Мир Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и благодать Святого Духа да будут с вами в эти дни и во все дни жизни вашей. И в этом году я хотел бы быть с вами в дни съезда вашего кружка, как был в прошлом. Общение с вами для меня всегда большая радость, потому что вы любите Христа, потому что вы, несмотря на молодость вашу, подлинные аристократы духа. И хотя я сейчас лишён радости совместной с вами молитвы и непосредственного общения, но всё же я полон благодарности Богу, что в ответ на ваше приглашение могу послать вам, как брат, свой искренний привет и наилучшие пожелания, а как священник, хотя и недостойно носящий сей сан, своё благословение и слово от сердца. Мы должны непрестанно благодарить Бога, Который дал нам возможность духовного общения через живое слово, живое потому, что исходит оно от Живого Бога. Не раз мы в наших прошлых встречах говорили о необходимости сознавать, что мы призваны к великому, воистину божественному служению Нового Завета, который заключил Господь наш Иисус Христос Своей Кровью. Сознавать это вовсе не есть гордость. Св. Иоанн Богослов говорит: Мы знаем, что мы от Бога... Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного... ( 1Иоан. 5, 19–20 ). Это знание нам необходимо и как неистощимый источник сил для несения нашего служения, которое превышает силы человека. Мы видим, в каком мраке живёт наш мир на протяжении всей своей истории. Причина неизбывности и тяжести страданий мира заключена не в реальных условиях земной жизни, а исключительно в мятеже богоборческого духа человека. И наше служение состоит в стремлении силой любви преодолеть этот богоборческий мятеж человечества. И когда мы соприкасаемся с миром в порядке нашего служения – видим, как оно безмерно тяжело. Неведомо, почему Бог не благоволил нам дать силу «целить всякую язву в людях», как дал святым апостолам и нашим отцам. И, лишённые этой силы целительной, мы покрыты как бы непрестанным позором в нашем служении. Когда к нам приходят люди, сокрушённые тяжестью страданий, и ищут от нас помощи и утешения, то мы даём им как бы обратное тому, что ждут они от нас. Наше слово без видимой помощи в большинстве случаев остаётся невоспринятым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Но Господь показал нам, что при нашей немощи, и одной собственной нашей молитвы недостаточно для утверждения нас в вере и охранения от опасностей ее утратить. Поэтому Он Сам молился о нас Отцу небесному. Так, апостолу Петру, показавшему наибольшую силу веры, исповедавшему Его прежде всех Христом Сыном Бога живаго, – получившему имя „камня» по ожидаемой от него твердости в вере, Он сказал на последней беседе с учениками, в предведении его падения: „Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу ; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лук. 22,31,32 ). И не о ближайших только учениках Своих Он молился, но и о всех нас, имевших и имеющих уверовать в Него, во вся грядущие времена: не о сих же токмо молю, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут, яко же Ты, Отче, во мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут, да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси ( Иоан. 17,20 – 21 ). И с какою радостью Он благодарил Отца Небесного за первые успехи проповеди семидесяти учеников, посланных Им по городам и селениям земли Иудейской ( Матф. 10, 5, 6 ): „в тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей Отче! ибо таково было Твое благоволение» ( Лук. 10, 21 ). II. Св. апостол Павел дает такую заповедь христианам: „непрестанно молитесь; за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» ( 1Сол. 5, 17. 18 ). Такая заповедь людям плотским и погруженным в житейские заботы кажется неисполнимою, но так казалось самим апостолам, когда Господь говорил им о трудностях богатому войти в царство небесное: кто убо может спасен быти? говорили они, – Господь отвечал: у человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна ( Матф. 1 – 9, 25 – 26 ). И эта заповедь о непрестанном содержании ума и сердца нашего в молитвенном общении с Богом дается нам апостолом не по расчету на наше усердие и силы, а по убеждению в помощи Божией. Как чистый живительный воздух входит в грудь нашу непременно тогда, когда мы открываем уста свои и вдыхаем его в себя: так и благодать Божия входит в нашу душу, когда мы открываем Богу наше сердце хотя слабым воздыханием к Нему, хотя с тягостным для нас возношением к Нему ума нашего. Прошение о помощи в предстоящем деле, благодарение за успех по совершении его, поведание Господу нашей печали в надежде от Него утешения, желание освящения Его благословением нашего счастья и радости, – все эти движения духа нашего к Богу суть проявления нашей веры и все ответы на молитвы наши от Господа Бога, ощущаемые нашим сердцем, – суть удостоверение, что мы Божии, что Бог с нами, что все необходимое для нас всегда дано будет нам, как Господь сказал двум слепцам, просившим прозрения с верою в Него: „по вере вашей да будет вам» ( Матф. 9, 29 ). Вот основания нашей личной веры, открывающейся и действующей в душе каждого из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Он справедливо сетует и на то, что содрогнулось небо и земля, когда вы, христиане, оставили Его, Источник жизни и здоровья, погнались за пустышками колдунов и цыган. «Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» ( Иер. 2:12 ). Справедливо говорит Иисус с пророком Исаией, что Он возродил вас святым Крещением и сделал Своими чадами, а вы, презрев своего Отца, при малейшей хвори бежите к магам и демонам, врагам Его. «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис.1:2 ). Каждый вол и осел знает своего хозяина и повелителя, а вы своего Господина не знаете: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли Господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» ( Ис.1:3 ). Итак, дабы Иисус Христос не скорбел о вас и чтобы и вам не оказаться неблагодарными своему Благодетелю, прошу вас, братья мои, воздержитесь от обращения к магам, ворожеям и цыганкам. А при болезни придите к Христу с горячей верой и молитвой об исцелении. Он ваш любящий Отец. Если Он попустил вам поболеть, то лишь для того, чтобы испытать ваше терпение и потом удостоить вас венца, а также посмотреть, действительно ли вы любите Его. «Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» ( Евр.12:7 ). Хотя Он иногда и посылает вам испытание и легонько наказывает вас отцовской рукой за прегрешения, но Сам и излечит, и нежно погладит, как родное дитя. Когда вы возвращаетесь к Нему, от всего сердца кайтесь и просите помощи. «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» ( Иов.5:17 ). За излечением от всяких недугов обращайтесь и к Госпоже нашей Пречистой Богородице, больных и страждущих утешительнице. Прибегайте и ко всем святым. Просите их о помощи с верой, если хотите получить желанное исцеление. Если же и не получите, чего просите, и Господь попустит вам поболеть для пользы вашей души, постарайтесь сохранять мужество и твердость веры и десять тысяч раз предпочесть умереть, чем обратиться к магам и чародейкам и тем отречься от веры Христовой и предать благочестие. Но если и случится, что родственники или друзья станут подталкивать вас к этому, то ради любви к Богу остерегитесь послушаться их. Не сомневайтесь: за ваше терпение и мужество Бог, во-первых, наградит вас мученическим венцом; во-вторых, ваша совесть возрадуется и возвеселится несравнимо больше, чем если бы вы получили здоровье; в-третьих, люди станут относиться к вам с превеликим восхищением и, наконец, в-четвертых, вы обретете исцеление своей болезни, как заверяет нас золотое слово святого отца Иоанна. Больные, не обращающиеся к колдунам, удостаиваются венцов как мученики и восхищения людей, и Бог дает им здоровье

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

ОТВЕТ : " Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, а от Бога милующаго», говорит апостол ( Рим.9:16 ). В Церкви нам указана дорога спасения и даны средства, при помощи которых человек нравственно очищается и имеет прямые обетования спасения. В этом смысле св. Киприан Карфагенский говорит, что вне Церкви «нет спасения». В Церкви дано то, о чём пишет христианам – только христианам – апостол Пётр: «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, – то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если в вас это есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Пет.1:3–8 ). Что же сказать о внешних, не принадлежащих к Церкви? Другой апостол дает нам понять: «ибо что мне судить о внешних?... Внешних же судит Бог» ( 1Кор.5:12–13 ). Это значит, что судьбу их мы не вправе предрешать. Бог «кого хочет, милует» ( Рим.9:18 ). Одно только нужно заметить, что «вести совершенно праведную жизнь», как выражался спрашивающий, значит жить по заповедям блаженств, а это вне благодатной помощи, сокрытой в Церкви Христовой Православной, человеку «внешнему», не по силам. 43. ВОПРОС: Является ли кощунством выступление на сцене светских лиц, изображающих духовных лиц? ОТВЕТ : Театральное изображение на сцене, хотя бы и специально для данной цели устроенной, библейских событий и священных лиц не соответствует духу Православной Церкви, даже когда это происходит с благонамеренной целью, так как такие представления омирщвляют священные для нас воспоминания. Благоговейное чувство не должно позволить человеку брать на себя изображение на сцене Спасителя, Богоматери и святых лиц. Нельзя отнестись сочувственно и к тому, когда на сцене представляют духовных лиц и картины из церковного быта хотя бы и в положительном их освещении: жизнь церковная доступна только поверхностному вниманию светского искусства. К тому же современные литература и сцена более склонны к карикатурному представлению церковного быта. Кощунственными однако можно назвать лишь такие представления из священной для христиан области, которые преднамеренно унижают и оскорбляют предметы нашей веры, хотя в некоторых случаях эта преднамеренность и кощунственность бывают затушёваны и прикрыты 44. ВОПРОС: Допустимо ли фотографирование отдельных моментов богослужения, снимания фильмов с богослужений, св. таинств, напр. крещения, освящения плодов, разных помещений, жилых домов?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности». Беды и болезни – целительное противоядие от греховного яда страстей, бушующих в каждом человеке по причине повреждения его природы. Конечно, мы должны и можем бороться со своими пороками. Более того, видя наше усердие и старание в неравной схватке с грехами, Господь никогда не оставляет нас без помощи и поддержки, дает благодатные средства – пост и молитву. Только нам необходимо твердо осознать, что если бы не было грехов, не было бы и скорбей наших. Что же в такой ситуации делать? Как научиться достойно встречать жизненные невзгоды, без скорби и самоволия? Ответ Святой Церкви прост: научитесь смиряться! Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). Что же значит истинное смирение пред Богом? Это значит осознавать не только разумом, но душой и сердцем, что только Бог является Владыкой неба и земли, и все, что происходит с нами в жизни, находится в Его полной власти. Сам по себе, без помощи Божией, человек ничего не может изменить в своей жизни. Успех придет лишь тогда, когда людская воля соединится с волею Божией и ни в чем не будет ей противоречить. Если во всех жизненных бедах мы станем видеть правду Божию и признавать нашу виновность, то научимся благодарно терпеть все выпавшие нам испытания, как бы сильно они нам ни досаждали. И это будет уже нашей победой над собой, определенной степенью духовной зрелости. Преподобный Нил Синайский говорит: «Большая часть Божественных дарований зарождается в душе после затруднения и скорби». И еще: «Чем больше разнообразные скорби и наказания посылает на тебя Господь, тем больше искренней любви Он простирает к тебе». Потому, братья и сестры, не надо печалиться. Господь Сам знает, что лучше для нас в данный момент жизни. Ведь еще Соломон говорил: Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь ( Притч.17:3 ). Испытывает, чтобы закалить нас в добродетели, приблизить к себе верою и любовью, сделать достойными Его неизреченных милостей. Святые угодники Божии хорошо понимали это. Так пророк Моисей говорил еврейскому народу: Искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей ( Втор.13:3 ). Но важно и то, что Бог никогда не допустит нам испытания выше и больше наших сил. Преподобный Марк Подвижник поучал своих духовных чад: «Когда постигнет тебя скорбное искушение, то не изыскивай, для чего или отчего оно пришло, но старайся перенести его с благодарностью, без печали и злопамятства».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Поэтому и закон, предписывая, что делать, не преуспел. По пришествии же Христовом борьба сделалась легче, почему и подвиги у нас, как получивших большие помощи, труднее. Итак, грех не будет господствовать над нами, если не слишком будем уступать ему. Теперь не закон, который только дает заповеди, а помощи не оказывает ни малейшей, но благодать, которая прощает прежние грехи и укрепляет для будущего. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Всегда предлагает апостол такие возражения, почему и приводит и решает их, как поступает и с настоящим возражением, отвечая на него: Никак. Потом доказывает, что для нас не трудно грешить. Представьте, внушает, в уме своем, что лучше: быть ли рабами греха, предавшись ему по своей воле (это значит: отдаете), и получить в награду смерть, то есть вечное наказание (ибо грех Адама породил смерть телесную и временную, а теперь совершаемый грех подвергает человека вечной смерти, то есть вечному наказанию), или повиноваться Богу и получить в награду праведность и проистекающие из нее блага? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Благодарение Богу. Освобождение нас от оных зол есть дело не человеческой силы, но Божией: почему и должно благодарить. Потом вы стали послушны не по принуждению, но по собственному сердечному расположению; поэтому не возвращайтесь на худшее, от которого отстали вы добровольно. В доказательство же того, что хотя бы они сами пришли, но все это зависело и от благодати Божией, присовокупил: предали себя, то есть Богом наставлены на образ учения. Какой же образ учения? Жить благочинно и благоустроенно. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Уму человеческому непонятно, как это Бог дает просящим, обретается ищущими, отверзает толкущим и вместе с тем является не ищущим Его, обретается не вопрошающими о Нем, весь день простирает руки к людям не покоряющимся и пререкающимся, упорных и удаляющихся призывает, не хотящих влечет к спасению; у желающих грешить отнимает случаи к исполнению своих желаний и милостив к неправдам их. Как спасение это принадлежат и нашей воле, ибо говорится: «если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» ( Ис.1:19 ), и вместе с тем оно есть дело не хотящего, не текущего, но милующего Бога ( Рим.9:16 ); как это Бог воздаст каждому по делам его, и вместе с тем Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ), «и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ); почему это говорится: «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» ( Ин.6:44 ); почему повелевается нам сотворить себе новое сердце и новый дух ( Иез.18:31 ), и вместе с тем говорится: и дам вам сердце новое и новый дух дам вам, и возьму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце из плоти, как это Господь велит Иерусалиму: «смой злое с сердца твоего» ( Иер.4:14 ), а пророк просит самого Господа создать в утробе его сердце чистое и говорит: «омой меня, и буду белее снега» ( Пс.50:9 ); как это говорится: «образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?» ( Пс.93:8 ), и: «Господь отверзает очи слепым» ( Пс.145:8 ). Не трудно будет решить эти сомнения, если мы будем помнить, что в деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободная воля наша, и что человек, хотя может иногда сам желать добродетели, но чтобы исполнить желания свои, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, необходимо, чтобы податель жизни – Бог дал силы для здоровья. Но чтобы совершенно увериться в том, что и от природной способности, данной милосердым Творцом, иногда возникающие добрые расположения можно исполнить только при помощи Божией, для этого довольно вспомнить слова апостола: «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» ( Рим.7:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

15. Избрание двенадцати и семидесяти апостолов ( Мф.9:36–38; 10, 1–14 ; Мк.3:13–19 ; Лк.10:1–24 ; Ин.4:2 ) Видя толпы народа, которые ходили за Ним, изнуренные и рассеянные, как овцы, не имеющие пастыря, Иисус однажды сказал Своим ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф.9:37–38 ). Это значило, что кругом есть множество людей, которые нуждаются в проповеди, помощи и исцелении, а у Иисуса Христа мало помощников, которые бы разделили с Ним труд благовествования Царствия Божия и исцеления больных. Взойдя на гору, Иисус Христос провел всю ночь в молитве к Богу, а утром призвал к Себе учеников Своих. И те пришли к Нему. И Он поставил из них двенадцать и наименовал их апостолами, чтобы они с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (см. Мк.3:13–15 ). «Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» ( Мф.10:2–4 ). Этих двенадцать избранных апостолов Христос послал на проповедь и сказал им: «“Идите… проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное… Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” ( Мф.10:6–7, 16 ). Не бойтесь врагов, смело и решительно делайте Ваше дело, не жалейте ни сил, ни самой жизни вашей ради Меня и Евангелия». Выслушав это напутственное слово, двенадцать апостолов пошли на проповедь. Они крестили (см. Ин.4:2 ), проповедовали Евангелие Царствия Божия, исцеляли недуги людей. С избранием двенадцати апостолов проповедь Царства Божия стала быстро распространяться по всем городам Палестины. Духовная жажда народа была так велика, что двенадцать проповедников и целителей не успевали ее удовлетворять. Всегда было много людей, приходивших к апостолам со своими нуждами, так что у них зачастую не было времени на то, чтобы поесть хлеба (см. Мк.3:20 ). Тогда Господь избрал еще семьдесят других апостолов, дав им такую же власть и наставление, как двенадцати, и стал посылать «их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ( Лк.10:1 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

16) Сектант: Почему не все святые прославлены одинаковым нетлением их тел и почему тела одних святых истощают миро, а других нет? Объяснение православного: Потому, что так угодно Богу. Одних Своих угодников Он прославляет еще при их жизни на земле большими, других меньшими дарами чудотворений; и после их смерти – одних большим, других меньшим нетлением их тел; одним дарует большую, другим меньшую силу чудотворений. «Дары различны, учит св. Апостол, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех; но каждому дается проявление Духа на пользу... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно“ ( 1Кор. 12: 4–7 ). Церковь почитает святыми и таких угодников Божиих, от которых вовсе не осталось мощей, но которые признаны ею святыми по обилию тех чудес, какие совершаются ими прибегающим к их помощи верующим христианам. 17) Сектант: Зачем мощи святых разделяют на части и распределяют их по церквам различных мест, не унижают ли этим мощи святых? Объяснение православного: Нисколько! Все верующие христиане желают иметь в своих храмах хотя частицы св. мощей, которые и получают, с разрешения высшей церковной власти. Но главное это то, что по обычаю, существующему в Церкви от первых веков ее, божественная литургия совершается непременно на святых останках, влагаемых в особый плат, называемый антиминсом, почему и освящение храма не может быть совершено без св. мощей или их частиц, согласно следующему постановлению 7 Вселенского Собора: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Аще же отныне обрящется некий епископ, освящаюший храм без святых мощей, да будет извержен, яко преступивший церковныя предания“ (Прав. 7-ое). 18) Сектант: Πочему не все получают помощь и исцеление от св. мощей? Объяснение православного: Потому, прежде всего, что не все этого заслуживают по своей вере и делам. О Христе Спасителе говорится, что Он, прийдя в Свое отечество, «не мог совершить там ни одного чуда» ( Мр. 6; 5 ). Не мог, конечно, не потому, что был бессилен, а потому, что неверовавшие Иудеи не достойны были видеть Его чудеса, как это и поясняет евангелист Матфей, говоря: «и не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф. 13: 58 ). Подобно неверующим Иудеям, и сектанты хотят всегда видеть знамения и чудеса от св. мощей, которых они не почитают за святыню, но к ним приложимы слова Христа, сказанные Иудеям: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дается ему“ ( Мф. 16: 4 ): «по вере вашей да будет вам» (9: 29). Не только неверующий, но даже «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа“ ( Иак. 1: 6–7 ). II. Вопросы и ответы православного

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1,3 Так, обещая апостолам великий дар, Господь сказал: «Я иду 5940 и пошлю вам Утешителя 5941 , “Духа истины, Который от Отца исходит” 5942 , “да пребудет с вами вовек» 5943 ; Он услышит, и научит всему, и “наставит вас на всякую истину» 5944 . 5948 ». 1,4 Итак, Он – Дух Святой – будет молиться, Он будет плакать. «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» 5949 , потому что только Сам Дух знает волю Божию, так как «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» 5950 . Поэтому Господь говорит: «Если Я не пойду, Утешитель не придет; лучше для вас, чтобы Я пошел» 5951 , – 5953 и “увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас”» 5954 . 1,5 Господь так говорит апостолам, потому что они, видя Его плоть и еще до пришествия в них силы Духа, думали тогда, что тем, что Господь уходит от них, Он покидает их. Взойдя же на небо, и воссев Телом одесную величия Божия 5955 , и покланяемый от всех небесных сил, ангелов, начал и властей, тогда, согласно Своему обещанию, Он послал им Духа-Утешителя в день Пятидесятницы, и таким образом пришедшая сила Духа-Утешителя почила в их душах, и тогда отверзлись очи сердец их, и совершенно отъялось от них покрывало зла 5956 , и страсти упразднились, и тогда уже, умудренные Духом и ставшие совершенными, они познали волю Божию и возмогли, при помощи Духа, истинно творить ее, и сами стали учителями и путеводцами людей, при наставлении их Духом на всякую истину, Который управил и воцарился в их душах. 1,6 Следовательно, когда мы слышим слово Божие и плачем, будем при этом молить Господа и с несомненной верой ожидать пришествие в нас Духа, поистине слушающего и молящегося по воле Божией, потому что когда такие свойственные нашим душам добрые качества и плоды, как молитва, плач, любовь, послушание, вера и прочие навыки в добродетелях примешаются и станут причастны общению Духа наподобие фимиама, который, будучи брошен в огонь, издает обильное благоухание, – тогда, воистину, мы будем жить по воле Божией и все совершим со святостью, ибо без Святого Духа никто не может знать волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010