Закрыть itemscope itemtype="" > Физические потери православного духовенства в период Гражданской войны и репрессий 1920–1930-х годов Часть 1 09.11.2020 580 Время на чтение 8 минут Источник: Православная жизнь Статистика жертв незаконных преследований за веру, террора среди православных священнослужителей и «актива» – самостоятельная, сложная и в полной мере уже не разрешимая научными методами проблема. Разумеется, это никак не влияет на общую политико-правовую, морально-этическую и реабилитационную оценку беззакония, процесс канонизации новомученников и, надеемся, «историко-мемориальную прививку» обществу о недопустимости насилия и незаконного вмешательства в дела Церкви, преследования по конфессиональному признаку. Количественный аспект преследований Церкви важен в историко-правовом и моральном значении, значим для людской памяти и церковной историографии мученического пути Православия. На его фоне по иному воспринимаются и нападки на Церковь, и невзгоды наших дней, в многом созданные «пиар-беспределом» манипуляторов сознанием. Вместе с тем, тема эта настолько серьезная, что не допускает безответственного обращения со статистикой, фактами (независимо от мотивов безосновательного преувеличения жертв репрессии), как это стало практиковаться со времен М.Горбачева и с мазохистским упоением продолжается. При этом, отметим, население постсоветской Украины упало с почти 53 до 35 млн. душ, а при сохранении темпов роста советских лет должно было ныне достичь 62-63 млн. жителей. Вольное обращение с «кровавой» статистикой ведет к научной профанации и дискредитирует благое дело восстановления исторической справедливости и памяти о предках, «за Христа пострадавших»… Жертвы «гражданского» самоистребления Серьезный и, пожалуй, наиболее скрупулёзный на сегодняшний день, демографический анализ потерь среди православного клира в годы Гражданской войны и иностранной интервенции провел Георгий Хмуркин в статье «Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–1926 гг.?» Как отмечает историк, известные на сегодня мемуарные и историографические работы содержат противоречивые ведення относительно числа этих жертв, а приводимые ими цифры отличаются друг от друга порою «в десятки, сотни, а то и тысячи раз». Так, в литературе (например, работы историка М.Крапивина) фигурируют «данные» – из 360 тыс. священнослужителей перед революцией, к концу 1919 г. в живых осталось всего 40 тыс. человек, хотя официальные ежегодные «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания…» свидетельствуют, что количество священнослужителей РПЦ никогда не превышало 70 тыс. человек. Авторы зачастую не называют источников и не раскрывая методику подсчетов, случается – подают ложные ссылки на архивные дела (!)

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/fizich...

IV. Наши заграничный церкви и миссии Освящение новой русской церкви в Иерусалиме 22-го мая 1896 года освящена сооруженная в Русском Доме в Иерусалиме, вблизи храма Воскресения, церковь в молитвенное воспоминание о в Бозе почившем государе императоре Александре III-м. Торжество освящения совершалось при участии ныне покойного патриарха Иерусалимского, блаженнейшего Герасима. О принятии Святейшим Синодом в свою собственность сооруженной в городе Канне церкви В уважение к ходатайству его императорского высочества великого князя Михаила Михайловича, августейшего покровителя Каннского православного братства, о принятии Святейшим Синодом в его собственность и ведение сооруженной в городе Канне (в южной Франции) православной церкви и всей при ней земли, Святейший Синод, по определению от 22-го января – 4-го февраля 1897 года, предоставил мне испросить высочайшее вашего императорского величества соизволение на укрепление за Святейшим Синодом упомянутой церкви с землею при ней. Высочайшее соизволение на сие воспоследовало в 28-й день февраля 1897 года. Миссии и церкви Алеутской епархии – Алеутская епархия в 1896–97 г. г. состояла под управлением епископа Николая, при содействии Аляскинского Духовного Правления и трех благочинных: а) Нью-Йоркского округа, священника Иоанна Недельницкого, проживающего в г. Аллегени, штата Пенсильвании, б) благочинного Ситхинского округа, архимандрита Анатолия, проживающего в Ситхе и в) благочинного Уналашкинского округа, священника А. Кедровскаго. Всех миссий и приходов в Алеутской епархии было 29 и именно: в Соединенных Штатах: 1) в Сан-Франциско, 2) в Джаксон-Сеатли, 3) в Миннеаполисе, 4) Чикаго-Стриторе, 5) Питсбурге – Аллегени, 6) Ооцеола-Филиппсбурге, 7) Шептоне, 8) Велькесбарре, 9) Олдфорже, 10 и 11) два в Нью-Иорке (русский и арабский), 12) в Бриджпорте, 13) Анзонии, 14) Каиро (арабский), 15) Гальвестоне (смешанный-славяно-греко-арабский); на Аляске: 1) в г. Джуно, 2) на острове Килиску, 3) в Ситхе, 4) в Кадяке, 5) в Афогнаке, 6) в Кенае, 7) в Бельковском, 8) в Уналашке, 9) на острове св. Павла, 10) на острове св. Георгия, 11) на острове Атха, 12) в Нушагаке, 13) на Кускоквиме (местопребывание священника в Михайловском Редуте) и 14) на Квихнахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1741 г. 3626 . – 2 января. О разрешении постригать в монахини всякого звания вдов и девиц 104 Указ Нашему Синоду. По состоявшейся минувшего декабря 22 дня на поданном Нам от оного Синода всеподданнейшем докладе Нашей Всемилостивейшей резолюции велено для снабдения монастырей монахами и школь учителями постригать в монашество из разных чинов с рассмотрением, как во оной Нашей Всемилостивейшей резолюции обстоятельно изображено, а о пострижении в монахини притом ничего не упомянуто; а понеже некоторые вдовы и девки просят о пострижении их в монастыри, того ради Нашему Синоду Всемилостивейше повелеваем: и таковых желающих вдов и девок без излишества постригать с довольным притом рассмотрением по силе оной состоявшейся о пострижении в монахи Всемилостивейшей резолюции и повелеваем Нашему Синоду учинить о том по сему Нашему указу. 3627 . – 7 января. Об отпуске денег на содержание школ в Смоленском Авраамиевом монастыре По указу блаженной и вечнодостойной памяти Петра Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, в прошлом 1728-м году состоявшемуся, в граде Смоленске при Авраамиевом монастыре заведены мною школы, в которые учители собраны, и во оных учатся священно и церковнослужительские, шляхетские и прочих разных чинов дети, школ инфимы, грамматики, синтаксимы, пиитики, риторики, философии; на содержание же тех школ и на пропитание их определено из дому моего из заопределённых денег, надлежащих к отсылке в Коллегию Экономии, давать в год по пятисот рублёв, которою суммою тех школ содержать и учителей всех довольствовать не без нужды, понеже той монастырь есть маловотчинный, и братия питаются и жалованья получают с нуждою, для того, что положенных с вотчин того монастыря оброчных и за столовые запасы денег с крестьян сполна не собирается и собрать невозможно, ибо многие крестьяне в прошлых давных годах вышли, и хотя по Всемилостивейшим Вашего Императорского Величества указам и оных беглых крестьян в прошлом 1736 году малое число людей и выискано было, но и те, пожив с малое время, обратно бежали за оный же рубеж и живут тамо и поднесь, а оставшие крестьяне обретаются в немалой скудости, и за убылые и беглые души подушные деньги и всякие Вашего Императорского Величества подати платят с немалою нуждою, затем показанных табельных и за столовые же запасы денег сполна собрать невозможно, чего ради и братия того монастыря полного жалованья от многих лет не получают; ещё же в строении в том монастыре церквей Божиих и прочего совершенная находится нужда, и затем школы оные регулярно содержать и учителей довольствовать знатною трудностию будет; а в том Авраамиеве монастыре назначено из заопределённых доходов в каждый год собирать по сту по тридцати по три рубля по тринадцати копеек по три четверти, которые повелено отсылать в Коллегию Экономии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 октября 2012 г. 10:11 Патриарх Кирилл: Церковь будет находиться в диалоге с властью во имя духовного процветания общества Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пояснил механизм сотрудничества Церкви и власти и опроверг мнение о сращивании Церкви и государства. " Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе и с государством, но она несет ответственность за нравственное состояние своего народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет находиться в диалоге с любой властью — с тем, чтобы через сотрудничество с властью, в том числе, служить этим высоким целям, которые перед ней стоят " , - заявил Святейший Патриарх, отвечая на вопрос телезрителя в эфире программы " Слово пастыря " 20 октября. Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что ни в одном из тех документов, которыми Церковь руководствуется, выстраивая свои отношения с государством, в том числе в " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " , нет положений о желательности " сращивания " с государственной властью. " Потому что Церковь, пройдя через тяжелейшие годы XX века, анализируя все то, что произошло с ней в XX веке, во многом причиной происшедшего видела те взаимоотношения Церкви и государства, что сложились в Российской империи. Тогда Церковь была государственной Церковью, называлась ведомством православного исповедания, являлась частью государственной машины. И, естественно, когда в результате революции рухнула государственная машина, то и против Церкви был нанесен сокрушительный удар. Правда, не столько потому, что она была частью государственной машины, сколько потому, что учение Церкви, ее проповедь расходились с идеалами тех, кто решил строить на разрушенном фундаменте старой жизни новое здание " , - отметил Патриарх. В то же время Святейший Патриарх подчеркнул, что сегодня " раздувание мифа о сращивании является одним из способов борьбы с Церковью " . " Те, кто категорически не заинтересованы в укреплении позиций Церкви, в христианизации нашего народа, в духовном просвещении нашего народа, пугают общество и людей этим сращиванием: Церковь будет играть роль некоего идеологического инструмента, который, конечно, будет влиять на выбор людей и лишать их столь драгоценной свободы.

http://e-vestnik.ru/news/srashchivanie_t...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XIII. Эпоха секуляризации (1701–1764) И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 1. Петр Великий и его отношение к монашеству В последнее десятилетие XVII в. русское монашество вступило в третий и последний период своей истории. Для его внутреннего развития и внешней судьбы два события имели решающее значение: раскол и те мероприятия Петра Великого, которые обычно называют «церковной реформой». Но если сравнить жизнь Русской Церкви до и после реформы, то окажется, что этот термин следует употреблять с известной осторожностью. Да, церковная жизнь России в конце XVII в. была далека от идеала, она действительно нуждалась во многих серьезных переменах — но перемен этих не произошло. И после реформы в церковной жизни остались прежние изъяны, что указывает на однобокий и несовершенный характер преобразований. В самом важном деле, в образовании духовенства, не было сделано даже неотложно необходимого. Однако реформа повлекла за собой принципиальные изменения в отношении государства к Русской Церкви. Эти изменения были чрезвычайно существенными — «Духовный регламент» строил взаимоотношения между Церковью и государством на совершенно новой основе. Церковь утратила свою правовую независимость и стала государственным учреждением — Ведомством православного исповедания, это наименование сохранялось в официальных документах и в XIX столетии. «Духовный регламент» создал новые отношения между государством и Церковью, которые характеризуются тем, что государство взяло на себя опеку над Церковью, его вмешательство в церковные дела стало правовой нормой, и принцип этот оно сохраняло незыблемым. Разумеется, и в Московской Руси, то есть еще до Петра Великого, светская власть очень часто вмешивалась в церковные дела, и Русская Церковь нередко испытывала давление со стороны государства, но такое вмешательство не признавалось нормальным; представления о взаимоотношениях между государством и Церковью до и после Петра Великого были не просто различными, но прямо противоположными. Теперь Русская Церковь теряет свое былое, весьма высокое, положение в Московской Руси и низводится церковной реформой Петра до положения одного из государственных учреждений. Эта ее роль вполне соответствовала замыслам Петра, который требовал от Церкви не только чисто духовного, но, главным образом, государственно-политического служения. В петровском государстве, по мысли его создателя, все должно было служить государству и приносить ему пользу — в том смысле, как он понимал эту пользу .

http://sedmitza.ru/lib/text/436651/

III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Число православных Холмско-Варшавской епархии к концу 1897 года простиралось до 440.402 душ обоего пола. Означенное число православных в отношении религиозно-нравственного состояния может быть разделено на следующие три категории: а) древлеправославных, б) воссоединенных от унии бывших греко-униатов, не уклоняющихся от православия и в) так наз. упорствующих б. греко-униатов. Состояние древлеправославных, как и прежде, было вполне удовлетворительно. Они часто посещают храмы Божии и усердно заботятся о поддержании внешнего и внутреннего их благолепия. Многие из древлеправославных церквей, именно благодаря их усердию, имеют богатые утварные и ризничные вещи, а самые церковный здания содержатся в отличном поряди на средства, собираемые прихожанами же. В праздничные дни редкий прихожанин, живущий вблизи церкви, не пойдет на богослужение в церковь . Долг исповеди и св. Причастия не исполняют только те, кому препятствуют сделать это или служебные обязанности или отдаленность от церкви. Утешительным также представляется вообще и религиозно-нравственное состояние второй категории православных, именно воссоединенных и не уклоняющихся от православия бывших греко-униатов. Сии последние преданы православной церкви, неукоснительно посещают богослужение, исполняют все духовные требы и по своим средствам жертвуют на нужды своих приходских храмов. В числе многих отрадных сторон в жизни сей воссоединенной от унии части населения Холмско-Варшавской епархии особенно обращает на себя внимание обычай путешествовать в известные праздники в г. Холм, в Леснинский, Вировский и Теолинский монастыри и даже в Почаевскую лавру, для поклонения местным святыням и исполнения в означенных местах долга исповеди и св. Причастия. Посещая древлеправославные храмы и обители, бывшие греко-униаты мало-помалу усвояют православные обычаи и более и более сливаются воедино с Православной Церковью . Что касается упорствующих б.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

II. Церкви и монастыри Церкви Приходских церквей с единоверческими к концу отчетного периода было 36.361. Почти при семидесяти девяти миллионном числе православных приходилось средним числом на каждый приход более 2.100 душ. Соборов и соборных градских церквей было 711, из них 69 кафедральных; приходских церквей 36.105; приписных к ним, кладбищенских, домовых и других свыше 10.000; часовен и молитвенных домов 18.335. В 1896 году построено: 489 церквей (каменных 183, деревянных 306, часовен и молитвенных домов 254 (каменных 54, деревянных 200). В 1897 году построено: 533 церкви, (каменных 195, деревянных 338), часовен и молитвенных домов 243 (каменных 39, и деревянных 204). Об освящении нового Киево-Владимирского собора Освящение вновь воздвигнутого в Киеве в честь просветителя Русской земли святого равноапостольного князя Владимира собора последовало 20 августа 1896 года. Необходимость сооружения сего собора сознана была еще в 1852 году, вскоре после открытия в Киеве памятника святому князю Владимиру. Бывший в то время митрополит Киевский Филарет находил, что лучшим памятником для просветителя русского народа и первого христианского князя России был бы величественный храм во имя его. Мысль эта одобрена была императором Николаем I и в том же году последовало высочайшее соизволение на открытие повсеместной в империи подписки на сооружение в Киеве храма. 15 июля 1862 г., в день памяти святого Владимира, состоялась закладка храма, строителем которого назначен был академик архитектуры Беретти. Работы под его наблюдением шли быстро и в 1866 г. здание храма доведено было уже до куполов, но вследствие оказавшихся на стенах здания глубоких трещин, дальнейшие работы были приостановлены. В 1876 г., по повелению Императора Александра II, снова приступлено было к работам, составлен план укрепления поврежденных стен, отпущены из сумм Министерства Внутренних Дел 250.000 руб. и к 1882 г. здание храма было благополучно доведено до конца. Внутреннее украшение храма в течение последних лет произведено по чертежам профессора Прахова, а живописные работы исполнены художниками: Васнецовым, Сведомским, Котарбинским и Нестеровым. Во всем внутреннем убранстве храма, как и в иконной живописи, выдержан древневизантийский стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

I. Старый порядок I. Государство и церковь (Исторический очерк) На очереди стоит вопрос о восстановлении патриаршества и упразднении Синода, как самостоятельного учреждения, с этой реформой тесно связывается полная реорганизация «ведомства православного исповедания», упразднение должности обер-прокурора, реставрация во всей неприкосновенности канонического устройства церкви, т.е. церкви свободной, выборной, самоуправляющей и независимой от государства. Прогрессивная печать единодушно, конечно, будет приветствовать освобождение церкви от пут бюрократического гнета, от векового подчинения ее государственным целям. Отделение церкви от государства, полное разграничение их ведомств и регламентация их взаимных отношений по классической формуле, данной Евангелием: «Воздадите кесарево Кесареви, а Божье – Богови» – лозунг каждой передовой политической партии. Как сознали теперь и некоторые представители нашей официальной церкви, такая реформа, избавляющая господствующую церковь от пагубного влияния опеки светской власти, необходима, чтобы внести «дух жив» в учение «казенной» веры и возродить нравственный авторитет ее духовных представителей. Неминуемо ли связывается, однако, идея восстановления патриаршества с идеей свободы церкви? На этот вопрос в печати появились разноречивые ответы. Приветствуя идеи замены бюрократического управления церкви соборно-представительным, некоторые готовы видеть, тем не менее, в предстоящей реформе церковного управления, зародившейся в бюрократических сферах, исключительно реакционную меру, которая неизбежно должна привести еще к большему единению церкви с государством: эта реформа создаст воинствующую церковь , которая гнет бюрократии заменить гнетом клерикализма, раз только будут осуществлены desiderata духовенства о предоставлении ему участия в государственной жизни; другие, напротив, считают патриархат почти синонимом отделения Церкви от государства или, во всяком случае, воплощением известной ее самостоятельности. Чтобы разобраться в этих противоположных мнениях, обратимся к истории, которая в данном случае может, действительно, сыграть роль «учительницы жизни». История покажет нам, насколько восстановление патриаршества может обеспечить церковь от административного «усмотрения» и действительно освободить ее от порабощенности мирским интересам; она покажет, возможна ли вообще в настоящее время своего рода «археологическая» реставрация учреждения с отжившими уже формами, учреждения, быть может, соответствовавшего порядкам московской Руси и идеологии ее представителей, но не удовлетворяющего запросам времени. Если мы бросим ретроспективный взгляд на процесс вторжения государственной власти в церковную жизнь, попытаемся выяснить те результаты, к которым привело это полицейское поползновение в течение веков на свободу совести, мы наметим путь, по которому должны идти предстоящие церковные реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

VI. Духовное просвещение Духовно-учебные заведения Состав начальствующих и служащих В составе начальствующих и служащих в духовных академиях произошли следующие перемены. Ректор Казанской академии архимандрит Антоний, по всеподданнейшему докладу Святейшего Синода от 9 августа 1897 года, рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с оставлением в должности ректора академии. Исправляющий должность инспектора Московской академии иеромонах Кирилл 19 октября 1895 года назначен на должность ректора Казанской духовной семинарии, а исправляющим должность инспектора академии определен 14 декабря того же года экстраординарный профессор академии Иерофей Татарский, за увольнением коего, по указу Святейшего Синода от 26 декабря 1896 года, от исполнения инспекторских обязанностей, назначен 10 января 1897 года инспектором академии ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель монастыря Антония Римлянина, магистр богословия, архимандрит Арсений со званием исправляющего должность ординарного профессора и с возложением на него чтения лекций по библейской истории. Ординарные профессоры Киевской академии Розов, Московской – Лебедев, Цветков и Ключевский и Казанской – Курганов и Богородский удостоены звания заслуженных ординарных профессоров. Экстраординарные профессоры С.-Петербургской академии Садов, Болотов и протоиерей Николаевский, Московской – Каптерев и Воскресенский и Казанской – Богословский, Гусев и Юнгеров утверждены в звании ординарных профессоров, а из них профессор Богословский удостоен затем и звания заслуженного ординарного профессора. Доцент Киевской академии Дмитриевский , по получении им степени доктора церковной истории, утвержден в звании ординарного профессора. Экстраординарный профессор Московской академии Смирнов удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора. Доценты С.-Петербургской академии Серебреников, Налимов и Бронзов, Московской – Голубцов и Введенокий и Казанской – Несмелов , протоиерей Смирнов, Потехин и Нарбеков утверждены в звании экстраординарных профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

V. Отношение русской Церкви к единоверным церквям Востока и славянских земель Приветственные послания Св. Синода Вселенский патриарх Константин V, посланием от 21 апреля 1897 года, известил Святейший Синод о своем вступлении на патриарший Константинопольский престол, на место уволившегося на покой патриарха Анфима. Патриарх Иерусалимский Дамиан, посланием на имя Святейшего Синода от 23 Сентября 1897 года, уведомил об избрании и вступлении своем на Иерусалимский патриарший престол, на место в Бозе почившего патриарха Иерусалимского Герасима. Разрешение сбора пожертвований Высочайше утвержденными определениями Святейшего Синода, разрешено производство сбора пожертвований, в пределах России, 1) в течение одного года, в пользу Афонских монастырей: св. Дионисия и Филофеевскаго, 2) в пользу греческого монастыря св. Георгия Перистера, в пределах России, в течение одного года, в пользу греческого Вазелонского монастыря, в пределах России, в течение одного года. Кроме того определением Святейшего Синода разрешено прибывшему в С.-Петербург профессору Николаю Мартирису производить в С.-Петербурге, Москве и других городах России, где проживают лица греческой национальности, в течете 4-х месяцев, сбор пожертвований на восстановление находящегося в Неаполе и принадлежащего тамошней греческой общине храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, разрушенного ливнем. Пожертвования, оказанные Св.Синодом: утварью, церковными облачениями и другими предметами церквям и монастырям за границей: в 1896 г. а) В удовлетворение ходатайства Российского Императорского посольства в Константинополе, изготовлено и выслано в распоряжение Посольства, для снабжения, по его усмотрению, беднейших православных церквей на Востоке, по мере надобности, 10-ть комплектов священнических облачений, с воздухами и 10-ть комплектов священных сосудов металлических, с серебряною чашей, всего на сумму 750 руб., каковой расход отнесен на счет % с капитала в 50 т. р., пожертвованного в 1854 г. московским духовенством на военные издержки и обращенного, по Высочайшему повелению, на устройство православных церквей в христианских областях в Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010