И тут ктото увидел стоявшего на воздухе преподобного Трифона, который какойто чудесной веревкой удерживал их судно. Только этот единственный корабль целым вернулся в Колу, остальные семь со всем своим грузом утонули. Люди, к счастью, остались живы (РНБ. Сол. 188/188. Л. 28 об. – 29 об.). Но далеко не всегда подобные путешествия имели счастливый конец. В 1561 году из устья реки Двины вышли пятнадцать соловецких судов с известью для монастырских построек, по дороге они были разбиты бурей. Во время кораблекрушения погибли два монаха Вассиан и Иона, а с ними шесть человек мирских людей. Море выбросило на берег Пертоминской бухты тела монахов, их мощи были обретены нетленными. Впоследствии над могилой Вассиана и Ионы стало происходить столько чудес, что здесь возник Пертоминский монастырь, а сами монахи были причислены к лику святых. Отважным мореходом и монахом с непоколебимой надеждой на помощь Божию предстает перед нами на страницах Жития Зосимы и Савватия Соловецких монах Савватий (названный при постриге в честь основателя монастыря). Выше уже рассказывалось о его походе за рыбой в Вирму, когда сгорела монастырская трапеза. А вот предыстория этого похода. Перед отправлением на Вирму Савватий пошел в лес рубить лес для постройки новой трапезы. Ночуя в лесу, он несколько раз во сне видел некоего старца, который говорил ему: «Савватий, будь готов ехать на море, за Сальму, чтобы проводить братию, которых отправили на службу». Вернувшись в монастырь, он узнал, что иноки, которых снарядили в Новгород за милостыней для монастыря, возвратились назад, потому что на море оказалось много плавающих льдин. Братия поручила Савватию их проводить. Помолившись перед опасным плаванием у гроба преподобного Зосимы, Савватий благополучно проводил иноков до местечка Луда, где они остановились на ночлег. Судно оставили у берега, хотя Савватий советовал втащить его повыше на берег. Утром обнаружилось, что весла унесло в море, плыть дальше было невозможно. Савватий сказал инокам: «Смотрите теперь, какая беда случилась изза вашего непослушания!» Помолившись преподобным, они через некоторое время увидели, что весла плывут назад к берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Занять должность скитоначальника и братского духовника старшая братия просила проживающего на покое в пустыни архимандрита Агапита, который, по преклонным летам, от сего предложения отказывался. Ввиду же неполучения от него окончательного ответа временно исполняющим должность скитоначальника и братского духовника с совета старшей братии назначен иеромонах Нектарий, 59 лет от роду, живущий в скиту с 1873 года; человек добродетельной жизни, отличающийся кротостью и смирением.» По свидетельству старца Нектария, архимандрит Агапит, прозревая грядущие страшные события и будущее разорение обители, решил, что не в силах будет перенести столь тяжелой скорби. Пять лет спустя о. Агапит предсказал и закрытие основанного преподобным Амвросием Шамординского женского монастыря – Александре Дмитриевне Оберучевой, будущей монахине Амвросии (на Страстной седмице 1916 года он благословил Александру Дмитриевну ехать фронтовым врачом туда, где воевал ее брат). Матушка Амвросия записала: «Этот знаменательный для меня день, 12 июня 1917 года (Онуфрия Великого, Петра Афонского, Иоанна, Андрея, Ираклемона, Феофила, Арсения Коневского, св. Анны Кашинской, прп. Онуфрия Мальского; Онуфрия и Авксентия Вологодских, Вассиана и Ионы Пертоминских, Стефана Комельского), – навсегда остался в моей памяти. Батюшка о. Анатолий благословил меня образом «Моление о чаше» и сказал: «Благословляю послужить на пользу обители», – и добавил: «Можно каждую неделю писать.» Благословил меня четками. И послал к батюшке о. Агапиту, который был уже очень слаб и находился в больнице; для него была отдельная келья; все старцы и монахи с особенным благоговением относились к этому старцу, живущему в Оптине на покое. Он был еще на ногах, ласково принял меня и на просьбу благословить меня в Шамординский монастырь сказал: «Что ж, погости, погости, благословляю тебя, но ведь монастыри закрываются» (у большинства тогда была надежда, что такое время скоро пройдет, и потому эти слова, как камень, пали мне на сердце). И батюшка продолжал: «Монастыри все разойдутся, на два месяца хлеба только достанет... А мужские тоже, только до нас черед еще не дошел...» – «Помолитесь, батюшка, чтобы духовно устроилась моя жизнь.» – «Молись и ты, и смиряйся.» – «В суете все живу.» – «Сама с собою если будешь, помыслы пойдут. А доброе дело для ближнего заменяет молитву. Благословляю, погости, погости...»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Мамант, старец Сер­гиевой лавры, управлявший соляными варницами в Унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 года построил над мощами их часовню. Вслед за тем близ часовни поставил себе келлию отшельник, к нему пришли другие, а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм и от­правился за антиминсом в Вологду, но был убит ляхами. Спустя 5 лет после того, как волнения, поднятые самозванцами, утихли, храм был освящен в честь Преображения Господня и образовалась Пертомин- ская обитель 891 . Вот один из многих опытов загробной деятельности святых Пертоминских! В обители их чувствовали недостаток в сене, нужном для скота. Более других скорбел о нужде благочестивый по­слушник Никита, скорбел и молился о помощи. В одну ночь после молитвы заснул он. И вот являются преподобные Вассиан и Иона. «Ты призывал нас, – говорят они, – но нас не было в обители, – мы промышляли сена для скота; Бог посылает тебе довольно сена, не скорби: скажи братии – сено куплено, пусть пошлют в ближние поселения». Когда послали в Унскую волость, то купили до 90 возов и за цену небывалую, по 6 денежек за воз 892 . Ныне мощи преподобных Вассиана и Ионы почивают под спу­дом в каменном храме Успения Богоматери, освященном в 1691 году. Петр I спасся здесь от бури, застигшей его на пути из Соловецкой оби­тели в Архангельск; пробыв в обители три дня, он сам своими руками устроил огромный крест, нес его на плечах своих из обители до берега и поставил с голландскою надписью: «сей крест поставил капитан Петр в лето 1694» 893 . Память Преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодских По рукописному описанию святых Вологодских, «преподобные отцы Онуфрий и Авксентий, иже в Перцовой пустыни, были в лето 7007 (1499)». Перцова пустынь, с 1764 года закрытая, находилась на полпути от Грязовца к Арсениевой пустыни в 35 верстах от Во­логды. В 1499 году блаженные пустынники в первый раз поселились в здешнем, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода совершали они подвиги иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1701 г., со смертью последнего патриарха Адриана, Петр приостанавливает патриаршество, а в 1721 г. учреждает Синод и назначает самого себя главою Церкви, «крайним Судией Духовной коллегии». Именно царю приносили присягу члены Синода — вплоть до начала нынешнего столетия. Петр «приостанавливает» и русскую святость. Совершаются последние акты канонизации — юродивого Максима Московского (1698 г.), Ионы и Вассиана Пертоминских, которым, как полагали, царь обязан был спасением в бурю на Белом море. Это — веха, после которой Церкви придется прозябать без новых святых. За весь петербургский период — до восшествия на престол Николая II — национальный месяцеслов пополнится лишь пятью именами. За образец Петр брал кальвинистов и лютеран, которые признают Писание, но отвергают Предание, не почитают мощей, икон и т. п. Однако религиозные великороссы, гордившиеся своими подвижниками, в том числе и самым их множеством, с этой реформацией примириться не могли — точнее, не могли расстаться с традицией «Святой Руси». Следствие этой непримиримости — отношение к Петру как антихристу, перенесенное потом и на его преемников на троне. Другое следствие гораздо важнее. Оно касается нового для русской культуры явления, которое можно назвать «светской святостью». Это, конечно, обожествление монарха. Это культ Петра — Первого, Великого, Отца Отечества, в меньшей степени Екатерины II (тоже Великой, хотя официально императрица этот поднесенный ей титул не приняла), а затем Александра I Благословенного, Александра II Освободителя, Александра III Миротворца… В этих прозваниях очевидна ориентация на отцов Церкви: цари уравниваются в духовном плане с Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом… Всплеск насаждаемой сверху «светской святости» приходится на правление Николая I, который оканчивал свои рескрипты красноречивыми словами «С нами Бог». Тогда восторжествовали изоляционизм, государственное, религиозное и национальное самодовольство, что выразилось в приснопамятной формуле «Самодержавие, Православие, Народность».

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

12. Вторник Пятидесятницы. Апп. Варфоломея и Варнавы (с 11 июня) . Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (с 11 июня) . Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского. Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (службу зри 3 июля) . Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (службу зри 5 июня) . Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. На этот день переносится с понедельника, 11 июня, полиелейная служба в честь апп. Варфоломея и Варнавы (см.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»), которая совершается в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А) . Также на этот день с понедельника, 11 июня, может быть перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (ср.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»), совершаемая вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б) . Примечание. Рядовая служба Минеи может быть перенесена на повечерие. А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8 : Триоди, глас 1-й – 3, и ап. Варфоломея, глас 4-й – 3, и ап. Варнавы, глас тот же – 2. «Слава» – ап. Варнавы, глас 6-й: «Варнаво прехвальне...», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницу празднуим...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостолов – 3 . На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами) , или стихиры апостолов, глас 1-й (со своими припевами) . «Слава» – ап. Варнавы, глас 8-й: «Апостоле Спасов, Варнаво...», «И ныне» Триоди, глас 1-й: «Языками инородных...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостолов, глас 1-й: «Лик духовный...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас тот же: «Счиняю, своспеваю...». По 2-м стихословии – седален апостолов, глас 4-й: «Светолучными сиянии...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас тот же: «Христовы ученики...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-25/

11. Св. ап. Варфоломея и Варнавы; п. Варнавы ветлужск.; Ефрема и Аркадия новоторжск. 12. Преп. Онуфрия вел., Петра афонского и Арсения коневск. свв. Иоанна, Андрея, Иракламвона, Феофила, п. Онуфрия мальск., Онуфрия и Авксентия вологодск.; Вассиана и Ионы (обр. мощ. 5 июня 1599) пертоминск.; Стефана комельск.; св. Анны кашинск. (откр. мощ. 1909 год.). О пр. Петре Афонском († 734 г.) раскольники-безпоповцы говорят то же, что и о пр. Феофане Антиохийском; см. выше под 10 числ. июня. В житии этого угодника Божия повествуется также, что он, будучи в мирском звании воеводой, попал в плен к сарацинам и содержался в темнице. В темничном заключении он усердно молился святителю Николаю, которого почитал своим особенным покровителем. Святитель явился узнику в сонном видении и сказал, что Бог не хочет скоро разрешить его от уз, потому что он согрешил тяжко, не исполняв данного Богу обета. Петр вспомнил, что обещал некогда принять монашество, но, увлеченный мирской суетой и почестями воинского звания, забыл свой обет. Дав решительное обещание исполнить этот обет, как только освободится от плена, Петр еще пламеннее стал молить угодника Божия о помощи. Св. Николай в другой раз явился Петру и сказал, чтоб он особенно молился св. Симеону Богоприимцу, который вместе с Пресвятой Богородицей и св. Иоанном Предтечей находятся ближе всех к престолу Божию и имеют великое дерзновение пред Богом. Пламенная молитва узника действительно привлекла к нему благоволение Божие по ходатайству сих небесных предстателей. Петр уже не в сонном видении, но наяву видит, как предстали пред ним Симеон Богоприимец и святитель Николай, разрешили его от уз и увели не только из темницы, но и из земли неприятельской. 13. Мц. Анилины, св. Трифиллия, еп. Левкусии кипрския; мц. Антонины, пр. Анны и сына ее Иоанна; Андроника моск., Саввы. 14. Св. прор. Елисея, св. Мефодия, патр. константинограда; Мефодия пешношск., кн. Мстислава (Георгия), п. Елисея сумск. От прикосновения к мощам св. прор. Елисея мертвый воскрес (4 Дар. 13, 21); значит, мощи святых имеют чудодейственную силу и достойны почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 508-517; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 85-86; Архангельский сб., или Мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. Кн. 1. С. 211-212; Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 18642; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 17. С. 462-474; 18. С. 492-507; 19. С. 538-550; он же. Пертоминский мон-рь//Кр. ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 409-440; Посещение преосв. Никанором, еп. Архангельским и Холмогорским, Пертоминского мон-ря и окрестных приходов//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 12. С. 299-303; Островский Д. Н. Путев. по северу России: Архангельск, Белое море, Соловецкий мон-рь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора. СПб., 1898. С. 49-50; Пертоминский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 10/11. С. 269-286; 12. С. 302-316; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Козмин Н. Посещение преосв. Иоанникием, еп. Архангельским и Холмогорским, мон-рей Пертоминского и Кожеозерского и обозрение близь лежащих от них церквей и приходов Архангельского и Онежского уездов (с 11 по 22 июня 1901 г.)//Архангельские ЕВ. 1901. Ч. неофиц. 13/14. С. 331-347; Легатов И. И., прот. О св. иконе Божьей Матери, именуемой Скоропослушница, находящейся в Пертоминском мон-ре Архангельской губ.//Там же. 1908. Ч. неофиц. 23. С. 765-769; он же. Пертоминский мон-рь в Архангельской епархии//Там же. 8. С. 248-254; Голубцов Н. А. Крест Петра Великого, хранящийся в Архангельском кафедр. соборе//Петр Великий на Севере. Архангельск, 1909. С. 79-83; Чирков И., свящ. Светлой памяти архим. Аполлоса//Архангельские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 24. С. 503-505; 1917. 1. С. 11-15; Боговой И. В. По Архангельской епархии: Пертоминский мон-рь: (Ист. справка). Архангельск, 1923; Петров А. В. Описи Пертоминского мон-ря XVII-XVIII вв. как лингвист. источник//6-е Ломоносовские чт. Архангельск, 1994. С. 130-131; Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998; Попова Л. Д. К истории Пертоминского мон-ря//История Отечества: Святые и святыни Рус. Севера. Архангельск, 2006. С. 118-124; Феофил (Волик), иеродиак. Северная область под властью большевиков, 1920 г.//Сийский хронограф. Архангельск, 2009/2010. 11/12. С. 23-27; Мон-ри Архангельского Севера: XIV-XXI вв.: Сб. ист. очерков/Сост.: Т. А. Санакина. Вологда, 2017; Пертоминск: Грани истории: Сб. мат-лов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018; Харитонова Я. Э. Док-ты ГААО по истории Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря//Отеч. арх. 2018. 4. С. 44-51.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Новая Сосновая тоня, рыболовный участок на Большом Соловецком острове, где осуществлялся промысел сельди и трески. В XIX в. в Новососновской тоне были построены деревянная часовня, в честь Всех Соловецких чудотворцев, жилые дома, хозяйственные постройки, валунный причал. В лагерный период здесь продолжали добывать рыбу, в 1926 – 1929 гг. Новая Сосновка являлась одним из центров лесозаготовок, в 1930-х гг. – место добычи водорослей. Овсянка [Овсянки, Овсенка], монастырское урочище на Большом Соловецком острове, где осуществлялись рыбный и зверобойный промыслы. В 1926–1929 гг., Овсянка являлась одним из центров лесозаготовок, в 1930-х гг. – место добычи водорослей. Перт-озеро (Пертозеро), расположено в 3 км к северу от Соловецкого монастыря, конечный пункт системы судоходных каналов, куда сплавлялись различные грузы, которые выгружались на пристани и перевозились к монастырю на лошадях. В 1924 г. к Перт-озеру провели ветку узкоколейной железной дороги, на озерном причале была устроена стоянка, для двух паровых катеров, курсировавших по озерно-канальной системе. Пертоминск [Портаминск], село, расположено на беломорском мысе Красный Рог, на восточном берегу Унской губы, примерно, в 120 км к северу от Архангельска. В 1599 г., здесь, на месте погребения соловецких иноков Вассиана и Ионы, был основан Спасо-Преображенский монастырь и, окружавший его, посад. Пертоминский лагерь (принудительных работ), место изоляции «враждебных Советской власти элементов», которое было организовано в 1920 г. на территории упраздненного Спасо-Преображенского Пертоминского монастыря. Как и в Холмогорском лагере, здесь содержались, прежде всего, белые офицеры, участники Кронштадтского восстания, а с осени 1922 г., до лета 1923-го – политзаключенные, которых, впоследствии, перевели на Соловки. Петербургская, Петроградская гостиница, расположена к северу от монастыря. В лагерный период здесь размещалась охрана и, оставшиеся на острове, монахи. Печорский край, место политических ссылок, расположенное на западе современной Псковской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Соловецком монастыре игумен Филипп положил много трудов по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность игумену Филиппу выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённый в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3/16 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12/25 июня). Новопоставленный игумен всеми силами старался поднять духовное значение обители и её основателей – преподобных Зосимы и Савватия (память 27 сентября/10 октября, 17/30 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесённый на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрёл каменный крест, стоявший некогда перед кельей преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. В Преображенский собор были перенесены мощи святых Зосимы и Савватия. Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Деятельность игумена Филиппа сделала Соловецкий монастырь богатейшим промышленным и культурным центром Северной Руси. Строгий аскет и подвижник, Филипп явился образцовым хозяином, обладавшим большим практическим умом, хозяйственной энергией и предприимчивостью. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов. На поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел. Для того чтобы пополнить запас пресной воды, был прокопан глубокий пруд и проведено осушение болот. Увеличение пастбищ позволило игумену Филиппу обеспечить монастырь скотом, и на островах появились масло и молоко. Огромное количество ветряных мельниц избавило монахов от невероятно тяжёлого труда – размалывать зерно вручную – и дало Соловкам хороший хлеб. Рыболовные и соляные промыслы, организованные игуменом Филиппом в широких размерах, стали снабжать рыбой и солью всю русскую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Михаило-Архангельский , 3 кл., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому (см. 7 сент.). В 1419 г. мон. подвергся опустошению от шведов; в 1636 г. сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В мон. хранится древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосв. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894 г. Е. Николаевский Корельский , 3 кл., на бер. Белого моря, в юго-вост. части Двинской губы, в 34 в. от Архангельска. Основан в нач. XV в. иноком Евфимием (просветителем карелов, который скончался в 1435 г. и покоится в соборном храме). Разорённый в 1419 г. шведами мон. был восстановлен, благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот мон. был сослан Новгородский архиеп. Феодосий Яновский и Ростовский митр. Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке, сохранившейся до настоящего времени. В монастырской библиотеке имеется много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К мон. приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на о. Новая Земля, учрежденный в 1882 г. и открытый в 1889 г.; при нем школа для самоедских детей. Пертоминский Спасо-Преображенский , общ., в Архангельском y., на мысе Белого моря, под названием «Красный Рог», на вост. бер. Унской губы, в 20 в. к северу от Архангельска. Основан в 1599 г. на месте погребения соловецких иноков свв. Вассиана и Ионы (см. 12 июн.). Мощи их покоятся в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 г. мон. был упразднен; в 1778 г. восстановлен. Монастырь посетил имп. Петр Великий, где в храме Преображения 5-го июня 1694 г. принес благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При мон. спасательная станция, находящаяся на западном Яренгском Рогу. Печенгский Трифонов , общ., на Мурманском берегу, в 128 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010