Тихона Задонского Серафимовская-Понетаевская Троицкая-Бирская Ягодинская-Введенская Колчеданская-Покровская Крестовоздвиженская – Иерусалимская – Флоро-Лаврская-Лукинская Марии Магдалины-Порховская Рождество-Богородицкая-Феодоровская Тихвинская-Краишевская Троицкая-Ковыляевская Троицкая-Творожковская Благовещенская-Херсонская Волгская-Владимирская Параскево-Воскресенская-Пайгармская Тихвинская-Екатеринославская Успенская-Оренбургская Троицкая-Димитриевская-Грязнухинская Благовещенская-Бежецкая Казанская-Боголюбская-Петропавловская Новоузенская-Троицкая Владычне-Покровская-Московская Вознесенская-Кинешемская Благовещенская-Сарапульская Варваринская-Сомовская Воскресенская-Знаменско-Ключищенская Иоанно-Ильинская-Псковская Дубовская-Вознесенская Покровская-Балашовская Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская Казанская-Вышневолоцкая Иосифовская-Марьевская Каменнобродская-Троицкая Успенская-Валдайская Выксунская-Иверская Троицкая-Новая или Новографская Успенская-Богородицкая-Пермская Чагринская-Покровская Богородицкая-Казанская-Ключегорская Иоанно-Предтечевская-Леушинская Казанская-Колычевская Марии-Магдалининская-Коноплинская Покровская-Медянская Троицкая-Черемисская-Козмодемьянская Троицкая-Чуфаровская Введенская-Киевская Феодоровская-Богородице-Ахтырская Казанско-Богородицкая-Бугульминская Предтечевская-Посошковская Софийская-Тулиновская Ахтырская-Гусевская Покровская-Уральская Тихоновская-Троицкая-Задонская Воскресенская-Феодоровская- Сергиева Кутузовская Казанская-Головинская Макариева-Желтоводская-Троицкая Пановская-Троицкая Введенская-Краснинская Сергиевская-Сарайская Смоленская-Старо-Костычская Богородицкая-Лесненская Вохоновская-Мариинская Знаменско-Мариинская-Яранская Казанская-Шамординская Скорбященская-Мало-Пицкая Теклатская-Покровская Богородицкая – Рождественская – Козельщинская Покровская-Быковская Севастьянова – Спасо-Преображенская-Сохотская Богородицкая-Читанская Рдейская-Богородицкая-Успенская Шелтомежская-Шестаковская Николаевская-Больше-Мажарская Орская Спасская Тихоновская-Лукояновская Троицкая-Лаишевская Александро-Невская-Акатовская Каслинская-Казанская Николо-Тихвинская-Пятницкая Троицкая-Богодуховская Покровская-Шиханская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рукопись в 1, в кожаном переплете в сумку, на 115 листах, в удовлетворительном состоянии. Скоропись нескольких, хотя и достаточно близких друг другу почерков (в первоначальном своем обзоре источника я даже полагал, что текст писан одним почерком, с сильно варьирующей манерой исполнения); чернила разных оттенков коричневого цвета; л. 1 об., 92, 92 об., 105 об., 114–115 об. — без текста, на л. 32 об., 37, 40 об. текстом занята лишь часть листа. На многих листах присутствуют следы сырости; на л. 70 надорвано нижнее поле. Тетради пронумерованы кириллическими цифрами в правых нижних углах первых листов (тетрадь 1 – там же на втором листе); из-за обрезки блока часть номеров утрачена. Фолиация двойная, с простановкой номеров в правых верхних углах листов; из-за переноса первоначального л. 1, который утратил крепление к блоку, в конец рукописи, исходная фолиация XVIII в. (выполнена арабскими цифрами) не совпадает с современной. В середине правого поля лицевой стороны л. 2–91, 93–104 и в середине левого поля л. 104 об. другими чернилами и почерком повторяющаяся скрепа составителя описания — стольника Ивана Кологривова. Впрочем, даже несмотря на присутствие этой полистной скрепы, сам источник представляет собой всего лишь неутвержденный (и в целом ряде мест почерненный) беловик . Данное обстоятельство, очевидно, и предопределило дальнейшую судьбу документа: он был оставлен в Суздале, откуда и попал в собрание Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника . Обратимся к структуре переписных книг 1701 г. На л. 1 помещен заголовок: «Книги переписные Суздальские соборной церкви и архиерейскому дому 1701-го году» . Далее следуют: преамбула, сообщающая о составлении описания Иваном Мироновым сыном Кологривовым 29 апреля 1701 г. (л. 2–2 об.), опись соборной Богородице-Рождественской церкви (л. 2 об. — 32 об.), опись Благовещенской и Введенской церквей на владычном дворе (л. 33–40), опись архиерейской казенной палаты (л. 41–68 об.), перепись митрополичьих дворовых и работников (л. 69–91 об.), описание конюшни (л. 93–104 об.), краткая заметка о топографии епархиальной резиденции (черновая приписка на л. 104 об.), и наконец, счетная выпись из приходо-расходных книг архиерейского дома за 1694/95–1701 гг. различным съестным припасам (л. 105–113 об.; судя по беглому характеру почерка в последнем разделе, текст дописывался уже после того, как сам документ был почернен ).

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Очень интересна находка кирпичного престола, который оказался ниже уровня пола после строительства воздуховодов. В центре алтаря располагались остатки квадратного в плане кирпичного престола. Его стороны достигали 1,95 м (2 аршина). По центру каждой грани престола расположены кирпичи, уложенные стопкой друг на друга, скрепленные раствором цемянки. В плане престол крестообразно пересекали две, залитые цемянкой, канавки. Их ширина и глубина достигала 0,14 м. Стенки и дно канавок обмазаны веществом наподобие асфальта, толщиной 0,01 м. С севера на юг поверхность престола пересекала штроба. О позднем ее происхождении говорит то, что в ней были найдены остатки канализационной трубы. Престол сложен из красного кирпича 23×11×5 см. На глубину 0,23 м (3 кирпича) он имел декоративные швы, а ниже глубины 0,68 м сохранились швы с натеками, не предназначенные для обозрения. На глубине 0,53 м от верха престол сложен из кирпича размерами 27×8×15 см. С этого уровня и далее вниз кирпичи несут следы известковой побелки. С северной и западной стороны престола фиксировались развалы большемерного кирпича, частично также со следами побелки. Вероятно, это следы ремонта престола, т.к. осколки кирпича были сброшены вниз, а далее престол был переложен из более мелкого, соответствующего эпохе кирпича. В основании престола фиксировалось большое количество древесных угольков, а также фрагменты обожженного кирпича. Велика вероятность того, что ремонт престола и изменение конструкции полов связаны с пожаром, происшедшим в храме в XVIII веке. Еще об одной «инженерной идее» рассказывает находка в северо-западном углу трапезной части храма. Там обнаружена кирпичная кладка из современного кирпича, сложенного на цементном растворе. При дальнейшем разборе этой конструкции удалось установить, что данная кладка была усилением свода воздуховода XVIII в., приспособленного в качестве канализационного коллектора. Во время раскопок в храме были обнаружены следы поздних, вероятно, кладоискательских ям округлой формы, заполненных песком, в котором встречались фрагменты алюминиевой проволоки и авиационных приборов.

http://sobory.ru/article/?object=14048

При осмотре северного фундамента ризницы отмечено, что нижняя часть кладки чрезвычайно небрежная, размеры блоков произвольные, щели между ними залиты цемянкой и достигают 0,2 м. Южная стена ризницы имеет аналогичное строение, однако между блоками почти отсутствуют грубые швы, кладка выполнена более качественно. Это, возможно, объясняется тем, что данная стена является опорной, несущей. Но можно отметить не только просчеты строительной бригады, но и интересные инженерные решения: закругление апсиды северной части алтаря покоится на прямоугольном фундаменте так, что ее северное и южное полукружия нависают над прямыми углами кладки (рис.4). Этот феномен фиксируется с глубины 0,48 м от условного ноля. Интересно отметить, что нижняя часть фундамента центральной алтарной части имеет вид параллепипеда, и ее конфигурация не совсем совпадает с формой стен. Там же при зачистке материка выявилось ступенеобразное расширение фундамента, что, вероятно, являлось характерным приемом строительства на песчаном грунте. Подобная конструкция фундамента была прослежена летом 2000 г. при раскопках паперти храма и под фундаментом опорной колонны XVIII в. Аналогичная конструкция фундамента зафиксирована и у гостиничного корпуса XIX в. Изменение внутреннего вида собора также частично можно проследить благодаря раскопкам. Внутри храма под слоем песка обнаружены следы цемянки, на ней отчетливо виднелись «гребни» — следы швов между каменными плитами, некогда уложенными на раствор цемянки. Скорее всего, это уровень пола XVIII века, существовавшего до строительства воздуховода. Внутри храма и алтаря на глубине 0,54 м обнаружена белокаменная отмостка, сложенная монолитно с фундаментом в виде его утолщения. Ширина отмостки 0,15-0,3 м. Вероятно, она являлась опорой для деревянного бруса, на который настилался пол из деревянных плах. В одном месте над отмосткой обнаружен слой древесного тлена, что подтверждает это предположение. Только позднее, с целью «убогатить» храм, была произведена подсыпка грунтом и настелен пол из белокаменных плит на заливке из раствора цемянки.

http://sobory.ru/article/?object=14048

Бывши в резиденции Главного Начальника Северо-западного края, я не мог, разумеется, не сделать ему посещения. Но вследствие наших взаимных недоразумений и столкновений с г. Потаповым, я не мог, конечно, ожидать от него радушного приёма, в чём и не ошибся. За то супруга его Екатерина Васильевна, урождённая Княжна Оболенская, с которой я увиделся теперь в первый раз, приняла меня очень ласково и любезно. По всей вероятности, ей не вполне было известно о наших взаимных отношениях с её супругом. Тут же я встретил мать Екатерины Васильевны почтенную и благочестивую старицу – Княгиню Оболенскую, с которой я был знаком в Москве, и двух сестёр – Княгиню Мещерскую и Карамзину. От Потапова заезжал к бывшему Витебскому Губернатору Вл. Ник. Веревкину 1988 и видел всё его семейство. В 2 часа был обед у Преосвященного Иосифа. После обеда Преосвященный проводил меня на станцию железной —459— 1871 г. дороги и, продолжая со мной беседу в карете, между прочим, сообщил, что он пишет мемуары и много уже написал. Простившись в 3½ часа с Вильной, в 9-ть часов я был уже в Динабурге. На другой день, 2-го числа, я поспешил письменно поблагодарить Преосвященного Макария за оказанное мне гостеприимство; и вот что писал я Его Высокопреосвященству: „Под влиянием живых впечатлений спешу выразить Вашему Высокопреосвященству чувства живейшей признательности за то утешение, которое получил я от свидания и от собеседования с Вами, Милостивейший Архипастырь. Часы, проведённые с Вашим Высокопреосвященством, надолго будут предметом самых приятных для меня воспоминаний. Ваш благосклонный приём, Ваше радушное гостеприимство, Ваши искренние и наставительные беседы никогда не изгладятся из моего сердца. Благодарю Господа, устроившего мне путь в Вильну и даровавшего возможность видеть её знаменитого Архипастыря. Простившись в очаровательном Тринополе с гостеприимным его хозяином и Владыкой, я в короткое время успел видеть в древней и оригинальной Вильне всех, кого желал видеть, и всё, что заслуживает особенного внимания всякого любознательного путешественника. Все храмы и обители, какие мне были показаны, произвели на меня самое приятное впечатление, в особенности поразил меня внутренний вид Кафедрального Собора. С особенным также удовольствием обозрел я, по милостивому соизволению Вашего Высокопреосвященства, Ваш Владычний дом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И ныне, Богородичен: В Чермнем мори: На стиховне стихиры, глас 1. Подобен: Н ебесных чинов: Небеснаго града радование/и обители Введенския ликование,/преподобне отче Анатолие,/ныне к тебе в скорби прибегающих/радости духовныя исполни,//яко теплый и дивный пред Богом предстатель. Стих: Ч естна пред Господем//смерть преподобных Его. Любовию отеческою украшаемый,/свет Христов воистину стяжал еси,/отче Анатолие преблаженне,/имже путь духовный освещая,/души многия истинно просветил еси.//Темже моли о спасении тя почитающих. Стих: Б лажен муж, бояйся Господа,//в заповедех Его восхощет зело. Трудолюбие и послушание являя,/высоты монашескаго жития достигл еси,/отче богоприятне Анатолие,/темже чудный дар от Господа приял еси,/словесы твоими скорбящих утешати//и молитися о душах наших. Слава, глас 6: Днесь пустынь Оптинская/цвет духовный нам приносит,/иже в раи Богом насажденный,/чистаго житием и подвигом высокаго,/преподобнаго старца нашего Анатолия,//глубину смирения и мудрости сокровище. И ныне, Богородичен: Т ворец и Избавитель мой, Пречистая: Тропарь зри на велицей вечерни. На велицей вечерни Блажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвáх: стихиры, глас 4: Трисолнечный свет в душу твою восприем/и Божественными светлостьми озарився,/яко пресветлая звезда в Церкви Русской возсиял еси/и, высочайший путь умнаго делания указуя,/монашествующим светильник явился еси,/отче наш Анатолие,/темже светло память твою празднующих//изведи из темницы прегрешений. Пламенное и чистое еже к Богу желание имев/и очи мысленныя молитвою непрестанною твоею просветив,/богоносе отче Анатолие,/полчища демонская вспять обратил еси/и ангельское житие на земли явил еси./Ныне же, Престолу Божию с лики преподобных предстоя,/поминай нас, чтущих святую память твою,//да обрящем милость в день праведнаго воздаяния. Ангельскаго жития взыскуя,/ангельски на земли пожил еси,/темже и великий пастырь Кронштадтский,/у престола сослужаща посреде Ангел тя узре,/ныне же Престолу Владычню со Ангелы предстоя,/молися о нас, отче Анатолие,/память твою святолепно совершающих,//да молитвами твоими райския жизни сподобимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно новгородскому летописанию, Новгородская кафедра появилась практически одновременно с Крещением Руси, т. е. в 988/9 или 989/90 г., как одно из его ближайших последствий. По летописным спискам Новгородских владык, начало составления к-рых имеются основания относить к кон. XI в. ( Гимон. 2012. С. 606-613; Он же. Новгородское летописание XI - сер. XIV в. как социокультурное исслед.: Докт. дис. М., 2014. С. 129), 1-м ее главой был происходивший из среды греческого херсонесского духовенства свт. Иоаким Корсунянин, поставление к-рого и означало учреждение Новгородской епархии. Наиболее раннее известие о крещении Новгорода содержится в новгородском владычном летописании (отражено в Новгородской первой летописи (далее - НПЛ) младшего извода), согласно которому прибывший в Новгород свт. Иоаким («Аким Корсунянин», т. е., очевидно, грек, выходец из Херсонеса (древнерус. Корсунь)) «требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). Сообщение летописцев о разрушении требищ прибывшим в Новгород еп. Иоакимом и сокрушении им идола Перуна является, вероятнее всего, попыткой новгородских книжников 60-х гг. XII в. реконструировать события кон. X в., используя существовавшие к тому времени источники кон. XI в.- летописный рассказ Начальной летописи о крещении киевлян и сведение перечня Новгородских владык об Иоакиме как о 1-м местном епископе (см.: Введенский А. М. Текстологический анализ летописного сказания о крещении Новгорода//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 267-280; Он же. Летописное крещение Киева и Новгорода//Русь в IX-X вв.: Общество, гос-во, культура: Тез. докл. междунар. конф. М., 2012. С. 9-12). В более поздних летописях XV-XVI вв. приводятся дополнительные легендарные сведения, в частности, о крещении Новгорода при патриархе К-польском Фотии I , жившем веком раньше, и при митрополитах Киевских Леоне или свт. Михаиле , историчность к-рых сомнительна (ПСРЛ. Т. 42. С. 55. См. также: Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. М., 2000. С. 90-91; Т. 6. Вып. 1. М., 2000. Стб. 105-106; ПСРЛ. Т. 9. М., 2000. С. 63-65).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Митрополит Крутицкий Ювеналий возглавил великое освящение собора Введенского Владычнего монастыря в Серпухове 13 ноября 2016 г. 18:48 12 ноября 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Введенского собора Введенского Владычнего монастыря в подмосковном Серпухове и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Владыке митрополиту сослужили епископ Серпуховской Роман , благочинный Серпуховского церковного округа Московской областной епархии священник Игорь Чабан, благочинный Чеховского церковного округа священник Константин Александров, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов), настоятель Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова монастыря игумен Авель (Пивоваров), настоятель Ильинского храма г. Серпухова священник Димитрий Шмаров, клирики Владычнего монастыря. За богослужением молились министр образования Московской области М.Б. Захарова, депутат Московской областной Думы Р.В. Горбунов, первый заместитель главы городской администрации А.С. Воробьев, настоятельница Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова), настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря игумения Агния (Сударикова), настоятельница Спасо-Влахернского монастыря игумения Александра (Балабанова), сестры обители, учащиеся и педагоги православной классической гимназии имени преподобного Варлаама Серпуховского, прихожане монастыря. После сугубой ектении владыка митрополит вознес молитву о мире на Украине. Богослужебные песнопения исполнял хор Введенского Владычнего монастыря под управлением игумении Алексии (Петровой). За богослужением была совершена диаконская хиротония Димитрия Артамонова. По окончании Литургии с приветственным словом к архипастырю обратилась игумения Алексия (Петрова), которая преподнесла в подарок Его Высокопреосвященству икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Затем митрополит Ювеналий обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом, после чего вручил игумении Алексии орден преподобного Серафима Саровского III степени, которого она была удостоена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

http://patriarchia.ru/db/text/4667536.ht...

Митрополит Ювеналий возглавил торжества по случаю престольного праздника Введенского Владычнего монастыря в Серпухове 6 декабря 2011 г. 18:13 4 декабря 2011 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы престольный праздник Введенского Владычнего женского монастыря г. Серпухова, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил в обители служение Божественной литургии, сообщает сайт Московской епархии . Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Серпуховской Роман , благочинный монастырей Московской епархии , настоятель Высоцкого монастыря г. Серпухова; протоиерей Владимир Андреев, благочинный церквей Серпуховского округа; клирики Серпуховского благочиния Московской епархии. За Божественной литургией митрополит Ювеналий совершил иерейскую хиротонию диакона Иоанна Дегтярева и диаконскую хиротонию студента Коломенской духовной семинарии Илии Никитина. За богослужением молились настоятельница Введенского монастыря игумения Алексия (Петрова) и сестры обители, а также министр Правительства Московской области, полномочный представитель губернатора в Московской областной думе М.А. Андреев, глава г. Серпухова П.Н. Залесов, глава Серпуховского района Московской области А.В. Шестун. В архипастырском слове после Литургии митрополит Ювеналий, в частности, сказал: «Обозревая историю обители, мы знаем, что много славных исторических моментов в России связано с этим монастырем. В XIX веке здесь была явлена икона " Неупиваемая Чаша " , которая чудодейственно помогает всем, которые страдают недугом винопития. Этот монастырь, как и многие, испытал на себе трагические события, которые посетили и всю Русскую Православную Церковь. В 1919 году он был закрыт. И в течение многих лет подвергался разрушению. Когда я впервые посетил эту обитель, то у меня было такое впечатление, как будто это город после произведенной бомбежки. Все было разрушено и осквернено. И вот какое мужество, какая внутренняя духовная сила должны были быть у матушки игумении Алексии, которая вошла сюда с немногими насельницами, чтобы продолжить монашескую жизнь и нести здесь послушание, возродить все формы традиционного монашеского служения, которые были всегда присущи Русской Православной Церкви». Затем владыка ознакомился с ходом реставрационных работ во Введенском соборе и помолился перед чтимой иконой «Введение Богородицы во Святая Святых». По традиции монастырский праздник завершился в православной гимназии во имя прп. Варлаама Серпуховского, где учащиеся представили концертное выступление. Из Введенского Владычнего монастыря митрополит Ювеналий направился на избирательный участок, где принял участие в выборах в Государственную Думу РФ. Визит владыки митрополита на Серпуховскую землю завершился посещением Высоцкого мужского монастыря. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1817407.ht...

В Высоцком и Введенском Владычнем монастырях подмосковного Серпухова прошли торжества по случаю 140-летия явления чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая 2018 г. 18:26 18 мая 2018 года в Высоцком мужском и Введенском Владычнем женском монастырях подмосковного Серпухова прошли торжества по случаю 140-летия явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Божественную литургию на площади Высоцкого монастыря возглавил викарий Московской епархии, наместник Высоцкой обители епископ Серпуховской Роман . Его Преосвященству сослужили благочинный церквей Чеховского округа священник Константин Александров, благочинный церквей Серпуховского округа священник Игорь Чабан, наместник Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов), духовенство Серпухова. За богослужением молились игумены и игумении монастырей Московской областной епархии , многочисленные горожане и паломники. По окончании Литургии состоялся крестный ход с образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» к месту явления этой иконы — во Введенский Владычний монастырь, в котором в этот день праздновали память преподобного Варлаама Серпуховского, основателя обители. Во Владычнем монастыре крестный ход встречали настоятельница обители игумения Алексия (Петрова) с сестрами, вынесшие к святым вратам одну из главных монастырских святынь — чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Затем на монастырской площади был отслужен молебен перед двумя чтимыми иконами Богоматери «Неупиваемая Чаша». По словам матушки Алексии, «таким образом Матерь Божия объединила две обители — Высоцкую и Владычнюю». По завершении молебна к собравшимся обратился епископ Роман, который поздравил присутствующих с праздником и передал молящимся приветствие и благословение Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия . В праздновании приняли участие глава городского округа Серпухов Д.В. Жариков, депутат Московской областной Думы Роман Горбунов, заместители главы администрации г. Серпухова.

http://patriarchia.ru/db/text/5206472.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010