. А ведь это гордыня! Да, поистине Бог один. Но разве Он безличен? Разве может быть такое, чтобы творение было выше Творца? А ведь твои слова, если присмотреться, означают именно это. Ведь сравнение Господа с вершиной горы возможно только при условии представления о Нем, как о не осознающей себя Силе. Разве хоть какая-то личность захочет. чтобы к ней приходил кто угодно? Вот ты захотел бы, чтобы к тебе в гости пришел Джек Потрошитель? А при этом утверждаешь, что любой путь ведет к Богу.

http://azbyka.ru/pochemu-ty-eshhyo-ne-kr...

Таково бывает наше «добро», которое святитель Игнатий называет добром падшего естества человеческого. Но такое добро нас не спасает и не приближает к Царству Небесному, а только глубже и глубже затягивает на дно ада. Ведь мы, делая подобного рода «добро», нарушаем евангельские заповеди, то есть грешим. Но откуда нам об этом знать? Ведь Евангелие мы не читаем, а если и читаем, то заповедей там не видим и применить их в жизни никогда не можем. И даже если кто-то и скажет нам о том, что мы нарушаем такие-то заповеди, то мы на это никак не реагируем, ведь у нас нет страха Божия и мы не верим в Его Суд, на котором Он будет нас судить по Своему Евангелию. Вот и в данном случае могут нарушаться евангельские заповеди: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мф. 16:26); «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Ведь совершенно очевидно, что такой человек вредит своей душе, тратя драгоценное время, которое даётся ему Богом для покаяния и подготовки к вечности, на излишние материальные заботы и попечения. Тратя время и силы на стяжание земных благ и обустройство земного благополучия своих взрослых детей и детей своих детей, он лишает себя возможности обустроить свою собственную блаженную вечную участь, у него не остается времени и сил для того, чтобы заняться главным – делом своего спасения: изучением своей Веры, чтением творений святых отцов Церкви, изучением Евангелия, решительной борьбой со своими грехами и страстями, обучением правильной молитве, в общем, тем «единым на потребу», что только и ждет от нас Бог. Ведь если большинство из современных христиан к борьбе за свое спасение еще даже не приступали (о чем мною было написано ранее, в частности, в предыдущей статье), то есть ли время для того, чтобы медлить? Кто знает, сколько осталось времени у меня до моей смерти, да и у всего этого мира до его кончины? А ведь для того, чтобы по-настоящему встать на путь к спасению – изучить свою Православную веру и начать вести серьезную и качественную борьбу с грехами и страстями – требуются долгие годы. Точно ли я уверен, что они у меня есть? Не искушаю ли я Бога, отмерив себе еще долгие годы будущей жизни для возможности своего покаяния?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/za...

протоиерей Михаил Гетьман, Полтава 10 февраля 2012г. 01:02 Мне не хочется разбирать каждый пункт данного документа, но хочется сказать, что этот документ составляли люди, которые очень далеки от реалий, он практически не готов к апробации, в нем очень много заложено рисков( мне  напоминает Феофана Прокоповича и Петра 1, который онному помог подготовить церковную реформу). Или этот документ составляли люди не хотящие добра церкви. Заменить основную функцию священника (нести к народу слово Божие), вера ведь от слышания? Форматировать процес воцерковления человека. Это нонсенс, оказывается две беседы, достаточно чтоб стать верующим человеком?  Да хранит нас Бог.     Елена, Новомосковск 17 мая 2012г. 05:52 Сам Бог дал человеку право выбора не зависимо от того хорош он или плох. А мы были лишены этого выбора сами и лишаем своих детей. Думаю креститься может только врослый человек. . Ведь крещение это обещание Богу доброй совести.  Татьяна Н. 17 мая 2012г. 14:46 Как быть с крещением младенцев мужского пола? Как известно, им требуется восприемник - крёстный именно мужчина. У одной подруги моей дочери  возникла такая проблема: не могут найти восприемника. Ведь верующих мужчин - катастрофически мало, по сравнению с женщинами. Оказалось, что среди знакомых и родственников подруги таких мужчин нет, и тех, кто хотел бы пройти катехизацию, чтобы быть крёстным, тоже не нашлось. Батюшка отказал в крещении потому что крёстный " не соответствовал " и советовал подождать с крещением, пока появится верующий мужчина в окружении... но ведь ждать-то можно долго - всю жизнь и так и не дождаться, причём верующую крёстную маму найти - не проблема, так что девочкам в этом смысле проще... . Если так будет ставиться вопрос, то, возможно, мужчин в церкви будет становиться всё меньше и меньше, ведь именно верующих восприемников-мужчин - нет, или ничтожно мало, значит мальчиков крестить будут всё меньше, особенно учитывая, что не у всех современных молодых родителей хватит ревности  преодолевать " препятствия ко Крещению " . А ведь известны случаи, когда именно дети первыми приходили в храм и приводили потом туда и родителей. Дети сейчас иногда быстрее приходят к Богу, чем их родители, а если не крестить, то и повода, и права им зайти в храм не будет.

http://bogoslov.ru/article/2233979

(2) Итак, спросим еретиков: говоря, что Христос из двух природ, о каких природах вы говорите? Они ответят: о Божества и человечестве. Затем скажем: а как, говоря, что Христос в Божестве и человечестве, вы отрицаете, что Он в двух природах? Ведь они не могут ответить, что Христос не в Божестве и человечестве, Снова спросим их: одна сложная природа Христа или две? И скажут: одна сложная. Затем мы говорим: простое и сложное единосущны? И они не могут сказать, что единосущны простое и сложное. Тогда говорим: стало быть, если Христос одной сложной природы из Божества и человечества, то Он не единосущен Отцу -ведь Отец не сложной природы из Божества и человечества, но простой. Но Он не будет единосущен и Матери – ведь и Мать не сложена из Божества и человечества. Мы же, говоря, что Христос одна ипостась в двух природах в Божестве и человечестве, утверждаем, что по Божеству Он единосущен Отцу, а по человечеству единосущен Матери, и не разделяем Его, говоря об одной ипостаси, и не сливаем, исповедуя две соединенных природы. И вновь скажем так: если одна природа Божества Христова и плоти Его, а природа Отца и Христа едина, одна природа будет у Отца и плоти. И опять-таки: как вы исповедуете различие природ? Ведь различие вводит по меньшей мере две различающихся природы, или ипостаси, или одну ипостась, которая изменяется и преобразуется по отделяемому привходящему признаку. То, что вы не имеете в виду различие ипостасей, применительно к Христу ясно. Ясно и то, что [речь не идет] и об отделяемом признаке, – ведь не говорите же вы, что Он иногда бессмертный, а иногда смертный, из бессмертия перешедший в смертность, как мы из болезни в здоровье. Итак, остается вам говорить о различии природ, что вы и признаете, и, вначале исповедовав различие природ, исповедать и те природы, между которыми есть различие, – ведь если нет сущностей, не будет и сущностных различий. Если же одна природа, как и одна ипостась у Христа, почему, говоря о различии природ, вы не говорите и о различии в Нем ипостасей? Почему, утверждая, что Христос из двух природ, вы не говорите, что Он и из двух ипостасей?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

(1, 66) Все слышавшие положили это на сердце своем. Положили это, как нечто памятное. (1, 66) И говорили: что будет младенец сей? Говорили в недоумении или размышляя над этим. Стоит задаться вопросом: почему Захария освободился от немоты не тогда, когда родилось дитя, но тогда, когда было наречено по имени? И мы ответим, что это произошло по предсказанию Ангела. А именно, он сказал ему: «И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется» 58 . Ведь сказав: «это», он указал на два события, и на рождение, и на наречение имени, но не только на рождение, чтобы произошло и чудо согласия относительно имени. (1, 66) И рука Господня была с ним. Сила, благодать Божия. (1, 67–68) И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Он пророчествовал это о вочеловечении Христа. Ведь посредством его Он посетил и избавил народ Свой от тирании не только невидимых врагов, но и видимых, поскольку они не могут одолеть веры его. Народ же Свой – первоначально ветхий, а когда тот оказался непокорным, тогда, наконец, новый. Говорит же он о том, что будет, как о том, что уже состоялось, по закону пророчества. Но почему Он называется Богом только Израиля? Ведь и правда, Он Бог не только израильтян, но всех людей, как Творец всех. Дело в том, что если для всех других людей Он – Бог помимо их воли, то только для израильтян – по их доброму согласию, в силу осознанного выбора. Но ты не смущайся из-за труднодоступности слов Захарии. Ведь таковы пророческие речи. Мы же постараемся объяснить их соответственно тому знанию, которое нам предоставлено. (1, 69–70) И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих. Рог здесь указывает на царство, поскольку с помощью рога цари помазываются и поставляются. Или он означает силу, поскольку в роге заключена сила у всех рогатых животных. Но не просто «рог», а «рог спасения», то есть, спасительный. Царством же и спасительной силой он называет Христа, как Царя царствующих, силу Отца и Спасителя тех, которые веруют в Него. Под домом же понимай род Давида. Итак, Он говорит, что Бог восставил нам, Его народу, царство или спасительную силу из рода Давида, раба Своего. Ведь от семени Давида была Дева, от Которой родился Христос. Сотворил же Он это, как было возвещено устами святых, ясно, что издревле бывших, пророков. Ведь через них Он обещал восставить могучего Царя в доме Давида, Спасителя Израиля. И об этом учат многие псалмы Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010