д. (Ис. 40:31). а) « И не бойтесь убивающих тело » воодушевлял Иисус Христос своих исповедников (Мф. 10:28 ). « Не бойся, малое стадо » (Лук. 12:32 ). « Волос с головы вашей не пропадет » (Лук. 21:17–19 ). Апостолы точно также ободряли Христиан обещанием божественной защиты и помощи: « страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро » (1 Пет. 4:14–19 ). б) Это упование на Божью помощь воодушевляет христианина геройским духом благочестия. Он говорит: « все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе » (Фил. 4:13). « Кто отлучит нас от любви Божией?… Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас » (Рим. 8:35–37 ). Геройский дух подвижников благочестия еще более укрепляется тем, что Христианская вера обещает им — 4. Славную награду в будущей жизни. Возвещая Своим ученикам печальную участь страдания и преследования, Иисус Христос обещает им за это великую награду. а) « Блаженны вы, когда будут поносить » (Мф. 5:11). « Будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется » (Мф. 10:22). « Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете » (1 Петр. 4:13; Иоан. 1:12; Апок. 2:10 ). б) Награда будущей жизни одушевляла всех ветхозаветных праведников, о которых говорится в дневном апостоле (ст.35), — всех христианских мучеников! Как эти примеры посрамляют нас! Ради веры мы не подвергаемся ныне гонениям и смерти. Нам предстоит теперь брань с другими врагами: неверием, легкомыслием, чувственными удовольствиями и проч. Тут мы должны проявить геройский дух благочестия: но проявляем ли мы его? Примеры святых — сильнейшее для нас побуждение быть твердыми в вере благочестии и уповании христианском « Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, …с терпением будем проходить предлежащее нам поприще » (ст.1) Апостол Павел, побуждая современных ему христиан к неослабному дерзновению в вере и добродетели, указывает им на пример ветхозаветных праведников. С такой же целью и Святая Церковь совершает ныне память всех святых , не новозаветных только, но и ветхозаветных, и их примером побуждает нас к подвигам веры и благочестия.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Дерзай! так говорит Господь всем верующим. Проси у Бога; и если ты сам не отказываешь просящим твоей помощи, то, по в е р е твоей, и тебе Богом дано будет. Исцеление этой женщины остановило на время шествие Иисуса. В это время умерла дочь Иаира; кто-то пришел сказать ему, чтобы не утруждал Учителя. Видя отчаяние удрученного горем отца, Господь сказал ему: Не бойся! только веруй, и спасена будет. Подойдя затем к дому Иаира и увидя плачущих, Он сказал: Не плачьте! она не умерла, но спит. Услыша это, некоторые из находившихся в доме Иаира стали смеяться над словами Иисуса Христа, так как знали, что девочка действительно умерла. Не обращая внимания на их смех, Он взял с Собою отца и мать умершей и трех Апостолов, Петра, Иоанна и Иакова; с ними вошел в дом; а всем находившимся в нем велел выйти. Подойдя к умершей, Он взял ее за руку и сказал: Девица! тебе говорю, встань! Достаточно было этого слова Господа, и умершая воскресла, встала и начала ходить; следовательно, она была не только воскрешена, но и исцелена от болезни. Присутствовавшие при этом пришли в изумление; чтобы убедить их, что пред ними ходит не призрак, а сама воскрешенная, Господь приказал дать ей есть. Это было первое воскрешение умершего человека; и разнесся слух об этом небывалом чуде по всей окрестной земле. 39. Исцеление двух слепых. Воскрешение сына вдовы Наинской. Мф. 9:27–34; Лк. 7:11–17 Воскрешение умершей дочери Иаира произвело сильное впечатление на громадную толпу народа, стоявшую у ворот его дома. Когда Христос вышел, вся эта толпа двинулась за Ним; а из нее раздавались крики: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» Христос продолжал идти, как бы не обращая внимания на эти крики; в сущности же, Он хотел испытать силу веры кричавших и, очевидно, просивших исцеления. Когда Он вошел в дом, вошли за Ним кричавшие в толпе; оказалось, что это были двое слепых, просивших о даровании им зрения. Господь спросил их: Веруете ли, что Я могу это сделать? Они отвечали: «Да, Господи, веруем». – Тогда Он коснулся глаз их и сказал: По вере вашей да будет вам! И тотчас открылись глаза их.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына. Потому, говорит, что я пекусь о вас, как о детях, послал к вам Тимофея. Я сам хотел придти и восстановить, мир между вами: но поскольку не могу исполнить этого, то послал его, моего возлюбленного сына. Сказал это для того, чтобы показать, как любит их, когда решился для них разлучиться с Тимофеем, а вместе и для того, чтобы внушить им уважение к Тимофею. Верного в Господе, то есть не в житейских делах, но в делах веры Христовой; посему и в том, что касается вас, оно будет служить верно. Который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. Не сказал: научит, чтобы не оскорбились (ибо Тимофей был юн), но: напомнит, - то, что вы уже прежде знали, возобновит в вашей памяти. Путями называет соединенные с проповедью распоряжения, правила, обычаи, законы божественные. Вспомянет то, как я веду себя, именно: не надмеваюсь, как вы; не ввожу распрей и разделений. Во Христе, то есть в этих путях нет ничего человеческого, но все во Христе, или совершается при помощи Христа. Тимофей скажет вам и то, как я учу во всякой Церкви; ибо я вам не сказал ничего нового, напротив, всем преподаю то же самое. Устыдитесь же, что вы одни из всех Церквей уклонились от путей моих. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились. Сказав: я послал к вам Тимофея, для предупреждения того, чтобы они не сделались от сего беспечнее, присовокупляет: хотя сам я не иду теперь и мое отсутствие подало некоторым повод гордиться, но по этой именно причине приду впоследствии. Показывает детскость их мыслей; ибо только детям свойственно вести себя бесчинно, когда нет с ними учителя. Кто же эти возгордившиеся? Сообщники прелюбодея, который и мудр был и богат, и просто - все, которые превозносились мудростью и богатством. Они-то и гордились, как будто бы не было Павла для их обличения. Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу. Этими словами низлагает гордых и возбуждает их к трезвению. И хорошо присовокупил: если угодно будет Господу, ибо все происходит по Его мановению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

Для того наша жизнь должна быть всецело христианской, полным осуществлением Христовых заповедей. А Он, Господь и Учитель наш сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг-другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13:13–15 ). А в другом месте Он говорил о Себе: Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ). Усвойте твёрдо этот взгляд на своё дело, на цель своей жизни! Если вы идёте на пастырский подвиг, если вы решаетесь идти за Пастыреначальником – Спасителем нашим, то имейте единую цель: вместе с Господом послужить и отдать всю жизнь свою для спасения тех, кого Господь вам вверит. Итак, пастырство это – только служение и только самопожертвование! Настойчиво предупреждаю вас об этом, чтобы вам в вашей деятельности не переживать ни разочарований, ни мучительного раздвоения совести, ни укоров от «внешних». И если только вы будете соблюдать эту заповедь апостола: не стремиться господствовать над наследием Божиим, но подавать пример стаду, только тогда вы будете достойно принадлежать к церковной иерархии. Обращаю ваше внимание на это слово, которое давно вам известно и обозначает: священную власть. Вам святая Церковь , по милости Божией, может быть, скоро предоставит власть, право пасти словесное Божие стадо. – На чём власть и право ваше будут утверждаться? На словах Господа: «дадеся ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языки»... ( Мф. 28:18 ). Господь получил власть от Отца Своего и передал её священной иерархии церковной. И она этой властью пользуется до тех пор, пока исполняет заветы Господа и Учителя своего. Но если иерархия забывает о величайшей заповеди, полученной ею от Господа: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий», иначе говоря, если иерархия забывает о своих обязанностях и, уподобляясь земному начальствованию, начинает заботиться только о правах своих, то лишается и благодатной помощи свыше и власти над душами человеческими. Иерархия, как духовная власть, от Бога полученная врачевать немощных, переходить в какую-то грешную иерократию 4 , ни на чём не основанное стремление силой восполнить то, чего никакая земная сила сделать не в состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископат в 1937 г. категорически осудил противников деторождения в официальном Окружном послании. Иерархия Церкви должна возобновить применение этого послания во имя спасения паствы, которая осталось без авторитетного руководства и пребывает в неведении. Устоят, возможно, немногие. Но избранные. Им благоволит Бог. Нельзя желать одного, а делать другое. Демографическая проблема Для оправдания противников деторождения очень широко привлекается то, что называется демографической проблемой. К сожалению, привлекается даже некоторыми епископами. Они говорят, что если мы будем неограниченно плодиться, то Земля не сможет всех нас ни прокормить, ни вместить. Они придают большое значение выводам социологов, специалистов в области статистики, демографии и подобных отраслей науки. Человек для них является объектом расчетов, измерений. Так же, как и пшеница, ячмень, картофель, персики. Позор нам, соработникам Божиим, если и мы считаем, что слова человеку не все возможно, Богу же все возможно сказаны не для всех, а лишь для избранных людей. Сегодня, в век улучшения качества жизни, не существует проблемы материальной помощи. Напротив, распространяется явление повышенного потребления. Биологические и медицинские исследования показали, что если человек развивается согласно с естественным для него ритмом, ему для жизнеобеспечения достаточно лишь малого количества определенных элементов. Из того, что он потребляет, примерно одна десятая часть, даже меньше, — действительно необходима. Все остальное лишь обременяет человека и ведет к болезни. Мудрец Каллиник как-то заметил, что люди сами роют себе могилу ложками и вилками. И другой известный врач подчеркивает: «Вы хотите знать, сколько существует болезней? Посчитайте тогда поваров!» Поэтому Господь советует нам; не заботьтесь душой вашей, что вам есть и что пить…, во что одеться, потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут.. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас (насколько больше позаботится о вас)… И если Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует и нам всего ? (т.е. как же Он не даст и чего-то менее значительного для нашей жизни?)

http://azbyka.ru/deti/brak-i-detorozhden...

Закон может преследовать только действия – какой бы злобой и ненавистью ни исходил человек в своем сердце, как бы он ни желал другим людям мучений и смерти, он неподсуден. Да и как он может быть подсуден, когда то, что происходит в его сознании сокрыто от всех, кроме него самого – и Бога? Закон иногда преследует за слова, но он не может преследовать за мысли, которые ему недоступны. Да и не собирается – от ваших мыслей никому ни жарко, ни холодно. Но Писание – и вся христианская традиция относится к нашим мыслям и переживаниям как к чему-то очень важному. Потому что от них зависит наше вечное спасение и спасение наших ближних. Евангельское благовестие не обещает преображения мира сего путем постепенного саморазвития человеческого общества. Надежды либеральных христиан XIX века на то, что под влиянием проповеди Евангелия мир постепенно преобразится, утратив свою падшую природу, в ХХ веке провалились самым трагическим образом. Мир будет преображен и исцелен от язвы греха не в результате усилий благонамеренных людей, а после Второго и славного Пришествия нашего Господа. Мы можем (и должны) сдерживать разрушительные проявления греха – как человек хронически и неизлечимо больной может сдерживать проявления своей болезни при помощи правильной диеты и лекарств, – но мы не можем исцелить этот мир. Это может сделать (и сделает) только Господь, когда придет со славою судить живых и мертвых. Но это же благовестие говорит о личном преображении человека, о глубоком изменении характера, которое производит в человеке истинная вера. Пророк говорит о «новом сердце», которое Бог дает верующим: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26,27 ). Как говорит святой Апостол Павел, «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» ( Гал.5:22 ). Подлинная вера производит в человеке плоды, самым первым из которых является любовь к Богу и Его творению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Затем, взглянув на убийц, сказал им тихим голосом: — Приступайте уж и кончайте то, за чем вы посланы. Тогда окаянный Горясер велел его тотчас зарезать. Старший повар Глеба, именем Торчин, обнажил нож свой, стал на колени, взял святого Глеба за голову и перерезал горло блаженному, как незлобивому агнцу. Сие было месяца сентября в 5-е число, в понедельник. И принеслась Господу жертва чистая, святая и благовонная и взошла в небесные обители к Богу. И узрел святой желанного брата, и оба они восприяли венцы небесные, которых так желали. И возрадовались радостью неизреченною, которую достигли братолюбием своим. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1). Окаянные те убийцы возвратились к пославшему их, как сказал пророк Давид: «Да обратятся нечестивые в ад, все народы, забывающие Бога» (Пс.9:18). И еще: «Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свои, чтобы пронзить идущих прямым путем. Меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушаются. А нечестивые погибнут, исчезнут, в дыме исчезнут» (Пс.36:14,15,19,20). И сказали они Святополку: — Сотворили мы повеленное тобою. Услышав это, он вознесся сердцем, и сбылось сказанное псалмопевцем Давидом: «Что хвалишься злодейством, сильный? Гибель вымышляет язык твой. Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду. Ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный. За то Бог сокрушит тебя в конец и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых» (Пс.51:3–7). Как сказал и Соломон: «Я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их» (Притч.1:26,31). Когда святой Глеб был убит, тело его бросили в пустынном месте, между двух колод. Но Господь никогда не оставляет Своих рабов, как сказал Давид: «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс.33:21). И вот, когда тело святого долго лежало на пустыре, Господь не оставил его пребывать в неведении и небрежении, но показывал сие место то свещей горящей, то прохожие купцы, охотники и пастухи слышали пение ангельское. Но ни слышавшим, ни видевшим сие не пришло на мысль поискать тело святого, пока Ярослав, возмущенный сим убийством, не пошел войною на братоубийцу, окаянного Святополка, которого, прияв много бранного труда, победил при помощи Божией и поспешении святых князей мучеников. Так был посрамлен и побежден нечестивый.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

И когда Иисус выходил оттуда, следовали за ним двое слепых, крича и говоря: «Помилуй нас, сын Давидов». Когда же Он вошел в дом, слепые подошли к Нему. И сказал им Иисус: «Веруете ли, что Я могу сделать вам сие?» Они говорят Ему: «Не сомневаемся, Господи». Тогда коснулся Он очей их, говоря: «Да будет с вами согласно с верой вашей». И открылись очи их, и пригрозил им Иисус, говоря: «Смотрите, чтобы никто не узнал». Они же, выйдя, расславили Его по всей земле той. Он же вышел и, се, предстал пред Ним человек немой, одержимый демоном. И когда демон был изгнан, заговорил немой, и изумлялись толпы, говоря: «Никогда не видали такого в Израиле». Фарисеи же говорили: «Изгоняет Он демонов при помощи начальствующего над демонами». И обходил Иисус все города и укрепления, уча в синагогах их, и проповедуя евангелие царства, и исцеляя всякий недуг и всякую немощь. Видя же толпы, Он пожалел их, ибо они были колеблемы и безначальны как овцы, не имеющие пастыря. Тогда сказал Он ученикам своим: «Воистину жатва велика, но мало работников. Посему молите Господина жатвы, чтобы послал работников на жатву свою». Глава 10 И созвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгоняли их и исцеляли всякий недуг и всякую немощь. Имена же двенадцати апостолов таковы. Первый – Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей откупщик, Иаков Алфеев и Фаддей, Симон Хананеянин и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцатерых послал Иисус, наставляя их и говоря: «На путь язычников не сворачивайте и в города самаритян не входите, а идите вместо сего к погибшим овцам дома Израилева. Идите же проповедовать, говоря, что приблизилось царство небесное. Больных исцеляйте, мертвых поднимайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте, даром получили, даром давайте. Не имейте ни золота, ни серебра, ни денег в поясах ваших, ни сумы дорожной, ни двух туник, ни сандалий, ни посоха, ибо достоин работник пропитания своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И о Господе Иисусе Христе говорили, что Он вышел из Себя, что бес в Нем, что Он безумствует. «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» ( 1Кор.4:11 ). Это ли не отвержение, это ли не вражда мира? «Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:9–13 ). Но это не только участь святых. Всем христианам св. Павел сказал: «Все, хотящие жить благочестиво, гонимы будут». Вспомним и слова Господни: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; на как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:19–20 ). В 43-м псалме пророк Давид говорит: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание» ( Рим.8:36 ). Конечно, это не к нам относится, теперь не убивают за исповедание Христа. Но так было не только при древних гонениях на христиан от римских императоров. Так было и относительно недавно. В XVII веке, в Японии, миссионерская проповедь обратила в христианство больше 200 000 японцев. И рассвирепели буддисты и язычники, и воздвигли на них страшное гонение. Дороги были уставлены множеством крестов, на которых были распяты японцы-христиане. Мы пришельцы в мире. «Не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» ( Евр.13:14 ). Тоскуем в мире сем, как тосковали евреи на реках Вавилонских, вспоминая о Сионе. О, как тяжело мне ходить по улицам Тамбова, видя и чувствуя, что чужд я и не нужен огромному большинству народа. Не нужны им мои призывы на путь Христов, моё служение, не знают они тоски моей об ожесточении их сердец. Встают предо мною блаженные картины древней Святой Руси, в которой весь народ был проникнут благоговением перед Своим Спасителем и послушно шёл за своими святителями. Если интересуются мною, если ищут меня, то только как врача, от которого ждут только исцеления своих телесных недугов; а о недугах душевных со мной не говорят, о помощи духовной не просят, в ней не нуждаются. Так и все вы, христиане, моё малое стадо Христово, тоскуете и мучаетесь от своего духовного отчуждения. Знаю, что многие из вас несут тяжёлый крест отчуждения даже в семье своей. Знаю, как тяжело вам слышать от мужей и братьев, даже от отцов и матерей, насмешки над вашим благочестием, над вашей любовью ко Христу, над вашими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И таких людей, отделившихся от нас, мы не оставили; но чтобы они, оставленные нами, не сделались хуже, мы убеждали и убеждаем их принесть покаяние в ожидании, что они могут каким-либо образом получить отпущение от Того, Кто имеет власть даровать его. Итак, видите, братья, что и вам нужно делать то же самое, дабы и падшие, вразумляясь вашим убеждением, в случае нового преследования явились исповедниками и таким образом могли загладить прежний грех свой. Нужно исполнять вам и другие лежащие на вас обязанности, которые и мы вам передали, то есть: если бы впадшие в искушение сие начали смущаться такою слабостию и, раскаявшись в своем поступке, пожелали общения, то таковым всячески надобно помогать. И вдовы, и расслабленные, которые не могут подняться, и заключенные в темницах, и изгнанные из домов своих – все они непременно должны иметь, кто бы служил им. Также и оглашенные должны быть обнадежены в помощи в случае немощи их. А если бы, что особенно важно, тела мучеников и других оставались без погребения, то большая беда угрожает тем, на ком лежит это дело. Посему кем бы из вас и по какому бы случаю ни было сделано это дело, мы уверены, что он признан будет «добрым рабом», который, быв «верен в малом, поставлен будет» над десятью городами ( Лк. 19, 17 ). Но дай Бог, подающий все уповающим на Него, чтобы мы все обрелись исполнителями таких дел. Приветствуют вас братья, находящиеся в узах, и вся Церковь , которая со своей стороны с величайшею заботою печется о всех призывающих имя Господа. Просим взаимно и вашей памяти о нас. Да будет вам известно, что Вассиан пришел к нам, и вместе с тем просим вас, имеющих ревность Божию, разослать по удобным случаям список с письма сего ко всем, кому можно, или напишите даже свое письмо, или отправьте нарочитого посла, чтобы все твердо и непоколебимо стояли в вере. Желаем вам, возлюбленнейшие братья, всегда быть в добром здоровье». Письмо к мучениками и исповедникам Киприан мученикам и исповедникам, в Иисусе Христе, Господе нашем, и в Боге Отце желает вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010