– Они верно ещё там, на полянке, побежим же скорее, – перебил рассказ Мурзилки Быструн. – Подождите, дайте же мне кончить рассказ. Но малюткам, как видно, надоел длинный рассказ Мурзилки, и они пустились все вслед за Быструном и очутились на просторной лужайке, где большое общество как раз кончало играть в лаун-теннис. Малютки внимательно следили за игрою, и едва только играющие удалились, побросав на землю все принадлежности лаун-тенниса, как Быструн предложил сыграть, по примеру больших, одну партию лаун-тенниса: – Как вы думаете, не сыграть ли и нам? – Сыграем, конечно, сыграем! – согласились все в один голос и немедленно принялись переносить сетки, лопатки, мячи и другие принадлежности игры на другой конец полянки, где по их мнению, было гораздо удобнее играть. – Ах, нет, я не могу ещё играть. Подождите, пока я сошью себе костюм для игры, – приставал Мурзилка к братьям. – Вот ещё! Шей, если тебе нравится, а мы будем играть! – ответили они ему. Обиженный Мурзилка ушёл и долго не показывался братьям. Он вытащил из узелка тщательно сложенный свёрток, в котором хранились собранные им в Париже лоскутки, выбрал самые светлые из них и принялся кроить себе костюм, затем шапочку и две пары крошечных туфелек и при помощи ещё двух эльфов, Ниточки и Иголочки, сшил себе полный костюм для игры. – Как я хорош! – говорил он, облекшись в новое платье. Пока Мурзилка сидел взаперти и шил, – на лужайке, под каштанами стоял шум, гам и веселье; эльфы забавлялись новой игрой и хохотали до слёз над своими смешными приключениями. Знайка попал мячиком в Заячью Губу; тот не выдержал удара и повалился, увлекая за собою Незнайку, который в свою очередь толкнул Вертушку. Читайка попал под сетку и кричал на весь лужок своим пронзительным голоском. У другой сетки лежал Чумилка-Ведун, а перед ним растянулся Забияка. – Вот и я! – раздался среди общего веселья тонкий голосок Мурзилки. Братья все обернулись и дружным хохотом встретили расфранчённого товарища. – Хо-хо-хо! ха-ха-ха! хи-хи-хи! – тряслись малютки от смеха, глядя на странный костюм Мурзилки. – Вот чучело-то гороховое! хи-хи-хи… – Сами вы чучелы! – сердито ответил франт: – я с вами даже и говорить не буду, замарашки этакие!

http://azbyka.ru/fiction/carstvo-malyuto...

Вдруг все хватились Мурзилки; никто даже не заметил, когда он исчез, В большом беспокойствии стояли эльфы у ярко освещённого магазина, не зная, что предпринять, – как вдруг раздался знакомый голосок, и из дверей магазина выскочил сам виновник переполоха, весь нагружённый модными материями. – Вот это на фрак, это на жилет, это на пальто, – лепетал он, показывая на маленькие пробные кусочки, которые приказчики, видно, бросили на пол. Переночевав в каком-то саду, эльфы с рассветом принялись опять осматривать город, выглядевший при дневном свете гораздо хуже, чем при огне. Даже река Сена, на которой стоит Париж, показалась им не особенно широкой и красивой. Рассказ восемнадцатый. Как эльфы впервые увидали состязание на велосипедах и как они сами задумали поездку на велосипедах – Новость, господа, новость! Я узнал нечто очень интересное! – так будил эльфов Чумилка-Ведун. Он встал раньше других и пошёл на улицу, где как раз в это время расклеивали афиши. На этих афишах было напечатано крупными буквами: «Бег на велосипедах и состязание велосипедистов состоится сегодня утром за городом». – Это надо посмотреть! – воскликнул Чумилка и побежал к остальным эльфам. – Вставайте скорее, а то не успеем, – будил он их. В миг человечки были готовы; даже Мурзилка поспел с другими. Быстро направились они на указанное место, где должен был состояться бег, и взобрались на пригорок, откуда можно было видеть все подробности. По данному внизу сигналу, более 20 велосипедов с седоками пустились вперегонки. – Вот так штука! – воскликнул доктор Мазь-Перемазь, внимательно следивший за велосипедистами. – Едут без лошадей и без пара, а как быстро – точно птицы. – Нам бы такой велосипед для путешествия, – заметил Вертушка Знайке. – Конечно, не дурно бы, – ответил Знайка, подпрыгивая. – Послушайте, что я придумал, – послышался вдруг голос Чумилки-Ведуна. – Когда эти велосипедисты кончат свой бег и пойдут отдыхать, мы возьмём несколько велосипедов и отправимся на них домой. – Ура! Придумано остроумно! – закричали все в один голос.

http://azbyka.ru/fiction/carstvo-malyuto...

– Ах, отправимтесь все туда! – сказал Знайка. – Да, да, отправимся в лабораторию, – подхватили остальные. Лесные человечки живо поднялись с травы и побежали за Мурзилкой, который должен был показывать дорогу. Важно и чинно шёл он впереди и, остановившись перед большим зданием, гордо произнёс: – Здесь. Вмиг лесные человечки разбрелись по всем углам зала, разглядывая загадочные инструменты и снаряды. На столе стоял микроскоп, т. е. инструмент для рассматривания самых малых предметов, которые представляются в увеличенном виде. – Аи, глядите! – кричал не своим голосом Мишка, рассматривая в микроскоп крошечную букашку. Быструн тоже заглянул туда и от удивления даже присел на корточки. Букашка показалась ему больше человека. В другом углу Дедко-Бородач держал зелёную лягушку, которую Тимка разглядывал в лупу, т. е. увеличительное стекло. Китаец, умевший хорошо рисовать, обрадовался; увидав, что в лаборатории имеются разные краски, и стал их смешивать, а Знайка усердно толочь их в ступке. Незнайка и Вертушка принялись подогревать на спирту какую-то жидкость. Рядом же возился Читайка с какой-то ретортой (стеклянный сосуд, употребляемый для химических опытов). Увидя это, Дедко-Бородач выпустил лягушку и подбежал к Читайке, не заботясь о том, что испуганная лягушка металась и скакала, как угорелая. – Ай, страшно! Ай, помогите! бегите сюда! – раздался вдруг пронзительный голос. Братья в страхе переглянулись и бросились бежать туда, откуда неслись отчаянные вопли. Что же оказалось? Пока эльфы занимались физическими и химическими опытами, Мурзилка забрался в анатомический кабинет, где стояли скелеты и висели картины, изображавшие разрезанные части человеческого тела, при виде которых Мурзилка, по обыкновению, струсил. Крошкам впервые пришлось видеть такие картины, но доктор Мазь-Перемазь, изучавший, конечно, на своём веку анатомию, и Чумилка-Ведун, знавший всё отлично, принялись обучать братьев. – Вот видите эту голову, которая нарисована здесь на доске, – объяснял Чумилка. – На ней показано, из скольких частей состоит голова человека…

http://azbyka.ru/fiction/carstvo-malyuto...

Вдруг вся толпа остановилась; перед ними с шумом протекал ручей, приводивший в движение сильные мельничные колёса. – Переплывём через ручей! – предложил доктор Мазь-Перемазь. – Переплывём! Переплывём! Айда, скорее! – ответили крошки и бросились вплавь. – Мазь-Перемазь, дай мне одну руку, а ты Заячья Губа, другую! – кричал Знайка. – Вот так мы, держась за руки, и пройдём. – Аи, братцы, спасите, я тону! караул!.. – закричал Мурзилка, захлёбываясь. – Не потонешь! Вода не глубока, – смеясь, ответил рядом плывший с ним Незнайка. – А ты почём знаешь? – обернулся к нему Пустая Голова. – Ну, полно, не ссорьтесь! – вмешались другие. – Вот уж и город виднеется. Выскочив на берег, эльфы пообсушились и пустились дальше в путь. Вскоре перед ними показался большой портовый город, откуда корабли отправлялись во все страны света. Одни приезжали, другие уезжали. Малютки узнали на набережной негров из Африки, индийцев из Индии; даже одна знакомая ласточка, с которой они прилетали в Европу, попалась им навстречу. Эльфы долго сновали по городу, прислушиваясь к чужому языку и присматриваясь к новым людям. – Я не хочу здесь больше оставаться. Что тут интересного? Пойдёмте поскорее в голландский город Амстердам. Там Пётр Великий обучался корабельному делу, я хочу посмотреть на этот город, а здесь что нам делать? – капризничал Мурзилка, которому всё скоро надоедало. – Погоди! – ответили ему братья. – Осмотрим хорошенько всё здесь, тогда и пойдём в Амстердам. Мурзилка что-то заворчал и до самого выхода из города ни с кем не заговаривал. На другое утро малютки умылись росой, напились из чашечек тюльпанов сладкого цветочного нектара и на утренней заре отправились дальше. К полудню решили они сделать отдых и выбрали для этой цели тенистый берег быстрой речки. – Господа! тут недалеко стоит мельница: не пойти ли нам туда? – спросил доктор Мазь-Перемазь. – С удовольствием! – встрепенулись братья. – Ах, я буду мельником! – воскликнул Чумилка-Ведун и обвязал голову красным клетчатым платочком. – Эй! да тут что-то не ладно! – воскликнули человечки, входя на двор. – Теперь самая рабочая пора, а мельница стоит без движения. Жив ли хозяин?

http://azbyka.ru/fiction/carstvo-malyuto...

На ночь избу подпахать, чтоб ангелам чисто прохаживаться. На перекрестке черти яйца катают, в свайку играют. На пустой лес, на большую (полую) воду (заклинание от порчи). На себе платье зашивать, пуговку пришивать – пришьешь память. На сколько голов клад положен, столько и кидай (клады кладутся с заклятием и даются только тому, кто исполнит зарок). На сухой лес будь помянуто (чтобы никому не попритчилось). На чужой след наступил (ломота в ногах). Наш пророк (Такой пророк, что) на печи промок. Не ворожит, а шепчет. Не играй ножом – ссора будет. Не клади пряслицы на стол – сорок грехов наживешь. Не называть, лаская, котят мышатами: мать загрызет их. Не пей из чужого колодца – своя не потечет (вода). Не плюй направо – там ангел-хранитель, плюй налево – там диавол. Не покидай ножа на ночь на столе – лукавый зарежет. Не покидать ниток на веретене к воскресному и праздничному дню, чтобы не рвались. Не ходи ворожиться, ходи богу молиться. Не шагай через коромысло – корча потянет. Недобрый глаз поглядел на нас (не гляди на нас). Нет пророка без порока. Нетопырь залетает в дом – к беде. Нечаянно свечу погасить – к гостям. Нечего и костьми метать, коли нечего искать. Ни днем, ни ночью, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни в обыден (никогда). Ни мужик, ни баба, ни молодец, ни девица, ни вдовец, ни вдовица, ни пожилой, ни старый, ни середовой, ни малый, ни ведун, ни ведунья, ни колдун с колдуньей, ни киевская ведьма. Ни на новце, ни на ветху, ни на перекрое, ни в полный месяц (заговор). Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть. Ногами под лавкой качать – черта тешить. Ногти цветут – к обнове, гостинцу, к перемене жизни. Ногу прицепить (задеть за что) – кто-то торопится. Ноздря чешется – к родинам. Нос чешется – в рюмку глядеть. Нос чешется-к старости. Носилок с погоста в день похорон не возвращают (твер.). Оберег внаи бережет (арх. очень, весьма). Обознаться в человеке – к свадьбе или к покойнику. Оборотнем (зловещим) поперек дороги мечется. Обувать прежде правую ногу – зубы будут болеть (нижегор.).

http://sueverie.net/poslovicy-i-pogovork...

Официальное и церковное отношение к этим повериям было двояким. Безусловно, чародейство считалось грехом. Но признавалась ли действенность этих чар? С одной стороны, даже в крестоцеловальных записях на верность царю Борису Годунову содержалось обещание “государю, царице и их детям зелья лихаго и коренья не давати и не испортити, да и людей своих с ведовством да со всяким лихим зельем и с кореньем не посылати и их, государей, на следу всяким ведовским мечтанием не испортити, ни ведовством по ветру никакого лиха не посылати и следу не выимати” . Воеводу князя Михаила Воротынского обвиняли в связи с ведьмами. Когда связанного князя привели к Ивану Грозному, царь спросил его: “Се на тя свидетельствует слуга твой, иже мя еси хотел очаровать и добывал еси на меня баб шепчущих”. — “Не научихся, царь, — отвечал знаменитый воин, — и не навыкох от прародителей своих чаровать и в бесовство верить, но Бога единого хвалити” . С другой стороны, церковные кары для чародеев были слишком мягки. За те грехи, за которые в Европе в те века сжигали, на Руси лишь налагали епитимьи. По наблюдению историка, “к великой чести нашего духовенства надо сказать, что у него колдуны отделывались куда дешевле, чем у западного. В том самом XVI веке, когда в Европе пылали костры, на которых горели живьем сотни ведьм, наши пастыри заставляли своих грешников только бить покаянные поклоны… Для наших патриархов, митрополитов и прочих представителей высшего духовенства ведун, ведьма были люди заблуждающиеся, суеверы, которых надлежало вразумить и склонить к покаянию, а для западноевропейского папы, прелата, епископа они были прямо адовым исчадием, которое подлежало истреблению” . Обращает на себя внимание мягкость этих епитимий. Так, в патриаршей грамоте на основание Львовского братства 1586 г. предписывается за чародейство «епитимья 40 дней поклонов по 100 на день» . Если бы издатель этой грамоты полагал, что колдовство действенно и может по-настоящему навредить человеку и даже погубить его жизнь и здоровье, или, что еще хуже, привести ко вселению беса в ни в чем не повинного человека — то епитимья должна была бы быть значительно строже и “как минимум” приравниваться к епитимье за убийство.

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

Следует также давать ясный, четкий и аргументированный ответ на неоязыческую клевету в отношении христианства. Неоязычники используют самые разнообразные способы для распространения своего учения. В настоящее время издается целый ряд книг жанра «славянское фэнтези» с такими характерными названиями, как «Солнце Велеса», «Воин Яровита», «Ведун», «Ярилина рукопись» и т.п. Были и другие попытки продвигать неоязыческие идеи в литературном формате, например в виде издания сборников комиксов «Велес», где публиковались комиксы «славянской тематики». Заметным, хотя и не очень распространенным способом продвижением неоязыческой идеологии стали компьютерные игры жанра «славянское фэнтези», к примеру языческие элементы содержали такие отечественные игры, как «Златогорье» и «Златогорье 2», «Князь. Легенды лесной страны», «Волкодав: месть Серого Пса» и др. Сомнительно, что разработчики сознательно продвигали языческие идеи, однако художественные образы, создаваемые подобными играми, безусловно, оказывали влияние на молодых людей. Развитие интернета вывело неоязыческую пропаганду на качественно новый уровень. Неоязычники проявляют в Сети большую активность, создают свои сайты, записывают и распространяют видеоролики. В интернете выкладывают свои композиции неоязыческие музыкальные коллективы. С помощью интернета публикуют свои работы неоязыческой тематики начинающие писатели, пытающиеся найти свою аудиторию. Кроме этого, неоязычники открыли немало интернет-магазинов по продаже тематической «славянской» продукции: различных «славянских» амулетов и талисманов, декоративных изделий из дерева и металла, а также книг и дисков. Особенно активны неоязычники в популярных социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники.ru», «Facebook». Неоязычники не только имеют там свои тематические сообщества, но и активно участвуют в обсуждениях сообщений в группах нейтральной тематики. Следует констатировать, что на сегодняшний день такого рода деятельность позволила широко распространить неоязыческие мифы о христианстве среди религиозно нейтральных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

В русских азбуковниках XVI–XVII вв. читаем: «Обаяние – чародеяние, еже кто бесовским злохитрством явству или питие наговаривая, человеком смерть творит» (Сахаров, т. 2, кн. 5, с. 74). Ср. у А. М. Горького в «Жизни Матвея Кожемякина». «Вот, примерно, обает тебя по ветру недруг твой, а ведун-то попрет тебе подмышки тирпич-травой, и сойдет с тебя обаяние-то». Все эти слова: обавати, обаяти, обаяние и др. под. относились к высокому слогу и сохраняли до начала XVIII в. ясный отпечаток церковно-книжной идеологии, смешанной с суеверными представлениями. Это – старославянизмы, дожившие до XVIII в. и вошедшие в «высокий штиль» классический литературы. Ср. в стихотворении Державина «Фонарь»: Не обавательный-ль волшебный Магический сей миф фонарь? Однако обавати еще Ломоносовым (в «Рассуждении о пользе книг церковных») было признано обветшалым словом. По-видимому, новое эмоциональное значение у слова обаятельный, как синонима слова очаровательный, укореняется в общелитературном употреблении не раньше первых десятилетий XIX в (ср. также обаяние). В истории слов очаровательный, обворожительный, обаятельный наблюдается не только параллелизм семантического развития, но и тесное взаимодействие нескольких синонимических рядов слов, семантические изменения которых идут в одном направлении, хотя и с очень своеобразными отклонениями: чары, очаровать, ворожба, ворожить, обворожить; обаяние, обаять и т. д. Тут взаимосвязь синонимических частей лексической системы особенно осязательна. Ср. волхв, волхвовать, но: волшебный, волшебник, волшебство; ср. колдовать, колдовство, колдунья, но: околдовать и т. п. (О некоторых вопросах русской исторической лексикологии//Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 93–94). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Эльфы бегали по всем закоулкам, забирались в дома и магазины; наконец, они остановились для ночлега в одном загородном саду. – Господа, – сообщил шепотом Чумилка-Ведун, – я сейчас глядел в щёлочку забора и видел на другом дворе какую-то удивительную штуку, – не посмотреть ли нам, что это такое? – Ещё бы! конечно! – ответили все. Был лунный, светлый вечер; влажная трава благоухала; в тихом, тёмном небе сверкали яркие звёзды… Эльфы умылись росой и, освежившись, перелезли один за другим через забор, чтобы познакомиться с удивительным открытием Чумилки. На дворе лежали сломанные прялка, веретено и рогульки, которыми держат мотки во время наматывания клубков. – Фу, какое старьё! – протянул презрительно Мурзилка. – Что такого! Мы старьё починим, – ответил Дедко-Бородач. – Да, да! починим, починим! – заскакали крошки. – Но здесь неудобно производить работу, – сказал Заячья Губа. – Лучше перенесём все предметы подальше, где никто нам не помешает. Вместо ответа сотни ручек ухватились за сломанные предметы и с трудом потащили их. – Ах, тяжело, не по силам! – стонал Мурзилка, бегая взад и вперёд и не дотрагиваясь ни до чего. Вдруг тяжёлое колесо наклонилось на бок и, если бы эльфы не обладали волшебной силой, то оно, без сомнения, убило бы многих. Малютки все бросились на помощь и после долгих усилий им удалось, наконец, поставить всё в запущенный угол парка, около речки, куда никто из жильцов дома никогда не заглядывал. Вплоть до утра проработали человечки над обломками; зато как обрадовались они, когда сломанные, никуда уже негодные предметы обратились в их руках в совсем новые, пригодные для работы. – Hy, что же мы будем теперь делать? – спрашивали они друг друга. – Ах, придумал! – воскликнул Чумилка: – я видел много хлопка, знаете – того самого, который растёт в Индии на полях. Его уж вымыли, высушили, растрепали – и он лежит совсем готовый для пряжи. Не взять ли его и не напрясть ли из него ниток? – Куда тебе нитки? – спросил недовольный Мурзилка. – Как куда? Напрядём ниток и соткём кусок коленкору или платков носовых. Мало ли что из хлопка делают! – ответил Чумилка и с несколькими малютками бросился в сарай, где лежал хлопок.

http://azbyka.ru/fiction/carstvo-malyuto...

Журналист М. Дейч зафиксировал ту схему, по которой выстраивается образ мира неоязычников-националистов. В статье, посвященной суду над В.И. Корчагиным (признанным виновным в разжигании межнациональной розни), М. Дейч пишет: «По мнению г-на Корчагина, вся его «мнимая» вина состоит в том, что он всегда стоял и стоять будет на защите русского народа. От кого? Прежде всего – от христианства вообще и от православия в частности: «Православие воспитывает пассивность мышления, иждивенчество, трусливость». Христианство же в целом – «вероучение для расово неполноценных особей». Помнится, «расово неполноценными» Адольф Гитлер называл вообще всех славян – вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Как мы видим, г-н Корчагин идет дальше своего учителя: расовая неполноценность христиан – это его ноу-хау. «Первые христиане, – вещает он, – состояли из жидов, воров, убийц, государственных преступников, нищих, бродяг, вообще людей, лень, распущенность и безнравственность которых делали из них врагов всякого организованного человеческого общества». Русский же народ, на защиту которого всей своей интеллектуальной немощью встал г-н Корчагин, еще на заре истории «был насильственно ожидовлен». Сей процесс продолжается поныне, поскольку «Путин – масон, возведенный на пост Президента «пятой колонной» международного еврейства, его правительство составлено на 90% из евреев». «Историк», однако. Впрочем, себя сей г-н гордо именует «просветителем». Евреи, сами понимаете, – особая забота г-на Корчагина. Кого-то из них необходимо судить, а всех не задействованных в этой процедуре – насильственно депортировать из России. Прочих нерусских – тоже депортировать, и тоже насильно: кавказцев – на Кавказ, а других «черных», наверное, в Африку. Подобьем бабки. Этих и тех – выслать, а подавляющее большинство русских людей, будучи православным христианами, – «расово неполноценные». Так кого же взялся защищать г-н Корчагин? Есть, есть такие. Это те, кто исповедует «Арийское Православие», оно же – «дохристианская ведическая религия, или то, что в обиходе называют язычеством». Главный «ведун» – как раз г-н Корчагин и есть» 278 . В итоге схема мифологизации истории такова: существовала дохристианская арийская цивилизация, попавшая под идеологическое влияние коварных «врагов»; ныне «наши» (как идеологически, так и экономически и политически) угнетаются «врагами»; обращение к исконным формам «нашей» религии позволит укрепить «наше» национальное самосознание и сбросит иго ненавистных «врагов»; зачастую последнему действию придается значение всемирно значимой миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rodnover...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010