Первый храм Владычного монастыря, созданный первым настоятелем преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного был сооружен каменный храм. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти святого Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на войны и смуты, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале XVIII b., когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу XVIII b. Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. Ввиду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченых колоннах. В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в XIV веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и Владимирская икона Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворный образ Христа Спасителя, иконы святого Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и святого Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В Арзамасе впервые пройдет выставка «Нижегородский край — земля Серафима Саровского» 8 июня 2008 г. 16:33 С 12 по 17 июня в Арзамасе по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия впервые пройдет Международная православная выставка-ярмарка «Нижегородский край — земля Серафима Саровского». Это событие продолжит цикл выставок в городах Нижегородской области. Открыл цикл Дзержинск, где в мае 2008 впервые за пределами Нижнего Новгорода прошла выставка-ярмарка «Нижегородский край — земля Серафима Саровского». На выставку в Арзамасе соберутся около ста двадцати участников более чем из тридцати пяти регионов России и Зарубежья. Монастыри, храмы, производители церковной утвари и предметов православного обихода, издательства, мастерские народных промыслов и ремесел, производители товаров широкого потребления и продуктов питания познакомят арзамасцев со своей многообразной деятельностью, предложат уникальную продукцию. Среди православных обителей, представленных на выставке, будут: Московское подворье Свято-Троицкой-Сергиевой лавры , Свято-Елисаветинский женский монастырь из Минска, Введенский Владычный женский монастырь из города Серпухова, Казанский женский монастырь (г. Ярославль), Выксунский Иверский женский монастырь, Серафимо-Дивеевский монастырь, Николаевский Абабковский монастырь, монастырь Волынской иконы Божией Матери, Свято-Владимирский и Свято-Успенский храмы из Украины, монастырь святого Феодора Стратилата из Иерусалима и паломническая служба «Jerusalem «Holy Sepulchre»» (Израиль), скит Святого Евангелиста Иоанна Богослова со Святой горы Афон (Греция) и многие другие. На их стендах гости выставки смогут пообщаться с представителями обителей, узнать об истории и современной жизни монастырей и храмов, о возможностях паломничества и трудничества, подать требы и приобрести книги, иконы, утварь, монастырское рукоделие, подарки. С деятельностью и современным служением Нижегородской епархии можно будет познакомиться на стенде напротив центрального входа на выставку. Главная святыня выставки — чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» из Серпуховского Владычного женского монастыря — будет доставлена 11 июня в 16.00 в Воскресенский кафедральный собор, откуда 12 июня в крестным ходом будет доставлена к месту проведения выставки — выставочному павильону на площади Патриарха Сергия (Страгородского). Все дни работы выставки с 12 по 17 июня чудотворный образ будет находиться во временной часовне, где дважды в день, в 12.00 и в 16.00, перед ним будут совершаться молебны. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/418941.htm...

В XIX веке Владычный монастырь стал женским по благословению митрополита Московского Платона (Левшина) . С этого времени начался невиданный расцвет обители. Обновлены храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре были огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник. К середине столетия число насельниц возросло до 300. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворного Спаса и Иверская икона Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем. В начале ХХ в. в монастыре были игуменья, 50 монахинь и 326 послушниц. В 1919 году монастырь был закрыт, его территория стала Авиагородком. На ней открылась школа «красных военлетов», затем – среднее военное училище. А потом всего за семнадцать лет он был почти полностью разрушен. В мае 1995 года во Владычном женском монастыре возобновлена монашеская жизнь. После революции подлинник иконы «Неупиваемая Чаша» был утерян. Сейчас во Владычном женском и в Высоцком мужском монастырях города Серпухова находятся списки с иконы, которые также являются чудотворными. В обители находятся чудотворные иконы святого царевича Дмитрия Угличского и святого мученика Иоанна Воина. Перед тремя святынями Владычного монастыря: иконами «Введение Богородицы во храм», «Неупиваемая Чаша» и на надгробии преподобного Варлаама горят неугасаемые лампады. Говоря о Введенском Владычном монастыре, нельзя не сказать о другой обители: Высоцком Зачатьевском мужском монастыре. Высоцкий монастырь расположен напротив Владычного – на другом берегу реки Нары при впадении ее в Оку. Это архитектурное решение делает городское пространство Серпухова уникальным. В 1374 году Преподобный Сергий Радонежский пешком пришел в Серпухов из своей обители, чтобы благословить князя Владимира Храброго на строительство монастыря. В 1381 году Владимир Храбрый возвел первые каменные храмы в монастыре в память о Куликовской битве. С тех пор монастырь строился и изменялся – все его сооружения созданы в разное время.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

25 мая 1991 г. принято решение об открытии и возрождении древней обители. Разоренная и оскверненная, она была открыта в среду Светлой Седмицы и вновь началась молитвенная и трудовая жизнь. Храмы: Часовни: Подворья: Источник: у р. Нара, близ монастыря, ископанный прп. Сергием Радонежским (ныне городской отстойник). Список чудотворной иконы Неупиваемая Чаша. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь. Святыни: Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта). Настоятель игумен Кирилл Адрес : 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь. Проезд : СЕРПУХОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. Расположен на правом берегу р. Нара, напротив Высоцкого монастыря. Основан в 1360 г. митр. Алексием по повелению Божией Матери, Которая явилась московскому святителю. Первым настоятелем и строителем мужского монастыря был ученик митрополита, его келейник прп. Варлаам. Он также удостоился чудесного видения. «Видех Ангелы держим монастырь, и Захарию во дверех церковных стояща, и Богородицу с рождшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим и посадив Ю на третией ступени». Монастырь никогда не выделялся ни количеством братии (не более 30 насельников), ни богатством. В XVI-XVII вв. обитель превратили в крепость, снабдив боевыми орудиями и припасами. В XVIII в. монастырь пережил период упадка; его приписывали то к Высоцкому, то к Заиконоспасскому монастырям. К началу XIX в. древней обители грозило закрытие. Но в 1806 г. по благословению московского митр. Платона Владычний монастырь был обращен в женский, в результате чего к концу века он пришел в цветущее состояние, а количество насельниц возросло до 400. Особенную память в монастыре оставила блаженная Евфросиния, юродивая Христа ради. Бывшая фрейлина Имп. Екатерины II тайно скрылась из двора и по благословению митр. Платона поселилась во Владычней обители. Неоднократно приезжая в монастырь, свт. Филарет (Дроздов) первым долгом посещал блаженную старицу и беседовал с ней. 3 июня 1855 г. Евфросиния преставилась, имея 120 лет от роду и погребена в приделе церкви село Колюпаново (близ города Алексина).

http://pravoslavie.ru/1877.html

Не удалось сохранить и Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь, при котором действовали церковноприходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых монахинь и приют для девочек-сирот. Монастырь был закрыт уже в 1918 г. С начала 1920-х гг. здесь размещалась табачная фабрика и общежитие, позже – санаторий " Горки Ленинские " [vii]. В 1919 г. был закрыт Владычный Введенский Серпуховский женский монастырь, основанный в XIV в. На его территории размещалась Школа красных военлетов (военных летчиков), затем – среднее военное yчuлuщe[viii]. В 1920 г. прекратил свое существование Успенский Брусенский женский монастырь в Коломне. Большинство монахинь выслали в Сибирь. Оставшиеся в Коломне сестры молились в Воскресенском храме до его закрытия в 1929 г. В Успенском храме бывшего монастыря по решению органов советской власти разместили складские помещения, а в лишенном куполов Крестовоздвиженском храме с 1934 г. – oboщexpahuлuщe[ix]. Немного дольше просуществовали Николо-Угрешский монастырь и Свято-Троицкий Новоголутвинский монастырь в Коломне. В зданиях Николо-Угрешского монастыря после уничтожения обители размещались: детская колония, фабрика-кухня,гостиница, медицинские и спортивно-оздоровительные учреждения. Часть зданий была отдана под жилье. Архитектурный ансамбль монастыря очень сильно пострадал, было уничтожено четыре храма и четыре часовни[х]. До 1926 г. не прекращались службы в Ферапонтовом Лужецком Можайском монастыре. Почти сразу после закрытия началось разрушение храма преподобного Ферапонта с приделом Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, где почивали мощи основателя монастыря. В бывшей православной обители находились фурнитурная фабрика, цех завода медицинского оборудовании, братские кельи были заняты под жuльe[xi]. Таким образом, можно в целом согласиться с исследователями в том, что массовый характер закрытие монастырей в России приняло в 1919 – 1921 гг. в ходе национализации их имуществ. Оно сопровождалось глумлением над мощами св. угодников, а также penpeccuямu[xii].

http://religare.ru/2_97219.html

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм. Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченных колоннах. Надпись на гробнице гласила: «Лет 6685, мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель инок Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

http://patriarchia.ru/db/text/30218.html

Первоначальный храм Владычнего монастыря, созданный прп. Валаамом, был деревянный. Но в скором времени особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери подвигло прп. Варлаама на новый труд – сооружение каменного храма, который, по сказанию летописи, в 1362 году уже был устроен. Первым настоятелем Владычнего монастыря был основатель его св. Валаам. Пред своей смертью преподобный попросил святителя Алексия прибыть к нему в обитель, освятить новосозданную церковь и предать его тело упокоению. Святитель совершил погребение усопшего и, по завещанию, положил тело преподобного в паперти Введенского храма. Дальнейшая история обители, после смерти прп. Варлаама в 1377 году, представляется темной и неизвестной. Несомненно одно, что при преемниках Валаама обитель все более и более расширялась и процветала, несмотря на бранные тревоги, в которых монастырь должен был принимать участие по самому своему положению. Особенно тревожны были для обители времена междуцарствия. В это время Владычний монастырь принял вид настоящей крепости, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для Владычней обители наступил в начале XVIII столетия, когда монастырь этот был приписан к Заиконоспасской обители в Москва. Хотя вскоре самостоятельность обители и была восстановлена, однако это не поправило ее дел. Дошло до того, что в 1737 году во всем Владычнем монастыре остался один только иеромонах, и тот престарелый. К концу XVIII века Владычний монастырь почти совершенно запустел. Братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря приснопамятный иерарх московский Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и совершено было в 1806 году. И эта мера увенчалась полным успехом. Прошло немного времени, и монастырь Владычний праведен был в благоустройство как внешнее, так и внутреннее. Среди храмов этой обители первое место занимает собор в честь Введения Богоматери во храм. Эта церковь та самая, которую соорудил прп. Валаам и освятил сам святитель Алексий. Несмотря на позднейшие переделки, храм вполне сохранил свою прежнюю архитектуру и характер священной древности. Драгоценнейшую святыню его составляет гроб основателя обители, прп. Варлаама, находившейся в церковной трапезе. Поклонение этой великой святыне служит главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычний монастырь. Сама гробница отличается простотой. Она деревянная, помещается на каменном надгробии и сверху покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоить также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху – гробницу угодника Божия осеняет балдахин на золоченых колоннах. На надгробии существует надпись, высеченная красивой вязью. Она гласит: «Лета 6685, майа в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный, отец строитель и инок Валаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Сегодня мы живем в эту замечательную эпоху, во время возрождения Руси, когда и власти, и общество понимают, что необходимо воссоздавать и строить новые храмы, потому что духовная энергия народа подталкивает снизу к принятию таких решений. Хотел бы сердечно приветствовать Андрея Юрьевича Воробьева, губернатора Московской области, который очень много делает сегодня для возрождения Православия на Московской земле. Владыка митрополит Ювеналий, будучи старейшим членом Священного Синода, человеком, объединившим в своей личности целые эпохи, помнящий и годы разрушения, и поношения, и первые годы возрождения, сегодня также трудится не покладая рук для процветания Православия на нашей земле. Сердечно благодарю Вас за труды, владыка, и Вас, Андрей Юрьевич, и матушку Алексию». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святителя Алексия, митрополита Московского. Владычний женский монастырь основан в 1360 году святителем Алексием, митрополитом Московским и всея России, чудотворцем. По преданию, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери святителю: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». К началу XVIII века монастырь имел многочисленные вотчины в Московском и Серпуховском уездах. В 1724-1727 годах был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю. В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй, получил III класс. В 1806 году преобразован в женский монастырь. В 1908-1919 гг. настоятельницей монастыря была игумения Валентина (Лентошникова). Ей довелось пережить закрытие монастыря богоборческой властью. Скончалась в 1936 году. В 1919 году монастырь был закрыт. На его территории разместилась школа «красных военлетов», затем на ее базе было создано военное летное училище. Монастырь стал называться «Авиагородок», в Георгиевском храме был организован клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт. Алексия — склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Но кресты с храмов сняты не были. Икона «Неупиваемая Чаша» была перенесена в собор «Николы Белого» г. Серпухова.

http://patriarchia.ru/db/text/4083774.ht...

Потом были построены другие храмы, в которых было просторно и удобно, и в этих храмах были другие удивительные Пасхи, но та Пасха в хлеву незабываема! Игумения Алексия (Петрова) Владычнего женского монастыря г. Серпухова: День празднования Пасхи в этом году совпал с датой начала возрождения монашеской жизни в нашем Владычнем монастыре. Невольно мыслями возвращаюсь в то трудное, но благодатное время. Помню, как на Пасху 1995 года приехала в Новодевичий монастырь поздравить игумению Серафиму (Черную). Матушка тепло приняла меня, напоила кофе, и я стала собираться в обратный путь. Неожиданно сообщили, что через час приедет хор из храма Святителя Николая в Клениках, и матушка Серафима предложила мне остаться. Про себя я подумала, что не хочу тратить время на прослушивание не интересующего меня хора. Несмотря на такие мысли, я почему-то осталась сидеть на месте, как будто меня удерживала какая-то сила. Наконец пришел хор, матушка игумения представила меня певчим и назвала монастырь, который мне предстояло возглавить. Вдруг между хористами раздался возглас удивления: «Ах! Среди наших прихожан есть родственница последней настоятельницы Владычнего монастыря игумении Валентины!» Эта встреча, состоявшаяся еще до открытия обители (в 1995 году Пасха праздновалась 23 апреля), соединила разорванную богоборческой революцией духовную преемственность поколений, протянула незримую нить между прошлым и настоящим монастыря. В дальнейшем я не раз встречалась с внучатой племянницей игумении Валентины (Ленточниковой) Ниной Георгиевной Невежиной. Она передала обители много архивных фотографий, а перед смертью завещала монастырю келейную икону игумении Валентины. Для меня Пасха 1995 года была скупа на вещественные подарки, но богата духовными переживаниями. А 5 мая 1995 года решением Священного Синода был открыт Введенский Владычний женский монастырь. Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь подворья праведной Тавифы в Тель-Авив — Яфф: Каждая Пасха Христова особенная, но я хотел бы рассказать о двух, которые запали мне в душу. Одна — это самая первая моя Пасха, которую встречал в священном сане в 1991 году. И другая та, которую мы встречали в служении на Святой земле в 2011 году. В них, по-моему, есть много общего — то, что каждая из них по-своему первая, новые переживания, эмоции и встречи.

http://e-vestnik.ru/interviews/samaya_pa...

В 1387 году игумен Афанасий навсегда уехал служить в Константинополь. Обитель он доверил иеромонаху которому когда-то при постриге дал собственное имя. Преподобный Афанасий младший, пришедший в Высоцкий монастырь двенадцатилетним отроком и преставившийся в 33 года, стал одним из величайших святых Серпуховской земли. С его именем связано много чудес. Вот одно из них. Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи покинули Высоцкий монастырь. Но неприятели и некоторые жители города видели, как однажды вечером из обители выехал на белом коне инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой – как преподобный Афанасий младший. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 году, спустя более ста пятидесяти лет после смерти святого. Мощи преподобного Афанасия младшего обретены лишь недавно. До 1994 года мощи святого, по его собственному завещанию, покоились под лестницей соборного храма. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» – явленная во Владычном монастыре, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий. Сегодня списки с первоначального образа хранятся в обоих серпуховских монастырях. В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку… В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы. «А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?» – пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010