(20) Святого Василия из «Слова к Амфилохию о Святом Духе»: «Как сказали бы серафимы «Свят, Свят, Свят Господь», если бы не научились от Духа, сколько раз благочестиво будет вознести сие славословие?» 22 . Отец избавил нас от долгих разговоров, яснее ясного сказав, сколько раз благочестиво возносить сие славословие. Ибо не благочестиво дважды или четырежды, но трижды и единожды: трижды «Свят» ради троичности ипостасей, единожды же «Господь» ради единственности и единоначалия сущности. Ибо если только Сыну, то почему не единожды «Свят» и единожды «Господь», почему не дважды и не четырежды? Ведь число «три» не посвящено одной из ипостасей, и не более свойственно ей, чем другие числа. (21) Его же, святого Василия, из «Четвертого слова против Евномия», коего начало: «Если Сын по природе Бог»: «Что и в видении, и в прорицании нераздельны Отец, и Сын, и Дух Святой, сказал пророк Исаия: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и слава Его наполняла весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл. И немного спустя говорит: И сказал мне Господь: скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего ( Ис. 6:9–10 ) и так далее. Итак, согласно этому высказыванию и последовательности пророческой книги, Владыка всех Отец явился и вещал пророку. Сын грома, однако, чьи речи поразительнее и страшнее грома, чье собственное речение Было Слово ( Ин. 1:1 ), а не «Не было Слова» 23 , говорит, что явился и вещал пророку Сын. Ибо в сочинении своем он пишет: Потому не могли иудеи веровать в Иисуса, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумевают сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его ( Ин. 12:39–41 ). Павел же объявил видение и пророчество [исходящим от] Духа, сказав: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через Исаию: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих ( Деян. 28:25–27 ). Пророк ведет речь от лица Отца, в Которого верили иудеи, евангелист говорит о Сыне, а Павел – о Духе, вместе именуя явившегося Господом Саваофом. Раздельно у Них слово об ипостасях, но неделимо суждение о едином Боге. Ибо нераздельно разделяется образ [существования] 24 и выражения ипостаси, почему и «Свят, Свят, Свят» троично, из-за троичности ипостасей, «Господь» же единожды, из-за единственности Божества».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

3 . Благочестивые объясняют необходимость судов Божиих для нечестивых Ст. 10. Если нечестивый будет помилован; то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа. Ст. 11. Господи! рука Твоя была высоко поднята; но они не видали ея; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих. Сонм исповедников показывает здесь необходимость судов Божиих, – говорит, что когда Бог по Своей милости и долготерпению щадит нечестивых, то они обращают это в повод к большей надменности, больше ожесточаются против благочестивых, при ненаказанное не научаются правде, но буйствуют на земле правды, т. е. в земле Ханаанской, в которой Бог имел Своих Пророков и учителей, которые учат истине и правде, и – народ Свой, который исповедует истинную, праведную религию; не замечают величия Господа, т. е. в самом начале защиты, оказанной Богом Своему народу, не познают, что Бог-защитник находится с ним, являет Свою славу, и простирает Свою десницу для спасения Своего народа. Но наконец к посрамлению своему враги увидят и познают десницу Божию, поднятую для защиты народа Божия, когда Бог будет доставлять ему успехи, а врагов поражать разными бедствиями – по ревности о спасении Своего народа, и о Своей славе, как огнем будет сожигать, и утвердит царство своего народа. 4 . Благочестивые подробно объясняют свою веру и надежду, которую сохранили во время скорби Ст. 12. Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас. Благочестивые в начале управления Симона Ефпарха видели успех освобождения своего, которого ожидали от Бога, надеются, что Бог совершит это славное дело; потому что Бог Сам доселе совершал все дела их, т. е. все происшествия Своим особенным промышлением направлял к твердому миру и свободе народа Своего. Ст. 13. Господи, Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое. Ст. 14. Мертвые не оживут; рефаимы не встанут; потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

§ 376. По рассуждению учителей церковных, грех двоякий. Одни – владеющий человеком, о каком говорит апостол: «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:12 ), этот грех иначе называется самопроизвольным, ибо делается с желанием, советом, умыслом, знанием и предварительным рассуждением, и он бывает против совести, которую и уязвляет и беспокоит, – например, соблудить, похитить, украсть чужое, обмануть, прельстить ближнего, озлобиться на него, и прочее. Этот грех называется смертным, ибо смерть вечную согрешающему, если не покается, соделовает, по учению апостольскому: «возмездие за грех – смерть» ( Рим.6:23 ); и еще: «сделанный грех рождает смерть» ( Иак.1:15 ). Вместе с таковым грехом вера и благодать Святого Духа в человеке быть не может, но изгоняется через него, и согрешающий человек так лишается всех благ, через Христа приобретенных, и Христос ему ни приносит никакой пользы, пока так грешить не перестанет. От таковых грехов истинные христиане берегутся, верою и благодатью Святого Духа подвизаются против них. (О таковых грехах поминается в 1Кор.6:9–10 ; Гал.5:19–21 и в прочих местах Писания). Другой грех – это грех, живущий в человеке, но не обладающий человеком, и он не что иное, как немощь природная, плоть со страстями и похотями (см. Гал.5:24 ), восстающая на духа, растление и злость, с человеком родившаяся. Этому греху силою веры и духа противятся благочестивые, и не попускают владеть собою. Например, восстает похоть, побуждающая к нечистоте, или к отмщению, или к ненависти, или к обиде ближнего, и прочее, – они ту похоть укрощают, усмиряют и побеждают. И хотя сему греху противятся благочестивые, однако, немощью убеждаемые, часто делают, чего не хотят и не знают ( Рим 7:19 ). § 377. Из святого Божиего Слова познаем, что и самые благочестивые и свято живущие согрешают, и согрешают много. «Все мы много согрешаем», – говорит апостол ( Иак.3:2 ). И святой Иоанн исповедует: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Архангел Михаил со всем Небесным воинством добрых духов за честь Создателя своего выступил против диавола и низверг его с Небес, и за это всячески почитаем его величие, и его почитает вся Святая Церковь ( Откр. 12 ). Ангел положил печать на челах рабов Бога Вышнего, в знамение предопределения в жизнь вечную ( Откр. 7, 3 ). Ангел заключил сатану в бездну, сковав большой цепью ( Откр. 20 ). И еще много пользы бывает от Ангелов для земнородных, о чем желающий может прочесть в Прологе от 8 ноября, в «Сказании о чудесах, происходящих благодаря Ангелам». Вывод Почитать и призывать на помощь тех, кто в бедствиях, скорбях и печалях скорые помощники, заступники, хранители, наставники, освободители, избавители, утешители, молитвенники за нас к Богу и оказывают нам много разных благодеяний, поистине благочестиво, достойно и праведно. Но поскольку таковыми являются Ангелы Господни, скорые в бедах помощники, заступники, хранители и молитвенники о нас к Богу, как выше ясно и известно показано в Священном Писании, то Ангелов Господних почитать и призывать на помощь благочестиво, достойно и праведно. Если же Ангелов Господних призывать на помощь благочестиво за помощь, которую они нам подают, то призывать на помощь и других святых, из сего мира исшедших, как скорых помощников и молитвенников за нас к Богу, есть дело благочестивое. Об этом говорится в следующей главе. Глава 2. Твердость камня веры от призывании святых, из сего мира ушедших, от Священного Писания Ветхого и Нового Завета Во-первых, из Священного Писания ясно, как много Господь Бог сотворил благ живущим на земле ради заслуг и благих дел. содеянных прежде смерти святыми Отцами. В Книге Бытия Господь Бог явился Исааку и сказал ему: Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву (Мою), которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои ( Быт. 26, 3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В Константинополе препразднство это заключалось в изнесении креста из палат царских в Софийский храм. Канон, составленный для этого праздника, приписывается Георгию, епископу амастридскому (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2). Иосифа Аримафейского Иосиф был член Синедриона (Map.15:43), человек благочестивый, потаенный ученик Иисусов ( Иоан.19:38 ). Св. ев. Матфей сообщает о нем следующие сведения: когда Господь Иисус предал дух Свой на кресте, «пришел богатый человек (вечером) из Аримафеи, именем Иосиф, который учился у Иисуса. Он, пришедши к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (полотном). И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» ( Матф.27:57–60 ). «Отсюда особенно можно видеть его мужество, говорит об Иосифе св. Златоуст, он отважился теперь на явную смерть; ибо возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу и дерзнул просить тело Его, и не прежде отступил, пока приял оное, – дерзнул даже не только приять тело и погребсти честно, но и положить в своем новом гробе, чем показал свою любовь и мужество». Иосиф скончался в мире. 1 Иоанн Буга или Багу был монгольским чиновником в Устюге; дозволяя себе своеволия, как и другие, подобные ему баскаки, он взял силою в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и решился убить дерзкого баскака. По внушению других Багу принял крещение и женился на Марии. Народное волнение прекратилось. Багу, названный при крещении Иоанном, жил с своею супругою праведно и честно. 3 Эта пещера была выкопана священником Берестовской церкви, Иларионом, который, как человек строго благочестивый, любил в свободное от службы время, уединяться в пещеру для молитвы, чтении и размышлять о Боге. В 1051 году благочестивый Иларион за свою святую жизнь был поставлен киевским митрополитом, и служил при Софийском соборе. 4 Император Константин VII Багрянородный старался соблюдать во всей точности многочисленные обряды, которыми отличался двор Восточной Римской Империи и которые почитались необходимою принадлежностью императорского величия. Он написал даже особое большое сочинение «Об обрядах Византийского двора». Из этого обрядника и взято описание торжественного приема княгини Ольги в императорском дворце.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вере. То есть твердости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит. Великодушии [ 6 ]. Великодушии [ 6 ]. По отношению к еретикам. Ибо я не возмущался, но все принимал с кротостью. Терпении. Терпении. В гонениях. В гонениях, страданиях. В гонениях, страданиях. Я, говорит, не только был гоним, но и страдал. Два обстоятельства особенно смущают учителя — именно, что есть еретики и что приходится страдать. Относительно еретиков было много сказано, когда апостол убеждал Тимофея не смущаться ими. Теперь он говорит о своих собственных страданиях, чтобы ободрить ученика. Постигших мена в Антиохии, Иконии, Листрах [ 7 ]. Постигших мена в Антиохии, Иконии, Листрах [ 7 ]. Говорит об Антиохии Писидийской, о Листрах, откуда происходил Тимофей. Почему упоминает только о них? Так как они были более известны Тимофею, или были недавними сравнительно с другими событиями. Смотри, он не перечисляет их порознь, ибо пишет о них не для прославления, а по нужде, для утешения своего ученика. Каковые гонения я перенес, и от всех набавил меня Господь. Каковые гонения я перенес, и от всех набавил меня Господь. То и другое внушает Тимофею: и я, говорит, имел ревность пострадать, и Бог не оставил меня. Поэтому и ты будь готов, и не будешь оставлен. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает апостол, о себе одном? Все, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путем добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идет тесным путем, тот по необходимости скорбит. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

И снова Исайя говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:4), и: младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и мира его нет предела, имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель(см. Ис 9:6,7) и так далее. И не только о воплощении, но и о деяниях и чудесах Его, делах, кресте, смерти, тридневном воскресении, вознесении, ниспослании Духа и втором Его пришествии ясно предсказали; что мы не пренебрегли отчасти кратко выписать для нуждающихся; Божественное же Евангелие о всех этих событиях отчетливо повествует, и это же свидетельствуют писания Апостолов. 18. К тому же проповедь Божественного Евангелия установила истину во всей вселенной без меча, как предсказал Христос, и при многих гонениях — победу креста, — демонов изгнание, идолов ниспровержение. Еще же пламенное рвение Апостолов, претерпевших за Христа тысячи страданий, дорог, трудов и врагов, гонимых даже до смерти. И величайшее из чудес — то, что никоим образом проповедь не умолкла, когда их убивали и преследовали, когда они были бедны, необразованны и слабы, но все более при этом удавалось им преуспевать, преумножать труды и руководить множеством верующих, и те подобным образом желали умереть за Христа, каковы суть мученики. Но и другие открыто возвещали веру во Христа, тайну Троицы и Его Божественное воплощение, через которое всем людям освящение прибыло. Не во время же гонений искавшие смерти за Христа, девством, аскезой и многими другими путями этого достигали: избегая мира, умирали для мира, возлюбив Христа больше родителей, больше жены и детей, как были научены, надеясь не на эту жизнь преходящую, но на вечное наследство в Царстве Небесном. Это же и доныне можно видеть действуемое: ибо многие и в настоящее время, по любви Божией удаляясь от мирских дел, юноши вместе со старцами, добровольно принимают крест и, оставляя отечество и дома, идут, повинуясь Христу, одни в горы, другие в обители. 19. Потому-то более всего да храним самих себя в настоящем веке, и никто из благочестивых да не заблуждается, видя благоденствующих нечестивцев, плотских и страстных и наслаждающихся в мире, угнетающих и порабощающих благочестивых, захватывающих их в плен и по-разбойничьи собирающих богатство, наслаждающихся всеми удовольствиями и бесчинствами, и при всем этом хвалящихся, радующихся и думающих о себе как о праведных, которые намерены эту порочную и беспутнейшую жизнь точно так же продолжать, и помимо преследования и убийства благочестивых поносят они веру нашу.

http://pravmir.ru/poslanie-v-podderzhku-...

Иосия, будучи еще отроком, уже начал искать Бога отца своего Давида и неуклонно ходить во всех путях его, стал очищать Иудею и Иерусалим от всех мерзостей языческих; он велел вынести их храма кумир Астарты и все сосуды, посвященные Ваалу; сокрушил алтари Ахазовы и Манассиины на дворе храма, сжег колесницу и коней, посвященных солнцу, пред вратами дома Господня, и рассеял пепел их в долине Кедронской. В восемнадцатый год своего правления, благочестивый Царь приступил к обновлению храма, пришедшего в ветхость и запустение, при нечестивых Царях; он послал вельмож своих для совета к Первосвященнику Хелкии. Левиты принесли ему серебро, собранное ими, не только от старейшин и народа пределов Иуды и Вениамина, но и в остатках колен Израилевых, и оно было отдано в руки верных приставников, для приготовления всего нужного, к восстановлению обветшавших частей здания. В сие время Первосвященником найдена была книга закона, писанная рукой Моисея и переданная от него Левитам, для хранения при кивоте. Хелкия понес её к Царю; когда же благочестивый Царь услышал страшные слова сей книги, он разодрал свои одежды и велел Первосвященнику и вельможам своим, идти в храм, молиться Господу за него и за остаток Израиля и Иуды, ибо велик был гнев Божий против народа своего, за несоблюдение слов закона, начертанных в сей книге. Они пошли, от имени Царя, к Пророчице Олдаме, жившей в Иерусалиме, и Господь отвечал, её устами, что сбудутся все слова книги, прочитанной Царю, над Иудой и Иерусалимом, за то что оставили Бога отцов своих, для богов чуждых, но, ради смирения умилившегося Царя, бедствия сии не придут во дни его. Утешенный сей вестью, Иосия, собрал в храм Господень всех старейшин Иуды, жрецов и весь народ, от малого до великого, и став на возвышенном месте, прочел им вслух всю книгу закона, увещевая восстановить завет свой с Господом и свято соблюдать заповеди его, всем сердцем и всей душой, и народ с клятвой обновил завет отцов своих. Тогда еще с большей ревностью приступил Иосия, к истреблению всех мерзостей языческих, в Иерусалиме и окрестных пределах Иудеи, и даже в опустевшем Израиле, на горах Ефремовых. Прежде всего сокрушил благочестивый Царь все горние места и дубравы, капище мерзостей Сидонских на горе Соблазна, в виду Иерусалима, и требища Молоха в долине Геенны, где проводили младенцев сквозь огонь, и, чтобы осквернить сами места, он посыпал их костями человеческими. Потом очистил всю область Иудейскую, от Гаваона до Вирсавии, сам раскопал в Вефиле алтарь, воздвигнутый Иеровоамом, рассеял его камни и сжег тельца, столь долго служившего соблазном для народа, и взяв кости из окрестных гробов, осквернил ими место алтаря, по пророчеству человека Божия, некогда возвестившего о том Иеровоаму; но он пощадил гроб сего Пророка и того старца, который погребал его. То же совершил Иосия и в Самарии, над мерзостями Ахаава, и там истребил всех волхвов и гадателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но где будут эти «храбрецы» тогда, когда откроются суды Божии?! Обоснованием страха перед Господом и необходимости прославления Его является то, что «Ты един свят». Точнее надо перевести: «Ты един благочестив» (здесь не γιος, но σιος). В славянском переводе: «преподобен». Понятие «благочестив» обычно прилагается не к Богу, а к людям. Если же здесь это сказано о Боге, то ради того, чтобы сопоставить истинного Бога с бесами языческими и антихристом. «Нет между богами, как Ты, Господи» ( Пс. 85:8 ). Языческие боги (по мифологии) не были благочестивы, но грешны. Не будет благочестив и антихрист, который выдаст себя за истинного Бога. Только Господь, Творец неба и земли, может быть назван истинно благочестивым. «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф. 19:17 ). 4-я строфа: все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Сегодня многие не желают поклониться перед Богом. Но откроются суды Его, изольются семь чаш Его гнева, и тогда поклонятся все. Но это уже не будет поклонение в духе и истине, каких поклонников Себе ищет Бог ( Ин. 4:23 ), а поклонение в отчаянии и страхе перед открывшимися судами Божиими. Это будет поклонение Богу в силу чрезвычайности явления Его гнева. О душа, спеши же сегодня с сокрушенным сердцем поклониться перед своим Творцом! Откр.15:5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И после сего – после созерцания святых и стеклянного моря перед престолом, после пения святыми песни Моисея и песни Агнца – Иоанн снова взглянул на небо, И вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. Здесь он видит ту небесную скинию, по подобию которой Бог повелел Моисею устроить скинию земную ( Исх. 25:8–9; 26:30 ). Отверзся перед взором тайнозрителя не двор скинии с ее святилищем, они были открыты и доступны всегда, но храм скинии , т. е. Святое Святых, всегда скрытое от взора людей, куда войти мог только первосвященник и то только раз в году. Собственно само внутреннее Святого Святых и имело значение свидетельства , «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою (ковчега – Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Посему, если хотим иметь и не погубить души наши, да переносим всякое искушение, как брат Господень говорит, написав: «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1:12). Таков знак любви к Богу: страдать за Него, посему и Пётр снова говорит: «блаженны вы, если страдаете» за Христа (1Пет 3:14).    20. Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая гонения за Христа и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор 2:9). Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против [нас], ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих. И всегда оплакивайте в мире сем наслаждающегося и благоденствующего, потому что как тот богач [из притчи], если не покается и не станет верным, там же будет гореть; и если будет нечестив и распутен, совершенно не увидит Бога, ибо сказано: «истреблю нечестивого, чтобы не видел он славы Господней». (Ис 26:10), и не помышляйте, что если, может быть, некие благие [дела] они имеют, назову я [это] благодеянием и милостью, ибо все дела без веры мертвы. В равной степени и наслаждение земными [благами] есть воздаяние ему, ибо говорит [Писание]: «ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк 16:25), ведь и о верных согрешающих это написано, ибо верный там был богат. И всё же [следует] полагать, доверяя Богу, что хотя некто, умерший нечестивым, представ на Праведном Суде, будет лишён Бога, однако он будет наказан меньше неправедного и распущенного нечестивца; ибо если [неверующий], поступающий справедливо, как нечестивый будет наказан, то намного более будет наказуем и помещён с демонами в одно место тот, кто сверх [своего] неверия явится гонителем благочестивых, окажется распутным, убийцей и несправедливым.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010