По инициативе A. 14 сент. 1815 г. был заключен Священный союз между монархами России, Австрии и Пруссии. Текст акта, написанный A., имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христ. монархов оказывать друг другу всемерную помощь. В России государь покровительствовал различного рода религ. собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на А. оказывал архим. новгородского Юрьева мон-ря Фотий (Спасский). С 1812 г. при покровительстве A. в России развернуло свою деятельность Российское Библейское общество , к-рому он подарил каменный дом в С.-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. р. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. р. Правосл. иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском об-ве протестант. проповедников. Этим недовольством воспользовались архим. Фотий и всесильный временщик А. А. Аракчеев, ревниво относившийся к А. Н. Голицыну , занимавшему посты председателя Библейского об-ва и министра духовных дел и народного просвещения. В 1824 г. им удалось уговорить императора остановить деятельность Библейского об-ва и уволить Голицына со всех постов. В последнее десятилетие своего царствования A. проявил себя глубоко верующим правосл. христианином. Благочестие государя резко выделяло его из окружавшей его великосветской элиты, расценивавшей настроение А. как «мистицизм» и «ханжество». А. совершил неск. паломничеств в рус. мон-ри и имел беседы с известными подвижниками. Первое его посещение Троице-Сергиевой лавры состоялось во время коронационных торжеств осенью 1801 г. В 1814 г. А. передал МДА свой дворец в лавре («царские чертоги»), где академия находится и в наст. время. А. пользовался каждой возможностью посетить храмы и мон-ри. В 1816 г. он молился в Киево-Печерской лавре и посетил ее насельника иеросхим. Вассиана (Балашевича). В 1819 г. государь был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию мон-ря своим знанием монастырских уставов и молитвенным усердием на службах. В 1823 г. император посетил схим. Амфилохия в Спасо-Яковлевском ростовском мон-ре, в С.-Петербурге неоднократно беседовал с настоятелем Глинской пуст.

http://pravenc.ru/text/64316.html

Во всех епархиях, в которых он епископствовал, им были организованы дома для вдов и сирот духовного ведомства, свечные епархиальные заводы, доходы с которых шли на содержание семинарий и училищ, училища для девиц духовного звания, общежития для своекоштных учеников духовных училищ и семинарий.   Схииеромонах Вассиан Слепой (Балашевич)  родился в 1745 году в бедной семье мещан. В детстве избегал игр, ежедневно посещал храм, рано научился грамоте, любил читать жития святых. В юности собирался уйти в монастырь, но в 1764 году по желанию родителей женился. Через несколько лет супруга Балашевича скончалась, оставив на попечение вдовца двух дочерей. Балашевич переселился с детьми в Киев. После того как одна дочь вышла замуж, а другая приняла постриг с именем Паисия, их отец в 1793 году был принят послушником в Выдубицкий монастырь. 21 июня 1799 года он был пострижен в мантию с именем Вавила. В том же году был назначен насельником Ржищевского монастыря. 4 марта 1800 году отец Вавила был рукоположен во иеродиакона, 22 июля — во иеромонаха. Среди его близких друзей в академии были Афанасий Галинский, впоследствии архимандрит Авксентий, наместник Киево-Печерской лавры, и церковный композитор Артемий Ведель. В 1802 году Вавила был пострижен в великую схиму с именем в честь Преподобного Вассиана Константинопольского. Он оставил должность казначея лавры и, удалившись в Китаевскую обитель, нес послушание духовника братии. К 1802 году у святого открылось заболевание глаз, затем, ослепший, он был переведен в больничный корпус Киево-Печерской лавры, где началось его старческое служение. Духовная опытность В. привлекала к нему как простых богомольцев, так и членов царской фамилии. 1 июня 1816 года старца посетил великий князь Николай Павлович (впоследствии император Николай I), позднее в том же году — император Александр I. По преданию, император вошел в келью Вассиана без предварительного извещения и не открывая себя, но старец узнал его. Император исповедовался, на следующий день пожаловал святому бриллиантовый наперсный крест (перед кончиной старец передал крест в ризницу лавры).

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

К лику святых причислены митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий и схииеромонах Вассиан Слепой 29 августа. ПРАВМИР. В Киево-Печерской Лавре в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, умер в 1900 году) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, умер в 1827 году). Как сообщает  информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, за богослужением, которое возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 года о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников. church.ua Память преподобного Вассиана Слепого (Балашевича) Священным Синодом УПЦ установлено совершать 25 апреля по старому стилю (8 мая — по новому), в день его преставления, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого 7 июня по старому стилю (20 июня — по новому), также в день его преставления. Оба святых были похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила святого Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. church.ua Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященных митрополита Херсонского и Таврического Иоанна и епископа Новокаховского и Генического Филарета о внесении в Собор Херсонских святых новомучеников и исповедников, жизни и церковное служение которых проходили на Херсонщине. ПОСТАНОВИЛИ: 1) сщмч. Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилевского; 2) сщмч. Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского; 3) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 4) сщмч. Александра Шишина, пресвитера; 5) прмч. Парфения, игум. Кизилташского; 6) прмч. Геннадия (Ребезо), пресвитера; 7) прсп. Антония (Абашидзе), схиархиепископа; 8) сщсп. Димитрия (Игнатенко), пресвитера; 9) сщсп. Философа Зябрева, пресвитера. ЖУРНАЛ 20 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, об установлении дня памяти священномученика Константина (Дьякова), митрополита Киевского и Галицкого (+1937) 28 октября/10 ноября (старый/новый стиль), в день его мученической кончины. Справка: 19 октября 1993 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий причислен к лику святых местночтимых новомучеников Слободского края. Решением Священного Синода от 10 февраля 2011 года (журнал священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий включен в Собор Киевских святых. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 21 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии иеросхимонаха Вассиана Слепого (Балашевича) (+1827). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание иеросхимонаха Вассиана Слепого (Балашевича)

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Балашевич Василий; 1745, г. Погар Стародубского полка - 25.04.1827, Киево-Печерская лавра), иеросхим. Из бедной семьи мещан. В детстве избегал игр, ежедневно посещал храм, рано научился грамоте, любил читать жития святых. В юности собирался уйти в мон-рь, но в 1764 г. по желанию родителей женился. Через неск. лет супруга Балашевича скончалась, оставив на попечение вдовца дочерей татьяну и Феклу. Балашевич переселился с детьми в Киев. После того как Татьяна вышла замуж, а Фекла приняла постриг с именем Паисия в киевском в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра жен. мон-ре , их отец в 1793 г. был принят послушником в Выдубицкий мон-рь , 21 июня 1799 г. пострижен в мантию с именем Вавила. В том же году был назначен экономом киевского митрополичьего дома. Сблизился с настоятелем киевского Софийского собора прот. Иоанном Левандой , по рекомендации к-рого Киевский митр. Гавриил (Банулеско-Бодони) 14 дек. 1799 г. назначил мон. Вавилу казначеем КДА, насельником Ржищевского мон-ря . 4 марта 1800 г. о. Вавила был рукоположен во иеродиакона, 22 июля - во иеромонаха. Среди его близких друзей в академии были Афанасий Галинский, впосл. архим. Авксентий, наместник Киево-Печерской лавры, и церковный композитор А. Л. Ведель . В 1802 г. в Китаевской пуст . игум. Киприаном Вавила был пострижен в великую схиму с именем в честь прп. Вассиана К-польского. В. оставил должность казначея лавры и, удалившись в Китаевскую обитель, нес послушание духовника братии. К 1802 г. у В. открылось заболевание глаз, в янв. 1807 г., ослепший, он был переведен в больничный корпус Киево-Печерской лавры, где началось его старческое служение. Строжайшим постом и молитвой В. стяжал дары прозорливости. В. был духовником наместника лавры буд. архиеп. Антония (Смирницкого) , к-рый ни одного дела не предпринимал без благословения В. «Не будь чрезмерно строг к братии,- советовал старец наместнику.- Растворяй строгость власти своею кротостию... Если же наушники клевещут тебе на кого, верь, но только немного, ибо и в этой лжи есть доля правды. Худо всему верить, но худо ничему не верить».

http://pravenc.ru/text/149875.html

36 Святитель Филарет, архиепископ Черниговский «Жития святых, чтимых Православной Церковью. Издание Сретенского монастыря. 2000, январь, с. 305.» 37 «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянини слова подвижнические». Перевод с греческого С.Соболевского. Сегиев Посад, 1911, Слово 65 (493). 39 «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего Епископа Христолюбивого града Ниневии, Слова подвижнические», М. в типогр. Готье. 1854 г. Слова I (14). 42 Некоторое времени он был еще содержателем Лаврского книжного магазина, но поскольку это послушание было вовсе не по его дуку и требовало отвлечения ума от духовного делания, то отец Пафнутий вскоре был освобожден от этого, неподходящего для него, занятия. 43 Последние схимники – иеросхимонах Михаил, скончавшийся 22 декабря 1815 года на 93 году жизни и иеросхимонах Вассиан (Балашевич), принявший схиму в 57 лет, в 1802 году. Старец Вассиан скончался на 82 году жизни, в схиме был в течение 25 лет. 44 Святой Парфений, епископ Лампсакийский, родом из Мелитополя, провинции Геллеспонтской, был сыном диакона тамошней церкви. Будучи ребенком, он ходил на ближнее озеро, ловить рыбу, продавал ее и из этих денег подавал милостыню нищим. Не наученный грамоте, любил слушать чтение Божественного Писания и много знал из него. Епископ Мелитопольский, узнав о благочестии отрока, приказал научить его грамоте, и по достижении им зрелого возраста, он как достойный был посвящен во пресвитера. За благочестивую жизнь Господь удостоил его дара прозорливости и чудотворений. Митрополит Ахилий поставил его епископом города Лампака, в котором большинство жителей были язычниками. Это было в царствование Константина Великого , около 325 года. Учительною жизнью своею, молитвами и чудесами благодати Божей он привел граждан к познанию Бога и на места храмов идольских, с соизволения царского и с царским пособием, создал храмы Божии. Святой Парфений скончался мирно около 350 года. («Жития святых, чтимых Православной Церковью. Составлены святителем Филаретом, архиепископом Черниговским». Издание Сретенского монастыря. 2000, февраля, с. 256–257).

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжества по случаю престольного праздника Киево-Печерской лавры 29 августа 2016 г. 09:03 28 августа 2016 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, праздник Успения Пресвятой Богородицы, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию на соборной площади Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили: наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , архиепископ Нежинский и Прилукский Ириней , архиепископ Макаровский Иларий , епископ Львовский и Галицкий Филарет , епископ Боярский Феодосий , епископ Дионисий (Константинов) , епископ Ирпенский Климент , епископ Бородянский Варсонофий , епископ Фастовский Дамиан , а также братия и гости монастыря в священном сане. За богослужением, согласно решениям Священного Синода Украинской Православной Церкви от 19 апреля и 20 июля 2016 года (журналы 21 и 29 соответственно), состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, †1900) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, †1827). Оба святых подвизались и были похоронены в Киево-Печерской лавре. Могила святителя Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы. На малом входе Предстоятель Украинской Православной Церкви удостоил насельников Киево-Печерской лавры в священном сане богослужебных наград. После чтения Святого Евангелия Евангелия Блаженнейший владыка обратился к многочисленной пастве со словом проповеди. За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. По окончании богослужения Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил крестный ход к Ближним пещерам Киево-Печерской лавры, где состоялся праздничный молебен.  Вечером 28 августа Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил всенощное бдение с чином погребения Плащаницы Божией Матери в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Его Блаженству сослужили митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, епископ Львовский и Галицкий Филарет, епископ Ирпенский Климент, духовенство Лавры. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4596798.ht...

Его нередко видели стоящим в дворцовой церкви на коленях и усердно молящимся. Он стал чаще совершать паломничества в русские монастыри и вести беседы с их настоятелями и оособенно чтимыми в народе старцами-подвижниками. Находясь в 1816 г. в Киеве, Александр посетил в Киево-Печерской лавре известного своей подвижнической жизнью иеросхимника Вассиана (Балашевича). Александр просил Вассиана обходиться с ним «как с простым поклонником, пришедшим в сию обитель искать путь ко спасению», ибо, говорил он, «все дела мои и вся слава принадлежит не мне, а имени Божию, научившему меня познавать истинное Его величие» 272 . В 1819 г. Александр был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию монастыря знанием монастырских уставов и молитвенным усердием во время церковных служб. В 1823 г. Александр посетил в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре известного своей благочестивой жизнью иеромонаха Амфилохия и вел с ним долгие беседы на духовные темы 273 . В том же году он неоднократно посещал и беседовал с настоятелем Глинской пустыни в С.-Петербурге Филаретом. По преданию, в 1824 г. состоялась встреча Александра I с Серафимом Саровским . 1 сентября 1825 г. перед отъездом на юг Александр отправился в Александро-Невскую лавру, где вел долгую беседу с известным старцем Алексием Петербургским. Александр стал проявлять особую заботу о храмоздании, о «соблюдении церковного порядка и благолепия». По его повелениям было начато возведение крупнейших храмов – в Москве в 1817 г. Христа Спасителя и в Петербурге в 1818 г. Исаакиевского собора. В 1816 г. вышел его указ «О богопочитании», к котором говорилось о соблюдении порядка и тишины в храмах; в 1824 г. указ «О церковном пении», которым разрешалось при выборе духовных песнопений руководствоваться только нотами, заверенными директором Придворной певческой капеллы Д.С. Бортнянским. В 1825 г. Синоду было предписано «издать правила о благоприличном духовным людям одеянии, которое бы отличало их от мирских». 2. Конфессиональная политика Николая I

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Иеросхимонах Вассиан (Василий Балашевич) родился в 1745 году в Черниговской губернии. В молодые годы Василий дал обет принять монашеский постриг, однако, исполняя волю родителей, женился. Вскоре овдовел, и с двумя маленькими дочерьми переехал в Киев. Только когда старшая из них вышла замуж, а младшая ушла в Киево-Флоровский девичий монастырь, в 1793 году он стал послушником Киево-Выдубицкого монастыря; 21 июня 1799 года Василий принял монашеский постриг и наречен был Вавилою; 4 марта 1800 года он 6ыл рукоположен в иеродиакона, а 22 июля – в иеромонаха. В 1802 году Вавила принял схиму под именем Вассиана. Пять лет он был духовником в Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры. А в 1807 году полностью ослеп, и тогда его перевели в Никольский Больничный монастырь при Лавре. Редкий из посещающих Лавру, прослышав про благодетельное и богоугодное житие старца Вассиана, не приложил к нему за советом и утешением. Первого июня 1816 года, будучи в Клеве, имел длинную беседу со схимником будущий император Николай Павлович. Осенью того же года к нему в келью пришел Александр I. И хотя он входил к нему в полночь без предварительного извещения и не желал открывать ему своего высокого сана, он был им узнан. Благословенный Монарх был глубоко тронут беседой мудрого старца, исповедовался старцу и в последствии пожаловал ему наперсный крест украшенный бриллиантами. Вассиан перед своей кончиной передал его в лаврскую ризницу. Знаменитый старец преставился 25 апреля 1827 года и был погребен возле церкви Рождества Богородицы в Лавре. 26 Старец Михаил скончался 22 декабря 1815 года (по ст. ст.) на 93-м году от рождения и погребен при больничной церкви. 27 Даты назначений иеромонаха Антония начальником Ближних пещер и наместником Лавры взяты из «Жития преподобного Антония (Смирнникого) архиепископа Воронежского и Задонского». 29 Авраамий (Шумилин Алексей Федорович) епископ Тульский и Белевский. Родился 16 мая 1761 года. По окончании Крутицкой семинарии в 1782 году он принял сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Конечно же уже в первый Свой приезд в Лавру Петр, живя в течение почти года вместе со старцем Антонием, вероятно, не раз посещал его, потому что, редкий из посещающих Лавру, прослышав про благодетельное и богоугодное житие старца Вассиана, не приходил к нему за советом и утешением. Со старцем Парфением 113 как и со своим духовным отцом иеросхимонахом старцем Вассианом (Балашевичем), скончавшимся в апреля 1827 года, архиепископ Антоний состоял в наибольшем духовном родстве. Можно предположить, что и старец Парфений находился в духовном родстве со старцем Вассианом до самой кончины последнего. Их всех роднило между собой по духу их молитвенный непрестанный подвиг, нестяжйние, смирение и любовь к ближнему. Души их постоянно пребывали в Боге. Позже новопоставленный епископ Антоний говорил одному Киево-Печерскому старцу-подвижнику: «Вот, при всем своем не достоинстве, я – архиерей. Господу угодно было показать Свое милосердие и всемогущество надо мною. Скоро должен я ехать на Воронежскую епархию. Не надеюсь на себя, но там есть два святителя Христовых – Митрофан и Тихон. Их молитвы, как благонадежный якорь душе моей, меня подкрепят и мне помогут» 114 . Духовные отношения между преосвященным Антонием и старцем Парфением, начавшиеся с самого первого времени, как только Петр пришел в Киево-Печерскую Лавру, продолжались до 20 декабря 1846 года (дня кончины святителя Антония), то есть в течение двадцати семи лет. Благодаря «Сказанию...» мы знаем только одно письмо, написанное архиепископом Антонием иеросхимонаху Парфению. В конце этого письма преосвященный Антоний пишет: «Усерднейше прошу вас пред святыми угодниками помолиться о моем недостоинстве. Сильный в крепости Господь да поможет вам во спасении. Ваш усердный слуга и богомолец Антоний, архиепископ Воронежский». К сожалению, переписка их не сохранилась. По данным, полученным нами в Воронежском Государственном архиве и Воронежском епархиальном Управлении, архивы Воронежской Духовной консистории Святейшего Синода погибли (утрачены) во время Великой Отечественной войны, в том числе и архивы преподобного Антония (его переписка и другое).

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010