21 сентября). Над мощами святого Иакова устроена в 1845 году усердием гр. Анны Алексеевны Орловой-Чесменской изящная серебряная рака с резной деревянной вызолоченной сенью. Рака святого Дмитрия устроена благочестием императрицы Елизаветы Петровны; она выкована из первого серебра, открытого в ее царствование в колыванских (в Томской губернии) рудниках. Над ракой возвышается великолепная серебряная сень. Перед ракой у подножия святителя поставлен в серебряной раме образ его, писанный на холсте в 1759 году графом Ротари. Из икон храма особенно чествуются: келлейные святого Дмитрия — Ватопедская икона Божией Матери и Боголюбская икона Богоматери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами. Первая поднесена была царю Алексею Михайловичу афонскими монахами и пожалована от него знаменитому Киевскому митрополиту Петру Могиле; затем она стояла в алтаре Великой Печерской церкви до того времени, как архимандрит лавры Иосаф Кроковский благословил ею святого Дмитрия в награду за неусыпные труды его в написании Четьих-Миней. Со второй святой иконой встречала святого Дмитрия ростовская паства. В монастыре хранятся несколько предметов, принадлежавших святому Дмитрию: митра и платок, найденные в гробе его, при открытии мощей, книги с приписками рукою святителя, подлинные рукописи его с проповедями и духовными кантами, простой деревянный посох, перст от десной руки святителя в серебряном ковчежце, портрет его, писанный при его жизни с натуры, портрет полкового сотника Саввы Григорьевича Тупало, отца святителя. Недалеко от монастыря, на западной стороне, находится приписанная к нему древняя двухэтажная церковь Преображения Господня (давшая наименование Яковлевскому монастырю «Спасо-Яковлевского»), которая была соборною в упраздненном ныне Спасском монастыре, что на Песках (основанном в XIII веке супругой воспоминаемого 4 марта блаженного князя Василька, княгиней Марией, жившей в этом монастыре и погребенной под его соборною церковью). В нижнем этаже этого храма, в Сергиевском приделе, покоится известный ученый и великий труженик науки, археолог и палеограф (т.е.

http://sobory.ru/article/?object=00226

В 1941 году церковь в Грибаново приняла боевое крещение. Под защитой церковных стен советские солдаты вели по наступающим немецким войскам ожесточённый огонь. До сих пор в её стенах видны места, где располагались пулемётные гнёзда. Недалеко от храма героически сражались и полегли бесстрашные кавалеристы конницы Доватора, вступившие в неравный бой с танковыми соединениями противника. В послевоенные годы здание было заброшено и постепенно стало приходить в упадок. Без должного присмотра и ремонта крыша его просела, осадки и корни деревьев разрушили кладку кирпичных стен и сводов, нарушилась гидроизоляция, старинная роспись настенных фресок облупилась от сырости и плесени. Только в 1990 году, после образования при разрушенном храме православной общины, появилась надежда на восстановление грибановской церкви. Сегодня, после 84-х летнего забвения и осквернения, храм переживает второе рождение. С начала 2000-х годов в сельскую церковь было возвращено много икон, которые удалось чудом спасти в годы гонений. Силами местных жителей и назначенного в Грибаново настоятеля  началось медленное восстановление этого каменного храма, построенного более ста лет назад на берегу речки Ламы. На своё место вновь вознеслись купола и кресты, появилась небольшая звонница. Требуется укрепить фундамент и устранить возникшую из-за его перекоса трещину в стене храма. В планах построить мини-котельную, чтобы иметь возможность в холодное время постоянно отапливать церковь и уберечь её от воздействия сырости, разрушающей стены. В храме появились и свои святыни. Вернулась написанная ещё до революции, вынесенная из осквернённого храма одним из жителей села, храмовая икона " Усекновения главы Иоанна Предтечи " . Есть в церкви частицы мощей прп. Иосифа Волоцкого и Сергия Радонежского, а также целебная икона Божией Матери " Всецарица " , привезённая со святой горы Афон из Ватопедского монастыря. С сайта: www.hram-gribanovo.ru/История храма Комментарии и обсуждение По архитектуре очень близка Преображенскую церковь в с.Бужарово Истринского района  (1859). Возможно, дело одной строительной артели и один проект.

http://sobory.ru/article/?object=07203

Сейчас эта икона находится в храме-музее в честь святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее. В Константинополе хранились три святыни, связанные с Божией Матерью: Пояс, Риза и образ «Одигитрия». Это, по мнению византийцев, являлось основанием для того, чтобы именовать Царьград городом Богородицы. Согласно Преданию, Пояс и Риза были отданы двум благочестивым женщинам из Иерусалима незадолго до Успения. После этого святыни хранились и передавались из поколения в поколение. Пояс в конце IV столетия был доставлен в Константинополь. Там он пребывал в ларце одного из храмов, посвященных Богородице. Через пять столетий хранилище открыли и обнаружили на святыне золотой хрисовул (золотую двустороннюю печать) императора Аркадия (правил с 395 по 408 г.) и точную дату события — 31 августа. «Вскрытие» было сделано в связи с болезнью жены императора Льва VI Мудрого Зои. Ей было видение о том, что она будет исцелена после того, как приложит к себе Пояс Богоматери. И, действительно, после этого супруга правителя стала здоровой. Сейчас частицы Пояса хранятся на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре и на Кипре. Почему изображения Богородицы настолько разнообразны Один из самых распространенных и нередко затруднительных вопросов для христианина связан с почитанием огромного количества икон с изображением Пресвятой Богородицы. Почти каждый день мы видим в церковном календаре память в честь того или иного образа Божией Матери. История распространения христианства во многих государствах связана с тем, где жила и впоследствии являлась Приснодева. Поэтому Ее почитание всегда только возрастало. Например, даже на Руси первый каменный храм был освящен в честь Успения Божией Матери. В иконографии есть всего четыре типа изображения Богородицы: Оранта (с греч. «молящаяся»), или Знамение, Одигитрия (с греч. «путеводительница»), Елеуса (с греч. «милующая»), или Умиление, и акафистный тип. Именно они стали основанием для написания других почитаемых образов. К ним иконописцы добавляли свои особенности, которые зависели от событий, происходящих в церковной жизни, и были связаны с Богородицей в ту или иную эпоху.

http://blog.predanie.ru/article/bogorodi...

Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Их появление стало словно знамением, воскресением почти через десять веков деяний Преподобного. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. В 2013 году, когда будет праздноваться 1000-летие Лядовского монастыря, он может появиться возрожденным в полной своей красе. В честь Ватопедской иконы Божьей матери в Лядовский обители в 2009 году был построен и освящен храм на третьем этаже братского корпуса. Престольные праздники Лядовского обители: 11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 10 ноября - Святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей 3 февраля - Иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение» 23 июля - Преподобного Антония Печерского Убранство храмов в монастыре, иконостасы, киоты, иконы изготавливаются из долговечного материала - камня и смальты. Братия монастыря, строители, каменотесы и иконописцы освоили искусство резьбы по камню и мозаику. Источник: Винницкая епархия Украинской Православной Церкви Комплекс расположен на скальной террасе 90-метровой горы, возвышающейся над Днестром. К нему ведет каменистая крутая тропинка. В первой половине XVIII в. в гротах находился василианский монастырь, упраздненный в 1745 г. Ансамбль памятника состоит из трех пещерных церквей: Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы и Антония Печерского. Церкви Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы размещены в двух смежных гротах (теперь значительно разрушены) со сложной в плане конфигурацией и соединены проходом. В 1848 г. к церкви Иоанна Предтечи был пристроен придел, верхний ярус которого служил колокольней. На небольшом расстоциии от этих церквей расположен грот-церковь Антония Печерского (1894 г.). «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г., т. 2. Церковь монастыря пещерная. В церкви Иоанна Предтечи была икона «Обретение главы Иоанна Предтечи» - не старше 16-17 в.в. (Широцкий К. «На развалинах Бакоты». - Литературно-научный вестник, 1912 г., 1, с. 79).

http://sobory.ru/article/?object=23607

Церковь во имя Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1850-1855 гг.) – пятиглавая, с шатровой колокольней – была возведена Н.Е. Ефимовым и Н.А. Сычёвым симметрично Ватопедской в больничном корпусе монастыря и предназначалась для обслуживания монастырской больницы. Храм был выстроен на деньги крестьянина Василия Чижова, передавшего на его постройку 10 тысяч рублей, и на пожертвования игуменьи Феофании. Освятили ее в 1855 году. Прихожане и монахини любили этот храм из-за особо почитаемой иконы Божией Матери " Благоухающий Цвет " , находившейся в алтаре. На кладбище монастыря, возникшем в 1845 году, нашли последнее успокоение Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Майков, К. Феофанов, М. Врубель, А. Головин, Г. Невельский, С. Боткин, Д. Отт, Я. Грот, М. Чигорин, П. Багратион, Н. Римский-Корсаков, Э. Направник, К. Варламов, А. Лядов и многие другие известные деятели культуры и науки, государственные и военные деятели. Здесь же похоронен и строитель монастыря архитектор Н.Е. Ефимов. В составе монастыря находилась расположенная в центре кладбища церковь в честь Божьей Матери " Всех Скорбящих Радосте " ( " Карамзинская " ) – построенная в 1856 году над прахом убитого в Крыму командира Александрийского гусарского полка полковника А. Н. Карамзина, сына знаменитого историографа, на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной (в первом браке Демидовой) – известной красавицы своего времени, в честь которой был назван роковой для России крейсер. В 1902 году А.К. Карамзина была похоронена рядом с мужем в этой же церкви. В церкви имелась очень красивая икона Воскресения Христова, вырезанная из слоновой кости. В июне 1929 года церковь была закрыта, а в 1930 году снесена. При разрушении храма были уничтожены и могилы Карамзиных. Справа от входа на кладбище стояла небольшая пятиглавая, облицованная глазурованным кирпичом, кладбищенская церковь в московском стиле во имя Святого Пророка Илии , построенная по духовному завещанию петербургского купца, лесопромышленника и благотворителя И. Ф. Громова в 1888 году. В Ильинском храме, построенном по проекту Л.Н. Бенуа, был резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь, сделанная в известных петербургских ювелирных мастерских Овчинникова и Хлебникова.

http://sobory.ru/article/?object=00752

В 1849 году на Песках в Санкт-Петербурге существовало два земельных участка, владельцами которых были А.Б. Магнус и Чайцын. В 1859-1889 годах на угловом участке улиц Рождественской и Дегтярной была проведена однократная перестройка лицевых корпусов. Впоследствии новым владельцем объединенных участков стал купец А.А.Джамусов и его жена с детьми, а далее их наследники. Этому участку впоследствии суждено было стать Старо-Афонским подворьем Андреевского Скита в Петербурге. В 1875 году благочестивая купчиха А.У. Джамусова пожертвовала, для строительства в Петербурге храма святогорцев, именно этот участок земли на Песках, с каменным домом. В мае 1889 года на этом месте была начата постройка храма в память о спасении Царской Семье под станцией Борки. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий освятил храм Старо-Афонского подворья Андреевского скита. Нарядная двухэтажная церковь напоминала храмы Москвы и Ярославля XVII века. Ее фасады и связанные с ней жилые корпуса были декорированы резными каменными наличниками окон. Во время первой мировой войны молебны и панихиды совершались здесь днем и ночью. На подворье в 1914 году насчитывалось четырнадцать монахов и десять послушников. В 1919 году подворье Андреевского скита Ватопедского монастыря было упразднено, а церковь передана верующим Петербурга. После закрытия подворья указанный афонский мощевик и другие святыни были перенесены в Никольский собор. А самая чтимая икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» бесследно исчезла. В 1923 году храм стал приходским. Настоятелем храма был бывший насельник Свято-Андреевского Скита Святой горы Афон викарный Псковский епископ Макарий (Реутов). Историк М.В. Шкаровский пишет, что еще в 1929 г. община при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы подверглась разгрому, иноки были изгнаны в посёлок Славянка под Ленинградом, где они строили себе тайный молитвенный дом, одновременно продолжая скрытно ездить в город, служить в своём бывшем храме и даже оставаться ночевать при нём.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, в этот раз мы с вами были у двух прозорливых старцев. Один из них – игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем (Кутсу), который привозил в Россию пояс Богородицы. Все получилось спонтанно, мы с вами этого не планировали, но я уже заметил, что какие бы ты планы не строил при посещении Афона, все равно все будет по- другому. Матерь Божия Сама знает, какую тебе выстроить программу. И когда мы с вами беседовали с ними, я заметил, что оба старца вообще не говорят о конце света. К ним приходит человек, они на него смотрят и говорят то, что полезно этому человеку, а не то, что когда-то будет, может, конечно, когда-то они и говорят и об этом. Я также заметил, что они стараются помочь конкретному человеку, чтобы он обратил внимание на свою жизнь, на то, чем ему следует заниматься, увидел, как ему правильно выстроить свою жизнь. Но я не слышал, чтобы они говорили о последних временах.   Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Афон молится. По молитвам Господь укрепляет веру. Через их молитвы укрепляется вера россиян, и Господь хранит нас. Иеродиакон Елеазар (Титов): – Единственное пророчество о будущем, которое мы с вами видели, было на фресках, написанных в XVI веке. На них даже изображена атомная бомба. Взрыв.   Архимандрит Амвросий (Юрасов): – В последнее время, хотя нам и неизвестно, когда оно наступит, икона Божией Матери «Иверская» покинет Афон. Также говорится, что если на Афоне не будет спасающихся, то он весь уйдет под воду. Я поинтересовался, как же такая громадная гора, в 2 км высотой, уйдет под воду? Ученые сказали, что водолазы опускались под Афон, и оказалось, что эта гора напоминает гриб, который стоит на ножке, а сверху у него «шляпа». Так вот, если эта ножка подломится, то вся гора уйдет под воду. Иеродиакон Елеазар (Титов): – Мы спросили об этом у старцев, и они подтвердили этот факт. Я не знаю, правда это или нет, но слышал, что глубина воды в некоторых местах вокруг Афона достигает 800 метров. И даже можно проплыть под горой на подводных лодках, но я не знаю, правда ли это...

http://radonezh.ru/text/kak-svyatoy-dukh...

Максим, инок Афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Святой Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. 24 2007 р. 20:41 27 января — память святителя Саввы, первого архиепископа Сербского [Стаття] Святитель Савва, основатель Сербской Церкви, почитается во всем православном мире. Память святого отмечается в Русской Православной Церкви 25 января, а в Сербской — 27 января. 23 2007 р. 20:27 24 января — память преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника [Стаття] Преподобный Феодосий Великий жил в V-VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. При жизни он совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. 22 2007 р. 16:13 23 января — память святителя Феофана, затворника Вышенского [Стаття] «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас» — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского. 21 2007 р. 14:46 Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс [Стаття] 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал 27-летний владикавказский башмачник Абдул-оглы. 21 грудня 2006 р. 15:57 22 декабря — празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» [Стаття] Икона, в которой так ярко запечатлелись чаяния народа на милосердное заступничество и помощь Пресвятой Богородицы, была всегда чтима в России. И в наши дни православные люди в теплой сердечной молитве к ней получают утешение в скорбях и бедах. ← попередня 7 8 9 10 11 12 13 14 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

мироточащая икона святой блаженной Ксении Петербургской. Переезд Тамань — Анапа: 80 км. Храм Преподобного Онуфрия Великого (г. Анапа, ул. Соборная, д. 7) Отнесенная к объектам культурного наследия федерального значения церковь возведена в 1829–1837 годах в память о взятии нашими войсками крепости Анапа во время Русско-турецкой войны и присоединении ее по Адри­анопольскому мирному договору к российской державе. На освящении храма присутствовал император Николай I, пожертвовавший церкви 25 тыс. руб. В 1855 году, когда турки во время Крымской войны пытались отвоевать Анапу, при обстреле города в храме застряло неприятельское ядро (его так и не достали, и где-то в капитальных конструкциях оно покоится до сих пор). Долгих 19 лет потребовалось на реконструкцию и обновление пострадавшего здания. Храм сделали немного выше, устроив поверх каменных стен деревянные своды. В 1937 году советская власть собиралась взорвать храм. По местной легенде, спас его находчивый местный житель, весьма остроумно сумевший убедить команду взрывателей, что это здание... мечети XVIII века, к тому же единственной из сохранившихся на Кавказе. Как бы там ни было, постройка уцелела, и горисполком передал ее краеведческому музею. Церковь снова открылась в 1942 году, богослужения здесь продолжались вплоть до октября 1964 года, когда сюда въехал Дом пионеров. Верующим храм вернули в 1990 году в предаварийном состоянии — со снесенным куполом, с измененной внутренней планировкой. Теперь восстановленная церковь — снова жемчужина города-курорта и уютный, благоукрашенный дом молитвы. Святыни иконы Божией Матери «Портаитисса», «Всецарица» и «Геронтисса» — подарки монахов афонских Иверского и Ватопедского монастырей; мощевик с частицами мощей преподобного Онуфрия Великого, святителей Питирима Тамбовского, Феофана Затворника, Луки Крымского, святого праведного Симеона Верхотурского, преподобных Амфилохия Почаевского, Амвросия Оптинского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александ­ра Свирского, Иова Почаевского, святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, преподобных Зосимы Владимирского, Корнилия Александровского, Феодора Санаксарского, святого праведного Феодора Ушакова, преподобных Алексия и Германа Зосимовских, святых благоверных князей Муромских Константина, Михаила и Феодора, князей Петра и Февронии Муромских, преподобных Александра и Марфы Дивеевских, святых мучениц Евдокии, Марии, Дарьи и Дарьи;

http://e-vestnik.ru/society/taman_-_divn...

Не забыть нам и Вашу безмерную поддержку, оказанную нам в час испытания, за которую мы Вам благодарны. Связь нашей Обители с Россией, установившаяся благодаря принесению Честного Пояса и укреплённая Вашим сегодняшним визитом в наш Монастырь, даёт нам повод вспомнить прежние исторические отношения Ватопеда и России. Во времена турецкого владычества, Россия неоднократно помогала Ватопедской Обители и всей Святой Горе, находящимся в духовной юрисдикции Всечестной нашей Вселенской Патриархии. Этому способствовало пребывание в пределах российской державы как преподобного Максима Грека, ватопедского монаха, в XVI-м веке, так и других ученых отцов-святогорцев в разные годы. Преподобный Максим Грек, выдающийся учёный и добродетельный святогорский монах, прибыл в Россию по приглашению Великого Государя Василия III и московского митрополита Варлаама и, прежде всего, по благословению Вселенской Патриархии, чтобы продолжить переводческую деятельность, начатую святыми Кириллом и Мефодием, став тем самым одним из просветителей русского народа. В архиве нашего Монастыря хранится славянская рукопись бесед святителя Иоанна Златоуста в переводе святого Максима Грека, написанная его учеником Сильваном в Троице-Сергиевой Лавре в 1524 г. Также хранится икона Божией Матери, которую великий государь Василий III даровал монаху Неофиту, проигумену Ватопедской Обители, сопровождавшему преподобного Максима в Россию в 1517 г. В XVII-м веке, во время одного из путешествий по Руси, в г. Харькове почил о Господе бывший Вселенский Патриарх, первый ктитор ватопедской келлии святого Антония, впоследствии Андреевского Скита, святой Афанасий Пателлар. Его нетленные святые мощи по сей день освящают и укрепляют своим присутствием русский народ. В 1771 г., после неудачной попытки греческого восстания под руководством русского адмирала Орлова, во избежание турецкого преследования, в Россию приезжает Серафим II, бывший Вселенский Патриарх и второй ктитор вышеупомянутой келлии святого Антония. Патриарх удостоился личного признания и покровительства императрицы Елизаветы. Почил он на русской земле около 1776 г.

http://pravmir.ru/igumen-efrem-vatopedsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010