Приложения Приложение к статье 40 Роды дел, производящихся в Святейшем Синоде, и распределение их по отделениям Канцелярии Святейшего Синода. В Святейшем Синоде производятся следующие дела: В первом отделении. О событиях в Царствующем доме; О назначении Членов Святейшего Синода, вызове Преосвященных для присутствования в Святейшем Синоде и увольнении их обратно в епархии; О назначении, перемещении, наградах и увольнении на покой Преосвященных Архиереев, Главных Священников и Членов Синодальных Контор; О назначении, перемещении и увольнении настоятелей и настоятельниц монастырей, членов Духовных Консисторий и Протопресвитера Большого Успенского Собора в Москве; О вызове архимандритов на чреду священнослужения и проповеди Слова Божия в С.-Петербург; О наградах духовенства, церковных старост и светских лиц за неслужебные отличия; О назначении пенсий и пособий духовенству; Об отпусках духовных лиц, когда на это требуется разрешение ВЫСОЧАЙШЕЙ власти или Святейшего Синода; О переводе монашествующих из одних монастырей в другие по особым случаям, равно и о вызове священнослужителей в те епархии, где недостает кандидатов священства; О сложении священного сана и монашеского звания по прошениям; О назначении, перемещении, наградах и увольнении чиновников духовного ведомства, определяемых ВЫСОЧАЙШЕЙ властью и Святейшим Синодом; О духовно-учебных заведениях, начальствующих в них лицах, преподавателях и учащихся; О перевозе тел умерших из одного места на другое, и о погребении умерших в церквах и Вообще по вопросам административным. Во втором отделении. О сношениях Святейшего Синода с единоверными церквами и иерархами по разным встречающимся случаям и между церковным вопросам; О принятии в лоно православной церкви и единении с нею отдельных лиц и целых обществ из среды неправославных христиан; О мерах к распространению христианства и в связи с этим об учреждении православных миссий, их устройстве, назначении и увольнении миссионеров; Об учреждении епархий и архиерейских кафедр, а также и о закрытии их;

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Устав православных духовных семинарий Глава первая. Общие положения § 1. Духовный семинар суть учебно-воспитательное заведение для приготовления юношества к служению Православной Церкви. § 2. Семинарии учреждаются с разрешения Святейшего Синода и содержатся на состоящие в его распоряжении средства, при В с е м и л о с т и в е й ш е дарованном пособии из Государственного Казначейства. § 3. Семинарии под главным управлением Святейшего Синода находятся в ближайшем ведении епархиальных Архиереев. § А. При семинарии состоят: ректор, инспектор и его помощники, преподаватели, врач, эконом и почетный блюститель по хозяйственной части. § 5. При семинарии полагается Правление для дел по учебной, нравственной и хозяйственной частям. § 6. В семинарии принимаются по надлежащим испытаниям молодые люди православного исповедания из всех сословий. § 7. Число учащихся в семинарии соразмеряется с потребностями каждой епархии. Примечание. На первое время число учащихся в каждой семинарии определяется особым расписанием (приложение 1), которое может быть изменяемо Святейшим Синодом сообразно помянутым потребностям. § 8. По желанию духовенства для детей его может быть увеличиваемо число учащихся, если будут изысканы местные, независимо от состоящих в распоряжении Святейшего Синода, средства к открытию особых классов на одинаковых основаниях с классами по штату положенными. § 9. За обучение в семинарии платы не взимается. § 10. Сироты и дети бедных родителей, отличающиеся успехами в науках и добрым поведением, принимаются на казенное содержание по числу определяемых от Святейшего Синода вакансий, соответственно потребностям каждой епархии. § 11. В семинарии полагается шесть классов с годичным курсом в каждом. § 12. В семинариях учреждаются общежития для казенных и своекоштных воспитанников согласно с правилами устава. § 13. По окончании курса наук, лучшие воспитанники поступают в духовные академии, другие же, по распоряжению епархиального начальства, или определяются на священнослужительские места, или назначаются на учительские должности, или же увольняются по прошениям из духовного ведомства на условиях в уставе изъясненных. Глава вторая. О власти епархиального Архиерея в отношении к семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1738 г. 3169 . – 13 января. О выдаче священникам и диаконам ставленных грамот только печатных за подписанием епархиальных архиереев По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение о даемых в синодальной области и по епархиям священникам и диаконам за руками архиерейскими поставление их свидетельствующих грамотах, которые по учинённому в прошлом 1727 г. августа 16-го дня Святейшего Правительствующего Синода определению 1 велено в Московской типографии печатать на доброй бумаге и отпускать в Духовную Дикастерию и по всем епархиям, взяв надлежащую цену, по колику куда надлежит, с запискою и расписками, и по епархиям те грамоты от архиереев с подписанием их давать печатные, дабы ни от кого никакого подлогу впредь не было, а ежели где печатных грамот не имеется, то давать и письменные, о чём в епархии, в Духовную Дикастерию, в Московскую типографию из Святейшего Синода и указы посланы, а понеже по некоему имеющемуся в Святейшем Синоде делу в даче письменных грамот явилась фальшь, то чтоб впредь из письменных грамот каковых фальшивостей быть не могло, того дари приказали : в синодальной области и во всех епархиях священникам и диаконам поставление их свидетельствующие грамоты за руками архиерейскими давать печатные против прежних формуляров, в Московской типографии печатанных, и для того из оной типографии по надлежащим требованиям и за настоящую цену в синодальную область и во все епархии, сколько куда потребно, ныне отпустить и впредь отпускать с запискою и с расписками, и о том из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую типографию, в епархии ко архиереям, а где архиереев не имеется, тех домов к управителям, в Духовную Дикастерию, в Санкт-Петербургское Духовное Правление, в Синодальный Духовный Приказ, а для ведома о том в Московскую синодального правления Канцелярию послать указы. (Дело 1738 г. 515.) 3170 . – 13 января. О присылке указов 1733–1734 гг. и книг о двойном сборе к отчётности по постройке Казанской духовной семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1740 г. 3507 . – 3 января. Сенатский – о недозволении дворцовых, синодальных, монастырских и архиерейских вотчин крестьянам покупать людей для отдачи в рекруты 61 Докладывал обер-секретарь Демидов, что по приговору Правительствующего Сената в Кабинет Её Императорского Величества подано было сообщение, которым представлено, чтоб обретающемуся в городах купечеству к отдаче в рекруты в покупке крестьян позволить, при том ещё было представлено, чтоб дворцовых, синодальных, монастырских и архиерейских вотчин крестьянам в покупке для отдачи в рекруты позволения не давать, с которым представлением и Кабинет Её Императорского Величества согласился, и в Сенат с резолюциею то сообщение возвращено, и по оному о позволении купечеству и приговор подписан, точию о непокупке крестьянам умолчено, приказал : о том в посылаемых указах дополнить. 3508 . – 9 января. О предписании Новгородской комиссии для разбора неприсягавших отпустить на поруки тех священнослужителей и их детей, которые не заплатят штрафа По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав присланного от Новгородской губернии и от духовных дому Новгородского архиерея персон доношения с представлением и о имеющихся при комиссии не присягавших церковниках и их детях, объявляющих себя к платежу положенного за небытие у присяг штрафа не в состоянии, а чтоб таковым по примеру, как о монастырских слугах указом определено, чинить наказание, того-де им исполнять сумнительно, понеже-де о них указом повелено только, что брать штрафы против других, а кому ежели платить нечем, тем о наказании не означено, зачем-де они и содержатся при комиссии до указу и в таковом долговременном содержании претерпевают немалую нужду и просят о решении безотступно, и чтоб тое губернию обще с духовными персоны о том, что с таковыми чинить, определить указом. Приказали : о церковнослужителях и их детях, не бывших в настоящее время у присяг, которые в 1730-м и 1731-м годах имелись от рождения своего выше двенадцати лет, и ныне объявляют к платежу штрафа себя не в состоянии, а прежде за небытие у присяг по прежде состоявшимся Её Императорского Величества указам наказаны не были, ожидать Её Императорского Величества указу, понеже от Святейшего Синода представлено о таковых в Кабинет Её Императорского Величества с требованием резолюции, точию оной поныне ещё не получено, а между тем, дабы оные церковники от долговременного при комиссии содержания не пришли в конечную бедность, отдать их вероятия достойным людям на поруки с таким обязательством, дабы оных, как указом спрошены будут, тем поручителям поставить в той комиссии неотменно, а буде на указанный термин кто кого не поставит, и на таковых взыщется то со штрафом без всякого упущения, и о том в ту комиссию послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть 1. О церковном управлении Отдел первый. О святейшем правительствующем синоде и центральных его учреждениях Глава 1. О Святейшем Правительствующем Синоде Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. (Ст. 1 Зак. Осн. Т. 1 Свод. Зак. 1857г.) Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной. (Ст.41там.). Император Всероссийский, яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния 1 . (Ст.42там.). В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного. ( Ст. 43 там.) По именному учредительному указу 2 , Святейший Правительствующий Синод, как духовное Соборное Правительство, имеет власть всякого духовного дела во всероссийской церкви управлять, и все верноподданные русского государства, всякого чина, духовные и мирские, обязаны признавать его за важное и сильное Правительство, и у него крайняя дел духовных управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием. (25 Января 1721г. Полн. Собр. Пост. и 1879г.) В церковных делах Святейший Правительствующий Синод имеет право совершать и устанавливать тоже, что и четыре апостольских святейших патриарших престола. (Сентября 1723 г. грам. вост. Патр. П. С. П. и Р. 1115 П. С. 3. 4310.) Святейший Синод имеет равную честь и силу в духовном правительстве, как Правительствующий Сенат в светском 3 (31 Мая 1721 г. П.С.П. и Р 112.) В духовных делах (русского государства) Святейший Синод имеет равную власть, как (в гражданских) Правительствующий Сенат, поэтому уважение (респект) и послушание надлежит отдавать (ему) равное и за преступление наказание.(12 Апреля 1722 г. П. С. П. и Р 532 п. 24. П. С. 3. 3963 п. 24.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721–1878 гг. Источник Содержание Отдел I. Епархиальное управление. Учреждения обще-епархиальные и местные (приходские). Епархиальные Архиереи. Духовные Консистории. Епархиальные съезды и попечительства. Кафедральные соборы. Благочинные. Братства. Приходские попечительства Отдел II. О духовенстве. Монашествующее духовенство. О принятии в монастыри и надзор за монашествующими. Монашеские власти. Права монашествующих. О сложении сана. О монастырском имуществе. Благотворительный заведения при монастырях Отдел III. Условия поступления в клир. Состав причта и образование приходов по Высочайше утвержденным журналам присутствия по делам православного духовенства Отдел IV. Гражданские права и преимущества лиц духовного звания Отдел V. Содержание духовенства. Жалованье. Сборы за требоисправления. О местных средствах содержания духовенства и разделе их между членами причтов. О получении прогонных денег Отдел VI. Пенсии и пособия лицам духовного звания. Призрение бедных. Опека над сиротами Отдел VII. Награды за службу и заслуги по духовному ведомству Отдел VIII. Надзор за поведением духовенства. Суд и наказания. Лишение сана Отдел IX. Религиозно-просветительская деятельность духовенства. Распространение и охрана православной веры. Преподавание Закона Божия и содействие народному образованию. Церковная проповедь Отдел X. Устройство церквей. Св. иконы. Церковное благочиние Отдел XI. Богослужение. Церковный службы и требоисправления Отдел XII. Церковно-приходские документы     Забота о том, чтобы указы Св. Правительствующего Синода пользовались наибольшею известностью среди православного духовенства, не чужда и самой церковной власти, так как недостатком надлежащей кодификации церковного законодательства создается настойчивая потребность обращаться к отдельным постановлениям и распоряжениям по духовному ведомству православного исповедания. В былое время указы Св. Синода нередко печатались по числу всех церквей Российской Империи и всюду рассылались с предписанием хранить и часто прочитывать их. За последние двадцать лет они объявляются во всеобщее сведение посредством официальных органов Св. Синода (с 1859 г. Духовная беседа, с 1875 г. Церковный Вестник), откуда потом перепечатываются в епархиальных ведомостях и других частных изданиях. Хотя прежние постановление по духовному ведомству и вошли значительною частью в полное собрание законов, но чтобы извлечь из архивных сокровищ памятники законодательно-руководственной деятельности Св. Синода, недавно учреждена особая комиссия, составляющая «полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания». (Теперь издано уже 4 тома, которыми обнимается пять лет – 1721–1725 г.) Не говорят ли все эти данные с убедительной осязательностью о ясно сознанной необходимости всемерно облегчать общеизвестность как прежних, так и ныне действующих постановлений и распоряжений Св. Синода?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прокуратура отказалась от претензий к православному вероисповеданию казаков 26 декабря, 2011. Редакция " Правмира " На прошлой неделе прокуратура объявила экстремистским положение казачьего устава о том, что членами общества и кандидатами на должность атамана могут являться только граждане православного вероисповедания, ситуация разрешилась. На защиту казаков встали депутаты Госдумы, которые посчитали действия сотрудников надзорного ведомства неправомерными и направили соответствующий запрос генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. Протесты органов прокуратуры Ставрополья на уставы казачьих организаций отозваны, сообщила в понедельник ГТРК «Ставрополье» старший помощник прокурора края по взаимодействию со СМИ Людмила Дулькина. По ее словам, прокуроры Левокумского и Нефтекумского районов, Пятигорска и Кисловодска, а также георгиевский межрайонный прокурор отозвали протесты, «принесенные на отдельные положения уставов казачьих организаций Ставропольского края, которыми устанавливалась возможность участия в них лишь лиц православного вероисповедания». На прошлой неделе прокуратура объявила экстремистским положение казачьего устава о том, что членами общества и кандидатами на должность атамана могут являться только граждане православного вероисповедания, ситуация разрешилась. На защиту казаков встали депутаты Госдумы, которые посчитали действия сотрудников надзорного ведомства неправомерными и направили соответствующий запрос генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. По мнению депутатов, «казаки исторически являются носителями и защитниками традиционных для русского государствообразующего народа ценностей служения государства и исповедания православия». Кроме того, «в истории нет примеров, чтобы казачество формировалось из представителей исповедующих иудаизм, буддизм или другие религии», — говорилось в запросе. Синодальный комитет Русской Православной Церкви накануне заявил свой решительный протест на требование прокуратуры изменить устав Терского казачьего войска, сообщает Комсомольская правда .

http://pravmir.ru/prokuratura-otkazalas-...

прот. Иоанн Чижевский 2 Полное Собрание Законов имеется только в немногих высших приличных местах и в дух. консисториях. С 1859 г. все Высочайшие повеления и указы Св. Синода печатались в «Церковной Летописи», при журнале «Духовная беседа», который не был обязательным к выписке для церквей; с 1876 г. печатались в журнале, тоже не обязательном для получен церквами, «Церковный Вестник», а с 1888 г. в журнале «Церковные Ведомости», получение которого обязательно для всех церквей, указы же и распоряжения епарх. начальств печатаются в «Епархиальных Ведомостях», а потому только с 1888 г., во всех архивах церквей, можно найти и постановления и распоряжения Правительства. 3 Доказательством этому служит то, что в журналах: «Церковные Ведомости» и «Церковный Вестник» в каждом почти выпуске помещаются вопросы духовенства и ответы на оные, по разным случаям церковно-гражданской практики, нередко даже по самым простым. 4 «Церковное Письмоводство» в 1893 г. напечатано третьим изданием, в том же году напечатана вторым изданием «Инструкция Церковным Старостам», а в 1896 г. вторым изданием «Об епарх. Попечительствах». Содержание брошюры «Божия Свеча» напечатано отдельно, на большом листе для рам. Под моею же редакцией напечатано первое издание «Руководства к производству, дознаний и следствий по проступкам духовенства» составленное Пермским Протоиереем А. Луканиным. 5 Так напр. Маврицким в 1878 г. «Указы Св. Синода с 1721–1876 г.» и им же в 1883 г. «Церковное Благоустройство»; в 1878 г, протоиереем Луканиным «Хронологический указатель узаконений по духовному ведомству», а в 1889 г., им же, вторым изданием «Руководство к производству дознаний и следствий по проступкам духовенства», Ивановскими в 1883 г. «Обозрение церковно-гражданских узаконений», Нечаевым в 1884 г., а в 1894 г. четвертым изданием: «Практическое руководство для священнослужителей», Забелиным в 1882 г. «Права и обязанности пресвитеров»; Барсовым «О действующих и руководствующих церковных и церковно-гражданских постановлениях по ведомству православного исповедания»; Булгаковым в 1892 г. «Настольная книга для священнослужителей»; Григоровским в 1894 г. «О родстве и свойстве» а в 1896 г. «О браке и разводе»; Завяловым «Указы Св. Синода с 1867–1896 г.»; Калашниковым в 1891 г. «Духовные и гражданские законы по делам брачным и о законности рождений», им же в 1893 г. «Алфавитный указатель действующих и руководственные канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Св. Синода с 1721–1893 г.» и то же самое издано во многом дополненное в 1896 г. вторым изданием. – Это последнее издание, справедливо может назваться единственным, подробным справочным сводом в алфавитном порядке церковно-гражданских узаконений, и потому, вполне заслуживает внимания духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исполнилось 230 лет со дня осады Екатеринбурга Екатеринбург, 5 февраля 2004 г. В январе-феврале 1774 года, 230 лет назад, войска крестьянского атамана Емельяна Пугачева осадили Екатеринбург, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Осада Екатернбурга была одним из эпизодов вспыхнувшей на волне народного недовольства крепостным правом крестьянской войны, предводитель которой Емельян Пугачев объявил себя чудесно спасшимся императором Петром III, учредил " военную коллегию " , издавал " манифесты " об отмене крепостного права, всех податей, рекрутской повинности, назначал " генералов " из своих сподвижников, учредил собственный орден. До конца 1773 года в Екатеринбурге почти не тревожились из-за далекой грозы на юге и осады " государственным злодеем " Оренбурга. Но уже в начале января 1774 года действовавшие самостоятельно отряды пугачевских атаманов, подойдя с юга, взяли Красноуфимскую крепость и надвинулись на Кунгур, второй по важности центр горнозаводского Урала, где располагалось тогда Екатеринбургское горное начальство. Для отпора повстанцам из заводских мастеровых и работных людей, из приписных и государственных крестьян начали формироваться казачьи сотни и отряд гусар. В январе шли бои за Кунгур - ключевое событие крестьянской войны на горнозаводском Урале. Наиболее угрожающие городу события развернулись 23-24 января, когда повстанцы, поддержанные приписными крестьянами, башкирами и татарами Кунгурского, Осинского и Уфимского уездов, предприняли решающий штурм с использованием артиллерии. Посланная из Екатеринбурга на подмогу военная команда оказалась захваченной в плен. Одновременно часть повстанцев - отряд пугачевского полковника Ивана Белобородова - двинулась от Кунгура на Екатеринбургское ведомство. Взяты были Ачитская крепость, Уткинский, Билимбаевский и Шайтанский заводы. Тем не менее, паники в Екатеринбурге не возникло. К 70-м годам екатеринбургское общество было устойчиво и здорово, держалось старых " горных " традиций, где во главе угла стояла дисциплина, но в еще большей степени - врожденная самодисциплина второго и третьего поколений горных офицеров и мастеровых, понимание общего дела, истовое исповедание Православной веры.

http://pravoslavie.ru/8874.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010