У иконы Всецарица. Фото Юлии Маковейчук   У иконы Всецарица. Фото Юлии Маковейчук Икона Божией Матери «Всецарица», список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на святой горе Афон. Написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 года. Перед иконой ежедневно совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением. Регулярно икону перевозят в онкоцентр на Каширке. Заходим в храм, здесь идет Литургия. В соборе. Фото Юлии Маковейчук В 1935 году территория монастыря была передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме размещался архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. Мощевик. Фото Юлии Маковейчук Выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений началось только в 1960-е годы. В 1967-ом был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. 4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь был возвращен Церкви. Первая Божественная Литургия после десятилетий забвения была отслужена в главном храме обители 23 марта 1991 года. Чтение часов. Фото Юлии Маковейчук Литургия. Фото Юлии Маковейчук Собор известен уникальными фресками XVII века. Среди прочих изображений здесь есть генеологическое древо Романовых, а у входа на паперть изображены 10 греческих философов — аллегория «языческой мудрости», которая сама по себе имеет ценность, но по сравнению с мудростью христианской не может подняться выше паперти. Дарохранительница. Фото Юлии Маковейчук фреска св. Иоанна Предтечи. Фото Юлии Маковейчук Это копия креста, который был выполнен по проекту художника  В.М.Васнецова и установлен в Кремле. Сергей Александрович Романов — великий князь и губернатор Москвы, был убит 18 февраля 1905 года. Бомба, брошенная Каляевым разорвала его на куски, и тело великого князя потом собирала великая княгиня Елизавета Феодоровна. А затем она пришла в тюрьму к Каляеву и уговаривала его принести покаяние перед Богом, общая просить о помиловании. О помиловании убийцы своего мужа. Если осознает и скажет: «Господи, прости меня». Он отказался.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

Экскурсию по обители провел скитоначальник иеромонах Симон, который показал гостям храмы, восстанавливающийся монастырский корпус и приусадебное хозяйство. Члены делегации совершили славление в скитских храмах в честь Успения Пресвятой Богородицы, равноапостольных Кирилла и Мефодия и преподобного Иоанна Рыльского. Отец Симон рассказал о возрождении обители и поделился планами по дальнейшему развитию скита. Паломничество третьего дня пребывания делегации Русской Православной Церкви на Афоне завершилось посещением одного из самых древних и известных святогорских монастырей — обители Ватопед, второго в афонской иерархии. Главный собор монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, кроме него в обители имеется еще шестнадцать параклисов — небольших церквей. Паломники получили возможность поклониться хранящимся в обители святыням; в ряду самых известных — Пояс Пресвятой Богородицы. Ковчег с Поясом Царицы Небесной приносился из Ватопеда в Россию в 2011 году. Иерархи сотворили молитву перед чудотворными иконами Божией Матери — «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Закланная». Каждый их хранящихся в обители чтимых образов Пресвятой Богородицы имеет свою поучительную историю, а икона «Всецарица» особо почитается верующими Русской Православной Церкви. После молитвы у святынь Ватопеда состоялась встреча участников паломничества с игуменом обители архимандритом Ефремом. Глава Казахстанского митрополичьего округа , приветствуя отца настоятеля, передал ему благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архимандрит Ефрем с большой теплотой отозвался о событиях пятилетней давности, когда ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы впервые покинул Гору Афон и прибыл в пределы России, где миллионы верующих смогли поклониться великой ватопедской святыне, духовно укрепиться и получить помощь и утешение от Царицы Небесной. Отец настоятель отметил, что визит в Россию, встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви, общение с иерархами и мирянами навсегда запечатлелись в его памяти.

http://patriarchia.ru/db/text/4583493.ht...

Больничная церковь во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста устроена старанием игуменьи Феофании на данные ей деньги крестьянином Василием Чижовым в размере 10 000 руб. Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов " Лавры, монастыри и  храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия " . - СПб, 1909  В 1850 г. Воскресенский Новодевичий монастырь посетил иеромонах Серафим Святогорец, в схиме Сергий, известный автор духовных сочинений. Общие знакомые и схожая судьба сблизили иеромонаха и старицу Феофанию. В знак расположения отец Серафим прислал в Новодевичью обитель список с Афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». На обороте иконы была сделана надпись афонскими старцами: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоей Пречистой Матери да будет благословение Св. Афонской Горы и старцев Русского Пантелеимоновского монастыря на месте, идеже волею августейшего монарха Николая Первого по благословению свыше, воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего пресвятого лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, излиется благодать и спасение на царствующий град Св. Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец и до конец ее». Игумения Феофания решила освятить в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» келейную церковь настоятельского корпуса. Храм по проекту архитектора Н. Е. Ефимова был заложен в июле 1850 г. и торжественно освящен 27 июня 1854 г. в присутствии членов императорской фамилии. Главной святыней церкви стала чудесная Ватопедская икона Божией Матери. В монастыре особо праздновались и день ее прославления, и день ее помещения в обитель. В храме круглые сутки читалась неусыпающая Псалтирь. После революции церковь во имя Афонской иконы Божией Матери дольше других монастырских храмов оставалась действующей. В обезображенной, лишенной куполов и крестов церкви велись службы. С началом «большого террора» в 1937 г. судьба храма была решена. 19 августа был арестован и 31 августа расстрелян протоирей Павел Карманов, а в декабре того же года был расстрелян протоирей Леонид Дьяконов. 7 марта 1938 г. был арестован и 18 марта расстрелян последний священнослужитель церкви во имя Афонской иконы Божией Матери протодиакон Владимир Беляев. Службы в храме прекратились, наступил длительный период упадка и разорения. Известно, что после закрытия церкви чудотворная Ватопедская икона Божией Матери была сохранена послушницей Ксений. В 1980-х гг. в доме, где жила Ксения, случился пожар. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=05266

На иконе из мон-ря Ватопед Богородица представлена на троне, с сидящим на Ее левом колене Младенцем Христом, Которого Она придерживает левой рукой. Их лики обращены друг к другу, голова Матери слегка склонена к Сыну. Младенец благословляет правой рукой, в левой - держит свернутый свиток; Богородица указывает на Него правой рукой и одновременно поклоняется Ему. За спинкой трона стоят 2 ангела. В 80-90-х гг. XX в. ватопедская икона явила чудеса исцеления от ряда болезней, в т. ч. от рака; в современной иконографической традиции она считается протографом для многочисленных списков, в т. ч. на канонической территории РПЦ (празднование 18/31 авг.). Особую известность среди них получили образы «П.» («Всецарицы») в московских Новоспасском (в обители с 1997) и Алексеевском ставропигиальном (до 2014 - ц. Всех святых в Красном Селе; список 1995 г.) монастырях, Киево-Печерской лавре, Валаамском Спасо-Преображенском мон-ре (список 2002 г.), ц. иконы Божией Матери «П.» в Одессе (список 2003 г.), ц. мц. Татианы в Москве (список 2005 г.). Оба первых московских списка «П.» почитаются как чудотворные, перед ними каждое воскресенье совершают молебен с акафистом (в Алексеевском мон-ре) и водоосвящением (в Новоспасском монастыре). Чудотворениями также прославилась икона из Одессы. Образ Божией Матери «П.» из Мистры имеет иную иконографию, нежели ватопедская икона. Богородица показана на ней сидящей на троне прямолично и придерживающей Младенца, стоящего в полный рост на Ее левом колене. Над троном парят 2 ангела, по сторонам стоят пророки. Среди совр. монашеских обителей, посвященных Богородице П.,- мон-рь в Нов. Юж. Уэльсе (Австралия), основанный в 1976 г. и находящийся в юрисдикции Греческого Православного диоцеза. Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 29, 43, 50; Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th септ. Wash., 1984; Mango C. Twelfth-Century Notices from Cod. Christ Church gr. 53//JÖB. 1992. Bd. 42. S. 221-228. М. Н. Бутырский Рубрики:

http://pravenc.ru/text/2578838.html

Для верующих случайностей не бывает. В этом событии нельзя не увидеть милость Царицы Небесной. С большим усердием братия молилась пред явленным образом и с песнопениями Богородице ежедневно совершала крестный ход с иконой вокруг обители. С того времени жизнь в монастыре пошла по-другому. Взбранная Воевода, как мы называем Божью Матерь в акафисте (в буквальном смысле переводится, как Верховная Главнокомандующая), все расставила по своим местам. Тамплиеры бежали, а в обители воцарились мир и благодать. Понятными, как никогда, стали слова хвалебных слов акафиста Богородице: «…радуйся, Еюже воздвижутся победы, радуйся, Еюже низпадают врази…». Эти события - уже история. Многое изменилось. Весь комплекс монастырских сооружений был возвращен обители, которая возрождается, и в этом может удостовериться каждый посетитель монастыря. Ежедневный крестный ход стал традицией. Сейчас он совершается с малым списком иконы. А сам образ, украшенный серебряной ризой, помещен в резном деревянном киоте в Троицком храме. Помимо молитвенных приношений Богоматери, за явленные Ею милости, благодарные христиане приносят на Ее икону и вещественные знаки почитания. Вот краткая история одного из них. Молодая мама с младенцем, передавая золотой крестик, просит его повесить на икону Божией Матери. На вопрос: За какую именно благодатную помощь или чудо вы хотите отблагодарить Божию Матерь?» Последовал ответ: «Это чудо я держу на руках». По архивным материалам Центрального исторического архива г. Киева удалось выяснить очень интересную деталь, касательно истории Китаевского монастыря. В конце 19 века была составлена опись ризницы Китаевской пустыни. Богатство ризницы поражает, но не это главное. Оказывается, что в пустыни среди многих почитаемых икон находилась для поклонения икона Ватопедской Пресвятой Богородицы. Какая именно мы не знаем, и опись об этом умалчивает. Так что можно допустить мысль, что нынешняя икона Ватопедской Божией Матери не явилась, а вернулась и посетила монастырь много лет спустя.

http://pravicon.com/info-155

В 1460 г. К. пострадала от сильного землетрясения. В 1541 г. был отстроен собор, в нач. XVII в. отремонтирован монастырский комплекс. В нем действовала «тайная школа». В 1663 г. монастырский собор был расписан худож. Иоанном (который также украсил фресками мон-рь Успения Пресв. Богородицы близ Рендины (ном Кардица)) на средства игум. Максима и проигум. Констанция. Фреска с композицией «Страшный Суд» на внешней зап. стене собора была создана во 2-й пол. XVI в. После того как К. в 1867 г. подожгли турки, икона Божией Матери «Ксенья» была перенесена на подворье свт. Николая Чудотворца в 12 км ниже по склону, которое вскоре получило название Като-Ксенья (Нижний мон-рь Пресв. Богородицы «Ксенья»), а главная обитель - Ано-Ксенья (Верхний мон-рь Пресв. Богородицы «Ксенья»). В годы второй мировой войны в Ано-Ксенья сгорели все здания, кроме собора. В 1970 (1962?) г. Като-Ксенья из муж. мон-ря был преобразован в женский. Землетрясение 1980 г. причинило серьезный ущерб как Ано-Ксенья (разрушены здания, построенные после 1942, в стенах собора возникли трещины и осыпались фрески), так и Като-Ксенья, монашеская община к-рого стала строить неподалеку на холме Кастраки новый мон-рь. Он получил название Като-Ксенья, а старый стал именоваться Палья-Като-Ксенья (Старый мон-рь Като-Ксенья), его собор, посвященный свт. Николаю Чудотворцу (XVII в. с визант. сполиями XIII в.) начали реставрировать в 2012 г. Восстановление Ано-Ксенья началось в 1986 г. под рук. игум. Нектария (Доваса) и продолжается игум. Нектарием (Ифантидисом). Археологическими службами были отреставрированы монастырский собор и его фрески. Братия занимается книгоиздательством и иконописанием. В Ано-Ксенья почитается икона Успения Пресв. Богородицы; престольный праздник - Успение Пресв. Богородицы (15 авг.). Святыни Като-Ксенья: икона Божией Матери с Младенцем «Ксенья», частицы мощей святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Нектария Эгинского, св. бессребреников Космы и Дамиана, вмч. Евстафия Плакиды, вмч. Пантелеимона, вмц. Параскевы, 2 фрагмента честного пояса Пресв. Богородицы, подаренные Ватопедским мон-рем в 1522 г. Престольный праздник - отдание Успения Пресв. Богородицы (23 авг.).

http://pravenc.ru/text/2462149.html

Во время Первой мировой войны церковь лишилась своих колоколов (они были отправлены немцами на переплавку). И только в 1932 году храм обрел новые, те, что и поныне своим чистым звоном зовут людей на молитву и напоминают о вечности. Большой колокол был подарен храму его Сиятельством графом Яковом Станиславовичем Потоцким. Остальные же были приобретены на пожертвования прихожан. На этом история колоколов не закончилась. Во время Второй мировой войны их также готовили к отправке на переплавку. И только вмешательство немецкого комиссара Эгерта не позволило вывезти их за пределы города. Сохранил колокола, спрятав их на своём подворье, Захар Василюк. Впоследствии, за связь с партизанами и за сохранение колоколов комиссар Эгерт был убит фашистами под деревней Токари. Колокола звонили вплоть до 1956 года, когда колокольный звон запретили. И только через 20 лет запрет был снят по просьбе настоятеля церкви о. Михаила Дюкова по случаю похорон псаломщика И.М. Прокоповича, посвятившего около полувека служению церкви. Храм богат иконами. Истории появления некоторых из них очень интересны. Так, икона «Благословение детей» была приобретена на деньги детей, которые приходили на исповедь и жертвовали свои «грошики». Почаевская икона Божьей Матери над Царскими вратами была принесена крестным ходом из Почаева прихожанкой храма Анной Будько в конце 1930-х годов. Одной из святынь является поясок, освященный на Афоне у ризы Пресвятой Богородицы. В 2009 году в дар храму переданы частички святых мощей преподобной Марии Египетской, преподобной Евфросинии Полоцкой, преподобных отцов Киево-Печерских, а также частичка Древа Животворящего Креста Господня. С 2011 года в храме находится частичка мощей, часть священнического облачения и стружка от гроба священномученика Константина Жданова. Особо почитаемой святыней храма является выносной крест с мощами христианских первомучеников. В северной части церкви, слева от Распятия, находится образ Божией Матери «Всецарица». Икона была написана в Свято-Елисаветинском монастыре г. Минска в 2007 году и пожертвована детьми больной женщины. Совсем недавно еще один образ Всецарицы был привезен из Афона, где был приложен к чудотворной иконе в Ватопедском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=18268

Икона Божией Матери " Отрада и Утешение " - одна из древнейших реликвий Ватопедского монастыря Святой горы Афон. Список с нее был сделан первыми русскими старцами афонской Пантелеимоновой обители. Иеромонах Иероним (Соломенцов) и архимандрит Макарий (Сушкин) узнали о строящемся в Санкт-Петербурге монастыре и передали для него афонский список с благословением, начертанным на ее оборотной стороне. В честь образа в 1854 году в Новодевичьей обители была освящена небольшая Афонская церковь. После закрытия обители в богоборческое время икона считалась безвозвратно утерянной. В наше время она была чудесным образом обретена в Вышенском монастыре. По открывшейся на обратной стороне надписи установлена ее принадлежность Новодевичьей обители. В краткие сроки было принято решение о возвращении иконы на ее историческое место. Начальник отдела по связям с религиозными организациями Владимир Иванов отметил, что городская администрация примет участие в информационной поддержке пребывания вышенских святынь, а также обеспечит правопорядок и безопасность. " Через эти святыни мы глубже познаем историю нашей страны, нашего города. Труды и переписка святителя Феофана Затворника - важная часть культурно-исторического и духовного наследия " , - подчеркнул он. Владимир Георгиевич рассказал о программе пребывания святынь в северной столице. 26 апреля их торжественно встречают в Новодевичьем монастыре, где они будут доступны для поклонения верующих до 8 мая с 9:00 до 19:00. 27 апреля в Казанском храме монастыря Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении четырех архиереев. В этот же день в Афонском храме обители пройдут два показа фильма " Путь ко спасению " . Еще три дня - с 9 по 11 мая - святыни будут находиться на подворье Оптиной пустыни, а затем их встречает Покровский собор Гатчины, где им можно будет поклониться до 18 мая. Рейтинг: 9.9 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Юрий 9 марта 2016, 14:33

http://pravoslavie.ru/70289.html

В наст. время трудно судить, имеют ли отношение упоминания XVI в. и 1804 г. хиландарской святыни к диптиху, находящемуся в Ватопеде, о к-ром сообщали ученые путешественники и паломники XVIII - нач. XX в. Этого нельзя исключить, поскольку в пределах Афона имело место перемещение святынь (не относящихся к числу главных) из одного мон-ря в другой. В то же время против такого отождествления говорит упоминание в хиландарских преданиях не диптиха, а только иконы Богоматери. В историчности и достоверности ватопедского предания сомневался еще архим. Антонин (Капустин), ссылаясь на то, что в древнейших лицевых минологиях имп. Феодора изображена с миниатюрными круглыми (типа медальонов), а не прямоугольной формы иконками. По мнению Н. П. Кондакова, «ватопедскую икону, сохраняемую ныне в складне с двумя другими иконами, еще можно признать греческою, хотя позднейшею, иконою Богородицы с Младенцем на правой руке, но, очевидно, только ее малый размер дал повод к легенде… Письмо ее не ранее XVI в., но на доску набиты части древнего оклада из ленточной скани XIV-XV вв.». В наст. время ватопедский диптих датируется рубежом XIV и XV вв. и определяется как вклад трапезундской имп. Анны Палеологины Кантакузины Филантропины, жены имп. Мануила III, правившего в 1390-1412 гг. (см.: ПЭ. 2004. Т. 7. С. 325-326). Иконографический тип (изображения поясные) - Спас Всемилостивый и Богоматерь «Умиление» (правый вариант), в верхней части иконы Божией Матери - поясные изображения архангелов. Размер (по Кондакову) - 22×17 см. Помимо упоминаемой исследователем древней басмы на иконах имеется одинаковый серебряный позолоченный оклад XVIII (?) в. с изображениями серафимов по углам; к тому же времени относится и позолоченная корона, венчающая Богоматерь. Правая кисть Богоматери окована серебром. Сюжетные изображения, связанные с «И. и. Ф.», и песнопения в их честь неизвестны, отдельное празднество не установлено. Ист.: Чудеса Пресвете Богородице Aranuja Кринанина и ново чудо Богородице Tpojepyчuцe манастира Хиландара//АрхПр. 1984/1985. 6/7. С. 290; Theoph. Contin. (рус. пер.: Продолжатель Феофана. Жизнеописания визант. царей. СПб., 1992. С. 27) ; Турилов А. А. Рассказы о чудотв. иконах мон-ря Хиландар в рус. записи XVI в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 523; Григорович-Барский В. Второе посещение Св. Афонской горы. М., 2004р. С. 205-206.

http://pravenc.ru/text/293523.html

Николай Петрович согласился с размером годового оклада, определенного владыкой. По мнению графа, посредником в финансовых вопросах должен был стать гробовой иеромонах Амфилохий, поскольку именно в нем Шереметев видел истинного попечителя песошнинского храма. «Могу ли избрать лучшаго вас попечителя к храму великаго угодника Димитрия? – писал он старцу. - Вы, почтеннейший отец, всегда предстоите мощам его святым, питаемы благочестием, усердием и верою, подали повод мне к богоугодному сему намерению и для того, уверен я, не отречетесь продолжать способствовать мне довершить сие предприятие». Выплату денег граф обещал начать с того времени, как только к храму будет определен священник, причем первый взнос он намеревался удвоить. В письме от 1 марта 1806 г. архиепископ Павел в следующих словах выразил графу Николаю Петровичу глубокую признательность за его заботу о возобновлении Димитриевской церкви: «Живущие при Песошницкой церкви, а состоящие в Львовском не безотдаленном приходе, в числе девяти дворов, бедные крестьяне несказанно радуются, что ваше сиятельство доставили им благодеяние молиться Богу и слушать Славословие Божие и близ своих домов. Вот первые молитвенники о здравии вашего Сиятельства и благосостоянии дома вашего, кроме многих других, посторонних проходящих и проезжающих в Ростов поклонения ради, ибо как сия церковь состоит подле самой большой Московской дороги». По воспоминаниям внука графа Николая Петровича Шереметева, Сергея Дмитриевича Шереметева, посетившего Ростов в апреле 1889 г., село Песочное - «это даже не деревня, а словно уединенный погост. Близко подходит к нему озеро, и вид из Песочнаго особенно хорош на Спасо-Яковлевский монастырь. … Церковь эта была близка моему деду. В синодике ея он поминается доселе и род его. … В духовном завещании гр. Николая Петровича о Песочном упоминается, и видна особая забота его о поддержании этой церкви». В начале XIX в., при возобновлении Песошнинского храма, из Спасо-Яковлевского монастыря сюда, в эту церковь, была пожертвована икона Ватопедской Божией Матери – копия келейной иконы Святителя Димитрия – чудотворного образа Яковлевской обители.

http://sobory.ru/article/?object=44907

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010