Более тридцати лет тому назад, 16-го июня 1871-го г., в Риме было великое торжество. В ватиканский дворец, к обитавшему там „узнику», стекались тогда депутации, адресы, богатейшие приношения, письма и телеграммы со всех концов мира: и из Азии, и из Африки, и из Америки, и из Океании, даже из таких стран, как Китай. Абиссиния и Сенегамбия. Несколько недель продолжались приемы; адресы и приветствия наполнили множество корзин, так что торжественно прочитать их не было никакой возможности. То Пий IX праздновал двадцатипятилетний юбилей своего пребывания на папском престоле. Этот праздник имел совершенно особенное, исключительное значение. До 1871-го года среди римских католиков, как известно, твердо держалось поверье, что ни один папа „annos Petri non videbit», т. е. не пробудет на папском престоле того двадцатипятилетнего срока, в продолжении которого будто бы епископствовал в Риме Св. Ап. Петр. Вся многовековая история папства служила подтверждением этого поверья, так как действительно ни один из римских первосвященников не мог достигнуть далее двадцать третьего или двадцать четвертого года своего папствования. Пий IX первый явился исключением и ватиканский клир в ознаменование этого, единственного в своем роде, юбилея воздвиг тогда на столбе собора Св. Петра мозаический портрет юбиляра с торжествующею надписью, что Пий IX „Petri annos in pontificatu unus aequavit». Но, увы, слава Пия IX-ro в этом отношении теперь померкла. Двадцатого февраля (нов. ст.) наступившего 1903-го года исполняется такой же двадцатипятилетний юбилей пребывания на римском престоле и настоящего папы Льва XIII-ro. Пий IX перестает, таким образом, быть единственным, достигшим „лет Петра», и надпись на столбе храма придется, очевидно, исправить, поставив вместо „unus» – „primus». В настоящем случае юбилей представляется еще более знаменательным. Пий IX-й стал папою еще в полной крепости сил, когда ему было только 54 года, а его преемник вступал на престол уже шестидесятивосьмилетним старцем. Никому, конечно, тогда и на мысль не приходило считать возможным, чтобы этот старец, далеко не отличавшийся притом крепким здоровьем, мог дожить до своего двадцатипятилетнего юбилея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В примечаниях, опубликованных в конце статьи, приведены существенные по своему значению фрагменты первоначального текста статьи, написанной на русском языке до открытия II Ватиканского собора, которые не вошли в окончательный вариант, опубликованный на французском языке в Irenicon " e 1963, n 4, р. 436–475. В квадратных скобках, напротив, показан текст, имеющийся в окончательном варианте, но который отсутствует в первоначальном русском варианте статьи. 1 . РЕШЕНИЕ папы Uoahha XXIII о созыве нового Ватиканского собора сразу пробудило давние надежды [на воссоединение христианского мира, и сейчас, по окончании первой сессии собора, надежды эти пребывают нерушимыми] 1). После Ватиканского собора 1870 года в православном мире проблема соединения церквей была как будто окончательно устранена. Формулирование догмата о примате Римского первосвященника и провозглашение догмата о непогрешимости порвало всякие нити, [которые до того времени связывали католическую церковь с остальным христианским миром] 2). Сейчас эта проблема вновь поставлена, хотя, строго говоря, никаких конкретных оснований к этому не имеется. Что может сделать новый Ватиканский собор для того, чтобы действительно способствовать воссоединению церквей? Собор этот – не что иное, как собор католической церкви, не более. Католическая церковь вправе многого ожидать от него для себя. Но насколько решения собора, относящиеся к внутренней ее жизни, могут повлиять на жизнь других церквей? Заявления ответственных представителей католической церкви не дают надежды на то, что в области догматики будут какие-либо изменения. Подобные признания нельзя не учитывать. Тем не менее, в них имеется что-то новое, если не в содержании, то по крайней мере в тоне, нечто такое, чего не было раньше. Все это настолько мало, что не может объяснить, почему вдруг возникли надежды на будущее объединение церквей, если только мы не примем во внимание того экуменического напряжения, в котором пребывает в настоящее время христианский мир. Если 30 или 40 лет тому назад христианское сознание, за редкими исключениями, было равнодушно к экуменической проблеме, то сейчас она стоит в центре его. Много уже сделано для этого, но мы напряженно ждем окончательного решения экуменической проблемы, [того решения, которое затронуло бы и католический мир]. Только этим напряжением можно объяснить, почему новый Ватиканский собор пробудил давно угасшие надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

В статье, основанной на материалах книги автора «Ислам в Европе», прослеживаются взаимоотношения Римско-Католической Церкви (Ватикан) с мусульманскими государствами на протяжении нескольких столетий. В кратком историческом обзоре приводятся наиболее яркие факты, свидетельствующие о противостоянии Святого Престола исламской агрессии в Южной Европе начиная с VII столетия – времени возникновения ислама . Со второй половины XIX в. католические исследователи начали углубленное изучение ислама; коренное изменение взаимоотношений Римско-Католической Церкви с мусульманским миром произошло после II Ватиканского Собора (1962–1965). Такие предстоятели Римско-Католической Церкви, как папы Павел VI, Иоанн Павел II, Бенедикт XVI и Франциск, на протяжении десятилетий пытались улучшить отношения с исламским миром, но при этом они нередко сталкивались с фанатизмом представителей мусульманской уммы. В статье отмечается, что межрелигиозный богословский диалог сегодня не дает каких-либо позитивных результатов. За несколько десятилетий, прошедших со времен II Ватиканского собора, диалог мусульман и католиков не удалось вывести на серьезный богословский уровень. Ключевые слова : Аббас Махмуд, арабы, Ахмадинежад Махмуд, Урс фон Бальтазар, геноцид, Ж. Даниелу, декларация «Nostra aetate», Г. Ж. Дури, митрополит Иларион (Алфеев) , Израиль, ислам , Конгар Ив, Коран, А. де Любак, Д. Массиньон, Ранер Карл, Регенсбург, Сирия, терроризм, Трамп Дональд, Турция, папа Павел VI, папа Иоанн Павел II, папа Бенедикт XVI, папа Франциск, Перес Шимон, Эрдоган Реджеп Тайип. Введение. Исторические контакты Рима и арабов Вторгнувшись с Аравийского полуострова на Ближний Восток, арабы-мусульмане в 630-е гг. завоевали Святую Землю. Впоследствии исламской экспансии подверглась Южная Европа. Захватив Сицилию, «сарацины» устремились оттуда на Корсику и Сардинию, опустошая провансальское и итальянское побережья. Мусульмане посягали на самый Рим (841 и 846 гг.), выжигали Дофинэ и Прованс, взбирались на Альпы, переходили Мон-Сенис и, заняв западные проходы Альп, держали в трепете Пьемонт и Монферрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ватиканский папский собор 1870 г. есть ближайшая причина столь замечательного современного движения в католичестве, известного с именем старокатолического движения. Хотя указанный собор состоялся в 1870 г., приготовления к нему делались, однако же, замного ранее. Булла, возвещавшая созвание собора, появилась 29 июня 1868 г.; это был год 1800-летнего юбилея мученической памяти апостола Петра. Содержание буллы было довольно обще. Вот оно: «Вселенский собор, – говорилось в ней, – должен с полной заботливостью исследовать и решить, что благопотребно в эти смутные времена для славы Бога, для целости веры, для торжества богослужения, для вечного спасения человека, для дисциплины монастырского и немонастырского духовенства, для христианского воспитания юношества, для общего мира и единения всех». Эта общая программа собора впоследствии была разъяснена точнее; определено, что именно должно было быть в особенности главным предметом соборных деяний. Папский официальный журнал «Civiltà cattolica» в феврале 1869 г., как главные предметы собора, называет: вопрос о папской непогрешимости и объявление силлабуса. Весьма замечательно, что названный журнал заметил, что есть основание надеяться, что вопрос о папской непогрешимости окончится без споров и принят будет с одушевлением и восторгом; журнал при этом замечал, что и все вообще лучшие соборы были кратковременны. Значит, по замечанию Пресансэ, папская курия наперед так устроила дело, что собор должен был непременно сделать то, что желательно было папской власти. Как акт приготовления к собору, является приглашение на него от лица папы Церквей восточных и протестантских. Папское послание в таком роде отправлено было к патриархам Антиохийскому, Иерусалимскому и Константинопольскому, но приглашение не имело успеха, потому что папа требовал, чтобы эти патриархи сами лично явились в Рим для заседаний и подчинились папе. Российская церковь также не захотела принять участия в папском соборе. Не менее решительно и протестантские Церкви отклонили от себя честь заседания в Ватикане: папское послание, приглашавшее протестантов на собор, было написано в таком духе, в каком грешники призываются к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Впервые об И. упоминается в послании 431 г. пресв. Урания к Пакату. По словам Урания, перед смертью св. Павлину Милостивому, еп. Ноланскому, явились свт. Мартин Милостивый, еп. Турский, и И., «одновременно епископ и мученик», прославивший «Церковь города Неаполя» ( Uranius. De obitu S. Paulini ad Pacatum//PL. 53. Col. 861). О мученичестве И. известно из лат. актов (см. Акты мучеников ), сохранившихся в неск. редакциях. Наиболее древние - составленные в VII в. т. н. Болонские акты (названы по ркп. XII в. из Болоньи). Акты со вставками и с дополнениями из др. редакций были опубликованы в 1744 г. А. Маццокки ( Mazzocchi A. S. In vetus marmoreum Sanctae Neapolitanae Ecclesiae Kalendarium Commentarius. Neapoli, 1744. Vol. 1. P. 269-279; впосл. неоднократно переизд.). Критическое издание было осуществлено в 1940 г. Д. Маллардо. Вероятно, уже в 1-й пол. VIII в. Болонские акты были известны прп. Беде Достопочтенному , их появление в англосакс. Британии можно связать с деятельностью прп. Адриана, настоятеля мон-ря святых Петра и Павла в Дуроверне (ныне Кентербери), бывш. аббата мон-ря Лукуллан близ Неаполя. В средние века большей известностью пользовались Ватиканские акты, расширенная версия Болонских актов, к-рые были составлены в VIII-IX вв. Именно Ватиканские акты легли в основу литургических чтений в честь И. в рим. богослужебных книгах и стали источником для кратких сведений о святом в Мартирологе Адона Вьеннского (под 19 и 23 сент.), а также для поэтического переложения Флодоарда Реймсского ( Flodoardus Remensis. De triumphis Christi apud Italiam. VIII 5//PL. 135. Col. 735). В X-XI вв. были составлены Путеольские акты, или Мученичество св. Прокла (ActaSS. Sept. T. 6. P. 761-794; при подготовке к публикации болландист Я. Стиллинг получил копию Путеольских актов из куриального архива г. Поццуоли). В IX-XI вв. в герм. мон-ре Райхенау было составлено Мученичество святых Феста, Соссия, Евтихия и Акутия. Этот текст наиболее близок к Ватиканским актам, важным дополнением является сказание о перенесении мощей 4 мучеников в Райхенау в 871 г. Сведения об И. содержатся также в Актах св. Соссия (т. н. Легенда Иоанна Диакона), составленных ок. 900 г. по указанию Неаполитанского еп. Стефана III диаконом ц. Сан-Дженнаро аль Ольмо Иоанном в связи с перенесением мощей мч. Соссия из Мисена (ныне Мизено) в Неаполь.

http://pravenc.ru/text/200381.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Ватиканский компендиум: эффективность или популизм? 05.03.2008 441 Время на чтение 5 минут Пятого февраля 2008 года в стенах Национального университета " Киево-Могилянской академия " состоялась торжественная презентация украинс кого перевода " Компендиума социальной доктрины католической церкви " - справочного издания, в котором, согласно пресс-релизу департамента информации украинской греко-католической церкви, " суммируется более чем столетний опыт работы католической церкви в социальной сфере " . В презентации " Компендиума " приняли участие такие лица как глава папского совета " Справедливость и мир " кардинал Ренато Раффаэле Мартино, который руководил процессом составления данного сборника, глава Конференции римо-католических епископов Украины кардинал Марьян Яворский, а также лидер украинской греко-католической церкви, верховный архиепископ Киево-Галицкий Любомир Гузар. На страницах " Компендиума " раскрываются базовые принципы социальной доктрины католической церкви, излагается учение церкви в отношении экономической и общественно-политической деятельности человека, подчеркивается необходимость миротворческой и природоохранной деятельности и т. д. При этом основная ценность данной книги, по мнению выступавших, заключается в том, что ее положения носят практический характер и поэтому " Компендиум " является эффективным руководством по решению социальных проблем современной Украины. Например, лидер украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар заявил, что " если бы мы всем сердцем приняли ту правду, которая изложена в этой книге, где накоплен опыт церкви, тогда такое понятие как коррупция, могло бы исчезнуть " . В публикациях украинских СМИ с характерными названиями " Католическая церковь предлагает эффективное решение социальных проблем " , " Компендиум социальной доктрины церкви - это сокровище " , " Компендиум для всех " , посвященных презентации 5 февраля, подчеркивается большое практическое значение социальной доктрины католической церкви для всех украинцев независимо от их религиозной принадлежности. Поэтому, по словам сотрудника Львовского католического университета Антуана Аржаковского, публикация украинского варианта " Компендиума " будет способствовать активизации экуменического движения, которое " поддерживают все восточные православные церкви " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Второй Ватиканский собор как модель модернистской революции в Церкви Доклад на международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 11.02.2010 1227 Время на чтение 17 минут В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» В течение двух с половиной столетий внутри Церкви отчаянно сражаются друг против друга два духовных направления - консервативное и либеральное. С одной стороны - консерваторы..., для которых первейшей заботой является свобода действия Церкви и поддержка ее прав в обществе еще христианском. С другой стороны - либералы, которые в первую очередь силятся определить меру христианства, которую еще может выносить современное общество, чтобы затем попросить Церковь снизить эту меру. Архиепископ Марсель Лефевр. Они предали Его Уважаемые коллеги! Прежде всего хотелось бы искренне выразить глубокое удовлетворение уже самим фактом, что наша конференция, актуальность которой в сегодняшней церковной и общественной ситуации трудно переоценить, состоялась. Главная тема этого доклада - отнюдь не отношения между православными и католиками, не богословские расхождения между ними и т.п. Конечно, хотелось бы поговорить и о богословских и о историософских проблемах, связанных с давним противостоянием западного и восточного христианства, о культурно-цивилизационном аспекте этого противостояния и т.д., тем более что это является давней темой наших научных изысканий. Однако моя сегодняшняя тема все же несколько в другом. В силу известных исторических обстоятельств Русская Православная Церковь на протяжении большей части советского периода жила в достаточно искусственной изоляции от глобальных мировых процессов, удушающий колпак коммунистического режима не только не давал ей позитивно и конструктивно развиваться, но и предохранял от целого ряда внешних угроз. Попытка митрополита Никодима (Ротова) и тех, кто помогал ему в этом, а также стоял за ним, вписать РПЦ в глобальные мировые процессы явно опережала свое время и не встретила понимания ни у властей предержащих, ни у церковно-консервативного большинства. В последние 20 лет колпак государственного диктата над нашей Церковью снят, и оставаться в стороне от мировых процессов становится все сложнее. Именно поэтому (и здесь я полностью согласен с коллегой Вассоевичем) более чем актуальной является задача тщательного исследования того, что происходило с церковными институтами на Западе в последние десятилетия. Быть может, тщательно изучив и поняв ошибки, сделанные людьми Церкви на Западе, мы сможем чему-то научиться на их примере, избежав попадания в аналогичные ловушки и капканы.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью Варфоломея I Ватиканскому Радио 05.07.2004 809 Время на чтение 3 минуты 2-го июля Экуменический Патриарх Константинопольский Варфоломей I дал интервью корреспонденту Радио Ватикана, в котором он подводит итог своей встречи с Папой Иоанном Павлом II: - Ваше Святейшество, каковы Ваши впечатления от встречи со Святейшим Отцом? - Превосходные. Это уже наша третья встреча с Его Святейшеством Папой. Первая состоялась в 1995 году, когда я ему официальный визит, а вторая - в 2002, когда я приезжал в Ассизи на День Молитвы за мир. Нисколько не преуменьшая значения моих первых двух визитов в Рим, могу сказать, что эта встреча стала более волнующей, более человечной, более братской. Я особенно ощутил это в заключительный день, когда мы вновь встретились с Папой, подписали совместную Декларацию, а затем вместе обедали - это была самая настоящая братская трапеза. И я имел возможность пригласить его в Стамбул; для него это была бы вторая поездка после 1979 года, когда он визит моему предшественнику Патриарху Димитриосу I. По-моему, Папа остался очень доволен этим приглашением. Естественно, он должен обсудить это со своими сотрудниками, но его первая реакция была положительной. Он был очень рад, очень доволен, а я - больше. Перспектива принять его у нас, в Константинополе, первом престоле православия, нам возможность вместе планировать будущее наших отношений. Что касается содержания этой нашей третьей встречи, могу сказать, что оно было скорее духовного свойства, нежели протокольного. У меня осталось такое впечатление, и как я сказал в своей проповеди на площади св. Петра, в этот момент, на этом этапе единство, усилия, направленные к единству, являются событием духовным, событием молитвы. И, следовательно, встреча между Папой и моей скромной персоной проходила в этой атмосфере, в этом духе. Поэтому я возвращаюсь домой очень взволнованный и довольный, и смотрю с огромным оптимизмом на будущее наших отношений. - Ваше Святейшество, Ваше мнение о сегодняшних отношениях между католиками и православными, и каковы Ваши пожелания на будущее?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не допустить визита папы Римского в Россию Опубликовано обращение Василия Бойко-Великого к Президенту Владимиру Путину 17.12.2019 2201 Время на чтение 5 минут «Видный православно-патриотический деятель, президент Русского культурно-просветительского фонда им. святого Василия Великого и производитель молочной продукции Василий Вадимович Бойко-Великий по надуманному обвинению с 19 июня 2019 года находится под арестом в СИЗО . В своём заточении он составил обращение к Президенту России В.В. Путину по поводу обоснованных опасений возможного визита Римского папы в Москву , в Россию. Данное обращение своими подписями и принципиальным согласием с его содержанием решили поддержать соратники В.В.Бойко-Великого из числа известных общественных деятелей», - сообщил редакции «Русской народной линии» наш постоянный автор историк и журналист Леонид Болотин. Он опубликовал на своих персональных профилях в социальных сетях Фейсбук , ВКонтакте, Одноклассниках и МирТесен текст этого обращения. В письме отмечается, что «православные с глубоким прискорбием и праведным возмущением узнали о заявлении Министра иностранных дел Сергея Лаврова, призвавшего развивать " межцивилизационный диалог " , который якобы начали Патриарх Кирилл (Гундяев) и папа Римский Франциск (Бергольо) в 2016 году в Гаване». «Начиная с XI века от Рождества Христова католики грубо исказили Символ Веры христиан, заявив об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына, онтологически разрушая равночестность Лиц Святой Троицы - Единого Бога. Это был первый (но не единственный) акт римских пап, которым единолично в нарушение Соборности Церкви, в пренебрежении Священным Писанием (Ин. 15: 16) было искажено Священное Предание. Папа римский стал безосновательно именовать себя наместником Христа, главой Церкви, нарушая слова Христа: " Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою " (Мф. 20: 26), " все же вы братья " (Мф. 23: 8). В XIX веке на Первом Ватиканском соборе был объявлен догмат еретиков-католиков о непогрешимости папы римского, а на Втором Ватиканском соборе в 1962-1965 годах объявлено о том, что иудеи-талмудисты якобы являются старшими братьями католиков и войдут в Царствие Небесное, не исповедуя Господа нашего Иисуса Христа Богом! Даже в среде католиков это постановление вызывало неприятие и привело тогда к расколу», - напоминает Василий Бойко-Великий.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/17/ne...

Закрыть Русская Церковь поставила на Русскую Победу! Главным итогом Архиерейского совещания стал соборный и бескомпромиссный разрыв с идеологией и практикой партии похабного мира с её «ватиканским треком» 21.07.2023 1275 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Главным итогом Архиерейского совещания Русской Православной Церкви 19 июля стал соборный и бескомпромиссный разрыв с идеологией и практикой партии похабного мира с её «ватиканским треком». В докладе Патриарха на совещании, считай Соборе, нет никаких лжемиротворческих призывов, зато есть ясное понимание безальтернативности победы России в СВО и ее проведения по полной программе с освобождением Киева, что исключает «заморозку» конфликта, за которую ратуют предательские отморозки. Патриарх Кирилл ясно назвал конфликт в Малороссии проявлением войны цивилизаций – православной русской и антихристианской глобалистской. В итоговом документе совещания власть укрорейха в своем богоборчестве сравнена с Лениным и Троцким, уничтожавшими Русскую Церковь и создававшими Украину на русских землях. Совещание принципиально осудило тусовку в Феофании, ясно указав, что непоминание патриарха за богослужением является шагом к расколу, а те священники в Новороссии и Малороссии, которых иерархи УПЦ запретили в служении за поминовение Патриарха Кирилла, теперь должны подавать к нему апелляцию на своих отступивших от Истины архиереев. Прямой призыв к исповедничеству должен быть подкреплен Победой Русской армии, на которую поставила Русская Церковь, сжигая все мосты с партией похабного мира. Очень важно, чтобы это услышал Владимир Путин! Данная бескомпромиссная позиция Русской Православной Церкви является сжиганием мостов с Западом, она адресована российской власти – это призыв поставить крест на идее заморозки конфликта и воевать до Победы, под которую Русская Церковь «заложила» свою многомилионную паству и само своё существование И отдельно обращаюсь к митрополиту Илариону , который сегодня мастерски обличал догматические ереси Константинопольского патриархата. Владыко, Вам так идёт быть ястребом Православия – таким, каким был любимый Вами и мной Достоевский, который стоял на том, что малороссы – это русские, и сейчас наверняка пошёл бы контрактником на священную войну за спасение Православия в Новороссии, Малороссии и Подкарпатской Руси!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/21/ru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010