В церковном отношении территория бывш. К. е. вошла в юрисдикцию Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. Этнокультурный и конфессиональный состав Джавахети в XIX в. был довольно пестрым: большая часть грузин-мусульман была выселена, вместо них на эти территории были заселены армяне-монофизиты, армяне-католики и рус. духоборы. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. на основе границ древних епархий были учреждены новые, в т. ч. Ацкурская, которая охватила территории всех епархий Самцхе-Саатабаго, включая К. е. ( Анания (Джапаридзе). 2012. С. 103). В 1995 г., согласно решению о восстановлении и об обновлении епархий ГПЦ, как преемница К. е. была создана Боржоми-Ахалкалакская епархия. В 2002 г. Свящ. Синод ГПЦ принял решение о разделе епархии на Боржоми-Бакурианскую и Ахалкалакско-Кумурдойскую, последнюю возглавил архиеп. Николай (Пачуашвили). Архиереи (По реконструкции Силогавы): Иосиф (ок. 506), Иоанн (50-60-е гг. X в.), Гавриил (70-80-е гг. X в.), Ефрем (80-90-е гг. X в.), Григорий (кон. X - нач. XI в.), Зосим (сер. XI в.), Иоанн (Ласурисдзе) (сер. XV в.), Герасим (нач. XVI в.), свт. Зосим (приблизительно 1519-1528), Серапион (сер. XVI в.). Ист.: Такаишвили Е. С. Христианские памятники: Кумурдо//МАК. 1909. Вып. 12. С. 34-55; Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Книга посланий/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. языках); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Ухтанес. История отделения грузин от армян/Сост., пер. на груз., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тб., 1975 (на арм. и груз. языках); Описание груз. рукописей: Синайская колл./Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1978. Т. 1 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Обращение Грузии/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 142; Он же. То же. 2008. С. 76). От персов в К. пострадали первые мученики ГПЦ: мч. Ражден († 457), царица вмц. Шушаник († 475), царь Вахтанг Горгасали († 502), сщмч. Авив , еп. Некресский (60-е гг. VI в.), мч. Евстафий Мцхетский († 589). Центрами паломничества в К. в раннее средневековье являлись мцхетский Джвари , Манглиси, где хранились подножные доски Креста Христова, и Цуртави, в к-ром были упокоены мощи царицы вмц. Шушаник; в XII в., после перенесения мощей вмц. Шушаник в Тбилиси, Цуртави утратил значение церковно-политического центра Квемо-Картли. Джвари считался символом государственности Грузии, здесь располагалась усыпальница Картлийских эрисмтаваров и находившихся с ними в родстве Багратиони, выдвинувшихся на политическое поприще Грузии уже в VI в. (З. Алексидзе). Также в этот период в К. были сооружены такие памятники грузинской церковной архитектуры, как Цроми (626-634/5), Самцевриси (30-е гг. VII в.), Атени Сиони (1-я пол. VII в.) и др. На стенах соборов Болнисский Сион, Джвари и Цроми эпиграфически зафиксированы древнейшие образцы груз. письменности, выполненные асомтаврули . В период владычества арабов в Грузии (в 30-х гг. VIII в. был образован Тбилисский эмират Арабского халифата) мученическую смерть в К. приняли св. царь Арчил I († ок. 744), мч. Або Тбилисский († 757/8), вмч. Константи-Каха († 853). В К. сохранились исторические свидетельства того, что провизантийски настроенные представители груз. аристократии К. открыто демонстрировали свою независимость от центральной араб. власти, приверженность христианству и провизант. настрой. Так, о феодале, изображенном на стеле VIII в. из с. Кавтисхеви (муниципалитет Каспи), известно, что он носил визант. титул ипатия; коленопреклонному вельможе, представленному на стеле из с. Усанети (близ Хашури, VIII в.), ангел протягивает корону визант. образца (КГН. 1980. Т. 1. С. 118-130). В 759-777 гг. в Квемо-Картли представители дома питиахшей Вараз-Бакур и Иоанн возвели Самшвилдский Сиони , один из самих больших храмов т.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

«Сперва собиралось много народа в церковь капуцинскую в Тифлисе, ибо он был привлечен новостью богослужения и малым хором, составленным из пяти голосов и двух инструментов; теперь же туда приходят не более пяти или шести бедных, получающих от церкви содержание. Иноки учредили школу, по и в ней не более восьми мальчиков и то бедных, которые туда приходят менее для учения, нежели для хлеба, по сознанию самих добрых отцов. Они мне часто говорили, что содержат свои миссии, не ради какой-либо значительной пользы, по для чести римской церкви, которая, по словам их, не была бы католическою, если бы не имела своих служителей во всех частях населенного мира». Что сказать о такого рода миссиях, столь беспристрастно описанных? Мы обратимся опять к палатам. Дворец Вахтангов и Ираклиев заключал в себе до трехсот покоев, имел в своей ограде четыре церкви и по несчастью одну мечеть, устроенную Ростомом, по невольному исламизму царей, до Теймураза отца Ираклиева. Еще видно на площади место, где стояла главная придворная церковь св. Георгия, куда собирался весь двор в торжественные дни. Другая малая, также во имя великомученика, доселе существует и служила придворною, при последнем царе. В ней замечательна по своей древности и окладу икона св. Георгия. Церковь была основана, в 1710 году, царевичем Симоном, братом законодателя Вахтанга, и при ней обитал, в соседнем доме, старший сын последнего царя Давид. Старый дворец простирался, со всеми своими службами, до самого подворья католикосов, у Анчисхатского собора, где они временно помещались, ибо настоящее их жилище было в первопрестольном Мцхете. Католикос Доментий первый тут поселился, в начале минувшего века, подле дворца князей Багратионов-Мухранских, родственников царских, и по его примеру там обитали последние католикосы Николай и два Антония. Особенно замечательно между ними лице старшего Антония или великого, как он слывет в народ, сына магометанского царя Иессея. Он был ревнитель просвещения духовного и ему обязана церковь грузинская собранием житий её святых и сочинением многих канонов, вместо утраченных в бедственную эпоху разорений персидских.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Анализ этих рукописей позволил Броссе сделать вывод о том, что хроника представляет собой сокращенный арм. перевод груз. «К. Ц.», выполненный во 2-й пол. XII в. По мнению ориенталиста, профессором С.-Петербургского ун-та К. П. Патканова признанному ошибочным, «Армянская хроника» была написана монахом-армянином в XII в. по просьбе грузин и списки «К. Ц.» времен Вахтанга VI были в той или иной мере основаны на ней. В 1849 г. в С.-Петербурге Броссе издал «К. Ц.» на основе своих 3 рукописей XVIII в. В 1-й части был помещен груз. текст, во 2-й - франц. перевод; издание было сопровождено комментариями и указателем, что имело большое значение для изучения памятника и получило резонанс в Европе. Многие груз. исследователи XIX в. понимали термин «Картлис Цховреба» в широком смысле, как общее понятие истории Грузии, а не в значении конкретного свода «К. Ц.». В частности, этим представлением руководствовались Броссе и Д. Чубинашвили (Чубинов), когда в 1854 г. в С.-Петербурге осуществили издание т. н. «2-го тома Картлис Цховреба», куда вошли исторические сочинения, созданные в кон. XVII-XVIII в. и включенные в редакцию царя Вахтанга VI: часть «Истории Грузии» (1696) Парсадана Горгиджанидзе, «История царей» (1739) Сехнии Чхеидзе, «История царства Грузинского» (1745) Вахушти Багратиони, «История Картли» (1758) Папуны Орбелиани, «Царствование Ираклия II» (1780) Омана Херхеулидзе. Вопрос о ранних списках «К. Ц.» окончательно был решен после того, как в 1884 г. груз. историк Д. Бакрадзе , также придерживавшийся мнения о существовании более ранних текстов до времени Вахтанга VI, содержащих сведения по общей древней истории Грузии, обнаружил рукопись «К. Ц.», созданную на рубеже XVII и XVIII вв. (НЦРГ. S 30). Это была копия списка, выполненного в 1633-1645 гг. по заказу супруги царя Картли Ростома царицы Мариам Дадиани (1599/1609-1682), названная по имени заказчицы списком царицы Мариам. То, что текст заканчивался периодом начала царствования Георгия V Блистательного (1318-1346), подтвердило сведения из «Введения» царя Вахтанга VI о том, что «Древняя Картлис Цховреба» была доведена до царствования Георгия V, а затем продлена при Вахтанге VI. Позже были обнаружены и др. списки довахтанговского периода, а также неск. поздних списков, прошедших через руки «Ученых мужей» и др. редакторов. Большую работу по изучению «К. Ц.» провел Ф. Жордания . Он исследовал обе версии летописи, первым изучил ее структурный состав. По его мнению, текст до повествования о правлении царицы св. Тамары состоял из 9 частей, принадлежавших разным авторам - современникам описанных ими событий. Большое значение имеют труды прав. Евфимия Такаишвили . Ученый выверил датировки рукописей, исследовал взаимосвязь разных списков, в 1906 г. издал список царицы Мариам с указанием разночтений со списком царя Вахтанга VI и с примечаниями.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Ист.: Ростомашвили И. Село Ниноцминда и его руины//Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. Вып. 6/7. C. 530-532 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901; Какабадзе С. Н. Исторические документы. Тифлис, 1913. Т. 3: Документы XV-XVI вв.; Т. 4: Документы XVII в. (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1915. Вып. 5; Меликсет-Бег Л. Археологическое путешествие в Гаре-Кахети и Черемское ущелье, Сагареджо-Ниноцминда. Ч. 4//Сахалхо сакме (Народное дело). Тифлис, 1920. 964-974; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-134 (на груз. яз.); Тимофей (Габашвили), еп. Путешествия/Ред., словарь: Е. Метревели. Тб., 1956 (на груз. яз.); Надписи ист. памятников Кахети: Сб./Сост., исслед.: Т. Барнавели. Тб., 1961 (на груз. яз.); Гюльденштедт. Путешествие Гюльденштедта по Грузии/Пер. с нем., исслед.: Г. Гелашвили. Тб., 1962. Т. 1 (на груз., нем. языках); Книга посланий (Liber epistolarum)/Сост., пер. с арм. яз., исслед.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. языках); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 1999. Т. 1: Надписи Зап. Грузии; 2000. Т. 2: Надписи Вост. Грузии (на груз. яз.). Лит.: Ингороква П. Протоколы заседаний Историко-этногр. об-ва. Тифлис, 1927 (на груз. яз.); Какабадзе С. Н. Ниноцминдский памятник//Бюллетень/Кавказский ист.-археол. ин-т. Тифлис, 1928. 4. С. 6-7 (на груз. яз.); Шанидзе А. Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки//Мацне (Вестник)/Ин-т языка, истории и материальной культуры. Тифлис, 1938. Вып. 4. Ч. 1. С. 2-68 (на груз. яз.); Климиашвили А. Еще один новый список «Картлис Цховреба» 1697 г.//Моамбе (Бюллетень)/АН Груз. ССР. Тб., 1960. Вып. 24. С. 371-376 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из истории груз. феод. отношений. Тб., 1966. Т. 1: Сеньории (на груз. яз.); Кератишвили Б. Грузинская надпись Ниноцминды//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1969. 7. С. 49-54 (на груз. яз.); Муравьё в С. Н. Три этюда о кавказско-албанской письменности//Ежег. иберийско-кавказского языкознания. Тб., 1981. Вып. 8. С. 222-322; Шаоршадзе М. Ниноцминдское епископство в XVI-XVIII вв. Тб., 2008 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Грузинские архиереи, XX-XXI вв. Тб., 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1); Марр Н. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1899. Ч. 322. 3. Отд. 2. С. 1-24; он же. Дневник поездки в Шавш(ет)ию и Клардж(ет)ию// Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели. СПб., 1911. С. 189-201. (ТРАГФ; 7); Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890; Вакушти Багратиони. География Грузии/Введ., пер., примеч.: М. Г. Джанашвили. Тифлис. 1904 (Зап. Кавк. отд. ИРГО; Кн. 25. Вып. 5); он же. То же. Тб., 1973. (КЦ; 4); Такаишвили Е. Археол. экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1905. Вып. 2; он же. Тбетское Четвероевангелие//МАК. 1909. Т. 12. С. 151-162; он же. Археол. экспедиция в Лечхуми и Сванети 1910 г.// Он же. Труды. Тб., 2017. Т. 3; Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели: (Кименная ред.)/Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); То же, изм. загл.: Труд и деятельность жизни св. и блж. отца нашего Григория архимандрита, строителя Ханцты и Шатберди и вместе с ним память многих отцов блаженных//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 248-319; Blake R. Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque patriarcale grecque à Jerusalem//ROC. Ser. 3. 1922/1923. Vol. 23. P. 345-445; idem. Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque de laure d " Iviron au Mont Athos//Ibid. 1933/1934. Vol. 29. P. 114-159, 225-271; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244 (То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136); Описание груз. рукописей гос. музея Грузии: Колл. Q/Сост.: Е. Метревели. Тб., 1958. Т. 2 (на груз. яз.); Василий Зарзмели. Житие и подвижничество богоносного и блаженного отца нашего Серапиона//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 319-347; Описание груз. рукописей Церк. музея: Колл. А/Сост.: Е. Метревели. Тб., 1973. Т. 1. Ч. 1; 1986. Т. 2. Ч. 1 (на груз. яз.); Мат-лы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост. Павлом Алеппским/Сост.: Н. Асатиани. Тб., 1973 (на груз. и рус. яз.); Груз. док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд. Ин-та Востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Макарий Антиохийский, патр. Сведения о Грузии//Армагани: Образцы вост. лит-ры. Тб., 1982. С. 88-122 (на груз. яз.); Мат-лы по истории Юж. Грузии, XIII-XV вв./Сост.: К. Шарашидзе. Тб., 1982 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, Н. Шошиашвили, В. Силогава. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Распорядок царского двора/Изд.: К. Сургуладзе. Тб., 1993 (на груз., рус., англ. яз.).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

В 1703 г. персид. шах Султан Хусейн (1694-1722) помирился с Георгием XI, отстранил Ираклия I и управляющим (джанишином) Картли утвердил племянника Георгия XI царевича Вахтанга VI (1703-1712; царь Картли в 1716-1724). В 1705 г. Вахтанг VI созвал церковный Собор, на котором был смещен Евдемон II и на Мцхетский престол поставлен брат Вахтанга VI высокообразованный, талантливый и деятельный Доментий IV (Багратиони; 1705-1741) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 481). Католикос-патриарх активно участвовал во всех начинаниях Вахтанга VI, направленных на возрождение страны: в установлении правопорядка в гражданской и церковной жизни, в развитии науки и культуры. При личном участии католикоса-патриарха Вахтанг VI составил свод законов (Законы Вахтанга). Ок. 1689 г. Доментий IV, находясь в Иерусалиме, познакомился с митр. Унгро-Влахийским сщмч. Антимом Ивиряну (1708-1716), ученик к-рого в 1709 г. основал в Тбилиси 1-ю груз. типографию (1709), где печатались гл. обр. богослужебные книги для груз. священнослужителей. Доментий IV особое внимание уделял пастве, укрепляя ее проповедями о христ. образе жизни. Одной из своих главных задач католикос-патриарх считал заботу об улучшении материального положения М. К. Он добился возвращения кахетинских владений Светицховели, что в первую очередь означало восстановление церковного единства царств Картли и Кахети, а затем рост экономических возможностей, без к-рых М. К. не мог продолжать свою культурно-просветительную деятельность. С 1712 по 1719 г. Вахтанг VI находился в Иране на положении почетного пленника, начатые им в Картли преобразования были приостановлены. После возвращения царя закавказские страны стали предметом интереса различных политических сил, в число к-рых вошла Российская империя. Вахтанг VI вел тайные переговоры с рос. императором Петром I Алексеевичем по поводу совместного выступления против Ирана. Политический выбор Вахтанга VI не был единодушно одобрен его сподвижниками, в числе к-рых оказался и католикос Доментий IV. По косвенным данным источников, католикос-патриарх более реалистичным считал союз с Османской империей, к-рая также предлагала Вахтангу VI довольно выгодные условия. Сохранившийся на тур. языке документ 1722 г. позволяет заключить, что Доментий IV устанавливал связи с Османской империей, просил К-польского патриарха о посредничестве перед султаном в борьбе против набегов дагестанцев. В ответ султан приказал эрзурумскому паше принять меры (НА Грузии. ArTur. Ф. 1453. Д. 78).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Антоний I (Багратиони). В том же году он помазал на царство в Картли Теймураза II, т. о., после почти полуторавекового перерыва на Картлийский престол взошел царь-христианин; Кахетинский престол занял также христианин - сын Теймураза II и двоюродный брат Антония I Ираклий II. Иран был вынужден признать обе кандидатуры, что стало значительной победой христ. Грузии над мусульм. Ираном. Католикос Антоний I энергично взялся за управление Церковью: были собраны и представлены на утверждение царю все царские грамоты о пожертвованиях Мцхетскому престолу, четко определены границы епархий; управление всеми церковными землями было передано патриарху, была образована церковная декастерия, выполнявшая функции церковного суда, иерархически распределено положение архиереев и священнослужителей на приемах у царя и патриарха, а также во время служб. В 1748 г. был созван Собор, восстановивший нормы правосл. жизни и чинопоследование богослужения (ПГП. Т. 3. С. 798-804). Решением Собора 1749 г. была восстановлена созданная Вахтангом VI типография. Особое внимание Антоний I уделял вопросам духовного образования: в Светицховели из собранных по всей стране книг была образована б-ка, насчитывавшая 7 тыс. томов, возобновлена просветительская деятельность Давидгареджи, открыта ДС в Тбилиси (1755), при епархиальных кафедрах были образованы уч-ща и школы. Антоний I вел активную борьбу против монофизитской пропаганды в Грузии, в 1750-1752 гг. он написал антимонофизитское богословское произведение «Мзаметквелеба» (груз.- готовый ответ). Сторонник европ. пути в образовании, он установил тесные контакты с миссионерами-католиками, за что был обвинен в переходе в католичество и на Соборе 16 дек. 1755 г. смещен. Выехав в Россию, он был оправдан Святейшим Синодом РПЦ и назначен архиеп. Владимирским ( Кавтария. Из истории. 1977. С. 18-40). Католикос-патриарх Антоний I (Багратиони). Портрет. XVIII в. Католикос-патриарх Антоний I (Багратиони). Портрет. XVIII в. Католикосом-патриархом был избран еп. Руставский свт.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Картлийский царь Вахтанг V Шахнаваз, несмотря на то что он принял ислам, проводил политику укрепления царства и Церкви: после смерти патриарха Христофора II (1660) Церковный Собор избрал патриархом двоюродного брата царя Доментия III (Мухранбатони) - «человека достойного, который много сделал для восстановления церковного порядка и укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. Новая КЦ. С. 440; Вахушти Багратиони. История. 1976. С. 454). Им была построена большая церковь в с. Мчадиджвари, восстановлен собор Анчисхати в Тбилиси и пристроена колокольня. После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим. В 1678 г. при поддержке царя Георгия XI патриархом был избран Николай IX (Амилахвари) . Царь проводил независимую от Ирана политику: фактически контролировал шахского ставленника в Кахети Бежан-хана, вел переговоры с Османской империей. Иран. шах отстранил Георгия от власти и посадил на Картлийский престол выросшего в России Ираклия I (Назарали-хан, в России - царевич Николай). Католикос Николай, отказавшийся признать царя, был смещен: на созванном Ираклием I Соборе католикосом был избран дядя Ираклия, Руставский митр. Иоанн X (Диасамидзе) , его преемником стал племянник Иоанна и двоюродный брат царя Евдемон II (Диасамидзе) . Во время Патриаршества Николая бандой лезгин (леков) были замучены Гареджийские преподобномученики Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел вместе с др. насельниками Гареджийской лавры св. Давида. Изрубленные куски тел мучеников захоронили на юге от могилы св. Давида Гареджийского. Восточногрузинская Церковь в XVIII в. В 1705 г. по инициативе Вахтанга VI (джанишин Картли; 1703-1714; царь Картли; 1716-1724) был созван Церковный Собор, сместивший Евдемона и избравший на Патриарший престол вернувшегося из России Доментия IV (Багратиони) ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 481). Он активно участвовал в мероприятиях Вахтанга, направленных на укрепление груз. государственности и развитие груз. культуры. Так, в нач. XVIII в. было разработано новое законодательство, при поддержке румын.

http://pravenc.ru/text/638558.html

митр. Антима Иверяну , грузина по происхождению, была учреждена 1-я груз. типография (1709). В 1712 г. в Иран на утверждение на царский престол отправился Вахтанг; он отказывался принять мусульманство до 1716 г. и был сослан в Керман ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 493; Анания (Джапаридзе). Соборы. 2003. Т. 2. С. 197). В 1724 г., после взятия турками Тбилиси (1723), Вахтанг VI выехал в Россию, католикос Доментий IV нек-рое время скрывался в Лоре и Ксанском ущелье, затем в Стамбуле, где был обвинен в антитур. деятельности и посажен в тюрьму на 9 лет. Царь Иессей (Мустафа) утвердил без согласия Собора католикосом-патриархом Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили) , мон. лавры Давида Гареджийского, писателя, богослова и философа, автора Житий св. царя Луарсаба, мучеников Бидзины, Шалвы и Элизбара, создателя первого антикатолич. богословского произведения «Грдемли» ( Кавтария. Жизнь и деятельность Виссариона. 1959. С. 75-111). Следующим католикосом (или местоблюстителем) был архиеп. Картли Кирилл II , позднее в источниках вновь упоминаемый как архиепископ (Документы по социальной истории. 1940. С. 275, 316, 395). Первое груз. печатное Евангелие. 1709 г. (ЛМГ) Первое груз. печатное Евангелие. 1709 г. (ЛМГ) После Кирилла на Патриарший престол вновь взошел вернувшийся из Стамбула Доментий, к-рого по его желанию должен был сменить его племянник, сын царя Иессея митр. Антоний (Багратиони). Собор избрал молодого архиерея, но тот наотрез отказался. Доментий IV вручил патриарший посох еп. Урбнисскому Николаю X (Херхеулидзе) ( Орбелиани. История Грузии. 1981. С. 76), по характеристике царевича Вахушти, крайнему неучу, по поведению больше мирянину, чем монаху ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 518). Известно письмо католикоса Николая папе Бенедикту XIV, где он просит папу защитить христиан Грузии (лат. текст: Michel de Tugio. Bullarium Capucinorum. R., 1752. Vol. 7. Р. 248; груз. текст: Тамарашвили. Католичество. С. 432). В 1744 г. католикос был убит. В авг. 1744 г. Церковным Собором на Патриарший престол был избран 24-летний митр.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010