В 5 в. монах Лазар Парпеци (Лазарь из Парпи, в литературе упоминается также как Лазарь Фарнейский; ок. 443 – ок. 500) 220 выступил продолжателем Павстоса Бузанда (о коем, однако, высказывался нелицеприятно и именно по этой причине «еще больше счел уместным и пристойным начать с того места, где остановилась вторая книга истории» Бузанда). Парпеци написал историю Армении (охватив как церковную, так и гражданскую проблематику) от раздела армянского государства (в 387 г.) между Византией и сасанидским Ираном и до падения династии армянских Аршакидов (в 428 г.) и смерти католикоса Саака и Месропа Маштоца 221 . Лазар базирует свой труд в основном на вторичных источниках, чего сам и не скрывает («я прочел много книг речей первых историков армянских», пишет он): он охотно заимствовал у Агатангехоса, Павстоса и своего любимого автора – Корюна 222 . После Лазара Парпеци упоминаний об армянских историках нет: 6 в. выдался относительно мирным, заметных исторических личностей в Армении в это время не было и, следовательно, в представлении историков этого столетия, не было ничего достойного изложения. Лишь в первой половине 6 в. сюникский епископ Петрос Сюнеци (также Кертох, что значит «создатель», «творец»; ум. ок. 558) написал, как полагают, историю своего времени, но она не сохранилась (дошли лишь фрагменты в «Истории страны Агванк» Мовсеса Каганкатваци и в «Истории области Сисакан» Степаноса Орбеляна) 223 . От того же периода дошла до нас «История Эфесского собора», изложенная от лица епископа Тарона по имени Абраам Мамиконеиц, даты рождения и смерти коего неизвестны 224 ; он же написал, по просьбе агванского царя Вачагана III Барепашта (Благоверного), «Послание Вачагану царю Агванка» 225 , а также «Каноны епископа Абраама Мамиконеиц». И только от 7 в. дошла до нас история епископа Себеоса 226 . Современник Анании Себеос (Евсевий) написал «Историю императора Ираклия», доведенную до 661 г. 227 Две части этого сочинения излагают легендарный период истории Армении и ее историю в 1–5 вв. (т.н. «Начальная история Анонима»); по мнению некоторых исследователей, эти части принадлежат историку Мар Абасу Катине (на коего ссылается и сам Себеос).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С Богом,друзья!!! Артём 1 февраля 2012, 21:52 Скорее всего Сергей ВАчаганович, от армян. имени Вачаган) Евфросиния 1 февраля 2012, 10:22 согласна со всеми комментариями, Свет Христов так и сияет на фотографии, многая и благая лета вам, дорогия сестры и братья!:)) Дмитрий 1 февраля 2012, 09:27 Бог в помощь! Спаси вас Господи! Людмила 1 февраля 2012, 08:05 Слава Богу за Все! Спасибо Вам за заботу и милосердие! Сердце наполняется радостью, когда понимаешь, что вот так Господь через этих прекрасных людей спасает обреченных людей. Спаси Вас всех Господь! Елена 1 февраля 2012, 02:33 Такие прекрасные,чистые лица на фото...полна земля чудес Твоих,Господи... Виктор 1 февраля 2012, 00:04 Спасибо за Ваш труд и Вашу доброту! Помогай Вам Господь! Елена Меркулова, журналист 31 января 2012, 22:13 Спаси Господи за такие теплые отзывы!)) Очень рада, что Вам понравился наш материал. С ним было много искушений... И не все они еще кончились. Большая просьба помолиться за героиню материала, за меня и редакцию. Елена 31 января 2012, 20:45 Милые сестрички,как же нужна нам ваша помощь в работе.Когда-то я работала врачем,то,что кто-то был верующим скрывали.Идёшь на вызов,а перед дверью больного тихонечко крестишься.Матери ребятишек смотрят в глаза с надеждой,что сейчас скажешь: " Всё будет хорошо,только чуть-чуть подождать надо,ему же сейчас хуже,чем Вам,а он на Вас смотрит, чувствует " .Смотришь,приободрились.Сестрички всех на участке знали вплоть до бабушек и дедушек,кого поддержать,кого поругать.Как они,миленькие,сейчас работают,задушенные документами.Бегут,не замечая какое время года наступило.Такие же заботы:сын поступил,мама далеко от дома умирает,сноха одна с внучкой и тут же квартальный отчёт,пятиминутка в среду утром,по этому адресу принудительно госпитализироовать,прививки не все по плану,обложки на карточки сделать.Очень хочется думать,что и они верующие,ведь нельзя,невозможно так мчаться,не зная о Том, кто их поддержет,даст сил,утешит.Спаси Бо за то,что Вы есть. Александр 31 января 2012, 20:07

http://pravoslavie.ru/51290.html

Таким образом, из «Истории» Моисея Каланкатуйского явствует, что Елисей, ученик апостола Фаддея, бывший свидетелем его мученической смерти, возвращается в Иерусалим и рассказывает святым апостолам о кончине их соапостола. Там же по вдохновению Святого Духа Божия Елисей получает рукоположение от брата Господня Иакова, бывшего первым епископом Иерусалимским, и направляется в Албанию, где продолжает дело своего учителя святого Фаддея. Из приведенных фактов проповеди на территории Кавказской Албании апостола Варфоломея и святого Елисея, именуемого древними авторами «Апостолом Албании», становится очевидным, что Албанская Церковь древними историками воспринималась как имеющая апостольское происхождение. Второй период распространения христианства в Кавказской Албании связан с именем Григория Просветителя и албанского царя Урнайра, когда христианство становится государственной религией. В это время Албанская Церковь была менее зависимой от Византии , чем Грузинская и Армянская, и вероятно пыталась поддерживать духовные связи с Церковью Иерусалимской. Не соответствует действительности утверждение о том, что христианство пришло в Кавказскую Албанию исключительно через Армению или Грузию. В период становления христианства как государственной религии в Албании местная Церковь сразу приступает к широкой миссионерской деятельности. В этот период мы наблюдаем строительство храмов, часовен, монастырей. Многие из этих сооружений сохранились до наших дней. Распространителями христианства в Кавказской Албании было не только духовенство, но и цари с князьями. Наиболее выдающимися личностями в этом смысле были цари из династии Аршакидов: Урнайр Благословенный, Ваче II и Вачаган III. Исследования показывают, что большую роль в христианизации албанского населения сыграла реформа албанского письма, которая была произведена албанским царем Есваленом и архиепископом Иеремией. Эта реформа сыграла важную роль не только в утверждении христианства, но и в создании духовных школ и подготовке священнослужителей, способных не только к богослужебной и миссионерской деятельности, но и к переводам. Христианство способствовало формированию духовной и светской литературы на языке Кавказской Албании, особенно в V-VIII вв. С IV в. в сферу своего духовного попечения Албанская Церковь включала не только автохтонные племена, но и пришлые, в частности, гуннов.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Азер...

IV 4). ААЦ приняла постановления Всел. II (381) и Всел. III (431) Соборов. В V в. правила Никейского и Эфесского Вселенских Соборов были переведены на арм. язык. К ним были добавлены 55 правил католикоса Саака Великого. В VIII в. католикос Ованнес Одзнеци составил 1-й канонический сборник, в к-рый вошли постановления 24 групп правил: 34 из «Didascalia Apostolorum» (Сирия, IV в., арм. пер. до 440); Ап. 1-85; 27 «правил Отцов, последователей Апостолов»; I Всел. 1-20 (с интерполяциями); Анкир. 1-20 (1 новое); т. н. Кесарийского Собора 1-10 (соответствуют Анкир. 20-25 и 4 др.); Неокес. 1-20; Гангр. 1-24; Антиох. 1-25; Лаодик. 1-55; 30 «правил св. Григория Просветителя»; Сардик. 1-21; II Всел. 1-3; III Всел. 1-6; 88 «правил Афанасия»; 51 - Василия Великого; 55 «правил св. патр. Саака»; 20 - Шахапиванского Собора (447); 14 - из «Послания еп. Севантия»; 37 - католикоса Нерсеса и еп. Нершапуха (VI в.); 9 - католикоса Ованнеса I (478-490); 3 «правила еп. Авраама Мамиконяна к царю Вачагану Албанскому» (ок. 500); 15 - католикоса Саака III (677-703); 32 правила католикоса Ованнеса III (Двинский Собор, 719/20). В X в., при католикосе Анании Мокаци, в этот корпус были добавлены еще 16 групп, в т. ч. постановления Соборов в Двине (645, 12 правил) и Партаве (768 или 771, 24 правила). В XI в. корпус был дополнен «постановлениями Каринского Собора» (VII в.; их аутентичность в наст. время считается сомнительной). Претерпев еще ряд переработок, «Книга канонов» ААЦ окончательно оформилась в XVII в., включив ок. 2 тыс. церковных правил. В кон. XII в. арм. ученый Мхитар Гош составил юридический справочник под названием «Книга судебных постановлений» (Судебник). В этом труде, пользовавшемся в ААЦ большим авторитетом, были собраны отдельные канонические правила, сопровожденные толкованием. Ок. 1265 г. появился Судебник Смбата, в к-ром юридические тексты были систематизированы, переведены на разговорный арм. язык и сведены в 177 статей, касающихся церковного, гражданского и гос. права. Совр. законодательство ААЦ, основанное как на канонической традиции средневековья, так и на законоположениях XIX в., развивается со времени легализации Церкви в СССР в 40-х гг.

http://pravenc.ru/text/76124.html

С I по IV века Албанская Церковь непосредственно связана с Церковью Иерусалимской, на чём акцентируют внимание древние источники. Более того, в период своей фактической самостоятельности она от Византии, в отличие от Армении и Грузии, была, по сути, независимой. В 313 году, практически синхронно с Римской империей, албанский народ во главе со своим царём Урнайром принимает Крещение от руки равноапостольного Григория Просветителя. С этой даты христианство становится государственной религией Кавказской Албании. И именно в этот период Албанская Церковь приступает к широкой миссионерской деятельности, идёт строительство храмов, часовен и монастырей, многие из которых сохранились до наших дней. Христианство в Албании проповедовали не только духовенство, но и цари с князьями, наиболее выдающиеся из которых — цари Урнайр Благословенный, Ваче II и Вачаган III. Исследования показали, что большую роль в христианизации албанского населения сыграла реформа албанского письма, произведённая албанским царем Есвагеном. Она послужила не только утверждению христианства, но и созданию духовных школ и подготовке священнослужителей, способных не только к богослужебной и миссионерской деятельности, но и к переводам. А ещё христианство способствовало формированию духовной и светской литературы на языке Кавказской Албании, особенно в VVIII веках. С IV столетия, став автокефальной, Албанская Церковь включила в сферу своего духовного попечения не только местные племена, но и пришлые, в частности, гуннов. Она приняла постановления первых трёх Вселенских Соборов, осудила арианство и несторианство, но, по досадному недоразумению, присоединилась к монофизитам и в 551 году порвала с Византией. Из исторических источников и свидетельств явствует, что монофизитство в Албании, как и в Грузии, было нестабильным. В дальнейшем албаны придерживаются халкидонского исповедания до начала VIII века. И сегодня, милостью Божией, уже не является секретом тот факт, что предки азербайджанского народа были христианами, имевшими свою Церковь, свой епископат, духовенство, монашеский институт и религиозную литературу.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Ряд дисциплинарных правил был принят на осудившем арианство соборе в Аштишате (354 г.) при католикосе Нерсесе I (364–383); они касались статуса различных церковных учреждений (монастырей, больниц, школ) и положения мирян (по вопросам заключения браков, запрета кровавых жертвоприношений и языческих погребальных обычаев). В 5 в. на армянский язык были переведены правила Никейского и Эфесского Вселенских соборов; к ним были добавлены 55 правил (в 6–ти разделах) католикоса Саака Партева (384–385), в которых устанавливаются обязанности служителей Церкви, рамки их правомочий, а также регламентируются их взаимоотношения с паствой, доходы и т.д. Некоторые из канонов Саака составлены не как императивные запреты, а как объяснения, поучения, которые часто подкреплены историческими примерами. В них находят яркое отражение некоторые стороны внутренней жизни эпохи, обычаи и нравы и т.п. Шахапиванский собор 446/447 г. принял 20 правил против еретиков и сектантов. Католикос Ованес III Одзнеци (717–728), который, в стремлении к окончательному отделению от византийской обрядовой и богословской традиции, принимал меры по утверждению независимой армянской национальной церкви в условиях арабской оккупации, составил первый канонический сборник – «Армянскую книгу канонов», ставшую основой церковно–канонической традиции Армянской Апостольской церкви. В корпус вошли 34 правила из Didascalia Apostolorum (армянский перевод этого памятника был выполнен до 440 г.), 85 Апостольских правил, 27 «правил Отцов, последователей Апостолов»; 20 правил 1 Вселенского собора (с интерполяциями); 20 правил Анкирского (1 новое), 10 – т.н. Кесарийского (из них 6 соответствуют Анкир. 20–25, а 4 – новые), 20 – Неокесарийского, 24 – Гангрского, 25 – Антиохийского, 55 – Лаодикийского соборов; 30 «правил св. Григория Просветителя»; 21 правило Сардикийского собора, 3 – 2 Вселенского и 6 – 3 Вселенского соборов, 88 «правил Афанасия», 51 – Василия Великого , 55 «правил св. патриарха Саака», 20 – Шахапиванского собора (447 г.), 14 – из «Послания епископа Севантия», 37 – католикоса Нерсеса и епископа Нершапуха (6 в.), 9 – католикоса Ованеса I (478–490), 3 «правила епископа Авраама Мамиконяна к царю Вачагану Албанскому» (ок. 500 г.), 15 – католикоса Саака III (677–703), 32 – католикоса Ованеса III. Свод канонов Ованеса III был утвержден на соборе в Двине в 719/720 г. При католикосе Анании Мокаци (949–968) в этот корпус были добавлены 12 правил Двинского собора 645 г., 24 – собора в Партаве (768 или 771 г.) и ряд других правил, а в 11 в. – «постановления Каринского собора» (7 в.; их аутентичность ныне считается сомнительной).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из первых изданий является публикация эксцерптов из «К. к.» в известной коллекции А. Маи , выполненная на основе рукописи из Ватиканской б-ки; она включает древнеарм. текст и лат. перевод А. Анчаракяна канонов свт. Григория Просветителя, католикоса Нерсеса II Багревандци и еп. Нершапура Мамиконяна, католикоса Саака Партева, Шахапиванского Собора, католикосов Саака III Дзорапореци (VII-VIII вв.) и Ованнеса III Одзнеци, канонических постановлений Вачагана, царя агванского (албанского), католикоса Сиона (Партавский Собор) и Соборов в Двине и Карине. Наиболее полным на сегодняшний день изданием текста является 2-томное издание В. Акопяна (1964-1971), в к-ром он попытался представить развитие и формирование «К. к.» (в рукописном семействе «А», хотя для сравнительного анализа и комментариев использованы и рукописи семейства «Б») в течение VIII, X и XI вв.: в 1-й т. включено собрание из 24 канонических групп, к-рые, по мнению Акопяна, составляли первоначальную редакцию сборника Ованнеса Одзнеци, во 2-й т.- канонические группы, добавленные к редакции «А» после Ованнеса. Изд. и пер.: Mai A. Scriptorum veterum nova collectio e Vaticanis codicibus edita. R., 1838. T. 10. P. 269-316; Ташчян Я. «Учение Апостолов» - книга неаутентичных канонов. Вена, 1896 (на арм. яз.); Нерсес (Мелик-Тангян), архим. Армянское церковное право. Шуши, 1903. Кн. 1; 1905. Кн. 2 (переизд.: Вагаршапат: Эчмиадзин, 2011) (на арм. яз.); Хлтчян А. Армянская книга канонов. Тифлис, 1914 (на арм. яз.); Акинян Н. Письмо Иерусалимского патриарха Макария II к архиеп. Вртанесу Сюнеци. Вена, 1930 (на арм. яз.); он же. Книга канонов: Тексты и исследования. Вена, 1950. Т. 1: Каноны Шахапиванского Собора (на арм. яз.); Ghegighian II. Collectio Canonum Ecclesiae Armenae. Venezia, 1941. Pt. 1: Canones Apostolici. P. 1-116; Аревшатян С. Шаапиванские каноны - древнейший памятник арм. права//ИФЖ. 1959. Вып. 2/3. С. 334-348; Акопян В., ред. Армянская книга канонов. Ереван, 1964. Т. 1; 1971. Т. 2 (на арм. яз.); Terian A.

http://pravenc.ru/text/1841548.html

Закрыть Армянское Косово О прошлом, настоящем и будущем Арцаха Елена Мкртчян   09:00 16.10.2023 504 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено автором Если счастье без любви невозможно, то видно ни покоя, ни воли не может быть без Родины (И.С. Тургенев) Все исторические источники, начиная с VII века до Рождества Христова вплоть до XX века по РХ, свидетельствуют об этнической однородности духовного центра Армении – Нагорного Карабаха (древнее название Арцах – Хачен). Общее число памятников народной культуры армянского народа на территории Нагорного Карабаха насчитывает более 1700 из которых 500 церквей и 60 монастырей. Держа в руках карту Карабаха позволим себе перечислить лишь несколько из них – в Мардакертском районе 520, Гадрутск – 410, Мартунинском – 327, Аскеранском – 251, Шушинском – 103, Монастырский комплекс Амарас (ныне Мартунинский район) один из крупнейших, основан в начале IV века святым Григорием Просветителем! Дадиванк в V веке, Акубаванк в VIII веке, Апостольский в V, монастырь Охтэ Дрни и церковь Вачагана в VI-м, грандиозные монастырские и дворцовые ансамбли Гтчаванка, Хатраванка и Гандзасара – в XIII-м, Майраберд – в XVII-м, дворцовые ансамбли Хачена и Дизана в XVII-м, церковь Казанчецоц в Шуше в XIX-м. Об их армянской этнокультурной принадлежности свидетельствуют не только письменные источники разных эпох, хранящиеся в Эчмиадзине и Матенадаране, но и высеченные на их стенах армянские надписи. Вот как описывал освящение главного Храма Гандзасарского монастыря выдающийся армянский историк XIII века Кирокос Гандзакетци: «Небоподобный Храм Славы Божией! Его освящало невиданное множество священников, около семисот иереев» (Гандзакеци К. «История Армении». М., 1976). Не говоря уже о безчисленных неизреченной красоты Хачкарах (каменный армянский крест с филигранно высеченными надписями и орнаментами). Такой плотности воздуха земного Рая не было нигде на планете, кроме Косово и Метохии. Да, у турок и принадлежащих им азербайджанцев нет урана, но где теперь Косово, Югославия и сами сербы у которых тоже не было урана в отличие от армян?..

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/ar...

Выдающийся этнолог Лев Николаевич Гумилёв в известном трактате «Тысячелетия вокруг Каспия» в этой связи замечает: «Часто люди искренне полагают, что прошлое, как бы грандиозно оно ни было, исчезло безвозвратно и, следовательно, никакого значения для сегодняшней, а тем более будущей действительности иметь не может. «Нам нужны современность и знание о ней!» — этот тезис приходится слышать и в беседах за чаем, и в случайных разговорах в поездах, и на научных заседаниях, причём каждый раз с нескрываемым апломбом. Да и как не быть апломбу, если мнение столь очевидно и оспаривать его может только чудак ?! Однако если подумать, большинство очевидностей ложно. То, что солнце обходит плоскую землю очевидно, но ведь уже некому доказывать, сколь это неправильно… То же и в нашем случае. Достаточно спросить себя, откуда начинается так называемая «современность «? Пять минут тому назад ? Или месяц ? Или десятилетие?Или век, но если так, то почему не несколько веков? На этот вопрос ещё никто не мог ответить. Это первое. И второе, ведь даже момент, любое переживаемое мгновение тут же становится прошлым. А раз так, то оно ничем не отличается от аналогичных же моментов до новой эры или после неё…» …Потоками слёз и крови орошены эти благодатные земли, омываемые Каспием и заманчиво простирающиеся для бесчисленных орд завоевателей на важнейшем перекрёстке Великого шёлкового пути. Не миновали их армии Александра Македонского, татаро-монгольская Орда и полчища Тамерлана. Но именно здесь, в древней Кавказской Албании, наряду с Персией, также являющейся родиной предков современных азербайджанцев, два тысячелетия назад — в начале I века по Р.Х. — воссиял свет Христовой веры. Христианская Церковь Кавказской Албании имеет апостольские корни. Первым проповедником истиной веры сюда явился святой Елисей, ученик святого апостола Фаддея из числа двенадцати, мученик за веру Христову, рукоположенный первым Патриархом Иерусалима, братом Господним святым апостолом Иаковом, и получивший себе в удел восточные страны. Местная традиция именует его ещё и Апостолом Албании. Ему же приписывают и строительство первой церкви в Албании в местечке Гис (Киш), которая была «первоматерью всех церквей на Востоке». Настанет время — и в долине Зергун, «в краю маскутов», апостол Елисей примет мученическую смерть, а тело его сбросят в яму. Во второй половине V века албанский царь Вачаган III обрёл мощи святого, а над местом его мученической кончины возвёл часовню. По мнению историков, он проповедовал на территории нынешнего Азербайджана: в Огузском районе и Карабахе.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

В связи с христианизацией Хазарии можно упомянуть 2 церкви VII-VIII вв. на городище В. Чирюрт ( Магомедов М. Г. Раннесредневековые церкви Верхнего Чирюрта//Сов. Арх. 1979. 3). Культовые памятники дохрист. периода малочисленны (храмы в Капалаке и Гявуркале). К древнейшим и античной эпохам восходят основы ряда средневек. крепостей. Памятники из чистотесаного камня встречаются только в правобережной части и являются, возможно, постройками мастеров из Армении. Постройки, выполненные в более грубой технике, из колотого и булыжного камня, или в смешанной технике с добавлением кладки из обожженного кирпича и тесаного камня, распространены были на всей территории страны и имеют аналоги в Армении и Вост. Грузии, в т. ч. в Кахети. Вероятно, смешанная каменно-кирпичная или булыжная техника служила основой формирования албан. архитектурной школы средневек. зодчества Закавказья. Кроме того, в долине Куры применялся и сырцовый кирпич. Все эти храмы требуют внутренней штукатурки и, судя по скупым сведениям, были расписаны. Небольшое количество сохранившихся памятников IV - сер. IX в. не имеет точных датировок, за исключением Дербентской крепости и усыпальницы в Амарасе. Датировки христ. храмов, фигурирующие в научной лит-ре, установлены на основе сопоставления их архитектуры и археологического материала с памятниками соседних стран (по критериям пространственных решений, убранства и строительной техники). Это обстоятельство не позволяет датировать албан. постройки ранее их ближайших аналогов в Центр. областях Армении и Грузии. «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци) содержит сведения о возведении неск. церквей и мартириев. Большинство из них связано с обретением и положением святых мощей и локализуется на правобережье Куры. Среди христ. центров известны: Дарахоч и Сухар, где царем Вачаганом были обретены мощи свт. Григория Просветителя, святых Гаяне ( Гаиании ) и Рипсиме ( Рипсимии ); Амарас, где были обнаружены мощи епископов Григориса, Захарии и Пандалеона и помещены в мартирии, рядом с церковью, основанной Григорием Просветителем; Дастакерт-Хнчик и Дютакан (резиденция царя Вачагана III), где хранятся частицы мощей Григориса и др.

http://pravenc.ru/text/64030.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010