Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II посетил московские храмы 25 января 2013 г. 23:38 25 января 2013 года Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в ходе визита в Москву посетил вместе с членами делегации Грузинской Православной Церкви ряд храмов российской столицы. В составе делегации — митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, викарий Католикоса-Патриарха; митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии; митрополит Батумский и Лазский Димитрий, ректор Тбилисской духовной академии протопресвитер Георгий Звиададзе, архимандрит Давид Чинчараули и другие. Его Святейшество и Блаженство при посещении московских храмов сопровождали руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк , клирик московского Георгиевского храма в Грузинах архимандрит Вахтанг (Липартелиани) и сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата по межправославным отношениям диакон Феодор Шульга. В храме Всех святых , что во Всехсвятском на Соколе, Предстоятеля Грузинской Православной Церкви встречали настоятель протоиерей Василий Бабурин и духовенство прихода. Святейший Владыка поклонился святыням храма и приветствовал прихожан. В конце XVII века село Всехсвятское (ныне район Сокол) перешло в собственность детей грузинского царя Арчила II. Сохранившийся до наших дней храм Всех святых был построен по инициативе царевны Дарьи Арчиловны в 1733-1736 годах. В храме находятся захоронения грузинских князей Цициановых и Багратионов, которым в XVIII-XIX столетиях принадлежало село Всехсвятское. Далее Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия посетил храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, построенный в конце XVIII века в центре грузинского поселения в Москве. Церковь была заполнена прихожанами, среди которых — проживающие в Москве грузинские верующие. Святейший и Блаженнейший Владыка совершил в Георгиевском храме молебен.

http://patriarchia.ru/db/text/2748604.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ашот Великий, Куропалат, св. - житие АШОТ КУРОПАЛАТ основоположник царской династии Багратионов, святой благоверный. Память 29 января О его происхождении существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство армянского историка X века Вардана Великого, по которому Ашот - внук Васака и сын князя Адарнаса из рода Багратидов армянской ветви По второй - прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода грузинских Багратидов В конце VIII - начале IX в. Ашот находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от арабской зависимости. Местом его пребывания были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Воспользовавшись ослаблением арабского халифата, он изгнал из Тбилиси неверных. Через три года, при новом правителе халифата агрессия по отношению к Грузии усилилась. Новый правитель приказал арестовать Ашота. Ашот был вынужден скрыться, а затем, с семьей и малочисленной свитой, отправился искать покровительства в Византии. На беженцев напали у озера Паравани в Джавахети. Малочисленный отряд грузинских воинов был обречён, но они одержали победу. В этой победе Ашот узрел Знамение Божие и решил остаться в Кларджети, на родине грузинских Багратидов, находившейся под властью Византии. В это время южная Грузия была в тяжелейшем положении: к другим бедствиям добавилась холера и вымерло почти всё население. Потерявший надежду и изнеможенный от несчастий народ с радостью принял Ашота, и он приступил к восстановлению разрушенной страны. Ашот I намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали, отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и объявил город резиденцией рода Багратионов, столицей Клареджети. Постепенно его власть распространилась на всю юго-западную Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети.

http://pravicon.com/info-1870

В «Астрахань двох поховань» 10 червня 2014 р. 22:10 10 июня 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в Астрахани открылась международная научная конференция «Астрахань и Багратионы: история двух захоронений», посвященная пребыванию в России картлийских царей Вахтанга VI (1675-1737) и Теймураза II (1700-1762), а также изучению истории их захоронений в Успенском кафедральном соборе на территории Астраханского кремля. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Астрахань для участия в конференции 10 июня. В аэропорту его встречали митрополит Астраханский и Камызякский Иона , представители руководства Астраханской области, клирики Астраханской епархии. Перед открытием конференции митрополит Волоколамский Иларион, глава Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим и митрополит Батумский и Лазский Димитрий совершили заупокойную литию у гробниц царей Вахтанга и Теймураза в крипте астраханского Успенского кафедрального собора. За богослужением молились участники конференции и духовенство епархии. Гости поклонились почивающим в соборе мощам святителей Астраханских: священномученика митрополита Иосифа, архиепископов Феодосия и Герасима. От Русской и Грузинской Православных Церквей в конференции принимают участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, глава Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, митрополит Астраханский и Камызякский Иона, митрополит Батумский и Лазский Димитрий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , клирик московского храма святого великомученика Георгия в Больших Грузинах архимандрит Вахтанг (Липартелиани), секретарь Астраханской епархии протоиерей Михаил Пристая, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС диакон Феодор Шульга, духовенство Астраханской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3672360...

Забытый храм в Цроми HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталья Крашенинникова Забытый храм в Цроми Как выглядел ныне полуразрушенный храм в селении Цроми в Восточной Грузии? Некогда он был изобилен красотами и дивил посетителей редкими орнаментами, росписями, изображениями святых. Теперь посетители сами расписали его стены так, что своды остается только оштукатурить. Но кое-что еще доступно взгляду. Реконструкция восточного фасада / Цроми (626-634/635) – полуразрушенный храм в одноименном селении Юго-Восточной Грузии вблизи от районного центра Хашури. Он является самым ранним для грузинского зодчества образцом центрально-купольного храма с опорой на четыре свободно стоящих столба, а также примером оформления восточного фасада двумя глубокими, треугольными в плане нишами – мотив, впоследствии широко распространенный в грузинской архитектуре. Сведения о Цроми содержатся лишь в относительно поздних письменных источниках и весьма скудны. Само место упоминается в жизнеописании грузинского первомученика Раждена – первого святого, канонизированного Грузинской Церковью. Перс по происхождению и приверженец зороастризма, он был наставником дочери персидского царя Йездигерда II, вышедшей замуж за грузинского царя святого Вахтанга Горгасали. Вместе с ней будущий первомученик прибыл в Картли, где принял Святое Крещение, и когда вновь вспыхнула война с персидским царем Перозом (457 год), святой Ражден возглавил грузинское войско в столице и в близлежащих крепостях. Персы схватили единоплеменника, и, не сумев склонить его к огнепоклонству, распяли на кресте в местечке Цроми. Цромскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы описывает Вахушти Багратиони (XVIII в.), называя ее «прекрасной» и останавливаясь на строении ее купола и живописи, «сделанной мозаикой». Оттуда же известно, что 24 сентября 1731 года на Цроми напал отряд лезгин и сильно повредил церковь. Вопрос о датировке храма проясняет цромская эпиграфика. На южном фасаде церкви, слева от среднего окна, содержится надпись в три строки. Т. Жордания в середине XIX века прочел ее следующим образом: «Святая церковь, помилуй ипатоса Стефаноза». Жордания отождествил упоминаемое в надписи лицо с эрисмтаваром Картли Стефанозом II, определяя дату постройки церкви промежутком между 626 и 634-635 гг. Уточнение даты постройки Цроми находит свою опору и в искусствоведческом анализе – в дате трех строений такого же типа (30-е гг. VII века): это церковь св. Гаяне в Вагаршапате (Эчмиадзин), церковь св. Карапета в Багаване, собор в Мрене (все – в Армении).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ Вахтанг VI Багратиони, царь Картли. Портрет. XVIII в. Неизв. худож. (Гос. музей Грузии им. Джанашия) Вахтанг VI Багратиони, царь Картли. Портрет. XVIII в. Неизв. худож. (Гос. музей Грузии им. Джанашия) (1675 - 26.03.1737, Астрахань), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый. Освободил Картли от режима сефевидского Ирана и изгнал персид. гарнизоны из груз. крепостей, восстановил груз. гос. устройство, положил конец торговле пленными, сформировал царскую гвардию. В. Б. способствовал восстановлению ирригационной системы в стране, расширил царское доменное хозяйство, определил в своде законов «Дастурламали» (1708) функции, права и обязанности царских и княжеских чиновников. Составил «Книгу права» (Сборник грузинского царя Вахтанга VI-ro. СПб., 1828, 1887), опираясь на источники т. н. обычного и гражданского права (в 1934-1939 переведена Ж. Карстом на франц. язык с подробными комментариями). В. Б. с помощью валашского мастера Михая Иштвановича в 1708-1709 гг. основал в Тбилиси типографию. Первая напечатанная там книга - Четвероевангелие и Деяния (1709). Из 14 книг, изданных до 1712 г., 11 являлись образцами духовной лит-ры, среди них: дидактическое произведение Сулхана-Сабы Орбелиани «Мудрость вымысла» и богословский трактат «Гулани» прп. Георгия Святогорца (XI в.), философский сборник XIII в. «Категория» (переводы фрагментов из сочинений Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура в стихотворной форме сделал В. Б.), «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (кон. XII - нач. XIII в. с комментариями В. Б.). В период правления В. Б. мон-ри Шиомгвиме , соборы Светицховели (Мцхета) и Тбилисский Сиони стали центрами просветительской деятельности, образования, возрождения христ. самосознания и культурной самобытности груз. народа, основой национальной государственности.

http://pravenc.ru/text/149953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХУШТИ БАГРАТИОНИ [груз. ] (1696, Тбилиси - 1757, Москва), груз. историк, географ и картограф; сын царя Картли Вахтанга VI Багратиони . Получил традиц. духовное и светское образование при дворе, у миссионеров-католиков изучал латынь и европ. языки, математику, астрономию, историю, географию и др., много путешествовал. В. Б. знал сочинения не только средневек. вост. (мусульм.) летописцев, но и античных мыслителей (Платона, Цицерона), средневек. историков Церкви (Цезаря Барония) и совр. ему европ. историографию. Карта, составленная Вахушти Багратиони (Кекел. А–717. Л. 4v — 5r) Карта, составленная Вахушти Багратиони (Кекел. А–717. Л. 4v — 5r) В 1717-1721 гг. В. Б. командовал войском, посланным против мятежного ксанского эристава, неоднократно участвовал в сражениях с персами. В 1721 г. был назначен воеводой Картли, где по поручению царя провел перепись населения. В 1722 г., когда Вахтанг VI находился в Гяндже, временно управлял страной. Был хорошо знаком с экономическим положением Грузии, устройством чиновничьего аппарата, делопроизводством и документами гос. секретариата. В. Б. собирал материалы по истории и географии страны, составлял карты. Во время пребывания вместе с Вахтангом VI в России (1724) изучал труды российских и европ. историков, много переводил. Наряду с М. В. Ломоносовым В. Б. считался одним из основателей Московского ун-та (до нач. XX в. его имя было указано на мемориальной доске на стене здания ун-та, по нек-рым сведениям, в актовом зале стоял его бюст). В. Б. был похоронен в московском Донском мон-ре, в наст. время место, где находится его могила, неизвестно (последним ее видел в 1929 поэт Г. Леонидзе). Проведенные в 80-х гг. археологические раскопки результатов не дали. Основным фундаментальным сочинением В. Б., написанным в Москве в 1742-1745 гг. на основе собранных ранее материалов, является описание царства Грузинского, включающее исторические события «от сотворения мира» до 1745 г. и подробное описание географии страны.

http://pravenc.ru/text/149959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРАКЛИЙ II Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Теймуразович Багратиони [груз. ] (7.11.1720, Телави (Кахети, Вост. Грузия) - 11.01.1798, там же), царь Кахети (1744-1762) и Картли-Кахети (1762-1798). Со стороны отца, царя Кахети (1733-1744) и Картли (1744-1762) Теймураза II, И.- потомок кахетинских Багратиони (правнук Теймураза I, царя Кахети (1606-1648) и Картли-Кахети (1625-1632)); со стороны матери, царицы Тамар,- картлийских Багратиони (внук царя Картли Вахтанга VI (1716-1724)). Воспитывался вместе с двоюродным братом со стороны матери царевичем Теймуразом (сыном царя Картли Иессея (1714-1716, 1724-1727); впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) ). Дети обучались при царском дворе в столице Кахетинского царства Телави, где их наставниками были кн. Авель Андроникашвили (общие, светские предметы), еп. Бодбийский Онуфрий (Андроникашвили) (богословские предметы) и свящ. Димитрий Хелашвили (церковное пение) ( Кикодзе. 19472. С. 38); затем - в Давидгареджийском мон-ре в пуст. Гареджи под рук. настоятеля монастыря архим. Спиридона ( Авалиани. 1987. С. 8). Царевич Теймураз подвизался в Гареджи в 1735-1738 гг., возможно, И. в те же годы. Внутренняя и внешняя политика В сер. XVIII в. Вост. Грузия находилась под тур. (1723-1735) и иран. (1735-1748) господством. Гибкая политика Теймураза II и И. вызвала расположение правителя Ирана Надир-шаха, к-рое они использовали в интересах Вост. Грузии. Так, Теймураз II, как «верный помощник» Надир-шаха, усмирил восставшего против персов кн. Гиви Амилахвари, вел антитур. кампанию; И. принимал активное участие в походе шаха в Индию (1737-1739). В 1737 г. Надир-шах потребовал от И. принять ислам, как это делали на протяжении более ста лет др. груз. цари. И. ответил: «Возможно убийство мое, но невозможно растлить и изменить дух мой. Поэтому не пытайся омусульманить меня» ( Саникидзе. 1996. С. 319). Поняв, что Грузия осталась верной христианству и что Ирану выгоднее господствовать в Вост. Грузии, имея там вассалов правосл. царей, а не непопулярных царей-магометан, Надир-шах в 1744 г. признал восшествие на картлийский и кахетинский престолы православных Теймураза II и И. ( Думбадзе. 1973. Т. 4. С. 600-601).

http://pravenc.ru/text/673857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Руины храма [груз. ; тур. Penek], ц. на территории исторических областей - арм. Тайк (до VIII-IX вв.) и груз. Тао (с VIII-IX вв.) (совр. иль Эрзурум, Турция). По единственному средневек. свидетельству груз. историка XI в. Сумбата Давитисдзе, Б. была основана царем картвелов куропалатом Адарнасе (888-923), сыном убитого Давида куропалата: «Построил [он] Бану рукою Квирике Банели, который стал первым епископом Банели» (КЦ, I. 379). Груз. историк XVIII в. Вахушти Багратиони называет Б. кафедрой епископа, чья юрисдикция распространялась на Панаскерти, Тао и Олтиси (КЦ, IV. 683), а также резиденцией и усыпальницей Таосской ветви рода Багратиони. Здесь венчались груз. царь Баграт IV с Еленой, сестрой визант. имп. Романа Аргира, похоронены груз. царь Вахтанг (1442-1445) и его супруга. Во время русско-тур. войны Б. была сильно повреждена. Ее первоначальный облик достаточно точно реконструирован по сохранившимся описаниям, обмерам и фотографиям. Первое описание и эскиз храма издал К. Кох (1843). Е. Г. Вейденбаум (1879) и Д. З. Бакрадзе (1881), оставившие также описания храма, видели его уже без купола. В 1902 и 1907 гг. Б., находившуюся в руинах, посетил Е. С. Такаишвили с группой архитекторов и тщательно изучил уцелевшие части храма, во 2-й пол. XX в. ею занимались западноевроп. и амер. исследователи. Такаишвили еще застал фрагменты фресок и неск. букв на асомтаврули ; наличие груз. надписей подтверждают Вейденбаум и Бакрадзе. Реконструкция храма Реконструкция храма План памятника образует близкий к кругу полигон наружной стены и вписанный в него тетраконх, вост. конха к-рого служила алтарной апсидой. Прямоугольные помещения между 4 конхами образовывали круг внутренней стены кольцевого обхода. Конхи в нижней части были прорезаны аркадами на колоннах. Аркады на пилонах, примыкающие изнутри к наружной стене, являются поздними добавлениями, укрепившими наружную стену. Общий объем памятника представлял собой трехъярусную пирамиду, образованную полигоном наружной стены, тетраконхом и куполом на барабане. Т. о., Б. принадлежала к типу т. н. тетраконхов с обходом, к-рые, возможно, построены по подобию «Золотого октагона» в Антиохии и были распространены от Италии на западе до Месопотамии на востоке и представлены в странах Закавказья памятниками VII в.: Звартноц около Эчмиадзина (Армения), церковь в Леките (Кавказская Албания).

http://pravenc.ru/text/77470.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кафоликон мон-ря Ниноцминда. VI в. [Груз. - св. Нина], жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Находится в одноименном селе (муниципалитет Сагареджо, Кахети, Грузия) на берегу р. Твалт-Хеви (левый приток р. Иори), в предгорьях юго-зап. склона Гомборского хребта, в 50 км от Тбилиси. История Согласно источникам, кафоликон Н. в честь Успения Пресв. Богородицы был построен царем Грузии св. Вахтангом Горгасали в VI в. Как «церковь больших размеров, купольную, которую построил Горгасал», Н. упоминает историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). По мнению П. Иоселиани , храм Н. был построен на месте, где раньше стоял языческий идол ( Иоселиани. 1846. С. 133). С. Н. Какабадзе считал, что храм был построен царем Грузии св. Мирианом в сер. IV в. на том месте, где скончалась св. Нина. По его мнению, Бодиси, упоминаемое в источниках как место кончины святой,- это древнее название сел. Ниноцминда, к-рое после постройки здесь храма было переименовано и посвящено св. Нине ( Какабадзе. 1928. С. 6). Это мнение признано ошибочным: установлено, что речь в источниках идет о месте, где сейчас находится мон-рь Бодбе и где покоятся мощи святой. План кафоликона мон-ря Ниноцминда План кафоликона мон-ря Ниноцминда По исследованиям Г. Н. Чубинашвили , храм неоднократно реставрировали. Первая крупная переделка, к-рая коснулась всей верхней части церкви (арок и купола), датируется IX-XI вв. В XIII-XIV вв. к углам опор части купола были приделаны специальные контрфорсы. Храм также ремонтировали в XVI, XVII вв. и во 2-й пол. XVIII в. ( Чубинашвили. 1926. С. 102). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) говорится о том, что «в течение времени храм был разрушен и уничтожен и наш царь Леон (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) заново отстроил и украсил его» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). В 1671 г. еп. Ниноцминдский Николай (Андроникашвили) отреставрировал фасад храма, по его поручению был устроен иконостас, построены ворота ( Ростомашвили. 1901. С. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2577675.html

Бодбе. Бодбийский Нины равноапостольной монастырь. Собор Георгия Победоносца и Нины равноапостольной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначальная небольшая деревянная церковь над могилой святой сгорела в начале V века и была заменена каменной церковью, и при ней была учреждена архиерейская кафедра. Но и эта церковь была разрушена землетрясением (уцелел только один придел над могилой св. Нины) и на месте ее в 1027-1040 гг. был выстроен капитальный храм, сохранившийся и до настоящего времени. Бодбийский кафедральный собор во имя святых Георгия Победоносца и Нины – трехнефная базилика, выстроенная из кирпича, с выведенными травертином углами и проемами. Короткий высокий наос, разделенный на нефы всего одной парой столпов с востока завершается трехчастным алтарем с тремя выступающими на фасаде апсидами, на западе же – нартексом. Мощи св. Нины покоятся в недоступной ныне крипте под юго-восточным, соответствующим диаконнику помещением. Центральный престол посвящен св. Георгию Победоносцу, а южный придел, где была погребена святая – св. Нине. Церковь была сильно переделана и изменена реставрацией XIX в., что значительно затрудняет воссоздание ее первоначального облика. Основываясь на сведениях средневекового грузинского хроника Вахушти Багратиони, ряд ученых (П. Иосселиани, А. Хаханов, Д. Бакрадзе, еп.Кирион (Садзаглишвили)) воздвижение церкви над могилой св. Нины связывают с именем царя Бакара; по мнению А. Хаханова, первый каменный храм на этом месте был построен царем Вахтангом Горгасали, на что прямого указания в источниках, однако, нет. Г. Чубинашвили разделяет мнение о древности храма, предполагая, что часовню над могилой позднее включили в план всей базилики, сделав из нее южный придел. Т. о., бодбийская базилика удержала внешний полукруг апсид, как он очевидно, был применен в первоначальной церкви. Храм неоднократно подвергался реставрации. Первое сведение о возобновлении относится к XII в.: согласно лапидарной надписи этого времени в западном углу южного фасада, некий Георгий во время царствования сына св. блгв. царя Давида Строителя царя Димитрия (1125-1156) возобновил Бодбийский храм. Следующее восстановление поврежденного персидским нашествием комплекса, по имеющимся историческим источникам, было проведено царем Теймуразом I ок. 1631 г., когда здание по всему периметру было обнесено кладкой.

http://sobory.ru/article/?object=22269

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010