372 А – Также и иным способом 373 , что Он не отвергал веру, но принимал её в собственном лице без какого-нибудь рассечения или различения, хотя и 374 . А именно, когда Он исцелил слепорождённого 375 и насадил в нём сладостный и непривычный ему свет, то —131— заслуженно вызывал у всех удивление. Однако, избавленный от страдания был истязаем иудеями и исповедовал своего Врача. Христос же, повстречав Его, сказал: Ты веруешь ли в Сына Божия? ( Ин.9:35 ). И когда тот вскричал: Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? ( Ин.9:36 ) – возгласил в ответ: И видел ты Его, и Он говорит с тобой. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему ( Ин.9:37–38 ). Однако разве не очевидно для всех, что Божественная и высочайшая природа совершенно невидима? Ведь Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ), как написано. Если же Слово Бога Отца, отделив от Себя человеческую природу и как будто явив только её, решило, что следует верить в Него, обнажённое и одно, почему же Оно не побуждает облагодетельствованного, что нужно скорее восходить по аналогии (ναλογζεσθα) 376 к —132— Божественной природе, какая бы Она ни была, а явилось телесно, так что Явившееся было видно глазами? В самом деле, Он сказал: И видел ты Его, и Он говорит с тобою ( Ин.9:37 ). Разве не скажем мы, что Он показал плоть? 377 А – Так как же, наконец, плоть может быть Им, если не понимать это согласно единению, когда собственное Ему есть Он Сам? То же самое, конечно, справедливо и по отношению к нам. Ведь любой покажет неразделённо и вполне совершенно подобного нам человека – из души, говорю, и тела – показав только плоть. 378 А – Написал для нас и премудрый Иоанн, что много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:30–31 ). Не менее способно вызвать изумление у всякого и то, что так ясно и открыто провозглашает иудеям божественный Пётр: Начальники народа и старейшины! Если сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелён; то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, Им поставлен он перед вами здрав ( Деян.4:8–10 ). И немного спустя снова: и нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, Которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). Тогда Кто же погрузился в смерть, и был вос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда святой помолился Богу, чтобы и шедшие с ним увидели то же, что он видит, и по молитве его бывшие с ним – Климент пресвитер и Елвоний диакон – также увидели беса на весах торговца, склонявшего на свою сторону проданный товар. Они сказали Вассиану: «Да, отче, подлинно справедливы слова Давида, что «сыны мужей – ложь; если положить их на весы " » ( Пс.61:10 ). Святой подозвал после сего нечестного торговца и спросил, верны ли у него весы. Тот отвечал, что верны, и с клятвою стал уверятъ, что торгует без обмана. Тогда Вассиан показал ему беса, сидящего на весах его, и сказал: «Знай, что за обман твой бес этот сейчас войдет в самого тебя и с мучением исторгнет душу твою от тебя». К счастью, тут несчастный торговец опомнился. Увидев беса, он пришел в трепет и ужас, пал к ногам святого и искренне обещал исправиться. Святой, после сего, сделав ему увещание, отогнал от весов беса и, велев торговцу все нажитое неправдой раздать бедным, продолжал путь свой (Чет. Мин. июня 10). Итак, подлинно истину мы сказали, что обмеривание и обвешивание потому есть мерзость перед Господом, что непосредственно происходят от наущения диавольского и есть дело его рук. А отсюда что же следует? Конечно то, что если это есть дело диавольское, то и нажива от сего никогда впрок не пойдет лживому торговцу. И доказать это последнее тоже нетрудно, ибо стоит только оглянуться нам вокруг себя. Так, не на наших ли глазах то и дело рассыпаются в прах нажитые неправдой дома? И не часто ли, идя мимо иного дома, приходится сказать: но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу! А все от чего? От того, что от Бога неправды не утаишь; и обман людской Он видит, и обманщиков лишает Своих милостей, и наказывает. Но впрочем, наказание для таких людей в этой жизни еще ничего, но вот пусть они подумают о том, что будет им после смерти. О, братие, там уже и подлинно худо им будет! Ибо сказано: «Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Я тоже поставлен питать вас духовной пищей, и я неоднократно, вопреки святому апостолу Павлу, питал вас и твёрдой пищей и излагал вам великие тайны богословия. Я не знаю, как восприняли вы это, но я верю, что и твёрдая пища бывает вам полезна. Нужно только, чтобы вы были достойны этой твёрдой пищи, важно, чтобы о вас я не мог сказать того, что говорит святой апостол о Коринфянах. Он говорит, что должен питать их молоком, потому что они ещё плотские, «ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» ( 1Кор.3:3 ). Разве мало зависти, ссор и разногласий между вами, разве и вас не должно назвать плотскими? О разногласиях говорит св. ап. Павел: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» ( 1Кор.3:4 ). А разве вы не плотские, когда говорите: «Я Лукин», «я Мануйлов», «я Аристархов», «я Романов»? Разве мало разделения среди вас? Разве нет среди паствы моей и таких, которые и нас всех отвергают и избрали других учителей? Есть здесь такие в Тамбове, которые избрали полоумного монаха-философа и говорят: «я философов». «Кто Павел? кто Аполлос?» Кто Лука? Кто Мануил, кто Аристарх, кто Роман? «Они только служители, через которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» ( 1Кор.3:5–6 ). Насаждали в ваши сердца многие предшественники мои – насаждали Кирилл, Иннокентий, Зиновий, Вассиан. А теперь Господь мне повелел насаждать. И я насаждаю и стараюсь, чтобы возросла жатва из посева моего. Но когда земледелец пашет землю и бросает в неё семена, разве он виновник того, что возрастёт? Жатву взращивает только Бог . Посеял крестьянин, поливал крестьянин и ждет, пока возрастит Бог. Так и мы сеем в сердца ваши, так и мы вспахиваем почву сердец ваших и бросаем в них семена слов Божиих и ждём, что возрастит Господь. Когда видим мы жатву, когда собираем спелые колосья, то радостью несказанной наполняются сердца наши. С великой радостью слышал я не раз, что многие из вас, пришедшие сюда, в храм Божий, с холодным сердцем, потерявшие веру или никогда её не имевшие, уходили отсюда, унося в сердцах своих семена правды Божией. И дивным образом возращает Господь те семена, которые мы, недостойные, в сердца ваши сеем, и даёт нам великую радость видеть спелую жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И таких людей, отделившихся от нас, мы не оставили; но чтобы они, оставленные нами, не сделались хуже, мы убеждали и убеждаем их принесть покаяние в ожидании, что они могут каким-либо образом получить отпущение от Того, Кто имеет власть даровать его. Итак, видите, братья, что и вам нужно делать то же самое, дабы и падшие, вразумляясь вашим убеждением, в случае нового преследования явились исповедниками и таким образом могли загладить прежний грех свой. Нужно исполнять вам и другие лежащие на вас обязанности, которые и мы вам передали, то есть: если бы впадшие в искушение сие начали смущаться такою слабостию и, раскаявшись в своем поступке, пожелали общения, то таковым всячески надобно помогать. И вдовы, и расслабленные, которые не могут подняться, и заключенные в темницах, и изгнанные из домов своих – все они непременно должны иметь, кто бы служил им. Также и оглашенные должны быть обнадежены в помощи в случае немощи их. А если бы, что особенно важно, тела мучеников и других оставались без погребения, то большая беда угрожает тем, на ком лежит это дело. Посему кем бы из вас и по какому бы случаю ни было сделано это дело, мы уверены, что он признан будет «добрым рабом», который, быв «верен в малом, поставлен будет» над десятью городами ( Лк. 19, 17 ). Но дай Бог, подающий все уповающим на Него, чтобы мы все обрелись исполнителями таких дел. Приветствуют вас братья, находящиеся в узах, и вся Церковь , которая со своей стороны с величайшею заботою печется о всех призывающих имя Господа. Просим взаимно и вашей памяти о нас. Да будет вам известно, что Вассиан пришел к нам, и вместе с тем просим вас, имеющих ревность Божию, разослать по удобным случаям список с письма сего ко всем, кому можно, или напишите даже свое письмо, или отправьте нарочитого посла, чтобы все твердо и непоколебимо стояли в вере. Желаем вам, возлюбленнейшие братья, всегда быть в добром здоровье». Письмо к мучениками и исповедникам Киприан мученикам и исповедникам, в Иисусе Христе, Господе нашем, и в Боге Отце желает вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Живя на Белоозере, Вассиан посвящал много времени на «пытание» и проверку на памятниках церковной письменности своих догматических и нравственных воззрений, относительно которых его ум мучился сомнениями. Но при знакомстве с священными и церковными книгами он пришел к убеждению в их неисправности, в существовании в них противоречий. Наступил для него новый еще более томительный период сомнений, под влиянием которых на основании одного места, вполне авторитетного для того времени учительного евангелия, склонялся даже к еретическим тенденциям, он напр. склонен был признавать Божественную личность И. Христа за тварь. 161 Но этот вопрос был для него предметом сомнения, а не твердого убеждения, и Вассиан продолжал пытать его и после того, как он уже оставил Белоозеро. Попав в сродное себе общество, Вассиан постарался изучить и понять глубокомысленного своего учителя преп. Нила. Действительно он усвоил себе принцип критического отношения к памятникам церковной письменности, на котором останавливался преп. Нил. Вассиан дал ему большую ясность и сообщил большую отчетливость, расширил, его значение, перенес на жизненную почву и очень широко пользовался им в своей продолжительной и разносторонней полемике. Вассиан усвоил и все мировоззрение преп. Нила, свел его на практическую почву, и применял к разным явлениям и спорным вопросам современной общественной жизни. Таким образом рассматриваемый с этой стороны своей деятельности Вассиан является несамостоятельным мыслителем и писателем, в скорее популяризатором чужих идей, но и в то же время Вассиан по справедливости может быть назван одним из редких публицистов русской древности. Что касается нравственного характера Вассиана, то он, после поступления его в монашество, нисколько не изменился: Вассиан остался верен себе и под рубищем инока. Он не сумел схоронить под мантиею и кукулем ни своих политических симпатий и антипатий, ни смелости государственного человека и дипломата, ни заносчивости боярина. 162 Разница произошла только в том, что указанные черты характера Вассиана теперь стали выражаться в несколько ином виде и действиях, вполне сообразных с новым положением, – положением бывшего боярина, а теперь невольно инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В проведении заволжцами мысли о том, что древние русские подвижники и основанные ими монастыри не имели земель и крестьян. Иосиф видел хулу на всех русских чудотворцев и воспользовался ею для обвинения своих противников. В его не дошедшем до нас сочинении находилось между прочим положение: «еже како Нил и ученик его Вассиан похулиша великих чудотворцев Антония и Феодосия, и всех святых чудотворцев, иже в печерском монастыри и во всей русской земли». Вассиан в своем ответном сочинении возражал своему противнику: «сие, Иосифе, на мя и на старца моего лжеши, что будто се мы похулили всех чудотворцев во всей русской земли. Мы же благодатию Божиею чудотворцев киевских ублажаем и всех во всей русской земли... и знаменосци их именуемъ; понеже сохранили заповеди Божии и жили по Евангелию и Апостолу». Критическое отношение Вассиана к аргументам Иосифа, заимствованным им из сказаний о чудесах святых, подало повод к еще более серьезному обвинению его Иосифом. Последний по этому поводу писал: «о еже како Нил и ученик его Вассиан похулиша не токмо в русской земли чудотворцев, но иже и в древняя лета и в тамошних землях бывших чудотворцевъ; чудесем их не вероваша и от писания изметаша чудеса их». Тем и закончил свою литературную борьбу с Вассианом Иосиф. Одновременно с литературной полемикой Вассиан Косой действовал в пользу своих идей и другим более практическим путем. Приближенный великого князя он старался убеждать последнего действовать в своем духе и настаивал пред ним на отобрании у монастырей земельных владений и крестьян. Вассиан не безусловно отрицал законность церковной поземельной собственности, он оставлял ее для архиереев и приходских церквей, хотя и ограничивал употребление и пользование землями и угодиями строго каноническими правилами. 205 Чрез всю полемику Вассиана против владельческих прав монастырей проходит одна замечательная и достойная идея, – это его постоянная симпатия к низшему классу, который в то время жил одними страданиями. Вассиан постоянно противопоставляет последнюю нищету и страдания бедняка роскоши и изнеженности высших привилегированных классов. Здесь уже Вассиан затрагивал очень важный социальный вопрос. Нужно сказать, что голос Вассиана в защиту угнетаемого бедного простого народа не прошел бесследно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Что действительно Вассиан название отступников ограничивал только известным кружком живших в богатстве и роскоши монахов, это видно из рассмотрения всего обвинения по поводу употребления им названия отступников. Сам Даниил главным образом налегал на Вассиана по поводу выставленного против него обвинения за его отрицание права монастырей на владение вотчинами. Точно также вполне хорошо понимал задние причины обвинения и Вассиан, когда он в заключение своего объяснения по поводу известного обвинения сказал на суде, что он все-таки не может похвалить тех, которые держат села. На обвинение в еретичестве за название монахов-вотчинников отступниками Вассиан кратко отвечал: «аз себе писал, на воспоминание своей души, да и тех не похваливаю, которые села держат». Оправдание, какое делает Вассиан, ссылаясь на то, что он выразился известным образом в своем каноническом рассуждении, предназначенном только для его личного, частного употребления, не может быть никакими образом заподозрено в неискренности: самый трактат его озаглавливается точно так же, как теперь высказывается его автор. Вассиан написал его на воспоминание «своего обещания» (монашеского обета). Только некоторые действия Вассиана, с какими связана действительная история его кормчей, несколько противоречили настоящему заявлению его на соборе. Митрополит Даниил обвинял Вассиана еще в том, что он внес в свои правила «учение еллинских мудрецов: Аристотеля, Омира (Гомера), Филлиппа, Александра, Платона и тем самым нарушил, священные правила, которыми не позволяется ни отнимать, ни прибавлять что-либо в книгах священных. Вассиан на обвинение митрополита отвечал, что он не припомнит, к чему он написал что-нибудь такое в этом роде и затем прибавил: »а буде что не гораздо, и ты исправи». Едва ли можно допустить, чтобы самолюбивый Вассиан говорил здесь искренно и на самом деле предлагал митрополиту исправить свою кормчую или по крайней мере был не прочь от этого. Такое предложение было совершенно не в духе его характера, и он, как бы ни ломала его судьба, едва ли решился бы на самом деле допустить митрополита, – ненавистного иосифлянина, до того, чтобы он мог исправлять его сочинения, написанные им, не по какому-либо другому поводу, а как только по вызову все тех же ненавистных иосифлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Пятое слово, 670 направленное против лжеучения Вассиана, имеет следующее полное заглавие: «О воплощении Господа нашего И. Христа воистину проповедаем того совершенна Бога и совершенна человека, а не яко злии еретицы нечестивно глаголют по воплощении Господу нашему И. Христу едино естество точию Божества имети». Оглавление слова замечательное и особенно вторая половина его. Что это за ересь, существовавшая в то время в русской церкви и видевшая в лице Искупителя только Божественную сущность, чуждую всякой человечности? В самом слове Даниил несколько проливает свет на это новое монофизитское учение, когда он называет его ересью «нетленно-мнимою». Последнее название дает возможность ориентироваться в предмете. Известно, что и на соборе: 1531 года, судившем Вассиана, митрополит называл его лжеучение ересью нетленно-мнимою. Таким образом, он отождествлял известное учение Вассиана о нетленности плоти Христовой с нетленно-мнимою ересью. Учение Вассиана о нетленной в известном смысле плоти И. Христа, обозначаемое Даниилом нетленно-мнимою ересью, еще не заключает в своем содержании вполне всего того, что говорится в оглавлении пятого слова, которое расширяет мысль Вассиана и приписывает ему полное отрицание человеческой сущности в лице И. Христа, чего, строго говоря, не дает еще право утверждать известный взгляда, Вассиана. Это соображение действительно имеет некоторое значение. Но в объяснение его нужно сказать, что взгляд Вассиана логически последовательно развиваемый допускает то учение, которое приписывает ему м. Даниил. В самом деле, если допустить, что плоть И. Христа нетленна по существу и как такая совершенно отлична от нашей, то самый строгий вывод отсюда будет тот, что плоть И. Христа имеет особую природу, воспринятую Им не от человека, а откуда-то свыше и скорее всего от Бога. А если плоть И. Христа воспринята непосредственно от Бога, то она, значит, носит существенные признаки божественности, что в свою очередь ведет к заключению, что самая плоть Христа божественная и совершенно чужда свойств тела человеческого. Таким путем очень легко придти к полному отрицанию в И. Христе сначала телесности в смысле человечности, а потом и вообще телесности и утверждать то, о чем говорит Даниил в оглавлении своего слова о воплощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Удивился пресвитер мудрым и рассудительным ответам отрока Вассиана, когда тот рассказал о себе все подробно, и понял, что это и есть тот юноша, которого он искал. Как любящий отец, пресвитер обнял юношу и облобызал его; затем взял с собой в дом, где рассказал ему о видении, которое ему было от Бога; после сего оба они прославили Бога. Вслед затем Вассиан припал к ногам пресвитера и умолял его, чтобы он поскорее соделал его христианином. Пресвитер прежде всего стал поучать юношу истинам святой веры и объяснял ему таинства христианского закона. Юноша, слыша сие учение, умилялся и распалялся любовью ко Христу. Затем пресвитер огласил его [ 4 ] и научил, как он должен держать себя во время святого крещения. С этого времени Вассиан стал часто приходить к честному пресвитеру с одним своим старейшим рабом, который был ему верен во всем, поучаясь в христианском любомудрии из богодухновенных уст своего духовного учителя. По оглашении Вассиан начал проводить суровую жизнь: днем постился и молился, ночью же пребывал или в молитве, или за книжным чтением, предаваясь сну лишь на небольшое время. Из предлагаемой ему пищи он вкушал только третью часть, а остальные две части раздавал нищим. Между тем времени прошло довольно много; настал, наконец, час крещения Вассиана. Вассиан с верным рабом своим отправился в дом пресвитера, где и было совершено святое крещение. Когда Вассиан, по обычному чину крещения, вошел во святую купель, он увидел юношу прекрасного лицом, сиявшего как солнце; этот юноша прислуживал при крещении и держал одежду, в которую должен был облечься новокрещенный, по выходе из купели. Блаженный Вассиан дерзнул спросить его: — Кто ты? Откуда ты? — Я давно послан к тебе, — отвечал юноша, — чтобы помочь тебе выполнить твое святое намерение и отогнать прочь все то, что противно сему намерению. Сказав это, юноша стал невидим. По отшествии юноши, комната наполнилась дивным благоуханием, ощущавшимся с полчаса, так что все, бывшие там, думали, что они находятся не на земле, а на небе.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Вассиан избрал основанием для своего собрания правил номоканон Фотия, в котором кроме правил не находилось других (неканонических) статей, более всего благоприятствующих вотчинным правам монашества. Но здесь ему встречались затруднения, которые происходили от того, что и в канонах встречалось так ненавистное Вассиану выражения «монастырские села», которое он объяснял в смысле неблагоприятном для вотчинного права монастырей, владевших селами на праве частной собственности, не санкционированной высшею властью в церкви. Кормчая Вассиана написана была в 1517 году. Но это было, конечно, время ее окончательного редактирования. Труды свои по составлению сборника правил Вассиан начал несравненно ранее. Взявшись за критическое изучение существовавшего в его время сборника правил и натолкнувшись здесь на некоторые противоречия, Вассиан хорошо сознавал свою слабость и неподготовленность к предпринятому труду. Для того, чтобы быть компетентным исследователем в избранном предмете Вассиану необходимо было обладать знанием греческого языка, на котором были написаны первоначально каноны и их толкования. Вассиан, конечно, это хорошо понимал. Неутомимый труженик и непреклонный в достижении раз поставленной цели он и здесь не потерялся. Как влиятельный при дворе человек он придумал самое удобное в его положении средство – посоветовать в. князю вызвать в Москву какого-нибудь ученого грека, услугами и знанием которого мог бы воспользоваться между прочим и Вассиан. Это конечно очень смелая мысль, но в ней нет ничего невероятного. Вассиан, дипломатические способности которого уже известны, мог дать своему совету более широкое значение, мотивируя вызов грека обилием греческих книг в великокняжеской библиотеке и необходимостью их перевода и другими нуждами. Как бы то ни было, но только в 1518 году по вызову в. князя является в Москву новая и замечательнейшая личность – это Максим Грек 348 . Максим встретил себе величайший почет в Москве как со стороны в. князя, так и митрополита, особенно последний выражал и питал к нему свою любовь и обнаруживал свое внимание 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010