1041. Пертоминский – Преображенский – Крестиморовский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ. и уезда, в 120 вер. к зап. от Архангельска, на мысе Белого моря, известном под именем Красный Рог, при входе в Унскую губу, в 24 вер. к сев.-вост. от Унского посада. На месте монастыря в 1566 г. были погребены утонувшие во время бури Соловецкие монахи Вассиан и Иона. В 1599 г. по чудному явлению на могиле их построил часовню старец Мамонт, из Троице – Сергиева мон., около которой в 1617 г. поселился в келье инок Иоасаф, постриженик Александро – Свирского мон., а вслед за сим собралась братия, устроившая и церковь . В соборном храме Преображения, построенном в 1680 г., Имп. Петр I принес благодарение Богу за спасение жизни в 1694 г. от сильной бури на Белом м. Мощи преп. Вассиана и Ионы, память которых чтится 12 июня, почивают в церкви Зосимы и Савватия, существующей с 1804 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 508 (Пертоминский); 1017 (Крестиморовский); Ратшин, 12; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 67; “Опис. монаст.», 1817 г., 85; Лепехин, “Дневн. запис.», III, 35; Молчанов, “Арханг. губ.», 86; Козлов, “Архан. губ.», 338; Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», I, 49; “Справоч. кн. Арханг. губ.», 1860 г., 14, 126; “Арханг. сборн.», I, 211; Фон Пошман, “Опис. Архан. губ.», I, 59; “Арханг. губ. вед.», 1838 г., 20 (Грам. 1694 г., сохранив. в губерн. Архан. Правления, стольн. и воев. Апраксину о рыбн. ловл., лесн. дачах и проч., принадлежав. Пертомск. и Сий. мон.), 23 (строитель пустыни Михаил); 1849 г., 46 (Грамота 1683 г. ц. Иоанна и Петра Алекс.), 47 (Опис. монастыря); 1853 г., 5 (происхожд. слова Пертома); “Вилен. губ. вед.», 1862 г., 14 (приглашение иером. Аполона к пожертвованию и с изложением настоящего положения мон.); “Извл. из отч. Об. Пр.», 1854 г., 81 (надел. лесом); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 161, 317; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 831, 15; Ключевский, “Жит. свят.», 348; “Дополн. к Акт. истор.», X, 71 (Акты 1683–86 г. о возобновленви; в 1683 г. строит. иеромонах Михаил Харзеев; в 1627–1633 г. черн. поп Антоний); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имел 25 душ крест.); 1881 г., IV, еписк. Макария, “Ист. стат. опис. зашт. Пертом. м-ря», 1–20; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было: строителъ, иеромонах, 6 монахов и служитель); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 267 (обозр. древн. Русск. памятников).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Июня 5-го дня, благочестивейший Государь Петр Алексеевич с Преосвященным Архиепископом и своим синклитом царским сотвори праздник Всемилостивому Спасу со всенощным бдением. На литургии сам царь на клиросе пел и послания Апостолов читал. И по сем Великий Государь Петр Алексеевич в память путешествия и бытия своего в Пертоминской обители Всемилостивого Спаса, святый крест деревянный, видением четвероконечный, сам своими руками содела, и нес из монастыря на раменах своих со всем синклитом до места, идиже присташа первые к берегу, и постави его на месте том, и подписа разными письмены на голландском языке своими же руками, и тогда вскоре по наставлению креста дарова Бог ему благочестивому Государю благополучный ветер в Соловецкий монастырь, и пойде паки мирным путем по морю, со всеми, радуясь, 6-го июня. Великий Государь после бытности своей в монастыре, в знак своего благодарения Всевышнему за избавление, а паче для того, что в монастыре на строение много царского иждивения употреблено, благоволил приказать и прочее строение монастырское казенным зданием покончить, и потому его царским указом был определен для присмотру в строении один майор, который чрез два лета, находясь при монастыре, построил весьма порядочные каменные здания – братские кельи, и от келий саженей на двадцать ограду, а на углу башню». Сообщил Д. Чл. Макарий Епископ Архангельский 1 Называют его и Портоминским и Поратоминским, т.е. монастырь за озером Ратоминским, а в делах пишется он и пустынью, и прежде существовал под именем пустыни Всемилостивого Спаса, Нерукотворного образа. 5 В Памятной монастырской книге пишется (лист 4-ый), что к сей четверице прибыло в монастырь еще двое из мирских людей, именно, сборщик от некоего из русских монастырей Козьма с сыном. Здесь он заболел, и, по явлению ему преподобных, получил исцеление, дав обет остаться в монастыре и с сыном своим. 6 Церковь сия, по предположению строителя Рафаила, представленному на благоусмотрение епископа Евлампия в 1804 году и им утвержденному, долженствовала быть во имя преп. Вассиана и Ионы, но впоследствии по представленному строителем Логином на выбор епископа Парфения предположению устроить церковь сию во имя Вассиана и Ионы, или Соловецких Чудотворцев, преосвященный Парфений разрешил последнее. См. Пам. кн., стр. 23–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Пришел в селение при Унской губе старец из российских монастырей. Жители рассказали ему о преподобных Вассиане и Ионе и советовали поселиться при часовне. Старец последовал их совету и, помолившись Богу, устроил невдалеке от часовни небольшую келью и поселился в ней. Милостыня приходивших богомольцев и мореходцев, искавших в Унской губе пристанища от морских бурь, с избытком удовлетворяла жизненным потребностям постника, а уединение пустынного места и слава преподобных скоро привлекли к нему сожителей. Первым сожителем его был старец Савватий, потом Дионисий, а с течением времени к ним присоединились иеромонах Ефрем и два мирянина – Козьма с сыном. Пустынники решились устроить над мощами преподобных храм и стали рубить деревья. Неожиданное обстоятельство значительно помогло им в этом предприятии: ветром занесло к ним две ладьи с людьми, плывшими по обету в Соловецкий монастырь. Богомольцы, вышедши на берег и увидев приготовления к постройке, со всем усердием также принялись за дело. На месте часовни была устроена деревянная церковь и приготовлено все необходимое для освящения его и совершения богослужения. Иеромонах Ефрем отправился в Вологду к архиепископу с просьбою об антиминсе и книгах для нового храма. Получив все по желанию, он уже возвращался в устрояемую обитель, но на дороге был захвачен и убит поляками, опустошавшими Русскую землю в смутное время самозванства. Все церковные вещи были разграблены. Такая же судьба постигла и Козьму с сыном: они собирали на храм в окрестностях Онежского озера и в Каргопольском уезде были убиты литовцами. Другие сожители их по неимению средств к жизни разошлись в разные стороны. Остался в пустыни один Савватий. Церковь стояла неосвященною пять лет. Наконец к гробам преподобных пришел из покоя иеромонах Иаков. Он озаботился освящением храма в честь Преображения Господня и устроил над местом погребения преподобных Вассиана и Ионы раку. Скоро к нему собрались любители пустынного уединения, и возникшая обитель была названа Пертоминским монастырем преподобных Вассиана и Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пертоминский, в 118 верстах от г. Архангельска. По преданию, монастырь известен с XIV века, однако, какие-либо надежные свидетельства о его постройках до XVII века отсутствуют. Согласно сведениям Соловецкого патерика, поводом к строительству пустыни было приобретение нетленных мощей преподобных Вассиана и Ионы, погребенных в 1561 году на берегу Унской губы. В 1599 г. на месте креста преподобным старцем Троице-Сергиева монастыря Мамонтом, оказавшимся здесь по пути на Соловки и попавшим в бурю, была поставлена часовня. Далее предание рассказывает, что в 1617 году в этих местах поселился пустынножитель, монах Александро-Свирского монастыря Иоасаф. Постепенно около отшельника стали собираться такие же как и он ищущие уединения от мирской суеты. В церковной литературе Иосифа считают основателем монастыря, а годом основания значится 1617 год. В 1618 году (29 мая) по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, начали строить деревянный Спасо-Преображенский храм, который был освящен 24 сентября 1619 года (по другим данным 24 сентября 1623 года). В храме устроили раку над усыпальницами Вассиана и Ионы. Пертоминская обитель долгое время была малолюдной и бедной: в 1621 году в ней было всего 12 монахов. В том году по указу царя Михаила Федоровича монастырь получил пахотную и сенокосную земли. Этим было положено прочное существование и началось возведение новых храмов – в 1637 году была выстроена Преображенская церковь с приделом Феодора Стратилата (очевидно, до этого она сгорела) и Успенского с приделом святого мученика Христофора, освященного 8 июня 1639 года. Кстати отметим, Пертоминский монастырь был самостоятельным до Патриарха Никона. Никон, построив на Кий-острове Крестный монастырь, в 1655 году приписал к нему Пертоминскую обитель со всеми ее угодьями, а также изъял из ризницы некоторые жалованные грамоты и письменные крепости. Восстановить справедливость Пертоминскому монастырю удалось лишь в 1675 году при настоятеле Михаиле Харзееве (был игуменом в 1675-1690).

http://sobory.ru/article/?object=15384

8 октября). В 1614 году шведы, ругавшиеся над всеми святыми, при своем нападении на монастырь, «ищущи поклажи, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и, яко жива, поставили у церковной стены». Новгородский митрополит Исидор, услышав о том, испросил дозволение перенести св. мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Долгое время нетленные мощи девственного князя, источавшие исцеления, почивали в соборе открыто. Служба благоверному князю составлена в 1787 году митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым († 1801 г.). Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы, преподобные Преподобные Вассиан и Иона — иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского († 1570; память 9/22 января). Немалотруден был тогда подвиг братства Соловецкого. При строении соборного храма обители Соловецкой в 1561 году на твердую землю за известью посланы был иноки Вассиан и Иона. Когда суда возвращались в Соловецкий монастырь, то при впадении Северной Двины в Белое море они были застигнуты бурей и утонули. Но Господь прославил преподобных после их кончины — телес их не коснулось тление на дне морской пучины. Святые мощи преподобных Вассиана и Ионы, вынесенные волнами на восточный берег Унской губы, были обретены крестьянами и погребены. Вскоре преподобные явились во сне старцу Троице-Сергиевой обители Маманту, который управлял соляными варницами в Унском посаде, и он в 1599 году воздвиг часовню над могилами преподобных. Впоследствии, по случаю многих исцелений, совершавшихся над их гробами, в 1623 году иеромонах Иаков основал там обитель, получившую название Пертоминской, и вкладами царскими сооружена была церковь во имя Успения Богоматери. Память преподобным Вассиану и Ионе совершается дважды в год: 5/18 июня — обретение святых мощей и 12/25 июня. Константин, митрополит Киевский, святитель В 1155 году ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий вступил в первопрестольный град Киев и стал великим князем. Объединив почти всю Русскую землю, Юрий Долгорукий приступил к разрешению церковных дел, требовавших устроения с 1145 года, когда митрополит Киевский Михаил оставил кафедру и удалился в Константинополь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

2. Святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольскаго (828). Великомученика Иоанна Новаго, Сочавскаго (в Белеграде) (1330–1340). Праведныя Иулиании, княгини Вяземския, Новоторжския (обретение мощей, 1819). Иконы Божия Матери Киево-Братския (1654). 3. Святых мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (270–275). Благовернаго царевича Димитрия (перенесение мощей из Углича в Москву, 1606). Священномучеников Лукиана епископа, Максима пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81–96). 4. Святителя Митрофана, патриарха Константинопольскаго (325–326). Праведных Марфы и Марии, сестер праведнаго Лазаря (I). Преподобнаго Мефодия, игумена Пешношскаго (1392). Й Мучеников Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мученика Конкордия (ок. 175). Священномученика Астия, епископа Диррахийскаго (II). Преподобнаго Зосимы, епископа Вавилона Египетскаго (VI). 5. Священномученика Дорофея, епископа Тирскаго (ок. 362). Перенесение мощей блаженнаго Игоря, великаго князя Черниговскаго и Киевскаго, в 1150 году (убит 19 сентября 1147 г.). Блаженнаго Константина, митрополита Киевскаго и всея Руси (1159). Благовернаго князя Феодора Ярославича (брата святаго Александра Невскаго), Новгородскаго (1233). Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, чудотворцев (обретение мощей, 1599). Мучеников Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (IV). Преподобнаго Петра Корешскаго, Сербскаго (ок. 1337–1351). Преподобнаго Феодора чудотворца (ок. VI). Преподобнаго Анувия, пустынника Египетскаго (V). Преподобнаго Дорофея, из обители аввы Серида (VI). Иконы Божия Матери Игоревския (XVII). 6. Преподобнаго Виссариона, чудотворца Египетскаго (IV–V). Преподобнаго Илариона Новаго (845). Святителя Ионы, епископа Великопермскаго (1470). Преподобнаго Паисия Угличскаго (1504). Преподобнаго Ионы Климецкаго (1534). Преподобномучениц дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). 7. Священномученика Феодота, епископа Анкирскаго (303). Священномученика Маркеллина, папы Римскаго, и мучеников Клавдия, Кирина и Антонина (304). Священномученика Маркелла, папы Римскаго, мучеников Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мучениц Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304, 305, 306, 310). Мучениц Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В бедных русских монастырях у казначеев были совсем другие задачи: не посчитать, а найти деньги и пропитание для братии. Однажды в Пертоминском монастыре наступили голодные времена. За милостыней в Архангельск отправился самый искусный в таких делах инок – казначей Варсонофий. Он очень не хотел идти в город и долго спорил с братией, но в конце концов, за послушание, пошел. Монахи, обрадовавшись, что казначей согласился, стали усердно молиться в часовне преподобных Вассиана и Ионы, чтобы святые послали пропитание для обители. Казначей долго бродил по городу, но безуспешно. Тогда он отправился к одному из благодетелей монастыря Стефану Дмитриеву, но и он отказал ему. «Нет у меня ничего для тебя и не знаю никого, кто мог бы дать», – таким неутешительным был его ответ. На самом деле Стефан хотел поделиться свом достатком, но ему запрещала его скупая жена Мария. «Нет, господин мой», – говорила она мужу, – даже и не мысли дать хлеба из нашей житницы этим чернецам» и всячески ругала иноков и монашеское житие. Днем, когда Мария уснула после обеда, она увидела во сне двух иноков, лица которых ей показались знакомы. Иноки сказали ей: «Мария! Пожалей наших чернецов Пертоминской пустыни и не умори их голодом, не запрещай мужу своему сделать благое дело – дать им хлеба, а Господь Бог наполнит всем вашу житницу». Женщина проснулась, но рядом с ней не было никого. «Почему пустыми отпустили иноков?» – спросила она у своих домашних. Но ей ответили, что никого в доме не было. Тогда она взглянула на икону преподобных Вассиана и Ионы и поняла, кто к ней приходил. Со слезами просила она прощения перед иконой и велела мужу «без скупости снабдить обитель». Стефан дал Варсонофию тридцать мер хлеба. Обрадованный казначей до земли поклонился своему благодетелю, погрузил хлеб в свой карбас и возвратился к братии (РНБ. Сол. 182/182. Л. 204–206 об.). К числу важных монастырских послушаний относились те, которые были связаны с совершением богослужения. Когда преподобный Корнилий Комельский построил первую церковь в своем монастыре, он поставил в ней служителей: священников и диаконов, чтецов и певцов, екклесиарха и весь чин, как принято в великих лаврах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1694. (этотъ крестъ сдлалъ капитанъ Петръ въ лто Христово 1694) " . Мощи святых Вассиана и Ионы покоились в Преображенском храме до 1814 года, после чего были перенесены Зосимо-Савватиевский храм. В 1899 году они были положены в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 году в ходе Секуляризационной реформы монастырь был упразднён, но уже в 1778 году восстановлен. При монастыре на западном Яренгском Рогу находилась спасательная станция. В 1920 году монастырь был закрыт. В нём предполагалось разместить коммуну имени Сталина, но в 1929 году разместили трудовую детскую колонию. Тогда снесли все церкви, сильно исказили перестройками другие сооружения. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVIII — начала XX века. Он состоит из двух двухэтажных зданий и четырёх угловых башен ограды. Также недалеко от монастыря на побережье сохранилась копия креста, установленного Петром I. На начало XX века в монастыре существовали следующие здания и постройки: Деревянный  собор в честь Преображения Господня  (построен в 1679-1680 гг., освящён в 1684 г.) с приделом великомученика Феодора Стратилата. Каменный пятиглавый трёхъярусный  храм в честь Успения Божией Матери  (построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683-1692 гг., освящён в 1692 г.). Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев (построен и освящён в 1899 г.). Каменный храм во имя  преподобных Зосимы и Савватия  (построен в 1807-1814 гг. и освящён 1814 г.). Деревянный в честь  Воздвижения Креста Господня  (построен и освящён в 1894 г.). Гостиница для богомольцев (с 1869 г.). Спасательная станция на западном Яренгском роге (с 1897 г.) Кроме этого, в монастыре были конный и скотный дворы, ветряная мельница, кирпичный завод, кузница. Пертоминский монастырь не имел такого исторического значения, как, например, Соловецкий или Сийский монастыри. Возможно, по этой причине история формирования обители исследована недостаточно. Настоящее сообщение построено на анализе как письменных источников, так и данных натурного изучения памятников монастырского ансамбля, расположенного на восточном берегу Унской губы Белого моря, к юго-востоку от пос.

http://sobory.ru/article/?object=15384

мощи в новую раку и перенесли из часовни в церковь Великомученика Артемия, но и эта церковь три раза подвергалась пожарам, от коих мощи, для сохранения, были износимы. Наконец церковь Св. Артемия воздвигнута вновь каменная в 1793 году, и переименована уже в честь Праведного Артемия Веркольского, которого и мощи тут почивают. КРАСНОГОРСКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. заштатный, в 16 верстах от уездного города Пинеги, на берегу реки того ж имени, на прекрасном гористом месте; основан в 1603 году благочестивым иноком Макарием, который и был первым игуменом, а по кончине погребен здесь же. Соб. церковь в этой обители во имя Грузинской Божией Матери, нынешнее здание коей окончено построением в 1735 году; в ней находятся две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: одна Грузинская, поставленная здесь 22 августа 1629 года Ярославским купцом Григорием Лыткиным, и приобретенная им от персиян, после пленения в 1622 г. Грузии; а другая Владимирская, принесенная сюда основателем, игуменом Макарием, в 1603 году; во имя сего явления устроен придел при главном престоле. В честь Грузинской иконы Богородицы установлено в 1650 году общим празднеством 22 число августа, и после сего дня настоящий чудотворный образ бывает носим со крестами и хоругвями ежегодно в Архангельск, а потом в Холмогоры, при великом стечении усердствующих богомольцев, а возвращается в обитель уже на 4-й неделе Великого поста. Этот крестный ход установлен 1698 г. Афанасием, Архиепископом Холмогорским. Здесь, в обители, погребен сосланный и лишенный боярства Петром Великим, князь Василий Васильевич Голицын, любимец царевны Софии Алексеевны. ТРОИЦКИЙ-ШЕНКУРСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Шенкурске. О времени основания этого монастыря известий нет. Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, существует с 1637 года, 2) Благовещения Пресвятой Богородицы и 3) Великомученицы Екатерины. ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь, муж. в Архангельском уезде, на берегу Белого моря, в Унской губе. Она основана в XVII в., по случаю обретения на сем месте невредимых тел Соловецких иноков Св. Вассиана и Ионы, потонувших в Белом море в 1566 году. Сначала, по некоему сновидению, построена над могилой сих угодников, в 1599 году, часовня, а в последствии времени церковь и монастырь. Ныне здесь две церкви: 1) Соб. Преображения Господня, с приделом Феодора Стратилата, и 2) Успения Богородицы, построенная в 1691 году; в ней почивают под спудом мощи помянутых иноков Вассиана и Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Фасады трапезной отличались суровой, почти аскетической простотой. Гладкие стены членились плоскими лопатками. Прямоугольные окна со ступенчатыми впадинами не имели какого-либо обрамления. Мощный карниз также был прост и выразителен, как и все здание, которое он венчал. Попова Л.Д., кандидат исторических наук, доцент ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск. http://siya.aonb.ru/index.php?num=1857 Каменный пятиглавый трёхъярусный храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте и на пожертвование царей Иоанна и Петра в 1683—1692 гг., освящён в 1692 г. Придел Успенского храма во имя преподобных Вассиана и Ионы, пертоминских чудотворцев, построен и освящён в 1899 г. Каменный теплый пятиглавый храм в честь Успения Божией Матери построен по грамоте Великих государей Петра и Иоанна Алексеевичей от 5 марта 1683 года на Царский счет и освящен в 1692 году. В среднем этаже находится храм, алтарь которого отделяется отхрама капитальной стеной. В 1901–1902 гг. храм внутри отремонтирован, стены оштукатурены, окрашены масляной краской под цветмрамора и покрыты масляным лаком, в Святом алтаре стены украшены живописью, а в окно, что на горнем месте, вделана написанная на стекле икона Спасителя; иконостас вновь переделан; разные украшения и колонны вызолочены по мордану червонным золотом, а фон окрашен масляною краскою под мрамор и покрыт лаком. За клиросом устроены новые большие киоты в стиле иконостаса; иконная живопись поновлена; полы в Святом алтаре и храме покрашены охрой. По окончании ремонта 14 августа 1902 года храм освящен. В 1903 году устроен новый запрестольный крест. В обширной трапезе храма устроен и освящён в 1892 г. придел во имя Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских Чудотворцев. К юго-западу в конце придела за капитальной стеной находится келья, приспособленная для неусыпного чтения псалтыри, с приделом келья эта соединяется дверьми. В 1892 году в северной стороне придела, в ранее существующей нише, устроена кладовая с железным шкафом для хранения монастырских сумм. За капитальной северной стеной расположены две кельи, занятые под рухлядную.

http://sobory.ru/article/?object=48446

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010