В сводном Иконописном подлиннике (XVIII в.) описание образа В. С. помещено под 3 сент.: «Преподобнаго отца нашего священноинока Вассиана, начальника Преображенскаго монастыря, иже в Строкине, пустынника Каргопольскаго, на Онеге реце, новаго чудотворца; подобием сед, брада поменьше Иоанна Богослова, на главе схима, ризы преподобническия». В агиологической лит-ре XIX в. В. С. иногда называют Вассианом Крестомировским (Крестиморовским, Кратемировским). Архиеп. Сергий (Спасский) в списке неканонизированных рус. святых упоминает «Вассиана, начальника Кратемировского (или Крестомировского) монастыря на Онеге реце». Е. Е. Голубинский различал 2 святых: В. С., основавшего свой мон-рь близ Каргополя не позднее 1-й четв. XVI в., и Вассиана Крестомировского, подвизавшегося близ Белого м. «неизвестно когда». В списке архим. Леонида (Кавелина) указан Василий, основатель Кратемировского мон-ря близ Белого м. Появление легенды о существовании св. Вассиана (Василия) Крестомировского может быть объяснено тем, что Пертоминский в честь Преображения Господня муж. мон-рь на Белом м., основанный на месте гибели Вассиана и Ионы Пертоминских , в XIX в. мог именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), т. о. небесный покровитель обители - прп. Вассиан Пертоминский мог именоваться Крестиморовским. По-видимому, в результате смешения 2 пришедших в упадок в XIX в. Преображенских мон-рей на Белом м.- на месте гибели Пертоминских чудотворцев и Строкиной пуст. на Онеге - основатель последней В. С. также в лит-ре XIX в. может именоваться Крестомировским. Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 1017; Барсов Е. Алфавитный указатель мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 23-25; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 31; Зверинский. Т. 2. С. 326. 1160; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 106; Строев. Списки иерархов. Стб. 994-995; Надеждин А. Ист. образ в Спасо-Преображенском Каргопольском мон-ре//Олонецкие ЕВ. 1899. 18; Голубинский. Канонизация святых. С. 319; Срезневский В. И. Отчет Отд-нию рус. яз. и словесности имп. АН о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губ. (июнь 1902 г.). СПб., 1904. С. 15-20; Докучаев-Басков К. А. «Строкина пустыня» и ее чернецы. Петрозаводск, 1914; Галкин А. К. Мон-ри Каргополья - родины св. митр. Вениамина//Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 19-32; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского//Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367, 371.

http://pravenc.ru/text/149901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых). Рассказ о гибели В. и И. и их посмертных чудотворениях содержится в «Сказании о проявлении, и о обретении, и о чудесех преподобных отец наших Васссиана и Ионы, иже на примории Студенаго моря, великаго окияна, в затоце, во Унских нарицаемых рогах, Пертоминских чудотворцев». По наблюдениям О. А. Белобровой и А. Н. Симонова, «Сказание» известно в 3 редакциях: краткой, созданной до 1644 г. (РНБ. Погод. 810, 60-70-е гг. XVII в. ), пространной, значительно обработанной, содержащей вступление, заключение и 5 (в нек-рых списках 7) дополнительных чудес, а также рассказ о посещении мон-ря Петром I Алексеевичем и об освидетельствовании мощей В. и И., известный в неск. вариантах и появившийся в 1-й четв. XVIII в. (один из списков этой редакции помещен в «Памятной книге Пертоминского мон-ря» - БАН. Арханг. Д. 596, 1822 г.). Особая (точнее, проложная) редакция «Сказания» читается в Соловецком Патерике (РНБ. Соф. 452, кон. XVII в.), одним из ее источников был Соловецкий летописец. Представляя собой уникальный документ, содержащий сведения о повседневной жизни севернорус. мон-рей, «Сказание», однако, не сообщает ничего о жизни самих Пертоминских чудотворцев. Известно, что они были монахами Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и учениками свт. Филиппа (Колычева) . Выполняя монастырское послушание, В. и И., а также 5 «бельцов» перевозили известь из устья р. Двины. Их карбас попал в сильный шторм и утонул. Тела святых вынесло волнами на берег в Унской губе (залив в Белом м.). «Сказание» относит кончину преподобных к 1566 г., Соловецкий летописец - к 1561 г. Жители с. Луда, выехавшие на морской промысел, увидели множество ворон там, где лежали тела иноков. Неведомая сила отгоняла птиц от мощей святых, рыбаки обрели их неповрежденными и решили перенести в церковь с. Луда. Из-за сильного тумана рыбаки сбились с пути и пристали к берегу там, откуда отплыли. Ночью им явились во сне В. и И. и повелели положить их «на пустом сем месте, под великою сосною, вышше, противно тогожде места, на немже первее обретосте» («Сказание» пространной редакции. РНБ. Сол. 182/182. Л. 185, XVIII-XIX вв.).

http://pravenc.ru/text/149891.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРТОМИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в Архангельском у. Архангельской губ., на вост. берегу Унской губы Белого м. (ныне пос. Пертоминск в 120 км от г. Архангельска). Основан в 1-й пол. XVII в. на месте гибели преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских . Сведения об устроении П. П. м. содержатся в краткой редакции «Сказания о проявлении, и о обретении, и о чудесех преподобных отец наших Вассиана и Ионы, иже на примории Студенаго моря, великаго окияна, в затоце, во Унских нарицаемых рогах, Пертоминских чудотворцев» (60-70-е гг. XVII в.). В марте 1617 г. близ часовни, поставленной 12 июня 1599 г. над захоронением преподобных Вассиана и Ионы, поселился некий старец. По позднему преданию, это был постриженик Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря инок Иоасаф († 7 марта 1649), кормившийся «от подаяния» богомольцев, приходивших для поклонения мощам преподобных, «а более от пристававших к берегу для спасения во время морских бурь» ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 3). Вскоре к нему собралась братия: Савватий, Дионисий (Сорока), священноинок Ефрем и мирянин Косма с сыном. В обители были построены кельи, позже - деревянная церковь, освященная 24 сент. 1623 (по др. сведениям - 1619) г. в честь Преображения Господня. Пертоминский монастырь. Фотография. 1886 г. Пертоминский монастырь. Фотография. 1886 г. Старейшим вкладом в П. П. м. считается грамота от 15 янв. 1620 г. 2 вдов, И. и Е. Якимовых, из с. Луды на пожни в окрестностях мон-ря, принадлежавшие покойным супругам. По грамоте царя Михаила Феодоровича от 11 июня 1621 г., направленной воеводе кн. Д. П. Пожарскому, обитель, где подвизались 12 чел., получила пахотную и сенокосную земли. В 1622-1624 гг. П. П. м. приобрел у А. Т. Осорьина 2 двора с лавками в Архангельске, а затем некоторые окрестные земли ( Приклонский. 1927. С. XIV, 3-6). 19 июня 1636 г., после прошения строителя Иосифа († 1657), царь пожаловал мон-рю 50 р. «на церковное строение в поминовение... по отце своем» патриархе Московском и всея Руси Филарете (Романове). По благословенной грамоте от 5 марта 1637 г. митр. Новгородского и Великолуцкого свт. Аффония в П. П. м. был возведен деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы (1637) с приделом во имя прп. Алексия, человека Божия. В 1654 г. окольничий и двинский воевода Ф. В. Бутурлин († 1673) вложил в мон-рь образ Божией Матери, с предстоящими Ростовскими святыми, «обложенный венцами и цатами басменными», и икону Божией Матери «Одигитрия» с «таковым же окладом», покровы на богослужебные сосуды «из двоеличной камки с золотыми крестами, обшитые немецкими кружевами» ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 5, 10, 12; Добровольский. 1894. 18. С. 501).

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Церковная иерархия в зависимости от ситуации санкционировала или запрещала почитание этих святых ( Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XII-XVII вв. Л., 1973; Рыжова Е. А. Жития праведников в агиогр. традиции Русского Севера//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 390-442; Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О некоторых особенностях сибирской и севернорусской агиографии//Рус. агиография. 2005. [Т. 1]. С. 143-159). Типичным примером К. «народных святых» является прославление прп. Вассиана и прп. Ионы Пертоминских - 2 монахов, погибших на Белом м. в 1561 или в 1566 г. Эта К. стала единственным случаем, когда причтение к лику святых состоялось по инициативе и при непосредственном участии Петра I. Почитание этих 2 монахов, о к-рых первоначально ничего не было известно, складывалось на месте их погребения - в Пертоминском мон-ре (ныне пос. Пертоминск, в 120 км от г. Архангельска). К. прп. Вассиана и прп. Ионы произошла в 1694 г. Она была связана с пребыванием в Пертоминском мон-ре Петра I во время его 2-й поездки на Белое м. Для рассматриваемой К. оказалось необязательным наличие биографических сведений о жизни прп. Вассиана и прп. Ионы, достоверных чудес и даже останков святых. В аналогичных случаях от патриарха Адриана трудно было добиться благословения на церковное прославление почитаемого усопшего, однако в этом случае воля патриарха Петром не учитывалась ( Симонов. 2011. С. 10-13). Прав. Симеон Верхотурский. Икона. 1903 г. (НТМЗГД) Число К. рус. святых значительно увеличилось после смерти патриарха Адриана. В ряде случаев прославлены были святые, на К. которых епископат не мог добиться патриаршего благословения в XVII в. Однако все они состоялись до учреждения Святейшего Синода. Первой местной К. в условиях отсутствия патриарха в Русской Церкви стало причисление к лику святых кн. Андрея Боголюбского и его сына Глеба Андреевича. Прославление обоих князей состоялось в 1702 г. В связи с этим событием были созданы агиографические и литургические тексты.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

5 июня 1694 г. архиеп. Афанасий совершил в П. П. м. всенощное бдение, во время которого царь пел на клиросе и читал Апостол. После богослужения состоялось обретение мощей святых Вассиана и Ионы. Архиепископ и царь со свитой «в часовнице, идеже древле положены лежаху телеса преподобных», сняли «срубец ветхий» и обнаружили останки одного из святых (кого именно, неизвестно), после чего, «осязав главу мощей, кости и перст и учинивши надлежащее изследование», положили часть останков на прежнее место - под спуд, а др. часть - в раку ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 8; Добровольский. 1894. 17. С. 469). Этнограф секунд-майор П. И. Челищев (1745-1811), посетивший П. П. м. в кон. XVIII в., писал, что «кости одного преподобного» были «великим государем запечатаны» ( Челищев. 2016. С. 136-137). Вероятно, вскоре после 1694 г. по инициативе имп. Петра I состоялась канонизация преподобных. К нач. XVIII в. мощи Пертоминских чудотворцев находились в монастырской часовне (1691) «на пригоре», между Преображенским и Успенским храмами, о чем упоминается в переписной книге обители за 1703 г.: «...в часовни деисус на семи цках писан краски, к летней стене гробница преподобных отцев Васиана и Ионы, решетка древянная, сделана по столярском, покров на гробнице выбойчатой». В 1728 г. в часовне был «над гробницей образ Вассиана и Ионы в молении ко Спасу, писан краски и золотом и сребром листовым» (ГААО. Ф. 60. Оп. 1 Д. 105. С. 30-31 об.; Оп. 3. Д. 16. Л. 19 об.; см. также: Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1638. Л. 12). В описи 1778 г. отмечено, что в часовне были иконостас и гробница «с золочеными прорезными травочками раскрашеными», а на гробнице 3 покрова ( Приклонский. 1927. С. XVII, 110-111, 192-193). Покидая обитель, царь Петр I оставил в ней офицера для надзора за каменным строительством: был сооружен братский корпус (1700), «саженей на дватцать ограда и на углу башня», хозяйственные службы. В нач. XVIII в. за пределами П. П. м. располагались конный и коровий дворы, гумно с овином, ветряная мельница, кузница, кирпичный завод. В 1703 г. в П. П. м. проживали строитель и 12 старцев, в 1721 г.- строитель Елисей и 8 старцев, в 1728 г.- строитель Иосиф и 6 монахов; к 1744 г. мон-рь владел 25 крестьянами. Постепенно соляной промысел, «несмотря на мероприятия со стороны правительства, оскудел» и уже «не возрождался», флот обветшал, монастырь жил гл. обр. «выкормкой и продажей скота», а также оброками с красногорских крестьян и доходами от лавок в Архангельске ( Приклонский. 1927. С. XXXIV-XXXV). В 1764 г. П. П. м. был упразднен и обращен в Преображенский приход, в к-ром служил свящ. Тит Подерин; братия переведена в Ламбасскую пуст. Пинежского у.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Ветлужские священники Иоанн и Онисифор по иерейской совести показали, что оба они получили исцеление, причем Онисифор страдал тяжкой глазной болезнью, и ему возвращено зрение. Ныне от древней обители остается храм во имя апостола Варнавы , в котором и почивают мощи преподобного под спудом. Этот храм теперь служит соборным для образовавшегося здесь города Варнавина Костромской губернии, в 387 верстах от Костромы. Память празднуется 11 июня. 12-й день. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские Святые подвижники Соловецкие, Вассиан и Иона, были учениками святого митрополита Филиппа, когда он был игуменом в Соловках. В 1561 году, за послушание святому игумену, Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твердую землю. На возвратном пути, на устье Двины, буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы. Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в Унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 года построил над мощами их часовню. Вслед затем близ часовни поставил себе келлию отшельник и пришли другие; а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм. Позднее храм был освящен в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель в ста двадцати верстах от Архангельска. Ныне мощи преподобных Вассиана и Ионы почивают там под спудом в каменном храме Успения Богоматери, освященном в 1691 году. Память их празднуется 12 июня. Пертоминский-Преображенский, заштатный (с 1764 года) монастырь находится в Архангельской губернии и уезде, на мысе Белого моря, известном под именем Красный Рог, при входе в Унскую губу, в двадцати четырех верстах к северо-востоку от Унского посада. В соборном храме Преображения, построенном в 1680 году, император Петр принес благодарение Богу за спасение жизни в 1694 году от сильной бури на Белом море. И поныне цел огромный крест, сделанный им собственноручно; царь нес его на плечах своих до берега и поставил там с надписью: «Сей крест поставил капитан Петр в лето 1694». 13-й день. Преподобные Андроник и Савва Московские Преподобный Андроник, «тихий, кроткий, смиренный», по отзыву летописца, был родом из той же Ростовской области, из которой происходил его великий авва. Святой наставник очень любил своего святого ученика за его добродетели и безответное послушание и особенно молил о нем Бога, чтобы покрыл эту невинную душу от вражеских козней и помог ему довершить свое течение до конца. Андроник давно питал в душе желание основать свою общежительную обитель и не таил сего желания от старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом самостоятельность Пертоминской пустыни восстановлена. А по установлении штатов, пустынь упразднена и монахи переведены в пустынь Ламбасскую Пинежского уезда, оставленную на своем содержании, а за тем и земли и все угодью отошли частью к Ламбасской пустыни, частью к крестьянам селений, в коих они находились. Но 1766 года ноября 13-го дня, преосвященный Иоасаф представил Святейшему Синоду, что Ламбасская пустынь к жительству монашествующих неспособна, упраздненная же пустынь Пертоминская, по свои строениям церковным и хозяйственным, равно и положению на пути богомольцев в Соловецкий монастырь, заезжавших на поклонение мощам Вассиана и Ионы, гораздо лучше и выгоднее для жительства и довольства монашествующих, и просил об оставлении Пертоминской пустыни на таком же положении, как оставлена было и Ламбасская. В следствие сего, 1774 года 26 июня указам Святейшего Синода велено монахов из Ламбасской пустыни вывести в Пертоминскую, и по выходе, с первою поступить при духовных штатах учреждения; а 1775 года 7-го марта, указам Святейшего Синода преосвященному Арсению предоставлено на усмотрение, какую из сих двух пустыней оставить выгоднее. Но сии два указа долго не были исполнены, потому что земли, принадлежавшие Пертоминской пустыни, по упразднении ее, некоторые остались у крестьян, бывших за нею, а другие, за удовлетворением крестьян и за неимением других по близости крестьянских селений, отданы в оброк. Дело таким образом затянулось. По резолюции преосвященного Вениамина, преемника Арсения, Архангельская консистория представляла по сему предмету в Контору государственной коллегии экономии свои предположения и требования. Конторой, в удовлетворение Пертоминской пустыни, сделаны распоряжения, но в исполнении их открылось затруднение со стороны крестьян, показавших, что земли, коими назначено удовлетворить Пертоминскую пустынь, неудобны; в следствие сего, угодья назначены в других местах, и дело кончилось только в конце 1778 года 10 . С того времени и поныне Пертоминская обитель и поныне пользуется самостоятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

XIX в.), каменная Зосимо-Савватиевская ц. с колокольней (1814), каменный корпус (1700; в 1861 надстроен 2-й этаж), деревянные 2-этажный корпус (1865), гостиница с 5 комнатами (1869), каменные колокольня и ограда с угловыми башнями (1903-1910; архит. Н. Ермолин). За оградой располагались больница (1905-1905), конный и скотный дворы, смоляной и кирпичный заводы, хозяйственные службы. В 1897-1898 гг. на берегу были устроены Петровская спасательная станция и пристань. В Сумском посаде имелась водяная мукомольная мельница. На подворье в Архангельске стоял 2-этажный дом со службами. Согласно отчету 1893 г., мон-рь владел 31 дес. 1980 саж. земли, в т. ч. 4 дес. 1400 саж. пахотной и 25 дес. 970 саж. сенокосной (Пертоминский мон-рь. 1899. 12. С. 311). Братия содержала школу грамоты в дер. Красногорской. Проживавший при мон-ре фельдшер помогал жителям окрестных сел и деревень; крестьяне «с каждым семейным горем обращались к настоятелю. Падет у мужичка единственная лошадь или корова - дает ему монастырскую лошадь, или корову, или же даст денег на покупку» ( Чирков. 1917. 1. С. 13). В 1895 г. в П. П. м. из Архангельска была доставлена икона Божией Матери «Скоропослушница» (точный список с образа, хранившегося в мон-ре Дохиар ), написанная по просьбе игум. Полиевкта в афонском Андреевском скиту. Эту икону поместили в придельный храм преподобных Вассиана и Ионы; по понедельникам перед ней читали акафист, монахи фиксировали случаи исцелений ( Легатов. О св. иконе. 1908. С. 767-768). Также обитель заказывала иконы и литографированные изображения преподобных Вассиана и Ионы для благословения богомольцев и вкладчиков. Среди благотворителей мон-ря известны еп. Евлогий (Георгиевский), графини А. А. Орлова-Чесменская и С. С. Игнатьева (1851-1944), кн. Б. С. Щербатов (1837-1921), шталмейстер Высочайшего двора П. В. Родзянко (1854-1932) и др. (Мон-ри Архангельского Севера. 2017. С. 120). В 1918 г. в П. П. м. проживали 20 чел. Архим. Вадим (Смирнов), избранный настоятелем 5 дек. 1915 г., ранее служил в Корельском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре , а до 1903 г.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Так преп. Стефан стал питать немощных и бедных молитвенниц 128 . † Воспоминание о пр. Вассиане и Ионе Соловецких Преп. Вассиан и Иона образовались в духовной жизни наставлениями св. Филиппа, когда был он игуменом Соловецкой обители. Как совершалось преспеяние их в духовной жизни, о том не сохранилось известий; но по нетлению их несомненно, что они достигли высокой степени духовного совершенства. Самый последний подвиг жизни их свидетельствует, что они были чада послушания. – В 1561 г. по воле святого игумена Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твёрдую землю. На возвратном пути из устья Двины буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы 129 . Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и сперва хотели перевезти их в свой посад, но он стоял за 25 вёрст от того места, и они похоронили их там, где нашли. Мамант, старец Сергиевой лавры, управлявший соляными варницами в Уиском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 г. построил над мощами их часовню. Вслед затем близ часовни поставил себе келью отшельник, к нему пришли другие, а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм и отправился за антиминсом в Вологду, но был убит ляхами. Спустя 5 лет после того, как волнения, поднятые самозванцами, утихли, храм был освящён в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель 130 . Вот один из многих опытов загробной деятельности святых Пертоминских! В обители их чувствовали недостаток в сене, нужном для скота. Более других скорбел о нужде благочестивый послушник Никита, скорбел и молился о помощи. В одну ночь после молитвы заснул он. И вот являются преп. Вассиан и Иона. «Ты призывал нас, говорят они; но нас не было в обители, – мы промышляли сена для скота; – Бог посылает тебе довольно сена, – не скорби; скажи братии – сено куплено, пусть пошлют в ближние поселения». Когда послали в Унскую волость, то купили до 90 возов и за цену небывалую, по 6 денежек за воз 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1764 г. мон-рь был упразднен, возобновлен в 1774 г., однако, по-видимому, потом пришел в упадок. По свидетельству еп. Макария (Миролюбова) , в 1881 г. из монастырских построек сохранился только каменный Преображенский собор, построенный в 1684 г. В нач. XX в. над мощами святых поставили посвященную им каменную церковь. Местная канонизация В. и И. была подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г., а также в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные в 1974 и 1981 гг. Частицы мощей преподобных ныне хранятся в Покровской ц. близ г. Кириллова (Вологодская обл.). В лит-ре XIX в. Пертоминский мон-рь может именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), в связи с чем в агиологической лит-ре (у архиеп. Сергия (Спасского) в Месяцеслове (Т. 3. С. 554), Е. Е. Голубинского в «Истории канонизации русских святых» (С. 319) и др.) встречаются сообщения о несуществовавшем святом - Вассиане Крестомировском (Крестиморовском, Кратемировском), под к-рым должен пониматься или Вассиан Пертоминский, или прп. Вассиан Строкинский . Ист.: Описание о российских святых. С. 161; Служба преподобным отцам Вассиану и Ионе, Пертоминским чудотворцам. СПб., 1861. М., 19022. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 509-510; Архангельский сб. или мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. С. 211; Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на 4 столетия от основания Соловецкого мон-ря до нашего времени. М., 1833. С. 30; ДАИ. СПб., 1867. Т. 10. 71. С. 300-310; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Ч. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря. Архангельск, 1894; Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Ключевский. Древнерусские жития. С. 348; Яхонтов И. Жития св. севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 157-159, 297-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 99-100; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178-179; Голубинский. Канонизация святых. С. 133; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 75-77; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 217, 259; Соловецкий патерик. С. 70-73; Белоброва О. А. , Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457.

http://pravenc.ru/text/149891.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010