Икона Пресвятой Богородицы оставалась в с. Купятицах, пока тамошний монастырь был в ведении христиан православных. Когда же во второй половине XVII века завладели этим монастырём сперва бенедиктинские, а потом униатские монахи, тогда православные русские перенесли в 1656 году чудотворную икону в Киев и поставили её в Софийском соборном храме в ряду местных икон южного придела апостола Андрея. Богомольцы имеют великое благоговение к сей иконе, издавна прославившейся великими чудесами, из которых многие проявлены во время борьбы русских с поляками за православие. Преподобный Афанасий Филиппович, игумен Брестский, представил копию с сей иконы государю Михаилу Феодоровичу. Крест с изображением Купятицкой Божией Матери сделан из меди и имеет в длину и ширину по 21/4 вершка. На одной его стороне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руке, а на другой – распятие. 15.11. Благоуханный Цвет Благоуханный Цвет Сия чудотворная икона находится в Воронежском Покровском кафедральном соборе, где известна под именем Одигитрии. На иконе Спаситель изображён сидящим на левой руке Богоматери, держащей в правой руке расцветшую ветвь. 17.11. Елеоточивая Елеоточивая Чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой, находится в Ватопедском монастыре. Однажды, когда должность дохиара в этой обители занимал преподобный Геннадий, случился недостаток в масле, так что оставался всего один сосуд с маслом. Желая сохранить эти остатки для церковных лампад, прп. Геннадий перестал давать братии масло, но игумен обители, твёрдо уповая на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему давать братии масло. Дохиар повиновался воле игумена. После этого вошёл однажды прп. Геннадий в дохиарную, в уверенности найти пустым сосуд, из которого он брал масло, но, к удивлению своему, увидел его полным, так что масло даже переливалось через края сосуда и текло из дверей дохиарной. Все прославили и возблагодарили Царицу Небесную за чудо Её неизреченного милосердия. С тех пор икона Богоматери, называемая Елеоточивой, стоит неподвижно в дохиарной, и от неё неистощимо исходит благоухание дивное. Эту икону иные называют келарницею, а до этого чудесного события она называлась Одигитрией – Путеводительницей. 19.11. В скорбях и печалях Утешение – в Андреевском скиту

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Икона, именуемая Одигитрия-Афонская Она находится на Афоне, в Ксенофской обители. С незапамятных времён прежде находилась в Ватопедском монастыре: но в 1730 году при запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители долго разыскивали икону и, когда услышали, что она находится в Ксенофской обители, немедленно послали туда иноков. Иноки принесли икону и поставили на прежнее место. Несмотря на это, она опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где и пребывает доныне. В России находится много чудотворных икон с именем Одигитрия, или Смоленская (см. под 28 июля). Икона Ватопедская, Отрада, или Утешение Такая икона находится на Афоне в Ватопедском монастыре, который устроен в царствование Константина Великого . Близ сего монастыря в 395 году, во время сильной бури упал из корабля в море царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, и был поглощён волнами. Все были в ужасе, что царевич погиб. Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Тут спутники Аркадия случайно подошли к одному из прибрежных кустарников и вдруг увидели здесь под одним из кустов спокойно спавшего, измокшего царевича. Проснувшись, царевич рассказал о своём чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. От этого дано монастырю название Ватопед, то есть куст отрока. Император Феодосий, в память избавления своего сына, распространил и обогатил монастырь. Алтарь соборного храма устроен на том самом месте, где найден царевич. На освящение храма приезжал сам царевич Аркадий с Константинопольским патриархом Нектарием. Чудотворная икона стоит в приделе, посвящённом её имени. Лицо Богоматери на сей иконе выражает сострадательную любовь, взор Её дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца: оно грозно: движение гнева заметно во всех чертах: взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе сохраняется ещё следующее сказание: в 807 году, 21 января, шайка разбойников подступила к Афонской горе с намерением на рассвете дня, как только растворятся ворота Ватопедского монастыря, ворваться внутрь, перебить иноков и разграбить монастырское имущество. Разбойники укрылись на берегу в прилежащих к монастырю кустарниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Все монастыри Винницкой области Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь [ править править код ] Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь Лядовский монастырь — один из древнейших в Украине. Он основан в 1013 году родоначальником русского монашества преподобным Антонием Печерским на его пути со святой горы Афон в Киев. Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В начале XVIII века, в обедневшей обители, в течение нескольких десятилетий находились греко-католики. После вхождения Подолья в состав Российской империи Лядовский монастырь вновь вернулся в Православие. С 45-х годов XIX в. Лядовский монастырь стал превращаться в заметный хозяйственный центр Подолья. Предметом особого поклонения верующих были каменный крест и источник целебной воды на территории обители. Также здесь находилась старинная, чтимая икона Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна. Она с давних времен считалась чудотворной. В 1938 году по Днестру проходила граница с Румынией. Под командованием генерала Карбышева здесь строилась секретная линия обороны. Один из дзотов, согласно плану, расположили у самого монастыря. Монастырь было приказано взорвать. Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. В обители находится список чудотворной иконы Божией Матери «Отрада и утешение», подаренный настоятелем Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. В монастыре есть гостиница для размещения паломников. Дата основания: 1013. Адрес: 24025, с. Лядова, Могилев-Подольский район, Винницкая обл., Украина. Телефон: (067) 430 78 69 Подробнее... Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Барская» [ править править код ] Ильинский храм монастыря в честь иконы Божией Матери " Барская " Недалеко от города Бар, в лесу, первоначально был основан древний Православный Барский мужской монастырь. Но после 1596 года, православный монастырь был разорен, у него были отняты имения и отданы иезуитам, а в последствии базилианцам.

http://azbyka.ru/palomnik/Винницкая_обла...

     Икона Пресвятой Богородицы Пантанасса ( Всецарица ) Божьи люди, созерцая великую боль Божией Матери, восприняли Богородицу как своё убежище, кров, надежду и помощницу в различных бедах и нуждах. Они обращаются к Ней искренне, с безмерным сочувствием и состраданием, прося ”великого понимания” и тёплой защиты Покровительницы. В нынешнюю эпоху, когда человек потерял веру и надежду и живёт в безутешном одиночестве, он в особенности нуждается в поддержке и утешении. Болезнь требует терпения и надежды. Если у больного этого нет, тогда его страдания возрастают . Терпеливый человек получит большую плату от Бога , если он кротко переносит сильные страдания болезни. Особенно те больные, которые страдают хроническими заболеваниями, страдающие от сильных болей, им не следует никоим образом отчаиваться, они не должны падать духом. Согласно словам старца Паисия, «Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, умилостивить Бога. Здоровье – это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь – это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда «гарантирует» ему [небесную] мзду. Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и более святым он становится – лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью.” Те, кто страдает и чувствует себя бессильным, знайте, для вас есть ь убежище, это наша Богоматерь, доверьтесь Ей. Обращайтесь к Ней через молитву. Просите Её вмешательства. Она обязательно откликнется. Об этом говорят свидетельства этой небольшой книги. Это чудесные вмешательства через священные образы Богородицы “Парамифия” (Увещание, Ватопедская, Отрада и утешение) и Пресвятой Богородицы “Пантанасса” (Всецарица). Мы считаем, что это издание монастыря поможет верным христианам, особенно страждущим, больным и опечаленным, дабы нашли они поддержку и утешение, и прославляли Божию Матерь за Её благоволение к человечеству. Настоятель Святого Великого Ватопедского монастыря Ефрем.

http://pravoslavie.ru/67801.html

Девушки, достигшие 17 лет, имеют возможность продолжать обучение, не покидая родных стен обители. В 2011 году Черноостровским монастырем и Российским государственным социальным университетом был создан Центр православных коммуникаций: здесь можно получить образование по направлениям «Православная журналистика» и «Коммуникационный менеджмент» – специалисты в этой сфере призваны выстраивать отношения с внешней средой, создавать позитивный имидж своей организации, привлекать партнеров. Сегодня для нашей Церкви, каждый шаг которой рассматривается обществом под лупой, такое служение как никогда важно. Свято-Никольский монастырь в Малоярославце – первопроходец в развитии коммуникативного менеджмента в епархиях. Кстати, сестра Варвара – выпускница Центра православных коммуникаций, что явно помогает ей в работе с гостями.      После подробного осмотра «Отрады» наша экскурсовод проводила нас в монастырские храмы. В церкви Корсунской иконы Божией Матери мы помолились у образа «Всецарица» – списка хранящейся в Ватопеде иконы. – У этого образа произошло немало чудес, – рассказала нам сестра Варвара. – Была и такая история: одна наша монахиня заболела раком, она горячо молилась у образа «Всецарицы» – и болезнь прекратилась. По каким-то причинам она ушла из монастыря, и вскоре недуг напомнил о себе. Эта сестра покаялась, вернулась в обитель, стойко переносила заболевание и отошла ко Господу мирно. Главный храм монастыря – Никольский собор – имеет в высоту почти полсотни метров. Мы приложились к частице мощей небесного покровителя обители – святителя Николая: она была привезена в 2001 году из Бари. А у северных диаконских врат весит епитрахиль с Афона, которой во время исповеди накрывали старца Иосифа Ватопедского, учителя архимандрита Ефрема. Сестры и прихожане прикладываются к епитрахили, кладут ее себе на голову. Мое внимание привлекла необычная икона Богородицы с изображением Михаила Илларионовича Кутузова и надписью «1812–2012», выполненная к 200-летнему юбилею битвы под Малоярославцем. Из обители открывается вид на поле, где развернулось это переломное для Отечественной войны 1812 года 18-часовое сражение. На монастырской территории тоже велись бои.

http://pravoslavie.ru/102736.html

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 2. День памяти: 25 января. Икона «Млекопитательница» — еще один чудотворный образ, который находится в Зачатьевском монастыре в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Это старинный образ с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Икона была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года и с самого начала окружена особым почитанием. По традиции перед этой иконой часто молятся беременные, кормящие и супруги, мечтающие о ребенке. Также она считается покровительницей бедных, нуждающихся в пропитании, и монашествующих. Икона Божией Матери «Всецарица» Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, Крестьянская площадь, д. 10, стр.12. День памяти: 31 августа. Изначальный образ иконы Божией Матери «Всецарица (Пантанасса)», написанный в XVII веке, находился на Святой Горе Афон, в монастыре Ватопед. Он прославился многочисленными исцелениями, в том числе от онкологических заболеваний. Чтимый список с этой иконы, специально изготовленный в Ватопедском афонском монастыре и привезенный в Россию, был помещен в московском Новоспасском монастыре. Перед этим образом в обители ежедневно совершаются молебны. Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, ул. Большая Ордынка, д. 20, стр. 10. День памяти: 6 ноября. На иконе «Всех скорбящих Радость» изображена Богородица, посылающая через ангелов помощь страждущим. Первую такую икону написал в 1683 году придворный живописец и мастер Оружейной палаты Иван Безмин. Композиция иконы восходит к западноевропейской иконографии «Мадонна Милующая». Впервые об этой иконе в Москве заговорили в 1688 году, когда от образа произошло чудесное исцеление сестры Патриарха Иоакима Евфимии. По преданию, Евфимия во время молитвы услышала голос, который указал ей на икону в храме на Ордынке. Когда его принесли к ней, женщина излечилась от своего недуга. После этого чуда почитание иконы стало всенародным, ей составили службы, акафист, стали делать списки.

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

В 1990 г. на подворье развернулись ремонтно-реставрационные работы в храме, начался ремонт в игуменских покоях и в кельях. На колокольне установили крест и колокола. Богослужения проходили поначалу во временном подвальном храме, а 7 января 1991 г., в праздник Рождества Христова, Литургия была совершена в Серафимовском приделе, освященном малым чином. Через несколько дней, 12 января, подворье впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II. 6 апреля 1991 г. на купола Казанской церкви установили кресты. В 1991 г. архитектурный ансамбль подворья был признан памятником архитектуры, а в 2001 г. ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. 9 июля 1992 г. Святейший Патриарх снова посетил Казанский храм, в который из церкви на Смоленском кладбище был торжественно перенесен чтимый список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери (с 1996 г. он пребывает на Валааме). В январе 1991 г. малым иерейским чином настоятелем Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря архимандритом Назарием (Лавриненко) был освящен придел прп. Серафима Саровского; в мае 1993 г. малым иерейским чином игуменом Валаамского монастыря архимандритом Панкратием был освящен придел Свт. Николая Чудотворца. После возвращения властями храма Церкви первая Божественная Литургия совершена в январе 1991 г. 2 апреля 1994 г. великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Казанской иконы Божией Матери. 17 июля 1995 г. была освящена входящая в комплекс подворья часовня Новомучеников и Исповедников Российских; в июле 1998 г. в ней отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II. Святыни Валаамского подворья: 1. Строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона является уникальной реликвией. 2. Чтимая чудотворная Валаамская икона Божией Матери была обретена чудесным образом на Валааме в 1897 году. Тогда же были первые исцеления по молитвам перед ней. 3. Мощевик-ларец с частицами св. мощей апостолов, святителей, преподобных, мучеников и чудотворцев, Валаамских подвижников. 4. Икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей. 5. Чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери после чудесного обновления в 1995 г. стала первой святыней, почитаемой на Валаамском подворье в Петербурге. 6. Икона свт. Нектария Эгинского с частицей мощей, заключенной в подвешенный к иконе крест. 7. Икона святой праведной Анны с младеницей, которая была заказана по благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия. 8. Чтимая чудотворная икона Божией Матери " Всецарица " на подворье Валаамского монастыря в Петербурге является списком с иконы Ватопедского монастыря Святой горы Афон. 9. Чтимая мироточивая икона Божией Матери " Отрада и Утешение " , написанная на Афоне по заказу прихожанина подворья.

http://sobory.ru/article/?object=00523

В 1994 г. на Китай-горе была обнаружена неизвестная ранее пещера; протяженность доступных проходов в пещере ок. 25 м. При расчистке пола археологи нашли фрагменты изразцов, заготовки для ложки-баклуши из липы. В глубине пещеры исследовано помещение, по 3-частному делению атрибутированное как церковь. На престоле находился равноконечный крест, вырезанный из липы. Анализ полученного материала дал основания участнику экспедиции археологу М. М. Стрихарю предположить, что эта пещера могла служить местом подвигов затворника Досифея или его современника. Святыни Ковчег с частицами мощей 12 апостолов, праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы; ковчег с мощами 40 святых; мощи юродивого прп. Феофила (с 2009 в монастырском храме Двенадцати апостолов); вериги прп. Феофила; список чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери «Закланная»; икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей; икона мч. Трифона с частицей мощей; икона блгв. кн. Даниила Московского с частицей мощей; икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей; епитрахиль и поручи прп. Серафима; икона свт. Феодосия Черниговского с частицей мощей. У сев. стены Троицкого храма под спудом находятся мощи прп. Досифея (на предполагаемом месте захоронения устроен кенотаф). Особое почитание прп. Серафима в обители объясняется тем, что, по преданию, в 1776 г. именно здесь старец Досифей благословил на монашеский подвиг Прохора Мошнина (прп. Серафима). Арх.: ЦГИАК. Ф. 59. Оп. 1. Д. 7594. Л. 115-116 зв., 129; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 19. 1725-1760 гг. 319 л.; Д. 81. 1746 г. 4 л.; Д. 96. 1749-1758 гг. 60 л.; Д. 108а. 1752 г. 3 л.; Д. 160. 1757-1782 гг. 7 л.; Д. 194. 1760-1766 гг. 37 л.; Д. 258. 1763-1764 гг. 8 л.; Д. 308. 1766 г. 11 л.; Д. 566. 1781 г. 101 л.; Д. 2029. 1844 г. 18 л.; Оп. 2 общ. Д. 372. 76 л., 1892-1901 гг.; Оп. 3 общ. Д. 726. Л. 1; Оп. 1 КДС. Д. 743. Л. 4; Д. 783; Оп. 1 бухг. Д. 2378; Ф. 725. Оп. 1. Д. 40. 1912 г. 25 л.; Д. 63. 1911-1914 гг. 6 л.; НБУВ ИР. Ф. 160. 491; Стрихарь М. Н. и др. Отчет об архитектурно-археологических исследованиях пещер Китаевского Св.-Троицкого скита XVII в. в Киеве: Ркп.//Науч. архив ИАНАНУ. К., 1994. 12 л.

http://pravenc.ru/text/1841139.html

В нач. XXI в. в Ватопеде и в др. афонских обителях выполнено неск. точных списков чудотворной иконы для храмов в России (в иконописной технике на доске, фон золотой): для московских церквей в честь ватопедского образа на Ходынском поле (ок. 2004), на Каховке (2016), для жен. мон-ря в честь «О. или У.» и. в с. Вел. Ольшанка Васильковского р-на Киевской обл. на Украине (2010; роспись одесского иконописца С. Кравцова в мон-ре посвящена истории чудотворного образа, созданию его списка для ольшанской обители и торжественной встрече его сестрами мон-ря), для пещерного Ляданского муж. мон-ря (Белоруссия), где устроен домовый храм с таким же посвящением. Рисунок с «О. или У.» и. для Миней МП выполнили прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина. Полная бденная служба иконе была составлена в Руссике схим. Аркадием (Любовиковым; 1830-1908) (хранится в б-ке афонского Пантелеимонова монастыря; см.: Русский афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012. С. 268. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 1)). Рифмованный (с особым напевом) акафист иконе написан проф. П. П. Мироносицким в 1928 г. (начальные буквы строф образуют акростих «Ангелов радосте, миру отрадо»). Лит.: Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца киевскаго, монаха антиохийскаго, путешествие к св. местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723, и оконченное в 1747 г. СПб., 1778. С. 629; Изображение икон Пресв. Богородицы, в Правосл. Церкви прославляемых, с кр. о них сказаниями и с присовокуплением умилительных молений к Божией Матери. М., 18532. С. 1; Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и др. святых. Цареград, 1861. С. 39-41. Вкл.; Сб. изображений явленных и чудотв. икон Пресв. Богородицы, в Правосл. Церкви прославляемых. М., 1866. С. 7. Вкл.; Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские мон-ри и скиты. М., 1880. Ч. 2. Отд. 2. С. 56-57; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472-485. 1212-1218; Кн. 4. С. 673, 678. 1216, 1218; Снессорева С.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Установлено оно в память обновления храма в Константинополе, именуемого «Живоносным источником», и чудес, здесь совершенных. Храм воздвигнут в 457 г. императором Львом I при источнике, от воды которого силой Пресвятой Богородицы происходили исцеления. На иконе «Живоносный источник» Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом изображается сидящей в купели. Нерушимая стено. Называемый так образ Пресвятой Богородицы находится в главном алтаре Киево-Софийского собора под сводом над горним местом. Пресвятая Богородица изображена на золотом мозаическом фоне стоящей на золотом камне с воздетыми кверху руками. В продолжение восьми веков икона сия осталась неповрежденной. Нечаянная радость. На иконе сей Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на левой руке, и пред ней человек, молящийся на коленях. Сладкое лобзание. Икона эта во времена иконоборческие пущена была на море и, явившись пред Филофеевским монастырем на Афоне, прославилась там чудотворениями. Празднуется ей в понедельник на Пасхе. Благодатное небо. Находится в Москве в Архангельском соборе. Пресвятая Богородица изображается на ней стоящей с Богомладенцем на руках, и Оба Они в коронах. Живоприятная, или Предвозвестительница, находится на Афоне в Ватопедском монастыре. Она изображена на стене соборного храма по следующему случаю. Царевна Плакидия, дочь греч. импер. Феодосия Великого, вопреки древнему уставу Св. Горы, запрещающему женскому полу вход на нее, хотела войти в Ватопедский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе там; но была остановлена у ворот таинственны м голосом: «Не ходи, иначе будешь строго наказана!» Ктиторская находится на Афоне. Она прославилась тем, что 70 лет находилась скрытой от арабов в 862 г. в колодце под помостом храма вместе с крестом, и когда была открыта, то оказалась горящей зажженная пред ней свеча в день сокрытия. Сырковская–Владимирская находится в Сыркове монастыре в Новгороде, который основан посадником Сырковым в 1548 г. Спасательница утопающих, Леньковская. Она находится в селе Ленькове, близ Новгорода Северского, на берегу реки Десны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010