Блаженная Наталия ободряла его и утешала и, обняв, говорила: — Блажен ты, господин мой, что сподобился участи святых мучеников! Блажен ты, свет очей моих, так как страдаешь ради Пострадавшего за тебя! Вот ты теперь идешь видеть славу Его и быть общником оной, ибо общник Его страданий будет причастником и славы Его. Во время сего разговора Наталия отирала кровь его и помазывала ею свое тело. А святые мученики весьма радовались мужественному терпению Адриана и, приступив к нему, лобызали его, говоря: «Мир тебе, брат». А те, которые не могли ходить от тяжести ран, лежали на полу и ползком приближались к нему, чтобы лобызать его, и все говорили ему: — Радуйся о Господе, возлюбленный брат, так как имя твое написано с прославленными рабами Божиими! — Радуйтесь и вы, рабы Христовы, — отвечал Адриан, — вы получите венцы за вашу заботу обо мне! Молитесь же за меня ко Господу, чтобы Он укрепил меня, весьма изнемогшего телом, и чтобы восстающий на меня враг — диавол — ничего не мог сделать со мною! — Уповай на Бога, — сказали святые. — Сатана не одолеет тебя: ты далеко отогнал его своим страданием. Мы сначала боялись за тебя, думая, что ты, как человек, будешь немощен, а теперь, видя твое крепкое терпение, мы более уже не сомневаемся в тебе и веруем, что при Божией помощи враг ничего не может сделать с тобою; поэтому не бойся: с тобою — Христос, Победитель диавола! Вместе со святою Наталиею были и другие благочестивые жены, которые прислуживали святым, прикладывая к их ранам целебные лекарства и делая им перевязки, разделив при этом между собою мучеников так, чтобы каждая могла послужить своему всяким за ним уходом. Узнав о том, что многие благочестивые женщины приходят в темницу и прислуживают узникам, прикладывая к их ранам лекарства, нечестивый царь запретил их допускать туда к узникам. Видя, что женщинам нельзя было более приходить к мученикам, святая Наталия остригла на голове своей волосы, переоделась в мужское платье и, войдя в темницу в образе мужчины, одна прислуживала не только мужу своему, святому Адриану, но и всем прочим святым мученикам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Блаженная Наталия ободряла его и утешала и, обняв, говорила: — Блажен ты, господин мой, что сподобился участи святых мучеников! Блажен ты, свет очей моих, так как страдаешь ради Пострадавшего за тебя! Вот ты теперь идешь видеть славу Его и быть общником оной, ибо общник Его страданий будет причастником и славы Его. Во время сего разговора Наталия отирала кровь его и помазывала ею свое тело. А святые мученики весьма радовались мужественному терпению Адриана и, приступив к нему, лобызали его, говоря: «Мир тебе, брат». А те, которые не могли ходить от тяжести ран, лежали на полу и ползком приближались к нему, чтобы лобызать его, и все говорили ему: — Радуйся о Господе, возлюбленный брат, так как имя твое написано с прославленными рабами Божиими! — Радуйтесь и вы, рабы Христовы, — отвечал Адриан, — вы получите венцы за вашу заботу обо мне! Молитесь же за меня ко Господу, чтобы Он укрепил меня, весьма изнемогшего телом, и чтобы восстающий на меня враг — диавол — ничего не мог сделать со мною! — Уповай на Бога, — сказали святые. — Сатана не одолеет тебя: ты далеко отогнал его своим страданием. Мы сначала боялись за тебя, думая, что ты, как человек, будешь немощен, а теперь, видя твое крепкое терпение, мы более уже не сомневаемся в тебе и веруем, что при Божией помощи враг ничего не может сделать с тобою; поэтому не бойся: с тобою — Христос, Победитель диавола! Вместе со святою Наталиею были и другие благочестивые жены, которые прислуживали святым, прикладывая к их ранам целебные лекарства и делая им перевязки, разделив при этом между собою мучеников так, чтобы каждая могла послужить своему всяким за ним уходом. Узнав о том, что многие благочестивые женщины приходят в темницу и прислуживают узникам, прикладывая к их ранам лекарства, нечестивый царь запретил их допускать туда к узникам. Видя, что женщинам нельзя было более приходить к мученикам, святая Наталия остригла на голове своей волосы, переоделась в мужское платье и, войдя в темницу в образе мужчины, одна прислуживала не только мужу своему, святому Адриану, но и всем прочим святым мученикам.

http://pravmir.ru/svyatye-mucheniki-adri...

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Итак, и в этом месте Он (Христос. – О.С.) обличает фарисеев и законников в скупости, потому что они заботливо требовали десятины даже незначительных овощей и оставляли без внимания правый суд при разборе дел, милосердие к бедным, сиротам и вдовам и веру в Бога, что имеет весьма великое значение » 372 . Другими словами, то, как они относились к доходу, и то, как исполняли прямые свои обязанности о суде и милости, – это сильно разнилось. Собирая десятины, они обращали внимание даже на незначительные вещи, как бы у нас сказали: считали каждую копейку. Но при этом им не было дела до нужд нищих и бедственного положения вдов и сирот. Сказано: «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» ( Зах.7:9 ); и еще: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову» ( Втор.27:19 ); и еще: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). И далее мы читаем: Мф.23:24 . «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!». Блаженный Иероним, истолковывая эти слова, косвенно обвиняет в грехах древних фарисеев современное ему духовенство. Он пишет: «Я думаю, что верблюд соответственно смыслу настоящего места есть и правый суд, и милосердие, и вера, а комар – это десятины из мяты, аниса и тмина и остальных более дешевых овощей. Вопреки заповеди Господа мы поглощаем и оставляем в небрежении то, что велико, а в незначительном, – в том, что дает нам прибыль, – мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния (religionis) » 373 . – Он пишет «мы поглощаем» , «мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния» . Таким образом он (Иероним) научает и нас воспринимать библейские обличения не как обращенные к древним нерадивым иудеям, но воспринимать все эти обличения как относящиеся к нашему нерадению. Древний текст не теряет своей актуальности и в наше время. Ибо и у нас есть свои архиереи, старцы, фарисеи и книжники, духовно « слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Божественные апостолы и святые отцы повелели кланяться на восток потому, что Бог есть Свет разума и Солнце правды. И Давид говорит: “Царства земные! пойте Богу… восшедшему на небеса небес на востоке”(См. Пс. 67, 33–34.). И Христос в Писании именуется Востоком, как говорит пророк: “Вот муж, Восток имя Ему” . “И насадил Господь Бог рай… на востоке”(Быт. 2, 8.), — чтобы мы, стремясь к первому отечеству и взирая на него, поклонялись Богу. И Господь был распят лицом к западу, и потому мы поклоняемся Ему на восток. И восходя на небеса, Он возносился к востоку — так и апостолы поклонились Ему. Так же придет Он и в последние времена, ибо Сам сказал: “Как молния исходит от востока… так будет пришествие Сына Человеческого”(Мф. 24, 27.). И ожидая этого, мы кланяемся на восток — не просто, не бессмысленно: когда у нас нет Честного и Животворящего Креста, или святой иконы, или не видно святой церкви или других освященных вещей — тогда поклоняемся на восток, как мы объяснили. И еще говорят некоторые, неправо мудрствующие, что не нужно церкви, но сам человек — церковь, ведь апостол Павел говорит: “Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас”(1 Кор. 3, 16.), — и: “Вы храм Бога живаго”(2 Кор. 6, 16.). И святой Иоанн Златоуст говорит, что церковь — это не стены, но собрание верных и благочестивых людей. Но, видишь ли, апостол говорит это о святых и богоносных мужах, которые имели в себе Дух Святой: ведь он говорит, что храм  Божий живет в вас и что вы — храм Бога живаго. О таких и Сам Господь сказал: Я и Отец — “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”(Ин. 14, 23. В цитате прп. Иосифа: “обитель в нем сотворим”.). Поэтому апостол назвал их Божиим храмом. Однако именно апостолы заботились о создании церквей и заповедали это всем будущим поколениям, но отнюдь не запрещали. Когда же Златоуст говорит: “Церковь — не стены, но собрание верных благочестивых людей”, — то говорит это отец наш Златоуст не потому, что запрещает создавать церкви — ибо как он может отрицать то, что Бог повелел творить пророкам и апостолам и завещал святым отцам? Ведь и сам Златоуст говорит в другом месте: “Церковь светлее небес”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Братия-христиане! В виду столь важного значения праздника Крещения Господня для верующих, св. Церковь повелевает проводить его благоговейно. «Да будет праздник Богоявления (Господня) в великом уважении, сказано в постановлениях апостольских, – и да будут в оный все свободны от дел». И верующие всегда принимали самое живое участие в этом великом церковном торжестве, собираясь в храмы Божии как в навечерии, так и в самый праздник, для присутствования при богослужении, для слушания пастырских поучений и для приобщения св. Таин. Св. Григорий Богослов (в 4 в.) так говорит в слове на день Богоявления Господня: «Ныне я узнаю своё стадо, ныне вижу Церковь в приличном ей убранстве, ибо вы, оставив плотские попечения, стеклись к богослужению в таком множестве, что народ в храме стеснился, и вторгаются даже в алтарь; а остальные, не вмещаясь внутри, заняли собою все входы, подобно тому, как из пчел одни трудятся внутри, а другие жужжат около улья». Повелениями благочестивых императоров греческих предписывалось в праздник Богоявления удаляться от общественных игр, зрелищ и увеселений для беспрепятственного упражнения в делах благочестия. Будем и мы поступать также. Будем относиться к празднику Богоявления с надлежащим уважением, будем посвящать этот день по примеру предков наших и всех благочестивых христиан общественной молитве в храме, делам христианской любви и милосердия. Имея столь великий чудодейственный дар во святой Богоявленской воде, мы должны питать к ней особенное благоговейное почтение, употребляя её во время разных недугов наших – душевных и телесных. Аминь. Священник Серапион Брояковский Ответы из слова Божия вопрошающим о нашем уповании. I и II//Миссионерское обозрение. 1896. 1. С. 1–4 I. 1) Вера и дела. 2) Закон христианский. 3) Ветхий Завет Господу угодно, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф.4:14 ). «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Будем же праздновать его светло, во взаимной любви и во всякой добродетели, удаляясь темных дел вражды, невоздержания и всякой нечистоты греха. Аминь. Слово на день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 23-го апреля «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или мечь? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Рим. 8:35–36 ; Псал. 43:23 ). Святая Церковь совершает ныне память великомученика Георгия Победоносца и мученицы царицы Александры, супруги Римского императора Диоклитиана, живших и пострадавших за исповедание веры Христовой в начале третьего столетия по Рождестве Христовом; и сегодня же Церковь  и Государство празднуют всенародною молитвою именины Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны. Св. Георгий был храбрый начальник отряда римских войск. Император язычник Диоклитиан сначала любил и уважал его; но, узнав, что Георгий христианин, велел заключить его в темницу. А потом его колесовали; и когда Господь исцелил его от всех ран, его обули в железную, гвоздями вверх остриями набитую обувь, и гнали его с места на место; после того, связавши его, зарыли на три дня в негашеную известь; только тайная внутренняя молитва и помощь Божия спасла его от смерти. В это время явился какой-то волхв Афанасий с своей услугой царю, и принес две стклянки с сильною отравою, и сказал государю: если хочешь, чтобы этот безумец во всем покорился тебе, пусть выпьет это питье, указывая на одну стклянку; если же хочешь, чтобы он умер, – пусть примет это, указывая на другую. Георгий выпил и то и другое, и оправдал слова Спасителя: верующие аще что и смертно испиют, не вредит их ( Мк. 16:18 ). Тогда Афанасий исповедал Христа Богом, и был обезглавлен, Георгий также. Царица Александра, видевшая страдания великомученика и чудеса, бывшия при его страданиях, не раз ходатайствовала за него пред своим мужем. Но когда ходатайства ее остались безуспешны, она решительно объявила, что и она христианка: разгневанный Диоклитиан велел отсечь ей голову. Но промыслу Божию неугодно было, чтобы она скончалась от палача: на пути к месту смертной казни, она утомившись от пути, попросила стражей дозволить ей присесть, и в этом положении предала душу Господу с полною готовностию вкусить смерть от удара меча; Церковь справедливо называет ее мученицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Будем же твердо держаться св. Церкви и своей православной веры. Только православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине ее». Однако русское общество плохо внимало наставлениям Кронштадтского светильника, ибо оно было омрачено тьмою неверия и ложного либерализма. Справедливо сказано, что если захочет Бог наказать человека, то, прежде всего, отнимет у него разум, так что человек, видя не видит и, слыша не слышит; окруженный великою опасностью, не сознает ее. Так было и с русским обществом. Вместо того чтобы каяться в грехах своих, осудить свое неверие и укрепляться в вере, начали говорить суетная и ложная. Начали говорить о необходимости переменить форму государственного правления, о необходимости отмены самодержавия и прочие «странные» глаголы. Это дало повод Кронштадтскому светильнику в двух своих проповедях, произнесенных им почти одновременно, (в Мае 1905 года), выяснить слушателям все огромное значение и крайнюю необходимость для России царского самодержавия. Проповеди эти настолько важны, что мы их здесь приводим полностью одна за другою. СЛОВО на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, 6-го мая 1905 года Приложи (Господи) дни ко дням царя, лета Его продли в род и род. Да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его. ( Пс.60:7–8 ). Необходимость царского самодержавия для государства, как необходим самодержец ум для души Празднуем День рождения августейшего Государя, Самодержца всей России, – и молим Господа, по наставлению царя и пророка Давида, чтобы Царь царей умножил дни его в благополучии и здравии на многие годы: приложи дни ко дням Его, и продли лета Его в род и род. Не напрасно возносит Богом вдохновенный царь – пророк усиленную молитву к Вседержителю о продолжении жизни царской на многие годы, и именно возносил он ее в сознании величайшей важности и необходимости царской самодержавной власти для государства. Давид, как Богоизбранный и Богом помазанный на царство царь, сам испытал на себе самом пользу и необходимость царской власти для благосостояния и преуспеяния всех подданных, объединенных мудрым отеческим управлением его; ибо царь есть Богом поставленный и Богом умудренный и уполномоченный пастырь, каковым и был Давид, а подданные – его овцы, обязанные повиноваться ему, по заповеди и завету Самого Бога, Коему повинуются беспрекословно бесчисленные сонмы Ангелов, Коему повинуются небо и земля, и вся тварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Кесарии был, некто, Корнелий, сотник из полка, называвшегося Италийским, богобоязненный отец благочестивого семейства, который раздавал много милостыни, и всегда молился Богу. Раз, когда он стоял на молитве в своем доме, в девятом часу дня 45 , вдруг предстал пред ним Ангел Божий, и сказал: «Корнелий!» Он посмотрел на него в страхе, и сказал: «что, Господи?» Ангел сказал: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память Богу: теперь пошли людей в Иоппию, п призови Симона, прозываемого Петром. Он живет у одного кожевника, Симона, которого дом находится близ моря; он придет, и скажет тебе, как тебе спастись со всем домом твоим». Когда Ангел отошел, Корнелий призвал двух слуг и одного благочестивого воина, и, рассказавши им все, послал их в Иоппию. На другой день, когда они были в дороге 46 , и приближались к городу, Петр около полудня взошел на верх дома помолиться. Чувствуя голод, он хотел есть. Между тем, как ему приготовляли, он пришел в исступление, и видит: небо над ним отверсто, и оттуда спускается к нему какое-то вместилище, точно большое полотно, привязанное за четыре угла. Когда это вместилище спустилось, Петр посмотрел в него, и увидал там всяких четвероногих земных зверей, гадов и птиц. И услыхал голос, который повелевал: – «встань, Петр, заколи и ешь». – Но Петр сказал: «нет, Господи! я никогда не едал ничего скверного или нечистого». Тогда опять был к нему голос: – «что Бог признал чистым, того ты не считай скверным». – Это повеление он слышал до трех раз; потом вместилище опять поднялось на небо. Когда же Петр недоумевал, что бы значило это видение, вдруг, посланные от Корнелия из Кесарии, которые уже успели расспросить о доме Симона, явились у ворот, и, кликнув (кого-нибудь), спросили: «здесь ли Симон, прозываемый Петром?» В это время, Дух сказал Петру: – «вот, три человека ищут тебя: сойди вниз, и пойди с ними, нимало не сомневаясь; потому что Я послал их». – Петр сошел к людям, присланным от Корнелия, и сказал: «вы меня ищете; за каким же делом вы пришли?» Они отвечали: «сотник Корнелий, человек добродетельный и богобоязненный, о котором отлично отзываются все Иудеи, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать твоих речей». Тогда Петр пригласил их войти в дом, и угостил; а на другой день пошел с ними, в сопровождении шести человек из братий Иоппийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В равной степени погрешают те, кто, призывая милосердие Божие и испрашивая благ для себя, сам бывает жестокосердным к прошениям бедных и не оказывает им помощи. Потому-то и сказано: Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — ине будет услышан (Притч. 21, 13). Господь ожидает от него только молитвы покаяния в своей жестокости к тем, которые называются меньшей братией Христовой. В-третьих, сильно погрешают те, кто молится самонадеянно и надменно, подобно фарисею из евангельской притчи, выставляя в молитве собственные заслуги, а другого в мыслях осуждая. Часто, часто мы молимся подобной молитвой, сами того не замечая. Напомним эти слова фарисея, чтобы нам не забываться и не проникаться подобными мыслями: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 11—12). Такая молитва — гордая, опирающаяся на мнение о своей праведности, а не на веру в милосердие Божие, не только не оправдала фарисея, но еще и вменилась ему в грех, как богопротивная (Лк. 18, 14). В-четвертых, сугубо погрешает тот, кто молится лицемерно, без должного благоговения и страха Божия, чтобы показать себя благочестивым перед людьми, в сущности, по сердцу и по внутреннему чувству, не являясь не только благочестивым, но даже хоть сколько-нибудь верующим. Разве верит в Бога тот, кто молится для того, чтобы его похвалили, и нисколько не боится Божия гнева. Господь гневно обличал фарисеев: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение (Мф. 23, 14). В-пятых, как мы уже говорили, погрешают и те, кто молится без внимания и усердия, скороговоркой или рассеянно, произнося слова молитвы только языком, но душой и чувством пребывая в другом месте. Такая молитва подобна празднословию или пустому звону металла. О таких молитвенниках Господь сказал: Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф. 15, 7—9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

В этом служении благу ближних раскрываются все силы нашего духа и добродетели, подобно тому, как во внутренней деятельности пред лицом всевидящего Бога, и вера, и терпение, и самоотвержение, и смирение и проч. И здесь только верному рабу обещается награда, а если кто „скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин в тот день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его и подвергнет его одной участи с неверными». И в этой деятельности со всею ясностью обнаруживается то же значение наград внешних как и наград духовных, – в умножении даров и расширении круга деятельности. О дарованиях внешних Господь сказал: „давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют на лоно ваше” ( Лук. 6, 38 ). А о расширении круга деятельности для человека добродетельного в притче о таланах, по тексту св. евангелиста Луки, Господин говорит: „хорошо, добрый раб, за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов» ( Лук. 19, 17 ). Присмотритесь к жизни, и вы увидите, как притекает богатство к людям благочестивым, и как скромные и безвестные труженики, не знатного происхождения, силою честной и плодотворной деятельности, выдвигаются в ряды деятелей государственности, и становятся нелицеприятными советниками Царей и благодетелями отечества. Думаем, что не встретите сильного возражения против этого учения в том, что богатством и временною славою владеют часто и бесчестные и безнравственные люди. Они получают земную награду за добро, которое все таки есть в них, хотя в виде тех крупиц, которыми питался бедный Лазарь, лежавший у ворот богача, но которому за гробом, в притче, на просьбу о капле воды, в облегчение его мучений, Авраам сказал: чадо, помяни, яко приял еси благая в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши ( Лук. 16, 25 ). Участь безнравственного богача с особенною силою изображена Псалмопевцем: „видел я нечестивого, грозного, расширявшегося подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он пошел, и вот нет его, ищу его и не нахожу; посмотришь на его место, – и нет его» ( Пс. 36, 10, 35, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010