Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. Н. Батюшков. Гравюра И. П. Пожалостина. 1883 г. (ГИМ) Помпей Николаевич (2.06.1811, с. Даниловское Бежецкого у. Тверской губ. (совр. Вологодская обл.) - 20.03.1892, С.-Петербург), гос. и общественный деятель, издатель. Из старинной дворянской семьи, брат поэта К. Н. Батюшкова . В 1831 г. окончил офицерские классы артиллерийского уч-ща в С.-Петербурге, в 1832-1840 гг. служил в армии, затем перешел в ведомство Мин-ва внутренних дел и в 1850 г. был назначен вице-губернатором в Ковно. В 1851-1853 гг. служил помощником попечителя Виленского учебного округа, в 1856-1867 гг.- вице-директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий при Мин-ве внутренних дел. В 1865-1867 гг. руководил церковно-строительным комитетом в Зап. крае, результатом деятельности к-рого стало строительство на Украине и в Белоруссии более 2 тыс. правосл. церквей по типовым проектам, улучшение материального положения духовенства. Б. добивался создания самостоятельной церковно-строительной администрации при I отд-нии имп. канцелярии с правом личного доклада императору, что не осуществилось из-за плохих отношений Б. с министром внутренних дел П. А. Валуевым, к-рый предложил имп. Александру II Николаевичу создать церковно-строительные комитеты в каждой из губерний Зап. края в подчинении губернаторов. 7 дек. 1867 г. церковно-строительный комитет при Мин-ве внутренних дел был упразднен. С 1868 г. Б. служил попечителем Виленского учебного округа, с 1869 г. являлся членом Совета министра просвещения. Состоял во мн. учебных, благотворительных и религ. об-вах и братствах. Похоронен в московском Новодевичьем жен. мон-ре . Б. разделял политические взгляды славянофилов (см. Славянофильство ), сотрудничал с М. П. Погодиным , И. С. Аксаковым , М. О. Кояловичем . Добивался восстановления «русских начал» на Украине и в Белоруссии, делая упор на укрепление позиций Православия, оживление приходской жизни. Способствовал привлечению внимания правосл.

http://pravenc.ru/text/77686.html

По всеподданнейшему отчету обер-прокурора святейшего синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1874 год. Долговременное, почти полувековое, служение отечественной церкви архиепископа Нила, скончавшегося 21 июня 1874 года, соединялось с полезной деятельностью на поприще духовного просвещения и распространения христианства. Окончив в 1825 году, в иноческом сане, курс богословских наук в С.-Петербургской духовной академии со степенью магистра и проведя 10 лет служения при духовно-учебных заведениях, в должностях инспектора и ректора, и затем возведенный (1835 г.) в сан епископа вятского, преосвященный Нил, в 1837 году, был перемещен в иркутскую епархию, единственную в то время во всей восточной Сибири. Призванный к действованию на пользу св. церкви в стране, населенной кроме православных и раскольниками, и разноплеменными язычниками, почивший архипастырь устремил свои заботы на распространение христианства в среде бурят, подготовленных к восприятию оного; а для укрепления новопросвещенных в св. вере, чрез познание ими истин евангельского учения на природном их наречии, преосвященный изучил монголо-бурятский язык и занялся переводом на этот язык некоторых богослужебных книг; плодом его трудов были напечатанные в 1852 и 1853 гг. с разрешения Святейшего Синода: чин Божественной литургии и последования: вечерни, утрени, св. крещения, исповеди, причащения больных, обручения, венчания и освящения воды. Благотворно было влияние священнодействия и проповеди слова Божия пред бурятами на понятном для них языке; благоуспешно насаждалось христианское учение в среде этих инородцев; более двадцати тысяч просвещены св. крещением во время управления преосвященным Нилом иркутской епархией. Устрояя для новообращенных постоянные храмы в Аларских степях, в балаганском и тункинском округах, а также походные церкви в некоторых местностях, архиепископ Нил обратил внимание на то, что по всей линии пограничных караулов, от верховья р. Иркута, не было ни одной церкви, так что православные обитатели этих горных мест должны были, для духовных нужд, обращаться более чем за 300 верст к тункинской церкви, а перекочевывавшие в этой местности новообращенные из язычников, по отдаленности от храмов и духовных пастырей, оставаясь без надзора и руководства, могли охладеть к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Таблица, показывающая, которые именно и кем из членов Св. Синода подписаны состоявшиеся в 1721 году постановления и распоряжения по ведомству православного исповедания АНАСТАСИЙ (Кондоиди), иеромонах, асессор Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 32–34, 36–42, 44, 45, 47–56, 58, 60, 61, 64–75, 77, 78, 80–82, 84–88, 90, 94, 96–102, 104–107, 109, 111–126, 131, 135, 136, 139–142, 144–164, 171–177, 179–182, 184, 186–194, 196–200, 202–205, 210–222, 224, 226, 229, 231–246, 250–257, 262–264, 267–273, 275, 277–279, 281–286, 288–296, 301, 302, 306, 309, 317, 328–331, 333, 345, 347. ВАРЛААМ (Овсянников), игумен Угрешского монастыря, асессор и обер-секретарь Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–45, 47–56, 58, 60, 61, 64–75, 77, 78, 80–102, 104–126, 128–136, 139–169, 171–177, 179–182, 184–200, 202–205, 208–222, 224, 226–229, 231–297, 299–302, 304–310, 314–317, 319, 321–331, 333–341, 343–345, 347. ГАВРИИЛ (Бужинский), архимандрит Ипатского монастыря, советник Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–33, 36–38, 140–145, 147, 149–160, 162–164, 167, 168, 171–177, 179–182, 1840187, 189–200, 202–205, 208–222, 226–229, 231–262, 264, 265, 267–273, 275–279, 281–296, 317, 319, 321–329, 301–331, 333–340, 345, 347. ИЕРОФЕЙ (Прилусский), архимандрит Донского монастыря, советник Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–29, 30–34, 36–42, 44, 45, 47–56, 58, 60, 61, 64–75, 77, 78, 80–102, 104–126, 130, 131, 135, 136, 139–145, 147–153, 156–161, 164, 167–169, 177, 179–182, 184, 187–193, 195, 197, 199, 200, 202–205, 208–213, 215–222, 224, 226–229, 231–257, 260–273, 276–296, 300–302, 304–310, 314–317, 319, 321–331, 333–336, 338–340, 343–345. ИОАНН (Семёнов), протоиерей С.-Петербургского Троицкого собора, асессор Св. Синода: 3, 5, 6, 8–16, 18, 20–23, 30–34, 36–45, 47–52, 54–56, 58, 60, 61, 64–75, 77, 78, 80–102, 204–112, 114–126, 128–136, 139–142, 144–147, 149–164, 167–169, 171–177, 179–182, 184–193, 195–200, 202–205, 208–213, 215–222, 224, 226–229, 231–246, 250–257, 260–264, 267–273, 277–281, 286–296, 299–302, 304, 305, 314–317, 319, 321–331, 333–339, 341.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Монахи Послу­шники Мона­хини Послу­шницы РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.   Из каких сословий выходило монашество (на примере 1843 г.) Развернуть таблицу Сословия и социаль­ные группы Мужское попол­нение (кол-во чел.) Женское попол­нение (кол-во чел.) Духовенство 133 (51%) 19 (20%) Дворянство 19 (7,3%) 15 (15,7%) Отставные нижние чины 2 (0,7%) Разночинцы 34 (13,1%) 25 (26,3%) Купечество и мещанство 54 (20,6%) 19 (20%) Лица солдатского звания Вольноотпущенные 3 (1,1%) 8 (2,1%) Крестьяне 14 (5,4%) 14 человек (14,7%) Всего монашествующих Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.   Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.) Развернуть таблицу Образо­вание Кол-во чел. Высшее образование Среднее образование (в том числе незаконченное) Духовная училище Сельская школа Городское приходское училище Домашнее образование и неграмотность Всего монашествующих П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-haчaлe XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.   Количество монастырских больниц в 1841–1914 гг. Развернуть таблицу Год Число больниц Количество мест Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.   Количество монастырских богаделен в 1841–1914 гг. Развернуть таблицу Год Число богаделен Количество мест Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.   Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914–2000 гг. Развернуть таблицу

http://azbyka.ru/shemy/chislennost-monas...

Силламяэ (Sillamäe). Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая). Казанская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1898. Год утраты:1953 (окончательно разобрана) Архитектор:А.К. Монтаг Адрес: Эстония, Ида-Вирумаа, Силламяэ (Sillamäe) Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью С 1849 года в Силламяэ (в то время это место называлось дер. Капука Вайварской волости, Везенбергского уезда, Эстляндской губернии) проживало около 40 человек, а в летнее время число жителей возрастало до 400 человек. Это были в основном дачники из Петербурга. Дачники были люди состоятельные, многие из них имели свои собственные дачи на берегу Финского залива. Для удовлетворения духовных и религиозных потребностей приезжающей из Петербурга публики, а также для возможности через церковные структуры проявлять дела милосердия и помощи к местным жителям, был объявлен сбор пожертвований на строительство православного храма в Силламяе. Направлено также ходатайство к генерал-губернатору Эстляндии князю Сергею Шаховскому о быстрейшем рассмотрении вопроса, связанного с проектными работами и строительством православного храма в местечке Каннука, что в Силламяэ. Сбор средств осуществлялся в период с 1986-1987 год. Был создан попечительский совет, в состав которого входили именитые дачники - баронессы Анна и Екатерина Розен, генерал Тимофей Михайлович Беляев, графиня Ольга Апполоновна Курбатова. Уже 2 октября 1897 года Ведомство Православного исповедания Рижской Духовной Консистории письмом за нр. 4977 препровождает на рассмотрение в строительное отделение Эстляндского губернского правления проект каменной церкви на 150 человек. Письмо подписано членом консистории протоиереем И. Яковлевым. Восточная стена храма решена в виде трехчастевой апсиды алтарного помещения. Церковь имела три дверных проема. В западной части к основному объёма здания примыкала колокольня, которая имела один ярус звона. Ступенчатое завершение колокольни было увенчано тремя главками на круглых и высоких барабанах. Еще одна небольшая главка находилась на противоположном от колокольни конце двускатной крыши.

http://sobory.ru/article/?object=49222

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о церковно-государственных отношениях на Украине 2 февраля 2011 г. 14:24 Говоря о современном диалоге Украинской Православной Церкви и Украинского государства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года отметил: «В своих взаимоотношениях с органами власти Церковь прежде всего стремится обеспечить для православных христиан нестесненное исповедание веры, возможность поступать в согласии с нею, развивать многообразные формы православного свидетельства и служения». Особенно плодотворным взаимодействие Церкви с Украинским государством стало после избрания на высший государственный пост Президента В.Ф. Януковича, сказал Святейший Патриарх Кирилл, добавив: «С ним и у меня, и у Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира сложились добрые отношения. Такие же взаимоотношения сложились с руководством государственных областных администраций у большинства епархий Украинской Православной Церкви. Этому во многом способствует личный авторитет Его Блаженства и частые посещения им различных регионов Украины, укрепляющие взаимопонимание с местной властью». Предстоятель Русской Православной Церкви проинформировал членов Архиерейского Собора о том, что с большинством министерств и ведомств Украины Блаженнейшим митрополитом Владимиром подписаны меморандумы о сотрудничестве; в рамках этих договоренностей ведется соответствующая работа. Оптимистично оценивая перспективы развития системы церковно-государственного соработничества на Украине, Святейший Владыка обратил внимание на некоторые существующие проблемы в отношениях между Церковью и обществом, которые законодательно пока не урегулированы или урегулированы недостаточно. Среди них – проблема статуса юридического лица Церкви в целом и ее отдельных епархий. «Этот статус нуждается в более совершенном формулировании. Развитие церковной образовательной системы стало бы более успешным в случае предоставления государственной аккредитации церковным учебным заведениям, а также предоставления Церкви права открывать учебные заведения, в которых преподавание церковных дисциплин было бы интегрировано в общеобразовательный контекст», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/1399710.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АрмСЭ Армянская советская энциклопедия: В 12 т. Ереван, 1974-1986 (на арм. яз.) Архив РИ Архив русской истории/РГАДА. М., 1992-. Вып. 1-. АрхПр Археографски прилози. Београд, 1979-. АрхЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов. К., 1859-1911. 8 ч. 35 т. АСЗ Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в.: Сб. док-тов/РГАДА; Сост.: А. В. Антонов. М., 1997. Т. 1; 1998. Т. 2; 2002. Т. 3 АСЗР Археографический сб. документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси/Изд. при Упр. Виленского учеб. окр. Вильна, 1867-1904. 14 т. АССЕМ Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, 1506-1608 гг./РГАДА. М., 1998. (Акты рус. мон-рей) АСЭИ Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в./Отв. ред.: Б. Д. Греков. М., 1952-1964. 3 т. АСЭИСР Акты социально-экономической истории Севера России кон. XV-XVI в. Л., 1988. [Вып. 1]: Акты Соловецкого монастыря, 1479-1571 гг./Сост.: И. З. Либерзон; 1990. [Вып. 2]: То же, 1572-1584 гг. АФЗХ Акты феодального землевладения и хозяйства, XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1951-1961. 6 вып. Афонский патерик Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. М., 1897, 1994р, 2002р. 2 ч. АЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. СПб., 1836. 4 т. АЮБДР Акты, относящиеся до юридического быта Древней России/Ред.: Н. Калачов. СПб., 1857. Т. 1; 1864. Т. 2; 1884. Т. 3 АЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. К., 1863-1892. 15 т. Бакмейстер. Известия Бакмейстер Л. И. Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи. СПб., 1771-1774. 4 т. Барсов. Сборник Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885 Барсуков.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=2

Правление Петра I — великого реформатора и преобразователя — ознаменовалось крутыми изменениями устоявшихся веками отношений государства и Церкви. Был нарушен принцип симфонии властей, и уже третье столетие мы испытываем на себе последствия этого разрыва. Рассказывает о столь драматическом эпизоде в истории Отечества и Русской Православной Церкви Юрий Шевчук Скачать фильм(90 Мб) Для качественного воспроизведения рекомендуем перед просмотром сохранить видеофайл (размер 90 МБ) на свой жесткий диск.   «Именно с Петра и начинается великий и подлинный русский раскол… Все должно стать и быть государственным, и только государственное попускается и допускается впредь. У Церкви не остается и не оставляется самостоятельного и независимого круга дел, – ибо государство все дела считает своими. И всего менее у Церкви остается власть, ибо государство чувствует и считает себя абсолютным».               (Протоиерей Георгий Флоровский) Правление Петра I — великого реформатора и преобразователя — ознаменовалось крутыми изменениями устоявшихся веками отношений государства и Церкви. Был нарушен принцип симфонии властей, и уже третье столетие мы испытываем на себе последствия этого разрыва. Материализм, духовное обнищание, классовая вражда, терроризм и коммунизм – корни всех этих страшных явлений кроются именно в том времени… После кончины патриарха Адриана, умершего в 1700 году, новый предстоятель так и не был избран. А в 1721 году императором была учреждена Духовная коллегия — Святейший Синод, который не просто заменял институт патриаршества в России, но и подчинялся непосредственно монарху. Приемниками Великого Петра было определено новое место Русской Церкви, ставшей лишь «Ведомством православного исповедания». Все постановления Синода вплоть до февраля 1917 года выходили под штемпелем: “По указу Его Императорского Величества”. В работе Синода, состоявшего из духовных лиц, непосредственное участие принимал назначенный императором представитель светской власти — обер-прокурор, которому вменялось докладывать обо всех событиях в церковной жизни. С XIX века он становится фактически главой Синода.

http://pravmir.ru/zemnoe-i-nebesnoe-film...

Разделы портала «Азбука веры» Успенский пост – один из четырёх многодневных постов в православной Церкви. Привязан к годовому кругу неподвижных праздников и длится с 14 по 27 августа (включительно) августа. Получил своё название по празднику успения Пресвятой Богородицы , которым и заканчивается 28 августа. Общая характеристика Успенский пост продолжается две недели. Начинается он праздником Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а заканчивается праздником Успения Божией Матери (15/28 августа). И если праздник Успения приходится на среду или пятницу, разговенье предполагается не в этот, а на следующий день (точнее: если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу). По строгости он близок к Великому посту . Помимо обычных мясных и молочных продуктов, устав запрещает вкушать постом рыбу, кроме праздника Преображения (Типикон, Глава 33). В постановлениях «об охранении православной веры» (1885 г.) также указано, что в числе прочих на время Успенского поста в Российской империи запрещались «публичные маскарады и зрелища» ( Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания ). «Спасы» На Успенский пост приходятся праздники, в простонародье именуемые «спасами» – медовый (14 августа), яблочный (19 августа), а вскоре после него отмечается ореховый, хлебный (29 августа). В частности, поэтому Успенский пост в народе именуется Спасовка, а праздники эти, так или иначе, имеют отношение к Спасителю Иисусу Христу. Однако, по сути все эти названия имеют аграрное происхождение и  связаны с желанием человека освятить всю свою жизнь. К 14 августа на Руси пасечники собирали первый урожай мёда и естественным образом желали принести Богу плоды своего труда. Это чисто русский обычай. Например, в Греции ничего подобного не происходит. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».

http://azbyka.ru/uspenskij-post

Свято-Ольгинская община сестер просвещения и женская диакония в России рубежа XIX-XX веков. Часть 2 Объяснительная записка к утвержденным правилам общин сестер просвещения при церковно-учительских женских школах Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь Применение женского труда в области народного образования с каждым годом все более и более увеличивается и, по имеющимся сведениям, постепенно вытесняет из этой области мужской труд. Основанное на данных Министерства народного просвещения и земств, это положение применимо и к церковным школам ведомства православного исповедания. И здесь число учительниц (в настоящее время, правда, несколько меньшее, чем число учителей: по последней переписи, в церковных школах учительствавало 23 268 мужчин и 22 804 женщины) в недалеком будущем, надо ожидать, не только сравняется, но и превысит количество лиц мужского пола, посвятивших себя педагогической деятельности в церковноприходской школе. В ряде других причин не малое значение в этом отношении будет иметь новый закон об отбывании воинской повинности, привлекающий к таковой, в числе прочих, и учителей народных училищ. Со времени введения в действие этого закона значительная часть учителей, находящих ныне в народной школе убежище от военной службы, едва ли пожелает, по отмене упомянутой льготы, нести нелегкий труд учительства и, вероятно, поспешит променять его на более соответствующие их потребностям занятия. А вместе с тем возрастет число лиц женского пола, ищущих в народном учительстве не только куска хлеба, но и высокой идеи служения народу. Отмеченный рост женской народно-просветительной силы побуждает к особливому попечению о том, чтобы эта сила была обращена к действительным запросам народного духа, чтобы, отвечая этим запросам, она возможно долее сохранила свою творческую производительность и принесла таким образом наибольшую пользу народу. В ведомстве православного исповедания специальными учреждениями, направляющими указанную силу к определенной цели, являются церковно-учительские школы. Эти учреждения, учащийся контингент коих в подавляющем большинстве составляют дети народа, являются одновременно и показателями действительного воспитания и обучения подрастающих поколений в духе Православной Церкви и рассадниками будущих деятельниц на ниве церковного просвещения народа. На эти именно учреждения и должно быть обращено особое внимание, чтобы указанная выше двоякая по видимости, но единая по существу задача осуществлялась в полной мере.

http://pravoslavie.ru/31256.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010