Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [груз. ] (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) (21-26 нояб. 1756 - март 1764; с дек. 1755 местоблюститель). Принадлежал к кахетинскому княжескому роду, происходившему от моурави (правителя) Велисцихе Джандиера. 16 дек. 1755 г. Собор Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) осудил церковную политику предшественника И., католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) , установившего тесные контакты с миссионерами-католиками. Католикос-патриарх был обвинен в принятии унии, низложен и запрещен на 18 месяцев в священнослужении; местоблюстителем предстоятеля Мцхетского Католикосата был избран архиеп. Руставский И. (до хиротонии подвизался в мон-ре Давидгареджи ). Свт. Иосиф (Джандиери), католикос-патриарх Вост. Грузии. Икона XXI в. (частное собрание) Свт. Иосиф (Джандиери), католикос-патриарх Вост. Грузии. Икона XXI в. (частное собрание) Сведений об И. сохранилось немного. Ф. Жордания в монографии, посвященной католикосу-патриарху Антонию I, приводит письмо И. от 28 янв. 1756 г., направленное клиру Руставской епархии с повелением «по-прежнему поминать» в церквах опального католикоса-патриарха, к-рый принес покаяние на Соборе (янв. 1756). Решением следующего Собора (4 апр. 1756) Антонию I было разрешено выехать в Россию, где проживали его родственники, потомки царя Картли Вахтанга VI (1716-1724). На Соборе 21-26 нояб. 1756 г. И. был возведен на Патриарший престол Мцхетского Католикосата. Интронизация состоялась в кафедральном патриаршем соборе Светицховели в Мцхете в присутствии царей Картли Теймураза II (1744-1762) и Кахети Ираклия II (1744-1762; 1762-1798 - Картли-Кахети). Современник И., грузинский историк Папуна Орбелиани, описавший эти события, отметил, что И. с юношеских лет отличался «святостью и добродетелью» и имел дар чудотворения: по его молитвам больные выздоравливали, слепцы прозревали ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 244).

http://pravenc.ru/text/578463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЦКУРСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ], входила в состав Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в период не позднее 506 г.- 2-й пол. XVII в. с кафедрой в совр. с. Ацкури (22 км севернее г. Ахалцихе, на месте античного г. Сосангети). В источнике 1-й пол. XVI в. «Архиереи и пастыри Самцхе-Саатабаго, подвластные [Мцхетскому] Католикосу» границы А. е. определены следующим образом: «Ручей между [селами] Квибиси и Кортанети, ущелье вверх их и [села] Садгери, весь Ацквери, [владения] дома Диасамидзе и [территория] за Ахалцихисцкали до Гурии» (ПГП. Т. 3. С. 244). Приблизительно так же определяет границы А. е. к кон. XVII в. географ и историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони (КЦ. Т. 4. С. 662). Ацкурская епархия в XIII в. Ацкурская епархия в XIII в. А. е.- одна из древнейших в структуре Грузинской Церкви. Ацкурский епископ (мацкверели) не назван среди первых 12 епископов Мцхетского Католикосата, основанного блгв. царем Вахтангом Горгасали во 2-й пол. V в. ( . С. 29), но подпись Иосифа (Адсуели), являвшегося, по мнению С. Какабадзе ( . С. 50-53) и К. С. Кекелидзе ( . ... С. 320), Ацкурским епископом, стоит под постановлениями Двинского Собора 506 г. в числе 21 подписи епископов Грузинской Церкви ( . С. 97, 161; Т. 1. Вып. 2. С. 483. Примеч. 6). Мацкверели занимал весьма почетное место среди 36 иерархов Мцхетского Католикосата: во время приема по поводу коронации царя он восседал на 5-м месте справа от него, после Католикоса Мцхетского, митр. Вел. Сомхити (Н. Картли) и архиепископов Чкондидского и Картлийского (ПГП. Т. 2. С. 48). В 1749 г. право мацкверели на это место подтвердили царь Ираклий II и Католикос-Патриарх Антоний I в особом распоряжении (Там же. Т. 3. С. 399). Среди 13 иерархов Юж. Грузии (района Самцхе-Саатабаго) мацкверели занимал 1-е место (Там же. С. 244). В книге об архиереях и пастырях Самцхе-Саатабаго Ацкурского епископа называют митрофорным.

http://pravenc.ru/text/77234.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Перекресток культур : Россия - Грузия " , передача 8, автор и ведущая религиовед и культуролог И.Л. Багратион-Мухранели 30.09.2021 20:12 Ирина Леонидовна Багратион-Мухранели Археологи подтверждают, что уже в I-III веках на территории будущей Грузии стояли христианские храмы. Сюда отправилась на поиски Хитона Господа святая равноапостольная Нино, просветительница Иверии. Грузия - вторая после Армении страна, сделавшая христианство государственной религией ещё в 326 году. Святой Давид Строитель и его дочь, святая Царица Тамара, святой царь Вахтанг Горгасали, святой монах Давид Гареджийский, тысячи мучеников за веру - на этих землях за века просветилось огромное множество святых. За века гонений, поруганий, борьбы с завоевателями - персами, арабами, монголами, турками, - сохранение веры для грузин приравнялось к сохранению нации и самого государства. Грузинские зодчие были известны еще в дохристианскую эпоху созданием скальных городов. В Грузии очень много древних христианских святынь - храмов, монастырей, памятных мест, связанных с событиями христианской истории. Главным центром христианской Грузии стал Мцхетский кафедральный собор 12 апостолов Светицховели начала XI века. Светицховели в переводе с грузинского — «Животворящий столп». Именно здесь, во Мцхете, святая Нина, по преданию, нашла кедр, под корнями которого был сокрыт Хитон Господень. Чудотворный столп из того кедра стал первым столпом собора. В Грузии считают, что Хитон по прежнему находится под храмом. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/09/30/20-1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новое время АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ВИЛЬГЕЛЬМ III (1650 - 1702), принц Оранский, правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ИОАНН III [Юхан, Йохан] (1537-1592), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II КАРЛ IX Ваза (1550-1611), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КРОМВЕЛЬ Оливер (1599-1658), политический деятель и военачальник, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 1653) МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), секретарь Флорентийской республики, писатель, приобрел известность как основатель политической науки Нового времени

http://pravenc.ru/rubrics/123014.html

П.В. Долгоруков Князья Багратионы-Мухранские Фамилия эта есть ветвь древнего и знаменитого Грузинского, бывшего Царского, Дома. Князь и владетель (батони) Мухранский мураз, потомок Афанасия Багратида в тридцать первом колене (см. родословие князей Багратионов во второй части Российской Родословной Книги), имел сына Князя Константина, внука Князя Константина же, и правнука Князя Ивана Константиновича, генерала грузинских войск, женатого на Царевне Грузинской Кетевани, сестре последнего Царя Грузинского Георгия XIII. Он имел несколько сыновей; из них старший, Князь Константин Иванович, российский генерал-майор, оставил также несколько сыновей. Старший из них, Князь Иван Константинович, ныне генерал-майор и кавалер святого Георгия 3 степени, имеет сына Князя Константина Ивановича. Старинный удел князей Мухранских находился в Карталинии. отцовский ОТ АФАНАСИЯ БАГРАТИДА КОЛЕНО XXX: Князь Константин Мухранский † 1669 КОЛЕНО XXXI: Князь Теймураз Князь Папуа Князь Ираклий Княжна NN, за Царём Имеретинским Багратом КОЛЕНО XXXII: Князь Константин † 1755; женат на дочери князя Бардзима Эристова-Арагвского Князь Леван КОЛЕНО XXXIII: Князь Иван, генерал левой руки грузинских войск; женат на Царевне Грузинской Кетевани Князь Давыд Князь Симон Князь Папуа Князь Манука (Матвей) КОЛЕНО XXXIV: Князь Константин Иванович, российский генерал-майор Князь Теймураз Иванович Князь Григорий Иванович Князь Давыд Иванович, женат на княжне Аргутинской Княжна Варвара Ивановна, за князем Торникием Эристовым Князь Эрмий Князь Кайхосро КОЛЕНО XXXV: Князь Иван Константинович, генерал-майор и кавалер святого Георгия 3 степени; женат на княжне Нине Левановне Дадиан-Миагрельской Князь Ираклий Константинович Князь Георгий Константинович, статский советник и член совета главного управления кавказским краем Князь Александр Константинович Князь Михаил Константинович Князь Арчил Теймуразович Князь Вахтанг Давыдович Князь Николай Давыдович Князь Евстафий Давыдович Князь Дмитрий Давыдович КОЛЕНО XXXVI: Князь Константин Иванович Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В Москве освящен после реставрации памятник П.И. Багратиону Москва, 24 ноября 2011 г. 23 ноября 2011 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в Москве был открыт после реставрации и освящен памятник российскому полководцу, герою Отечественной войны 1812 года князю П.И. Багратиону (1765-1812), потомку грузинских царей, сообщает служба коммуникации ОВЦС. Священнослужители освятили памятник, после чего состоялось возложение венков от Правительства Москвы, Грузинской Православной Церкви и Ассамблеи народов Грузии. Архимандрит Вахтанг поздравил собравшихся с праздником великомученика Георгия, пожелав Божией благодати, мира, любви и спокойствия, и поблагодарил за проделанный труд. «Мы видим, как красиво и профессионально отреставрирован этот памятник», — сказал, в частности, он. Значение данного события как для русского, так и для грузинского народов, отметил протоиерей Федор Кречетов. Приветственное слово мэра Москвы С.С. Собянина огласил А.В. Кибовский. «Многовековая дружба российского и грузинского народов всегда базировалась на общих духовных корнях, христианских нравственных идеалах и законах», — говорится в послании. И символ Грузии — святой Георгий Победоносец — является также и покровителем Москвы. По словам Г.Г. Дзасохова, представители диаспор, входящие в Ассамблею народов Грузии, считают, что русский и грузинский народы были, есть и будут вместе. «Пускай святой Георгий хранит наши семьи, каждого из нас и пусть сопутствует объединению, дружбе и взаимопониманию народов России и Грузии», — пожелал он. В церемонии открытия также приняли участие министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия А.В. Кибовский, президент Ассамблеи народов Грузии, член Общественной палаты Российской Федерации Г.Г. Дзасохов, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Больших Грузинах протоиерей Федор Кречетов и клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Вахтанг (Липартелиани). Памятник российскому полководцу П.И. Багратиону установлен в сквере на Кутузовском проспекте перед деловым комплексом «Башня-2000» 5 сентября 1999 года. Авторы: скульптор — академик М.К. Мерабишвили, архитектор — академик Б.И. Тхор. Реставрационные работы длились около года. 24 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/50059.html

В Москве после реставрации освящен памятник герою Отечественной войны 1812 года князю Багратиону 24 ноября 2011 г. 13:57 23 ноября 2011 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в Москве был открыт после реставрации и освящен памятник российскому полководцу, герою Отечественной войны 1812 года князю П.И. Багратиону (1765-1812), потомку грузинских царей. В церемонии открытия приняли участие министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культурного наследия А.В. Кибовский, президент Ассамблеи народов Грузии, член Общественной палаты Российской Федерации Г.Г. Дзасохов, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Больших Грузинах протоиерей Федор Кречетов и клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Вахтанг (Липартелиани). Священнослужители освятили памятник, после чего состоялось возложение венков от Правительства Москвы, Грузинской Православной Церкви и Ассамблеи народов Грузии. Архимандрит Вахтанг поздравил собравшихся с праздником великомученика Георгия, пожелав Божией благодати, мира, любви и спокойствия, и поблагодарил за проделанный труд. «Мы видим, как красиво и профессионально отреставрирован этот памятник», — сказал, в частности, он. Значение данного события как для русского, так и для грузинского народов, отметил протоиерей Федор Кречетов. Приветственное слово мэра Москвы С.С. Собянина огласил А.В. Кибовский. «Многовековая дружба российского и грузинского народов всегда базировалась на общих духовных корнях, христианских нравственных идеалах и законах», — говорится в послании. И символ Грузии — святой Георгий Победоносец — является также и покровителем Москвы. По словам Г.Г. Дзасохова, представители диаспор, входящие в Ассамблею народов Грузии, считают, что русский и грузинский народы были, есть и будут вместе. «Пускай святой Георгий хранит наши семьи, каждого из нас и пусть сопутствует объединению, дружбе и взаимопониманию народов России и Грузии», — пожелал он. Памятник российскому полководцу П.И. Багратиону установлен в сквере на Кутузовском проспекте перед деловым комплексом «Башня-2000» 5 сентября 1999 года. Авторы: скульптор — академик М.К. Мерабишвили, архитектор — академик Б.И. Тхор. Реставрационные работы длились около года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1771182.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [груз. ] (Амилахвари; ок. 1705 - 9.07.1774, Москва), митр. Тбилисский (1740-1774) Грузинской Православной Церкви, типографист и дипломат. Сын груз. кн. Автандила Амилахвари, игравшего важную роль в общественно-политической жизни Грузии XVIII в. В юности подвизался в мон-ре Шиомгвиме , был приверженцем политики картлийского царя Вахтанга VI, избравшего рус. ориентацию. В 1724 г. А. вместе со своим братом Вахтангом покинул Грузию, сопровождая царя Вахтанга VI по пути в Россию. В том же году в Астрахани принял монашеский постриг и там же был возведен в сан архимандрита. В 1733 г. А. вернулся на родину и был хиротонисан во епископа на Руисскую кафедру. В мае 1740 г. Католикосом-Патриархом Доментием IV (Багратиони) возведен в сан митрополита, 7 июля того же года переведен на Тбилисскую кафедру. В кон. мая 1752 г. правившими сообща царями Картли Теймуразом II и Кахети Ираклием II с дипломатической миссией посла Симона Макашвили А. был направлен ко двору российской императрицы Елизаветы Петровны . В 1755 г. был отозван обратно, но, приняв российское подданство, не вернулся в Грузию, а поселился в Крестовоздвиженском мон-ре в Москве. А., пользовавшийся высоким авторитетом среди русского духовенства, был зачислен в штат Святейшего Синода РПЦ с правом совершения богослужений в храмах Московского Кремля. Сохраняя тесную связь с груз. общиной, А. внес существенный вклад в углубление русско-груз. культурных связей. С его именем связано начало груз. книгопечатания в Москве. В 1761 г., получив разрешение Святейшего Синода, А. с помощью груз. царевича Александра Бакаревича учредил в Москве типографию при Крестовоздвиженском мон-ре, где печатались церковные и богословские книги на груз. языке. В 1762-1764 гг. большим тиражом в свет вышли Праздничная Минея, груз. азбука, книга Псалмов, с разрешения Святейшего Синода отправленные в Грузию. А. первым ввел показатель тиража на печатных книгах. Перед смертью А. разделил свое имущество между груз. царем Ираклием II и груз. мон-рем Св. Креста в Иерусалиме. Погребен в Донском мон-ре в Москве. Ист.: . . , 1924. Т. 5. Лит.: . , 1629-1929. , 1929. С. 82-85; . (1752-1754)// . , 1952. 6. С. 85-177; . // . , 1979. 10. С. 20-22; . XIX . . , 1983. С. I-II. М. Сургуладзе, Э. Бубулашвили Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/76878.html

Антоний II, Католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картли-Кахети) Родился 8 января 1762 года в семье царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони в Тбилиси. Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию. В 1784 году рукоположен во епископа Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II, которая в качестве подарка преподнесла Антонию драгоценную панагию. В 1784 году епископ Антоний был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 году, после кончины католикоса-патриарха Ahmohuя I, митрополит Антоний в возрасте 25 лет был избран католикосом-патриархом Грузии. 18 января 1801 года в Санкт-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при императоре Александре I, по которому отменялись даже те автономные права, которые предоставлялись Грузии императором Павлом I. Таким образом фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности Грузинской Православной Церкви. 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церковью: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзарха Грузии. 21 июня 1811 года на совещании Святейшего Синода по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха. Митрополит Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI, помогавшие ему в течение всей оставшейся жизни. Скончался митрополит Антоний 21 декабря 1827 года и погребен в нижегородском Благовещенском соборе, в 1841 году перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. Литература: Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 366. Жмакин В. , протоиерей. Грузинский католикос Антоний в России//Христианское чтение. – 1905, январь-февраль. Абашидзе 3.//Православная энциклопедия. – М., 2001, т. 2. – С. 658–659. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 767. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКАР КОЛАЙСКИЙ Бакар [Бакур] Колáйский [груз. ], св. Грузинской Православной Церкви (пам. 22 февр.), блгв. царь Картли (2-я пол. IV в.). Груз. летописец Леонтий Мровели называет его сыном блгв. Мириана , первого груз. царя, принявшего христианство (КЦ. Кн. 1. С. 30-131), в груз. хроникеМокцеваи Картлиса («Обращение Картли») Б. К.- внук св. Мириана, сын Реви. Относительно хронологии его царствования существует неск. т. зр.: согласно Леонтию Мровели, Б. К. занял картлийский трон в 362 г., по сведениям арм. летописца Мовсеса Хоренаци - до кон. 60-х гг. IV в. ( Мовсес Хоренаци. История Армении. Кн. 2. Гл. 86). По свидетельству Вахушти Багратиони, Б. К. царствовал 22 года ( Вахушти Багратиони. С. 94). Царствование Б. К. ознаменовалось соперничеством за престол Картли между 2 ветвями потомков Мириана: его старшего сына Реви, к-рому достались Кахети и Кухети, и Б. К. После смерти Реви его жена Саломе, дочь арм. царя Трдата, при поддержке арм. двора пыталась возвести на трон своего сына. Б. К. заключил союз с персами и вместе с мужем своей сестры Перозом успешно выступил против арм. коалиции (КЦ. Т. 1. С. 131). При поддержке визант. властей потребовал от потомков Реви подписать свидетельство, по к-рому они отказывались от претензий на Картлийский трон, довольствуясь лишь Кухети. Будучи искусным дипломатом, Б. К. поддерживал хорошие отношения с Византией и Персией. После достижения мира создал благоприятные условия для проповеди христианства. При нем «умножилось число священников и диаконов» (Там же. С. 131), Леонтий Мровели характеризует Б. К. как человека глубокой веры и приписывает ему обращение в христианство горских племен Кавказа, «что не сумел довести до конца» св. Мириан (Там же. С. 130). Б. К. известен также как строитель Цилканской ц. Ист.: КЦ. Т. 1 С. 130-131; / , . . , 1963. Т. 1. С. 91-92. Лит.: . () // / . , 1958. Т. 4. Вып. 1. С. 349-350. М. Сургуладзе Рубрики: Ключевые слова: ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55)

http://pravenc.ru/text/77390.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010