К XVII в. отчуждение церковных владений приняло такой масштаб, что католикос-патриарх Вост. Грузии Христофор (либо Христофор I (1616-1622), либо Христофор II ( Урдубегисдзе-Амилахвари ; 1642-1660)) специальным указом предал анафеме всех посягающих на владения церкви Гвтаеба в мон-ре Никози. Эту грамоту подтвердили цари Картли Вахтанг (очевидно, Вахтанг VI), Картли-Кахети Ираклий II , царица Мариам (Дадиани?) и католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) (Постановление о владениях никозской церкви Гвтаеба, 1777 г.//ПГП. 1974. Т. 5. С. 40; Постановление царевича Георгия о спорных владениях никозели и Павленишвили, 1786 г.//Там же. С. 328). Заботясь о пастве Н. е., католикос-патриарх Вост. Грузии Захария (Джорджазе; 1623-1632) подтвердил за еп. Никозским Зебеде (Наморадзе) право владения издревле пожертвованными епархии землями и пожаловал новые поместья и крестьян, а также жителей Тбилиси, принадлежавших настоятелям мон-ря Сабацминда (Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 265). Некресели Зебеде известен и по др. документам: в 1626 г. он купил у Кации Диасамидзе место для содержания животных в с. Земо-Никози (Там же), вел спор с Давидом и Элизбаром Давитишвили о законности купли им (Зебеде) с. Тихреви (ПГП. 1972. Т. 4. С. 188-189). Из других никозских архиереев XVII в. известны Инана (Миндодашвили) - свидетель купчей между Павленишвили и Гилашвили (Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 170) и Николай (Павленишвили), хиротонисанный в 1666 г. Сохранилась клятва верности, выданная еп. Николаем католикосу-патриарху Вост. Грузии Доментию III (Мухранбатони; 1660-1676) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 539-540). В том же году царь Картли Вахтанг V Шахнаваз рассудил еп. Николая и Баадура Мачабели; в 1674 г. еп. Николай завизировал грамоту Шахнаваза о разделе имущества между князьями Титишвили (Аннотированный словарь. 2007. Т. 4. С. 134, 276-277). Принадлежность к дому Павленишвили позволяла еп. Николаю взимать с крестьян поборы. В 1693 г. кн. Папуна Павленишвили, брат еп. Николая, подтвердил право никозели взыскивать налог саквриво (вдовий, т. е. выплачиваемый крестьянином своему господину за дозволение вступить в брак с крестьянской вдовой) и гасамкрело (пошлина за раздел имущества или имения; состояла из 1 быка) (Там же. С. 277).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Однако царю Вахтангу так и не довелось возвратиться на родину. Он скончался в Астрахани 27 марта 1737 г. Свите царя Вахтанга после его смерти пришлось выбирать между принятием российского подданства и возвращением в Грузию. Лишь немногие решили возвратиться, большинство осталось в России в ожидании лучших времен. Грузины-эмигранты приняли подданство России и, вступив на царскую службу, получили от правительства поместья и крепостных. «Брат Вахтанга — Адарнасе, которого в России называли Афанасием, в 60-х годах являлся московским комендантом. В 1761 году он был в числе встречавших грузинского царя Теймураза II [lxv] , направлявшегося из Тбилиси в Петербург с дипломатической миссией. Для приема Теймураза был нанят каменный дом “покойного грузинского царевича Бакара в Белом городе, близ Охотного ряду”. Это был дом, который раньше принадлежал Арчилу и достался Бакару по наследству» [lxvi] . Переселившиеся в Россию грузины продолжали полезный для своего народа труд: они переводили с русского языка научные книги и учебники, восстановили грузинскую типографию, основанную царем Арчилом, занимались литературной деятельностью. Вместе с царем Вахтангом в Москву приехал и его сын Вах ушти Багратиони, занявшийся научной деятельностью. Все произведения Вахушти, включая географические и картографические работы, создавались в период с 1735 по 1752 г. в Москве [lxvii] . В 1745 г. он составил свой труд «Сакартвелос цховреба» («История Грузии»), первое критическое исследование прошлого грузинского народа. Благодаря этой работе он стал крупнейшим представителем грузинской феодальной историографии. Его внучатым племянником был князь, генерал-от-инфантерии российской армии Петр Иванович Багратион. В Москве также протекала деятельность знаменитых поэтов Давида Гурамишвили, брата Христофора Гурамишвили, и Мамуки Бараташвили. Наряду с названными писателями вахтанговского эмигрантского кружка следует отметить братьев Николая, Дмитрия и Зосиму Орбелиани, Фому Бараташвили, Вахтанга Орбелиани, Мамуку Гурамишвили, Дмитрия Саакадзе, Шиоша Джавахишвили, Онана Мдивани, Эраста Туркестанишвили и др.

http://bogoslov.ru/article/3382618

12; Иона 2. 18; Дан 7. 9; Ам 1. 2). Фигуры пророков обращены в разные стороны, их правые руки указывают либо на композицию «Вознесение Креста ангелами», либо друг на друга. Тексты объединены эсхатологическим содержанием и посвящены теме Боговоплощения и прославления Господа. Ист.: Древности Российского государства. М., 1849. Отд. 1. Вып. 7; Уманец А. Древний храм в Манглисе//Кавказский календарь за 1852 г. Тифлис, 1851. Отд. 1. С. 463-472; [Александр I]. Об отмене казенных взысканий с крестьян Тифлисо-Манглисской церкви, 1441 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 5-6; [Вахтанг VI]. О тарханстве крестьян Манглисской церкви, 1711 г.//Там же. С. 30; [Иессей]. Об отмене подати соколами с крестьян Манглисской церкви, 1715 г.//Там же. С. 31; [Ираклий I]. Об освобождении деревень Манглисской церкви от казенных податей, 1689 г.//Там же. С. 23-24; [Хварашан]. О пожертвовании Манглисской церкви вина и денег, 1694 г.//Там же. С. 24-25; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Бобровский П. История 13-го лейб-гренадерскаго Эриванскаго Его Величества полка за 250 лет, 1642-1892. СПб., 1895. Ч. 4; 1898. Ч. 5; Хаханов А. Экспедиции на Кавказ 1892, 1893, 1895//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1913. Вып. 4; Документы по соц. истории Грузии. Тб., 1940. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили; Барнавели Т. Надписи храма Манглиси. Тб., 1961 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай. Тб., 1963. (ПДГАЛ; Т. 1) (То же [Обращение Грузии]/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989); Книга посланий/Арм. текст с груз. пер., исслед.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм., груз. языках); Давид Багратиони. История Грузии/Ред.: А. Рогава. Тб., 1971; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), католикос-патриарх. Мученичество царя Луарсаба. Тб., 1989. С. 33-49. (ПДГАЛ; Т. 5); Цулая Г. Из истории груз. агиографии: «Мученичество царя Луарсаба»: Этнокультурный аспект//Этногр. обозр. М., 1998. 2. С. 67-78; Силогава В. Надписи Квемо-Картли//Дманиси. 2000. Вып. 2. С. 214-280. Табл. 281-313 (на груз. яз.); Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-74; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//Там же. С. 75-136; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 2013. Т. 2: Груз. ист. док-ты XIV-XV вв. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2561814.html

H 2135) был выполнен в 1736 г. в Москве Г. Мачабели. Список Джанашвили (НЦРГ. S 4770) содержит редакцию «К. Ц.» царя Вахтанга VI, был создан в 1-й четв. XVIII в. и в 1907 г. пожертвован историком М. Джанашвили тифлисскому «Обществу распространения грамотности среди грузин» . Неизвестны места создания и имена переписчиков Схвиторского списка (Дом-музей груз. писателя А. Церетели, с. Схвитори (Сачхерский р-н, Зап. Грузия), 1-я пол. XVIII в.), содержащего вахтанговскую редакцию «К. Ц.», и списка Церковного музея (НЦРГ. А 131, 1748 г.), хранившегося в мон-ре Давидгареджи в пуст. Гареджи и в кон. XIX в. переданного в Церковный музей (Тифлис). Список Бараташвили (НЦРГ. S 25) был выполнен в Тбилиси в 1761 г. прот. Иоанном из ц. Джвари и позже стал собственностью семьи князей Бараташвили. Список Дадиани (НЦРГ. S 354) был создан в посл. четв. XVIII в.; в 80-х гг. XIX в. передан в книгохранилище «Общества распространения грамотности среди грузин» из фамильной б-ки мегрельских владетельных князей Дадиани. Список царевича Иоанна хранится в РНБ (ранее - Публичная б-ка им. Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге) (Фонд царевича Иоанна. Ркп. 85/67), куда попал вместе с личным архивом сына груз. царя Георгия XII Иоанна Багратиони (1768-1830). Три рукописи были переписаны со списка, принадлежавшего супруге мегрельского кн. Григория Дадиани (1789-1804) Нино Багратиони. Это 2 рукописи, созданные груз. каллиграфами в Рязани: НЦРГ. S 5316 (Р. Иоселиани, 1822 г.) и Q 383 (Д. Окриашвили, 1834 г.), а также НЦРГ. Q 383 (1-я пол. XIX в.). Сохранились 5 списков «К. Ц.», переписанных в XIX в. в Грузии: НЦРГ. S 3655 (1814), S 3666 (1814), S 311 (1-я пол. XIX в.), Q 354 (1876); H717 (1899), Кут. 441. Пер.: на рус. яз.: Хронограф: По списку б-ки кн. П. П. Вяземского (4°, 238). СПб., 1888; История и восхваление венценосцев/Пер.: прот. К. Кекелидзе. Тбилиси, 1954; Леонти Мровели . Жизнь Картлийских царей/Пер.: Г. Цулая. Тбилиси, 1979; Матиане Картлиса [Летопись Картли: Текст]/Пер., введ., примеч.: М. Лордкипанидзе.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Правители всегда боялись и боятся отважных маршалов, генералов, пользующихся уважением и авторитетом. В 1809 г. влюбленных разлучили, срочно отправив Петра на войну шведскую, и быстро выдали Катиш за Георга. Эту тактику уже применяли дважды: первый раз Павел I экстренно венчал Петра в Гатчине со Скавронской, полагая, что его дочка ещё подросток, и ей рано бракосочетаться с бравым воякой, того и гляди, могут трон умыкнуть. Ревностно относился и Александр I к Петру Багратиону. В сражении при Бородине, командуя левым крылом, Семеновскими флешами, получил 26 августа 1812 года осколком ядра ранение в левую ногу, раздробление берцовой кости. Его немедленно отвезли в госпиталь, но надлежащих мер не приняли: Александр I всё ещё остерегался Петра – бывшего возлюбленного сестры, но в то же время потерял к нему интерес. Царь счел, что есть замена достойная – М. Б. Барклай де Толли (1761-1818), так как Багратион, по его мнению, в деле стратегии не имел никакого понятия, о чём сообщил в письме к сестре Екатерине от 30 сентября 1812 года. По сути, он стравил двух достойных генералов, имеющих свой батальный почерк. Сам монарх был очень честолюбивым, ревнивым к чужой славе и бездарным главнокомандующим, вовремя осознал это из-за опасения за своё реноме. Скончался Петр Иванович во Владимирской губернии от гангрены спустя 17 дней после ранения в имении своей родственницы Голициной (Грузинской) Анны Александровны (1763 –1842). Она была дочерью гвардии капитана царевича Александра Бакаровича Багратиони-Грузинского (1726 –1791) и правнучкой царя Картли Вахтанга VI (1675 –1737). Кроме неё из родственников некому было ухаживать за Петром. Младший брат Роман (1778 –1834) был на фронте. Более 300 крестьян в Симе, подаренных ему Павлом I за сражения на реках Адда и Треббия, где он тоже особенно отличился, были в голицынском ополчении. Имение его пустовало. Выше было мною отмечено, что Петр Иванович умер от ран 24 сентября 1812 года в Симе, имении князей Голицыных. И уже на следующий день Екатерина вне себя от беспокойства пишет брату-царю, чтобы он, ради бога, нашел её письма!!! (Оригинал на французском языке).

http://bogoslov.ru/article/5237470

Сумбат (кон. VIII - нач. IX в.), Сахл (1-я пол. IX в.- ок. 853), Адарнерсе (ок. 853 - 3-я четв. IX в.), Григол Хамам (ок. 4-й четв. IX в.- 897; царь с 893). Цари Эрети: Адарнасе Патрикий (ок. 1-й четв. X в.), Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.), Иоанн Сенекерим (50-60-е гг. X в.). Цари Кахети-Эрети: Квирике III Великий (1014-1037/39), Гагик (1037/39-1058), Ахсартан I (1058-1084), Квирике IV (1084-1102), Ахсартан II (1102-1104). Цари К.: Георгий I (1466-1476), Александр I (1476-1511), Георгий II (1511-1513), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1601, 1602-1605), Давид I (1601-1602), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Ростом (царь Картли и Кахети в 1648-1656), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722), Константин II (Махмадкули-хан) (1722-1733), Теймураз II (1733-1744), Ираклий II (1744-1762). Ист.: Караулов Н. А. Сведения арабских писателей IX и X вв. по Р. Х. о Кавказе, Армении и Адербейджане: VIII. Мас " уди//СМОМПК. 1908. Вып. 38. С. 30-61; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// о н же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Древнеарм. текст с груз. пер. Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд. Ин-та Востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие//Грузинская проза. Тбилиси, 1983. Т. 5. С. 455-561 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм.: Л. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1985 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети/Сост.: Т. Енукидзе, Г. Бедошвили. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 303-330; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Там же. С. 75-137; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-211; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Тбилиси, 1959; Цховребов Н. И. История Юго-Осетии в док-тах и мат-лах. Цхинвали, 1961. Т. 2; Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969; Киквидзе А. История Грузии, 1801-1890 гг. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Бендианишвили А. Национальный вопрос в Грузии в 1861-1921 гг. Тбилиси, 1980; Тартарашвили В. Церковные миссионерские деяния царизма в Саингило//История, об-во, география в школе. Тбилиси, 1982. 2 (на груз. яз.); Саришвили Т. Вопросы нар. образования в дореволюционной груз. большевистской прессе: 1901-1921. Тбилиси, 1986. С. 29-31 (на груз. яз.); Хуцишвили М. Социально-полит. позиция Груз. Церкви. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Социально-экономическое положение церк. крестьян в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1993; Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Груз. Церкви. Кутаиси, 1995; Павлиашвили К. Грузинский Экзархат, 1900-1917. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); она же. Грузинская Правосл. Церковь в 1917-1927 гг. Тбилиси, 2000; Бакурадзе И. Тбилисская духовная семинария, история обучения-воспитания в Грузии: Сб. мат-лов. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Рогава Г. Христианская религия и Церковь в Грузии: 1801-1917 гг. Тбилиси, 1997; Макаркин А. Владыка умирал героем//Сегодня. 2000. 125, 10 июня; Бубулашвили Э. Грузинские церк. песнопения в период Экзархата//Нация и традиция. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); он же. Церк. политика царизма в Грузии и ее результаты: 2-я пол. XIX в.//Религия. Тбилиси, 2003. 4, 5, 6 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Грузинская Правосл. автокефальная Церковь, 1917-1952 гг. Тбилиси, 2001; Щеглов Г. Э. Церковь и первая мировая война//Ступени. Минск, 2005. 1(17). С. 33-35. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ

http://pravenc.ru/text/168201.html

в подклете Большого собора имеретинским царем Арчилом II над могилами его сыновей Александра, Матвея и Давида, к-рые в 1711 г. были похоронены в склепе под соборным алтарем. Там же в разное время были погребены сам Арчил, его супруга царица Кетеван, царь Бакар (сын царя Вахтанга VI Багратиони ), царевна Дарья, царица Русудан (супруга царя Вахтанга VI), сын Бакара царевич Леван, ген. Георгий Багратиони, царевна Анна Георгиевна и др. представители груз. царской династии и княжеских родов Грузии - всего 63 чел. В 1729 г. дочь царя Арчила царевна Дарья назначила натуральное и денежное вознаграждение иеромонахам мон-ря, совершавшим богослужение в Сретенской ц. В 1729-1730 гг. царевна Дарья расширила храм и перестроила его алтарь, пол был выложен чугунными плитами. Во 2-й пол. XVIII в. был установлен иконостас по проекту архит. И. Р. Залусского (не сохр.). В 1815 г. храм был перестроен, в сер. XIX в. кнг. А. И. Багратион украсила усыпальницу имеретинского царственного дома и особ знатнейших груз. фамилий новым иконостасом, причем написанные на меди иконы были тогда поновлены. Ограда обители первоначально была деревянной. В кон. 70-х гг. XVII в. с севера и запада были построены 3-пролетные каменные ворота, к-рые завершались «палатками» с главами («палатка» над сев. св. воротами имела 3 главы), обитыми «белым железом»; ворота покрывала зеленая черепица. С 1686 г. (с перерывами) за счет царской казны возводилась новая, каменная ограда. В 1697 г. строительство возобновилось на щедрые пожертвования вдовы дьяка Я. А. Кириллова (в постриге Иов) и закончилось в 1711 г. Ограда Д. м. в плане представляет собой квадрат с воротами по центру сев. и зап. стен, 4 круглыми башнями по углам и 8 квадратными башнями. Первоначально по центру вост. стены существовала «полубашня», снесенная в 1804 г. Архитектура башен, особенно венчающие их кирпичные короны с белокаменными деталями (восстановлены А. П. Поповым в кон. XIX в.), напоминает облик ограды московского Новодевичьего монастыря, возведенной в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Из истории Грузинской известно, что этот Кзарквара сын Атабека Каихосро, вступил в управление Самцхийским воеводством в 1573 году. В 1580 г. попал в плен Туркам и приняв в Константинополе веру Магометанскую признал над собою влияние Султанов Турецких и получил в наследственное управление воеводство Самцхийское с титлом Атабека. Подробнейшую историю этих. смутных для церкви Грузинской времен мы читаем в истории sui temporis Jacobi Tuani lib. LXXIL. 81 Iohanni Leunclav. Supplem. Annal. Turcie. pag. 354 375. Parfdecti Hist. Turcic. r.i. 254. В них описываются насилия Турок, и учреждение Бегларбегства в Тифлисе, Мингрелии, Гурии и во всей Грузии; и все наглости Пашей Турецких. 83 Между таковыми отцами известен преподобный отец Арсений, предсказавшей о бедственном нашествии на Грузно Шах-Аббаса. Мощи его почивают в Давидо-Гареджийской пустыне. 85 Жизнеописание царицы Кетевань и мученичество ея писанное на Грузин. языке напечатано в Париже 1833 года обществом Азиатских языков во Франции. Свидетелями жесточайших пыток и терзаний сей небесной героини, были Католические монахи Августинского ордена. Appam, in. annal. 1617 n. 9. Bisel. Med, Hist. Sept. III. В них можно подробно читать историю бдений Грузинской церкви от Шах-Аббаса. Вкратце же излагает то же и Аббат-Флери в своей церк. ист. том 55 стр. 694 изд. Лат. На Груз, язык существуете мученичество ея в стихах воспетое Кн. Димитрием Багратионом. 86 Имя сие и других лиц, бывших при посольстве, означает в соборном сзитке, напечатанном при Служебнике Патриарха Иоасафа в. 1668 г. 88 Уложение это разделяется на VIII отделений и заключает в себе след. законы: I. Законы царя Вахтанга VI, составленные им самим на основании Прохиронов Греческих с соображением местных законов. В них 276 правил. II. Законы Греческие, состоящее из 430 правил, заимствованных из узаконений, составленных Греческими Императорами Львом Мудрым (886–911) Александром и Константином VI Порфирогенитом (912–919 г). Законы эти по просьбе царя Вахтанга присланы в Грузию Восточными Патриархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

м., если по данным др. источников мон-ри в течение 40 лет были оставлены и опечатаны? Может, нек-рые из настоятелей К. м. находились в Иерусалимской Патриархии или в к.-н. греч. мон-ре, либо их должности были титулярными и сами игумены жили в Грузии? Патриарх также писал о череде «негодных» игуменов К. м. начиная с Николая (Амилахвари): «С тех пор приходили в Иерусалим в монастырь Креста игумены нехорошие, и ввели его в долги... Если же в иерусалимском Крестном монастыре игуменом должен быть ивериец, то пусть пришлется благочестивый, а с ним диаконы, пресвитеры и прочие, дабы научились они послушанию, благочестию и посту... В Иерусалим прежде приходили малолетние иверийцы и в монастыре воспитывались и делались священниками…» ( Досифей II Нотара. 1866. С. 186-190). Несмотря на то что груз. владетели XVII в. (Мамиа Гуриели, Баадур и Гарсеван Чолокашвили, имеретинский царь Александр III, Вахтанг Гурули, Кайхосро Цулукидзе, Евдемон Джаиани, Леван Дадиани и др.) пытались расплатиться с греками за долги К. м. и в Палестину приходили паломники из Грузии, стабильной монашеской общины на Св. земле грузинам создать уже не удалось ( Мамиствалишвили. 2002. С. 28-29). По сведениям груз. историка царевича Вахушти Багратиони, последним, кто смог оказать помощь грузинским мон-рям, был царь Картли Вахтанг VI (1708) (КЦ. 1973. Т. 4. С. 482). Патриарх Досифей II в грамоте 1706 г., составленной по просьбе Вахтанга VI и известной в историографии как «расписка за Крестовый монастырь», обращаясь к «христолюбивым иверийцам», сообщал, что возвращает им «без долгов и свободные во всех отношениях» К. м. и иерусалимские монастыри свт. Николая Чудотворца, святых Феодора Стратилата и Феодора Тирона, вмч. Георгия в Еврейском квартале на Сионе, свт. Василия Великого. Патриарх выражал надежду, что он сможет передать полномочия по управлению этими обителями грузинскому настоятелю, в противном случае монастыри перейдут грекам ( Досифей II Нотара. 1866. С. 186-190). К. м. в юрисдикции Константинопольской Патриархии (XVIII-XXI вв.) Грузия не смогла сохранить свои святыни, они перешли в ведение К-польской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010