По окончании даже и счастливой уборки хлеба всетаки полученных продуктов редко, а даже можно почти сказать и никогда, недостает для годового продовольствия, ибо северный климат не благоприятствует растительности. После кратковременной трехмесячной своей улыбки природа по–прежнему погружается в девятимесячный непробудный сон, так что в начале октября здесь уже все покрыто снегом; солнце, почти не сходившее в летнее время с горизонта, является на несколько часов, но потом мало–помалу и это делается реже, так что половину зимы его и вовсе не видно. Воцаряется везде глубокое безмолвие и мертвая тишина, которая и нарушается только или звоном убогаго монастырскаго колокола, призывающего иноков на молитву, или шумом от буйнаго ветра и вьюги, или же, наконец, резким криком какойлибо плотоядной птицы и воем зверей от голода и холода…. В тоскливое осеннее и зимнее время суровость северной природы несколько смягчается еще зеленью неувядаемых сосен и елей. Но когда и она покрывается изморозью и снегом, тогда природа становится еще угрюмее» (Описание Веркольской пустыни. С. 2–3). «Путь к обители крайне затруднителен и пролегает местами едва ли не по тропинкам, проложенным ногами оленя, а потому обитель редко бывает кемлибо посещаема и остается чрез это без всякой сторонней помощи» (Там же. С. 1). Можно себе представить, какой тяжелой была жизнь монахов этой обители в XVI столетии. И в таком состоянии находились почти все монастыри Русского Севера. Както в очередной раз случился сильный голод в монастыре преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских. Когда ситуация достигла критической точки и братия уже хотела разойтись, монастырскому старцу Дионисию во сне явились преподобные и сказали: «Не скорбите, братия, что постигла вас хлебная скудость, и не расходитесь». Спустя некоторое время в монастырь пришли иноки Кандалажского монастыря и предложили пертоминским монахам забрать их рожь. Они рассказали, что ночью их корабль «нанесло на камень» и они едва сами спаслись. На корабле оказалось 120 мер хлеба, и братия Пертоминского монастыря кормилась им целых полтора года (РНБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12. Суббота. Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (со 2-й Недели по Пятидесятнице). Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского. Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (службу зри 3 июля). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (службу зри 5 июня). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Служба прп. Онуфрия Великого и прп. Петра Афонского шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена полиелейная служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) (Б). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Онуфрия, глас 8-й – 3, и прп. Петра, глас тот же – 3. «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Преподобнии отцы…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Мученицы Господни…», 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й: «Аще кая добродетель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Еже по образу…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон прп. Онуфрия со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Петра на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-25/

В 1687 г. было создано еще одно произведение о явлении мощей И.- «Слово о принесении честных мощей святаго праведнаго Иякова Боровицкаго, Новгородскаго чюдотворца, и о чюдесех его» (нач.: «Сей святый великий чюдотворец Ияков дарова нам Божественое си имя ведети»). Его автором является новгородский подьячий Борис Козынин, создавший т. н. Косинский сборник (ркп. из собрания Ф. И. Буслаева, ранее принадлежавшая Косинскому мон-рю - РНБ. F.I.729),- «энциклопедию» житий Новгородских святых со службами и Похвальными словами. Козынин опирался на все известные к тому времени тексты об И. Предания об И., бытовавшие на Новгородской земле, получили отражение в агиографических произведениях и в трудах церковных историков XIX в. Почитание В Сказании о чудесах от мощей И. сообщается, что летом 1544 г. жители Боровичей (ныне город в Новгородской обл.) обратились к Новгородскому и Псковскому архиеп. Феодосию с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, погребенных в часовне на правом берегу р. Мсты. Архиеп. Феодосий послал в Боровичи клириков новгородского Софийского собора: свящ. Иоанна и диакона. Освидетельствование сопровождалось расспросами местных жителей о святом. Новгородским клирикам было рассказано местное предание, передававшееся «из роду в род», о явлении во вторник Светлой седмицы мощей, плывших в обгорелой колоде (гробе) без верха на большой льдине к Боровичам во время весеннего разлива Мсты (в севернорус. агиографии часто встречаются сообщения о вымывании мощей из земли во время весеннего половодья - см., в частности, Сказание о явлении мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Сказание о чудесах прп. Кирилла Вельского, Житие прп. Варлаама Важского). Мощи были погребены на правом берегу Мсты в том месте, куда их принесло водой. Следственная комиссия не выяснила, когда произошло это событие. В источниках приводятся разные даты: вторник Светлой седмицы 1452 г., пришедшийся в том году на 11 апр. (РНБ. Погод. 629. Л. 172, XVII в.), 23 окт.

http://pravenc.ru/text/200241.html

6 Добывать китовый жир Монастыри, стоявшие на морском побережье, уделяли большое внимание «мурманскому промыслу». Основной продукт промысла — ворвань, то есть китовое, моржовое и тюленье сало, охотно покупали в Холмогорах, Каргополе и даже за рубежом. Например, каждое лето в Печенгскую обитель приходил купеческий корабль из Гамбурга, купцы брали в обители семгу, китовое сало, а взамен давали соль, крупы, вино и другие припасы с приплатой деньгами. В конце XIX века монашескому скиту, организованному Николо-Корельским монастырем на Новой Земле «с целью просветить евангельским учением» самоедов было дано право пользования небольшими охотничьими угодьями наравне с местными жителями. Добывали белуху, нерпу, тюленей. Это принесло приходу хороший доход. По преданию, в монастыре преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских как-то во время безденежья монахи не знали, как расплатиться с работниками монастыря. Когда братья после вечерни вышли из церкви, то в сумерках увидели какую-то странную гору, возвышавшуюся на берегу. Подошли поближе. Оказалось, что на берег выбросило огромного кита. Монастырь продал 230 пудов китового сала, и обитель была надолго обеспечена. 7 Учить грамоте язычников Православных миссионеров среди северных монахов было много. Например, в 1825–1830 годах архимандрит Вениамин из Антониево-Сийского монастыря был послан архиерейским начальством для благовествования Евангелия. Изучив самоедский язык, он составил грамматику и перевел несколько религиозных книг. Кроме крещения 3000 человек, сотоварищи Вениамина уничтожили много языческих идолов. А игумен Николо-Корельского монастыря Филарет в 1822–1835 годах пять лет прожил с самоедами в самоедских тундрах и строил там деревяные церкви для принявших христианство местных жителей. Николаевский монастырь в Архангельской области в 1832 году духовно окормлял как минимум три прихода в самоедской тундре. Летом обитель посылала монахов и послушников для проповеди Евангелия язычникам-самоедам. 8 Выращивать арбузы Да-да, это не описка — не клюкву выращивать, не морошку, а именно арбузы.

http://sever.foma.ru/sem-drevnih-i-neoby...

Царские двери к сей церкви и деисус пожаловала благоверная государыня великая княжна Ирина Михайловна. В 1679 году Пертоминской обители строитель Михаил с братиею просил Новгородского митрополита Корнилия о построении вновь храма Преображения Господня с приделом великомученика Феодора Стратилата. По указу Государя Феодора Алексеевича, дана митрополитом на построение тех храмов благословенная грамота, и в 1680 году 28 сентября положено храмам основание, а в 1684 году 28 сентября, по благословению Афанасия архиепископа Холмогорского и Важеского, те храмы освящены Холмогорского кафедрального собора ключарем Алексием. Храм Преображения Господня с приделом и доныне существует в Пертоминской пустыни. 1683 года февраля 26 дня, по грамоте великих государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, данной архиепископу Афанасию повелено построить каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезой, хлебной и погребами, а материалы на эти строения доставлять из Архангельска на счет государственной казны. В следствие сего, на основание храма того и дана от преосвященного архиепископа благословенная грамота апреля в 15-й день того же года. Храм сей, который и ныне существует, в продолжение 9-ти годов приведен к окончанию и в 1692 году окт. 2 дня освящен, по грамоте того же архиепископа, Пертоминским игуменом Лаврентием с поповским старостой священноиноком Иваном Исакиевым и Архангельского собора диаконом Алексием. Церковь сия трехэтажная: в верхнем этаже ризница в двух довольно пространных комнатах, в среднем этаже середине паперть и трапеза, а по сторонам настоятельские и братские кельи, далее самая церковь в одной связи, а внизу кладовая, хлебная, братская трапеза, поварня и отчасти братские жилые кельи. Кроме сей каменной церкви, начата строением в 1804, а окончена в 1814 году другая небольшая каменная церковь , по благословению епископа Парфения, во имя преподобных Зосимы и Савватия с каменною же колокольней об одном ярусе 6 . Внезапное и неожиданное посещение обители Государем Императором Петром I-м и свидетельствование мощей преподобных Пертоминская обитель, как уже и видели, имела полный состав иночествующих, благоукрашалась, по повелениям самодержавных государей, величественными для своего времени храмами, и слава ее далеко разносилась устами боголюбцев; но за всем тем останки тех, ради коих почило благословение на оной, именно мощи преподобных Вассиана и Ионы, сперва огражденные силой одного креста, а после молитвенною храминою, поставленными над местом их покоения, оставались не свидетельствованы и под спудом в земле 128 лет, с 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

подробнее: Пертоминск. 2018. С. 27-35). В 1925 г. в бывш. обители была организована коммуна «Красное поле», члены к-рой пользовались монастырским имуществом. В том же году колокола и утварь из металла (155 пудов 23 фунта) отправлены в Архангельск. В нач. 30-х гг. ХХ в. все церкви П. П. м. были разобраны. В апр. 1920 г. Архангельский губ. отдел юстиции на запрос Наркомата сообщал, что мощи Пертоминских чудотворцев пребывают «нетронутыми» ( Феофил (Волик). 2009/2010. С. 25-27). 17 сент. 1922 г. комиссия из представителей архангельских губисполкома, губрабкрина, губчека, профсовета, губздравотдела, губотдела просвещения и губкома РКП(б) в присутствии свящ. Александра Нечаева († 1942) и еще 2 священников, направленных еп. Архангельским сщмч. Антонием (Быстровым), вскрыла раку с мощами. Сохранился акт вскрытия: «Рака деревянная в серебряной чеканной оправе... На верху раки покров. На крышке изображения Вассиана и Ионы. Рака накрест освязана проволокой и в концах ее оплетения была наложена сургучная печать». «В середине большого ящика» члены комиссии обнаружили «маленький ящик», в котором находились «большеберцовая кость, теменная кость и поясничный позвонок» (ГААО. Ф. Р-5045. Оп. 1. Д. 3. Л. 98-99). Считается, что частица мощей, чудом сохраненная неким иером. Иннокентием, с 60-х гг. XX в. пребывает в Покровском храме дер. Аксёново Кирилловского р-на Вологодской обл. Уцелевшие документы из монастырского архива и книги из б-ки в 1926 г. были вывезены на Соловки и изучены членом Соловецкого общества краеведения А. П. Приклонским (1882-1937) ( Приклонский. 1927). К 2019 г. документы архива находятся в Государственном музее истории религии (РГАДА (Ф. 1459) и ГААО. (Ф. 60)). Ансамбль П. П. м. в 1998 г. был взят под гос. охрану в категории памятников истории и культуры Архангельской обл. регионального значения. Сохранились 4 угловые башни ограды (нач. XX в.) и 2 двухэтажных корпуса. В одном из корпусов (1700, 1861) с 1929 г. находились квартиры служащих детского дома. В юж. башне, соединенной с хозяйственным зданием, с 1929 г. устроены изолятор, аптека и квартира фельдшера, затем в ней располагалось почтовое отд-ние. В зап. башне (1903) находился магазин, в сев. башне (1904) - пекарня и жилые помещения, в вост. башне - сберкасса и райздравотдел. 27 сент. 2017 г. на территории П. П. м. установлен 6-метровый поклонный крест. К 2019 г. в одной из монастырских башен устроена часовня в честь Преображения Господня, приписанная к ц. апостолов Петра и Павла в дер. Лопшеньга Приморского р-на Архангельской обл. Настоятель этого храма прот. Владимир Новиков окормляет пертоминскую общину.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Древнерусские жития. С. 341). Продолжали создаваться жития блгв. князей (особенно живших в XII-XIII вв.) Георгия Всеволодовича, Глеба Андреевича, Романа Угличского, кнг. Анны Кашинской; святителей XIII-XVI вв. Максима, Герасима, Питирима и Ионы Пермских, Германа Казанского, Иакова Ростовского, Феодора Ростовского; праведных мирян Артемия Веркольского, Афанасия Наволоцкого, Кирилла Вельского, в т. ч. «младенцев» Боголепа Черноярского, Иоанна Чеполосова и жен (прежде всего Житие Иулиании Лазаревской (20-е гг. XVII в.), содержащее элементы бытовой повести), Параскевы Пиринемской; юродивых Арсения Новгородского, Георгия Шенкурского, Иоанна Большой Колпак, Иоанна Самсоновича, Лаврентия Калужского, Прокопия Вятского, Симона Юрьевецкого. Эпоху расцвета пережил в XVII в. жанр сказаний о чудесах святых, о жизни к-рых ничего известно не было, кроме явления мощей и последующих чудотворений. Так, зародившаяся сибирская агиография представлена Житиями праведных Василия Мангазейского и Симеона Верхотурского, основанными исключительно на фактах исцелений от мощей и на посмертных явлениях святых, в к-рых были открыты их имена и факты жизни. К тому же виду памятников относятся Жития преподобных Евфимия Архангелогородского, Елисея Сумского, старца нижегородского Печерского мон-ря Иоасафа, иерея Петра Черевковского ( Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О нек-рых особенностях сибир. и севернорус. агиографии//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 143-159), прав. Прокопия Устьянского и др. и Сказания о них. Иногда перечень чудес сопровождается краткими сведениями о деяниях и о времени преставления святого, как в случае с прп. Герасимом Вологодским и новгородскими братьями Алфановыми , иногда, как в случае с Вассианом и Ионой Пертоминскими , о жизни преподобного ничего не сообщается. Составленные через много лет после кончины святых жития содержали большое количество неточностей и ошибок, что при определенных обстоятельствах могло повлечь за собой отмену канонизации, как в случае с блгв. кнг. Анной Кашинской. Однако рассказы о чудесах, совершавшихся по молитвам к святым, зачастую являются ценным источником сведений о регионе и его населении. Авторы мн. житий и редакций XVII в. известны по именам: как правило, это иноки или представители белого духовенства, хотя встречаются и исключения (подьячий Борис Козынин). Крупным агиографом XVII в. следует признать Сергия (Шелонина) († ок. 1663), представителя соловецкой лит. школы (см. Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Иером. Сергий составил сводный Алфавитный патерик (РНБ. Солов. 652/703), тексты которого неоднократно редактировал, написал Похвальное слово русским святым, Сказание о преподобных Иоанне и Логгине Яренгских, особую редакцию Жития свт. Филиппа, митр. Московского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Петр I, застигнутый бурею на пути из Соловецкой обители в Архангельск, нашел убежище в Пертоминском монастыре. Пробыв здесь три дня, он своими руками устроил огромный деревянный крест с надписью на русском и голландском языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето 1694». Крест был поставлен на берегу и впоследствии перенесен в Архангельск. Ныне мощи преподобных Вассиана и Ионы почивают под спудом в каменном храме Успения Божией Матери, освященном в 1691 г. Обретение мощей преподобных празднуется 5-го июня. 10 Вот один из многих опытов загробной деятельности святых Пертоминских. В обители их чувствовали недостаток в сене, нужном для скота. Более других скорбел о нужде благочестивый послушник Никита, скорбел и молился о помощи. В одну ночь после молитвы заснул он. И вот являются преподобный Васссиан и Иона. «Ты призывал нас, – говорят они, – но нас не было в обители, мы промышляли сена для скота. Бог посылает тебе довольно сена – не скорби; скажи братии, что сено куплено, пусть пошлют в ближние поселения». Когда послали в Унскую волость, то купили до 90 возов и за цену небывалую, по 6 денежек за воз. 2 Тропарь, глас 8 Прежде отвержением мира, яко морскаго треволнения, избегосте, отцы преподобнии: послежде же изволением Божиим в водах морских кончину блаженную приясте, и к неболезненному покою преставистеся от земли радующеся. Тем и по кончине от Христа Бога прослависте чудесы обильно, теплии в бедах верным помощницы показастеся, и, ныне на Небесех предстояще престолу Христову, Вассиане преблаженне и Ионо преславне, молитеся присно о душах наших. Сведения о преподобном отце нашем Зиновии Отенском 8 Память его празднуется месяца октября в 30-й день † 1568 Зиновий Отенский – ученик и сотрудник преподобного Максима Грека . По заточении учителя своего Максима Грека в 1526 г. инок Зиновий был сослан в Новгородскую Отенскую пустынь и здесь «благодушно» подвизался до своей кончины в 1568 г. Сочинение его «Истины показание к вопросившим о новом учении» представляет прекрасный памятник Русского Богословия. Оно написано против западного вольномыслия, проявившегося в учении Феодосия Косого, и напечатано в Казани в 1863 г. «Рассуждения его спокойны, ответы обдуманы, опровержения отчетливы, сведения изумляют обширностию. Зиновию известен был «Просветитель» преподобного Иосифа, и сочинение его показывает, что Зиновий выполнил свое дело далеко лучше своего предшественника, как и следовало: у него глубже и отчетливее, чем у Иосифа, раскрыты начала христианской философии». (Филарет. Обзор Русск. Дух. Литер., стр. 216–217)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. Путина Соловецкий мон-рь совместно с Издательским отделом МП осуществил окончательное редактирование акафиста Соловецким преподобным и издал текст в кон. 2000 г. впервые с посвящением 3 соловецким первоначальникам. Лит.: Акафист. М., 1861, 18622, 19003; Служба и акафист. М., 1869; Служба с акафистом на пренесение честных и многоцелебных мощей преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. М., 1876, 18962, 19143; Никодим (Кононов), иером. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям», и ист. сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки. СПб., 1900. С. 98; Попов А. В. Православные рус. акафисты, изданные с благословения Свят. Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Каз., 1903. С. 206-211. Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко Иконография Образы З. и С. тесно связаны, их иконография развивалась параллельно, как и традиция изображения преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Иоанна и Логгина Яренгских, Вассиана и Ионы Пертоминских и др. На Соловецких о-вах сохранилось много мест, связанных с З. и С., где находились их иконы. На берегу моря (в 2 км от мон-ря) была поставлена часовня в память о первоначальном месте жительства З. К северу от церкви Савватиевского скита существовала часовня в память о 1-м поселении С. на о-ве. В Преображенском соборе Соловецкого мон-ря был устроен придел во имя З. и С., в подклети собора - усыпальницы преподобных, в Архангельске - посвященная им церковь на Соловецком подворье. Чудотворцы почитались повсеместно, но самое большое число храмов, освященных во имя преподобных, было на Рус. Севере, и особенно в Поморье: в Кеми, Вирме, Варзуге, Керети, Лямце и др. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1806-1811 гг. Худож. Г. И. Угрюмов (ГМИР) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1806-1811 гг. Худож. Г. И. Угрюмов (ГМИР) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1866 г. Мастерская В. М. Пешехонова (ГМИР) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1866 г. Мастерская В. М. Пешехонова (ГМИР) В монастыре хранилось неск. реликвий преподобных: в Троицком соборе - 4-конечный келейный крест С. из белого камня (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 172), в ризнице - каменный колокол «строения» З., а также принадлежавшие ему, по преданию, деревянные потир, дискос и тарель (Виды Соловецкого монастыря. Ризница. Альбом литографий, отпечатанных в Архангельске в литографии В. А. Черепанова в кон. XIX в., АОКМ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосии посвятил святого Филиппа во игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители и ее основателей – преподобных Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля). Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший некогда перед келлией преподобного. Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме (†1478), первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно возрождалась. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма – трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июня). Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святом Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010