Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Савва Ватопедский      Савва  Ватопедский     Житие сего преподобного отца написал святейший вселенский патриарх Филофей Коккин (1354–1355 и 1363–1376гг.) Тем не менее, Житие доселе еще не издано и находится в рукописях, как в библиотеке Ватопеда, где и подвизался преподобный, так и в библиотеках других монастырей....- www.isihazm.ru Ниже - краткое житие, полное мы переводим и готовим к печати.       Савва  Ватопедский, в мире Стефан, произошел на свет в Солуни от благочестивых и добродетельных родителей знатного рода в царствование Андроника Старшего, и там же изучил Св. Писание и  философию. Когда он пришел в возраст, то ушел тайно из родительского дома на Афон и поступил в Ватопедский монастырь, где и принял иноческий постриг.   С Афона же по случаю нашествия турок на Святую Гору во дни Андроника Младшего, Савва  Ватопедский отправился путешествовать; был на островах: Лемносе, Лесбосе, Хиосе, Патмосе и Кипре; с Кипра ходил во Иерусалим и, поклонившись там Гробу Господню и проч. свв. местам, ушел во Иорданскую пустыню, где видел святых подвижников.   С Афонаже Савва  Ватопедский возвратился на св. Сион, а из Сиона отправился на Синай и там провел два года в подвигах духовных. С Синая же опять возвратился в Иорданскую пустыню, где и подвизался три года в монастыре св. Иоанна Предтечи. Ему было откровение свыше, повелевавшее возвратиться в греческое царство. Так он отправился в Константинополь и на пути туда посетил Дамаск, Антиохию, остров Крит, Пелопонесс, Афины и остров Тенедос и, пройдя Македонию и часть Фракии, наконец прибыл в Царьград и здесь поселился в обители св. муч. Диомида.     Молва о святости Саввы быстро разнеслась по всей этой столице. Услышал о нем и государь. Но праведник никому не показывался. Тогда стали подозревать его в ереси и подослали к нему мужей мудрых и ученых из синклита и из церковного клира для испытания его. Савва  Ватопедский написал им «Исповедание» веры православно и красноречиво, и когда возложил на них свои руки и молился, тогда некая особая благодать коснулась сердец их, так что они проливали слезы свои.

http://isihazm.ru/?id=768

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он мог бы стать новым Максимом Исповедником, но не захотел» Митрополит Запорожский Лука подверг критике позицию настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема, который заявил, что на Афоне не могут повлиять на конфликт между Фанаром и Русской Церковью 15.12.2020 3154 Время на чтение 4 минуты Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем (Куцу), отвечая на вопросы в ходе прямой трансляции, организованной 10 декабря на УоиТиве-канале «Царский крест» по инициативе канала «Pemptousia» заявил, что на Афоне никак не могут повлиять на конфликт между Константинопольским патриархатом и Русской Православной Церковью, который произошел из-за украинского вопроса. По его мнению, афонским монахам остается только молиться о возвращении церковного единства, сообщает СПЖ . Отвечая на вопрос председателя братства «Сыны Афона» Александра Тузенко о смущении верующего народа позицией афонитов по поводу украинского кризиса, архимандрит Ефрем ответил, что «Афон для всех», и раскритиковал Русскую Церковь, которая не благословляет паломникам причащаться на Афоне нигде, кроме Пантелеимоновского монастыря. «Это странно, поскольку русский (Пантелеимонов – РНЛ) монастырь тоже находится в юрисдикции Вселенеского патриарха, и там поминают патриарха Варфоломея так же, как и в других монастырях Святой Горы, – заявил архимандрит. – Для нас остается непонятным, почему люди могут ездить в этот монастырь, а в другие не могут, в то время, как Литургия везде одна и та же. Это неправильно ни с точки зрения экклезиологии, ни с точки зрения догматики». Наместник Ватопедского монастыря призвал не забывать тот факт, что «официально Святая Гора входит в состав Вселенской патриархии», и задать себе вопрос – «если бы кто-нибудь из архиереев РПЦ пошел против Московского Патриарха – как бы тот на это отреагировал?» Продолжая свою мысль, архимандрит заявил, что они «так же подчиняются своей, Константинопольской патриархии и должны принадлежать ей. Но это не значит, что мы перестали любить русских».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/15/on...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ватопедское дело, Еврозона, Церковь и деньги     Пояс Богородицы осенил Русь крестом и показал русским самих себя. Оказалось, что желающих приложиться – более 5 млн. человек. Россия всколыхнулась... Как же темной силе остаться без ответа? И вот, появились статьи: - Как!!! Ведь у вас, в России, был Пояс Богородицы, а вы ничего не знаете о Ватопедском скандале? Более того, последнее время на наш портал приходят письма, спрашивающие: правда ли что игумен афонского монастыря Ватопед арестован, после того, как вернул Пояс Богородицы в Грецию.   Отвечаем - нет. Это неправда. Игумену афонского монастыря Ватопед, после того, как он привез Пояс Богородицы в Грецию, предъявлено обвинение по так называемому «Ватопедскому делу». Игумен Ватопеда, а также один монах того же монастыря и председатель суда,  чуть не были арестованы в связи с заведенным на него уголовным делом и отпущены после многочасового подробного допроса. Этот факт расценивается как новое «грязное дело» против Церкви.       Ватопедское дело, Еврозона, Церковь и деньги Ватопедский скандал Ватопедское дело появилось в конце 2008 года, когда в греческих СМИ были опубликованы подробности сделки между государством и монастырем. Как и всякая византийская обитель, Ватопед обладает хранящимися у него грамотами византийских императоров и турецких султанов на собственность. Подобные документы до сих пор признаются греческим государством, которое, однако, само пока не создало собственного земельного кадастра. Обладая древним правом на землю, Ватопедский монастырь на протяжении ряда лет судился с государством за обширный участок леса и озеро на севере страны, и в конце концов суд признал древнюю грамоту подлинной, а вытекающие из нее права — подлежащими реализации. После этого Ватопед заключил договор с государством: только что полученные по суду земли были обменены на здания в центре Афин и туристическую недвижимость неподалеку от Афона, которую можно было бы сдавать в аренду.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=880

Архимандрит Ефрем: «Россия укрепится и сыграет главную роль в деле спасения православия» Я вам советую: занимайтесь Христом, а не Антихристом. Вы знайте, что это нездоровое духовное состояние, когда много говорится об Антихристе, о кончине века и так далее. Некоторые очень много занимаются этой темой. 29 ноября, 2011 Я вам советую: занимайтесь Христом, а не Антихристом. Вы знайте, что это нездоровое духовное состояние, когда много говорится об Антихристе, о кончине века и так далее. Некоторые очень много занимаются этой темой. Представляем вашему вниманию ответы архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, на вопросы верующих. Беседа состоялась в Духовном центре Екатеринбургской митрополии. Мы приехали со Святой Горы, которая является местом аскезы, молчания, молитвы, духовного трезвления, внутренней жизни. Покровительницей и Главой Афонской Горы является Божья Матерь, и поэтому все монастыри там Богородичные, а Святую Гору ещё называют садом Пресвятой Богородицы. Ватопедский монастырьмонастырь нашего покаяния, как выражаются на Святой Горе, является единственным в мире монастырём, который украшен семью чудотворными иконами Божьей Матери и самим Честным Поясом Богородицы. И наш отец, старец Иосиф Ватопедский, нам часто говорил: Где бы в другом месте было бы угодно Богородице хранить свой Святой Пояс? Девы в Ветхом Завете сами сплетали своими руками пояса. И когда наступал день официального их сочетания браком, дева передавала этот пояс своему мужу как символ девства. И тот Пояс, к которому многие из вас приложились, Богородица своими руками сплела из верблюжьей шерсти. А золотыми нитями его вышила царица Зоя, жена византийского императора. Она была сильно больна и увидела во сне Божью Матерь. Богородица сказала царице, что ей надо убедить Патриарха достать Святой Пояс из ковчега, запечатанного императором и Патриархом ещё в четвёртом веке. Когда Пояс положили на больную, она исцелилась. И в знак благодарности, живя в супружеском целомудрии, вышила Пояс золотой ниткой. Кстати, учёные говорят, что в этом тоже был Промысл Божий, потому что иначе Пояс не сохранился бы до сегодняшнего дня.

http://pravmir.ru/arximandrit-efrem-ross...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Ефрем: Находясь в заключении, я призывал имя Пресвятой Богородицы и тотчас получал силы Настоятель афонского монастыря освобожден из тюрьмы и вернулся в родную обитель 31.03.2012 1818 Поздним вечером 30 марта игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем возвратился на Святую гору Афон после трехмесячного предварительного заключения в тюрьме «Коридаллос», сообщает Интерфакс-Религия. Напомним, что накануне совет апелляционного суда города Афин вынес решение об изменении меры пресечения отцу Ефрему . После того, как был получен залог и оформлены необходимые документы, отца Ефрема на автомобиле доставили в порт Иериссо более чем в 600 км от Афин, откуда на катере в сопровождении монахов и своих духовных чад он прибыл к причалу Ватопедского монастыря, где собралось около 700 человек. Прибытие катера сопровождалось приветственными гудками, а собравшиеся встретили отца Ефрема духовными песнопениями. Священники монастыря были в полном священническом облачении. Братия, трудники, паломники держали в руках свечи и образовали живой коридор, через который прошел отец Ефрем и возглавил крестный ход в монастырь. «Многие верующие отмечали пасхальную атмосферу, которая царила в этот вечер в Ватопеде. Перед входом в монастырь отец Ефрем был облачен в игуменскую мантию со скрижалями. Под звон колоколов игумен вошел на территорию обители и направился в соборный Благовещенский храм, где был отслужен краткий молебен», - рассказал в интервью Интерфакс-Религия глава пресс-службы российского Фонда Андрея Первозванного Александр Гатилин. Обращаясь к собравшимся, отец Ефрем сказал: «Я ушел 26 декабря, в день Пресвятой Богородицы, и возвращаюсь снова в Ее день (в православный праздник Похвалы Богородицы. - РНЛ ). Все это время, находясь в заключении, когда я призывал имя Пресвятой Богородицы, тотчас получал силы, в которых нуждался». Настоятель поведал, что сокамерники оказывали ему «большую любовь и уважение», а в том крыле тюрьмы, где он находился, исповедовались почти все заключенные и многие из тюремного персонала.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/31/ar...

Сношения православного Востока с русскими, как известно, не прекращались и в монгольский период нашей истории; то же самое желание получить поболее милостыни от благочестивого народа русского, которое так много собирало греков в Москву в XVII в., заставляло последних предпринимать путешествия в нее и ранее, в XIV-XVI вв. Более частые сношения Москвы происходили с святой Афонской горой 295 , откуда к нам прибыл и преп. Максим грек . Лет за 20 до него, в августе 1496 (7004) г. в Москве были «игумен да 3 старца из Святые горы, из монастыря св. Пантелеймона, милостыни ради. И князь великий их пожаловал, милостынею издоволил, а на иные монастыри Св. горы милостыню с ними же послал и отпустил их с тем же послом вместе (Волошским, с которым и пришли); понеже бо из старины тот монастырь св. Пантелеймона в Святой горе строение беаше первых великих князей русскых» 296 . Из того же Пантелеймонова монастыря приходили старцы и лет через 10 – в ноябре 1507 (7015) г. «милостыня ради, диакон Пахомие да монах Яков; и князь великий Василий Иванович учредив их милостынею доволно и отпусти их с Москвы месяца маиа 9 297 . В январе-июне 1509 г. были оттуда же старцы Василий, Симеон и Яков 298 . А в конце 1514 и начале 1515 г., года за 3 до приезда Максима грека , в Москве были «лавры св. Афанасия старец Мелентей да из Ватопеда монастыря старец Нифонт духовник с грамотами» 299 . В марте 1515 г. вместе с этими старцами и возвращавшимся из Москвы турецким послом был отправлен в Царьград В. А. Коробов; «а в св. гору Афонскую князь великий послал с милостынею Василия Копыла Спячего да Ивана Варавина 300 . С последними, кроме грамоты, в коей уведомлялось о посылке милостыни на Афон и было прошено о молитвах 301 , была отправлена особая грамота к афонскому Протату, в которой великий князь просил прислать из Ватопедского монастыря старца Савву «переводчика книжново на время»; по миновании надобности великий князь обещался отпустить его обратно в монастырь 302 . Требование Московским правительством присылки определенного лица, – старца Саввы, объясняется, как должно думать, тем, что на него именно указал бывший тогда в Москве Ватопедского же монастыря инок – духовник Нифонт, к которому, вероятно, обратилось с запросом об этом наше правительство, имея нужду в книжном переводчике 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Закрыть itemscope itemtype="" > О старце Ефреме и Ватопеде 22.01.2012 648 Время на чтение 10 минут - Я оказался впервые в топеде в 2000 году с сегодняшним владыкой Панкратием, который в то время был игуменом Валаамского монастыря. Известно, что на Афоне отношение к игуменам известных монастырей крайне уважительное. Владыку любезно принимали, все рассказывали, все показывали. В первый же визит у нас была встреча с отцом Иосифом, который в то время уже болел и особо не принимал. С этого все и началось. Мы часто говорим, что где-то монахи, а где-то другие люди. Но вот лично я в 2000 году увидел этих других монахов, других людей, именно на Афоне, в том числе в Ватопеде. Вот сейчас все норовят обвинить монастырь, монахов в какой - то корысти. Но все совершенно наоборот. Я предприниматель, Ватопед это прекрасно знал, но, по крайней мере, первое время там не было ни одного намека на какие-то пожертвования. Что бы сейчас ни говорили, монахи в Ватопеде очень бедны, до нищеты. Имеют один- два подрясника, запрещены мобильные телефоны, никуда не выходят, никуда не выезжают. Телефоны там имеют всего несколько человек. Там все делается по благословению, любой более или менее важный вопрос. И это видишь, с ними общаешься, понимаешь, что они не шутят. Там много молодежи с высшим образованием. Это люди из разных стран мира - и Австралия, и Франция. Там даже есть один послушник - зулус. И когда на праздниках его видишь - он такой смешной, маленький, с непонятной стрижкой на голове, но с такими искренними порывами к вере! Ватопед их объединяет. Там очень строгие правила, притом, что он открыт и гостеприимный, тем не менее, правила очень строги. Соблюдение постов непреложно. Очень много других ограничений. Никто не имеет ничего. Если попытаться обобщить, что отличает братию, наверное, это искренняя любовь к людям, которые к ним попадают. Это, по сути, благословение отца Иосифа Ватопедского, без которого говорить о Ватопеде довольно сложно. Он, если можно так сказать, мегаличность. Он наш современник, умер 1 июля 2009 года в возрасте 88 лет. Самое яркое и глубокое общение с человеком - это именно с ним. Сели, кого-то ждем, никого не знали. Тут выходит смиренный старец, садится, смотрит на нас внимательно с большой-большой любовью. И меня просто пронизывают мурашки, появляются слезы, и уже ничего не надо. Он какие- то слова говорит - а мне уже хорошо. Я уже увидел Небо, увидел Бога. Вот этот старец, это Ватопед, это Афон, это человек, который эту братию сделал. Человек, который ее духовно окормлял, человек духовного и серьезного подвига. Человек, который после каждого причастия плакал и рыдал, как младенец, потому что восприятие Бога для него было очень живое. Поэтому Ватопед - это живая традиция этого старца, отца Иосифа Ватопедского. И вот он собрал такую братию, он заповедовал многие вещи. Те же традиции гостеприимства, например, это главная заповедь была отца Иосифа. Он, будучи аскетом, сидя спал, мало ел и вообще себя ограничивал во всем и призывал к этому всех.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Отрада и Утешение Икона  Отрада и Утешение       Икона Новодевичьего монастыря   Это Афонская икона, а в России - есть список, большой предалтарный образ " Ватопедской " Богоматери находится во вновь открытом Афонском храме Новодевичьего монастыря. Икона написана афонскими мастерами в недавнем времени. Она является списком со знаменитого чудотворного образа Ватопедского монастыря. Икона " Отрада и Утешения " представляет поясное изображение Богоматери. На Ее левой руке, как на престоле восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа - величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Лик Марии склонился к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами.       " Ватопедская " икона     " Ватопедская " икона принадлежит к наиболее распространенному в Византии типу - " Одигитрия " , который восходит к древнему Константинопольскому образу, почитавшемуся в монастыре Одегон.   Само название " Одигитрия " (греч. – путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон.   Перевод можно объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии, указывающий на Христа как истинный путь спасения, чему соответствуют слова русской службы: " радуйся Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному " . Иконы Богоматери " Одигитрии " служили прообразом грядущих страданий Христа, поскольку Он представляется на них в виде Спаса Эммануила – емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа.       Предание Афона     Вероятно, первоначально Богоматерь на " Ватопедской " иконе была изображена именно в традиционном типе " Одигитрии " , до того момента, когда в 807 году при на падении на Ватопедский монастырь разбойников произошло чудо от иконы, о котором повествует сказание.   Игумен монастыря во время прочтения утреннего правила услышал от иконы Богоматери голос: " Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников " . Настоятель в ужасе заметил, что лики Богоматери и Христа ожили. Младенец сказал: " Нет, Мати моя, пусть они будут наказаны. "

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=971

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Пожар на Святой Горе, Чудо Божией Матери Игумен Хиландара служит молебен       Пожар на Святой Горе, Чудо Афона         Чудесное Спасение   Опустошительный пожар на Святой Горе , несомненно, является событием, масштаб которого трудно себе представить. Масштаб этого бедствия окроется по прошествии некоторого времени. Для этого мы в ближайшее время опубликум несколько статей об уникальной флоре и фауне Афона. Обобщим наши публикации о пожаре и подведем итоги. Пожар начался днем  с началом праздничного бдения в честь вмч. Пантелеимона, покровителя русских монахов на Афоне. Ночью произошло первое большое чудо. Это чудесное спасение русских скитов Новая Фиваида и Крумница, оказавшихся почти в эпицентре страшного пожара. На следующий день огонь уничтожил почти всю площадь от Уранополиса до Иванницы. Главный удар пришелся на монастырь Хиландар. Удар огня решили принять вдоль старой хиландарской дороги. Прибыли пожарники из Сербии. Была создана разделительная полоса шириной 15 метров. Но огонь перекинулся через нее без особого труда... После этого хиландарские монахи поняли, что ждать спасения им больше неоткуда. Была вынесена чтимая копия иконы Троеручницы, покровительницы обители. Отцы стали служить молебен, игумен окроплял святой водой лес. И Пожар неожиданно остановился перед самим монастырем! Как будто невидимя сила задержала стихию.   Пламя двинулось на Север к морю и на Юг к Иваннице. Ватопедские монахи молились особенно усердно, понимая что они - следующие на очереди. В Ватопеде изменился порядок богослужения. В конце вечерни прибавлялся молебен с коленопреклоненными молитвами, молебны служились и  утром, и днем.   Когда на горизонте над хиландарским хребтом появилось облако угарного газа, ватопедские старцы догадались, что нужно прибегнуть к крайним мерам. Иначе скоро будет поздно. На южную стену монастыря, над портой, был вынесен Святой Пояс Пресвятой Богородицы, служился молебен и старцы осеняли Поясом горную гряду.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1188

О.А. Родионов Статья посвящена малоизученному и до сих пор лишь частично изданному корпусу сочинений Каллиста Ангеликуда – одного из самых интересных представителей поздневизантийского исихазма. В статье рассматриваются различные проблемы рукописной традиции, в частности, впервые приводятся сведения об афонской рукописи Vatop. 610, до сих пор не попадавшей в поле зрения исследователей наследия Каллиста Ангеликуда . Кроме того, в статье предлагается новый подход к систематизации корпуса творений Каллиста. В заключение в статье исследуется происхождение уникального памятника, возможно, созданного в конце XIV в.: Канона умилительного Господу Иисусу Христу, атрибутируемого в рукописях Макарию Катафигиоту, предположительно – ученику Каллиста Ангеликуда . Содержание 1. Слова 1.1. Слова, объединяемые под условным заглавием «Исихастское утешение» 1.2. Слова из других рукописей 2. Главы 2.1. 222 главы, нередко именуемых «Исихастским обучением» 2.2. 115 Глав 2.3. «Катафигиотовы» главы или «О божественном единении» 2.4. «Главы под видом Слов» 3. Гимны и молитвы 3.1. Гимны 3.2. Молитвы 4. «Против Фомы Аквинского» 5. Послания     Цель настоящей статьи – уточнить состав корпуса сочинений Каллиста Ангеликуда на основе данных о рукописной традиции, полученных в последние десятилетия 1 . Каллист Ангеликуд Меленикеот – выдающийся византийский богослов-исихаст 2 , творения которого в их полноте были открыты лишь в последние десятилетия 3 . О Каллисте Ангеликуде мы знаем мало, однако достаточно, чтобы утверждать, что в 1370-е – 1380-е гг. он руководил монастырем в городе Меленикон в Македонии (ныне Мелник в Болгарии). Акты патриарха Константинопольского Филофея 1371 г. не содержат упоминания других лиц, а также имени обители Каллиста 4 . В то же время отдельное собрание глав Каллиста Ангеликуда , по-видимому, еще при жизни надписывалась именем Каллиста Катафигиота (так это, напр., в ценнейшей Ватопедской рукописи Vatop. 610 конца XIV в., – о ней подробно будет рассказано ниже), что могло указывать на наименование монастыря: Катафиги (Καταφυγ; таких обителей на территории Византии было несколько) или, скорее, Катафигион (Καταφγιον). Документы Ватопедской обители, которые в настоящий момент готовятся к изданию, позволяют определенно сказать, что монастырь Каллиста Ангеликуда в Мелениконе носил именно такое название: Катафигион (Καταφγιον) 5 . Расцвет его деятельности, по-видимому, приходится на 1360-е – 1380-е гг. Все эти данные позволяют отождествить Каллиста Ангеликуда из Меленикона, упомянутого в актах патриарха Филофея, и автора исихастских текстов – Каллиста Ангеликуда Меленикеота 6 . Собственные тексты Каллиста практически не содержат каких-либо сведений, на основании которых можно было бы воссоздать какие-то страницы биографии автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010