Богородицы, при впадении р. Лявли в Сев. Двину (муж., упом. с 1610, в 1764 упразднен); Верхошеремская Вознесенская муж. пуст., в верховьях р. Шереньги (основана до 1613, в 1764 упразднена); Ламбасская Преображенская муж. пуст. (основана в 1615, в 1777 преобразована в приход); Козьеручьёвский Спасский, на правом берегу Сев. Двины (муж., основан в 1617 на месте явления образа Спасителя, в 1764 преобразован в приход); Пертоминский, на мысе Красногорский Рог в Белом м. (муж., основан в 1617 на месте обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, в 1764 упразднен, в 1778 возобновлен, закрыт в 1920-1922); Кривецкий, на левом берегу Сев. Двины (муж., основан до 1619, в 1764 упразднен); шенкурский Троицкий (основан в 1637 как муж., приблизительно с 1665 жен., в 1764 преобразован в приход, в 1779 возобновлен как муж., в 1865 вновь преобразован в жен., закрыт в 1920-1922); Уздринская (Узринская) Введенская муж. пуст., на реках Уздре и Пуе (основана до 1646, в 1764 упразднена); Верхопаденская во имя свт. Николая Чудотворца муж. пуст., на левом берегу р. Паденьги (основана в 1656 на месте явления чудотворной иконы свт. Николая (1620), в 1764 упразднена); Кий-Островский в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, на о-ве Кий Онежского зал. (муж., основан в 1656, закрыт в 1920-1922); Макариевская Предтечева муж. пуст., на оз. Юмзенском (основана в 1667, в 1779 преобразована в приход); Холмогорский Владимирский (жен., основан до 1672, упразднен в 1687); Холмогорский Успенский (жен., учрежден в 1688 взамен упраздненного Владимирского мон-ря, до 1798 назывался Успенский на Курцове, в 1786 издан указ об упразднении мон-ря, к-рый не был исполнен, закрыт в 1920-1922); Сёмженские кельи, жен. скит ок. р. Сёмжи (основан во 2-й пол. XVII в. старообрядческими инокинями Евфимией и Павлой, до нач. XX в. старообрядческий, в нач. XX в. заселен правосл. монахинями, в 1901 приписан к Ущельской общине); Новоземельский Николаевский муж. скит Корельского мон-ря, на о-ве Нов. Земля (основан в 1882, закрыт в 1920-1922); Святоезерский Николаевский муж.

http://pravenc.ru/text/76432.html

В тот же день память преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, утонувших в Белом море в 1561 году. Память 13 июня Страдание святой мученицы Акилины В Палестинском городе Вивлос где христиане появляются со времени святых Апостолов, жил христианин Евтолмий, честное супружество которого Господь благословил рождением отроковицы, названной Акилиной. Через четыре месяца со дня рождения малютки, мать принесла ее к епископу Евфалию, который огласил младенца, осенив его крестным знамением; затем по истечении двух месяцев, он окрестил отроковицу. На втором году Акилина лишилась отца, отошедшего в небесные селения, и осталась на попечении матери; последняя растила свою дочь, внушая ей правила благочестивой, христианской жизни; семи лет отроковица уже вполне усвоила эти наставления. С дальнейшим возрастом Акилина все более и более исполнялась Святого Духа, украшаясь благодатью Христовой, и она настолько прониклась ею, что в малых и еще несовершенных годах своей юности мужественно победила, как ничтожную вещь, указы нечестивых царей об обязательном для всех идолослужении. Об этом нам и предстоит теперь слово. Когда Акилине, непрестанно призывающей в молитвах Бога, исполнилось десять лет, шел седьмой год царствования Диоклитиана в это время начальство над Палестинской страной принял некий Волусиан, скорее порождение диавола, нежели человека. Не признавая истинного Бога, Творца всего существующего, Волусиан с ненасытной злобой начал гнать благочестивых последователей Христа Спасителя, — и многие доблестные воины Христовы, мужественно перенесшие страдания, удостоились неувядаемых венцов. В эти дни блаженная отроковица Акилина, исполненная Боговедения, часто обращалась к своим сверстницам с таким увещанием: — Какую пользу вам приносит почитание немых и бесчувственных идолов? Разве вы не знаете, что поклоняющиеся им с верой льстят себя праздной, пагубной, диавольской надеждой? Это боги мертвые и бессильные, могут ли оказывать благодеяния? — Какого же ты почитаешь Бога? — спросили сверстницы Акилину.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Иерархическая степень обители и управление . Пертоминская обитель со времени своего основания всегда состояла на своем содержании, и теперь – в числе заштатных. Настоятели ее были первоначально строители, иногда игумены, а иногда и простые вдовые священники, по малолюдству братии, и даже иеродиаконы и простые монахи. Прежде всякого настоятельства, жили при мощах Вассиана и Ионы Мамант, потом Дионисий Сорока и наконец черный поп Ефрем, поставивший Преображенскую церковь , освященную игуменом Иаковом. 1) Впрочем, первым строителем и основателем Пертоминской обители, по местным записям, был некто инок Иоасаф, прибывший 1617 года из пределов Великого Новгорода, постриженик пустыни Александра Свирского , родом Свирянин. Скончался он 1649 года марта в 7-й день. А по списку Строева, первым игуменом в Пертоминском монастыре был Иаков с 1617 до 1621 года. В этом последнем году 11 июня, действительно, пожалована была царская грамота на имя игумена Иакова с братею. , в 1627, 1630 и 1633 годах, при царе Михаиле Феодоровиче упоминается иеромонах Антоний с братию. 2) Преемником Иоасафа был инок Иосиф, постриженик сея пустыни, избран по приговору братии, еще при жизни Иоасафа, отказавшегося от начальствования за престарелостью; муж искусный и трудолюбивый, родом Серпуховин. Он скончался в 1657 года марта в 25 день. Впрочем, в 1637 году упоминается в Пертоминской пустыни Спасский черный поп Корнилий, на имя коего дана в Новгороде 5 марта Новгородским митрополитом Афонием грамота на построение Успенской церкви с приделом Алексея человека Божия на старом церковном месте. В 1639 году упоминается строитель иеромонах Вассиан. 3) После Иосифа восхитил строительство схимонах Тихон в 1657 г. и строительствовал девять лет. За ним настоятельствовали: 4) Строитель Феодосий, священник (1666 г.), принявший сию должность по выбору братии. 5) Строитель священноинок Ефрем 1668 года. 6) Строитель иеромонах Михаил Харзеев из иеродиаконов домовой церкви Корнилия митрополита Новгородского (1675 г.). По его ходатайству монастырь сей, приписанный патриархом Никоном к Крестному монастырю, отошел от него со всеми бывшими за ним владениями и сделался опять самостоятельным. При нем же в 1679 году, по грамоте Новгородского митрополита Корнилия, построена церковь Преображения Господня, с приделом Федора Стратилата, которая и ныне существует; а в 1683 году, по царской грамоте, строена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезною, хлебною и погребами, с отпуском жалованного из казны материала на постройку оной. Им же исходатайствованы монастырю и царские многие милости. Управление игумена Михаила продолжалось с 1675 до 1690 года и вообще ознаменовано жалованными грамотами и вкладами монастырскими от царей и цариц. Но по долговременном начальствовании он, за разные преступления, патриархом Иоакимом в декабре 1690 года отрешен от должности и сослан в Сибирь. После Михаила заведовали монастырем несколько времени келарь старец Вавила и казначей старец Серапион.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Аполлонии, по просьбе братии в П. П. м. ввели общежительный устав Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В янв. 1868 г. П. П. м. возглавил архим. Кирилл (Доброленский; † 1915), оставивший воспоминания о мон-ре. Прежде он подвизался в Киеве, Волынской и Смоленской губерниях, и, отправившись к новому месту служения, «ни в адрес-календаре, ни в святцах» не мог отыскать даже названия того мон-ря, в к-рый был назначен настоятелем. Согласно его свидетельству, в голодную зиму 1867/68 г. монахи кормили всех нуждавшихся, приходивших в обитель за пропитанием ( Кирилл (Доброленский). 1888. 1. С. 64, 67). 21 окт. 1893 г. настоятель иером. (с 1894 игумен) Полиевкт (Кочерин; 1821-1906) ходатайствовал перед еп. Архангельским Никанором (Каменским) о разрешении возвести часовню на том месте, где царь Петр I со свитой высадился на берег. В 1894 г. на пожертвования мещанина Нёнокского посада И. Н. Логинова на берегу Унской губы (на том месте, где стоял т. н. Петровский крест) была построена и 12 июня 1894 г. еп. Никанором освящена деревянная холодная на каменном фундаменте ц. в честь Воздвижения Креста Господня. В ее иконостас справа, «где подобает быть храмовой иконе», поместили точную копию креста 1694 г., перенесенного в кафедральный собор Архангельска. Также в церкви хранился др. небольшой деревянный крест, поставленный в 1791 г. путешественником Челищевым на месте первоначального Петровского креста ( Челищев. 2016. С. 137). Ежегодно 5 июня, 14 сент. и 17 окт. в память о спасении царской семьи при крушении поезда на ст. Борки 17 окт. 1888 г. к Крестовоздвиженскому храму из П. П. м. совершались крестные ходы. К нач. XX в. в мон-ре находились деревянный Преображенский храм с приделом вмч. Феодора Стратилата (1684; в 1861 и в 90-х гг. XIX в. отремонтирован), 5-главый 3-этажный теплый каменный Успенский собор (1692; неоднократно ремонтировался; в трапезной в 1899 освящена теплая придельная ц. преподобных Вассиана и Ионы) с примыкавшим 2-этажным корпусом (кон.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Указом от 4 дек. 1778 г. П. П. м. возобновлен как заштатный. В 1791 г. в нем проживал «для охранения церквей один только простой монах... да для отправления подлежащего богослужения белый священник-вдовец» ( Челищев. 2016. С. 138). В 1800 г., при строителе (1792-1804) иером. Феодосии, монастырь получил во владение 4 дес. 1400 саж. пахотной земли, а также сенокосы: 2 дес. 528 саж. «в наволоке», 11 дес. 1600 саж. «при каменном ручье», 11 дес. 1242 саж. земли («в ягодном и островской») и более 2 дес. «неудобной» земли ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 12). К кон. XVIII в. обитель также владела 4 тонями на Унском берегу, Ратоминским оз. на Лудской стороне с сенными покосами, а также 2 мукомольными мельницами, в т. ч. в Сумском посаде. Согласно описям 1712 и 1721 гг., в монастырской б-ке имелись среди прочего печатные и рукописные книги: «Многосложный свиток» (М., 1642), Требник свт. Петра (Могилы) (К., 1646), пожалованный царем Феодором Алексеевичем, Житие прп. Сергия Радонежского и служба ему (1646/47), «Беседы на Деяния апостольские» (К., 1624), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (1647), сочинения аввы Дорофея Газского и прп. Ефрема Сирина (М., 1652), «Беседы на Евангелия» (К., 1664), «Меч Духовный» архиеп. Лазаря (Барановича) (К., 1666), Киево-Печерский патерик (К., 1680). В ризнице упоминаются «в мелких бумашках оберчены мощей святых части и подписаны», «часть плащеницы Христовы», частицы «Неопалимые Купины», «жезла Моисеева», «жезла Ааронова», власяницы прп. Антония Римлянина, ризы прп. Михаила Клопского, ризы свт. Иоанна Новгородского, мощей св. Лазаря Четверодневного и вмц. Варвары ( Приклонский. 1927. С. 179-184). При строителе иером. Рафаиле (1804-1809) на месте часовни над захоронением преподобных Вассиана и Ионы началось возведение каменной летней церкви с колокольней (1807-1814). Во время строительства иером. Рафаил обратился к Архангельскому еп. Евлампию (Введенскому) с вопросом, «как поступить в данном случае с гробницею преподобных, доселе находившеюся в часовне, которую теперь нужно разобрать».

http://pravenc.ru/text/2580056.html

5. Вторник 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Сщмч. Дорофея, еп. Тирского. Блгв. кн. Феодора, брата блгв. вел. кн. Александра Невского. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев. Прп. Петра Коришского. Перенесение мощей блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (службу зри 19 сентября) . Свт. Константина, митр. Киевского. Служба сщмч. Дорофея, еп. Тирского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди). На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 4-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда пришел еси...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Низшедшее естество...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак священномученика, глас 5-й; седален священномученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда вознеслся еси...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-18/

5. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших . Глас 1-й. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Сщмч. Дорофея, еп. Тирского. Блгв. кн. Феодора, брата блгв. вел. кн. Александра Невского. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев. Прп. Петра Коришского. Перенесение мощей блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (службу зри 19 сентября) . Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Свт. Константина, митр. Киевского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387) . Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на субботу, 4 июня. Рядовая служба Минеи (сщмч. Дорофея, еп. Тирского) может быть перенесена на повечерие одного из предшествующих или последующих дней. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 3-й и глас 8-й – 6 (последняя стихира, глас 8-й: «Святых память...» – не поется). «Слава» – русских святых, глас 1-й: «Веселися о Господе...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии русских святых – 3. На литии стихира храма и стихиры русских святых, глас 8-й и гласы 1-й–8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 8-й: «Срадуйтеся с нами...» ; или Богородичен воскресный, глас 8-й: «Безневестная Дево...». На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – русских святых, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов...» , «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 2-й: «Вышнии лицы...», или глас 8-й: «О, преславнаго чудесе!..»; или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О чудесе новаго...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь русских святых, глас 8-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-18/

Всякий раз, поминая своих умерших и молясь о упокоении их с праведными, мы вместе с тем молимся и о даровании им вечной памяти, и эта последняя служит для нас видимым признаком праведности усопшего. Не вдруг по кончине своей прославляются праведники, проходят продолжительные периоды времени, нередко целые века, в течение коих творится о них церковная молитва: потом они уже объявляются молитвенниками за творящих их память, что бывает при посредстве чудесных знамений, свидетельствующих об их святости. Иные праведники остаются навсегда сокровенными и поминаются наравне со всеми усопшими, в течении многих веков, признаваемые угодившими Богу. Отсюда явствует, что вечная память есть достояние праведников. Как бы ни было велико земное почитание исторических личностей, все же оно не может сравниться с святочтимою памятью праведника. Если сравним великолепный памятник какому-либо герою, воздвигнутый на площади многолюдного города, с священною гробницею угодника Божия, находящеюся в храме Божием, то найдем между ними великую разницу: последней т. е. гробнице, все воздают благоговейное поклонение, обращаясь к почивающему в ней угоднику, как к живому; a y первого (памятника) возбуждается в проходящих только одно воспоминание о жившем некогда герое. Прославление исторических личностей – дело человеческое; прославление праведников – дело воли Божией и милости Всевышнего к людям. Память о некоторых праведниках, по человеческим соображениям, должна была бы исчезнуть, a между тем чудесные действия и особые откровения служат побуждением вечно чтить священную память этих праведников. Примером сего могут служить обстоятельства кончины наших Соловецких иноков преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских чудотворцев. Известно, что оба эти иноки, плывши однажды по морю из устья реки Двины, были застигнуты сильною бурею. Ладью их, в которой с ними находилось пять человек бельцов, залило волнами и они все потонули. Божиим Промыслом тела двух святых иноков были принесены морскими волнами в Унскую губу и извержены на сушу в пустом месте. Здесь их нашли жители ближнего селения и предали земле. При этом, преподобные Вассиан и Иона явились в ночном видении этим поселянам и указали им место для погребения. После этого стали совершаться чудеса от нетленных мощей угодников Божиих, a впоследствии создалась на этом месте обитель Пертоминская. Вот еще пример. Замученное тело страдальца Василия Мангазейского было безчестно погребено и 50 лет пребывало в совершенном забвении. Наконец, Промыслом Божиим нетленные мощи были открыты при посредстве явлений из загробного мира самого праведника, и по указанию его перенесены из города Мангазеи в Туруханский монастырь, где и поныне почивают. Эти и подобные им примеры очевидно являют истину псаломского слова: «в память вечную будет праведник».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Часть пятая. Церковь в восемнадцатом столетии. Царствование Петра Великого В первый год нового столетия преставился патриарх Адриан. Царем был 28-летний Петр Алексеевич, одинадцатый год на деле правивший государством. Великий преобразователь, жертвенно посвятивший себя царственному служению России, требовавший того же от всех своих подданных, заимствуя многое от пленившего его воображение, своими техническими достижениями, Запада, стремившийся вследствие этого усилить внешнюю мощность отечества, он не останавливался перед, порою чрезмерной, ломкой своего родного. Таковая ломка произведена была царем и в отношении канонического строя Церкви. Греша непристойными забавами, затрагивавшими духовный и царский чины, царь Петр был верующим и церковным. Он любил петь на клиросе и читать Апостола, в частности в воздвигнутом им Св. Троицком храме в только-что создавшемся С.-Петербурге. В 1693 г. он писал царице Наталии Кирилловне: «изволила ты писать, что передала меня в паству Матери Божией. И такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и предстательством не точию я один, но и мир весь сохраняет Господь». Читал он в Великую Субботу паремии в Соловецком монастыре. Духовником его некоторое время был подвижник, прозорливец иеромонах Иов, основатель Голгофо-Распятского скита в Соловецкой обители. В последней иконостас в Св. Преображенском храме воздвигнут был по его повелению в 1697 г. По его же распоряжению при нем построена была в 1702 г. церковь на Заячьем острове в Соловецком мон. В 1694 г. царь был застигнут сильной бурей в Белом море и молился о спасении. Судно его добралось до Унской губы. Там находился Пертоминский мон., возникший на месте погребения праведных иноков соловецких, Вассиана и Ионы, утонувших вблизи в 1561 или 1566 г .г. Они чудесно помогали обращавшимся к их предстательству. Петр и свое спасение объяснил тем же. Он просил архиеп. Холмогорского Афанасия об обретении их мощей, что и было исполнено. Установлено было им местное празднование. Им возобновлен был Новгородский Перекомский мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  В тот же день память преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, утонувших в Белом море в 1561 году. Память 13 июня Страдание святой мученицы Акилины В Палестинском городе Вивлос [ 1 ], где христиане появляются со времени святых Апостолов, жил христианин Евтолмий, честное супружество которого Господь благословил рождением отроковицы, названной Акилиной. Через четыре месяца со дня рождения малютки, мать принесла ее к епископу Евфалию, который огласил младенца, осенив его крестным знамением; затем по истечении двух месяцев, он окрестил отроковицу. На втором году Акилина лишилась отца, отошедшего в небесные селения, и осталась на попечении матери; последняя растила свою дочь, внушая ей правила благочестивой, христианской жизни; семи лет отроковица уже вполне усвоила эти наставления. С дальнейшим возрастом Акилина все более и более исполнялась Святого Духа, украшаясь благодатью Христовой, и она настолько прониклась ею, что в малых и еще несовершенных годах своей юности мужественно победила, как ничтожную вещь, указы нечестивых царей об обязательном для всех идолослужении. Об этом нам и предстоит теперь слово. Когда Акилине, непрестанно призывающей в молитвах Бога, исполнилось десять лет, шел седьмой год царствования Диоклитиана [ 2 ], в это время начальство над Палестинской страной принял некий Волусиан, скорее порождение диавола, нежели человека. Не признавая истинного Бога, Творца всего существующего, Волусиан с ненасытной злобой начал гнать благочестивых последователей Христа Спасителя, — и многие доблестные воины Христовы, мужественно перенесшие страдания, удостоились неувядаемых венцов. В эти дни блаженная отроковица Акилина, исполненная Боговедения, часто обращалась к своим сверстницам с таким увещанием: — Какую пользу вам приносит почитание немых и бесчувственных идолов? Разве вы не знаете, что поклоняющиеся им с верой льстят себя праздной, пагубной, диавольской надеждой? Это боги мертвые и бессильные, могут ли оказывать благодеяния? — Какого же ты почитаешь Бога? — спросили сверстницы Акилину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010