Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Владислав Свешников: " Как только речь заходит о папстве, все заходит в тупик " Известный православный богослов о перспективах сближения с католиками 22.01.2010 443 " Я думаю, что между католиками и православными могут быть только отдельные консультации и совещания. Если какое-то единство и может быть достигнуто, то только по вопросам этическим и гуманитарным. Что же касается возможности любого диалога, который ведет к единению, то это, на мой взгляд, совершенно исключено, поскольку здесь встает главный вопрос - папство. Либо нам необходимо подчиниться папе, признать его и тем самым попрать свои духовные принципы, либо католикам признать папство ошибкой. Но на это ни одна из сторон никогда не пойдет. Как только речь заходит о папстве, все заходит в тупик " , - сказал в интервью " Русской линии " известный московский пастырь, настоятель московского храма Трех Святителей на Кулишках, доктор богословия протоиерей Владислав Свешников , комментируя призывы католиков к единству христиан. Единство христиан было в центре обращения папы римского Бенедикта XVI на общей аудиенции, которая на этот раз пришлась на Неделю молитв о христианском единстве, сообщает Католическая информационная служба Agnuz. " В эти дни, - сказал римский понтифик, - все мы призваны следовать примеру Христа, возносившего Небесному Отцу молитву о том, чтобы Его крещеные чада пребывали в единстве - дабы мир уверовал. Молитва Иисуса помогает нам осознать, что реальное единство превосходит наши собственные силы: оно является даром свыше. Об этом утверждал Второй Ватиканский Собор, подчеркивая, что " священное намерение примирить всех христиан в единстве единой и единственной Церкви Христовой превосходит человеческие силы и способности " . При этом от нас требуется сохранять братские отношения и вести искренний диалог, чтобы прояснить противоречия между Церквами и церковными общинами и открыться действию благодати, с доверием молясь Господу " . Бенедикт XVI отметил, что общество, не знающее Христа или же отдалившееся от Него, нуждается в достоверном благовествовании единых, а не разобщенных свидетелей.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/22/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пусть Папа Римский шествует без нас своей масонскою дорогой 06.01.2016 2017 Одно высокопоставленное лицо заявило недавно, что надо сближаться с Ватиканом по двум причинам. Во-первых, католики - «все-таки христиане». Во-вторых, вместе с понтификом мы должны защищать христиан, которых преследуют и убивают на Ближнем Востоке. К сожалению, Римо-католическая церковь - это уже не христиане. Паписты исповедуют ересь филиокве, из-за чего, собственно, и начался раскол в 1054 году. Почти тысячу лет западные христиане исповедовали, как и мы исповедуем по сей день, что Святой Дух исходит только от Отца, как это и учил Христос. И вдруг через 1000 лет Римская церковь возомнила себя умнее и благочестивее всех христиан мира и добавила тезис об истечении Святого Духа «и от Сына», и посчитала вдруг себя ПРАВОЙ. А в 1870 г. Римская церковь тоже самовольно добавила еще одно нововведение: непогрешимость Папы. Непогрешим один Иисус Христос. Но гордая и себялюбивая Римская церковь решила, что есть еще один непогрешимый - понтифик. Но мало этого. У Рима есть еще догмат ПРИМАТА Папы Римского над всеми христианами планеты. Сейчас, например, константинопольский патриарх Варфоломей, друг и союзник США, готовит на 2016 год Всеправославное Совещание, которое многие называют Восьмым вселенским собором. Константинопольские патриархи в 20 веке стали так чтить Римского Папу, что даже себя, любимых, ставят на второе место. Первым, по мысли Фанара, является понтифик. Ему и карты в руки. И власть над всеми христианами. Не исключено, что на последнем заседании Собора в Стамбуле будет провозглашен папский примат над всеми Православными Поместными Церквями. Удивляться нечему: ведь «мы» подписали рукой сотрудника ОВЦС иером. Нестора (Жиляева) полусекретное Баламандское соглашение 1993 г. с Ватиканом, в котором расписались, что считаем наши церкви СЕСТРАМИ. Вот глава «сестринской» церкви и начнет командовать. Второй Ватиканский собор 1962 - 1965 г.г. совершил революцию в католическом вероучении, фактически преобразовав католицизм в иудо-католицизм, в аналог ереси жидовствующих. Католики сняли с иудеев вину за Распятие Иисуса Христа. Подвергли цензуре Священное Писание, выбросив, например, из Нового Завета все неодобрительные высказывания Спасителя об иудеях. Даже переходить в христианство иудеям не надо, Они, как «старшие братья» христиан, и без того выше и важнеенас. Т.е. римо-католики, паписты теперь уже не только еретики, но и не христиане.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Размышления кардинала Ратцингера о проекте Европейской Конституции и религиозной свободе в США 30.11.2004 272 Префект Конгрегации вероучения высказал свою точку зрения в целой серии интервью Ватиканского Радио. " Мировые культуры настроены крайне враждебно к чрезмерному секуляризму, характерному для Запада. Они полагают, что мир, не имеющий Бога, не имеет будущего " , - заявил кардинал. " В настоящий момент мы не знаем, в каком направлении будет двигаться Европа, но Конституция Европейского Союза может явиться первым шагом на пути к новому сознательному поиску своей души " , - добавил он. На вопрос, можно ли считать отклонение кандидатуры Рокко Буттильоне на пост комиссара ЕС выражением враждебной оппозиции христианскому вкладу в созидание Евросоюза, иерарх заявил, что " это, прежде всего, символ пути, в котором нейтралитет государства в отношении взгляда на мир может перерасти в некую догматическую идеологию " . " В результате этого светскость перестает быть гарантией множества убеждений, и превращается в идеологию, навязывающую что надо думать и говорить. В рамках этой идеологии, например, уже не гарантируется общественное присутствие Христианства " , - подчеркнул кардинал Ратцингер. " Я убежден, что мы должны задуматься об этом феномене. То, что казалось гарантией общей свободы превращается в идеологию, ведущую к догматизму, и ставящую в опасность религиозную свободу " , - добавил он. Говоря о признании христианских корней в Конституциональном Договоре, кардинал Ратцингер отметил: " Прежде всего, они должны быть гарантированы в юридическом и нравственном порядке на всех уровнях общественной жизни " . " Я считаю, что в некоторых аспектах все же были предприняты отдельные попытки учитывать христианское наследие " , - добавил он. Сравнивая американское отношение к разнообразию религий с европейским, иерарх отметил, что " со многих точек зрения американская модель более предпочтительна " . " Люди, не желавшие принадлежать к Церкви государства, переехали в США и создали государство, не навязывающее Церковь. США предоставляет пространство, в котором существуют различные религии, пользующиеся организационной свободой, не ограниченной лишь частной сферой " , - пояснил кардинал Ратцингер.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Христианская цивилизация: новый перелом? Статья 3 25.10.2007 940 Время на чтение 19 минут Статья 1 Статья 2 Статья третья, историософско-богословская: " Узловые моменты истории " , или Об истоках кризиса европейской цивилизации Несколько слов о пресловутом единстве христианского мира Либеральные " просветители " наших дней, неустанно готовящие, по западному образцу, наш, православный, " II Ватиканский Собор " , убеждены в непреложности основного либерального догмата о " единстве христианского мира " . Как относиться к этому, если строго следовать исторической правде? Понятно, что все зависит от " точки отсчета " . То, что изначально Западная и Восточная Церкви, основанные на общем вероучении, были едины, общеизвестно и не подлежит сомнению. Однако известно и последующее расхождение двух традиций, как догматическое, так, что не менее важно, и духовное. Считать это расхождение несущественным, тем, чем можно пренебречь, может только человек с абсолютно антинаучным и вырожденческим сознанием. Афонские исихасты, Нил Сорский, Паисий Величковский, преподобный Серафим, оптинские старцы, весь сонм отцов " Добротолюбия " , мастеров " умной молитвы " , с одной стороны, и неистовый основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, а также изнывающие от специфического эротического возбуждения во время своих религиозных экстазов католические дамы типа " святой " Терезы или " блаженной " Анжелы, с другой, никак не могут быть носителями одной и той же традиции. Многие православные богословы связывают это крайне принципиальное расхождение, так сказать, в " методе " духовной жизни, в способе богообщения с проблемой Filioque. Дело в том, говорят они, что данное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына вносит субординацию внутрь Пресвятой Троицы и принижает Третью ипостась по сравнению с первыми Это приводит к тому, что Святой Дух, то есть ипостась, как бы заведующая духовной жизнью человека, непозволительно сближается с чувственным (эмпирическим), тварным миром, и таким образом чувственный элемент вносится в духовную жизнь, в молитвенную практику. В этом и заключается главная особенность католической мистики, которая, с точки зрения строгого Православия, есть прелесть, то есть духовное искажение, помрачение. Об этом подробно писал, в частности, святитель Игнатий В понимании исихастов, это есть сведение ума в нижнюю часть сердца, близкую к утробе и к половым органам. (Правильная православная умная молитва основана на сведении ума в верхнюю часть сердца.) Данная ересь порождает многие особенности романско-католической культуры с ее специфической чувственно-мистической взвинченностью, истеричностью и прямой эротоманией (яркие примеры чего находим в многочисленных и достаточно подробных жизнеописаниях " прекрасных дам " Римско-Католической Церкви, составляющих излюбленное чтение прозападно настроенных рафинированных интеллигентов как недавнего прошлого, так и наших

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чего нам ждать от Ватикана? Только взвешенная и твердая позиция РПЦ может заставить Ватикан продолжить свои шаги навстречу Москве 12.11.2007 306 Время на чтение 18 минут " Неожиданно традиционное " избрание С избранием на папский престол в апреле 2005 года вместо папы-поляка Иоанна Павла II, придерживавшегося весьма консервативных воззрений, но всегда старавшегося заигрывать с европейскими либералами, немца Бенедикта XVI, многие аналитики заговорили о грядущих переменах в политике Ватикана и окончательной победе в Римской курии так называемого консервативного крыла Католической церкви. При этом, большинство экспертов обращало внимание на то, что с самого начала будущий папа - кардинал Йозеф Ратцингер - сделал весьма характерный жест, избрав себе вполне традиционное для Католической церкви имя Бенедикта XVI и тем самым показав, что во время своего понтификата он намерен придерживаться еще более консервативных, чем это было при Кароле Войтыле, взглядов, свойственных римским первосвященникам до II Ватиканского собора. Предыдущий папа, носивший имя Бенедикта, - итальянец Джакомо делла Кьеза занимал ватиканский престол с 1914-го по 1922 год, и был известен тем, что в свое время ввел в церковную жизнь " новый " кодекс канонического права, который в 1983 году реформировал Кароль Войтыла. Иоанн Павел II произвел в кодексе Бенедикта XV значительные сокращения и ограничил количество статей с 2412 до 1752, а также резко сократил число причин для отлучения от Католической церкви - с 37 до 7. Папа Бенедикт XV отличался большой дипломатической активностью на европейской арене, выступал против Первой мировой войны и предпринял первые шаги по примирению Ватикана с Итальянским королевством. Кроме того, при нем (что весьма характерно) было уделено особое внимание связям с восточными церквями: в 1917 году он основал Конгрегацию по делам восточных церквей, которая до сих пор курирует католические структуры всех обрядов в Африке, на Ближнем Востоке, Балканах и в постсоветских республиках.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я радуюсь тому, что являюсь участником события исторического значения...» Первосвятительский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Татарстан и закладка памятного камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря 12.02.2018 501 Время на чтение 66 минут Из книги: Развитие православия в Татарстане в 2015 - 2017 годах (Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви)/Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е. Алексеев, А.В. Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 43 - 70.(1) За весь «постсоветский» период истории состоялось три патриарших визита в Татарстан. 31 августа - 2 сентября 1997 г. и 21 июля 2005 г. республику дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (А.М. Ридигер). 20 - 21 июля 2016 г. в Татарстане с визитом находился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (В.М. Гундяев). При этом два последних приезда Предстоятелей Русской Православной Церкви (РПЦ) были непосредственным образом связаны с Казанской иконой Божией Матери и Казанским Богородицким монастырём (КБМ). Основной целью визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 21 июля 2005 г. стала передача в г. Казань почитаемого списка Казанской иконы Божией Матери, подаренного (в официальной церковной трактовке - возвращённого) в 2004 г. Московскому Патриархату Папой Римским Иоанном Павлом II (К.Ю. Войтылой). При этом постоянным местом пребывания образа, за которым в связи с этим закрепилось название «Ватиканского», был определён Крестовоздвиженский собор КБМ. Первосвятительский визит в республику нынешнего Предстоятеля РПЦ, проходивший 20 - 21 июля 2016 г., стал первым за всё время его патриаршества. Главным пунктом программы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала закладка памятного камня (капсулы) в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери КБМ. Это значимое церковное и общественное событие ознаменовало собой окончание подготовительного этапа реализации проекта, осуществляемого в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан (РТ) Р.Н. Минниханова от 4 ноября 2015 г. УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери».

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Закрыть Государство и Литература 20.11.2023 106 Время на чтение 10 минут Источник: блог автора Начну с недоразумения, которое дорого обходится России: у нас нередко путают понятия государства и власти. Этот опасный синдром непонимания затронул и сферу литературы, сбив её прицелы. Выпало из внимания, что отношения литературы и власти — дело изменчивое, текущее, а отношения литературы и государства — вопрос цивилизационный, прилежащий к основам национального сознания, один из генетических кодов России. Символическим знаком здесь служит изысканная, замечательная по убранству библиотека государя Николая II в Эрмитаже, по сравнению с которой Ватиканская апостольская библиотека смотрится служебным книжным складом. (Как и библиотека Королевы в Кембридже.) В России литература, свидетельствуя о жизни, истории народа и общественной мысли, формировала сам образ государства. Поэтому лёгкое, порой весёлое и поощряемое функционерами прощанье современной России с литературоцентризмом — не просто примета времени, а утеря важнейшей духовной национальной традиции. И если президент провозглашает, что Россия, высвобождаясь из чужеродных пут, возвращается к самой себе, это означает, что литературоцентризм, как и раньше, должен быть основой нашей культуры, включая музыкальную, — если вспомнить о либретто великих русских опер. В перестроечном оголтении, в раже поминок по советской литературе извратители истории представили Первый съезд писателей 1934 года как сталинский замысел, ставивший целью загнать литераторов в стойло соцреализма. Не вдаваясь в полемику, замечу, что «поминальщики», как обычно, разглядели пятна на солнце, не узрев его лучи. Особая торжественность съезда в стране, где недавно закрылись курсы ликбеза, возвестила о том, что в СССР изящная словесность — важнейшее государственное дело, а писательское служение — очень уважаемый, общественно значимый труд. Одновременно создали Литинститут и Институт мировой литературы. Литература официально была возведена в ранг важнейшей духовной скрепы государства. А Союз писателей стал едва ли не самой мощной организацией по управлению общественным мнением. В глазах народа «инженер человеческих душ» возвысился очень. Ещё бы! Сам Сталин звонил Пастернаку, чтобы разобраться с поведением писателя Мандельштама.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/20/gosuda...

Закрыть Когда в Церкви растрачивается церковность Искушение профанацией священного сейчас поистине судьбоносно 15.10.2021 1656 Фото: из личного архива автора Возможно, нет другого пути, чтобы Христос стал для нас всем, кроме как лишиться всего. И это касается не только масштаба личности, но и общества, и Церкви. Увы – жизнь все чаще являет неприглядные картины выборов между Христовой истиной и чем-то еще. Дорого ли, например, стоит рост формальной статистики крещений, приходов, просмотров, и так далее в сравнении с чистотой неповрежденного Православного учения? Искушение профанацией священного и «прогиба под изменчивый мир» для Церкви сейчас поистине судьбоносно: после падения коммунизма в войне за Россию победы сменились чередой поражений, которые непременно надо остановить… Но какими средствами?! Один из свежих душераздирательных примеров – ситуация с распространением в т.ч. по церковным каналам УМК «Приходская школа “под ключ”» диакона Ильи Кокина , когда вроде бы ради благих целей детско-юношеской катехизации удешевляются, если не подвергаются поруганию драгоценные и священнейшие элементы нашей веры. Хотя, конечно, это не единственный пример. В самом деле, если, например, наступил век инфографики, то почему бы не преподнести общественности догмат о Святой Троице в форме мультфильма? Если молодежь с головы до пят заражена блудной проказой, то подтолкнуть к пролистыванию Библии, наверное, несложно, если напомнить о каком-нибудь «пикантном» эпизоде в этой Книге. И даже больше: круг участников Таинств может на определённое время расшириться, если снять ограничения на доступ к ним… Корень проблемы достигает глубины праведности фарисеев, так что исторгнуть проблему можно, только превзойдя эту внешне внушительную праведность, только углубившись под порой громкие штампы «верующего», «крещеного», «титулованного». И пока одни твердят об искусстве делать проповедь доступной для «целевой аудитории», об адаптации критериев церковности, у других из головы не выходит печальный опыт Второго Ватиканского собора, не говоря уже о бесценном опыте жизни в Духе Святом, который и составляет «оружие» Церкви на пути преображения мира. Конечно, мир готов на многие компромиссы с христианами, только бы они не использовали его. Натиск секулярного, отвергнувшегося Христа мира становится столь мощным и неудержимым, что христиане волей-неволей обмирщаются, примеряют на себя чуждые церковному духу жизненные и мировоззренческие стандартны и тонут в море компромиссов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/15/ko...

Закрыть О причинах богослужения на церковнославянском Или «что плохого в службе на понятном современном языке?» 25.12.2020 3554 Время на чтение 15 минут 1. На церковнославянском нельзя на русском Идея перевода богослужения на русский язык ширится. Не только на словах – не редки стали храмы, где часть службы уже на русском, а иногда и литургия целиком. Вопрос строит остро, хотя бы потому что вызывает неприятные ассоциации со Вторым Ватиканским собором, на котором католическая церковь вроде бы задумала самообновлением приблизиться к современному европейцу, но на деле не получилось. С другой стороны, защитников церковнославянского обвиняют едва не в обрядоверии и саботаже своей косностью великого, начатого в 90-е, но так и не завершившегося дела возвращения русского народа в церковное лоно. Самое удивительное – аргументов в этой дискуссии часто словно не слышат. В недавнем интервью со священником Георгием Кочетковым, одним из главных и давних популяризаторов идеи «перевода богослужения», ему задали вопрос о том, с чем же связано упрямство и упорство его оппонентов, считающих, что служба не должна вестись на русском, понятном «обычному человеку»? Что плохого в службе на ясном современном языке, позволяющем больше понять и уловить? На это священник отвечает, что «здесь нет рационального объяснения» и ни одного разумного зерна ни в одном из возражений, так что позицию «несогласных» он считает мотивированной чисто посторонними и достаточно низкими мотивами. Одни, по его мнению, заинтересованы в том, чтобы Церковь оставалась во мгле неведения, Церковью слабых и непросвещенных. Другие же просто привыкли ничего не понимать, не знают, зачем вообще ходят в храм, так что их в богослужении занимает не вопрос о его смысле, а перспектива послушать хор, подумать о своем и успокоиться. Вообще, полемика по теме периодически утрачивает церковный дух, становясь то нечестной, то яростной, то исполненной всяческих инсинуаций, так что порой можно даже усомниться в добрых намерениях некоторых ее участников. К сожалению, все это не способствует формированию у общественности целостного видения проблемы, иначе – тому самому просвещению. Так что же плохого в замене церковнославянских богослужебных текстов русскоязычными, и есть ли резоны сдерживать ее?

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/25/...

иерей Евгений Шилов V. Современный диалог V.1. Совместная Декларация Римско-Католической Церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия анафем (1965 г.). «Томос агапис» («Диалог любви») 802 V.1.1. Совместное заявление Папы Павла VI и Патриарха Афинагора об их решении изгладить из памяти и из среды Церкви анафемы 1054 г. Это совместное заявление было зачитано на торжественной сессии II Ватиканского Собора Монсиньором Иоанном Виллебрандсом. Одновременно оно было зачитано секретарем Священного Синода в патриаршем кафедральном соборе в Фанаре. 7 декабря 1965 г. 1 . Преисполнившись благодарностью Богу за дарованную Его неизреченным милосердием встречу на Святой Земле, где – в смерти и воскресении Господа Иисуса – свершилась тайна нашего спасения и излияние Святого Духа положило начало Церкви, Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I не забыли данного ими тогда обетов впредь не упускать ни одной возможности сделать – каждый со своей стороны – шаг навстречу обновлению вдохновляемых любовью отношений между Римско-католической и Православной Церквами, а также между всеми христианами, дабы преодолеть различия между ними и вновь быть все едино, как молил о них Господь Иисус Своего Отца. 2 . Среди препятствий, находящихся на пути дальнейшего развития этих братских отношений, основанных на взаимном доверии и уважении, – память о достойных сожаления решениях, действиях и событиях, приведших в 1054 г. к анафеме, произнесенной против Патриарха Михаила Керулария и еще двух лиц легатами Римского Престола, возглавляемыми Кардиналом Гумбертом, – легатами, которые, в свою очередь, были преданы анафеме со стороны Константинопольского Патриарха и Синода. 3 . Все это было, и нельзя ничего изменить в тех событиях, происходивших в ту тревожную и смутную историческую эпоху. Однако сегодня, когда мы можем взглянуть на них более спокойно и непредвзято, необходимо признать злоупотребления, которыми были отмечены принятые тогда решения, последствия которых оказались – насколько мы можем судить – гораздо серьезнее и глобальнее, нежели того хотели и ожидали сами участники тех событий, чьи приговоры были направлены против конкретных лиц, а не против Церквей. В их цели не входил разрыв церковного общения между Римским и Константинопольским Престолами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010