Афонские списки «О. или У.» и. кон. XIX - нач. XX в. хранятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (в киоте у сев. стены в вост. части), Богоявленском соборе Кургана, ц. вмц. Ирины (Троицкой) в Покровском в Москве, новопостроенной ц. в честь «О. или У.» и. в пос. Вадино (Сафоновский р-н Смоленской обл.; образ передан цыганами, сохранявшими его с 20-х гг. XX в.), в рус. соборе свт. Николая Чудотворца в Вене, в музейных собраниях (ВУИАХМЗ, Историко-худож. музей г. Арзамаса). Небольшой список образа (собрание В. В. Селиванова, Москва) исполнен в 1890 г. и, согласно штампу на обороте, освящен в рус. скиту ап. Андрея Первозванного. Подобные иконы, написанные отчасти в академической манере (личное письмо) с условной «золотопробельной» разделкой одеяний, только в общих чертах воспроизводят иконографию оригинала, детали рисунка варьируются; они именуются, как правило, образом Пресв. Богородицы «Отрады или Утешения». На основе подобных икон в 1887, 1896 гг. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе исполнены хромолитографии образа разного размера (на золотом и зеленоватом фонах). В качестве небольших «раздаточных» икон в рус. обителях на Афоне бытовали печатные оттиски на атласе. Небольшие творческие повторения ватопедской иконы писали также в мастерских российских мон-рей, напр. Казанской Богородицкой обители (нач. XX в., частное собрание, Казань), на Украине и в южнорус. землях (частные собрания), в Москве, во Мстёре (ЦАК МДА) и др. Раскрашенная фотография с «О. или У.» и. (без оклада, раскраска условная) изготовлена в 1860 г. П. И. Севастьяновым (РГБ. Ф. 269/2. К. 26. Ед. хр. 29. Л. 39); прорись с рус. иконы или фотографии из собрания Лихачёва опубликована им в 1911 г. ( Лихачёв. 1911. С. 216. Рис. 456). Неточный рисунок с образа помещен в рукописи «Книги странствий во Иерусалим и в гору Афонскую в 1858 и 1859 годах» иером. Иеронима (Суханова) из Николо-Пешношского мон-ря (3-я четв. XIX в.; РГБ. Ф. 218. 925.2. Л. 180, описание на л. 180 об.; икона именуется «Отрадой»). Литография работы А. И. Траншеля иллюстрирует кн. «Вышний покров над Афоном» (1861), др. литографии (иконография образа немного варьируется) встречаются в переизданиях книги (указаны размеры образа: 1 аршин 14 вершков × 1 аршин 61/2 вершков) и в сборниках изображений явленных и чудотворных икон (1848, 1866 и др.).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Царица Небесная, Заступница наша не остави нас! р.Б.Марина 2012/12/13, 19:15:29 Пресвятая Богородица, Дева защити нас от бед и войны, помоги дорогим мне людям спастись, заступись за них, им очень нужна твоя помощь. Научи, как им помочь, как утешить дорогого человека, порадовать его, смягчить его сердце. Не оставь, Матушка! Оксана 2012/10/04, 06:21:22 Пресвятая Богородица Царица Небесная, Защиты нас грешных и даруй моему сыну покаяние и спасение, Благослови его жизнь твоим материнским благословением, исцели его болезни и даруй ему счастье и служение Сыну Твоему Молись за нас грешных Матерь наша, заступись, сохрани и обереги Наших детей и внуков и от всякого зла огради и спаси Будь нам всем защитницей и матерью нашей Благодарю тебя за милосердие твое. 2011/11/21, 09:37:15 копию иконы Отрада и Утешение игумен Ватопедского монастыря привез в Белоруссию Жировический монастырь ,мы ездили с мужем прикладываться , икона красаты необыкновенной. Пресвятая Богородица пошли нам отраду и утешение, прости нас грешных. 2011/09/13, 06:12:02 Пресвятая Владычице, Дева Богородице, Матерь Божия зашити нас от бед и напастей, и от всякаго зла! Спасибо Вам за письмо святогорца. Матерь Божия, Заступница наша всегда рядом и помогает нам, сколько раз Матерь Божия помогала мне недостойной по молитвам моим. К глубокому моему сожелению, и по немощи своей я забывала об этом увлекаясь суетой, и всякого рода как мне казалось важными делами. Важно жить с Богом, с Пресвятой Богородицей, без Бога все ничто. " Собирайте сокровище на небесах... " Господи дай нам благодать помнить о Тебе и исполнять Волю Твою! Царица Небесная, Заступница наша не остави нас! Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/?id=1699

2) келейная святителя Димитрия икона Божией Матери Ватопедския, под образом Толгской Божией Матери, на доске, длиною три четверти аршина; она привезена была Святителем в Ростов при поступлении им на митрополию; жемчужная риза украшена во многих местах алмазами и разноцветными яхонтами, сребропозлащенный венец и корона убраны драгоценными камнями; оклады на ту и другую иконы пожертвованы Гр. А.А. Орловой-Чесменскою. «На западной стене храма, слева от входа, сохранилась надпись, рассказывающая о том, что храм был построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1686 году “во имя Живоначальной Троицы, а в 1754 году ... в память первобытного храма, созданного Яковом епископом ростовским, переименован во имя Зачатия св. Анны”. В связи с переделками, производившимися в XVIII и XIX веках, церковь не сохранила своего первоначального облика. В 1836 году с ее северной стороны, на месте разобранной теплой придельной церкви, сооруженной в 1725 году, была пристроена новая, Яковлевская церковь, закрывшая весь северный фасад памятника. В то же время с запада была пристроена паперть, получившая обработку фасадов, отвечающую фасадам расположенной рядом Шереметевской церкви. Архитектурная обработка фасадов древней части памятника отличается крайней скромностью, имея троечастное. деление лопатками по вертикали стен. Главный, пятиглавый, четверик без подклета, имеет три яруса окон, из которых только окна первого яруса сохранили свои скромные наличники. Своды и арки храма поддерживаются четырьмя пилонами, два из которых скрыты в иконостасной преграде. К интересной особенности интерьера храма следует отнести оригинальную конструкцию системы арок, перекинутых со столпов на стены под подпружными арками. Перечисленные признаки отличают памятник от других ростовских церквей той эпохи, для которых, в частности, характерно наличие подклетей и отсутствие внутренних столпов. Интерьеры церкви отличаются богатством и красочностью убранства. Сооружение «великолепного резного трехъярусного иконостаса относится к последней трети XVIII столетия. Его изготовили в период с 1762 по 1765 год за тысячу рублей (по тому времени очень высокой цене), осташковские резчики Сысой Изотов Шолмотов и Степан Никитин Бочкарев, а в период с 1776 по 1779 год иконостас был позолочен. Иконы для иконостаса Зачатьевской церкви были написаны в 1780 году придворным живописцем Венедиктом Вендерским.

http://sobory.ru/article/?object=05709

Несмотря на множество случаев отступления от веры во всем мире, несмотря на огромное количество кризисов, которые сегодня охватывают  планету, несмотря на то, что очень многие теряют всякую надежду на будущее, несмотря на то, что в сознании многих правда и ложь смешиваются, несмотря на то, что разрушается само понятие истины и возникает огромная опасность вообще существованию рода человеческого, мы живем надеждой, что Бог способен из камней сих соделать детей Аврааму, что силой благодати Божией преодолевается всякое зло и всякая неправда, что Бог сильнее диавола и силой Своего воскресения Он победил зло. Я хотел бы выразить глубокое удовлетворение тем, что могу видеть Вас в этой обители и что некоторые опасные обстоятельства Вашей личной жизни по милости Божией миновали. Верю, что Господь не оставит милостию Своею Ватопедский монастырь и Вас как игумена, так много потрудившегося для возрождения этой обители и монашеской жизни на Афоне. Прошу молиться за всю Русь Святую, за Церковь нашу — мученицу и исповедницу, за народ наш. Мы все нуждаемся в вашей молитве, которая подкрепляется силой аскетического подвига». Монастырю Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил на молитвенную память икону Спасителя; настоятелю обители Его Святейшество вручил наперсный крест. Далее Святейший Владыка посетил придел Благовещенского собора, в котором хранится икона Божией Матери «Отрада и Утешение», и поклонился святыне. В архондарике состоялась братская трапеза. После приветствия игумена Ватопеда Его Святейшество обратил к братии слово: «Ватопедская обитель является одним из центров православной духовности, она объединяет людей разных национальностей… В ее бытии отображается единая по духу общность людей, составляющих Православную Церковь. Главным идеалом современной цивилизации является получение средств, которые человек тратит для своего удовольствия. Церковь призывает жить людей не по закону плоти, а по закону духа. И в этом смысле все, что проповедует Церковь, усваивается людьми труднее, чем то, что пропагандирует современная культура, которая обращается к человеческой плоти. Для того, чтобы понять, что происходит, можно сделать такое сравнение: подыматься в гору куда легче, чем спускаться; но когда мы подымаемся в гору, мы идем вверх, а когда падаем, летим вниз.

http://patriarchia.ru/db/text/3025791.ht...

Частицы святого пояса Богоматери находятся: в Афонском Ватопедском монастыре в Трирском монастыре и в Грузии» в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь г. Санкт-Петербург http://elitsy.ru/holy/92/ в Мужской монастырь Пресвятой Богородицы Троодосской г. Тродос http://elitsy.ru/holy/272/ Недавно над святым камнем в Гефсимании, трудами сестер Гефсиманской Обители выполнена мозаичная икона Явления Божией Матери, сбрасывающей поясок апостолу Фоме. Если вы, гуляя по Иерусалиму, уже изнемогаете от жары, которая так присуща этому городу, тогда вам самое время искать место, где бы охладиться. Для этого прекрасно подойдет Монастырь Святой Марии Магдалины - здесь можно не только спрятаться в тенек, но и насладиться красотой окружающей вас зелени и цветов. Искать этот райский уголок следует в Гефсиманском саду на Масличной (Елеонской) горе. Во главе всего архитектурного ансамбля монастыря стоит церковь Святой Марии Магдалины (XIX век). Не смотря на то, что она построена в русских традициях, это не позволяет ей выбиваться из общей картины местного ландшафта. Оказавшись в ее живописном деревенском дворике, и вдохнув свежий воздух зеленых аллей, вы сразу же обретете спокойствие и радость в душе. Не удивительно, что именно здесь расположены келии, в которых живут монахини. Инициатива о строительстве церкви Святой Марии Магдалины принадлежит императору Александру III. Он очень тяжело переживал смерть своей горячо любимой матери Марии Александровны, поэтому решил увековечить память о ней в архитектуре. Назвать святилище было решено по имени небесной покровительницы бывшей императрицы – Марии Магдалины, преданной спутницы Иисуса Христа. Надо сказать, что почтение Мария Александровна (кстати, по национальности немка) заслужила не только у своего сына, но и всего российского народа. И было за что. Ее главный вклад в историю развития нашей страны – укрепление престола династии Романовых. Она родила своему мужу императору Александру II восьмерых наследников! Кроме того, именно благодаря ей в России были созданы первое отделение Красного Креста и несколько госпиталей во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

В обители почивают мощи преподобного Аврамия Ростовского, архимандрита. В обители почивают мощи святителя Димитрия Ростовского, под спудом — мощи святителя Иакова Ростовского . Хранится Ватопедская икона Божией Матери. В Борисоглебском монастыре подвизался прп. Иринарх, затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польскими войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. В монастыре возле ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х годов XX в.), в которой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки. В кон. 90-х годов XX в. Угличский музей передал в Борисоглебский монастырь часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле, в настоящее время его мощи почивают под спудом в Илиинском приделе Борисоглебского собора. В соборе почивают мощи святителя Леонтия Ростовского . Тутаев [ править править код ] Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Одна из наиболее почитаемых икон собора – огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким. Углич [ править править код ] У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова) , убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему. Ярославль [ править править код ] По легенде, перед основанием Казанского монастыря произошло необычное явление Ярославской Казанской иконы Божией Матери; она была привезена в город Романов в 1588 году. При разграблении Романова в 1609 году икону вывезли. Затем она была выкуплена в Ярославле. С 2002 г. возрожден старинный крестный ход с Казанской иконой до Тутаева (бывший Романов-Борисоглебск). С 2000 г. в казанской обители покоятся чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомученников и исповедников.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

Димитрием в место его вечного упокоения и особливого благодатного присутсвия и чудотворений, Спасо-Яковлевский монастырь находится на самом берегу озера Неро, омывающего с южной стороны Ростов – и, по архитектуре, по дивному расположению на берегу озера, по великолепию белых стен с башнями и соборов, утопающих в зелени, – является наиболее выдающимся в окрестностях Ростова. Красота обители Спасо-Яковлевской со стороны озера не поддается описанию6 надо самому видеть эту, сверкающую белизной, громаду монастырских храмов и зданий, опоясанную высокими стройными стенами, с причудливыми башенками необычайно легкой архитектуры. Надо видеть всю эту громаду, как в зеркале, отражающуюся в спокойных глубинах ростовского озера до мельчайших подробностей, чтобы составить приблизительно верное понятие о миловидно-нежной красоте этой замечательной обители… Первоначально монастырь назывался Зачатьевским, по имени храма во имя зачатия св. Анны; именовался так же Яковлевским, по имени почивающего здесь угодника Божия, св. Иакова, епископа ростовского; с 1764 года, когда к сему монастырю был приписан находящийся от него в нескольких саженях монастырь Спасский – княжнин, что на Песках, – монастырь Зачатьевский Яковлевский стал именоваться Спасо-Яковлевским Зачатьевским; а с 1836-го года монастырю разрешено было Св. Синодом именоваться Спасо-Яковлевским-Димитриевым. Соборный Зачатиевский храм монастыря сооружен в 17-м веке, ростовским митрополитом Ионой Сисоевичем. В храме этом, между прочим, достопримечательны: царские врата серебряные, вызолоченные, – а так же поставленная на престоле серебряная позолоченная дарохранительница, в виде храма, весом 1 пуд. 25 фунт. (дар графа Н.И. Шереметева), – обратившая на себя особое внимание императора Александра I-ro, во время посещения им этого храма в 1823-м году. Над царскими вратами висит, на ремнях, одна из величайших святынь обители, богато украшенная жемчугом и драгоценными каменьями, келейная св. Димитрия икона Божией Матери Ватопедская, данная ему в благословение родительское.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но серебряный киот Евангелия из монастыря Гелати на Кавказе, являлся свидетельством того, что эта Византийская скань легко сочеталась в известных местностях, где распространилось арабское влияние, с восточною орнаментикою (см. ниже), которая принципиально, благодаря своему характеру плоской резьбы так наз. арабесок, весьма подходила к сканной технике и ее украшениям. Однако, подкрепить главный довод византийского происхождения ленточной филиграни было сравнительно трудно, в силу общего недостатка византийских памятников этого рода от XI – столетий: можно было указать на замечательные находки в Майнце византийских брошей из коллекции барона Гейля, превосходной техники, с теми же желобками для жемчужных нитей, что и в Мономаховой шапке, на рязанский клад и пр., но этого материала казалось недостаточно. Правда, поблизости от Мономаховой шапки, в Успенском соборе, на известной иконе Владимирской Божией Матери, можно видеть большой сканный оклад константинопольской (оклад устроен митроп. Фотием) техники и рисунка, далее на венчике местной (Владимирской) иконы Спаса в Успенском же соборе, на чаше Симеона Гордого в Троицкой Лавре можно было найти ту же сканную технику, но она исполнена из серебра, не из золота, как на Мономаховой шапке, и относится уже к началу XV столетия. Таким образом, лаврская икона Иоанна Богослова приходится в средине между Мономаховой шапкою и этими иконами, как несомненный памятник византийской скани века. Но Афон обогатил эти материалы рядом замечательных окладов, исполненных тою же сканью, – лучшее свидетельство ее принадлежности византийскому искусству. В Ватопедском соборе, у передних столбов близ алтаря, подвешены в киоте большие иконы: Св. Троицы, 1 м 0,17 м и 0,92 м шир. и Богоматери, 1 м 15 сант. выш. и 90 сант. шир., с окладом в 10 сант. шир., бывшие прежде местными, судя по размерам, а по преданию, некогда находившиеся в Солуньской Софии. Живописный лик (рис. 71) Богоматери взят в типе Одигитрии, с Младенцем на левой руке, держащим свиток и благословляющим, глядя на Мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Таким образом, именно Константинопольскому патриарху Серафиму принадлежит инициатива возведения в келлии храма во имя апостола Андрея Первозванного, почитаемого покровителем и первым проповедником христианства на Руси. Прежде келлия носила название «Антониевой» по существовавшему в ней храму во имя прп. Антония Великого . Это посвящение было сохранено патриархом Серафимом в новом храме наравне с посвящением Первозванному Апостолу. Тем не менее с момента учреждения в 1849 г. скит носил название «Новорусский Ватопедский скит» и только в 1879 г. он получил официальное название «СвятоАндреевский общежительный скит». С памятью о Константинопольском патриархе Серафиме II связан и скитский храм в честь Покрова Божией Матери, освященный в 1847 г.: почивший святитель выражал желание устроить в Серае храм именно в честь этого особенно любимого в России праздника. В первые годы по учреждении перед скитом остро стояла проблема выживания. Он имел мало земель, а в промыслах конкуренцию ему составляли большие монастыри. Поэтому первым источником дохода стали сборы средств в России, первоначально проходившие очень трудно. В приобретении земель и построении храмов помогали ктиторы А. Н. Муравьев, П. И. Севастьянов. Благодаря их поддержке и просветительской деятельности, достигавшей и Императорской Фамилии, в помощь скиту в Санкт-Петербурге было открыто афонское подворье. Угрозу скиту представляли и возникавшие внутренние нестроения. Уже первому его настоятелю и устроителю о. Виссариону пришлось много претерпеть от клеветы и напраслин со стороны братии, что становилось известно в Петербурге и тем угрожало самому существова-нию обители. В этой связи сохранилось следующее предание: «Однажды, когда о. Виссарион страдал от одной из таких лютых скорбей и несколько дней не выходил из келии, удостоился он следующего небесного посещения./.../В то время, когда старец безутешно горевал и молился об отвращении беды, вдруг среди дня раздался стук к нему в дверь. Открыв дверь, Виссарион увидел старца-монаха, убеленного сединами, который сказал ему по-гречески: “Не горюй. Все хорошо будет хорошо, хорошо”, – и, сказав это, быстро удалился. О. Виссарион запер было дверь. Но потом захотелось ему узнать имя неизвестного монаха. Он вышел из келлии позвать его обратно. Но монаха нигде не было, а привратник не видел никого, ни входящим, ни выходящим из скита. Старец, удивленный происшествием, вернулся в келию, уснул легким сном и увидел во сне, что по дороге к скиту безостановочно шествует множество белых и пестрых овец; все они стекались на двор скита, пока совершенно не заполнили его; над скитом же чудно сияла икона Спасителя. Старец проснулся утешенный и божественное сие видение принял как доброе предсказание о том, что скиту его суждено собрать в свою ограду во имя Христово еще многих и многих овец и вратам адовым не одолеть его. Предполагают, что явившийся был св. Афанасий». 1148

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поражённый ужасом игумен тогда же собрал всю братию, пересказал им случившееся, и слова Божией Матери к нему, и самые слова Господа Иисуса, произнесённые к Ней. Все заметили с крайним изумлением, что лица Богоматери и Господа Иисуса и вообще очертание этой иконы сделались в другом положении против прежнего своего вида, и все прославили заступление и промысл о них Пресвятой Богородицы и Её ради милующего их Господа. Они поспешили на монастырские стены и отразили нападение разбойнической шайки. С той поры и по сие время Ватопедская икона Богоматери известна под именем Отрада (или Утешение) и положение лиц Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, в каком оно сделалось при троекратном голосе, слышанном игуменом, т. е. Божественная Мать, уклоняясь лицом вправо от простёртой десницы Предвечного Младенца, старается отвлечь Её от уст своих, чтобы свободно пересказать предстоящую опасность Своим избранным. В память этого чудесного охранения обители пред Ватопедского иконою горит неугасаемая лампада и большая свеча. С давних времён в Ватопеде соблюдается обычай совершать пострижение в монахи всех братий в этом только приделе и ежедневно тут же петь молебен. 21.01. Одигитрия Ксенофская Одигитрия на Афоне в Ксенофской обители. Эта чудотворная икона с незапамятных времён находилась прежде в Ватопедском монастыре; но в 1730 году при запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители делали об иконе разыскания и услышали, что икона их находится в Ксенофской обители. Они немедленно послали туда, принесли икону и поставили её на место, приняв все меры предосторожности. Несмотря на это, икона опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где пребывает и доныне. Икона сия находится в соборном храме при колонне левого клироса. В России находится много чудотворных икон, именуемых Одигитрия. 25.01. Утоли моя Чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Утоли моя печали, находится в Москве в церкви Святителя Николая, что на Пупышах. В Москву принесена эта икона казаками в 1640 году, во времена царя Алексея Михайловича. В церкви Николая Чудотворца хранились

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010