2Кор.10:13 .  А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Апостол предупреждает здесь возражение, что он, сравнивая себя с самим же собою, может зайти очень далеко за границы правдоподобия. Нет, он умеет соблюсти меру в самовосхвалении. По крайней мере, Коринфяне-то уж ни в каком случае не имеют основания подозревать его в преувеличении им своих заслуг и считать его чужим для их церкви: Господь привел его в Коринф, и он здесь действительно сделал очень много – ему есть здесь чем похвалиться. 2Кор.10:14 .  Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. «Мы не напрягаем себя». Очевидно, противники Павла говорили о нем Коринфянам, что он «слишком много себе присваивает» (напрягается), что не он «достиг» Коринфа, т. е. не ему Коринфяне обязаны своим христианским просвещением. В самом деле, некоторым Коринфянам могло казаться, что для них большее значение в деле оглашения евангельским учением имел, быть может, Аполлос или кто либо другой, помимо Павла (ср. 1Кор 1:12 ). 2Кор.10:15 .  Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 2Кор.10:16 .  так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. Апостол смотрит на Коринф именно как на свой, отведенный ему Богом, удел. Он здесь распространил Евангелие, он же станет и утверждать Коринфян в вере, а потом прострет свою деятельность и дальше – не в Рим, конечно, где Церковь уже была основана другими, – а в Испанию (ср. Рим 15:24 ). 2Кор.10:17 .  Хвалящийся хвались о Господе 11 . 2Кор.10:18 .  Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. В заключение Апостол указывает правильный масштаб для всякой человеческой похвалы: нужно все приписывать не себе, а помощи Господа (ср. Иер 9:24 ). И можно ли чего достигнуть хвалясь? Нет, нужно ждать, когда похвалит Господь, когда Господь объявит известного деятеля Своим верным слугою (ср. Мф 25:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

35:7). Прибыв, сказано, в Вефиль, он сделал то, что было повелено: построив жертвенник, назвал имя этого места « Вефиль. Умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков « дубом плача » (Быт. 35:8). Видишь, что он всегда давал местам имена по случившимся на них событиям, чтобы память о них постоянно сохранялась. Но каким образом, спросит кто–нибудь, кормилица Ревекки могла находиться с Иаковом, когда он только что возвратился из Месопотамии, и еще не встречался с отцом? На это можем отвечать так, что она, вероятно, пожелала сопутствовать Иакову, при удалении его от Лавана, чтобы увидеть Ревекку после долговременной разлуки; однако, еще не увидев ее, кончила там свою жизнь. 5. Здесь, если хотите, и мы окончим свое слово, удовольствовавшись тем, что сказано. Но убеждаем любовь вашу позаботиться и о собственной вашей добродетели, и о целомудрии юношей. Отсюда–то рождается, можно сказать, всякое зло. Худые навыки, усиливаясь с течением времени, производят такой вред, что люди, однажды предавшись разврату, уже не могут покориться никакому убеждению, и как пленники влекутся туда, куда направляет их дьявол. Он, наконец, управляет ими, и делает те гибельные внушения, которым юноши с удовольствием следуют, имея ввиду только настоящее услаждение, и не думая о скорбях в будущем. Итак, умоляю вас, подавайте руку (помощи) детям, чтобы за их поступки и нам самим не подвергнуться наказанию. Разве не знаете, что потерпел старец Илий, не исправлявший надлежащим образом недостатки своих детей (1 Цар. 4:18)? Когда болезнь требует разреза, а врач хочет излечить ее какой–нибудь мазью, то болезнь может сделаться неизлечимой, потому что не употреблено соответствующего врачевства. Подобным образом и тот старец, вместо того, чтобы действовать на своих детей мерами, соответственными их проступкам, допускал излишнюю кротость; потому и сам вместе с ними подвергся наказанию. Бойтесь этого примера, прошу вас; имея детей, будем заботиться о воспитании их. Вообще, пусть каждый из живущих вместе прилагает попечение о пользе ближнего и почитает ее величайшим приобретением для себя самого, чтобы всякий, руководимый к добродетели, мог и искушения зла избегнуть, и достигши добродетели, приобретать великое благоволение свыше, которого да возможем достигнуть все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, и Святому Духу, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 60 « И устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл–Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего » (Быт. 35:7).   Безопасность Иакова, как стяжавшего вышнюю помощь, и новое Богоявление ему в Лузе. — Человекообразные выражения о Боге не нужно понимать буквально. — Путешествие Иакова от Вефиля в Хеврон и события этого времени. — Увещание слушателей — быть неусыпными, сохранять чистоту совести и умерщвлять плоть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3. Ибо когда будут говорить: вот - мир и безопасность, тогда их внезапно настигнет погибель, как мука родами неожиданно настигает беременную, - и не избегнут ее. Это - то же, что сказал Господь наш: как было во дни Ноя и Лота, когда ели и пили, женились и выходили замуж, доколе не нашел на них и их всех не истребил потоп и огонь (Мф.24:38-39). 4. Вы же, братья, не находитесь (будьте) во тьме, то есть в делах тьмы, чтобы вас день тот, как тать, не застал. 5. Как сыны света, запасайтесь делами света и ожидайте тот день откровения (славы). 6. Итак, да не спим в отношении доброго жития, как и прочие, кои не ожидают того дня, но да бодрствуем делами нашими и да трезвимся верою нашею. 7. Ибо те, кои спят и упиваются, они ночью спят и упиваются, то есть все дела, враждебные свету, они совершают ночью. 8. Мы же, будучи сынами дня, то есть сынами Евангелия, трезвимся в добрых делах, и да облекаемся совершенством веры и любовью совершенною, - возложим на себя шлем надежды спасения жизни. 9. Поелику (Бог) не определил нас на гнев, то есть на погибель, но к спасению жизни, то есть: или чтобы спасали мы наши души от прикосновения похотей и жили в Господе нашем; или чтобы спаслись мы чрез Него для жизни с Ним в воскресении. 10. Дабы, бодрствуем ли, или спим, - вместе с Ним жили, то есть: будем ли мы живы, или мертвы, - вместе с Ним дарует нам возлететь (на небо). 11. Итак, утешайте друг друга и назидайте один другаго этими словами, - как и прежде писал я вам, так и поступали вы. 12. Будьте признательны к тем, кои трудятся у вас делами своими, и к тем, кои предстоятельствуют вами в Господе, то есть молят Господа за вас и научают вас добродетельной жизни. 13. Преизобильною любовью делайте их близкими себе, и ради дела их, то есть ради доброго их жития, присоединяйтесь к ним, чтобы получать вам от них пользу. 14. Вразумляйте, говорит, безчинных, кои праздную проводят жизнь и предаются только пустым занятиям. Утешайте малодушных, кои скорбели о потере излюбленных своих удовольствий. Навещайте немощных в вере и будьте великодушны ко всем, кои имеют нужду в вашей помощи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

5). Силой Божией через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. «Итак, готово спасение на небесах, – пусть только станет достойным тот, кто хочет обрести его. Но, поскольку, никто лишь собственным старанием не может сделаться достойным прийти ко спасению, справедлива предпосылка: силой Божьей через веру соблюдаемых. Ибо никто не в состоянии силой своей воли сохранить свою причастность добру, но должен стремиться к помощи Его» (св. Беда). 6). О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно от различных искушений, " Нужно поскорбеть, потому что нельзя прийти к вечной радости иначе, как через скорбь и печали века сего, однако, замечает он, немного, потому что там вечная награда быстро воздастся и покажется легким все, что казалось тяжким и жестоким средь мучений мира сего» (св. Беда). «Прибавляет: если нужно, научая, что не всякий верный, ни всякий грешный испытывается скорбями и ни тот, ни другой не оставляется в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцов, а грешники в наказание за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальной и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби, – для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное» (блж. Феофилакт). 7). Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести, и славе в явление Иисуса Христа, «Поскольку речь об искушениях производит смущение, то апостол указывает цель искушений; потому что чрез них опытность ваша становится очевиднейшей и драгоценнейшей золота, как и золото, испытываемое огнем, дороже ценится людьми» (блж. Феофилакт). 8–9). Которого, не видев любите и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченной и преславной, достигая наконец верой вашей спасения душ, «Прибавляет апостол и нечто иное, увлекающее к перенесению скорбей. Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его и притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести на вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подастся спасение душ?» (блж. Феофилакт). «Душа, спасшаяся от врагов своих, Божией силой перейдя горькое море и видя, как перед ее очами гибнут враги, которым она прежде служила, радуется неизреченной радостью и прославленная, бывает утешена Богом и успокаивается в Господе» (прп. Макарий Великий . Слово 11:3–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

III. Б. как деятельная любовь к ближним служит для христианина залогом оправдания перед судом Божиим. Господь воздаст благотворителям («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - Мф 5. 7) и осудит на «муку вечную» отказавшим в помощи ближнему (Мф 25. 31-46). Царство Божие сравнивает Спаситель с драгоценной жемчужиной, для приобретения к-рой христианин ничего не должен жалеть (Мф 13. 46). «Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное; дай тленное, и возьми нетленное» ( Ioan. Chrysost. De paenit. 3). На суде Божием милостыня восстанет и защитит тебя, говорит свт. Иоанн Златоуст, «милостыня есть выкуп души» (Ibidem; ср.: Мф 16. 26). IV. Уже в настоящей жизни Бог награждает благотворителей ( Greg. Nazianz. Or. 14) и наказывает скупых. В Свящ. Писании дело благотворителя сравнивается с сеянием: «...кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6). Б. не есть растрата, но приумножение имущества, сил. Подобно тому, как земледелец, чем больше бросает семян в землю, тем богаче получает урожай, так же, чем щедрее милостыня, тем более пожинает человек плодов (ср.: Пс 36. 26) своей Б. Спаситель учит: «...давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6. 38). «Даяние не убыточно...- вторит свт. Григорий Нисский,- плод милостыни произрастает обильно» (De benefic.; см. также: Basil. Magn. Destruam). Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. В житии прп. Илариона Великого († 371/2; пам. 21 окт.) рассказывается о том, что, когда прп. Иларион с многочисленными учениками обходил мон-ри, один странноприимец, видя их утомление, пригласил всех в свой виноградник отдохнуть и утолить жажду. Все брали винограда сколько хотели. Бог одарил странноприимца: его виноградник дал ему в это лето вина втрое больше (ЖСв. Октябрь). «Дающий же семя сеющему,- говорит ап. Павел,- и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор 9. 10-11).

http://pravenc.ru/text/149333.html

   1. К слуху и мысленному взору всех, кои вверены попечению нашему, обращена эта речь вашего неспокойного пастыря. Но преимущественно она направляется теперь к вам, на колыбели коих отпечатлено еще недавнее младенчество духовного рождения, совершенного посредством таинств. Вас именно через апостола Петра слово Божие увещевает такими словами: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет.2:1-3). А что вы вкусили, тому свидетели мы. Мы послужили вам, дав вкусить вам столь сладкой пищи. Итак, твердо оберегайте образ святого младенчества. Отложите злобу, коварство, лицемерие, зависть и злословие. Невинность эту так должно соблюдать вам, чтобы при возрастании не потерять ее. Что есть злоба, если не желание вредить? Что коварство, как не то, когда мы знаем одно, а стараемся показать другое? Что есть лицемерие, как не обольщение ложною похвалою? Что такое зависть, как не ненависть к чужому счастью? Что такое злословие, как не язвительный скорее, нежели праведный, упрек? Злоба услаждается чужим злом. Зависть, кроме того, и мучится чужим благом. Коварство двоит сердце. Лицемерие двоит язык. Злословие оскорбляет честь другого. Чистота же святости вашей, так как она есть дочь любви, «не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор.13:6). Проста она, как голубь, и мудра, как змей (Мф.10:16), не вследствие стремления вредить, а по причине способности оберегаться от того, что наносит вред. К ней-то я и призываю вас, «ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14), т.е. тех, которые смиренны и невинны, как младенцы. Не презирайте этого и не отвращайтесь. Такое младенчество свойственно великим. Гордость есть ложное величие пустых людей. Если она овладевает мыслию, то поднимая, вместе и низвергает, надмевая, делает суетным, делая напыщенным, доводит до унижения. Смиренный не может быть вредным, гордый не может быть невредным. О смирении же я говорю о таком, которое не превозносится при пользовании преходящими благами, но помышляет о некотором вечном благе, коего может достигнуть не своими силами, но при помощи благодати Божией. Оно не может желать зла кому бы то ни было, так как вследствие этого собственное благо его ни в каком случае не умножается. Гордость же постоянно рождает зависть. А где завистливый, не желающий зла тому, благом коего он мучится? Следовательно, зависть рождает злобу. Отсюда же происходит коварство и лицемерие, и злословие, и всякое зло, коего не хочешь ты терпеть от другого. Итак, когда соблюдено будет вами благочестивое смирение, которое в Писании приравнивается к невинному детству, тогда вы будете блаженны в безсмертии праведных, «ибо таковых есть Царство Небесное».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Блаж. Августин. Не Сам Бог вводит в искушение, но попускает быть введенным в него тому, кого лишает Своей помощи, по сокровеннейшим намерениям Своим, потому что он того заслуживает. Иного впрочем, и по явным причинам считает Бог достойным Своего оставления и попущения введенным быть ему в искушение. Но иное есть — введенным быть в искушение, и иное — быть искушенным. Без искушения никто не может сделаться испытанным ни сам себе, как написано: ««кто не был искушен, тот мало знает»« «(Сир.34:10),» ни другому как Апостол говорит: «вы не презрели искушения моего во плоти моей» (Гал.4:14): ибо из сего Апостол познал, сколь они тверды, когда теми искушениями, какие случались с ним по плоти, они не были отторгнуты от любви к нему. Богу же мы ведомы прежде всяких искушений, потому что Он все ведает прежде события. — Что написано: «искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:3); то здесь слова: «чтобы узнать», положены вместо: да даст вам увидать подобно тому, как иной день называем мы радостным, потому что он делает нас радостными, холод — ленивым, потому что он делает ленивыми; — и много есть подобных выражений, встречаемых и в простой речи, и в речи ученых, и в Писаниях Святых. Чего не разумея еретики отвращаются от Ветхого Завета, полагая, что словами: «искушает вас Господь, Бог ваш»,» приписывается Богу неведение; будто не знают, что в Евангелии написано о Господе: «говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Ин.6:6). Если Он знал сердце того, кого искушал, то что же хотел увидать, искушая его? Очевидно, что так сделано для того, чтобы сам себя познал тот, кто был искушаем, и осудил свое безнадежие, увидев как из рук Господа несколькими хлебами насытилось такое множество народа тогда, как он думал, что им нечего будет есть.    Молимся же мы не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение: так как например, кто-либо, быв поставлен в необходимость быть испытанным огнем, молится не о том, чтобы не коснулся его огонь, но о том, чтобы не быть сожженным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

    Стихи псалмов — общие святителям.     Общие тропари на Богородичные праздники. Гл. 4: «К Богородице прилежно ныне прибегнем мы, грешные и смиренные, и припадем к Ней, в раскаянии взывая из глубины души: Владычица, помоги, умилосердившись над нами, поспеши — мы погибаем от множества грехов. Не отпусти Твоих рабов ни с чем, ибо в Тебе мы имеем единственную надежду».     Слава и ныне: «Не перестанем никогда мы, недостойные, возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо, если бы не Ты защищала нас Своими молитвами, кто бы избавил нас от многих бед, кто сохранил бы нас доныне свободными. Не отступим от Тебя, Владычица, ибо ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий».     Кондак, гл. 6: «Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица, Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы Твои рабы, да не постыдимся».     Прокимен, гл. 4: «Сделаю имя Твое памятным в род и род».     Стих: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44:2, 18).     Общие тропари и величания святым.     Тропарь святым бесплотным, гл. 4: «Небесных воинств Архистратиги! Мы, недостойные, непрестанно умоляем вас — защитите нас своими молитвами, охраняя покровом крыльев невещественной вашей славы усердно к вам припадающих и взывающих: избавьте нас от бед, как вожди вышних сил».     Прокимен гл. 4: «Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий».     Стих: «Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже ной, Ты дивно велик» (Пс.103:1).     Величание: «Прославляем вас, Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, и все воинства, непрестанно славящие Господа». Стихи псалмов: «Славлю Тебя всем сердцем моим, пред Ангелами пою Тебе» (Пс.137:1). «Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий» (Пс. 103:4). «Благословите Господа, все Ангелы Его. Благословите Господа, все воинства Его. Поклонитесь пред Ним все Ангелы Его» (Пс. 102:20-21). «Восседающий на Херувимах, яви Себя» (Пс. 79:2). «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его» (Пс. 33:8). «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его — все воинства их» (Пс 32:6). «Воссел на Херувимов и полетел» (Пс. 17:11). «Славою и честью увенчал Его» (Пс. 8:6). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все воинства Его» (Пс. 148:1-2). «Все дышущее да хвалит Господа» (Пс 150:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В заключение Своего учения о преодолении всякой вражды и мести Господь показывает, в чем заключается самое высокое проявление любви. Ветхозаветный закон не чужд был понятию любви, но ограничивал ее по отношению к ближним (Лев. 19:17-18). Книжники лукаво дополнили повеление любить ближних разрешением ненавидеть тех, которые не ближние, в особенности враги. Господь объясняет, что любовь к ближним так элементарна, что даже грешники способны к ней. От христианина ожидается более совершенная любовь, и Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного. Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мат.5:43-45).    Таким образом, мы видим, как Господь в Своем учении преодоления всех разновидностей гнева постепенно возводит мысль человека все выше и выше, приближая ее к подражанию бесконечной любви Небесного Отца. Любовь имеет много форм и оттенков проявления. Самым элементарным проявлением любви является недопущение злобы против людей, потом — преодоление желания мести и усилие простить обидчиков; затем, более высокими формами любви являются кроткое терпение неприятностей от людей и оказание помощи тем, которые нам не нравятся. Наконец, чувство жалости к своим врагам, любовь к врагам, молитва за них и желание им добра являются самыми высокими формами любви. Пример такой совершенной любви нам показал Сам Господь Иисус Христос, когда на кресте кротко молился за Своих распинателей.    Так в Нагорной Проповеди Господь возводит христиан на самую вершину добродетели: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный!» (Мат.5:48). Вот идеал, вот высочайшая цель христианина — уподобляться своему Небесному Отцу! При этом христианину следует помнить, что он восходит к совершенству не своим старанием только, но, главное, содействием благодати Духа Святого. Гармония между внешним и внутренним    «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми, с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   После того, как собрались и другие приглашенные, епископ, сидя возле хозяйки, тихо спросил:    — Кстати, вы не представили мне того священника, которого я застал в гостиной, когда приехал. Кто это такой? Теперь среди присутствующих его не видно.    При этом вопросе на лице хозяйки показалось странное выражение, и она быстро, тихим голосом сказала:    — Как, неужели и вы его видели?    — Да, несомненно, — ответил епископ, — но простите меня, если я невольно коснулся какой-нибудь семейной тайны. Я думал, что этот священник был просто гостем, как и я, и его внешность меня так поразила, что мне хотелось бы с ним познакомиться поближе. Но если по какой-нибудь причине вы пожелаете, чтобы его личность осталась неизвестной, то можете рассчитывать на мою скромность.    — Нет, нет, ваше преосвященство, — сказала хозяйка все тем же тихим голосом, — вы заблуждаетесь, так как мне нечего скрывать, хотя мой муж и желал бы, чтоб это не разглашалось. Я только удивляюсь, что этот священник показался и вам, тогда как до сих пор он показывался только членам нашей семьи. Тот, кого вы видели, не был гостем… Он призрак.    — Как призрак?    — Да, именно, — продолжала хозяйка, — призрак, в существовании которого нельзя усомниться, так как в продолжение всех двух лет, что мы здесь живем, этот призрак являлся несколько раз мне и моему мужу при таких условиях, что всякая ошибка и подозрение чего-либо другого невозможны. Мы его видели с десяток раз и, будучи не в состоянии объяснить это явление какими-либо естественными причинами, решили просто молчать. Но так как и вы стали очевидцем этого привидения, то не могу ли я, ваше преосвященство, просить вашей помощи?    — Я готов помочь вам всем, чем только могу, — отвечал епископ.    — Мне часто приходило на ум, что если бы у кого хватило смелости с ним заговорить, то этим, быть может, можно было бы избавиться от его посещений. Вы можете, если захотите, под каким-нибудь предлогом вернуться в гостиную и, если он там, попросить его оставить наш дом — одним словом, сделать заклинание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010