Библия говорит нам, что бескорыстие и самоотречение угодны Богу. Обедая в доме фарисея, Иисус сказал своему хозяину: “Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных”. Замечательные слова! Разве мы не хотим, чтобы наши дети сострадали ближним, служили им и любили их? Разве не к этому мы стремимся? Однако не забывайте, ребенок – это ребенок. Он по-детски эгоистичен, не стоит ждать от него бескорыстной помощи. Если он вел себя хорошо, ему хочется получить награду. Пройдет немало времени, прежде чем он научится жертвовать своим временем и силами ради других, не ожидая ничего взамен. Стать примером для детей Как добиться этой цели? Во-первых, убедитесь, чувствуют ли дети вашу любовь и заботу – они должны всегда быть в этом уверены. Во-вторых, помните, для них вы – пример. Именно от вас они узнают, что значит бескорыстно помогать другому. Вы учите их с благодарностью принимать помощь. Однако не забывайте: очень сложно почувствовать благодарность, если от нас требуют ее. Когда вы одергиваете малыша: “Немедленно скажи отцу спасибо!”, никакой благодарности он не испытает. Единственное, что он поймет: ему навязали помощь, а теперь требуют чего-то взамен. Лучше ласково спросить: “Ты не поблагодаришь папу?” Итак, никаких приказов, только просьбы. Чем старше становятся дети, тем яснее они сознают, сколько для них сделали родители. Конечно, они не помнят, как вы меняли им пеленки, кормили их, гуляли с ними, но, глядя, как другие родители возятся со своими малышами, они понимают, что и вы так же заботились о них. А когда ребенок уверен в вашей любви, он ценит все, что вы для него делаете. Он благодарен за вкусный обед, за то, что вы читаете ему перед сном, за то, что учите его кататься на велосипеде, помогаете делать уроки, ухаживаете за ним, когда он болеет, утешаете, когда ему плохо, водите его в кино, в цирк, покупаете ему сласти и подарки.

http://azbyka.ru/deti/pyat-putej-k-serdt...

В.В. Болотов определил, в какой области научных знаний могут быть получены истинно ценные указания для пасхалистов. Он писал: «Вполне согласно с научными принципами и в обсуждении вопросов пасхалистических руководствоваться не производными датами в роде А раз «весеннее равноденствие» есть второстепенная величина в пасхалии, то от астрономии в ее собственном элементе пасхалисты не могут получить истинно ценных указаний. Такие указания может дать лишь метеорология, но лишь тогда, когда она достигнет такой степени развития, которая ныне может обрисовываться только в весьма отдаленном будущем, т.е. когда метеорологи будут верно решать такие задачи: A) Под широтою φ=+ 56 ячмень созрел тогда-то,следовательно, под φ=+ 32 он созреет тогда-то. B) В 1899 г. ячмень около Иерусалима созрел тогда-то, следовательно, в 1999 г. он там же созреет тогда-то» С. 138]. Научное предвидение В.В. Болотова сбывается в наше время. Достижения современной математической климатологии и агрометеорологии позволяют с достаточной степенью точности оценить временн ые сроки созревания ячменя в окрестностях Иерусалима в настоящем, в прошлом и в будущем. В следующих главах статьи будут рассмотрены примеры такого прогнозирования. Они, конечно же, не носят всеобъемлющего и исчерпывающего характера. Их присутствие в богословской статье является лишь естественнонаучной иллюстрацией к рассматриваемой проблеме, к тому же некоторые экспериментально наблюдаемые закономерности, о которых пойдет речь, и сейчас необъяснимы. При этом не может не вызывать удивления интуиция В.В. Болотова, ученого, определившего круг задач, решение которых позволит убедиться в мудрости создателей как александрийской пасхалии, так и византийской эры от сотворения мира. VIII Сроки посева и жатвы ячменя в окрестностях Иерусалима определяются ранними и поздними дождями. Дождь является необходимым условием для жизни растений. В жарких странах, в частности в Палестине и в близких к ней землях, он имеет великое значение. Однако только на Св. Земле дождь – явление особенное. В Св. Писании читаем: « земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ ее ] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года. Если вы будете слушать заповеди Мои, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое, и елей твой; и будешь есть и насыщаться» (Втор. 11: 11-15).

http://bogoslov.ru/article/4733283

В другой раз два слепца приступили к Иисусу, моля Его об исцелении. Господь спросил у них: «Веруете ли вы, что Я могу это сделать?» «Да, Господи», – отвечали они. Тогда Он коснулся их глаз и сказал: «По вере вашей да будет вам». И тотчас открылись их глаза. Мы, конечно, не можем рассказать вам о всех чудесах, которые сотворил Господь. Сами Евангелисты упоминают не о всех чудесах, так они были многочисленны. Среди тех, кто просил у Господа помощи, были несчастные, одержимые бесами. Они тяжко страдали. Некоторые из них были глухи и немы, другие, мучимые духом нечистым бросались то в огонь, то в воду. Господь божественной силой изгонял из них бесов. И духи нечистые невольно исповедовали всенародно, что Он есть Христос, Сын Божий. Господь не только Сам творил чудеса, но и даровал эту силу Своим апостолам, которых Он посылал по городам и селам учить народ. Они Его именем исцеляли больных и изгоняли бесов, так что во всей Палестине и в окрестных странах славили имя Господа Иисуса Христа. Но хотя Господь Иисус был так благ и милосерд, нашлись, однако, люди, которые возненавидели Его и желали Ему зла. То были иудейские начальники, и книжники, и фарисеи. Господь был кроток и милостив. Они же были горды и высокомерны, одних себя считали праведниками, а ближних презирали. Они исполняли одни обряды закона, не стараясь вникать в их дух, и досадовали на Иисуса Христа за то, что Он обличал их лицемерие и что за Ним следовало множество народа. Они старались возбудить народ против Иисуса, говоря, что Он нарушает закон, данный Богом через Моисея, что Он грешит, исцеляя больных в субботний день. Даже когда Он исцелял бесноватых, они старались уверить народ, что Он творит это с помощью нечистой силы. Преображение Господне Господь Иисус знал, конечно, о происках и замыслах Своих врагов. Он шел добровольно на мучения и смерть ради нашего спасения. По мере того как приближалось время Его отшествия от мира, Он все чаще говорил Своим ученикам о том, что Ему надлежит много пострадать от иудейских начальников и первосвященников, быть убитому и в третий день воскреснуть.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

В евангельском тексте далее объясняется, в чем проявляется ложное воззрение ума, и приводится пример превратного отношения к земным предметам. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (ст. 24), то есть богатству. Казалось бы, это само собой разумеется: Бога надо любить более, чем богатство. Теоретически никто из нас не сравнивает земные блага с Богом, потому что все мы понимаем, что нельзя сравнивать Всемогущего, Премудрого, Всеблаженного Бога с земным имуществом, с тлением. Но на деле, в жизни мы часто надеемся на свои приобретения и на какие-либо земные преимущества (которые также можно понимать под словом «маммона») более, чем на Бога. Мы не надеемся, например, на то, что Бог нас пропитает в старости, дарует здоровье, позаботится о наших телесных нуждах, а более стараемся помочь себе при помощи своего земного имущества. Мы знаем, что должны в первую очередь заботиться о духовном, о спасении души, но получается все наоборот. Мы думаем, что забота о духовном — на втором месте, Бог Сам это каким-то образом устроит и нам не нужно об этом особенно беспокоиться. Главное — позаботиться о земном благополучии. Не всегда забота о земном выражается в стремлении к богатству в собственном смысле слова. Служение маммоне может проявляться в привязанности к чему-то совсем ничтожному, например к какой-нибудь малой вещи, без которой мы, как нам кажется, не можем обойтись. Вспомним повествование о блаженном Досифее из книги «Поучения аввы Дорофея ». Преподобный Дорофей, заботясь о воспитании своего духовного сына Досифея, запрещал ему привязываться даже к незначительным, но нужным предметам, например к хорошему ножу, который был нужен Досифею для исполнения его послушания. Вот как святые отцы боялись привязанности даже к самому малому из земных вещей! Важно не то, большое у нас имущество или маленькое, а то, надеемся мы на него или на Бога. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (ст. 25). Действительно, счастье человека не зависит от его материального благополучия. Душа человеческая не может пребывать в блаженном покое от одной только пищи. Если не будет в ней самого главного, искренней веры в Бога, то никакие земные блага не могут ее удовлетворить. Также и тело не может получить здоровье от одной лишь одежды. Люди здоровые, крепкие телом, легко переносят всевозможные лишения: и голод, и чрезвычайное переутомление, и холод, ничего им от этого не бывает, потому что Господь даровал им здоровье. А другой человек, больной, немощный, малейшее перенапряжение или какие-то иные неудобства переносит с большим трудом, они приводят его к страданиям и болезням. Это пример того, что тело действительно больше одежды, а здоровье даруется Богом и чаще всего не зависит от нашей, порой неразумной, заботы.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

В искушении будучи, никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого. Но каждый, как сказано, искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же исполняя, рождает грех, а сделанный грех производит смерть – томление и скорбь души ( Иак.1:13–15 ). Если и попускает Бог быть искушениям, то для того, чтобы вразумить и привести в познание – любим ли мы Бога всею душою и всем помышлением, или любим более самих себя – плоть и мир, и содружество с диаволом? Посему и говорит апостол: всяку радость имейте, братия, егда во искушение впадаете различна, совершенно зная, что испытание веры вашей производит в вас терпение, терпение же до конца покажет, что вы вполне преданы Богу ( Иак.1:2–4 ). Но и терпение никто не должен считать своею собственностью – оно есть дар Божий, а как дар, то и должно просить его свыше, от Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние блага ( Иак.1:17 ). Потому и молимся мы: не введи нас во искушение ( Мф.6:13 ), не оставь нас, Отче, без Твоей помощи, подай терпение и не допусти увлечься пожеланием своего сердца, которое наклонно ко греху. Некогда некто много молил Бога, да отступит от него противный ему дух-искуситель; но Господь ему сказал: довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи ( 2Кор.12:9 ). Посему и мы будем просить: дай нам, Отче, благодать Твою и довольно нам будет, да с помощью ее преславно подвизаемся; ибо Тебе, Отче, известно, что и хотели бы мы сделать, но без благодати Твоей не можем совершить: яко персть есмы, и не иное что, как прах земной. Если и есть в нас что-либо угодное Тебе, то и это получили от Тебя же; ибо мы не знали, что надо делать, чтобы угодить Тебе, и не делали, и не желали даже добра делать душе своей, покуда Ты нас не научил тому. Даже и ныне мы без благодати Твоей не хотим и не делаем добра. О, крайняя наша слабость и немощь души нашей! И если бы благодать Твоя не помогла нам, – что было бы с нами? в каких печальных заблуждениях мы пребывали бы, оставленные своим богопротивным склонностям? Но и ныне, после столь многих благодеяний Твоих, Господи! Господи! Ты видишь в нас одну только неблагодарность. Боже наш! Боже наш! Тебе известно наше непостоянство, но не попусти, чтобы неверность наша соделала нас недостойными Твоих благодеяний, не допусти нам отвергнуться от Тебя, не введи нас во искушение ( Мф.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В начале 26-й сонаты Бетховена звучит на piano такой красивый фанфарный оборот – двухголосие, похожее на золотой ход валторн, только c прерванным кадансом, – и прямо в нотах в этом месте есть подтекстовка «Lebewohl» – «Прощайте». 26-я соната и называется «Прощальной», так как посвящена вынужденному отъезду из Вены эрцгерцога Рудольфа Австрийского. Евгений Петров И у композиторов-романтиков есть такие скрытые от слушателей цитаты. Например, у Листа есть чудесное произведение «Фонтаны виллы д’Эсте». Там музыка изображает журчание воды в разных красках, и уже в последнем разделе идет вписанная автором в нотный текст цитата из 4-й главы Евангелия от Иоанна: «…а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14). Смысл произведения сразу меняется: от иллюстративной зарисовки красивых фонтанов к глубокой идее о воде жизни, о Божией помощи, которая повсюду. Я подумал: «Почему бы не сочинить для хора?» – и переложил стихиру Димитрию Прилуцкому Так что меня вполне устроило бы такое «закадровое» существование текста даже на протяжении большого сочинения. Но получилось так, что я написал несколько инструментальных номеров уже для рогового оркестра. Один из них даже был исполнен молодежным роговым оркестром в Малом зале филармонии. В итоге в симфонию-кантату эти номера не вошли. Я почувствовал, что это не совсем то, что нужно, что из этого трудно будет выстроить большое сочинение: одна стихира звучит хорошо, но поставить рядом еще восемь стихир – и будет как-то однообразно. Я поймал себя на мысли, что сочиняю для рогового оркестра так, как сочинял бы для хора, и подумал: «Почему бы тогда не сочинить для хора?». А потом переложил один из номеров – стихиру Димитрию Прилуцкому. Материал прекрасно выдержал адаптацию к хоровой партитуре, и успех этого уже хорового сочинения определил дальнейшее развитие. – Премьера вашей симфонии-кантаты прошла в рамках II Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки». Как вы оказались среди участников фестиваля?

http://pravoslavie.ru/146068.html

В принципе, всякий человек и без посторонней помощи обязан был бы жить по заповедям. Если же ему помогают, а он противится, то это говорит о том, какое у него душевное устроение. Поэтому и в молитве Бог его не слышит. Если он не хочет, чтобы Бог слышал его в молитве «Отче наш», в которой он просит о том, что для него является первейшей и по сути единственной необходимостью, то как Он услышит этого человека, если тот будет просить о чем-то второстепенном, о житейских нуждах? И при всем этом человек молится: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Это похоже на поведение Понтия Пилата. Спаситель ему сказал: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы возвестить истину, а тот спросил: Что есть истина? 78 – и сразу вышел, то есть ответа он не ждал. Для него это был вопрос, ответа на который быть не может. Пилат был скептиком. Так и мы говорим: Да будет воля Твоя, а на самом деле не желаем, чтобы наша просьба была исполнена и произносим эти слова без всякого сочувствия. Что значит: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли? Конечно, на земле тоже совершается воля Божия, но совершается она не так, как на небе. Человеку попущена свобода в разнообразных ее проявлениях. Попущена она и демонам. Вспомним хотя бы, как диавол искушал Спасителя в пустыне. Он свободно приступал к Нему и говорил соблазнительные речи, причем не однократно, а трижды. Демоны просили Спасителя: Не вели нам идти в бездну 79 , значит, они хотели пребывать на земле. Мы знаем, что они не только свободно передвигаются в пространстве, искушают людей, но и овладевают их сознанием, их телом и пользуются людьми как своими орудиями. Значит, воля Божия, повторю, на земле совершается иначе, чем на небе. Как же она совершается? Например, нам обещано: И волос с головы вашей не упадет 80 ( Лк.21:18 ). Что под этим понимать? Не то, что мы не потерпим никакого телесного вреда, а то, что если мы и потерпим вред, значит, это угодно Богу. И соблазнам надлежит прийти в мир не потому, что этого хочет Бог, а потому, что после грехопадения так устроена земная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В самом деле, он не сказал: «я напрасно трудился», но — « не напрасно ли я трудился » ( еда како всуе трудихся ). «Пока, — говорит он, — не произошло кораблекрушения; но я вижу еще бурю, которая может причинить его. Поэтому я боюсь, однако же не отчаиваюсь, так как в вашей власти все это исправить и возвратиться к прежней тишине». Затем, как бы простирая руку помощи находящимся в опасности кораблекрушения, представляет им в пример самого себя, говоря: « Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы » ( будите якоже аз, зане и аз якоже вы ) (ст. 12). Это говорит он к верующим из иудеев, а потому и приводит в пример себя, чтобы этим убедить их оставить древние обряды. «Если бы вы, — говорит, — и не имели никакого другого примера, то довольно вам посмотреть только на меня, чтобы безбоязненно решиться на такую перемену. Итак, посмотрите на меня: и я прежде испытывал то же самое состояние, и притом в сильной степени, и горел ревностью по законе; но, несмотря на это, после не убоялся оставить закон и переменить жизнь. Хорошо вы знаете также и то, с какою великою ревностью я держался иудейства, и как еще с большею готовностью потом оставил его». И весьма благоразумно (апостол) представил этот пример после всего. В самом деле, многие люди, хотя бы нашли и бесчисленное множестве доказательств, притом справедливых, все–таки, скорее увлекаются примером кого–нибудь из своих собратий, и когда видят другого делающего что–нибудь, скорее склоняются к тому же и сами. «… Братия… вы ничем не обидели меня » ( Братие… ничимже мене обидесте ). Смотри, как он опять называет их почтительным именем, а тем самым напоминает им и о благодати. После того как он сильно уличил их в преступлении закона и со многих сторон нападал на них, он теперь снова умеряет речь свою и утешает их, употребляя более ласковые слова, потому что как беспрестанные ласки расслабляют человека, так и постоянные упреки еще более ожесточают. Поэтому хорошо везде соблюдать умеренность. Смотри же, как он оправдывается в сделанном им обличении, показывая, что не просто по ненависти, но побуждаемый заботою о них, он сказал им все это.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В самом деле, он не сказал: «я напрасно трудился», но – «не напрасно ли я трудился» ( «еда како всуе трудихся»). «Пока, – говорит он, – не произошло кораблекрушения; но я вижу еще бурю, которая может причинить его. Поэтому я боюсь, однако же не отчаиваюсь, так как в вашей власти все это исправить и возвратиться к прежней тишине». Затем, как бы простирая руку помощи находящимся в опасности кораблекрушения, представляет им в пример самого себя, говоря: «Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы» ( «будите якоже аз, зане и аз якоже вы») ( Гал.4:12 ). Это говорит он к верующим из иудеев, а потому и приводит в пример себя, чтобы этим убедить их оставить древние обряды. «Если бы вы, – говорит, – и не имели никакого другого примера, то довольно вам посмотреть только на меня, чтобы безбоязненно решиться на такую перемену. Итак, посмотрите на меня: и я прежде испытывал то же самое состояние, и притом в сильной степени, и горел ревностью по законе; но, несмотря на это, после не убоялся оставить закон и переменить жизнь. Хорошо вы знаете также и то, с какою великою ревностью я держался иудейства, и как еще с большею готовностью потом оставил его». И весьма благоразумно (апостол) представил этот пример после всего. В самом деле, многие люди, хотя бы нашли и бесчисленное множестве доказательств, притом справедливых, все-таки, скорее увлекаются примером кого-нибудь из своих собратий, и когда видят другого делающего что-нибудь, скорее склоняются к тому же и сами. 2. Поэтому он и говорит: «Прошу вас, братия… Вы ничем не обидели меня: знаете, что, хотя я в немощи плоти моей благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им " ( «молю вы. Ничимже мене обидесте. Весте же, яко за немощь плоти благовестих вам...: и искушения моего, еже во плоти моей, не уничижисте») ( Гал.4:12–14 ). Но еще не великая заслуга – не обидеть: даже и самый обыкновенный человек едва ли захочет вредить человеку, который ничем не обидел его, или оскорбить его напрасно и безвинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вижу, Господи, что Ты как за руку ведешь меня совестию моею. Ты незрим, но как Ты ощутителен каждую минуту моей жизни! Невидимая рука подает нам и пищу, и питье, и лакомства, и игрушки – как отец детям; а мы, как недобрые дети, неблагодарны Ей, даже как будто не хотим знать Ее. А это – Бог. Господи! Призри на немощь мою. Вот я хочу писать слово – и нет у меня слова, в голове моей темно, мысль связана, воображение мертво; сердце слабо, без жизни. Жду от Тебя, Источника разума и премудрости, помощи – и не вижу ее. Доколе, Господи, не слышиши мя?.. Просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего… Вот Ты услышал: мысль моя стала свободна и ясна; вот потекла она мерною струей; вот и сердце ожило. Слава Тебе, Господи! О сердце! Сердце! Сердце! Ты само причиняешь себе мучения! Когда плоть и диавол станут тебя искушать заботою о большем снискании средств для приобретения пищи, пития, одежды, противопоставь им слова Спасителя: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? [ Мф. 6,25–26 ]. Когда ты говоришь, то хочешь, чтобы тебе верили, и оскорбляешься, когда не верят. Как же ты смеешь не верить, когда говорит Самая Истина? Как ты Ее оскорбляешь, сын сатаны? Чего от нас хотят Закон и Пророки? Не многого: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ( Мф. 7,12 ). Заповеди Спасителя, выбранные из Евангелия. Должно творить плоды покаяния всякому, а то и секира при корени древа, то есть при корне нашей жизни, лежит: всякое дерево, не приносящее плодов добрых, посекается и во огнь бывает вметаемо [ Мф. 3,10 ]. Заповеди о блаженствах. Мы соль земли и должны стараться, чтоб не обуять 51 , не потерять внутренней силы. Мы – свет мира и не должны скрывать своих талантов, своих добродетелей. Правда наша должна быть выше правды книжников и фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010