Отвергая высказанную И. Сталиным теорию об окончательном формировании груз. нации в 60-х гг. XIX в. и опираясь на основные компоненты, формирующие нацию (территория, язык, культура, национальное самосознание), Д. считал, что этот процесс происходил в эпоху раннего средневековья, о чем сообщил в докладе на общем собрании АН Грузинской ССР 23 дек. 1944 (Об образовании груз. нации. 1977). Особое внимание Д. уделял изучению истории царского рода Багратиони и юго-зап. провинции Грузии Тао-Кларджети (ныне территория Турции), совместно с Бердзенишвили опубликовал ряд статей о правах Грузии на эти территории (Заря Востока. 1945. 15 дек.; Правда. 1945. 15 дек.; Известия. 1945. 20 дек.; Коммунист. 1945; Вопросы истории. 1947). Д. определил принципы освещения истории народов Кавказа в учебниках и общих курсах истории народов СССР, исправил ряд ошибок (Некоторые ошибки. 1940; Письмо в редакцию. 1940). Д. внес значительный вклад в изучение груз. и северокавк. языков: он был председателем гос. комиссии по установлению норм груз. лит. языка, организовывал свано-адыгские (черкесские) языковые встречи. С 1941 г. руководил археологическими работами в Мцхете. Обнаруженный материал подтвердил ряд высказанных им ранее предположений о развитии груз. государственности. В докладах Д., опубликованных в 6-м т. его «Трудов» (1988), подведены итоги археологических изысканий. Ряд работ Д. посвящен вопросам источниковедения, исторической географии, взаимоотношениям Грузии с Византией и Арабским халифатом. В вопросе распространения христианства в Грузии Д. уделял особое внимание внутренним, внешнеполитическим и социальным процессам, роли царской власти. Д. писал о значении христианства в единении грузин в борьбе против иноземных завоевателей, о вопросах армяно-груз. раскола, о проповеднической деятельности в горных регионах. Утверждение св. царем Вахтангом Горгасали (2-я пол. V в.) главой Церкви католикоса-диофизита Д. рассматривал как акт расширения самостоятельности Грузинской Церкви и открытого противостояния монофизитству, которое он называл «персидское христианство».

http://pravenc.ru/text/171815.html

Руководитель неправительственной организации «Национальное лобби», руководитель телекомпании «Иберия» Георгий Андриадзе считает, что на престол Грузии должен быть возведен представитель династии Багратиони, но рожденный в Грузии и воспитанный на национальных традициях. Сторонницей конституционной монархии всегда являлась лидер партии «Путь Грузии», бывший министр иностранных дела Саломе Зурабишвили. «Монарх будет служить гарантом объединения нации», — считает Зурабишвили. Лидер политического движения «Свобода» Константин Гамсахурдиа также считает, что монарх будет олицетворять, «с одной стороны, грузинские традиции и национальный дух, а с другой — выступать гарантом единства страны». Он считает, что конституционная монархия в Грузии может быть введена после восстановления территориальной целостности и при народном согласии. Парламентское большинство в принципе также поддерживает идею конституционной монархии, однако подчеркивает тот факт, что в Грузии действует конституция, в рамках которой и живет государство. Введение конституционной монархии, по мнению большинства, возможно только при достижении консенсуса во всем обществе. Как заявил один из новых лиц большинства, депутат Вахтанг Балавадзе, сама идея конституционной монархии в целом приемлема, однако об этом можно будет серьезно думать только после восстановления территориальной целостности Грузии. В то же время председатель комитета по юридическим вопросам парламента Грузии Леван Бежашвили считает, что введение конституционной монархии — это шаг назад для страны. «Если кому-то не нравится политический спектр и политические фигуры, это не означает, что следует радикально менять государственный стой», — заявил он журналистам. По словам Левана Бежашвили, в начале XXI века самая оправдавшая себя форма правления — это президентская и парламентские республики. «Вариант монархии в Грузии обсуждался и в 1992 году, когда я вернулся из Москвы в Тбилиси, — заявил агентству «Время новостей» бывший президент Эдуард Шеварднадзе. — Но в итоге он не нашел поддержки. В Грузии утеряны традиции монархии, нам будет сложно найти авторитетного престолонаследника. Я думаю, что скорее следует обсудить вопрос упразднения президентского института, повысив роль премьера и парламента».

http://patriarchia.ru/db/text/306358.htm...

- Вот тут и нашел свое последнее пристанище грузинский царь Вахтанг, - завершает рассказ игумен Димитрий, крестясь и указывая на большую плиту из черного мрамора. - А рядом погребен его зять Теймураз II, который принадлежал к кахетинской ветви династии Багратионов и был женат на дочери Вахтанга Тамаре. Теймураз стремился объединить восточногрузинские царства в одно государство. По достоинству оцененный русской императрицей, Теймураз II долго жил в Петербурге. - А скончался он в 1762 году, перед самым отъездом на родину, и был похоронен в Астрахани, рядом с Вахтангом, - добавляет Димитрий. Останки грузинских царей первоначально были захоронены в предалтарной части у столбов, поддерживающих свод нижнего этажа, затем их перезахоронили у южной стены Успенского собора. В 1979 году над могилами установили две плиты из темного мрамора с оригинальным этническим орнаментом. Помимо царей в Успенском соборе похоронены несколько грузинских священнослужителей высокого сана. В частности, Гаий, архиепископ Астраханский и Кавказский из княжеской фамилии Токаов. Гаий родился в 1750 году в Тифлисской губернии. Юность провел при дворе грузинского царя, занимаясь письмоводством. В 1770 году он принял монашество, а в 1772 году вместе с католикосом Антонием II и царевичем Леоном путешествовал в Петербург для политических переговоров относительно присоединения Грузии к России. Пробыв два года в Петербурге, послы вернулись на родину, а Гаий поступил в Московскую академию. Оставшись в России, Гаий дослужился до самого высшего православного чина в обширной тогда Астраханской губернии. За время руководства Астраханской епархией он сделал немало: с его благословения астраханцы активно жертвовали на войну 1812 года, при нем стены Успенского собора отделали искусственным мрамором - до сих пор это самое большое по площади покрытие из искусственного мрамора в России - 2200 квадратных метров четырех цветов. В Успенском соборе Астраханского кремля захоронены еще несколько священников и шесть монахов, бежавших из Грузии. Их захоронения также сохранились. Отец Димитрий подробно и воодушевленно о них рассказывает: " Грузия была терзаема на части, они хотели, чтобы их страна встала под руку России, искали здесь прибежище, и не только духовное, и нашли его " .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ираклий прожил в Москве в общей сложности 15 лет: в 1653–1660 и 1666–1674 гг. В 1660 г. он вступил в борьбу за кахетинский престол, но проиграл и вернулся в Россию, покинув ее навсегда спустя восемь лет. Вместе с Ираклием в 1666 г. в Москву приехали братья Хохона и Элизбар Давитишвили, потомки царя Кахетии Александра I (1476–1511), который еще в 1491 г. направил посольство к великому князю московскому Ивану III (1462–1505). Потомки Давитишвили стали в России князьями Давыдовыми [x] .   Царь Имеретии и Кахетии Арч ил II Вахтангович Багратиони (1664–1675), будучи сторонником пророссийской ориентации [xi] , в 1683 г. был принят под покровительство России [xii] . В конце 1684 г. в Москву прибыли сыновья царя Арчила — 10-летний Александр и 8-летний Матвей (Мамука) в сопровождении многочисленной свиты [xiii] . Ко времени приезда в Москву сыновей Арчила II в ней уже существовало несколько крепко обосновавшихся грузинских семей. Это были оставшиеся из многочисленной свиты царевича Ираклия и его матери Елены Леонтьевны. Породнившись с русскими боярскими родами, они не захотели покидать Москвы и остались в ней навсегда [xiv] .   Со временем некоторые грузины настолько овладели русским языком, что стали переводчиками в Посольском приказе. Этим объясняется, что во второй половине XVII в. переписка российских и грузинских монархов стала вестись на русском и грузинском языках, а не на греческом и латинском, как это было прежде. Архивы сохранили имена переводчиков: Давид Бастаганов, Семен Дмитриев сын Грузинец, участвовавший в переговорах с царем Арчилом, и др. [xv] В Москве грузинских царевичей поселили на Покровке, на Давыдовском дворе. Через год, в конце 1685 г., в Москву со своей женой царицей Кетаван (Екатерина) [xvi] и дочерью царевной Дареджан (Дарья) и младшим сыном царевичем Давидом приехал и сам Арчил II в сопровождении свиты численностью около 160 человек. В феврале 1686 г. семья царя Арчила переехала на Ростовское подворье [xvii] , где было гораздо просторнее. «Обоснование в Москве грузинских царевичей, а некоторое время спустя приезд и их отца, Арчила II, с семьей положили начало новому этапу русско-грузинских отношений…» [xviii] .

http://bogoslov.ru/article/3382618

Царевич Иулон Ираклиевич, святого Александра Невского кавалер; женат на княжне Соломее Амилахоровой Царевич Вахтанг Ираклиевич; женат на княжне Андронниковой Царевич Антоний Ираклиевич, католикос Грузии и святого Александра Невского кавалер † 1832 Царевич Мириани Ираклиевич, российский действительный тайный советник и сенатор † 15 октября 1834 Царевич Александр Ираклиевич (удалился в Персию); женат на Марие Исааковне Шах-Назаровой Царевич Фарнаоз Ираклиевич; женат на княжне Анне Георгиевне Эристовой Царевна Тамарь Ираклиевна, за князем Давыдом Орбелиани Царевна Мария Ираклиевна † 1829; за князем Цициановым Царевна Елена Ираклиевна, за царевичем Имеретинским Арчилом Царевна Кетевань Ираклиевна, за Князем Иваном Константиновичем Багратионом-Мухранским Царевна Анастасия Ираклиевна, за князем Ревазем Эристовым Царевна Екатерина Ираклиевна, за князем Чалокаевым Царевна Фёкла Ираклиевна † 1846; за полковником князем Вахтангом Орбелиани Царевна Елисавета, за князем Георгием Амилахваровым КОЛЕНО XXXIX: Царевич Давыд Георгиевич, российский генерал-лейтенант и святого Александра Невского кавалер † 1819; женат на Елене Семёновне Абамелик Царевич Иоанн Георгиевич; женат на княжне Кетеване Зурабовне Церетелли Царевич Баграт Георгиевич, российский сенатор † 1841; женат на княжне Екатерине Дурмишхановне Царевич Теймураз Георгиевич, рождение 1782 † 1846; женат на княжне Елене Отаровне Амилахоровой Царевна Варвара Георгиевна † 1801, за князем Симоном Андронниковым Царевна София Георгиевна † 1838; за князем Луарсабом Тархановым-Моуравовым Царевна Нина Георгиевна † 1847, за владетелем Мингрелии князем Григорием Дадианом Царевна Репсима Георгиевна † 1847; за князем Дмитрием Чалокаевым Царевна Гаианна Георгиевна 22 июля 1820, за генерал-майором (ныне генерал от инфантерии) князем Георгием Евсеевичем Эристовым Царевич Михаил Георгиевич Царевич Джибрил Георгиевич, рождение 13 августа 1788 † 29 февраля 1812 Царевич Илья Георгиевич 18 июля 1854; женат на Анастасие Григорьевне Оболонской Царевич Окропир Георгиевич; женат на графине Анне Павловне Кутайсовой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

За пределами К. е. кацарели распространял свою юрисдикцию на села Батаани и Джораани в Орхеви (ныне в Тианетском муниципалитете, южнее Сионского водохранилища) «с их округами по обеим сторонам Иори» на территории Челетской епархии; на земли «в Ахмете и Уто по обеим сторонам (реки.- Авт.) Орвили» и на «виноградник, пожертвованный царем Леоном (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) в Ахмете», находившиеся в Алавердской епархии; на села Алиабад, Тасмалури (Тасмалы.- Авт.), Сакени и Энисели в Некресской и Гиш-Курмухской епархии (Исторические док-ты Гареджи. 2008. С. 206). По сообщению Вахушти Багратиони, кацарели (самебели) претендовал также на мон-ри пуст. Гареджи ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 530). Однако в дарственной грамоте царя Кахети Давида II (Имамкули-хана) (1703-1722) указано, что самебели окормлял насельников гареджийского монастыря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 207), к-рый владел землями, а также крестьянами в населенных пунктах на территории К. е.: Уджарма, Хашми, Росабаули и Карабулахи (Там же. 2011. С. 613, 734-735, 740). Кацарели окормлял христиан не всех земель, находившихся в К. е. Так, согласно источникам XIV-XVI вв., патриаршему кафедральному собору Светицховели (т. е. католикосу-патриарху Грузии) принадлежали с. Мухаани (предположительно совр. Мухровани близ Уджармы), Мцхетис-Гора (груз. «Мцхетский холм», местоположение неизв.), Ражиант-эклесиа (груз. «церковь Ражиани», очевидно ц. во имя мч. Раждена, возведенная царем св. Вахтангом Горгасали близ Уджармы; точное местоположение неизв.), окрестности Самгорского канала, мон-рь Квавистави близ пещеры Хорауги (на карте Вахушти Багратиони обозначен северо-восточнее с. Сартичала ( Вахушти Багратиони. 1997. С. 42-43)), с. Килмати и Килматская крепость (ныне Русиани), с. Аскиловани (ныне Аскилаури), с. Верена и Веренская крепость (ныне Верона), Пад(л)ашени (возможно, речь идет о с. Палдо), села Тадзреби, Кехи, Сабацминда, Каноби (местоположение неизв.), окрестности р. Дзмарашвили в Кацарети (Иммунитетные грамоты владений Церкви в Мцхете за 1392 и 1447 гг.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 180, 190; Дарственная грамота Мцхетскому католикосу, обновленная царем Александром II в 1579 г.//Там же. 1965. Т. 2. С. 198). Кроме первоиерарха ГПЦ земли в К. е. имел также руствели (Руставский архиерей): ему принадлежали села Самгори и Хорауги (Гуджар церкви Гмртаеба, 1722 г.//Там же. С. 371). История

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) Столп прп. Антония Марткопского. Фотография. 1895 г. (Нац. парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) М. пользовался особым покровительством царей Картли (св. Вахтанга Горгасали, мч. Арчила († 744 или 766)) и единой Грузии (св. Давида IV Строителя и царицы св. Тамары ): они возобновляли и перестраивали обитель, щедро одаривали М. поместьями и крестьянами (ПГП. 1965. Т. 2. С. 368; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 712-713). Одним из ранних пожертвований монастырю, наряду с с. Марткопи, считается с. Ахмета, где в нач. 2-й пол. VI в. была воздвигнута церковь Гвтаеба (Спасителя), ставшая подворьем М. ( Чубинашвили. 1959. С. 78-79). После 1265 г., когда золотоордынский хан Берке разрушил г. Рустави и епископская кафедра была перенесена в М., началось расширение М. ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 538; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 149-150). В 1477 г. в Грузию вторгся персид. правитель Узун-Гасан и «опустошил Харки, Сагурамо, Марткопи и Тианети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 568; Монастырь Марткопи. 2009. С. 17). В XV в., после распада единой Грузии, царь Кахети Георгий I (1466-1476) упразднил эриставства и разделил Кахети на садрошо (военные округа), во главе которых были поставлены не эриставы, а епископы. Главой 2-го садрошо и командующим левым флангом груз. армии стал епископ Руставский, резиденция которого находилась в М. Здесь же хранилось боевое знамя садрошо, на одной его стороне был изображен Нерукотворный образ Спасителя, а на другой - вмч. Георгий ( Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 158-159). В 10-х гг. XVII в. М. и его окрестности разорил персид. шах Аббас I. В нач. XVIII в. из тур. плена бежал царь Кахети Константин (Махмадкули-хан); он скрывался сначала в М., затем в Телави. В 1723 г. турки разорили М.: взяли в плен насельников и жителей села, разбили иконы и кресты, ограбили собор, сожгли и опустошили село и окрестности и возвратились в Тбилиси (Ассирийские отцы. 2013. С. 132). В окт. 1735 г. в сопровождении царя Кахети Теймураза II и царя Картли Ираклия II с 3-тысячным отрядом персов в М. прибыл персид. правитель Надир-шах. Он пожертвовал мон-рю 2 тыс. р. серебром и 200 драгоценных «восточных» камней. По его приказу на крыше маленькой ц. во имя вмч. Георгия (кон. XVII в., датируется на основании использования в кладке красного кирпича) установили символ ислама - полумесяц, который был виден со всех сторон ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 720).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

185, XV в.), Рионское Четвероевангелие (Кут. 303, XII в.), Моцаметское Четвероевангелие (Кут. 182, XII в.). В коллекции представлены и образцы светской лит-ры, среди них - 8 списков соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (Кут. 205, 215, 383, XVII в., и др.), Словарь груз. языка Сулхана-Сабы (Орбелиани) (Кут. 300, XVIII в.), сборник законов царя Картли Вахтанга VI (Кут. 201, 1746 г.), Грамматика католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (Кут. 198, 1782 г.), а также сочинения др. авторов в области лексикологии, права, языкознания и т. п. В музее хранится «История Грузии» грузинского историка царевича Вахушти Багратиони (Кут. 46, 1828 г.), переписанная мхедрули и поступившая в К. м. из монастыря Джручи. Коллекция старопечатных книг представлена 824 ед. хр. груз. типографических изданий, среди к-рых наиболее раннее - соч. «Давитиани» груз. царя Арчила II (М., 1705 г.) (Кут. 4652/42); первая в Закавказье напечатанная книга - Четвероевангелие (Тб., 1709) (Кут. 4849/239) и ее переиздания, осуществленные в типографиях царей Вахтанга VI, Ираклия II , Соломона II , митр. Тбилисского Афанасия (Амилахвари) и др., хранившиеся в мон-рях Зап. Грузии. Эти книги интересны оформлением и колофонами. Коллекция документов и архивов содержит 65 тыс. ед. хр. исторических документов XIV-XIX вв.: это царские грамоты, документы пожертвований, пожалований, юридические акты и т. д. Они имеют большое значение в изучении средневековой истории Грузии, напр. жалованная грамота царя Баграта III (Кут. 608, 1512 г.), грамота о цене крови царя Александра V (Кут. 1608, 1748 г.). Особый интерес вызывают архивы церквей и мон-рей Зап. Грузии (Гелати, Моцамета, Джручи, Кацхи и др.), материалы, освещающие деятельность культурно-просветительных, благотворительных об-в и др. типов орг-ций, действовавших до 1917 г., личные архивы писателей и общественных деятелей Грузии (Лорткипанидзе, Д. Назаришвили, А. Гарсеванишвили и др.), эпистолярное наследие груз. писателей прав. Илии Чавчавадзе , Церетели, Н.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

и содержал редакцию царя Вахтанга VI, в 1821 г. кавказовед царевич Теймураз Багратиони (1782-1846), сын последнего груз. царя Георгия XII, преподнес его в дар гр. Н. П. Румянцеву . Список хранился в Румянцевском музее, после смерти графа в 1831 г. Броссе выкупил его. Список Теймураза (СПбФИВ РАН. Фонд Теймураза. Ркп. 13 М), также содержащий редакцию Вахтанга VI, был выполнен между 1717 и 1724 гг. по инициативе еп. Руставского Николая (Черкезишвили). В 1839 г. каллиграф С. Табидзе специально для Броссе сделал список князей Палавандишвили (НЦРГ. H 988, 1761 г.; копия - СПбФИВ РАН. Фонд М. Броссе. Ркп. 41). Изучая эти рукописи и др. груз. письменные источники, Броссе пришел к выводу, что «К. Ц.» была создана на основе реальных груз. и иностранных исторических источников. Проанализировав сведения арм. историков Мхитара Айриванеци , Вардана Великого (XIII в.), митр. мч. Степаноса Сюнеци (Орбеляна) (XIII-XIV вв.) и др., Броссе выяснил, что они упоминают груз. исторические источники и ссылаются на древнегруз. летописи. Более того, в «Истории» митр. Степаноса он нашел написанное арм. буквами наименование одной из груз. летописей - «Картлис Цховреба». Сопоставляя все известные к тому времени списки «К. Ц.», Броссе обратил внимание на то, что во «Введении» к редакции Вахтанга VI содержится написанное от лица царя сообщение о том, что он собрал «Ученых мужей» и передал им все рукописи «К. Ц.», «которые нашел». Эти сведения Броссе истолковал как указание на наличие более ранних списков летописи. В 1839 г. груз. ученый П. Иоселиани обнаружил т. н. «Армянскую хронику» (не изд.), представлявшую собой арм. перевод «К. Ц.» XII в., заканчивающийся «Жизнью царя царей Давида». Это подтвердило версию Броссе о существовании более ранних списков летописи. Здесь, как и в источнике митр. Степаноса, название «Картлис Цховреба» было транскрибировано арм. буквами без перевода. В 1845 г., находясь в Венеции, Броссе обнаружил в рукописи XVII в. 2-й экземпляр «Хроники», в 1848 г. в книгохранилище мон-ря Эчмиадзин в Армении - еще один список, датированный 1279-1311 гг.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Образ царя сохранился также на монетах времени его правления. Так, на аверсе медной монеты, вычеканенной в 1123 г., помещено его фронтальное изображение во весь рост. Он облачен в дивитисий и хламиду, на голове увенчанная крестом стемма с пендулиями, в руках царские инсигнии - скипетр и держава. Предположительно Д. С. изображен в росписях Атени Сиони (кон. XI в.), ц. св. Георгия в Бочорме (1104-1125), в кафоликоне мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи (нач. XIII в.). Плохая сохранность росписей не позволяет судить об иконографических особенностях этих изображений царя. Лит.: Меписашвили Р. С. , Вирсаладзе Т. Б. Гелати: Архитектура, мозаика, фрески. Тбилиси, 1982. С. 24. Табл. 59-60; Абрамишвили Г. В. К идентификации ктиторов Атени Сиони//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1982. 5. С. 86-100 (на груз. яз.); Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park (Pa.), 1998. Р. 124-141; Dondua T. Review of Georgian Coins with Byzantine Iconography//Numismatica e antichità classiche. Lugano, 2000. Vol. 29. Р. 387-396. Pl. 2. Fig. 8; Mamaiashvili I. Porträts historischer Persönlichkeiten des 15-16 Jh. in der Muttergotteskirche des Klosters Gelati//Georgica, 2003. P. 176-183. Н. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый

http://pravenc.ru/text/168512.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010