Предложения Святейшему Правительствующему Синоду по вопросу о переменах в церковном управлении Источник Скачать epub pdf Ведомство православного исповедания Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода Отделение II. Стол 3. 28 июня 1905 года. No 100. Санкт-Петербург. Распубликованию не подлежит Святейшему Правительствующему Синоду Предложение Согласно Высочайшей резолюции на всеподданнейшем докладе Святейшего Синода о созвании Собора епархиальных епископов для учреждения Патриаршества и для обеспечения перемен в церковном управлении, следует признать предложение Синода о созвании Собора Высочайше одобренным. Но Его Величеству благоугодно было предоставить Себе созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления, «когда наступит благоприятное для сего время». Хотя невозможно в настоящую минуту определить время, когда станет по Высочайшему усмотрению возможным созвание поместного Собора Всероссийской Церкви, но ожидание события столь чрезвычайной важности требует ныне же, заблаговременно, подготовительных к нему трудов, кои по важности своей и многосложности должны занять немалое время. Намеченное определением Святейшего Синода от 18–22 марта с[его] г[ода] в самых общих чертах переустройство всего церковного управления, сложившегося в двухвековой период Синодального Управления, представляет великую реформу, объемлющую духовную жизнь всей страны, и возбуждает множество самых серьезных и важных вопросов, требующих предварительной обширной разработки, которая может быть совершена только при содействии людей, глубоко осведомленных с историей Церкви вообще и существующим положением нашего церковного управления и притом стоящих на высоте разумения церковных и государственных интересов в их взаимодействии. Само созвание Поместного Собора нуждается в точном определении на основании канонических постановлений и церковной практики, его состава, в установлении порядка рассмотрения и разрешения дел Собором и организации при нем временного руководственного и подготовительного органа работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

свящ. Александр Тресвятский Вместо предисловия Книга, начинаясь календарными сведениями (пасхалия, месяцеслов по Синодальному, алфавиту имен святых, Чудотворные иконы Божией Матери), заключает три отдела: 1) Законы, касающиеся церкви и духовенства. Указы Св. Синода, епархиальные и правительственные распоряжения (гл. I). Школа. Высочайше утвержденное 26 февраля 1896 года Положение об управлении школами церковноприходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания (гл. II), по церковному хозяйству (гл. III), Церковное письмоводство (гл. IV). Второй отдел посвящен вопросам и указаниям пастырской практики. Третий – излагает полезные для священника заметки (имеют ли право сельские священники пересылать казенные бумаги но почте без оплаты конверта, о вознаграждении за требы и т. под.). В конце приложены образцы разных документов, наичаще требующихся в пастырской практике. В заключение помещен алфавитный указатель ответов, данных в «Церковных Ведомостях» по разным церковно-практическим вопросам и по учебному ведомству. Как видно из самого приведенного перечня предметов, составляющих содержание «Календарь Священника», книга имеет целью дать возможность священнику иметь под рукой для справок важнейшие церковно-гражданские постановления по вопросам пастырской практики. И действительно, как справочную книгу, «Календарь Священника» можно рекомендовать на ряду с другими справочными сборниками. Особенности Сборника свящ. А. Тресвятского в ряду других подобных сборников состоят в том, что в нем правила и распоряжения большей частью приводятся с буквальной точностью, что устраняет возможность неправильного их понимания и применения. Орлов. Еп. Вед. 1897 г. 29 Содержание Пасхальная таблица. 2 Способ Гауса узнать день Пасхи в любом году. 3 Пасхальные дни на 125 лет, с 1876 года по 2000 год. 4 Таблица нахождения дней недели, соответствующих данным числам месяца в настоящем и прошлых столетиях по старому стилю. 5 Месяцеслов (по Синодальному). 6 Алфавит имен святых. 31 Празднество икон Пресвятой Богородицы в переходящие по пасхалии дни. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Слово пастыря " . Выпуск от 20 октября 2012 года РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97472.html 20 октября 2012 Патриарх Кирилл " Слово пастыря " . Выпуск от 20 октября 2012 года " Раздувание мифа о сращивании является одним из способов борьбы с Церковью " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2539048.html Официальный сайт РПЦ МП Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? На этот вопрос телезрителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает в очередном выпуске авторской программмы " Слово пастыря " , вышедшем в эфир 20 октября 2012 года. Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи пришел такой вопрос: " Скажите, пожалуйста, есть ли какое-то основание для утверждения о сращивании Церкви и государства в России? Как получилось, что даже на сессии ПАСЕ это обсуждали и хотели этот пункт внести в окончательную резолюцию? Это что-то беспрецедентное! " Из письма Дмитрия Коновалова, Санкт-Петербург. Я уже неоднократно имел возможность говорить о том, что тема сращивания Церкви с государством в нынешних условиях на пространствах канонической территории Русской Православной Церкви – это миф. Этот тезис очень легко доказывается, потому что для того, чтобы сказать о сращивании, нужно процитировать либо Патриарха, либо постановления Священного Синода или Архиерейского Собора, и показать, что Церковь имеет своей целью сращивание и осуществляет эту цель. Но если мы возьмем все документы, в которых говорится о взаимоотношениях Церкви и государства, включая Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, коими Церковь руководствуется, выстраивая свои отношения с государством, то ничего подобного мы не найдем. Потому что Церковь, пройдя через тяжелейшие годы XX века, анализируя все то, что произошло с ней в XX веке, во многом причиной происшедшего видела те взаимоотношения Церкви и государства, что сложились в Российской империи. Тогда Церковь была государственной Церковью, называлась ведомством православного исповедания, являлась частью государственной машины. И, естественно, когда в результате революции рухнула государственная машина, то и против Церкви был нанесен сокрушительный удар. Правда, не столько потому, что она была частью государственной машины, сколько потому, что учение Церкви, ее проповедь расходились с идеалами тех, кто решил строить на разрушенном фундаменте старой жизни новое здание.

http://religare.ru/2_97472_1_21.html

Церкви Кронштадтские Общий Очерк Кронштадт, укрепленный портовой город, с военною и купеческою гаванями, находится на Финском заливе, на острове, отстоящем в 46 верстах от Петербурга и в 7 верстах от Ораниенбаума. Остров называется Котлин. С 1323 по 1617 год остров этот был пограничным урочищем России с Швецией и не имел никакого населения; в 1617 году уступлен шведам, а при Петре 1, вместе с Ингерманландией, присоединен к России. Петр 1, основав Петербург, повелел князю Меньшикову воздвигнуть укрепление на отмели, лежащей с южной стороны Котлина, с целью оградить столицу от неприятельских вторжений со стороны моря. Укрепление это, по модели, сделанной самим Петром в Воронеже, было воздвигнуто в ту же зиму и названо Кроншлотом. Но когда укрепление это не могло удержать шведов, пытавшихся пройти к столице с северной стороны острова Котлина, то Петр, в 1710 г., повелел построить другую, более обширную крепость на острове. План Петра выполнял капитан–командор Лен; рабочими были пленные шведы и гвардейские солдаты. К 1720 г. были окончены военная и купеческая гавани, стали строиться отдельные укрепления, дома вельмож и служащих. Город назван Кронштадтом (венец–город). При преемниках Петра город постепенно распространялся, народонаселение в нем увеличивалось, а укрепления особенно возвысились в царствование Николая 1 и Александра 2. Начало развития и процветания православной церкви в Кронштадте шло параллельно с началом и развитием города, как военной и купеческой гавани. Для населения кронштадтского, довольно многочисленного, необходимы были молитвенные дома. А так как население это имело быт не хозяйственный, оседлый, а более – казенный и преимущественно устраиваемый по воле военного начальства, то и устройство здешних церквей имело характер административно военный. Большая часть церквей города Кронштадта были полковые, домовые и вообще – казенные. Приходских церквей была одна – это собор св. Андрея Первозванного, сперва деревянный и только с начала нынешнего столетия – каменный. За то в Кронштадте всегда было очень много церквей разных иностранных исповеданий. Самое население Кронштадта всегда было слишком смешанное. И в настоящее время православные составляют здесь меньшинство и точное определение количества жителей православных может быть сделано не на основании епархиальных актов, а – по источникам гражданского ведомства. 1) Кронштадтский Андреевский собор

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Том 1: 1721 Содержание Хронологический указатель к первому тому Полного Собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи Азбучный предметный указатель к первому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Таблица, показывающая, которые именно и кем из членов Св. Синода подписаны состоявшиеся в 1721 году постановления и распоряжения по ведомству православного исповедания Таблица, показывающая соотношение нумеров постановлений Св. Синода, вошедших во второе издание Ι тома Полного Собрания Постановлений и Распоряжений по Ведомству Православного Исповедания Российской Империи за 1721 год, против нумеров первого издания этого тома     Высочайше учреждённая при Святейшем Правительствующем Синоде Комиссия для разбора дел, хранящихся в его архиве, приступив к возложенным на неё занятиям, положила первою для себя задачею составить подробное описание этих дел, а наиболее важные и любопытные документы, в них заключающиеся, поместить в приложениях к описанию. Важное значение находящихся в этих делах постановлений и распоряжений Святейшего Синода, до сих пор в целой совокупности не изданных и остававшихся недоступными науке, и неудобство поместить их все в приложениях к «Описанию» архивных дел привели Комиссию к мысли составить «Полное Собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи», начав оное Духовным Регламентом, как таким законодательным актом, который был дан Петром Великим в руководство Святейшему Синоду при самом его учреждении. Сделанное об этом Комиссиею представление г. синодальному обер-прокурору графу Д.А. Толстому было признано его сиятельством вполне согласным с существом возложенного на Комиссию дела и предложено Святейшему Синоду, который определениями 25 Августа/11 Сентября 1867 года и 24/31 Января 1868 года разрешил Комиссии приступить к составлению и к изданию такого собрания, дозволив ей при этом пользоваться хранящимися в синодальном архиве сборниками и указателями законов Русской Церкви, составленными в прежнее время с ведома Святейшего Синода, но по разным обстоятельствам оставшимися ненапечатанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи.Том 10: 1738–24 ноября 1744 Источник Содержание Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1738 г. Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1739 г. Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1740 г. Правление бывшего герцога Курляндского с 17-го октября по 9-е ноября 1740 года Правление принцессы Анны Брауншвейг-Люнебургской с 9-го ноября 1740 года по 25-е ноября 1741 года 1741 г. Азбучный предметный указатель к десятому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Таблица, показывающая, кем из членов Святейшего Синода подписаны состоявшиеся в 1738–1741 гг. по ведомству православного исповедания законодательные и другие акты, напечатанные в этом томе     Помещаемое в предлагаемом томе «Собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания» обнимает собою 1738–1741 гг., т. е. последние годы царствования Государыни Императрицы Анны Иоанновны и время непосредственно примыкающих к этому царствованию двух правлений: бывшего герцога Курляндского (с 18 октября по 9 ноября 1740 г.) и принцессы Анны Брауншвейг-Люнебургской (с 9 ноября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.) – до вступления на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны. Это «Собрание постановлений» извлечено из 38 томов подлинных протоколов Св. Синода (числом 5200); в означенных томах отсутствуют протоколы с 18 октября по 2 ноября 1740 г. и с 1 по 25 ноября 1741 г.; этот пробел пополнен из хранящихся в Синодальном Архиве дел того времени. Всех постановлений в этом томе помещено 598, из них 174 постановления относятся ко времени двух правлений и 424 – ко времени царствования Императрицы Анны Иоанновны; всех же постановлений, относящихся к этому царствованию и помещённых в VII-X томах «Полного собр. постанов. и распор. по ведом. правосл. исповед.», насчитывается 1371. Выпускаемый ныне в свет Х-й том оканчивает собою первую серию томов «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания»; вторая серия томов этого издания будет заключать в себе постановления за время царствования Императрицы Елисаветы Петровны (вышло в свет пока 2 тома этой серии за 1741–1745 гг.); третья серия томов этого издания обнимет собою время царствования Императрицы Екатерины II (вышел в свет пока первый том этой серии за 1762–1772 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Азбучный предметный указатель к первому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Цифры крупного шрифта 144 показывают номера постановлений. А АКАДЕМИИ . Правила, которые следует в случае утверждения академии наблюдать касательно испытания учителей (пункт 3–4 стр. 18), лучшего способа преподавания (п. 5 стр. 18), выбора учебных пособий (п. 6 стр. 18), устроения библиотеки (п. 8 стр. 19), выбора предметов преподавания (п. 7, 9 и 10 стр. 18–20), обязанностей ректора и префекта (п. 11 стр. 20), увольнения учителей за неисполнение устава и предписаний ректора (п. 12 стр. 20), определения в случаях надобности фискалов (п. 13 стр. 20), обязанность протопопов и священников присылать своих детей в академию (п. 14 стр. 20); заявление, что обучавшийся в академии при получении духовной или гражданской должности будет предпочитаем не обучавшемуся в ней (п. 16 стр. 20); учреждение академии преимущественно за городом (п. 19 стр. 21); объяснение вреда, происходящего от безразборного принятия учеников на счёт Государя, и необходимости брать с учеников подписку в том, что они окончат в академии учение (п. 21 стр. 21). 1 . В Российских академиях преподавать латинский язык на языке русском; в некоторых академиях и только в исключительных случаях преподавать оный на польском языке; академиям не дозволяется печатать без предварительного рассмотрения Св. Синода богословские и философские конклюзии. 191 . АКТУАРИУС . Определение его должности. 281 . АЛЕБАСТР . Назначение работников с архиерейских и монастырских вотчин Казанской епархии для ломки оного на царские палаты. 219 . АМБАРЫ . Приказание строить оные в патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах, если для провианта, сбираемого на пристанях, не будет места в казённых помещениях. 157 . АНАФЕМА . Правила, как поступать епископу, подвергая кого-либо отлучению от церкви и анафеме; образец анафемы для нераскаивающихся (стр. 13), запрещение епископу предавать по недружбе другого епископа анафеме (п. 13 стр. 16); помещиков за укрывательство раскольников в своих вотчинах предавать анафеме (мирские особы п. 5 стр. 26–27). 1 . Предание оной по приложенной форме Стефана Глебова. 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таблица, показывающая, кем из членов Святейшего Синода подписаны состоявшиеся в 1738–1741 гг. по ведомству православного исповедания законодательные и другие акты, напечатанные в этом томе АМВРОСИЙ (Юшкевич), епископ Вологодский, с 29 мая 1740 г. Новгородский; с 14 марта 1738 г. первоприсутствующий в Св. Синоде; с 3 августа 1740 г. архиепископ. 3169–3173, 3175–3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3215, 3217–3219, 3221, 3222, 3224–3232, 3234–3248, 3250–3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3280, 3291–3295, 3297–3303, 3305, 3306, 3208–3323, 3325–3336, 3339, 3340, 3342, 3344–3350, 3352–3361, 3364–3383, 3385–3397, 3399–3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3487, 3489–3505, 3508–3511, 3513, 3516, 3518–3528, 3530, 3531, 3535, 3539–3541, 3543, 3544, 3549, 3551–3553, 3555, 3556, 3558, 3562, 3565–3567, 3569, 3570, 3572, 3575, 3577, 3578, 3580, 3581, 3584–3588, 3596, 3600, 3605, 3606, 3611–3616, 3618–3625, 3629–3644, 3646–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3755, 3758–3761, 3763–3764. ВАРЛААМ (Скамницкий), архимандрит Чудовский, после епископ Вятский, с 3 октября 1740 г. член Св. Синода. 3618–3625, 3629–3644, 3647–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706, 3707, 3709–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3748, 3750–3755, 3757–3765. ВАРСОНОФИЙ , архимандрит Соловецкий, с 13 июля 1740 г. епископ Архангелогородский, с 8 января 1741 г. архиепископ, с 6 июля 1737 г. член Св. Синода. 3169–3173, 3175, 3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3213, 3215, 3217–3219, 3221, 3222, 3224–3232, 3235–3248, 3250–3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3289, 3291–3295, 3297–3303, 3305–3306, 3308–3336, 3339, 3340, 3342, 3344–3350, 3352–3362, 3364–3383, 3385–3397, 3399, 3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3487, 3489–3505, 3508–3541, 3543, 3544, 3549, 3551–3553, 3555, 3556, 3558, 3562, 3575, 3577, 3578, 3580, 3581, 3584–3588, 3590, 3597. КИПРИАН (Скрипицын), епископ Вятский, с 4 марта 1739 г. член Св. Синода, с 18 мая 1739 г. Коломенский († 16 июня 1740 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть 3. О сословиях православного духовного ведомства Отдел шестой. Об архиерейских домах и монастырях Глава 30. Общие постановления об архиерейских домах и монастырях 1. О Синодальном доме Московскому Синодальному дому состоять непосредственно под ведением Святейшего Правительствующего Синода, как прочие архиерейские дома находятся в ведении самих архиереев. (Указ. 4 Июля 1722 г. 4015 п. 708.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 1 Октября 1763 г. штату Московского Синодального дома положены: ризничий с жалованьем 200 р., на серебро 57 р. 15 к.; иеромонахов 2, каждому – 90 р., на серебро 25 р. 74 к.; пономарь – с жалованьем 30 р., на серебро 8 р. 58 коп.; иеродиаконов 2, каждому – 60 р. на сер. 17 р. 16 к.; иподиаконов 2, каждому – 50 р., на сер. 14 р. 31 коп.; писец – с жалованьем 40 р., на сер. 11 р. 43 коп.; служителей 3, каждому 33 р.; на сер. 4 р. 45 коп.; поэтому штату 1513 р., на сер. 433 р. 41 коп., а для округления добавлено 25 коп., всего – 433 р. 66 к. (Высоч. утв. 1 Октября 1763 г. шт. Выс. утв. 18 Декабря 1797 г. роспись.) Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 15 Марта 1883 г. мнению Государственного Совета, ассигновавшиеся по смете ведомства Святейшего Синода на иподиаконские должности, при Московской 12 Апостолов церкви, 14 р. 31 к., перечислены в дополнение к сумме, отпускаемой по финансовой смете ведомства Святейшего Синода, на содержание духовенства Якутской епархии. (7–21-го Апреля 1883 г. 784 г. Ц. В. 19). По учреждению о духовных штатах, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 26 Февраля 1764 г. между прочим назначено: на строение в Синодальных домах и в подмосковных селах и на покупку разных, а в Успеньев день к столу съестных и питейных припасов и на строение же в Синодальные церкви церковной утвари и на церковные потребы; на дрова и прочие расходы и на содержание при Синодальном доме четырех лошадей 2391 р. 78 коп., на сер. 683 р. 34 к. (26 Февраля 1764 г. П. С. 3. 12060 стр. 25.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 31-го Декабря 1874 г. мнению Государственного Совета ассигновано на увеличение средств содержания Московского Синодального дома 101 р. с уменьшением на эту сумму кредита на жалованье штатных служителей при Крестовоздвиженском Георгиевском и Ивановском монастырях. (Отн. Μ. Ф. 25 Января 1875 г. 191.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Хронологический указатель к первому тому Полного Собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи Звёздочкою означены постановления, помещённые в Полном Собрании Законов Российской империи или заимствованные из архива II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1721 Января 25 -го. Об учреждении Духовной коллегии; присяга членов и Регламент, или устав той же Духовной Коллегии. Февраля 14 -го. Журнал первого заседания Святейшего Синода. 14 -го. Высочайшие резолюции на докладе Синода: о возношении в церковных служениях Святейшего Правительствующего Синода вместо патриаршего имени; о порядке сношений Синода с Сенатом и Коллегиями; о неувольнении без Высочайшего указа мирских судей, определённых для раскольнических дел при духовных лицах; об избрании и посвящении во архиерея; о бытии патриаршим, архиерейским и монастырским вотчинам в ведении Святейшего Синода и о назначении домов для жительства архимандритам, определённым в советники и асессоры Синода. 15 -го. Высочайшее повеление, состоявшееся по докладу Святейшего Синода, о том, чтобы дьяки Преображенского приказа не вступалися в дела, касающиеся лиц духовного ведомства и раскольников. 16 -го. О бытии под ведением Св. Синода Московской и Петербургской типографиям, а также и Славяно-Латинским школам. 17 -го. О назначении понедельника, среды и пятницы для заседаний в Святейшем Синоде и о ежедневном присутствовании в оном одного советника и двух асессоров. 20 -го. О переводе живущих в приворотной избе при Синоде солдат лейб-гвардии Преображенского полка на другую квартиру. 22 -го. О взятии в Святейший Синод на расходы из Приказа Церковных Дел денежной казны. 22 -го. О ведении типографий в Святейшем Синоде; об именовании Киево-Печерского и Черниговского монастырей ставропигиальными не Константинопольского патриарха, а Святейшего Синода и о непечатании книг без позволения оного. 22 -го: О непосредственном ведении в Святейшем Синоде монастырей: Симонова, Ипатского, Высоко-Петровского и Донского, их служителей и вотчинных крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010