Приветствие игумена Великой Ватопедской обители архимандрита Ефрема (Кутсу) Связи, рожденные духовным единством, и общность во Христе между Святой Горой и Россией длятся в течение последнего тысячелетия. Носителями и связующими звеньями этого единства были главным образом русские святогорские монахи. В числе первых должно упомянуть преподобного Антония Эсфигменского, основателя знаменитой Киевской Лавры, который жил в начале XI в. на Святой Горе и стал основоположником русского монашества. Затем – святого Киприана Цамблака, и ныне мы празднуем 600-летнюю годовщину со дня его кончины. Святой Киприан пришел на Святую Гору юношей, затем стал митрополитом Киевским и внес огромный вклад в сохранение единства Русской Церкви в XIV в. Вспомним преподобного Нила Сорского , главного созидателя исихастского монашеского духа в России в XV в., который жил на Святой Горе в течение целых 20 лет, святого Максима Ватопедского, который, по нашему мнению, является ярчайшим звеном в цепи просветителей русского народа. В этом году мы празднуем 450 лет со времени его преставления и 10 лет со времени обретения его мощей. Нельзя забыть и преподобного Паисия Величковского , который сообщил новый импульс русскому монашеству в XVIII в., дав ему в виде залога Святоотеческое Предание. И в XX в. выделяются великие личности, имевшие огромное значение для монашества и жизни Церкви: преподобный Силуан Афонский и его ученик блаженный старец Софроний. Наш монастырь организует особую Международную научную конференцию, посвященную старцу Софронию, которая состоится в Афинах в октябре 2007 г., цель которой – глубоко и всесторонне приблизиться к его богатому наследию. Когда старец Софроний удалился со Святой Горы и отправился во Францию, он состоял в братстве Ватопедского скита Святого Андрея, так что наш монастырь по праву берет на себя заботы по проведению этой конференции. Русские святогорские святые испытали обоюдное духовное влияние с двух сторон – как со стороны России, так и Святой Горы. Их естественное Отечество – Россия. Она принесла их как дар Христу и Пресвятой Его Матери, дабы они возросли духовно и достигли состояния святости в Саду Пресвятой Девы. Благодаря своему личному общению с Богом, своему обожению они стали истинными и горячими молитвенниками перед Ним о русском народе. Неисповедимыми судьбами Божиими они или остаются до конца своей жизни на Святой Горе, или возвращаются в Россию, где возжигают горение подлинного святогорского духа, основывая монастыри, становясь старцами и духовниками христоименитой полноты народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Больничная церковь во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста устроена старанием игуменьи Феофании на данные ей деньги крестьянином Василием Чижовым в размере 10 000 руб. Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов " Лавры, монастыри и  храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия " . - СПб, 1909  В 1850 г. Воскресенский Новодевичий монастырь посетил иеромонах Серафим Святогорец, в схиме Сергий, известный автор духовных сочинений. Общие знакомые и схожая судьба сблизили иеромонаха и старицу Феофанию. В знак расположения отец Серафим прислал в Новодевичью обитель список с Афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». На обороте иконы была сделана надпись афонскими старцами: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоей Пречистой Матери да будет благословение Св. Афонской Горы и старцев Русского Пантелеимоновского монастыря на месте, идеже волею августейшего монарха Николая Первого по благословению свыше, воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего пресвятого лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, излиется благодать и спасение на царствующий град Св. Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец и до конец ее». Игумения Феофания решила освятить в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» келейную церковь настоятельского корпуса. Храм по проекту архитектора Н. Е. Ефимова был заложен в июле 1850 г. и торжественно освящен 27 июня 1854 г. в присутствии членов императорской фамилии. Главной святыней церкви стала чудесная Ватопедская икона Божией Матери. В монастыре особо праздновались и день ее прославления, и день ее помещения в обитель. В храме круглые сутки читалась неусыпающая Псалтирь. После революции церковь во имя Афонской иконы Божией Матери дольше других монастырских храмов оставалась действующей. В обезображенной, лишенной куполов и крестов церкви велись службы. С началом «большого террора» в 1937 г. судьба храма была решена. 19 августа был арестован и 31 августа расстрелян протоирей Павел Карманов, а в декабре того же года был расстрелян протоирей Леонид Дьяконов. 7 марта 1938 г. был арестован и 18 марта расстрелян последний священнослужитель церкви во имя Афонской иконы Божией Матери протодиакон Владимир Беляев. Службы в храме прекратились, наступил длительный период упадка и разорения. Известно, что после закрытия церкви чудотворная Ватопедская икона Божией Матери была сохранена послушницей Ксений. В 1980-х гг. в доме, где жила Ксения, случился пожар. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=05266

В дни пребывания в Екатеринбурге Честного Пояса Пресвятой Богородицы игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии встретился с мирянами и ответил на их вопросы. Митрополит Кирилл предварил встречу словами благодарности: – Мы рады, что в дни пребывания великий святыни – Пояса Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге отец Ефрем, Божий старец, игумен пресвятой Ватопедской обители, где пребывает эта святыня, изъявил желание встретиться со всеми вами. Я очень рад, что батюшка нашел время пообщаться с православным верующим народом. Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто пришел на эту встречу, и надеюсь, что она будет полезной и плодотворной и принесет всем нам утешение, надежду и радость. Архимандрит Ефрем Архимандрит Ефрем: – Мы приехали со Святой Горы Афон, которая является местом аскезы, молчания, молитвы, покаяния, Покровительницей и Главой которой является Божия Матерь. Святую Гору еще называют садом Божией Матери, и поэтому все монастыри там Богородичные. Ватопедский монастырь – единственный в мире, который украшен семью чудотворными иконами Божией Матери и самим Честным Поясом Пресвятой Богородицы. У нас три ковчега святого Пояса в монастыре – три частицы, которые подарили монастырю царь и князь. Первый – Иоанн Кантакузин, император Византии, у которого была тесная связь с монастырем: там жил его духовный отец и святой нашей Православной Церкви преподобный Савва, ради Христа юродивый (всем советую прочитать его житие). До монастыря этот святой несколько лет жил в Константинополе, и император понял, что это человек Божий, и взял его в духовные советники. И говорят, что в конце жизни император стал монахом в нашем Ватопедском монастыре. А второй, кто подарил часть святого Пояса монастырю, – Великий князь Сербский Лазарь, который был замучен ради Христа и сегодня является покровителем и великомучеником Сербской Православной Церкви. Видимо, монастырь Ватопед избрала Богородица, чтобы эта обитель была особенно украшена Ее милостью: сразу двое жертвователей, не зная друг друга, были просвещены благодатью и передали эту великую святыню одному монастырю. Наш духовный отец старец Иосиф Ватопедский, который два года назад почил, нам часто говорил: «Где бы в другом месте было угодно Богородице хранить Свой святой Пояс, если не на Святой Горе, которая является местом непорочности, чистоты, целомудрия, послушания, местом девства?». Знайте, что Пояс символику имел еще с Закона Моисея. Из Ветхого Завета мы знаем, что девы сплетали себе такие пояса своими руками, и когда наступал день официального сочетания браком, дева передавала этот пояс своему мужу как символ своего девства.

http://pravoslavie.ru/49762.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Ефрем: Находясь в заключении, я призывал имя Пресвятой Богородицы и тотчас получал силы Настоятель афонского монастыря освобожден из тюрьмы и вернулся в родную обитель 31.03.2012 1818 Поздним вечером 30 марта игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем возвратился на Святую гору Афон после трехмесячного предварительного заключения в тюрьме «Коридаллос», сообщает Интерфакс-Религия. Напомним, что накануне совет апелляционного суда города Афин вынес решение об изменении меры пресечения отцу Ефрему . После того, как был получен залог и оформлены необходимые документы, отца Ефрема на автомобиле доставили в порт Иериссо более чем в 600 км от Афин, откуда на катере в сопровождении монахов и своих духовных чад он прибыл к причалу Ватопедского монастыря, где собралось около 700 человек. Прибытие катера сопровождалось приветственными гудками, а собравшиеся встретили отца Ефрема духовными песнопениями. Священники монастыря были в полном священническом облачении. Братия, трудники, паломники держали в руках свечи и образовали живой коридор, через который прошел отец Ефрем и возглавил крестный ход в монастырь. «Многие верующие отмечали пасхальную атмосферу, которая царила в этот вечер в Ватопеде. Перед входом в монастырь отец Ефрем был облачен в игуменскую мантию со скрижалями. Под звон колоколов игумен вошел на территорию обители и направился в соборный Благовещенский храм, где был отслужен краткий молебен», - рассказал в интервью Интерфакс-Религия глава пресс-службы российского Фонда Андрея Первозванного Александр Гатилин. Обращаясь к собравшимся, отец Ефрем сказал: «Я ушел 26 декабря, в день Пресвятой Богородицы, и возвращаюсь снова в Ее день (в православный праздник Похвалы Богородицы. - РНЛ ). Все это время, находясь в заключении, когда я призывал имя Пресвятой Богородицы, тотчас получал силы, в которых нуждался». Настоятель поведал, что сокамерники оказывали ему «большую любовь и уважение», а в том крыле тюрьмы, где он находился, исповедовались почти все заключенные и многие из тюремного персонала.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/31/ar...

О. Феодорит, высоко ценимый своим кириархическим монастырем (knr…arcoj mon») за указанные выше достоинства ума и сердца, с самого начала происшедших в Андреевском скиту беспорядков нашел сильную для себя поддержку и защиту в монастыре. Ватопедский монастырь через своего антипросопа все усилия направлял к тому, чтобы учинить «симвивязм» (sumbibasmoj), т. е. полюбовное соглашение о. Феодорита с братией скита, и оставить его на своем месте. В этих видах отцы Ватопедского монастыря не дали своего согласия на избрание нового настоятеля в скиту, говоря недовольным: «Невозможно вам и нам переменить сего игумена. Мы его поставили. Он вас почти всех собрал и устроил скит, как вы и видите, то мы не можем поступить с ним худо после таких трудов. И впредь мы надеемся, что он не разорит скит, по-другому вверять опасно». Поэтому, когда Вселенский Патриарх своей грамотой от 2 января 1879 г. потребовал, чтобы о. Феодорит был по-прежнему игумен скита, и пригласил посодействовать ему в этом монастыри Ватопедский и русский Пантелеимоновский, то кириархический монастырь стал действовать с большей смелостью и решительностью. Чтобы ускорить примирение о. Феодорита с провинившейся пред ним братией и чуждавшейся теперь примирения с ним из боязни за дурные последствия в будущем, дан был совет о. Феодориту. чтобы он «особым актом примирения» успокоил «немощствующих». Благостный и миролюбивый старец не замедлил последовать доброму совету своих благожелателей и немедленно издал разрешительную грамоту для всей братии, писанную своею собственною рукою. Эта полная отеческой любви, иноческого смирения и всепрощающего снисхождения к слабостям человеческим грамота гласит так: «Во славу Пресвятые Троицы Отца и Сына и Святого Духа я, старец русского на Афоне святого апостола Андрея Первозванного скита архимандрит Феодорит, при помощи Божией и общих молитв и желаний, делаю сей акт примирения с моими отцами и братиями и о Христе духовными моими чадами в том, что Божиим попущением сделавшееся в нашем скиту искушение и расстройство причинило старчеству и общежитию нашему большой вред внутренний и внешний, духовный и вещественный.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Перед тем, как отправиться в аэропорт автобус с ковчегом Пояса проехал вокруг Москвы по МКАДу. Молебен в аэропорту отслужит Патриарх Кирилл, после чего святыня будет доставлена в Ватопедский монастырь на Афоне. В Москве проводили Пояс Богородицы. Архиепископ Арсений отслужил ночью молебен перед ковчегом с Поясом Богородицы, а затем ковчег был вынесен на ступени храма, сообщает  РИА Новости . В аэропорт Пояс сопровождали священники, к храму Христа Спасителя ночью пришли сотни мирян. Перед тем, как отправиться в аэропорт автобус с ковчегом Пояса проехал вокруг Москвы по МКАДу. Молебен в аэропорту отслужит Патриарх Кирилл, после чего святыня будет доставлена в Ватопедский монастырь на Афоне. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/kovcheg-s-poyasom-bogo...

«Радул, Радул! отвечал на это с тяжелым вздохом блаж. Нифонт, что бы ты ни обещал мне, как бы ты ни умолял меня о соизволении на преступный брак Богдана, все напрасно. Вспомни, не ты ли вызвал меня сюда; за что же гонишь меня? Если я сделал какую неправду, свидетельствуй о ней. Мой долг – обличать беззаконие, чтобы устранить соблазн, и я исполняю это. Ты вызвал меня сюда, ты же и гонишь меня отсюда. Я удалюсь, куда Господь укажет мне путь; но знай, что великое зло и бесчисленные скорби постигнут твою область; сам ты умрешь ужасным и несчастным образом. Будет время, поищете меня и не найдете!» Сказав это, Нифонт удалился. При прощании с Неанком, он сказал этому вельможе: «сын мой! великое бедствие постигнет здешнее место; впрочем Бог сохранит тебя, если исполнишь мой отеческий завет, даже ты будешь возвеличен. И я с своей стороны не перестану ходатайствовать о тебе пред Богом» Они расстались. В сопутствии учеников своих, Макария и Иоасафа, блаж. Нифонт прибыл в Македонию, откуда через несколько времени удалился на св. гору и поселился в Ватопедской обители. С искреннею радостью и уважением приняли его святогорцы: из самых дальних скитов и келий приходили к нему подвижники, как для принятия от него благословения, так и для назидательных его бесед. Через несколько времени, взяв с собою ученика своего Иоасафа, Нифонт тайно удалился из Ватопедской обители и в виде поселянина пришел в любимый им монастырь св. Дионисия. В этом монастыре существовал такой устав, переданный ктитором обители: приходящего в монастырь для монашества прежде всего определять в черные труды, ходить за рабочим скотом, возить дрова и исполнять все низшие послушания на неопределенное время; когда оканчивался такой искус, послушника, по усмотрению настоятеля, принимали в монастырь и причисляли к братии. Вследствие этого и св. Нифонт, как неведомый человек, был назначен ухаживать за рабочим скотом. Пока он так трудился, скрывая от всех свое звание, по распоряжению Константинопольской церкви его искали всюду для возведения снова на вселенскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но, не извращая прямого смысла житие св. Евфимия, Афонская гора в ту пору уже имела в своих разселинах многие значительные обители с обитающими. Кроме этих сведений, мы видим намеки и в записках Иакова, в иноцех Феоктиста и впоследствии игумена Есфигменского монастыря ее; он упоминает о ктиторстве на Афоне равноапостольного Константина, и свидтельствует о существовали здесь множества монастырей в царствование Феодосия Великого. Это подтверждает также и следующее предание: " Дочь Феодосия Великого Плакидия, супруга Константина, царствовавшего в Риме, ехавшая в 382 году в Константинополь, на пути пожелала посетить устроенный ее отцом на Афоне Ватопедский монастырь. Иноки торжественно встретили ее, как царственную особу. Но при входе в монастырь, лишь только она хотела переступить порог самого храма, как вдруг от иконы Богоматери раздался грозный голос: " Остановись, зачем ты пришла сюда? здесь живут избранные Мои, давшие обет иночества, а ты — жена; кто допустил тебя смущать покой их? " Испуганная Плакидия, вне себя от ужаса, пала на помост и молилась о помиловании. Затем, тут же она дала Богу обещание воздвигнуть придельный храм, каковое обещание вскоре и было ею исполнено " . Брат Плакидии Аркадий, выслушав от сестры своей, благополучно прибывшей к нему в Константинополь, рассказ о чуде, совершившемся во время посещения ею св. горы, внес богатые вклады в Ватопедский монастырь, отдав ему в вечное пользование подворье в Перимеории, пять торговых лавок и приказав ежегодно отпускать из казны на содержание братии 12 литр золота и 17 серебра " . Вследствие сего чудесного события святогорские отцы тогда же законоположили не допу­скать на Афон женщин, и с тех пор постановление это строго соблюдается, не только между правоверующими, но даже подчинились сему и сами турки. Из всего видно, что Афон в IV веке имел уже не только скиты и пустынные келлии, или пещерные жилища иноков, но даже монастыри, что также ясно усматриваем и в житиях свв. Варнавы и Софрония. Св. преподобные мужи, жившие в начале V века, при посещении разных святых мест Востока, были и на Афонской горе, видели на ней монастыри: Ватопед, Есфигмен (только что основанный греческим царем Феодосием Младшим), Ксиропотам, Ксилургу и другие).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

Русский Пантелеимоновский монастырь на Афоне. 1870-е гг. Как это ныне ни покажется странным, но в начале прошлого века славянские монахи Святого Афона осознавали себя почти гражданами незримой Византийской империи. Они совершенно не ассоциировали себя с частью Греции. Вот как писал секретарь Свято-Пантелеимоновского русского на Афоне монастыря, монах Василий (Кривошеин) в своём проекте «Положение Афона» в 1941 году: «Святая Гора Афон издревле (с IX-X веков) представляла собой всеправославное монашеское государство. Несмотря на внешнюю политическую зависимость от соседней с Афоном светской власти (Византии, Болгарии в XIII веке при царе Иване Асене, Сербии в XIV веке при Стефане Душане, Турции в период 1430–1912 гг.) и на церковную юрисдикцию над ним Вселенского Константинопольского Патриарха, во внешней своей жизни (духовной, административной, хозяйственной) Святая Гора всегда пользовалась правами полного самоуправления. Святая Гора всегда рассматривалась как общее отечество живших в ней православных монахов, и никому не приходило в голову присваивать её исключительно той или иной национальности. Верховной властью на Афоне обладали его ставропигиальные господственные монастыри, игумены, представители коих собирались по временам вместе и составляли высшее правящее собрание Святой Горы, причём, однако, во внутренней жизни каждый монастырь сохранял своё самоуправление и свои особенности» 1 . К сказанному следует добавить, что до 1917 года Руссик находился и под значительным протекторатом Российской Империи (монархии и Церкви). Это воспринималось как норма: монастырь был богат и многолюден, как и его многочисленные скиты и кельи. Старый (Нагорный) Руссик. 1870-е гг. Кроме собственных владений, расположенных на землях Руссика, русские строили скиты и кельи на территории других афонских монастырей. Список их достаточно обширен. Это два скита – Андреевский (на территории Ватопедского монастыря) и Ильинский (на территории Ватопедского монастыря) – и 66 келлий, которые все русскими покинуты и ныне частично стоят в руинах, частично сгорели, частично заселены монахами других монастырей:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николо-Малица. Николаевский Малицкий мужской монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 4 августа 2008 года в Николаевском Малицком монастыре был заложен храм в честь Покрова Божией Матери с приделом Михаила Архангела. Храм стоит на том же месте, что и дореволюционный храм. За архитектурный образец взят один из храмов Ватопедского монастыря на Афоне, построенный в византийском стиле. В нем афонская планировка снаружи и внутри. В день Святой Троицы 3 июня 2012 года в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы Николаевского Малицкого мужского монастыря была совершена первая Божественная литургия. Наместник обители игумен Борис (Тулупов) сердечно поблагодарил всех прихожан и благотворителей, кто помогал в подготовке к открытию храма. По материалам официального сайта Тверской епархии и материалам сайта Николо-Малицкого монастыря . http://hram-tver.ru/ От мысли восстановить монастырь и его главный собор в том виде, в каком он находился до разрушения, пришлось отказаться сразу. По мнению историков-искусствоведов, архитектурный ансамбль Николо-Малицкого монастыря ко времени его разрушения состоял из разностильных построек, сооруженных с конца 17 века и вплоть до начала ХХ века. Полного описания и тем более результатов точного обмера большинства исчезнувших храмов и сооружений не сохранилось. Создание " новодела " вовсе не означало подлинного возвращения прежнего монастыря, который за свою достаточно долгую историю не раз менял свой внешний облик. В ту пору настоятелю монастыря отцу Борису довелось побывать на Афоне и ощутить духовное притяжение и красоту афонских монастырей. С той поры желание перенести хотя бы частичку Святого благочестия на тверскую землю не оставляло его. Поездки на Афон продолжались, и продолжался поиск образца для первого монастырского храма, который и внешним видом и внутренним устройством должен был соответствовать будущему храму. За основу после долгих размышлений был взят храм Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря. Его размеры примерно совпадали с размерами разрушенной Покровской церкви Николо-Малицкого монастыря. Оставалось найти проектировщика. Им случайно оказался один из прихожан Малицкой обители, директор проектной организации - Михаил Будкин. Узнав о затевающемся строительстве собора, он предложил сделать проект будущего храма, сказав: " Бог мне дал и семью, и ребенка, и достаток. Настало время и мне что-то для него сделать " .

http://sobory.ru/article/?object=21464

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010