(15, 11–12) Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую (мне) часть имения. И другую приводит Он наиполезнейшую притчу, обнаруживающую и силу покаяния грешника, и величину человеколюбия Божьего, и через это побуждает к покаянию тех, которые пребывают в грехах. Человеком Он называет человеколюбивого Бога Отца, а двумя сынами – всякого праведника и всякого грешника. Ведь Он – Отец и праведников, и грешников, как усыновленных Ему через купель возрождения. Ибо здесь речь о верующих. Назвал же Он грешника младшим как младенца по уму и легко поддающегося обману, который и испросил положенную ему часть имения, то есть, причитающуюся ему по природе возможность жить по своей воле 565 . Ведь всякий младенец по уму стремится жить по своей воле. Или следующей ему частью имения тот называет то дарование, какое должно быть у него в силу крещения. Ведь всякому крещенному подается божественное дарование. А имение, то есть, богатство Божие, это дарования, которые Он раздает верующим. † Не потому, что он младший по годам, но потому, что он лишен рассудительности и непостоянен умом. † И как если бы он говорил: я не хочу, чтобы меня угнетала необходимость служить, ведь у меня есть возможность жить по своей воле 566 ; если я хочу, то я послушен, а если не хочу, то нельзя меня принуждать. Поэтому Отец чистосердечно уделяет ему это: ведь Господь желает, чтобы Ему служили добровольно. После этого он ушел. Куда? Не с места на место, но умом он отступил от Бога, и Бог – от него, вследствие чего настал у него великий голод, «не голод хлеба, но голод слышания слова» Божия 567 , ибо силен голод, когда лишены Его благ 568 . (15, 12) И (отец) разделил им имение. Или же позволил им жить по своей воле. Ибо разделить имение 569 – это не иное что, как позволить жить по своей воле. Ведь Бог никого не принуждает, если не хотят слушаться Его. Или также разделил им подобающие дарования, как было сказано. (15, 13) По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(17, 14–15) И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. Ведь хотя он поверил, что Христос – это некто великий и могущественный, но еще не уверовал, что Он – Бог по природе. (17, 16) И пал ниц к ногам Его, благодаря Его. Ведь поскольку он очистился, то уже и приблизился. (17, 16–18) И это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Эти Он показал, что язычники признательнее иудеев. Ведь те тотчас предали забвению благодеяние, явившись неблагодарными и к Отцу, и к Сыну. (17, 19) И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Ведь и тех спасла вера их, но хотя десять были верующими, только он был признателен. (17, 20) Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие. Ввиду того, что Он часто учил, что приблизилось Царствие Божие, говоря это о Себе Самом, они теперь спрашивают, когда Он воцарится, насмехаясь над Ним, поскольку Он представлялся им незначительным и они еще не собирались Его убить. (17, 20) Отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом. Явно для людских глаз. (17, 21) И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Как это делают в отношении земных царей. (17, 21) Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Царством Божиим Он называет Самого Себя, как Царя и Бога. Внутри же их Он был, поскольку обращался между ними. О Нем и Предтеча сказал им: «Стоит среди вас (Некто), Которого вы не знаете» 619 . [Успех Царства Божия полагается в нас, в нашем произволении, или путь Царства Божия, ведущий к нему, или труды, способствующие ему, или радость, которой будут иметь удостоившиеся его. Ведь и они и это все дается достойным в качестве залога того, что будет] 620 . (17, 22) Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите. Хотя фарисеи спросили Его насмешливо, однако Он ответил им с кротостью и с обычным беззлобием. Ученикам же Он, наконец, предсказывает, что хотя Его еще не убили, Он впредь не будет жительствовать с ними. Ведь именно это выражает то, что они пожелают видеть хотя бы один день Его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

18. И не на досуге Бог сотворил мир, по крайней мере мы так говорим, потому что, по большей части, принадлежим к одному роду (христианскому), иные же считают мир совечным Богу, как будто воля Божия – вымысел и при таком мнении они остаются потому что своему произволению; и хотя Бог признаётся ими как причина мира сего, однако причину сотворённого они объявляют не из правильного умозаключения, но таким образом, что вроде бы как причина тени есть тело. Ведь тень примыкает к телу и блеск света Божественной природы несравненно больше связи света с тенью, что они с рвением защищают. Как прекрасно сказал Моисей, что сотворил Бог небо и землю. НЕ сказал ведь, что приступил творить, или представил причину, отчего мир стал быть, но сказал: сотворил; ибо сказанное было во благо, потому что мудрость повелела использовать лучшее, так как Всемогущий всё это предусмотрел. Каким образом мир может быть словно тень там, где нет тела, поскольку не может быть у бестелесного Бога несовершенной телесности? Как же может быть телесным блеск бестелесного света? 19. Но если бы ты действительно искал сияния Божия, то (познал бы, что) Сын есть Образ Бога невидимого. Он есть как Бог, так и Образ Бога. Бог невидимый и Образ также невидимый, Он свет славы Отчей, а также и образ Его Природы. В начале – говорит, – сотворил Бог небо и землю. Мир сотворён, и стало быть то, что не было, как вначале же было Слово Божие, так Оно и всегда у Бога было. Ведь и ангелы и господства и силы, впрочем, некогда произошли, и ведь они уже тогда были, когда мир был сотворён. И всё сотворено и утверждёно: видимое и невидимое, престолы, господства, начала и силы: все – говорит, – через Него и в Нём сотворены суть ( Кол 1:16 ). Как это – в Нём сотворены? Потому как Он – наследник у Отца, от Отца к Нему это сие перешло в наследство, как говорил Отец: проси у Меня и Я дам Тебе в наследство Твоё роды ( Пс 2:8 ). Вот сие наследство и перешло от Отца к Сыну, и к Отцу от Сына вернулось. Так превосходно и потому что достоинству называет апостол Сына Творцом всего. И к Римлянам об Отце говорит: «Ибо всё из Него, Им и к Нему» ( Рим 11:36 ). От Него начало и природное устроение вселенной, то есть от Его произволения и от Силы Его. Ведь всё от Его произволения началось, поскольку один Бог Отец, от Которого всё. И впрямь Он сотворил всё из Себя, ибо сотворил откуда хотел. Чрез Него всему продолжение, в Нём же и конец. Ведь и материя – от Него. Чрез Него и деяние, которым соединяется и укрепляется вся совокупность мира. В Нём, ибо всё Его силой держится и утверждается. И конец всех в Божие распоряжение вернулся, и все Его решением разрешаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(1, 66) Все слышавшие положили это на сердце своем. Положили это, как нечто памятное. (1, 66) И говорили: что будет младенец сей? Говорили в недоумении или размышляя над этим. Стоит задаться вопросом: почему Захария освободился от немоты не тогда, когда родилось дитя, но тогда, когда было наречено по имени? И мы ответим, что это произошло по предсказанию Ангела. А именно, он сказал ему: «И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется» 58 . Ведь сказав: «это», он указал на два события, и на рождение, и на наречение имени, но не только на рождение, чтобы произошло и чудо согласия относительно имени. (1, 66) И рука Господня была с ним. Сила, благодать Божия. (1, 67–68) И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Он пророчествовал это о вочеловечении Христа. Ведь посредством его Он посетил и избавил народ Свой от тирании не только невидимых врагов, но и видимых, поскольку они не могут одолеть веры его. Народ же Свой – первоначально ветхий, а когда тот оказался непокорным, тогда, наконец, новый. Говорит же он о том, что будет, как о том, что уже состоялось, по закону пророчества. Но почему Он называется Богом только Израиля? Ведь и правда, Он Бог не только израильтян, но всех людей, как Творец всех. Дело в том, что если для всех других людей Он – Бог помимо их воли, то только для израильтян – по их доброму согласию, в силу осознанного выбора. Но ты не смущайся из-за труднодоступности слов Захарии. Ведь таковы пророческие речи. Мы же постараемся объяснить их соответственно тому знанию, которое нам предоставлено. (1, 69–70) И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих. Рог здесь указывает на царство, поскольку с помощью рога цари помазываются и поставляются. Или он означает силу, поскольку в роге заключена сила у всех рогатых животных. Но не просто «рог», а «рог спасения», то есть, спасительный. Царством же и спасительной силой он называет Христа, как Царя царствующих, силу Отца и Спасителя тех, которые веруют в Него. Под домом же понимай род Давида. Итак, Он говорит, что Бог восставил нам, Его народу, царство или спасительную силу из рода Давида, раба Своего. Ведь от семени Давида была Дева, от Которой родился Христос. Сотворил же Он это, как было возвещено устами святых, ясно, что издревле бывших, пророков. Ведь через них Он обещал восставить могучего Царя в доме Давида, Спасителя Израиля. И об этом учат многие псалмы Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

75 . Ведь Он Сам признает, говоря: «Отец во Мне и Я в Отце». То, что Он изрек это не по простодушию и не опрометчиво, ясно и из другого изречения. Ибо апостол, сказав: «один Господь, одна вера, одно крещение», продолжил: «один Бог, Который над всеми и через всех и во всех» ( Еф. 4,5–6 ). Ты видишь, что и здесь не отрицается согласие [между Отцом и Сыном], но удостоверяется [Их] тождество. Ведь, сказав: «один Господь», потом добавил: «один Бог», дабы всякий раз, когда он будет упоминать одного Господа, подразумевался и Отец, и когда он будет говорить об Отце, свидетельствовалось о том, что Слово Божие не вне [Отца]. 80 . Так что если кто-нибудь такое скажет, утверждая, что имеется первый и второй Бог, как написал воспользовавшийся этими словами Наркисс (ведь даже [пророк,] говорящий: «сотворим человека по нашему образу и подобию», избегает [этих слов]), что Он и Отец Его суть двое, то мы слышали свидетельство и Самого Господа, и Священного Писания. Итак, если на этом основании Наркисс желает разделять в потенции Слово от Отца, пусть он знает, что пророк, написав о словах Бога: «сотворим человека по нашему образу и подобию», добавил: «и сотворил Бог человека». 85 . Каким образом они, свернув на тот же самый путь, что и внешние, – на путь наихудший, намеревались учить и писать иначе[, нежели те]? Ведь Евсевий говорил так же, как Валентин и Гермес, а Наркисс – как Маркион и Платон. 88 . Однако, если необходимо сказать правду об Оригене , следует заявить, что он, отойдя от философских учений и решив обратиться к рассмотрению божественных вопросов до того, как основательно постиг Писание, приступив к сочинительству из-за большего, чем подобало, честолюбия и приверженности языческому образованию, был увлечен философскими положениями и неправильно написал из-за них некоторые вещи. Это очевидно: ведь Ориген , помня об учении Платона и о различии у него начал, написал книгу о началах и назвал так свое сочинение. Убедительнейшим же доказательством этого служит тот факт, что начало своего изложения он составил не из чего другого, как из высказываний Платона. Ведь, начиная, он написал так: «Уверовавшие и убежденные». Точно такое же речение ты можешь найти в «Горгии» Платона 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   8. «Ведь не знаю я, — говорит апостол, — что делаю» (Рим.7:15),. Не в том смысле сказано здесь «не знаю», как будто не знает он, что грешит. Ибо подобное противоречило бы сказанному: «Но грех, чтобы явиться как грех, посредством доброго причинил мне смерть» (Рим.7:13); и еще, выше: «Я узнал грех не иначе, как посредством закона» (Рим.7:7). Ибо как явилось то, чего он не знает, или как узнал он это? Но здесь сказано в том же смысле, как Господь скажет нечестивым: «Не знаю вас» (Мф.25:12). Разумеется, ничто не сокрыто от Бога, поскольку лицо «Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс.33:17). Но иногда мы говорим, что не знаем того, чего не одобряем. Поэтому [и апостол] говорит так: «Ведь не знаю я, что делаю», то есть не одобряю. И тут же подтверждает это, говоря: «Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15). Итак, в отношении чего говорит: «ненавижу», о том же говорит и: «не знаю»; ведь и о тех, кому скажет Господь: «Не знаю вас», Ему говорится: «Ты, Господи, ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Пс.5:7).    9. «Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр» (Рим.7:16); ибо того же не хочет, чего и закон; ведь закон запрещает это. Поэтому согласен с законом: не в том отношении, что делает возбраняемое им, а в том, что не желает того, что делает. Ибо связан, не будучи пока что освобожден благодатью, хотя благодаря закону и знает уже, что поступает дурно, и не желает этого. А то, что говорит [апостол], продолжая: «Потому уже не я делаю это, но обитающий во мне грех» (Рим.7:17), это говорит он не из-за того, что не согласен делать грех, хотя согласен с законом в его осуждении, — ведь все еще говорит от лица человека, находящегося под законом, а не под благодатью; человека, который и в самом деле влеком к совершению зла господствующим вожделением и обольщающей приятностью запретного греха, хотя в части познанного закона и не одобряет этого, — но из-за того говорит: «Не я делаю это», что делает это как пленник. Ведь совершает это вожделение, натиску которого он уступает. А чтобы не уступать, чтобы ум человеческий тверже противостоял вожделению, — это дело благодати, о которой намеревается апостол сказать позже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2777...

Ведь «воздаяние делающему, говорит он, вменяется не по милости, но по долгу»( Рим.4, 4 ). Поэтому если по делам благодать,то она не была бы уже благодатью. (11, 7) Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг (V, A) Он сказал, что «не отверг Бог народа Своего»( Рим.11, 2 ). Однако была вероятность того, что кто-нибудь воспротивится, выдвигая и высказывая примерно следующее: «Но как же не отверг Бог народа, если Израиль отпал, пусть даже не весь и не полностью, но всё-таки частью отпал? Ведь спасен лишь остаток,да и тот по избранию( Рим. 11, 5 )». И апостол опять весьма рассудительно предвосхищает это и говорит: «Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг; избранные же достигли, а прочие были ожесточены 143 . Ведь Израиль искал оправдания от закона, тогда как он мог оправдаться, говорит апостол, если закон ничего не довел до конца? Следовательно, хотя Израиль и искал оправдания посредством прообраза, но не достиг.Однако выделенные по избранию за послушание достигли, ведь они были оправданы через веру. А прочиеявляются ожесточёнными, то есть непокорными и упрямыми. (11, 9–10) И Давид говорит: да будет трапеза их и т.д. (V, A) " Да будет»,–говорит он, –»трапеза их сетью»и т.д. ( Пс.68, 23 ). В доказательство того, что он сказал, он приводит и пророческое писание не одного, но двух пророков 144 для подтверждения, «дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово»( Мф.18, 16 ). Ведь стала проклятой, и совершенно справедливо, их трапеза,то есть недружелюбие и жестокость, которые оказали они Христу во время распятия. Ибо когда Он возжаждал, они преподнесли Ему уксус, смешанный с желчью (ср. Мф.27, 34 ), поэтому они и помрачились умом 145 и склонились книзу, воображая одно только земное. (11, 11) Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы пасть? Отнюдь нет (V, A) Восхищаюсь я твоей снисходительностью, о божественный Павел, ведь искусно пользуешься ты словами домостроительства. Не по той причине усиливаясь призвать язычников, чтобы полностью отпал от надежды на Бога Израиль, споткнувшись о Христа как о некий камень, но скорее для того, чтобы, ревнуя тем, которые вопреки ожиданию были приняты, они предпочли отучиться от постыдного и мыслить лучше, чем прежде, и таким образом приняли Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ведь человеческий разум всегда одержим бездумной склонностью к вожделениям. И когда он исполняет вожделения, живёт так, как хочет, будучи безмятежен, но когда отсекает их, выдерживает лютейший напор страстей. И никто не вожделеет того, что доступно, но всякий вожделеет того, что запрещено. Поэтому если закон запретил то, что доставляет вред, у немощных появился повод ещё больше вожделеть этого. (7, 8–11) Ибо без закона грех мёртв (V, B, A) Ведь если бы не был предложен, говорит он, закон, осуждающий порочный нрав, то зло оказалось бы бездейственным, ведь законом оно чуть ли не побуждается войти в силу. И у кого-то жало похоти ослабевает, когда ничто его не укоряет, и оно почти смягчается, будучи зачаровано широтой возможности, ведь где совсем ничто не противится, там утихает и воинственный пыл. Следовательно, грех мертв,если закон не объявляет о том, что надлежит делать. И тайноводец говорит о себе, что он был жив некогда без закона; но когда пришла заповедь,тогда, утверждает он, грех вернулся к жизни, а сам он как раз-таки умер. И в этих местах он ведёт речь от первого лица; я же думаю, что он хочет показать примерно следующее. Ведь хотя общепризнанно подлежит осуждению и прегрешение по неведению, но что для тех, кто знает, на- казание будет тяжелее, в этом удостоверяет Спаситель, говоря: Кто знал волю господина своего и не делал, бит будет много, а кто не знал и не делал, бит будет меньше(ср. Лк.12, 47–48 ) 68 . Стало быть, бесспорно, что согре- шать в неведении лучше, чем при знании закона. А если кто уже оказался под законом, живя некогда помимо закона, то, решив пренебречь его постановлениями, он уличён Писанием в грехе и подпал под осуждение. Именно тогда он и терзается из-за своей беспечности и едва ли не в голос обвиняет закон, говоря: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер».Ведь если поистине грех мертв без закона,то разве не убедительна мысль, что грех некоторым образом оживляется чрез закон, который даже очевидным делает его и словно бы воодушевляет, хотя прежде он был неизвестен, пусть и был в нас? Ибо мы не были праведными, но ввиду того, что грех оставался как бы мёртвым, поскольку случилось так, что не было осуждающего закона, мы были живы, находя себе удобное извинение в неведении, потому что где нет закона, нет и преступления( Рим.4, 15 ), как сказал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Если же Священное Писание говорит, что Бог сотворил человека по образу Своему, но обошло молчанием «по подобию», то следует понимать, что достаточно было сказать «по образу», поскольку это не выражает ничего другого как «по подобию». Ведь излишне говорить, что оно сберегается нам для будущего века. В самом деле, если Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», кто дерзнет утверждать, что хотя возникло «по образу», однако же «по подобию» – еще нет? А подобными Христу мы будем, конечно, по нетлению и по тому, что окажемся за пределами смерти, как и по той славе, которой Он Сам облагодетельствует нас. Ведь пишет опять божественный Павел: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» 48 . И еще: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» 49 . Потому что и теперь мы не вне того, чтобы быть по Его подобию, если только истинно, что Он изображается в нас через Святого Духа. Ведь еще пишет Павел галатам: " Дети 50 , для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» 51 . Ведь когда мы соблюдаем себя верными и святыми, тогда видно, что Он изображается в нас и умопостигаемо озаряет наши мысли Своими чертами. 4 . Говорят, что мы не являемся образом Божиим, но образом образа. Ведь Сын и Слово Бога и Отца есть Его образ 52 , человек же является образом не первообраза, но образа, то есть Сына, так что мы – образ образа 53 . Ведь не сказано, говорят они, что сотворил Бог человека «Своим образом», но – по образу, чтобы человек был по образу Бога и Отца, то есть образом Сына, что и есть образ образа. Разъяснение Божественная и единосущная Троица пребывает за пределами всякого облика и телесного представления, но нужно верить в то, что Отец – в Сыне и Сын – в Отце и что видевший Сына, видел Отца 54 . Также и Сына видят в единосущном Духе, ибо написано: «Господь же есть Дух« 55 . А где целиком имеется тождество сущности, там нет совершенно никакого отличия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Какая написана наибольшая заповедь? Как читаешь ты наибольшие заповеди закона? Ведь Он о наибольших заповедях спросил его. (10, 27–28) Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. (Иисус) сказал ему: правильно ты отвечал. Он сказал, что тот правильно ответил, объявив (наибольшими) эти две заповеди. Ведь они тесно связаны одна с другой, как показано в пятьдесят четвертой главе Евангелия от Матфея 396 . Но это – другой законник по сравнению с тем, который упомянут у Матфея и Марка 397 . (10, 28) Так поступай, и будешь жить. Так поступай, как объявил Мне ныне, и будешь жить жизнью вечной, каковой живут хранящие эти заповеди праведники. Ведь и в указанной главе Евангелия от Матфея Он преподал: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» 398 . Толкование этого ты полностью найдешь в пятой главе Евангелия от Матфея, там, где сказано: «Ибо в этом закон и пророки» 399 . (10, 29) Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? Потерпев неудачу с искушением, он обнажил сокрытое в нем высокомерие. Ведь он думал, что превосходит всех. Ведь если закон наименовал ближним нуждающегося в помощи, то он ближним полагал равного по добродетели. Поэтому, желая оправдать себя, то есть, поставить себя выше других, он и отвечал: «А кто мой ближний?» Далее посредством притчи Христос отвечает, что ближний – это нуждающийся в помощи. [Ближним называется всякий человек, поскольку мы сближаемся друг с другом по общности природы] 400 . Глава 36. О попавшемся разбойникам (10, 30) Подхватив, Иисус сказал 401 . «Подхватив» сказано в значении: «получив слово». (10, 30) Некоторый человек спускался 402 из Иерусалима в Иерихон. Эта притча хотя и составлена ради того, чтобы показать, кто есть ближний, но в кратких словах открывает все человеколюбивое домостроительство Спасителя нашего. А именно, этим человеком мы считаем Адама и произошедших от Адама людей. Спуском же из Иерусалима в Иерихон – путь от добродетели к пороку, и от послушания к непослушанию, и от вышнего жительства к низменному образу жизни. Ведь Иерусалим расположен на высотах, а Иерихон – в низменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010