Стефана (Яворского) и др. ( Чикваидзе. 1998. С. 579). «Все свое имущество и последние годы своей жизни» И. посвятил изданию Библии на грузинском языке; однако была напечатана только кн. Бытие (1743) ( Джаши. 1904. С. 19). В 1744 г. типография была закрыта. Особая духовная дружба связывала И. с его соотечественником еп. Манглисским свт. Иоанном (Саакадзе), проживавшим на юге России (Дербент, Астрахань, Кизляр) и мечтавшим основать новый мон-рь для представителей груз. диаспоры, к-рая увеличивалась за счет неиссякающего потока мигрантов из захваченной турками и иранцами Грузии. И. по просьбе свт. Иоанна неоднократно ходатайствовал перед Святейшим Синодом об упорядочении дел груз. диаспоры на юге. Так, в 1734 г. он внес в Синод прошение о назначении в ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены в Кизляре 2-го священника - грузина Георгия Матвеева, поскольку «без другого попа за проживанием в той слободе многого числа грузинцев и новокрещеных татар было невозможно», что указом Святейшего Синода 1530 от 13 сент. 1734) было предписано исполнить еп. Астраханскому и Ставропольскому Илариону ( Саввинский. 1898. С. 7-8). В письме И. от 1738 г. свт. Иоанн сообщает о состоянии грузинской колонии в Дербенте: «Здесь весьма много жилищ находится, и грузинцев с 200 дворов поселено, кроме тех, которые в казацких местах живут» ( Андроникашвили. 1992. С. 63). В 1745 г. по инициативе свт. Иоанна, И. и груз. архим. Пахомия в Кизляре на базе Осетинской миссии была образована Осетинская духовная комиссия для распространения христианства среди горцев. В 1749 г. И. подал в Синод ходатайство об основании в Кизляре груз. мон-ря, в к-ром он хотел бы провести остаток дней вместе с соотечественниками, поскольку в уже действующем кизлярском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре «жить и уместиться никак невозможно и негде». Его личное обращение сыграло решающую роль в долгой тяжбе, к-рую вел свт. Иоанн (Саакадзе), добиваясь разрешения основать обитель. 3 дек. 1749 г. имп. Елизавета Петровна удовлетворила прошение И. об увольнении на покой в Кизлярский мон-рь; 24 апр. 1750 г. ввиду вышеизложенных обстоятельств и «саможелательного их Преосвященств усердия» было получено разрешение Святейшего Синода 478) основать груз. мон-рь. 23 апр. 1750 г. И. освятил деревянную ц. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах в Москве, выстроенную на средства царевича Георгия Багратиони (сына Вахтанга VI). В июле 1750 г. он выехал в Кизляр, но 1 сент. скончался в Саратове. Его тело было погребено 28 сент. 1750 г. в астраханском кафедральном соборе в честь Успения Пресв. Богородицы, рядом с могилами груз. царей Картли Вахтанга VI и Картли-Кахети Теймураза II. Свт. Иоанн пережил соотечественника на неск. месяцев ( Саввинский. 1898. С. 12-13).

http://pravenc.ru/text/578507.html

В нач. XIV в. «К. Ц.» перестала пополняться новыми сочинениями, что было связано с тяжелым политическим и экономическим положением в Грузии (нашествием монголов, персов, лезгинских племен, междоусобицей, раздробленностью единого царства, экспансией Турции и Ирана и др.). В кон. XVII - нач. XVIII в. временная стабилизация политического положения в царстве Картли создала благоприятные условия для возрождения груз. культуры. Царь Картли Вахтанг VI (1716-1724) провел ряд преобразований, проявив особый интерес к «К. Ц.». Одной из основных и неотложных задач он считал восполнение пробелов в летописном своде «К. Ц.». С этой целью царь создал комиссию «Ученых мужей» ( ) во главе с историком Бери Эгнаташвили. Члены комиссии должны были написать историю Грузии с нач. XIV до нач. XVIII в. и отредактировать весь текст «К. Ц.». Этот свод летописей получил название «Новая Картлис Цховреба». Комиссией были собраны и сверены все известные к тому времени рукописи, содержащие «К. Ц.», выявлены разночтения, возникшие в результате ошибок переписчиков. При написании новой истории были использованы доступные к изучению груз. исторические документы, а также армянские и персидские источники, содержащие много сведений по истории Грузии. Исторические сочинения, написанные в XVII-XVIII вв., назывались также «Продолжением Картлис Цховреба». Это «История царства Грузинского» и «География» царевича Вахушти Багратиони ; «История Грузии» Парсадана Горгиджанидзе (события с древнейших времен до кон. XVII в.); «История (жизнь) царей» Сехнии Чхеидзе (1653-1739); «События (Деяния) Картли» Папуны Орбелиани (1739-1758); «Царствование Ираклия II» Омана Херхеулидзе (1722 - 80-е гг. XVIII в.) и др. «Новая Картлис Цховреба» была оформлена согласно требованиям времени: текст был разделен и озаглавлен по периодам правления царей. Кроме того, комиссия «Ученых мужей» пришла к выводу, что в «Древней Картлис Цховреба» не было уделено достаточно внимания истории Грузинской Православной Церкви и деятельности ее отдельных представителей: свт. Петра Ивера , сирийских отцов, великомучеников Давида и Константина Аргветских , мч. Гоброна-Михаила , преподобных Евфимия Святогорца , Иоанна Святогорца , Георгия Святогорца и др. Для восполнения этого пробела были написаны специальные тексты. Также было переработано соч. «История и повествование о Багратионах» автора XI в. Сумбата Давитис-дзе. Поскольку этот источник, расположенный в «К. Ц.» после «Жизни царя царей Давида», нарушал хронологическую последовательность, «Ученые мужи» убрали 1-ю часть сочинения, воспроизведенную по библейской схеме, а остальной текст, повествующий об истории рода Багратиони начиная с VI в., включили в соответствующие хронологические участки свода.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

К концу царствования св. Вахтанга были сформированы все 6 епархий Шида-Картли: Самтаврская, Самтависская, Цилканская, Урбнисская, Руисская и Никозская, которые просуществовали до упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 г. Все кафедральные соборы были построены в непосредственной близости от древнейшего транскавказского транзитного пути в экономически развитых городских (Урбниси, Самтависи ) или сельских районах и располагались севернее р. Куры. Во мн. случаях христ. кафедры заменяли языческие капища: напр., Урбниси - храм Хизанаантгора (III-I вв. до Р. Х.), Руисский собор - храм Арадети (Дедоплис-Миндори, II-I вв. до Р. Х.). Сведения о границах епархий сохранились в соч. «Описание царства Грузинского» (1-я пол. XVIII в.) царевича Вахушти Багратиони . Архиепископ Самтаврский был пастырем земель «выше Рехули до Большой Лиахви» (КЦ. 1973. Т. 4. С. 348-349), епископ Цилканский - «пастырь Мухрани, обеих Арагви и Базалети» (Там же. С. 351), епископ Самтависский - «пастырь ущелий Ксани и Лехура» (Там же. С. 365), епископ Никозский - «пастырь кавкасианцев, двалов, ныне именуемых овсами, Глола и Геби» (Там же. С. 370), епископ Урбнисский - «пастырь Большой Лиахви и земель, орошаемых Лиахви», еп. Руисский - «пастырь Картли, лежащей выше Руиси, до Лихи и Ташискари. А ныне подвластны ему Хеоба и Садгери, так как вдовствует Ацкурская кафедра» (Там же. С. 373). Документы и эпиграфические источники позволяют уточнить эти данные. Так, Цилканская епархия включала и левобережье р. Ксани до Авлеви («Документ поступлений Самтависской паствы», XIV в.; «Грамота паствы Цилканской Богородицы», 1669 г.: ПГП. 1970. Т. 3. С. 198-206, 542-564); Никозская епархия охватывала также часть Лиахвского ущелья (Эредвская надпись, 914 г.: КГН. 1980. Т. 1. С. 171-172). Нек-рые епархии владели селениями и по правому берегу р. Куры. География и юрисдикция епархий не всегда совпадали друг с другом: напр., власть Самтависского епископа простиралась на селения хребта Квернаки, расположенного на территории Самтаврской епархии; архиепископ Самтаврский владел Руиси и селениями в ущелье Пца, географически относящимися к Руисской епархии; селения ущелья Проне подлежали юрисдикции Урбнисской епархии, в то время как находились на территории Руисской.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Наиболее раннее упоминание о М. как о мон-ре относится к кон. XVII в. (Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. С. 83), однако сведений о настоятелях, братии, хозяйстве монастыря не сохранилось. В стене ограды храма М. справа от врат вставлен камень с надписью, выполненной мхедрули: «Господи, помилуй строителя сего, Манглисского епископа мастера Арсения, февраля 3-го, в короникон 355 (1667 г.)». По мнению Такаишвили и Барнавели, речь идет о строительстве ворот ограды ( Такаишвили. 1913. С. 140; Барнавели. 1961. С. 15), однако М. Двали предположил, что еп. Арсений восстановил всю ограду и провел некоторые реставрационные работы в храме, в частности выстроил из кирпича алтарную преграду ( Двали. 1974. С. 43). В 1669 г., при еп. Арсении, царь Картли Вахтанг V (Шах-Наваз) (1658-1676) пожертвовал М. земли и крестьян в провинции Саджавахишвило (Аннотированный словарь. 1991. С. 299; Пурцеладзе. 1881. С. 7). В XVIII в. М., несмотря на деятельную поддержку со стороны царской власти, из-за вражеских набегов постепенно пришел в упадок. К нач. XIX в. мон-рь и окрестности с. Манглиси были опустошены, монастырские сооружения, в т. ч. кельи, руинированы. В это же время погибла малая часовня, выстроенная к северу от главного храма во 2-й пол. XVII в. После присоединения Грузии к Российской империи в М. в 1824 г. был расквартирован 7-й Карабинерный (позже 13-й лейб-гренадерский Эриванский) полк. При строении казарм и новой полковой церкви храм М., по свидетельству очевидцев, подвергся разорению; также были вывезены тесаные камни с надписями, которые впосл. бесследно исчезли ( Сливицкий. 1902. С. 18-19). На М. обратил внимание экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский ; 12 нояб. 1844 - 1 марта 1858); он убедил командира полка кн. И. К. Багратиона-Мухранского восстановить древний исторический памятник ( Бобровский. 1895. Ч. 4. С. 251). Работы начались в 1850 г., в 1857 г. завершилось восстановление кафоликона и юж. портика, церковный двор был очищен от руин и превращен в сад. Над входом в диаконник сохранилась надпись 1857 г., в которой упомянуты российский имп.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

По решению Синода ГПЦ от 18 авг. 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Гурджаанско-Велисцихскую и Сагареджойско-Ниноцминдскую. Правящим архиереем Сагареджойско-Ниноцминдской епархии был избран и хиротонисан настоятель лавры Давидгареджи архим. Лука (Ломидзе), к-рый управляет епархией по сей день ( Вардосанидзе. 2010. С. 513). Клир Сагареджойско-Гурджаанской епархии составляют еп. Лука, игумен, 2 иеромонаха, 4 монаха, 11 монахинь, 2 протоиерея, 9 иереев. Архиереи. Епископы Н. е. Захария (1553-1556), Малахия (1557-1560), Силуан (1561-1584), Иосиф (предположительно Чолокашвили; 20-е гг. XVII в.- 1638), Косма (1639 - 40-е гг. XVII в.), Закария (Макашвили; 1651-1654), Иосиф (Макашвили; 1665 - кон. 60-х гг. XVII в.), Николай (Андроникашвили; 1671-1676), Арсений (1679-1691), Иосиф (сын Арагвского эристава; 1692-1697), Иосиф (Вачнадзе; 1702-1737), Митрофаний (брат Арагвского эристави Баиндура; 1738-1740), Иоанн (Джандиери (также Моуравис-дзе); 1741-1743), Иоанн (Джорджадзе (также Барамишвили); ок. 1743), Савва (Тусисшвили; 1744-1784), Иоанн ( Макашвили; 1784-1795), Антоний (Багратиони; 1786-1787, впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний II ), Михаил (Инасаридзе; 1796-1802), Стефан (Джорджадзе (также Ениселт Моуравис-дзе); 1803-1811), Каллистрат (Цинцадзе; 31 окт. 1925 - 1927), Ефрем (Сидамонидзе; 1927-1928), Иерофей (Аивазашвили; 16 дек. 1928-1942), Димитрий (Лазаришвили; 23 мая 1943-1947), Димитрий (Иашвили; 1952-1958); управляющие Н. е. Алавердские и Бодбийские епископы: Алавердский Давид (Бурдуладзе; кон. 50-х гг. XX в.- † 1963), Алавердский и Бодбийский Роман (Петриашвили; 1967-1971), Бодбийский Иларион (Самхарадзе; 1975-1978), Афанасий (Чахвашвили; Бодбийский в 1978-1991, Алавердский в 1992, Бодбийский в 1993-1995), Бодбийский Даниил (Датуашвили; 22 мая - дек. 1992), Бодбийский Давид (Махарадзе; 21 дек. 1992 - 28 авг. 1993); Сагареджойско-Гурджаанские епископы: Авраам (Гармелиа; 1996-1998), Андрей (Гвазава; 18 окт. 1998 - 2001), Вахтанг (Ахвледиани; 2001-2002); епископ Сагареджойско-Ниноцминдский Лука (Ломидзе; с 18 авг. 2003) ( Шаоршадзе. 2008. С. 157). Храмы и монастыри Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

значительно усилились набеги лезгин на Кахети ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 615). Тяжесть лекианоба (период нашествий лезгин) Н. описал в жалованных книгах 1721-1728 гг., в к-рых он выражал благодарность преданным Алаверди крепостным, освобождал их, даровал Алаверди земли и крепостных (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 2768; Ф. 1449. Д. 2626, 2629). После кончины Ираклия I (1709) Давид II отправился для утверждения на престол в Иран и оставался там до 1715 г. В этот период формальным правителем Кахети был несовершеннолетний сын Ираклия I Теймураз (царь Картли в 1744-1762 Теймураз II). Вахушти Багратиони писал, что фактически царством управляли мать царевича, царица Анна Чолокашвили (которой Н. приходился родственником - его брат был женат на дочери царицы и Ираклия I), и особенно Н., к-рый «пользовался большим доверием и уважением царского двора Кахети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 614-615). Царица умерла весной 1716 г., ее похоронили в мон-ре Алаверди, отпевание прошло под руководством Н. (Там же. С. 616). После возвращения из Ирана Давида II Н. предложил царю план, который мог бы облегчить положение Кахети в период лекианоба: открыть лезгинам дорогу в Картли и в Азербайджан (Там же. С. 615-617). В 1723 г. персидский шах Тамаз лишил царя Картли Вахтанга VI престола и передал управление царством царю Кахети Константину Махмадкули-хану (1722-1733). Константин собрал совет кахетинцев, не желая противостоять Вахтангу VI. Однако кахетинская знать, и особенно Н., вынудили царя изменить решение и занять картлийский престол ( Бердзенишвили. 1973. Т. 6. С. 316). Положение в Кахети в этот период осложнилось. Кроме лезгин Кахети угрожали турки, к-рые захватили Картли. В 1725 г. картлийцы восстали против турок и попросили Константина защитить их (Там же. С. 317-318). Константин потерпел поражение и укрылся сначала в Ксанском эриставстве, затем в груз. горной провинции Пшави, где скрывался в течение года вместе с кахетинской знатью, в т. ч. и с Н. В том же году лезгины, заручившись поддержкой местного крестьянского населения, фактически заняли всю Кахети (кроме Телави и Алаверди) (НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

Еще Александр Кахетинский обращался к царю Михаилу Федоровичу Романову с просьбой взять его небольшое царство под державную руку, так как турецкий султан и персидский шах терзали население Грузии. Более сердобольным оказался Алексей Михайлович – отец Петра I, предоставив возможность грузинской элите огромным потоком пребыть не только в Астрахань и Кизляр, но и в столицу. До сего времени в Москве имеются улицы Малая и Большая Грузинская, грузинские храмы. Главой эмиграции стал царь-поэт Арчил Вахтангович и его дочь Дареджан. По одной из версий, её пророчили в жены Петру I. Село Всесвятское было резиденцией грузинской диаспоры (ныне – район метро «Сокол»). Там при церкви «Всех святых» имеются захоронения выдающихся грузин: царей, политических деятелей, писателей, военных, в том числе могила Ивана Александровича Багратиона – отца прославленного полководца. Лет 40 назад я занялась розыском села Всесвятского и искала его в Московской области. Оказалось, что оно теперь в черте Москвы. Некоторые могилы при церкви уже закатали под асфальт. Но могила секунд-майора И. А. Багратиона, благодаря поставленному сыном памятнику, сохранилась. Надгробие государственного деятеля, дипломата, просветителя, писателя Сулхана-Сабы Орбелиани (1658 –1725), к которому с благоговением относились все современники, отыскать мне не удалось. Этот уникальный человек был и воспитателем Вахтанга Левановича (впоследствии царя Вахтанга VI). Оно должно было быть там, на том же кладбище. Ранее, в первой трети XVIII века, был сооружен для Орбелиани склеп. Кстати сказать, его женой была Дареджан Багратион-Мухранская (? –1698). Отец Петра Ивановича – Иван Александрович (1730 –1795) – был, выражаясь современным языком, эмигрантом. Беженцев с фамилией Багратиони было несколько сотен человек. Высшие сословия – представители карликовых грузинских царств – благодаря Петру I и его отцу обосновались в Москве, Подмосковье, СПб. Другие же – в Астрахани, Кизляре, Дигории (Осетии), Черкессии. Имеретинскому царю Арчилу и его детям Александру и Дареджан повезло больше всех: они расположились в покоях Милославской – первой жены русского царя Алексея Михайловича.

http://bogoslov.ru/article/5237470

КОЛЕНО XIV: Царь Димитрий I † 1155 Княжна Тамарь, за Шахом Ширванским КОЛЕНО XV: Царь Давыд III † 1155 Царь Георгий III † 1184. Женат на Гурандухте, дочери владетеля Осетинского Царевна Русудань старшая, за владетелем Хорасанским Царевна Русудань младшая, за Осетинским князем Джандероном (она была его 2-ю супругою) КОЛЕНО XVI: Царица Тамарь Великая † 1211, 1) за русским князем Юрием, племянником Великого Князя Андрея Боголюбского; 2) за Осетинским Князем Давыдом, сыном Князя Джандерона от 1-го брака и следственно пасынком тётки Тамари, Царевны Русудани младшей (см. выше.) – Некоторые грузинские летописцы показывают Джандерона внуком бежавшего в Осетию Князя Давыда, внука Царя Георгия I. Если их справедливы, то нынешние Князья Багратионы, Грузинские и Мухранские потомки в прямом мужском колене древних Багратидов: если же показания их ошибочны, в таком случаи род Багратидов пресёкся в 1184 году, с Царём Георгием III, и вышесказанные княжеские роды происходят от владетелей Осетинских. Мы не принимаем на себя решения этого вопроса КОЛЕНО XVII: Царь Георгий IV лаша † 1223, сын Царицы Тамари от второго брака ея с князем Давыдом. Царица Русудань, дочь Царицы Тамари от брака с князем Давыдом, и супруга Князя Могит-эль-Дина, сына Тугрул-Шаха, владетеля Арзерумского, из рода Сельджукидов КОЛЕНО XVIII: Царь Давыд V † 1269 Царь Нарин-Давыд IV; женат на дочери Греческого Императора Михаила дети Царицы Русудани и Князя Могит-эль-Дина Царевна Тамарь, за султаном Джелал-эль-дином КОЛЕНО XIX: Царевич Георгий Царь Димитрий II самопожертвователь 1289 Царь Вахтанг II † 1292 Константин I, Царь Имеретинский † 1327 Михаил, Царь Имеретинский † 1329, родоначальник царей Имеретинских, царствовавших в Имеретии до 1810 года, и родоначальник нынешних князей: Багратионов-Имеретинских и Багратионов-Давидовых КОЛЕНО XX: Царь Давыд VI Царь Вахтанг III Царевич Мануил Царевич Бабур Царевич Идигад Царь Георгий V блистательный КОЛЕНО XXI: Царь Георгий VI Царь Давыд VII † 1360 КОЛЕНО XXII: Царь Баграт V великий † 1395

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Н. довольно рано проявил себя в сфере церковной гимнографии. По сведениям груз. гимнографа католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони ; 1744-1755, 1764-1788), Н. уже в тбилисский период своей жизни создавал тропари, кондаки и др. молитвословия груз. святым, внесенные им в изданную в 1722 г. Псалтирь. В 1717 г. был выпущен Молитвослов, в предисловии к к-рому содержались сведения о Н. В частности, там было указано, что издание было осуществлено при «боголюбивом... образованном Вахтанге», к-рый «большими трудами и за высокую плату основал типографию, которой до сих пор не было в Грузии, и мне... его подчиненному, грешному иеромонаху... Николозу поручил наладить книги, и я не смог ему перечить. Я очень старался, и во имя Господа, если в книгах есть ошибки, не проклинайте меня, вспоминайте меня и простите» (Грузинская книга. 1941. Т. 1. С. 24-25). Также Н. участвовал в работе над составленным Вахтангом VI сводом груз. законов - «Судебником царя Вахтанга» (между 1703-1709) (Мцкемси. 1884. 13. С. 12). Как опытный в духовных и мирских делах пастырь, честный и преданный царю подданный, Н. в 1710-1712 гг. по представлению Вахтанга VI был хиротонисан во архиерея католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Доментием IV (Багратиони ; 1705-1741) и поставлен на Руисскую кафедру. То, что он был мровели (Руисским архиереем) уже в 1713 г., подтверждают сведения кондака, к-рый составил и преподнес в дар Н. в 1728 г. диак. Гавриил вместе с Четвероевангелием, подаренным им руисскому кафедральному собору в честь Преображения Господня ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 51). В 1715 г. Н. составил «Книгу паствы Руисской епархии» ( ), в к-рой были описаны 84 села Шида-Картли, входившие в юрисдикцию епархии. Книга содержит интересные сведения об экономической истории Грузии и дает представление о состоянии Руисской епархии в то время ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 209-210). Н. восстановил и покрыл серебром выносной крест, перенесенный в XVI в. еп. Эрушетским Дионисием из Эрушети (после того как регион заняли турки и кафедра была упразднена): имя Н. сохранилось в сделанной по случаю возобновления креста надписи (1716, повреждена) ( Такаишвили. 1905. Т. 1. С. 113). В 1717 г. католикос-патриарх Доментий IV временно поручил Н. управление Урбнисской епархией ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Н. е. в древности Основание Н. е. связано с именем царя Грузии св. Вахтанга Горгасали . В сочинении историка XI в. Джуаншера Джуаншериани «Житие Вахтанга Горгасали» сказано, что царь основал 13 епархий, в т. ч. «посадил одного епископа... в Ниноцминде у подступов построенной Горгасалом Уджармы» ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Акад. И. Джавахишвили считал, что в этом месте речь идет о 3 епархиях: Уджармской, Карийской и Н. е. ( Джавахишвили. История народа. 1960. Т. 1. С. 339). Сведения об основании Н. е. св. Вахтангом также повторяет Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). Очевидно, кафедра ниноцминдели находилась в Уджарме до того момента, когда была основана Кацаретская епархия (до 506/7) - в источниках позднего времени Уджарма везде упоминается как кафедра Кацаретского (Самебского) архиерея. Уджарма при св. Вахтанге имела значение важного политико-административного центра, здесь находилась резиденция царя, что указывает на значение Н. е. в то время. В письме 607 г. католикоса Картли Кириона I арм. католикосу Аврааму I Албатанеци указано, что в ГПЦ того времени существовало 35 епархий. Их названия известны из ответного письма Авраама I того же года, где упоминаются участники Двинского Собора 505/6 г. (письмо вошло в сочинение арм. историка Ухтанеса, еп. Севастии, «История отделения грузин от армян»), однако они дошли в искаженном виде (Книга посланий. 1968. С. 97-98). В «Распорядке царского двора» среди 35 груз. архиереев имя ниноцминдели занимает 9-е место между Кумурдойским и Ишханским епископами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 48). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) сказано, что царь Кахети Леван (1520-1574) заново отстроил и украсил кафоликон мон-ря Ниноцминда и «назначил епископа, и пожертвовал села и дома» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). Возможно, разрушение кафоликона и упразднение Н. е. связаны с походами в Грузию в XIV в. Тамерлана . Известен ниноцминдели кон. X - нач. XI в. свт. Арсений Ниноцминдский - переводчик, книжник и каллиграф, который оставил архиерейскую деятельность и сначала удалился в мон-рь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни , затем в груз. Иверский монастырь на Афоне (Хаханашвили. 1901. С. 21-22). Два ниноцминдели X-XI вв., Иоанн (или Иаков) и Стефан, очевидно внесшие особый вклад в восстановление мон-ря и имевшие особое значение в истории Н. е., упоминаются в 2 надписях на кафоликоне Ниноцминды ( Ингороква. 1927. 15, 249; Какабадзе. 1928. С. 67; Шанидзе. 1938. С. 24, 54, 56; Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 118, 121; Кератишвили. 1969. С. 54; КГН. 1980. Т. 1. С. 316; Муравьёв. 1981. С. 222, 235; Каухчишвили. 1999. Т. 1. С. 33, 34. 2000. Т. 2. С. 299, 300).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010