— Не подобает христианам проходить сквозь тот огонь, который нечестивые почитают за Бога, я же — христианин; посему не пойду сквозь огонь и не поклонюсь твари, ибо я поклоняюсь Творцу, — Отцу и Сыну и Святому Духу, — Единому Богу в Троице, Создателю неба и земли. Услыхав такие слова князя, волхвы и жрецы пришли в ярость; оставив Михаила, они пошли донести о его речах царю. В это время к князю Михаилу подошли некоторые русские князья, вместе с ним пришедшие на поклонение Батыю, — между ними был и князь Ростовский Борис 8 ]. Они, жалея Михаила и глубоко скорбя о нем, а вместе с тем боясь, чтобы не навлечь гнев царский и на себя, советовали Михаилу исполнить волю Батыя. — Ты можешь, — говорили они, — притворно исполнить приказание и поклониться огню и солнцу, чтобы только избавиться от царского гнева и от лютой смерти. Когда же с миром возвратишься к себе домой, тогда ты будешь поступать уже по своему желанию: тебя не будет Господь наказывать за сие и не прогневается на тебя, потому что ведает Он, что ты сделал так по принуждению. Если же тебе поставит духовник в грех твой поступок, то мы все возьмем на себя вину твою, — только послушай нас и, пройдя сквозь огонь, поклонись татарским богам; сим ты и себя и нас освободишь от царского гнева и злой смерти, а для земли своей испросишь много полезного. Всё сие говорили они Михаилу с горькими слезами. Благочестивый боярин Феодор, слушая их слова, сильно опечалился, опасаясь, чтобы князь не последовал совету окружающих его и не отпал от веры. Подойдя к князю, он стал напоминать ему обещание его и слова духовника: — Вспомни, благочестивый князь, — говорил он, — как ты давал обет положить душу свою за Христа; припомни слова Евангельские, коими поучал нас духовный отец: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мрк.8:35-36) — «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32-33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

§ 205. Причины, по которым благочестивые, идя по пути Христову, скорби терпят, примечаются сии: 1) Сатана, от ига которого благодатью Божией освободились, брань на них воздвигает, разнообразно искушает их, и так хочет от Христа отторгнуть и опять под свою власть темную покорить. И когда не может того сделать, делает им зло через своих служителей — злых людей. Против них подвизается «змий тот великий, змий древний». Он подвизается против «сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17). 2) Сатана снова, не в силах сделать ничего Христу, Который царство его темное разрушил, устремляется на рабов Его, и в рабах Господа хочет произвести зло. «Дьявол, — говорит свт. Василий Великий, — не может Самому Богу обиды причинить и на образ Его, то есть на человека, ненависть свою обратил» (Слово в Лакизах). 3) Тот же злой дух завидует вечному блаженству и великой славе благочестивых и старается их от этого отторгнуть всякими напастями, как позавидовал благополучию прародителей наших и низринул их в бедственное состояние (см. Быт.3). 4) Опять тот же лукавый дух, который не может душ благочестивых искушением повредить, старается хотя бы телу их причинить зло, ибо ему, как злобному духу, радость бывает, если какого-нибудь человека, а особенно верного, обидит. 5) Благочестивые — не от мира сего, но Отечество их — небо, поэтому мир их ненавидит и гонит, как не своих. «Если бы вы были от мира, — говорит Христос, — то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Как море умерших животных вон извергает, так мир сей, который, как море, бедами и напастями волнуется, всякого умершего для всего, что в мире: похоти плотской, похоти очей и гордости житейской (см.1Ин. 2:16), изгоняет. 6) Добрые со злыми не сообщаются, но злобу их обличают святым своим житием, поэтому злые добрых гонят. Отсюда бывает, что в одном доме злой муж добрую жену, злой отец доброго сына, злой брат доброго брата, злая сестра добрую сестру ненавидит и гонит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

§ 458. Христиане, которые вышеописанных должностей не исправляют, тяжко грешат. Видно, что таковые не знают, что есть и от кого учинены власти, и для какой цели учинены; и ни мало не чувствуют, откуда проистекает общее благополучие, в котором и их (благополучие) заключается. Но более те бесстыдно и беззаконно поступают, которые злые умыслы сочиняют и восстают против своих властей, законно учиненных, и такие не иное что есть, как сыны погибельные и враги отечества и общего благополучия. Надобно им опасаться Страшного Суда Божия, постигшего Корея, Дафана и Авирона, которых живыми земля поглотила в наказание за то, что они восстали на Моисея и Аарона ( Числ.16:25–32 ). § 459. – Спросит кто: «Что делать властям, которые неправду делают?» Ответ. 1) Что неправду делают, что к тебе? Ты свое делай и по должности своей поступай. За неправду свою они воздадут ответ праведному Богу, «Который исследует дела их и испытает намерения. Ибо они, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией», и прочее ( Прем.6:3–4 и след.). 2) Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй, а в противном не слушай, так как «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян.5:29 ). Так поступали мученики святые. Повелевали им нечестивые власти землю копать, копали; камни носить, носили; в темницу и ссылку идти, шли; под меч головы подклонять, подклоняли; имения у них отнимали, отдавали, – и прочее, закону Божию не противное, делать приказывали, делали. Повелевали отречься от Христа и прочее богопротивное делать, не слушали. Так и ты поступай. Велит тебе господин твой всякую работу делать, делай; велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее, – не слушай. Грозит за то казнью, не бойся, ибо подобает более бояться Бога, имеющего власть «и душу и тело погубить в геенне», нежели человека, «убивающего только тело, души же не могущего убить» ( Мф.10:28 ). Лишает жизни – не противься, ибо жертвующий жизнью за правду в грядущем веке обретет ее. Глава 2: О должности благочестивых монархов и поданных их

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо, думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». ( Рим.8:15–18 ). Святые желают прославиться со Христом. А для сего, самый надежный путь есть крестный, путь усеянный терниями, скорбный. Спаситель всем своим ученикам говорил: в мире скорбны будете ( Ин.16:33 ) и, побуждая их к терпению, заповедал: в терпении стяжите души ваша ( Лк.21:19 ). И Ап. Павел свидетельствует, яко многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ). Так ради вечного блаженного царствия праведный человек с радостью несет и скорби. Вот в этом и найди разгадку, насколько полезны беды и напасти даже для благочестивых людей. Они суть горнило, в котором очищается, тлеет ветхий человек, но обновляется новый внутренний. Они суть ограда, защищающая праведного от внутренних падений в гордость и самомнение. Для благочестивых людей напасти и скорби не наказания, а средства испытания их веры, твердости в терпении. Посему и нам, братия, как православным христианам, не подобает малодушествовать, роптать и впадать в отчаяние при разного рода напастях. Но мы, скажете вы, немощны, слабы. Мы сил не имеем, чтобы нам не только радоваться, но и спокойным быть в бедах. Так будем Господа просить, чтобы Он избавил нас от тяжелых и небезопасных для нас искушений. Но зато в радостях и благополучии будем вести себя, как подобает истинным христианам, чадам Отца небесного, а иначе, ведь скорби и напасти будут для нас необходимы, как средство для обращения нас к Богу, для плача и покаяния в грехах. Но в чем же заключалась беда Иаира? Была у него единственная дочь, лет двенадцати. Ее постиг тяжелый недуг. Казалось, что жизнь ее была в опасности. Сам отец заявлял, что пока он шел к Иисусу Христу, дочь его, быть может, уже скончалась. Можно понять горесть отца. С тяжелым чувством грусти повергается Иаир к ногам нашего Спасителя. Приметь, каково его смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

А расслабленный был оставлен [Богом] из-за [своих] грехов, ибо Христос говорит ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше» (Ин. 5:14). Покинут [Богом] был и Иуда, который предпочел сребреники Богу Слову, почему и удавился (Мф. 27:5). Также был оставлен [Богом] и Исав, впавший в своеволие и предпочтивший зловонный навоз отеческому благословению (Быт. 25:33—34). Поняв все это, апостол говорит о некоторых: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства» (Рим. 1:28). О других же, удерживающих в памяти познание Бога, но имеющих развращенное сознание, он говорит так: «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили… и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:21). Из всего этого нам становится понятным, что живущему благочестивой жизнью невозможно впасть в прегрешение: такое происходит только в том случае, если он лишается [покровительства] Промысла Божиего.    10. Муж сей говорил еще и следующее: «Ум, отпавший от памятования о Боге, впадает либо в ярость, либо в похоть». Похоть он называл скотоподобной, а ярость - бесовской. А когда я, удивленный, спрашивал его: возможно ли человеческому уму быть непрестанно с Богом, то он отвечал: «Если душа в [каждой] мысли и в каждом Божием деле являет себя благочестивой, то она - [всегда] с Богом».    11. А другой из святых говорил: «Всякая правая душа пусть сочтет более полезным для себя быть поносимой и угнетаемой, нежели чем восхваляемой и прославляемой. Ибо своеволие любит [телесный] покой, здоровье, мир и изобилие [земных благ], а поэтому, стремясь к ним, оно высасывается скорбями, как пиявками». Слава Богу. Аминь. Беседа 55    1. Следует знать, что бывают юноши [по природе] рассудительные, разумные и богобоязненные, с которыми [всегда] пребывает благодать [Божия]. И когда они начинают говорить, то речь их бывает доброй. Тогда слушающие их, люди также рассудительные, начинают воздавать похвалы, удивляться им и почитать их, так как юноши глаголют слово Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А расслабленный был оставлен (Богом) из-за (своих) грехов, ибо Христос говорит ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше» ( Ин.5:14 ). Покинут (Богом) был и Иуда, который предпочел сребренники Богу Слову, почему и удавился ( Мф.27:5 ). Также был оставлен (Богом) и Исав, впавший в своеволие и предпочтивший зловонный навоз отеческому благословению ( Быт.25:33–34 ). Поняв все это, Апостол говорит о некоторых: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим.1:28 ). О других же, удерживающих в памяти познание Бога, но имеющих развращенное сознание, он говорит так: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили... то омрачилось несмысленное их сердце» ( Рим.1:21 ). Из всего этого нам становится понятным, что живущему благочестивой жизнью невозможно впасть в прегрешение: такое происходит только в том случае, если он лишается (покровительства) Промысла Божьего. 10 . Муж сей говорил еще и следующее: «Ум, отпавший от памятования о Боге, впадает либо в ярость, либо в похоть». Похоть он называл скотоподобной, а ярость – бесовской. А когда я, удивленный, спрашивал его, возможно ли человеческому уму быть непрестанно с Богом, то он отвечал: «Если душа в (каждой) мысли и в каждом Божием деле являет себя благочестивой, то она – (всегда) с Богом». 11 . А другой из святых говорил: «Всякая правая душа пусть сочтет более полезным для себя быть поносимой и угнетаемой, нежели чем восхваляемой и прославляемой. Ибо своеволие любит (телесный) покой, здоровье, мир и изобилие (земных благ), а поэтому, стремясь к ним, оно высасывается скорбями, как пиявками». Слава Богу. Аминь. Беседа 55. О том, что приходящие скорби и искушения бывают нам на пользу, и о необходимости терпения 1 . Следует знать, что бывают юноши (по природе) рассудительные, разумные и богобоязненные, с которыми (всегда) пребывает благодать (Божия). И когда они начинают говорить, то речь их бывает доброй. Тогда слушающие их, люди также рассудительные, начинают воздавать похвалы, удивляться им и почитать их, так как юноши глаголют слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Апостол Павел склоняет к этому Ефесян, говоря: «непрестанно вспоминаю о вас в молитвах моих: чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф.1:16—17). И пророк: «открой очи мои», — вопиет ко Господу-да «уразумею чудеса закона Твоего» (Пс.118:19 ), «который есть светильник ногам моим и свет стезям моим» (Пс.118:105). Когда этот светильник зажжён в сердце благочестивого, то уже не может в нем таиться мрак. Тогда он искренен, а это отделяет благочестие от лицемерия. Хитрое притворство весьма искусно умеет показывать святость свою, так что всякий удобно в нем обмануться может. Представьте себе такого лицемера, воззрите на его вид: какая степенность, подумаешь, ничто ее переменить не может; на одежду: какой убор особенный, кажется, тут ничего не может крыться, кроме благоговения; послушайте разговор: какая строгость к соблазнам, какое знание нравственности! Представим, что он всю жизнь проводит в сем занятии. Следуйте за ним в храм: какое усердие! Как часто возводит очи, воздыхает, как низко приклоняет главу, как унижен, смирен. Кто не согласится, что это совершенный христианин!    Но для чего такая строгая исполнительность, для чего такое беспокойство к приобретению всего почтенного? Для того, чтобы выгодно поместиться в мыслях народа, для того, чтобы сим похвалиться с тщеславием, для того, чтоб когда-нибудь указали на него: вот человек благоговейный! Оригинал сего изображения показал Иисус Христос в фарисеях своего времени, к которым относится такая угроза: «змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну» (Мф.23:33). Ах, слушатели, что, если и между нами, здесь, таятся еще остатки такого проклятого невежества! Напротив, наружность истинно благочестивого есть изображение внутреннего. Искренность есть изображение внутреннего. Искренность есть единственное его свойство. Он не имеет тех мыслей, какие фарисей, хотя по наружности иногда с ним сходен. Он ничего не помышляет, кроме того, что предписывает Апостол: «братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бедные и жалкие беспоповцы! С какою смелостию и как уверенно твердят они на каждом шагу, будто заповеди Христовы они исполняют неотступно и евангельскому учению следуют неизменно! Но иметь у себя святое Причастие разве не Христос заповедал? О необходимости для всех последователей Христовых причащаться Святых Тайн разве не в Евангелии написано? «И, взяв хлеб, – читаем мы про Господа Иисуса в Евангелии от Луки, – и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). «И, взяв чашу, – читаем мы у другого евангелиста, – и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:27–28 ). «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, – уверяет верующих во Христа святой апостол Павел, – что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:23–25 ). «Сие творите в Мое воспоминание», – говорит Христос Спаситель. «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови», – внушает Он Своим ученикам. «Пейте из нее все», – говорит Он же. Спрашивается: ужели беспоповцы никогда не читали этих слов Христа Спасителя? Ужели не считают их за евангельское учение и за заповеди Христовы? А если все это заповеди, и притом важнейшие (завет в Моей Крови) и для всех обязательные (пейте из нее все), то как же беспоповцы, не делая и не имея ничего подобного, смеют уверять, будто они заповеди Христовы исполняют неотступно и евангельскому учению следуют неизменно? Нет. Это не исполнение заповедей Христовых, а нарушение их (нарушение «завета»). Это не послушание «завету» евангельскому, а ослушание ему. Хоть вспомнили бы беспоповцы, как учили об этом предмете их и наши благочестивые предки! «Господа ради, – читаем мы в Книге о вере, – Иже пречистую Кровь Свою излия о нас, не послушаем гласа чужого иже в погибель ведет, но сего послушаем, иже рече: овцы Мои гласа Моего послушают, и Аз знаю я, и по Мне грядут, и живот вечный дам им. Тем же ради живота вечного послушаем Христова гласа. Пийте от нея вси. Чесо же ради; слыши. В древнем законе Господь Бог повеле, иже кто кийждо прагов дома своего не помажет кровию агнца, в таковом дому ангел первородных убиваше. Такоже и в новой благодати кто кийждо сего истинного и единого Себе за нас жертву принесшего Ангца Божия, Кровию предражайшею не помажет дому своего, в таковом койждом первородная душа его жива быти не может» (Книга о вере, л.54 и об.). Вот как понимали, вот в чем полагали и вот в чем видели послушание заповедям Христовым благочестивые предки старообрядцев времен патриарха Иосифа. Как же стали непохожи на этих истинно древних истинно-православных людей современные старообрядцы-беспоповцы!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Беседа I. Об откровении естественном В нынешнем году, благочестивые слушатели, по праздничным дням я буду беседовать с вами о православном христианском учении. Апостол Павел писал Ефесянам: молю убо вас аз, юзник о Господе, достойно ходити званы, в неже звани бысте ( Еф. 4:1 ). Такими словами Апостол убеждал верующих в Иисуса Христа достойно ходить того звания, в которое они были призваны. Это убеждение Апостола относится, братие, и к нам. Мы называемся с вами христианами и это звание, подобно тому, как и всякое звание в обыкновенной жизни имеет свою обязанность, которую каждый из нас должен исполнять. Мы называемся православными христианами, т.е. правильно верующими в Бога, поэтому каждый из нас должен знать, как нужно правильно веровать в Бога. Но истинный христианин должен веровать не на словах только, а показать веру свою и на деле, должен жить по Божьему закону, – жить по вере. Поэтому-то св. апостол Павел и говорит христианам: «я умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф. 4:1 ). Если христианин правильно верует и живет по вере, то этим самым он угождает Богу, и Бог дарует ему спасение души и жизнь вечную. Итак, для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела. Без веры, как свидетельствует слово Божие, невозможно угодити Богу ( Евр. 11:6 ) и вера без дел мертва есть ( Иак. 2:20 ), т. е. если кто говорит, что верует в Бога, а сам не хочет жить по Его закону, то, значит он и не угождает Богу. В своих беседах с вами, благочестивые слушатели, я и буду говорить, как учит православная христианская Церковь о том, что нужно знать христианину для благоугождения Богу и спасения души. Это учение должно быть известно каждому христианину. Каждый должен иметь его в уме и сердце своем, должен говорить и действовать по нему. Да будут словеса сия, яже Аз заповедаю тебе днесь, говорил Бог чрез Моисея Евреям, в сердце твоем, и в души твоей. И да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому, и идый путем, и лежа, и востая. ( Втор.6:6–7 ). «Сия есть жизнь вечная,» говорил Иисус Христос , «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Апостол Петр писал христианам: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостию и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ). Итак, каждый из нас, по мере сил, должен знать православное христианское учение. Откуда же мы можем почерпнуть это учение, откуда мы можем получить познание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему? Сам Господь приходит на помощь человеку и дает ему средства к познанию Его. Такими средствами служит божественное откровение : естественное и сверхъестественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Библия не дала ли доброго воспитания народу Божию ветхозаветному? Премудро устрояя воспитание будущих граждан Царствия Небесного, не имела она недостатка в мудрости, чтобы преподать верные правила для образования доброго гражданина царства земного, и имела нужду преподать оные, потому что худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен. Итак, стоит труда поискать в Библии учения о воспитании. Древнейшее о сем учение можно найти в слове Господа к Аврааму: От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедовал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд… ( Быт. 18:18,19 ). Здесь, во – первых, в образе похвалы воспитанию, какое дает Авраам своим детям, преподается главное правило воспитания: Заповедуй сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд, или – чтобы то же сказать по нынешнему, – давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим. Во – вторых, здесь показываются и благотворные последствия такого воспитания: От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли; отец семейства, дающий детям своим воспитание благочестивое и нравственное, может надеяться от себя потомства многочисленного, уважаемого и благополучного. Нетрудно понять, что не может того же ожидать нерадящий о таком воспитании, а угрожает ему противное. Далее, прямо высказанные правила воспитания находим в ветхозаветных книгах, по преимуществу учительных, в книге притчей Соломоновых и в книге Иисуса, сына Сирахова. Соломон учит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. ( Прит. 19: 18 ). Наказывай, значит “учи”, давай полезные наставления, но также и собственно “наказывай за поступки”. Но Премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадой и раздражением не возбуждай досады и раздражения. Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно, отличай кротко и мирно, наказывай умеренно и с сожалением.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010