Тот же царь в мон-ре Джрвштик (Елиша) установил мемориальную колонну над могилой ап. Елисея, на к-рой провел остаток жизни принявший монашество один из придворных царя. В том же мон-ре похоронен и сам царь Вачаган, обитель стала центром епархии. В VII в. в крепости Гардман князь, а затем правитель Албании Джеваншир построил богато украшенную церковь «для всей страны» (Ист. Ал. II 25). При этом царе развернулась активная строительная деятельность (Там же. 22). Известны и др. древние церкви и мартирии правобережной части А. К. ( Акопян. 1987. С. 243, 260). Еще в V-VII вв., несомненно, существовали величественные соборы в резиденциях Албанских католикосов: Капалаке, Чоле и Партаве, а также храмы в центрах епархий (во 2-й пол. VI в. их было 8). Ко времени до IX-X вв. относятся упоминания о ряде мон-рей (Гандзасар, Дадиванк, Гтчаванк и др.), однако сохранилась лишь усыпальница Григориса в Амарасе - полуподземное сооружение, оказавшееся под алтарем церкви постройки 1858 г. Структура усыпальницы, кладка из крупных, хорошо отесанных блоков базальта и резной декор позволяют отнести ее ко времени царя Вачагана III (489). План церкви у с. Мамрух (Азербайджан). XII - XIV (?) вв. План церкви у с. Мамрух (Азербайджан). XII - XIV (?) вв. Не менее древним является комплекс полупещерных церквей у Ванкасара (Агдамский р-н Азербайджана). По мнению его исследователей, отдельные постройки относятся к первым векам по Р. Х., т. е. к начальному периоду христианизации Закавказья ( Симонян. 2000. С. 218-220). В то же время элементы декора, представляющие разные типы рельефных крестов, имеют аналоги с постройками IV-VII вв. Церковь на горе Ванкасар (Бешидаг) представляет собой купольный триконх типа свободного креста (9,70×8,30 м). Ее архитектурные особенности, метки мастеров на камнях (аналогичные арм. храмам в Сисаване, Иринде и др.), арм. эпиграфические надписи VII и последующих веков на стенах церкви, рельефный крест на тимпане зап. входа (не сохранился) свидетельствуют о том, что она была построена в посл.

http://pravenc.ru/text/64030.html

Итак, христианство у йикийцев-албанцев Кавказской Албании имеет более чем тысячелетнюю историю. Для ее народов оно было не экзотикой и не поверхностным увлечением вопреки тому, что утверждал П. К. Услар 9 . Для йикийцев-албанцев христианство было великой религией; Благая Весть была принята ими как Божественное откровение, а Иисуса Христа они почитали как Бога. Кроме многочисленных сохранившихся до наших дней культовых сооружений, в этом убеждает нас имя Бога Йиниш / Гыныш / Гынич (Yenis); в цахурской графике ГIыhuш / ГIhuч — это не что иное, как имя Иисуса, закрепившееся в форме сирийско-арамейской традиции Йешуа . То же слово означает Бога и в рутульском языке, причем и для цахуров, и для рутульцев это — исконный термин для обозначения Бога, а Аллагь — слово заимствованное. Одно это уже свидетельствует о глубокой привязанности к христианству, о признании Иисуса Христа Сыном Божиим 10 . И уже после окончательного утверждения ислама среди народов Дагестана (XV в.) у цахуров то и дело возникало движение за возврат к христианству. Цахурские правители иногда были христианами уже в период признания ислама официальной религией. Показательно и участие католикоса албанской Церкви в делах цахурских владетелей. Сторонниками утверждения христианства здесь были не только духовенство, но и цари, и племенные вожди. К ним Моисей Каланкатуйский причисляет Аршакидов: Урнайра, Ваче II и Вачагана III. В окружении царей стремление к усилению христианства ощутимо и после принятия ислама, в XV, XVI вв. Поэтому некорректно умалять роль христианства в жизни и судьбах народов, исповедовавших его более тысячи лет, как это делал П. К. Услар. Этот же автор категорически отрицал саму возможность перевода Библии на албанский язык и существование албанской письменности (а значит, и богослужебных книг на этом языке) и писал: “Нет сомнения, что богослужение в горах никогда не совершалось ни на одном из туземных языков; посему смысл его всегда оставался непонятным для горцев” 11 . Однако время показало, что это не так: собственное письмо было у албанцев еще до принятия христианства 12 . Святой Месроп Маштоц, который традиционно считается создателем грузинского, армянского и албанского письма, последнее, вероятно, лишь реформировал, и оно сыграло важную роль в распространении и утверждении христианства, в создании духовных школ и в подготовке священнослужителей, способных не только к богослужебной и миссионерской деятельности, но и к переводам 13 . Христианство способствовало формированию духовной и светской литературы на языке (языках) Кавказской Албании, особенно в V–VIII вв.

http://pravmir.ru/hristianstvo-u-tsahuro...

Предположительно к 340 г. албанская Церковь стала автокефальной. Ее статус был узаконен после IV Вселенского собора 451 г. (Халкидонского). Она приняла постановления трех предыдущих Соборов, осудила арианство и несторианство, но присоединилась к монофизитам и в 551 г. порвала с Византией, как и армянская, и ее глава стал называться католикосом. Деление территории на епархии происходило, видимо, по этническому принципу, и права епископов напоминали права удельных князей. В IV в. церковным центром был город Кабала (?), а с V в. — Барда. Важное значение для албанской Церкви имел Агуэнский собор, созванный в 487—488 гг. царем Вачаганом III. Агуэнские каноны включают 4 группы: 1) о духовенстве и его обеспечении, об отношениях служителей церкви, об их правах и обязанностях; 2) о разграничении отношений между клиром и знатью; 3) о регламентации отношений духовенства и мирян; 4) каноны правового характера. К VIII в. албанская Церковь приобретает весьма внушительную духовную и политическую силу. В это время воспоследовало еще несколько церковных канонов, в частности, предписание духовенству “вести жизнь духовную по каноническим правилам” и запрет князьям и “военным людям” властвовать над церковью 18 . В начале VIII в. халиф Абу ал-Малик (правл. 685—705) подчинил албанскую Церковь армянской в основном благодаря тому, что армянский католикос доложил халифу о том, что “тепе­решний католикос Албании, сидящий на троне в Партаве, вошел в соглашение с императором греческим, упоминает его в своих молитвах и принуждает страну соединиться с ним в вере и принять его покровительство” 19 . Подчинение армянскому католикосу положило начало ослаблению албанской Церкви; христианство перестало быть консолидирующей силой в борьбе с арабо-исламской экспансией. При этом наибольший урон понесли в первую очередь йикийцы и удины, которые частично подверглись ассимиляции со стороны тюрок и армян, а частично были вытеснены на северо-запад. Но и после распада Кавказской Албании албанская Церковь предпринимала попытки возрождения: в XI в. — в Нагорном Карабахе (Арцахе), а в XII в. — в регионе Кахи—Закатала. После переподчинения албанского католикоса армянскому возросла роль епископов: в XIII в. — Гандзасарского (Гандзасар даже стал центром Церкви и резиденцией католикоса), а в XV в. — Шеки и Кахи, храмов Курмук, Мухах, Кум, Лекид 20 . С XVII в. католикосы албанской Церкви располагались в Хаченском храме Ерицманкац; в 1836 г. албанский католикосат был упразднен государственным указом.

http://pravmir.ru/hristianstvo-u-tsahuro...

Голованевск. Церковь Кирилла Иерусалимского. Церковь. Действует.   Престолы: Кирилла Иерусалимского Год постройки:2010. Адрес: Кировоградская обл., Голованевский р-н, ст. Голованевск Координаты: 48.361396, 30.401968 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью 22 июля 2004 г. епископом Кировоградским и Новомиргородским Пантелеимоном было освящено место для постройки храма. В 2010 г. - строительство храма было завершено. 12 октября 2010 г. - Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром церковь была освящена. Храм построен меценатом Ростомяном Вачаганом Ониковичем. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=31917

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАРАС древнее селение в обл. Арцах, с V в. в составе Албанского марзпанства (см. Албания Кавказская ). В IV в. сщмч. Григорием Просветителем († 335) в А. была заложена церковь, где ок. 338 г. был захоронен убитый язычниками-мазкутами внук Григория Просветителя сщмч. Григорис, еп. Иверии и Албании. Мощи сщмч. Григориса были обретены в 489 г. при албан. царе Вачагане III, к-рый возвел над ними часовню и восстановил разрушенную к тому времени церковь. В нач. V в. создатель арм. алфавита Месроп Маштоц основал в А. первую школу. С VI в. А.- епископство в структуре Албанского Католикосата. Епископу А. «царем ромеев» была подарена десница сщмч. Григория Просветителя, находившаяся в К-поле. В ср. века А. был известен как мон-рь, к-рый являлся крупным скрипторием. А. подвергался частым разрушениям (в 1387 разрушен Тамерланом ) и неоднократно восстанавливался. Под алтарем построенной в 1858 г. церкви сохранилась сводчатая усыпальница из чисто отесанных блоков с орнаментацией, характерной для V в. Лит.: Hasratian M. L " ensemble architectural d " Amarass//REArm. N. S. 1977. T. 12. p. 243-259. fig. 4-6; Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Критич. текст и предисл. В. Д. Аракеляна. Ереван, 1983 (на арм. яз.); Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. С. 130, 180-182, 247; Асратян М. М. Амарас. Ереван; М., 1990. А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова: МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/114284.html

§ 526. Различие смерти благочестивых и нечестивых. 1) Хотя благочестивые и нечестивые в Святом Писании называются спящими, как говорится: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2), потому что все архангельской трубой, как от сна, от смерти возбудятся и оживут, однако же благочестивых смерть в особом смысле называется сном, ибо они почивают от трудов своих (Откр. 14:13). Как трудившиеся днем спокойно почивают в ночи, так и благочестивые, которые трудились в подвиге веры и благочестия в мире этом, сладко после благословенных трудов засыпают, почивают и упокоеваются, пока архангельской трубой не возбудятся. 2) Благочестивые лишаются временных и земных благ, но наследуют вечные и небесные, а нечестивые же, лишившись временных, лишаются и вечных. 3) Благочестивые перестают временно жить, но начинают вечно, а нечестивые же, переставая временно жить, перестают и вечно, но временную жизнь переменяют на вечную смерть (Откр. 21:8). 4) Благочестивые после трудов, скорбей и болезней переселяются в покой, прохлаждение и радость, и переносятся Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16:22), а нечестивые же после веселья и роскоши своей обретаются во аде, в муках (Лк. 16:23). 5) Благочестивые, утешаясь на лоне Авраамовом, ожидают общего воскресения, в которое, услышав глас Сына Божия, оживут плотью, и, как травы прозябшие прекрасными цветами одеваются во время весеннее, исходя из гробов, облекутся в новый, нетленный и прекрасный вид, и так получат совершеннейшее от руки Господней блаженство. Нечестивые же, мучаясь в аду, ожидают совершеннейшего по делам своим воздаяния и мучения, по соединении с телами, с которыми беззаконничали. Итак, смерть благочестивых – это приобретение (Флп. 1:21), ибо через эту смерть приобретают жизнь вечную, а смерть нечестивых – пагуба, ибо по временной смерти вечною умирают. Глава 18. О воскресении христиан   Наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. (Флп. 3:20-21)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И мы читаем далее 13 стих: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» ( Откр.14:13 ). Сегодня мы вспоминали об одном мертвом, который блажен, потому что умер в Господе. Кто это? Иоанн Креститель. Он умер в Господе, отстаивая Божий Закон, его святость. Он говорил Ироду, что ему нельзя иметь жену его брата. И он блажен. То есть, терпение святых должно проявляется даже до возможной мученической смерти. Вот почему после 12 стиха мы находим вот такой 13 стих. Вполне возможно, что будут убивать. Не надо удивляться, что будут убивать христиан. Я вам часто напоминаю, и в Писании сказано: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Не «живущие благочестиво», но «желающие жить благочестиво» будут гонимы. Если ты пожелал жить благочестиво, но еще не живешь благочестиво, только пожелал, – ты уже будешь гоним. А если будешь жить благочестиво, тебя убьют. Вот такая перспектива. Веселая? Счастливая и блаженная! Это милость Божья – стать мучеником. Но не каждый получит такую возможность – стать мучеником. Это особое Божье благословение. Древние христиане так стремились к мученичеству, что епископы их даже останавливали, некоторых даже держали взаперти, чтобы в то время, когда язычники умерщвляли христиан, эти бы не бежали на муки сами. Есть такое описание: римские воины окружили кладбище, где собирались христиане, и христиане, которые не пришли на общественную молитву, побежали быстрей туда, чтобы присоединиться к мученикам, и одна женщина бежала с грудным ребенком. И римский центурион остановил ее и сказал: – Ну, ты сама идешь, а ребенка-то зачем тащишь? А она говорит: – Неужели я свое дитя лишу такой участи? Это особое, почетное служение – служение мучеников. И по милости Божией наша Русская Церковь тоже была на своей Голгофе. В советские, коммунистические времена наша Церковь взошла на Голгофу. Погибло огромнейшее количество христиан именно за веру Православную. Тысячи и тысячи священников, монахов, епископов были расстреляны, но перед этим они подвергались страшным мучениям – на Соловках, на Валааме, на дальнем Севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Во град спасения, т.е. в царство Божие войдут люди кроткие и смиренные, потому «что они «уповали вовеки», т.е. постоянно, при всяких обстоятельствах и всегда твердо надеялись на Бога; они знали, что Бог велик и вечен, а не такой, как ничтожные боги-идолы или слабые люди-цари языческих народов (ср.2:22). И надежда кротких неизменно оправдываемся: людей, живущих на высоких горах и в укрепленных городах, Господь низвел в долины и отвел в плен, а города опустошил и стены их разрушил до земной поверхности, так что их свободно и безопасно могут попирать ноги кротких и смиренных, которые надеялись не на свою силу и не на свои крепости, а только на заступничество Бога. 7–8. Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. (Путь благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых. Путь бо Господень суд: уповахом на имя твое и память, еяже желает душа наша). Путь благочестивых людей прямой и приготовленный. Обыкновенный прямой путь назывался таким не по одному только своему кратчайшему направлению, но и потому, что был ровный, не изрытый. Путь приготовленный назывался таким тогда, когда он был очищен от камней, колючих трав и прочих многих препятствий, столь обыкновенных на Востоке. Такой прямой и приготовленный путь был вернейшим и безошибочным для цели, а притом ближайшим и беспрепятственным, а потому скорейшим для путника. Такому пути подобен и путь благочестивых, т.е. их образ жизни: он указан законом правды Божией. А потому, когда совершался суд Господа над народами, то праведные, почитая Его закон, надеялись на имя Господа, и на ту память, которую они всей душой старались сохранить о Боге и Его законе: храня эту память, они непоколебимо надеялись, что и Господь не забудет их, пощадит и спасет среди общего разрушения вселенной. 9. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. (От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Итак, чистое и нечистое. В Писании есть такие слова: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим.3:12 ). Обратите внимание: не живущие благочестиво , а желающие жить благочестиво . Жить благочестиво – это по силам очень немногим. Но само стремление души к благочестивой жизни уже угодно Богу, хотя ты сам и грешишь, но и раскаиваешься. Падаешь, но и поднимаешься. Вся праведность твоя не от дел, а от веры. И рано или поздно жизнь твоя изменится. В рай попадают не воры, блудники, убийцы, предатели, а бывшие воры, бывшие блудники, бывшие убийцы, бывшие предатели, потому что раскаялись они в своих грехах. И вот мы читаем: В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей ( Быт.7:11–12 ). Это был гнев Божий, – очистительный потоп. Но прежде чем начался потоп, затворил Господь за ним ( Быт.7:16 ), то есть когда Ной с сыновьями и женами, животными чистыми и нечистыми вошел, двери ковчега закрылись, и уже никто более не мог войти туда. Так сказано: кому Бог закроет, то уже никто не откроет, а кому Бог откроет, то уже никто не закроет (См.: Откр.3:7 ). И наступит день, когда уже нельзя будет стать православным, когда начнется Великий Суд над грешниками. Многие тогда будут искать, где покаяться, где причаститься, но уже не найдут – поздно будет! Затворит Господь. Две кончины мира. Признаки кончины века Почему нам, живущим в конце ХХ века, так важно говорить о Всемирном потопе? В Евангелии от Матфея читаем: Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:37–39 ). Вот почему нам надо внимательно изучать все, что было с допотопными людьми. У святого Апостола Петра сказано, что первый мир погиб в воде, а второй мир погибнет в огне. Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:6–7 ). То есть гнев Божий на второй мир будет еще страшнее, чем на первый. Говоря о Всемирном потопе, мы все время будем помнить о грядущем дне Сына Человеческого. У пророка Исаии сказано: И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день ( Ис.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Некоторые причины, почему благочестивые в мире сем скорби терпят Первая. Сатана на них брань восставляет, и искушает, и тем хочет от Христа отвести, и когда не может того сделать, причиняет им зло через злых людей. Вторая. Сатана, не будучи в силах ничего сделать Христу, Который его царство разрушил, устремляется на рабов Его, соблюдающих заповеди Его. «Диавол, — говорит свт. Василий Великий, — не будучи в силах Богу Самому обиды сделать, на Его образ, то есть на человека, ненависть свою обратил» (Слово в Лакизах). Третья. Сатана, завидуя вечному благополучию рабов Божиих, старается их от него отвести всякими напастями. Четвертая. Сатана, не будучи в силах душу благочестивых повредить искушением, старается хотя бы телу их причинять страдания через злых людей, ибо ему, как духу злобному, радость бывает какое-нибудь человеку, а особенно верному, причинить страдание. Пятая. Благочестивые не от мира сего, но отечество их — небо, ибо мир сей они презирают; потому и ненавидит их мир, как не своих: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» , — говорит Христос (Ин. 15:19). Шестая. Добрые со злыми не сообщаются, но злобу их обличают своим святым житием; потому злые добрых и гонят. Так, гордый гонит смиренного, лукавый — простосердечного, лихоимец — щедрого, злобный — кроткого гонит, ибо добрый злому, как рожон глаза колет. Седьмая. Бог попускает на добрых напасти, чтобы они помнили, что не здесь их отечество, но на небесах, где Отец их Небесный, и так не любили бы суеты, «не име ли бы здесь пребывающего града, но грядущего искали» (Евр. 13:14). «Господь, кого любит, того наказывает» , — говорит апостол (Евр. 12:6). Восьмая. Благочестивые люди не без грехов; и для того им беды посылаются, чтобы, ими очистившись, прямо в небесное отечество вошли. Девятая. Чем более здесь они страдают, тем более в вечной жизни прославятся. «И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы» (Прем. 3:5). Десятая. Этими бедами благочестивые смиряются и познают свою немощь, ибо как счастье возносит, так беда смиряет и приводит человека в познание себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010