3 июня Святейший Патриарх Кирилл посетит Фессалоникийскую митрополию, поклонится главным святыням Салоник и встретится с церковным и государственным руководством. По традиции, которой следовали и блаженной памяти Патриархи Пимен и Алексий II, к посещению Элладской Церкви присоединяется также посещение Святой горы Афон, хотя Святая гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, а не Элладской Церкви. На Афоне Святейший Патриарх Кирилл будет посещать русскую обитель святого великомученика Пантелеимона, а также целый ряд других монастырей. Это будет очень насыщенная программа. В том числе Патриарх посетит обители Зограф — это болгарский монастырь, и Хиландар — это сербский монастырь. Святая гора Афон является центром православного монашества, она имеет интернациональный характер; представители разных православных народов проживают в монастырях Афона, и визит Святейшего Патриарха Кирилла на Афон будет одновременно и паломничеством, и его встречей с братией, как русского монастыря, так и других монастырей. Такова вкратце программа визита Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию и на Афон». Затем журналисты задали председателю ОВЦС ряд вопросов. Отвечая на вопрос корреспондента агентства «Интерфакс-Религия» о судьбе игумена Ватопедского монастыря Ефрема, митрополит Иларион сообщил, что в настоящее время он находится в своей обители и продолжает исполнять обязанности ее настоятеля. Председатель ОВЦС добавил, что Святейший Патриарх Кирилл также планирует посетить и Ватопедскую обитель. Затем был задан вопрос о том, какие основные проблемы будут подниматься на встречах, запланированных в ходе визита. Председатель ОВЦС ответил: «Визит осуществляется в очень непростое для Греции время, когда страна переживает тяжелый экономический кризис. Кризис ударил по всем слоям населения, и, конечно, по Элладской Церкви, которая оказалась в трудных обстоятельствах. Несмотря на это она серьезно расширила свою благотворительную и социальную работу. Сегодня в Греции оказалось очень много безработных — 24 процента, — оказалось много бездомных людей, которым нечем платить за жилье, нечем платить за еду. Поэтому Элладская Церковь развернула по всей стране систему благотворительных столовых. Со своей стороны, Русская Церковь в прошлом году осуществила сбор средств в помощь Греции, и эти средства в размере 517 000 евро были перечислены на счет Элладской Церкви и распределены на благотворительные нужды. |
архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о благоухании мощей и мироточении Святой Феофил Мироточивый жил во время святого патриарха Нифонта. Именно он в 1556 году 216 был послан им и Священным Синодом в Египет, чтобы засвидетельствовать произошедшее там невиданное чудо, а именно – перемещение горы под названием Дур-Таг. Несмотря на все свои церковные должности, в том числе назначение на должность нотария 217 , он оставил все и пришел на Святую Гору. Сначала преподобный подвизался в монастырях Ватопед и Ивирон, затем перешел в ватопедскую келлию Святителя Василия Великого . Прежде своей кончины он заповедал ученику не погребать его, а бросить в лесу, что и было исполнено. В течение сорока дней его святые останки оставались не тронутыми плотоядными птицами и зверями. От них истекало благоуханнейшее миро, которое и сегодня ощущается теми, кто с благоговением прикладывается к его святым мощам. Таковым был преподобный Феофил, истинный друг Божий, благоуханная роза добродетели и подвига. В 1948 году почил новоявленный преподобный – отец наш Савва Агиоаннит. Он некоторое время вел отшельническую жизнь на Святой Земле, затем поселился на острове Калимнос и основал там женский монастырь Всех Святых 218 . Он был учеником святого и богоносного отца нашего Нектария, Эгинского Чудотворца. Через десять лет после смерти преподобного Саввы, когда состоялось обретение его честных мощей, они оказались нетленными, благоухающими и источали чудеса. Поистине, так прославляет Бог прославляющих Его. В пустынной области между Кавсокаливией и Виглой, в пещере, расположенной в самой огромной пропасти Святой Горы, жил и подвизался преподобный отец наш Нил Мироточивый, от гроба которого миро источалось столь обильно, что стекало по отвесному обрыву в море. По кончине святого Симеона, отца святого Саввы Сербского , в монастыре Хиландар совершалось в его память бдение. Во время великого славословия от его гроба начало исходить неизреченное благоухание, наполнившее весь монастырь. В этом благоухании святой Савва уразумел подтверждение святости своего отца и прославил Всещедрого Бога, прославляющего прославляющих Его. |
Закрыть itemscope itemtype="" > «Это решение вызывает у верующих Русской Православной Церкви серьезную озабоченность» По словам митрополита Илариона, арест архимандрита Ефрема может рассматриваться как враждебный выпад против афонского монашества и Православия в целом 28.12.2011 1027 В конце прошлой недели суд вынес решение об аресте настоятеля Ватопедского афонского монастыря архимандрита Ефрема в связи с инициированным еще в 2008 году масштабным расследованием обстоятельств осуществления сделок с недвижимостью между обителью и греческим государством. В выходные полицейские прибыли в Ватопедский монастырь для ареста отца Ефрема. Но после осмотра настоятеля монастыря врачами было принято решение оставить священника в обители по состоянию его здоровья. Между тем вчера стало известно, что отец Ефрем арестован и вывезен с территории Афона, сообщает «Интерфакс-Религия». Оценку действиям греческих властей в интервью изданию дал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). «Мы не знаем, да и не можем знать всех обстоятельств, связанных с выдвигаемыми против отца Ефрема и еще целого ряда лиц обвинениями по поводу имущественных сделок, заключенных в прошлом Ватопедской обителью. Определение их законности – дело греческого правосудия, в осуществление которого мы не можем вмешиваться. Однако совершенно очевидно, что применение предварительного тюремного заключения к не представляющему никакой опасности человеку, каковым является архимандрит Ефрем, без рассмотрения дела по существу и до вынесения по нему судебного решения, - это чрезвычайное событие, вызывающее глубокое недоумение. Единственный из всех обвиняемых по этому делу, кого сочли необходимым поместить в тюрьму, - пожилой и обремененный болезнями священнослужитель. Такое решение вызывает у верующих Русской Православной Церкви серьезную озабоченность, оно настораживает ее иерархов и заставляет задумываться о подлинных его причинах», - отметил владыка. «Мы знаем, что монастырь Ватопед, который некогда находился в довольно запущенном состоянии, с приходом игумена Ефрема возродился во всех отношениях, - продолжил митрополит Иларион. – У отца Ефрема большие заслуги перед святогорским монашеством, что и было подчеркнуто той солидарностью, которую проявил в нынешних обстоятельствах Священный Кинот Афона. Архимандрит Ефрем известен и намного шире – не только в Греции, но и во всем православном мире как духовный руководитель, ревнитель устроения монашеской жизни сообразно с многовековой традицией. Всякий побывавший в Ватопедском монастыре на себе испытал дух гостеприимства, царящий в обители и распространяющийся на всех без исключения паломников». |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней «Там, где Богородица – игуменья». Архангельский художник о путешествии длиной в три года «Там, где Богородица – игуменья». Архангельский художник о путешествии длиной в три года Иконописцы Игорь Лапин и Сергей Егоров недавно вернулись из Греции. Они были на Афоне, в монастыре Ватопед – расписывали зал собраний. О своём путешествии рассказал Игорь Лапин. Государство Святой горы Афон для православных всего мира – одно из главных святых мест, почитается как земной удел Богородицы. И это единственная женщина, которая присутствует там постоянно. Всем остальным женщинам бывать на Афоне запрещено Официально это самоуправляемое сообщество двадцати православных монастырей называется «Автономное монашеское государство Святой Горы». Ватопед – монастырь, основанный в середине Х века, по своим размерам напоминает небольшой город. Восемьдесят (из ста тысяч) квадратных метров построек – древняя архитектура общемирового значения. В монастыре хранится около 400 тысяч реликвий, самые древние относятся к VI веку. Ватопедские монахи поддерживают в хорошем состоянии 150 километров дороги, порт, залив и 2400 гектаров территории – сады, сельскохозяйственные угодья, лес. В год в монастырь приезжают примерно 40 тысяч паломников, им бесплатно предоставляются пища, ночлег и постельное бельё. Больше всего впечатлила любовь — Поначалу удивлялись – сады, палисадники, всё цветёт, но ты осознаёшь, что ни одна женская рука к этому не прикасалась. Оказывается, и мужчины могут всю эту красоту делать. Хотя основное – это духовное делание, череда молитвы, монахи занимаются ещё и обычным трудом: выращивают оливки, виноград, вино делают. В Ватопеде есть такая традиция, она, кстати, и в русских монастырях существовала, когда раз в год всех, кто на разных послушаниях, меняют местами. Мирской человек недоумевает – вот один научился за виноградом ухаживать, и вдруг – раз, на его место ставят того, кто бельё стирал и убирал за паломниками, а за виноградом ухаживать не умеет. Или один трактором землю пашет, а другой делает свечи. И вдруг их меняют местами. Почти всех, кроме узких специальностей, как, например, тех же иконописцев. |
Приложение Андреевский скит Андреевский скит Ватопедского монастыря со времени своего открытия в 1849 г. на протяжении последующих более чем ста лет оставался самым «русским» монашеским учреждением на Афоне «единственный на Афоне русский в полном смысле слова питомник иноческий», как писали о нем в церковной печати конца XIX века. 1139 созданный трудами уроженца Малороссии прп. Паисия (Величковского) Ильинский скит по составу своих насельников был по преимуществу малороссийским, если в жизни Пантелеймонова монастыря в разные периоды его долгой истории лидирующую роль играли и сербы, и греки, то Андреевский скит вплоть до кончины в 1971 г. своего последнего русского инока сохранял ярко выраженный русский характер, что сказывалось не только в составе его братии, но и в особенностях монастырского уклада и в архитектурном облике обители. Достопримечательностью Святой Горы стал огромный собор Андреевского скита, вместимостью в 5000 человек – крупнейший на Афоне и второй по величине в Греции (после собора в Патрах), почему сами греки назвали этот скит – «Кремль Востока». История возникновения собора Андреевского скита также связана с Россией, с русской духовной культурой второй половины XIX в. Основание Андреевского скита было положено двумя друзьями, – выходцами из московской купеческой среды – Василием Толмачевым (1808–1862) и Василием Вавиловым (1797–1850 ). Имея сильную тягу к монашеству, они четыре года подвизались в России, в Белобережской Предтеченской пустыни, где были пострижены в рясофор с именами Виссарион и Варсонофий. Общение с посещавшими Москву афонскими монахами породило в них стремление на Афон, и, получив благословение игумена и старцев обители, они навсегда уезжают на Святую Гору. 3 июня 1829 г. они прибыли в Иверский монастырь для поклонения главной афонской святыне – иконе Божией Матери «Вратарница». По прошествии нескольких лет, проведенных в разных келлиях и скитах Афона, братья решили просить греческие монастыри о выделении им особой келлии для создания в ней новой обители для великороссов, поскольку в этот период Пантелеймонов монастырь был заселен преимуществен греками, а в Ильинском скиту происходили нестроения, связанные с разразившейся там эпидемией чумы и недовольством братии своими начальниками. |
Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Состоялась паломническая поездка митрополита Волоколамского Илариона на Святую гору Афон С 11 по 13 марта 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Святую гору Афон. В эти же дни началась рабочая поездка на Афон руководителя Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии епископа Богородского Антония. По прибытии на Святую гору митрополит Иларион совместно с епископом Антонием посетил скит Новая Фиваида, принадлежащий Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю; гости ознакомились с ходом ведущихся в скиту масштабных восстановительных работ. Далее паломническая группа проследовала в Карею, где была принята Протоэпистатом Священной Эпистасии Святой горы Афон монахом Ватопедского монастыря Варнавой. Поклонившись иконе Божией Матери «Достойно есть» в храме Успения Пресвятой Богородицы в Протате, гости проследовали в Иверский монастырь, где перед иконой Божией Матери «Иверская» митрополит Иларион совершил чтение акафиста на греческом языке. Прибыв вечером того же дня в Пантелеимонов монастырь, паломники молились за малой вечерней, а затем за Всенощным бдением в соборном храме святого великомученика Пантелеимона. 12 марта 2017 года, в Неделю вторую Великого поста, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в соборном храме. Ему сослужили епископ Богородский Антоний, игумен обители архимандрит Евлогий, братия монастыря и члены паломнической группы в священном сане. По отпусте Божественной литургии митрополит Иларион произнес проповедь: «Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Евлогий, дорогие отцы, дорогие братья! Сердечно приветствую вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который просил меня передать всем вам свое Первосвятительское благословение. Он ежедневно молится о Святой Афонской горе, о монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона и о всей во Христе братии этой святой обители. |
IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Грамотою своею Константинопольскому Патриарху Иеремии Царь Феодор Иоаннович извещал: что Божиим судом отца его, блаженной памяти Великого Государя, Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, во иноках Ионы, в животе не стало, а после себя благословил он его всеми своими государствами, и он, Царь Феодор, с Божиею помощию, по благословению отца своего, на своих государствах учинился Государем, и к нему Патриарху, по отце своем, Великом Государе, послал своей милостыни с посланником своим Борисом Благим, сорок соболей и шестьсот рублей деньгами, да по монастырям Царьградским двести девяносто рублей, и по рукам нищим велено раздать шестьдесят рублей, и потому просил Вселенского пастыря и учителя, поминать, блаженной памяти отца его, и вписать имя его в синодик, с его прародителями, по тому списку, какой был послан к Царьградскому Патриарху Иоасафу, и вместе с тем матерь его, благочестивую Царицу Анастасию, и брата его, Царевича Ивана, во вседневных проскомидиях; о здравии же Царском и его Царицы и Великой Княгини Ирины, и о всем православном государстве просил молить Господа, его Пречистую Матерь и всех Святых, чтобы щедротами Божиими все Христианство было в тишине, а Государю бы даровал Бог победы на враги. Грамота писана в Августе 1584 года. (Стат. список 2 лист 142) И на Св. гору Афонскую, в лавру Хиландарскую, послана была грамота эклесиарху Григорию, чтобы ризы, которые были предназначены от блаженной памяти отца его ради поминовения Царевича Ивана в Пантелеимонов монастырь, были бы переданы, по случаю запустения монастыря сего, в лавру Ватопедскую, для поминовения отца его. (Лист 146) Старцы Афонские и Палестинские, бывшие в Москве, были отпущены чрез Смоленск вместе с посланником, и о них писана была грамота воеводе Василию Ивановичу Шуйскому, будущему Царю. В ней упомянуты: лавры Св. Афанасия Афонского Архимандрит Феофан с двумя братиями; старец Матфей из лавры Св. Саввы и Архангельского монастыря священник Кирилл с двумя братиями, и еще со Св. горы, из обители Котлумуша, два старца и два из Ксиропотама, Игумен Дионисий Кастамонитский со старцем; из Антиохии соборной Патриаршей церкви Архимандрит Исаия с диаконом; из Сербской земли, обители Благовещенской, Архимандрит Кирилл с двумя старцами, и из Солуни, Верийского Никольского монастыря старец Ксенофонт; (когда же прибыли они в Москву, из дел не видно.) Это показывает, как обширны были тогда наши сношения церковные с Востоком. (Лист 150) |
RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_93482.html 30 марта 2012 Кирилл Миловидов Семь " грехов " Ватопеда Источник: Нескучный сад Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент " НС " отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела. Гордость Первое, что встречает паломников в Ватопедском монастыре, стопка анисовой водки и тарелка с лукумом. Средних лет монах с розовыми щеками, согнувшись в полупоклоне, обносит паломников угощением и просит подождать на диванчиках, пока готовятся комнаты. " Меня не фотографируйте, просит отец N. Преступник. Я преступник. Если меня увидят, то посадят в тюрьму " . Я не вполне понял, что он имеет в виду. Недоумение мое возросло еще больше, после того как другой афонит попросил у меня благословения при встрече, а еще один представился " Теодором грешником " . Что здесь вообще происходит? Архимандрит Ефрем был арестован 28 января. Прибыв на остров, полицейские направились не в Священный кинот (правящий орган Святой горы), а сразу в монастырь, тем самым нарушив афонские законы, гарантируемые греческой конституцией. Монахи имели полное право закрыть ворота, и тогда полицейским пришлось бы возвращаться ни с чем или брать тысячелетнюю крепость штурмом. Но отец Ефрем благословил встретить полицию как дорогих гостей полицейским предложили традиционное угощение и сварили кофе, а для тех, кто остался дежурить в машинах, отцы вынесли угощение на улицу. Свой арест отец Ефрем воспринял намного спокойнее, чем 120 его чад. В течение последних 22 лет он был " духовным врачом, учителем, руководителем, пастырем и отцом " для монастырской братии. Два раза в неделю геронда (по-гречески " старец " ) проводил с ними беседы. " Он говорил те вещи, которые в тот конкретный момент были для нас наиболее важны как молиться, как действуют страсти, рассказывает один из монахов. Его беседы всегда содержали практические советы: делай то-то и будут слезы, делай то-то и будет молитва. И это звучало так же просто, как если бы он сказал: взбивай молоко и будет масло " . |
разделы рассылка распечатать Сергей Рудов О старце Ефреме и Ватопеде Источник: Радонеж Я оказался впервые в топеде в 2000 году с сегодняшним владыкой Панкратием, который в то время был игуменом Валаамского монастыря. Известно, что на Афоне отношение к игуменам известных монастырей крайне уважительное. Владыку любезно принимали, все рассказывали, все показывали. В первый же визит у нас была встреча с отцом Иосифом, который в то время уже болел и особо не принимал. С этого все и началось. Мы часто говорим, что где-то монахи, а где-то другие люди. Но вот лично я в 2000 году увидел этих других монахов, других людей, именно на Афоне, в том числе в Ватопеде. Вот сейчас все норовят обвинить монастырь, монахов в какой то корысти. Но все совершенно наоборот. Я предприниматель, Ватопед это прекрасно знал, но, по крайней мере, первое время там не было ни одного намека на какие-то пожертвования. Что бы сейчас ни говорили, монахи в Ватопеде очень бедны, до нищеты. Имеют один два подрясника, запрещены мобильные телефоны, никуда не выходят, никуда не выезжают. Телефоны там имеют всего несколько человек. Там все делается по благословению, любой более или менее важный вопрос. И это видишь, с ними общаешься, понимаешь, что они не шутят. Там много молодежи с высшим образованием. Это люди из разных стран мира и Австралия, и Франция. Там даже есть один послушник зулус. И когда на праздниках его видишь он такой смешной, маленький, с непонятной стрижкой на голове, но с такими искренними порывами к вере! Ватопед их объединяет. Там очень строгие правила, притом, что он открыт и гостеприимный, тем не менее, правила очень строги. Соблюдение постов непреложно. Очень много других ограничений. Никто не имеет ничего. Если попытаться обобщить, что отличает братию, наверное, это искренняя любовь к людям, которые к ним попадают. Это, по сути, благословение отца Иосифа Ватопедского, без которого говорить о Ватопеде довольно сложно. Он, если можно так сказать, мегаличность. |
Арест архимандрита Ефрема - враждебный выпад против афонского монашества и Православия в целом Источник: Интерфакс-религия Митрополит Волоколамский Иларион В конце прошлой недели суд вынес решение об аресте настоятеля Ватопедского афонского монастыря архимандрита Ефрема в связи с инициированным еще в 2008 году масштабным расследованием обстоятельств осуществления сделок с недвижимостью между обителью и греческим государством. В выходные полицейские прибыли в Ватопедский монастырь для ареста отца Ефрема. Но после осмотра настоятеля монастыря врачами было принято решение оставить священника в обители по состоянию его здоровья. Между тем во вторник стало стало известно, что отец Ефрем арестован и вывезен с территории Афона. Оценку действиям греческих властей в кратком интервью " Интерфакс-Религия " дал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. - Владыка, стало известно об аресте греческими властями игумена Ватопедского афонского монастыря архимандрита Ефрема, который недавно сопровождал пояс Богородицы в России. Как бы Вы прокомментировали произошедшее? - Мы не знаем, да и не можем знать всех обстоятельств, связанных с выдвигаемыми против отца Ефрема и еще целого ряда лиц обвинениями по поводу имущественных сделок, заключенных в прошлом Ватопедской обителью. Определение их законности - дело греческого правосудия, в осуществление которого мы не можем вмешиваться. Однако совершенно очевидно, что применение предварительного тюремного заключения к не представляющему никакой опасности человеку, каковым является архимандрит Ефрем, без рассмотрения дела по существу и до вынесения по нему судебного решения, - это чрезвычайное событие, вызывающее глубокое недоумение. Единственный из всех обвиняемых по этому делу, кого сочли необходимым поместить в тюрьму, - пожилой и обремененный болезнями священнослужитель. Такое решение вызывает у верующих Русской Православной Церкви серьезную озабоченность, оно настораживает ее иерархов и заставляет задумываться о подлинных его причинах. |
| |