После богослужения, знакомились со скитом. Андреевский скит еще очень молод: он только в прошлом году справлял пятидесятилетие своего существования. Но не смотря на свою молодость, он благоустроеннее и богаче многих даже греческих монастырей. В настоящее время в нем до 500 человек иноков, он имеет богатые метохи (дачи) и подворья во многих городах. Начало существования скита собственно относится к 49 году текущего столетия, а русские поселились в нем лишь с 41 года; но иноческая келья существовала здесь и ранее. Еще в половине 17-го века, вселенский патриарх Афанасий Пателарий, мощи которого находятся в Дубенском Полтавском монастыре, где он скончался, возвращаясь из России на Афон, в 1654 году, устроил для себя на земле Ватопедского монастыря – келью. Эту келью, спустя сто лет, приобрел другой вселенский патриарх Серафим, скончавшийся во время пребывания в России в том же монастыре. В половине нынешнего столетия (в 41 году) двое русских иноков, Варсонофий и Виссарион, купили у Ватопеда заброшенную по смерти Серафима келью, названную за свое красивое местоположение: Серай. Но процветать Серай начал после того, как благодаря участию путешественника по Афону А. Н. Муравьева, Ватопедский монастырь согласился дать келии права скитов, которые по Афонскому уставу находятся в гораздо меньшей зависимости от монастыря, на земле которого они находятся, а главное, не могут быть, подобно кельи, проданы, или переданы другому лицу, вопреки желанию братии. Андреевский скит не напрасно называется сераем. Местоположение его очень живописно. Серай, говорит совершенно справедливо А. Н. Муравьев, пробывший здесь около 6-ти недель, расположен чрезвычайно красиво, едва ли не на самом лучшем месте св. горы, близь Кареи, центра правления этой монашеской области, на склоне восточного берега, где почва славится плодородием и роскошью растительности. Воздух, составляя среднее между горным и приморским, днем не имеет резкости и духоты, свойственной южному климату, а ночью – пронзительной сырости, чувствительной на Афоне. До моря отсюда не более часа пути и виды кругом самые восхитительные: местность за кельей серайской на запад и на юго-запад поднимается на гору; с высоты террас и балконов глаз и душа с истинным наслаждением могут созерцать, в каком неописуемом величии восходит солнце из синих волн Егейского моря, освещая золотыми лучами окраины островов Тассо, Имбро, Самофраки и Лемноса. По склону рассеяны белые каливы и кельи пустынников, то скрывающиеся в зелени окружающих дерев, то живописно выглядывающие из них. На юге высится к небу, в светлом венце из облаков, шпиль св. горы, видимый во всем великолепии вдавшимся в пучину морскую от самой подошвы и до заоблачной выси.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Предисловие Предлагаемое благосклонному и благочестивому вниманию читателей в нашем переводе произведение святейшего Константинопольского патриарха Филофея «Житие и деяния преподобного и богоносного отца нашего Саввы Нового, на Афонской горе подвизавшегося» помимо своего исторического и бытового значения показалось нам вообще в высокой степени интересным и назидательным, а также небесполезным ввиду особенностей переживаемого нами времени. Жизнь прп. Саввы весьма богата событиями и протекла в самой разнообразной обстановке. Читая его житие, мы то погружаемся в таинственные пустыни средневекового Афона и знакомимся с его строгими старцами и дивными послушниками, то переносимся на шумные площади городов Кипра и наблюдаем своеобразное «благочестие» тогдашних поработителей его – латинян (§23). Отсюда путешествуем в Иерусалим, странствуем по знойной Аравийской пустыне и посещаем знаменитый подвижнической жизнью своих иноков Синайский монастырь. Потом буквально обитаем вместе с дикими зверями в страшной Заиорданской пустыне. Далее – идиллическая жизнь в прииорданских обителях, Дамаск, Антиохия, Крит, Афины, Ираклия, богатая святынями Византия с благочестием и строгим религиозным консерватизмом ее жителей. Опять Афон, теперь уже с картинами внутреннего быта одной из его лавр, и, наконец, опять Константинополь. Перед глазами читателя проходят картины жестоких и губительных нашествий сицилийцев и турок, он видит бесчеловечность сарацин и ужасы византийской политической и церковной смуты. Все это нарисовано живо, мастерски, «с душой», и проникнуто религиозным духом. Кроме того, в лице прп. Саввы мы видим духовного гиганта (§70), личность дивную и неподражаемую. В нем наблюдается редкое гармоническое сочетание и ума, и характера, и самых высоких добродетелей. Вся жизнь его проникнута самой пламенной, однако без фанатизма (§71), любовью к Богу и самой искренней, без тени слабодушия, любовью к людям (§63) и ко всей твари (§47). Знакомясь с его жизнью, ощущаешь в душе, как замечает и сам автор его жития, какое-то тихое и неизъяснимо отрадное состояние с желанием хоть немного подражать ему, что-то умиротворяющее проникает в душу и окрыляет ее к мужественному перенесению скорбей и неприятностей, чувствуется какая-то бодрость и жизнерадостность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

священник А. Мазырин, А.А. Кострюков Священник Александр Мазырин. Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви Глава 1. «Братская помощь и любовь маститых Святейших Патриархов Востока» или «всё, вплоть до низложения Тихона». Колебания Константинопольской Патриархии в русском церковном вопросе: от Патриарха Германа V к Патриарху Мелетию IV Одним из наиболее драматичных периодов в многовековой истории взаимоотношений Константинопольской и Русской Церквей стали 20–30-е гг. XX века – время, ознаменованное для православных как внешними гонениями, так и внутренними нестроениями. Московский Патриархат не вмешивался в проблемы греков (такие как конфликт ново-и старостильников, турецко-православное движение и др.), в то время как Фанар 1 пытался активно влиять на ход церковных дел и в России (СССР), и в русском зарубежье. Наиболее ярко это проявилось в связи с возникновением инспирированного советской властью обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. Действия Вселенской Патриархии в пользу раскольников усугубили и без того предельно трудное положение Церкви в России. Нельзя сказать, что эти малоприятные страницы истории были полностью преданы забвению Русской Церковью 2 , но надлежащий счет Фанару за его каноническое бесчинство предъявлен не был. Между тем современная ситуация с церковными расколами (на Украине прежде всего) и притязаниями Фанара на первенство не только чести, но и власти в православном мире требует это сделать. Нужно хорошо представлять, с кем приходится иметь дело. В этом плане события 1920–1930-х гг. весьма поучительны. Заметную роль в негативном развитии греко-русских церковных отношений в рассматриваемый период сыграли те, кто призван был обеспечивать связь Патриархатов, а именно – два деятеля по фамилии Димопуло(с) 3 – дядя и племянник, архимандриты Иаков и Василий, последовательно осуществлявшие официальное представительство Фанара в России на протяжении трех десятилетий. Ко времени революционных потрясений 1917 г. настоятель подворья Константинопольской Патриархии в Москве архимандрит Иаков (1853–1924) был уже старожилом церковно-дипломатического корпуса: свой пост он занимал с 1894 г. Он был афонским постриженником (в монастырь пришел в 16 лет) и по этой причине в греческих источниках обычно именовался Ватопедцем (Βατοπεδινς). Богословское образование Димопуло-старший получил в известной школе на острове Халки близ Константинополя, где обучался в 1870-е гг., будучи иеродиаконом. Перед отъездом в Москву он исполнял обязанности проигумена (наместника) Ватопедского монастыря и архиграмматевса (главного секретаря) кинота Святой горы. В официозной греческой историографии он восторженно именуется «корифеем игуменов метохии», а время его настоятельства – высшим расцветом (κμ) Константинопольского подворья в Москве 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Смысл снисхождения Бога Слова Отцы и братия, по Благодати Господней, призвавшей нас на путь крестоношения, на котором осуществляется наше восстановление и воскресение, я не прекращу давать вам указания, советы и даже порицать вас, когда в этом есть необходимость, поскольку осознаю, что вам необходимо спешить получить свой диплом 28 . Хочу обратить ваше внимание на некоторый недостаток, имеющий место среди вас, о котором я слышал многократно и огорчался. У нас большой монастырь, и он, как видите, постоянно отстраивается. По этой причине наши братия трудятся на внешних работах. И поскольку трапезы отстоят друг от друга, особенно в летнее время, мы рассудили, чтобы был предложен некоторый вид утешения, необходимый преимущественно для молодых монахов, еще не привыкших к суровому злостраданию. Решением Игумена и братии, помогающей ему в управлении монастырем, дается некое легкое угощение в середине дня ради утешения немощных. И вот во время этого угощения я прошу вашу любовь быть внимательными и не терять благопристойности, а также не нарушать порядка из-за этого небольшого снисхождения. Будем избегать как любого многословия, так и злоупотребления продуктами, потому что все это вредит воздержанию. Дело в том, что за этим следует дерзость, которая подобна наготе и которая истребляет все плоды наших предыдущих усилий. «Ни едино ни в чем же дающе претыкание, да служение безпорочно будет» ( 2Кор. 6, 3 ). Требование во всем воздержания и благообразности особенно относится к нам, монахам, потому что мы должны жить «якоже светила в мире, слово животно придержаще» ( Флп. 2, 15–16 ) 29 . Ныне мы вступили в период поста, предшествующего святым праздничным дням Рождества Христова. Блажен тот, кто готов откликнуться на призыв Церкви и начать исполнять те священные обязанности, которые были мудро учреждены Святыми Отцами на время духовного поприща поста. Пост – это период, когда мы можем еще раз взглянуть на себя и осознать всю глубину своего падения, увидеть, насколько мы беспечны, покаяться в тех многочисленных падениях, которые мы допустили либо по своей воле, либо по причине самолюбия и страстного пленения. Согласно великому отцу нашему Максиму Исповеднику , через это мы предаем Бога Слово. Предательство истины содержит в себе два вида отречения. Первое отречение – это предательство Иуды, когда, под влиянием страстей и самолюбия, мы отрекаемся от заповедей Божиих. Второе – это отречение Петра. Здесь мы, по трусости и из ложного страха, отрекаемся, что знали Господа 30 . Пусть каждый исследует свою жизнь и спросит себя, почему часто бывает предателем. Жаль, если он стал предателем и по той и по другой причине. В период начавшегося поста, отцы и братия, проявим усердие, чтобы принести покаяние, получить исцеление и уплатить свой долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Храм Николая Чудотворца (Ижевск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Святителя Николая Чудотворца был построен на месте трагической гибели ижевского предпринимателя Николая Ивановича Вострикова в 2005 году. Основным инициатором постройки выступила семья погибшего. Чтимой святыней храма является образ Святителя Николая, принадлежавший Вострикову Н. И. Еще одна святыня - список " мера в меру " с иконы Божией Матери " Всецарица " , привезенный из монастыря Ватопед со Святой Горы Афон. Содержание История [ править править код ] Храм в честь Святителя Николая Чудотворца был построен в 2005 г. на месте гибели ижевского предпринимателя Николая Ивановича Вострикова. Основным инициатором постройки выступила семья погибшего, в особенности младший брат убитого - Востриков Александр Иванович. Храм выстроен из калиброванного бревна. Имеет прируб для алтаря. Храм увенчан тремя вызолоченными главками на каркасных барабанах. Постоянные богослужения стали совершаться после назначения священника 12.01.09. Престол освящен Митрополитом Николаем 18.11.2009 г. Современное состояние [ править править код ] При храме действует Воскресная школа. Святыни [ править править код ] Чудотворная икона " Всецарица " находится в Греции на Святой Горе Афон возле восточной колонны соборного храма Ватопедской обители. Написана в 17-м веке и явилась благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам. Сохранился рассказ приснопамятного старца об этой иконе. В веке перед иконой Божьей Матери «Всецарица» появился странный человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. И вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила бросила молодого человека на землю. Только он пришел в себя, как сразу отправился исповедоваться отцам со слезами на глазах, что он жил далеко от Бога, занимался магией и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило молодого человека изменить свою жизнь и стать благочестивым.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь Ватопедской (Афонской) Божией Матери, именуемой " Отрада и Утешение " , находится в правом (игуменском) корпусе. Ее построили в честь иконы Божией Матери, присланной из русского Пантелеймоновского монастыря на Афонской горе на благословение созидаемой обители. Церковь по проекту архитектора Н.Е. Ефимова, заложена в июле 1850 года и была освящена ровно через четыре года в присутствии членов императорской фамилии. Завершается малым пятиглавием и шатровой колокольней. Пятиглавая церковь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой " Отрада и Утешение " , с каменной колокольней, возведенная по проекту Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычева в 1850-1854 гг., являлась частью главного архитектурного ансамбля монастыря. Автором иконастаса церкви, стилизованном под XVII век, был придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер, иконы были написаны сестрами обители. Закладка храма произошла 10 июля 1850 г., освящение - 28 июля 1854 г. Церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I великой княжны Марии Николаевны. В 1852 г. известный старец Серафим, автор „Писем святогорца“, с которым игуменья Феофания состояла в переписке, прислал храму с Афона список Ватопедской иконы „Отрада и утешение“, праздник которой 21 июля торжественно отмечался в монастыре. В 1928 г. в покоях рядом с церковью поселился митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, будущий священномученик, и до 1933 г. она считалась митрополичьей. http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html Церковь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, именуемой Отрада и Утешение, находилась в правом корпусе, называемом игуменским. Устроена  церковь была в честь иконы, присланной с Афонской горы из русского Пантелеймоновского монастыря иероманахом Серафимом на благословение новосоздаваемой женской обители в Санкт-Петербурге. Церковь построена по плану архитектора Ефимова, заложена 10 июля 1850 г. и освящена 28 июля 1854 г. митрополитом Никанором в присутствии их Императорских Высочеств Великих Княгинь Марии Николаевны, Александры Иосифовны и Марии Максимилиановны, герцогини Лейхтенбергской.

http://sobory.ru/article/?object=05266

Закрыть itemscope itemtype="" > « " Ватопедский скандал " оказался бумажным строением на песке» Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем полностью оправдан 24.03.2017 891 Коллегия апелляционного суда согласилась с доводами прокурора Василики Крина об отсутствии состава преступления и прекратила судебное преследование всех обвиняемых по делу об обмене собственностью между государством и монастырем Ватопед, пишет Православие.ru со ссылкой на Агионорос. Собравшиеся встретили решение суда аплодисментами и возгласами «Аксиос» и «Христос Воскресе!» Некоторые люди плакали и обнимали друг друга. Адвокат Михалис Димитракопулос назвал оправдательный приговор «историческим решением» и подчеркнул, что «Ватопедский монастырь будет продолжать свое духовное, культурное и благотворительное служение, совершаемое уже более чем 10 веков». Архимандрит Ефрем поблагодарил «Господа и Богородицу за благоприятное завершение дела». В заявлении «союза греческих клириков» сказано, что «оправдательный приговор показал невозможность тьмы возобладать над правдой, ибо свет всегда рассеивает мрак». Митрополит Вресфенийский Феоклит подчеркнул, что оправдание архимандрита Ефрема свидетельствует о том, что «так называемый " ватопедский скандал " , которым политики восемь лет промывали мозги греческого народа, желая повернуть его против Церкви, оказался бумажным строением на песке». Напомним , что 23 декабря 2011 года настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем арестован греческой полицией по подозрению в правонарушениях в экономической сфере. 12 января 2012 года Верховный суд Греции отменил приговор настоятелю афонского Ватопедского монастыря архимандриту Ефрему, осужденному на 10 месяцев тюрьмы. 2 февраля того же года прокурор апелляционного суда П. Мандзунис поддержал заявление Ватопедского игумена Ефрема об отмене решения о его предварительном заключении. 9 февраля Ирини Калу, следователь, ведущая т.н. «ватопедское дело», дала отрицательный ответ на прошение Ватопедского игумена Ефрема об отмене решения о его предварительном заключении.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/24/va...

Архимандрит Нектарий (Мулациотис) выступил против строительства мечети в Афинах и гонений на Ватопедский монастырь 8 июня, 2011. Новостная служба Архимандрит Нектарий (Мулациотис), настоятель монастыря св. Августина и св. Серафима Саровского в Трикорфу в Фокиде, опубликовал большую статью в защиту Ватопедского монастыря, руководство которого обвиняется государственными властями в мошенничестве, сокрытии доходов, уклонении от уплаты налогов и преступных связях с криминальными структурами. Афины. 7 июня. ПРАВМИР — Архимандрит Нектарий (Мулациотис), настоятель монастыря св. Августина и св. Серафима Саровского в Трикорфу в Фокиде, опубликовал большую статью в защиту Ватопедского монастыря, руководство которого обвиняется государственными властями в мошенничестве, сокрытии доходов, уклонении от уплаты налогов и преступных связях с криминальными структурами. Архимандрит Нектарий решительно осудил всякое посягательство со стороны государственных чиновников на руководство Ватопедского монастыря и особенно на настоятеля монастыря архимандрита Ефрема, которого архимандрит Нектарий характеризует как «святого человека, исполненного добродетелей». В гонениях на Ватопедский монастырь архимандрит Нектарий видит не что иное как «происки Всемирного Сионистского лобби», «действия невидимых темных сил», которые стараются уничтожить Грецию и превратить ее в сырьевой придаток для мировых структур. С гневом архимандрит Нектарий обрушивается на нынешнее правительство Греции, которое, по его мннию, идет на поводу у «мировых сионистов», устраивая, с одной стороны, гонения на православных монахов Афона, а с другой, в период жесточайшего финансового кризиса, выделяет 80 млн. евро на строительство мечети в Афинах. Строительство мечети в столице Греции кажется архимандриту Нектарию особенным проявлением апостасии в среде современных чиновников Греческого государства. Архимандрит Нектарий (Мулациотис) известен в Греции своими радикальными взглядами и непримиримой борьбой с «картой гражданина», которую правительство уже который год пытается ввести в Греции по требованию Евросоюза. Архимандрит Нектарий основал специальное «Общество борьбы с введением «карты гражданина»», которое периодически устраивает акции протеста против действий руководства Греческого государства.

http://pravmir.ru/arximandrit-nektarij-m...

Священный Кинот Святой Горы Афон выразил поддержку игумену Ефрему и обратился к ватопедской братии с утешительным словом 27 декабря, 2011. Новостная служба В Карее, административном центре Святой Горы Афон состоялось текущее заседание Священного Кинота, главного управляющего органа монашеской республики. После обсуждения в монастырь Ватопед была направлена делегация из представителей 9 афонских монастырей. 27 декабря. ПРАВМИР. Вчера, 26 декабря 2011 в Карее, административном центре Святой Горы Афон, состоялось текущее заседание Священного Кинота, главного управляющего органа монашеской республики. Основное внимание представители 20-ти афонских монастырей уделили событиям, развернувшимся вокруг Обители Ватопед, и ее игумена, архимандрита Ефрема. Заседание началось в 9 часов утра. После обсуждения в монастырь Ватопед была направлена делегация из представителей 9 афонских монастырей (Великой Лавры, Дионисиат, Пантократор, Ксенофонт, Григориат, Ксиропотам, Каракалл, Филофей, Симонопетр), которые прибыли к 17 часам. Представители Священного Кинота прибыли в Ватопед После вечерней службы братия собралась в зале собраний, где было зачитано обращение. Священный Кинот выразил свою единодушную поддержку и солидарность игумену Ефрему и всей ватопедской братии. В обращении также было отмечено, что «в лице архимандрита Ефрема оскорбление наносится всей Святой Горе и афонскому монашеству в целом». Делегаты пожелали монахам терпения, неустанной молитвы, совместного жития в любви, согласии и единении, что особенно важно в трудные времена. Сегодня Кинот планировал составить официальное обращение к прокурору Ареопага с ходатайством об отмене приговора о предварительном заключении в тюрьме. Делегация по дороге в зал братских собраний В завершение встречи к представителям Священного Кинота обратился с благодарственным словом член совета старцев монастыря. Он отметил, что впервые за последнее время наблюдается такое единодушие в принятии решений между афонскими обителями, что не может не радовать.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-kinot-svy...

Архимандрит Ефрем: Позвольте мне поблагодарить греческое правосудие Игумен Ватопедского монастыря дал первое интервью после оправдательного приговора 29 марта, 2017 Игумен Ватопедского монастыря дал первое интервью после оправдательного приговора Игумен Ватопедского монастыря дал первое интервью после оправдательного приговора – Каковы последствия судебного процесса для Ватопедской обители и Святой Горы Афон? – Там, где есть Бог, есть скорби и Крест. Это не первый раз, когда Церковь и Святая Гора подвергаются испытаниям. Если вы обратитесь в историю, увидите, что так было всегда. Афон является местом духовного и телесного подвига, а не местом для самоуспокоения. Святая Гора – место непрестанной борьбы за наше внутреннее преображение и приобретение добродетелей. Скорби и Крест – та необходимая цена, которую человек платит, чтобы испытать свою веру и иметь упование на воскресение. Это относится ко всем. Внешне борьба трудна, но ведет человека к обретению сверхъестественного мира Христова. Без подвига, без испытаний не может быть и умиротворения. Только Бог решает, как и когда мы будем испытаны. Я не хочу, чтобы вы подумали, что испытания, которые выпали на нашу долю, были чем-то обыденным и рутинным, или что у нас были такие силы, которые сделали нас неуязвимыми. Напротив, каждый из нас, и Афон в целом, в полной мере столкнулись с недостатками этого мира (для меня это было сопряжено и с тюремным заключением). Но за все, что происходит, мы славим Бога. Я сказал сразу после вынесения оправдательного решения: благословляем всех и молимся за всех. Мы дали нашу борьбу, которая была весьма утомительной, не для того, чтобы в наших душах осталось место человеческой горести. – Суд принял решение, что озеро Вистонида и прибрежные территории принадлежат государству. Как вы это прокомментируете? – Наш монастырь, Афон в целом, Вселенский Патриархат и все Поместные Церкви твердо убеждены в том, что эти земли с древних времен являются собственностью монастыря, а не какого-то смертного… Это признало и греческое государство – за последние сто лет трижды были приняты соответствующие официальные решения на правительственном уровне. Таким образом, наш долг продолжать судебную борьбу, чтобы восстановить справедливость…

http://pravmir.ru/arhimandrit-efrem-pozv...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010