Нетрадиционное христианство в Германии О статусе православия в Германии, о политике и отношениях РПЦ и РПЦЗ, о немецкой мусульманской диаспоре и будущем христианства в этой стране с порталом «Правмир» беседует игумен Даниил (Ирбитс), постоянный член Комитета по интеграции при Федеральном Ведомстве канцлера Германии. 27 мая, 2011 О статусе православия в Германии, о политике и отношениях РПЦ и РПЦЗ, о немецкой мусульманской диаспоре и будущем христианства в этой стране с порталом «Правмир» беседует игумен Даниил (Ирбитс), постоянный член Комитета по интеграции при Федеральном Ведомстве канцлера Германии. В комитет по интерграции при канцлере ФРГ от Берлинской епархии Московского Патриархата постоянным членом  избран секретарь архиепископа Берлинского и Германского Феофана, исполняющий обязанности наместника Свято-Георгиевского монастыря в Гетшендорфе игумен Даниил (Ирбитс). О статусе православия в Германии, о политике и отношениях РПЦ и РПЦЗ, о немецкой мусульманской диаспоре и будущем христианства в этой стране с порталом «Православие и мир» беседует игумен Даниил (Ирбитс) . Игумен Даниил (Ирбитс) — Отец Даниил, расскажите, каков статус православного христианства в настоящее время на территории ФРГ? Статус православного христианина в Германии сегодня очень интересен. С одной стороны, мы представляем практически нетрадиционное для германской культуры исповедание христианства. Мы причастны к восточной культуре, в то время как вся культура немецкого общества построена на доминантах западного христианства. Есть определенные, порой, даже очень большие, обрядовые различия. Но, с другой стороны, мы — такие же христиане, что и абсолютное большинство немцев . И это все понимают. Поэтому, отношения в основном братские со стороны нормальных верующих, но порой они бывают сдержанными (по вполне объяснимым причинам, указанным выше). Однако, никогда не бывают враждебными. — Какие отношения в Германии между Берлинской епархией Русской Православной и Русской Зарубежной церквами? — Между нашей епархией и Германской епархией РПЦЗ отношения сегодня хорошие, как впрочем было и до нашего объединения. Мы, обе стороны, искренне рады восстановлению евхаристического общения. Несмотря на то, что сегодня две епархии, зарубежная и патриархата, имеют каждая собственное управление, на сегодняшний день наблюдается не просто сотрудничество священников и иерархов, конечно же, но взаимодействие также строится на основе личных дружеских отношений. Встречи наших двух архиереев проходят постоянно, с обсуждением как вопросов взаимодействия на фундаментальном уровне, так и просто обыкновенных отношений и взаимодействия общин. Это весьма радует, ибо преодолению раскола было посвящено немало усилий как с одной, так и с другой стороны.

http://pravmir.ru/netradicionnoe-xristia...

Митрополит Ювеналий: «Святость есть идеал для всякого верующего» 22 сентября 2005 г. 16:43 Кого РПЦ признает святым? Можно ли православному молиться в неправославных храмах? Как относится РПЦ к канонизации Иоанна Павла II и Григория Распутина? Накануне своего 70-летия один из старейших архиереев РПЦ, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ответил «Газете.Ru» на эти и другие вопросы. – Вы более 15 лет возглавляете синодальную комиссию Русской Православной Церкви по канонизации святых. Чем руководствуется комиссия, когда решает вопрос о прославлении того или иного человека в лике святых? Каков механизм канонизации? – В своей работе комиссия руководствуется критериями, выработанными Святой Церковью на протяжении всего ее исторического бытия. Если их выразить кратко, то необходимыми условиями канонизации являются безукоризненное исповедание православной веры, праведная жизнь, народное почитание и чудотворения как при жизни, так и по смерти подвижника. Инициаторы канонизации, например приходские общины или монастыри, обращаются к своему правящему архиерею, в обязанность которого входит проверить поступающие сведения, собрать исторические данные, опросить тех, кто хранит память о почитаемом подвижнике, составить житие. Если правящий архиерей находит, что препятствий к прославлению не встречается, то он обращается к Святейшему Патриарху, который дает соответствующее благословение комиссии провести необходимые исследования. – Где кончается мирское и начинается божественное в процессе канонизации? – Время – лучший индикатор этого процесса, потому что на расстоянии всегда снижается предвзятость оценки дел и стремлений любого человека. Современники часто не видят вокруг себя святых и жалуются на их отсутствие, а те, кто почитаются таковыми, нередко спустя годы развенчиваются. Многие документы, в особенности ведомственные архивы, могут быть доступны исследователям только спустя десятилетия, да и почитание подвижника благочестия как святого складывается в течение длительного периода времени.

http://patriarchia.ru/db/text/41307.html

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан: «Церковь постепенно возвращает себе гражданские права» 18 июня, 2008. Редакция " Правмира " Для того чтобы дать адекватную оценку современному состоянию церковно церковно-общественных отношений в России, нужна хорошая перспектива, нужно посмотреть, чем наше сегодня отличается от исторического вчера. Источник: Архиерейский Собор 2008 Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан делится с читателями соборного сайта www.sobor2008.ru своими мыслями на предмет современного состояния церковно-общественных отношений в России. — Владыка, как бы Вы охарактеризовали состояние диалога Церкви и общества в современной России? — Для того чтобы дать адекватную оценку современному состоянию церковно церковно-общественных отношений в России, нужна хорошая перспектива, нужно посмотреть, чем наше сегодня отличается от исторического вчера. Первые века в истории Православия — это время общественного недоверия и государственных репрессий. В этих жестких условиях Церковь стремится к легализации, для того, чтобы иметь возможность исполнять завет Спасителя: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20). Вот первый пример церковно-общественных отношений. В византийский период Церковь становится важнейшим институтом общества, живет в условиях государственной поддержки, хотя иногда эта поддержка переходит в весьма некорректные попытки управлять церковными делами. А в период османского владычества Церковь становится хранителем, в том числе, этнической идентичности народа. Ситуация насколько неожиданная, настолько же и закономерная. Средневековая Русь после Крещения развивается по византийской парадигме, включая сюда и сохранение идентичности народа во времена ордынского ига. Семнадцатый век — это время равноправия царя и патриарха. И вдруг происходит петровский провал с его ведомством православного исповедания, регламентом, закрытием монастырей и храмов — когда в формально православной империи Церковь имеет какие-то права только внутри церковной ограды и не далее.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-stavropols...

Выступление Святейшего Патриарха Алексия на встрече со слушателями Высших дипломатических курсов Дипломатической академии МИД РФ 10 апреля 2008 г. 13:07 9 апреля в Свято-Даниловом монастыре состоялась традиционная встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II со слушателями Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации (Дипакадемия МИД РФ). Я искренне рад встретиться с теми, кто будет представлять наше Отечество за рубежом по окончании Высших дипломатических курсов при Дипломатической академии Министерства иностранных дел России. Рад приветствовать вас в стенах Данилова монастыря в дни, когда отмечается 25-летие возрождения этой старейшей обители Москвы. Это был первый монастырь, возвращенный Церкви в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви со слушателями высших дипломатических курсов уже стали доброй традицией. Уверен, что они служат взаимной пользе. Церковь и государство не должны возводить между стену между друг другом. Они призваны взаимодействовать ради блага народа, в том числе и в сфере международных отношений. Россия является самым крупным государством, которое находится на канонической территории Русской Православной Церкви. В столице России также находится ее духовно-административный центр. Именно этим обстоятельством объясняется то, что наиболее развитые отношения у Русской Церкви на данном этапе складываются с внешнеполитическим ведомством Российского государства. Эти отношения имеют богатый исторический опыт. Во времена императорской России принадлежность подавляющего большинства населения к православному исповеданию не только играла существенную роль в определении приоритетов внешнеполитического курса Империи, но и задавала высокие стандарты работы ее дипломатического аппарата. Уверен, что именно под влиянием православного образа мыслей Государь император Николай Александрович выступил инициатором знаменитой конференции по разоружению и миру в Гааге 1899 года, внесшей в международное право новые принципы, основанные на христианском человеколюбии.

http://patriarchia.ru/db/text/390078.htm...

Патриарх Кирилл: Миф о сращивании Церкви и государства — это один из способов борьбы с Церковью (+ ВИДЕО) В какой-то момент, мы знаем, когда это возникло, сменилась тональность. И вместо упреков Церкви о недееспособности, вместо сказочных рассказов о неудаче православной миссии, стали говорить о том, что Церковь сращивается с государством. Она входит во все поры! Почему? 20 октября, 2012 В какой-то момент, мы знаем, когда это возникло, сменилась тональность. И вместо упреков Церкви о недееспособности, вместо сказочных рассказов о неудаче православной миссии, стали говорить о том, что Церковь сращивается с государством. Она входит во все поры! Почему? В эфире программы «Слово Пастыря» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает на опасения зрителя о сращивании Церкви и государства. Доброе утро, дорогие телезрители. В адрес нашей передачи пришел такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли какое-то основание для утверждения о сращивании Церкви и государства в России? Как получилось, что даже на сессии ПАСЕ это обсуждали и хотели этот пункт внести в окончательную резолюцию? Это что-то беспрецедентное». Из письма Дмитрия Коновалова, Санкт-Петербург. Я уже неоднократно имел возможность говорить о том, что тема сращивания Церкви с государством в нынешних условиях на пространстве канонической территории Русской Православной Церкви – это миф. Этот тезис очень легко доказывается, потому что для того, чтобы сказать о сращивании нужно либо процитировать Патриарха, либо постановление Священного Синода и Архиерейского собора, и доказать на строке, что Церковь имеет своей целью сращивание и осуществляет эту цель. Если мы возьмем все документы, в которых говорится об отношениях Церкви и государства, включая Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, коей Церковь руководствуется, выстраивая свои отношения с государством, ничего подобного мы не найдем. Потому что Церковь, пройдя через тяжелейшие годы XX века, анализируя все, что произошло с ней в XX веке , во многом причиной происшедшего видела те взаимоотношения Церкви и государства, которые сложились в Российской Империи. Когда Церковь была государственной Церковью, называлась ведомством православного исповедания, являлась частью государственной машины.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-mif-o-...

Сегодня часто говорят о том, что Церковь вмешивается в дела государства, что Церковь и государство срослись. Так ли это на самом деле? Какое правовое наполнение имеет положение об отделении Церкви от государства? Нарушает ли принцип светскости сотрудничество государства и Церкви в определенных областях? Каков опыт иных стран в выстраивании отношений между церквями и государством? Об этом рассуждает профессор Сретенской духовной семинарии Михаил Олегович Шахов . Порознь, но в соработничестве С точки зрения права, утверждение о том, что сегодня мы наблюдаем сращивание Церкви и государства, абсолютно неверно. Русскую Православную Церковь нельзя считать государственной. В тех странах, где Церковь государственная, правовые отношения между этими двумя институциями иные, чем те, которые установились в Российской Федерации сегодня. Примером того, что такое государственная Церковь, отчасти может служить Синодальный период в истории Русской Церкви (1700–1917), когда структура, управляющая Церковью – Святейший Правительствующий Синод, – была частью государственного бюрократического аппарата («ведомством православного исповедания»), а во главе Церкви стоял государственный чиновник – обер-прокурор. Нетрудно заметить, что сегодня церковно-государственные отношения совершенно иные. Они определяются Конституцией РФ и действующим законом о свободе совести. Статья 14 Конституции РФ декларирует отделение религиозных объединений от государства. Это значит, что вопросы вероучения, богослужения, внутреннего управления в Церкви, в частности рукоположения священников и архиереев, перемещение с прихода на приход, с кафедры на кафедру, лежат вне компетенции государства. Государство их регулированием не занимается, в дела Церкви не вмешивается – и не имеет права вмешиваться. Очень важный момент: в Российской Федерации нет обязательного религиозного воспитания в системе государственного образования. При этом напомню, что школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» , на который в полемическом запале иногда указывают, – это курс, включающий шесть модулей, из которых, во-первых, только четыре дают сведения о конкретной религии, а во-вторых, за родителями закреплено право выбрать для преподавания своим детям один из модулей, в том числе и модуль «Основы светской этики». Учитывая такой формат этого школьного предмета, очень большой натяжкой видится толкование его как формы обязательного государственного религиозного воспитания. Такового в нашей стране нет.

http://pravoslavie.ru/88325.html

«Слово пастыря». Выпуск от 20 октября 2012 года 22 октября 2012 Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? На этот вопрос телезрителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает в очередном выпуске авторской программмы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 20 октября 2012 года. Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи пришел такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли какое-то основание для утверждения о сращивании Церкви и государства в России? Как получилось, что даже на сессии ПАСЕ это обсуждали и хотели этот пункт внести в окончательную резолюцию? Это что-то беспрецедентное!» Из письма Дмитрия Коновалова, Санкт-Петербург. Я уже неоднократно имел возможность говорить о том, что тема сращивания Церкви с государством в нынешних условиях на пространствах канонической территории Русской Православной Церкви — это миф. Этот тезис очень легко доказывается, потому что для того, чтобы сказать о сращивании, нужно процитировать либо Патриарха, либо постановления Священного Синода или Архиерейского Собора, и показать, что Церковь имеет своей целью сращивание и осуществляет эту цель. Но если мы возьмем все документы, в которых говорится о взаимоотношениях Церкви и государства, включая Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, коими Церковь руководствуется, выстраивая свои отношения с государством, то ничего подобного мы не найдем. Потому что Церковь, пройдя через тяжелейшие годы XX века, анализируя все то, что произошло с ней в XX веке, во многом причиной происшедшего видела те взаимоотношения Церкви и государства, что сложились в Российской империи. Тогда Церковь была государственной Церковью, называлась ведомством православного исповедания, являлась частью государственной машины. И, естественно, когда в результате революции рухнула государственная машина, то и против Церкви был нанесен сокрушительный удар. Правда, не столько потому, что она была частью государственной машины, сколько потому, что учение Церкви, ее проповедь расходились с идеалами тех, кто решил строить на разрушенном фундаменте старой жизни новое здание.

http://old.sinfo-mp.ru/slovo-pastyirya-v...

Церковь свт. Николая Чудотворца (Вааса) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Никольская церковь — православный храм Оулуской митрополии Финляндской архиепископии Константинопольского патриархата. Является главным храмом Ваасаского прихода. Финское название — Pyhän Nikolauksen kirkko. Содержание История [ править править код ] С 1809 года, с вхождением Финляндии в состав Российской империи, в Вазе (Ваасе) был расквартирован русский военный гарнизон, а также прибыли русские купцы и чиновники. Первым инициатором строительства православного храма стал министр просвещения князь А. Н. Голицын, обратившийся 1 июня 1814 года на имя Санкт-Петербургского митрополита Амвросия (Подобедова) с письмом, в котором изложил необходимость строительства в Вазе православной церкви «как по важности самого города, так и по довольному количеству жителей нашего исповедания». По докладу губернатора Вазы значилось, что кроме гарнизона, в городе всего двое православных: купцы Иван Иванович Лисицын и Артемий Семёнов, которые просили прислать священника, но денег на посторойку храма не имеют. В 1819 году вторичная попытка уже самих купцов получить разрешение на возведение церкви также оказалась безрезультатной. Вазаский губернатор в своем ответе сообщал, что «казенного здания, удобного к обращению в православную церковь, в городе нет», как нет и средств на её постройку. Купцам было предложено возводить церковь «на свои капиталы». В 1824 году в расквартированный в Вазе артиллерийский полк был назначен военный священник, которому предписывалось «окормлять также гражданское население». В 1845 году увеличивший своё финансовое состояние И. И. Лисицын подал новое ходатайство о строительстве храма. Интендант Управления публичных зданий архитектор Э. Б. Лорман составил проект, который 28 февраля 1852 года был одобрен императором, однако 3 августа 1852 года в Вазе произошел сильный пожар, уничтоживший практически все городские постройки. В 1855 году император Николай I утвердил план строительства нового города, который было решено перенести ближе к морю и переименовать в Николайштадт. Губернский архитектор Карл Аксель Сеттерберг разработал новые чертежи церкви вместимостью 350 человек. 27 августа 1858 года проект получили (с поправками архитектора Г. И. Карпова) одобрение Святейшего Синода, указавшего, что православные «между городами Або и Торнео лишены всяких средств к соблюдению обрядов своей религии». На строительство купец И. И. Лисицын пожертвовал 3 тысячи рублей серебром, из строительного капитала Духовного ведомства поступило 10,2 тысячи рублей, казна выделила 6 тысяч рублей. Свой вклад внесли купцы Михаил Федорович Грачёв, а также Василий и Григорий Смирновы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕПАРТАМЕНТ ДУХОВНЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ Мин-ва внутренних дел, центральное гос. учреждение для надзора и контроля за неправосл. христ. конфессиями и др. религиями в Российской империи, называвшееся так с 2 февр. 1832 по 5 авг. 1917 г. Неоднократно менял наименование и подчиненность: 25 июля 1810 - 24 окт. 1817 г.- Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий, самостоятельное правительственное ведомство; 24 окт. 1817 - 15 мая 1824 г.- Департамент духовных дел Мин-ва духовных дел и народного просвещения; 15 мая 1824 - 2 февр. 1832 г.- Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, самостоятельное ведомство; 6 авг. 1880 - 16 марта 1881 г.- самостоятельное ведомство. Кн. А. Н. Голицын. Портрет. Худож. К. П. Брюллов. 1840 г. (ГТГ) Кн. А. Н. Голицын. Портрет. Худож. К. П. Брюллов. 1840 г. (ГТГ) Гос. учреждения, контролировавшие деятельность неправосл. исповеданий, начали появляться в России с XVIII в., когда в связи с присоединением новых территорий существенно увеличилось количество подданных, не принадлежавших к правосл. Церкви. Делами лютеран и католиков занималась Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, в 1801 г. была учреждена Римско-католич. духовная коллегия (к-рой подчинялись в т. ч. униаты), дела мусульман находились в ведомстве Мин-ва внутренних дел. По замыслу М. М. Сперанского в ходе министерской реформы нач. XIX в. одним из центральных ведомств Российской империи должен был стать «особенный департамент духовных дел», учреждаемый для «охраны обрядов» религий гос-ва. Данный проект во многом отталкивался от примера наполеоновской Франции, где в 1801 г. было образовано Центральное управление духовных дел, преобразованное в 1804 г. в Мин-во исповеданий. Согласно манифесту имп. Александра I от 25 июля 1810 г., было создано Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий на правах мин-ва, под контроль которого были поставлены «все предметы, относящиеся к духовенству разных иностранных религий и исповеданий, исключая судных их дел» (последние состояли в ведении Сената). Указом от 17 авг. 1810 г. был определен круг вопросов, находившихся в ведении Главного управления: строительство и упразднение церквей, контроль над состоянием имений и капиталов, брачные дела, надзор за католич. духовными семинариями и мон-рями, представление на рассмотрение императора кандидатов на епископские кафедры, назначение начальников монашеских орденов, консисторий и др. Главное управление возглавил обер-прокурор Святейшего Синода кн. А. Н. Голицын , директором исполнительного органа Главного управления (департамента) стал А. И. Тургенев, с 1813 г. одновременно бывший секретарем Российского библейского общества .

http://pravenc.ru/text/171721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН IV ПОСТНИК Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Ιωννης Νηστευτς; лат. Iohannes Jejunator] († 2.09.595, К-поль), свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.), патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист. По происхождению провинциал, возможно, из Каппадокии, сын бедных родителей; обучался ремеслу резчика и не получил классического образования. С юных лет интересовался аскетическим образом жизни, принял монашество. При визант. имп. Юстине II (565-578) был введен в состав клира собора и патриаршего ведомства Св. Софии в К-поле. При патриархе Иоанне III Схоластике (565-577) занимал пост сакеллария (главы патриаршей сокровищницы); до 582 г. в сане диакона. Был избран на Патриарший престол после смерти патриарха Евтихия (552-565, 577-582) по предложению имп. Тиверия I , который знал И. П. как благочестивого монаха и нестяжателя. И. П. был прост и обходителен в общении, отличался крайним аскетизмом, отчего его тело иссохло почти до костей. В источниках к-польского происхождения И. П. представлен твердым защитником православия, к-рый неизменно жестко относился к отступникам и еретикам. Так, в 583 г. некий Павлин был обвинен в колдовстве и публично казнен по настоянию И. П. ( Theophyl. Sim. Hist. I 11). Авторы-монофизиты часто изображают И. П. как тихого старца, который мирился с присутствием в Византии противостоящих офиц. Церкви исповеданий и не применял к ним таких репрессивных мер, как его предшественники патриархи Иоанн III и Евтихий ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 5). Сведения о периоде Патриаршества И. П. скудны. 14 авг. 582 г. И. П. участвовал в коронации Маврикия как соправителя смертельно больного имп. Тиверия, вскоре умершего. В дальнейшем И. П. поддерживал имп. Маврикия в его стремлении утвердиться на престоле и закрепить власть за своей семьей. В 582 г. И. П. короновал имп. Маврикия и благословил его свадьбу с дочерью имп. Тиверия Константиной. 26 марта 590 г. И. П. короновал сына Маврикия и Константины Феодосия как соправителя и наследника. В 590-591 гг., в период военно-политических успехов Византии на Ближ. Востоке и междоусобной войны в Персии, И. П. выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персид. престоле шаха Хосрова II, заключившего союз с имп. Маврикием. И. П. считал, что этот договор не принесет выгод империи ( John of Nikiou. 1916. P. 156).

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010