Да и то, Ярослав прославлен лишь местно. С другой стороны, Муром дал святых князей, которые неизвестны русским летописцам. Из московских князей канонизирован только Даниил Московский и только в XVII веке, и тоже для местного почитания в построенном им Даниловом монастыре. Но канонизированы соперники или противники возвышения Москвы (например, св. блгв. кн. Михаил Тверской). Когда речь идет именно о канонизации князей нередко встречаются попытки чисто политического объяснения той или иной канонизации. И все же, не отрицая наличия и политических мотивов в той или иной канонизации, следует согласиться с одним наблюдением Федотова: Церковь смотрит часто не на результаты, а на намерения и канонизирует даже политических и военных неудачников. В древнерусском понимании, главный смысл княжеской власти состоит в искреннем общественном служении, завершившемся, как правило, жертвенной смертью. Из каких черт складывается образ идеального князя, его словесная икона? – На первом месте стоят христианские добродетели – христолюбие и братолюбие; на втором – благообразная внешность (князья сравниваются с библейскими царями Давидом и Соломоном, с Иосифом Прекрасным); на третьем – воинские достоинства: грозны, сильны, сверх меры храбры, ратному делу искусны; мужественный ум имели, врагам в сражениях страшными являлись, многих супостатов, поднимавшихся на них, побеждали и во всех странах имена свои прославили (здесь встречаются сравнения с ветхозаветными героями Самсоном, Иисусом Навином, Гедеоном или с Александром Македонским, римским полководцем Веспасианом); и лишь на четвертом – " труды " и победы за правую веру: с погаными (язычниками) часто бились за святые церкви и православную веру, отчину свою от врагов Христианства " безленостно " и неустанно оберегали (Сказание 1978:302; Похвала 1981:200-202; Житие 1981:426 и др.). Заметное место в истории Руси принадлежит " стоянию на Угре " , которое произошло ровно через сто лет после Куликовской битвы. В своем " Послании на Угру " архиепископ Ростовский Вассиан Рыло (1467-1481) несколько раз призывает Ивана III постоять за православное христианство и за свое отечество (Послание 1982:522).

http://pravoslavie.ru/299.html

Соч.: ПСРЛ. Л., 1925. Т. 4. С. 517-523; СПб., 1856. Т. 6. С. 225-230; СПб., 1859. Т. 8. С. 207-213; СПб., 1910. Т. 20. С. 340-344; М.; Л., 1959. Т. 26. С. 266-273; ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 521-537. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 128, 192, 221-233; Т. 8. С. 69, 153, 163, 169, 172, 178, 200, 201-203, 206; Т. 4. С. 149; Т. 5. С. 274; ААЭ. Т. 1. 85; АСЭИ. Т. 1. 254-255, 260-265, 269-278, 280, 289-299, 304-309, 311-323, 337, 343, 558; Т. 2. 234, 315; Т. 3. 281; Список угодников Божиих, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 360; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 9, 15-16; Титов А. А. Описание славяно-рус. рукописей. СПб., 1901. Т. 1. Ч. 2. 604. С. 330; 657. С. 353. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории РЦ. М., 1890. С. 47-52; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 130-134; Голубинский. Канонизация святых. С. 81; Ключевский. Жития святых. С. 24, 204-206; Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.//ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 158-186; Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество (по совр. Минеям). П., 1956. С. 133-134; Черепнин Л. В. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 882; он же. Рус. феодальные архивы. М.; Л., 1948-1954. Т. 1. С. 180; Т. 2. С. 183-184, 191-194; Лурье Я. С. Новонайденный рассказ о «стоянии на Угре»//ТОДРЛ. Т. 18. 1962. С. 289-293; он же. Общерус. летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 218-219, 233, 244-247; он же. Конец золотоордынского ига («Угорщина») в истории и литературе//РЛ. 1982. 2. С. 55, 64-65; он же. Вассиан Рыло//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 123-124; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 308, 314, 328, 334, 340, 351; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 27-28; Вахрина В. И. Икона Ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия: К истории иконогр. ростовских святых//Искусство христ. мира. М., 2001. Вып. 5. С. 111-126; она же. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресв. Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//Там же. 2002. Вып. 6. С. 197-213.

http://pravenc.ru/text/149887.html

22. Матфей , Грек, упом. 1382; † 1385. 23. Иаков хирот. 1386 и вскоре изгнан; † 27 нояб. 1392. Святой. (Мощи в Ростовском Яковлевом мнтре). III. Архиепископы Ростовские, Ярославские и Белоезерские 24. Феодор хирот. 1390 из архим. Симоновских; † 28 нояб. 1395. Святой. Мощи в Ростовском соборе. 25 в подлиннике зачёркнут. 26. Григорий хирот. 29 мар. 1396; † 3 мая 1416. 27. Дионисий , Грек, хирот. 12 июля 1418, из игум. Спасо-Каменного монастыря; † 18 окт. 1425. 28. Ефрем хирот. 13 апр. 1427; [архиепископ с дек. 1448; прод. Нест., 256]; † 29 мар. 1454. Погребён в Ростовском соборе. 29. Феодосий Бывальцев хирот. в июне 1454 из архим. Чудовских, а с 3 мая 1461 митрополит всея Русии. 30. Трифон 13 мая 1462 хирот. из архим. Новоспасских, а 6 авг. 1467 отказался от епархии; † 30 дек. 1468. Погребён в Спасо-Ярославском мнтре. 31. Вассиан Рыло хирот. 13 дек. 1467 из архим. Новоспасских; † 23 мар. 1481. Погребён в Ростовском соборе. 32. Иоасаф кн. Оболенский хирот. 22 июля 1481, из игум. Ферапонтовских; в 1448 отошёл в тот же мнтрь; † 7 окт. 1514. Погребён там же. 33. Тихон Малышкин хирот. 15 янв. 1489 из архим. Ростовского Ярославского (?) Спасского монастыря; в янв. 1503, по немощи, отошёл к Борису и Глебу, на Устье. Погребён там же. 34. Вассиан хирот. 15 янв. 1506 из архим. Симоновских; † 28 авг. 1515. Погребён в Ростовском соборе. 35. Иоанн хирот. 9 февр. 1520 из архим. Симоновских; до 1525. 36. Кирилл хирот. 4 мар. 1526 из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; по исх. 1538. 37. Досифей хирот. в мар. 1539, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; † 14 авг. 1542. Погребён в Ростовском соборе. 38. Алексий хирот. 25 февр. 1543, из игум. Троице-Сергиевских; по исх. 1548 (в 1551 на соборе бывший). 39. Никандр хирот. 17 мар. 1549 из бывших игум. Троице-Сергиевских; † 25 сент. 1566. Погребён у Троицкой Лавры. 40. Корнилий хирот. 19 янв. 1567, из казначеев митрополичьих; упом. до 1574. 41. Иона † в 1576; Погребён в Ростовском соборе. 42. Авраамий , в 1577. 43. Давид , в 1578–83, лишён сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий Вольховский 23 февр. 1753 произведён из келарей, а 23 апр. 1758 хирот. в еписк. Тверского. Гедеон Криновский 21 апр. 1758 перев. из Саввина Сторожевского, а 7 окт. 1761 хирот. в еписк. Псковского. Лаврентий Хоцятовский определён 8 окт. 1761; † 20 янв. 1766. Архиереи Платон Левшин 16 июля 1766 посвящён из иеромонахов и учителей цесаревича Павла Петровича. 10 окт. 1770 хирот. в архиеп. Тверского и оставлен архим-том. 21 янв. 1775 перев. в Москву, а 29 июня 1787 пожалован в митрополита; † 11 нояб. 1812. Августин Виноградский , архиеп. Дмитровский, с 30 авг. 1814; Московский – 19 февр. 1818; † 3 мар. 1819. Серафим Глаголевский , митр. Московский, с 15 мар. 1819; перев. в С.-Петербург 19 июня 1821. Филарет Дроздов митр. Московский с 3 июля 1821; † 19 нояб. 1867. Иннокентий Вениаминов , митр. Московский, с 5 янв. 1868. 2 Новоспасский (Спасо-Преображенский, в Новом), в Москве, на Крутицах. Основан великим кн. Иоанном Калитой 1330 г. в Кремле (где собор Спас на Бору); а на Новое место перенесён около 1490 г. Ставропигиальный. [II, 269; VI, 260.] Архимандриты Иоанн , 1330, а в 1346 хирот. в еписк. Ростовского. Пётр , 1346–1353. Иоанн Непейца около 1375 оставил архимандрию. Не он ли, в 1379, был в Царьграде (Карамз., V, 59)? Михаил Митяй , 1375, кандидат митр-лии; † в 1379 на пути в Царьград. Симеон в 1382 убит Татарами. Сергий , в апр. 1389. Феодосий , 1404. Матфей . Трифон , 1453, а 13 мая 1462 хирот. в архиеп. Ростовского. Вассиан Рыло , 1466, из игуменов Троицких, а 13 дек. 1467 хирот. в архиеп. Ростовского. Герман , в мар. 1474. Елиссей , 1482–88 38 . Афанасий Щедрый , 1491–1506. Савва , Грек, в янв. 1526 сослан в Возмищский мнтрь. Феодосий , 1539, а 2 июля 1542 хирот. в еписк. Коломенского. Нифонт Кормилицын в 1543 перев. из Иосифова, а 11 мар. 1554 хирот. в еписк. Сарского. Никифор , 1554–1558. Галактион в 1558 перев. из Иосифова, а 8 апр. 1565 хирот. в еписк. Сарского. Антоний , 1565–1568. Вассиан , из Ипатиевского, 1569–1575. 14 февр. хирот. в архиеп. Казанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

обиходник 1648 г.), IV, Авраамий Палицын, 195 (утешительное письмо Палицына из Тр.-Серг. лавры к архим. Дионисию, заточенн. в м-ре); 1882 г., I, Отд. 2, 79 (в 1617 г. по приказу цар. Марфы Иван. сделано на гробницы родителей 46 покровов), 88 (в 1617 г. отлит новый колокол), 256 (в 1621 г. отлито 6 колоколов), III, Отд. 1, 500, 529, 559, 591 (в 1628 г. цар. Евдокия Лукьянов. ходила на богомолье и панихида по княг. Татьяне), смесь, 130 (воспомин. крестьян. Артынова; архим. Мисаил); 1883 г., II, Отд. 1, 677 (в 1631 г. 27 мая послано 2 руб. на панихиду по родителям), 681 (29 июня послано 1 руб. на панихиду по Ив. Фед. Романове), 685 (24 июля 1631 г. цар. Евдок. Лукьян. ходила в м-рь молиться), 725 (тоже 6 февр. 1632 г.), 727 (послано в м-рь 1632 г. 20 февр. 1 руб. на панихиду по Льве Фед. Романове), 752 (тоже 13 мая по родителям); IV, Отд. I, 861 (панихида 27 янв. 1634 г. по иноке Марфе Иванов.), 872 (цар. Евдокия ходила 1634 г. 16 февр. на заговенье в м-рь молиться); 1884 г., III, Отд. 2, 1 (благочестив. собрание писаний иеромон. м-ря Игнатия, архиманд на лютеран. еретич. катехиз.); “Церковн. ведом.», 1889 г., 23, прибавл., 656 (здесь был 4 года настоятелем преосв. Петр, член Москов. Синод. конторы, скончавшийся в 1889 г. 27 мая); “Полн. собр. лет.», III, 190 (архим. Никон, с 1649 г. архиеп. Новгород.), 192 (архим. Питирим, с 1664 г. митроп. Новгород.); V, 274 (архим. Вассиан Рыло, с 1468 г. архиеп. Ростов.); VI, 38 (в 1491 г. архим. Афанасий заложил церк. кам. Преображ.), 42 (в 1497 освящ. церк. Преобр. при архим. Афанасие Щедром), 51 (в 1506 г. архим. Афанасий крестил царевича Кадайкула под именем Петра и потом венчал его с Вел. кн. Евдокией), 188 (архим. Вассиан, с 1469 г. еписк. Ростов.), 245 (архим. Афанасий крестил царев. Кудакула с нареч. Петра); VIII, 221 (основ. м-ря в 1491 г.), 233 (освящ. церк. в 1497 г. при архим. Афанасии), 245 (в 1506 г. крещение царев. Кадаикула); “Дворовые разряды», I, 130 (1614 г. на св. нед. у Государя стол был у Спаса на Новом), 232 (1616 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2, 415 (архим. Никифор 1555 г.); 1858 г., III, смесь, 8, 37 (Пожар 1737 г.), IV, Отд. 2, 37 (Нашеств. французов 1812 г.; архим. Амвросий, а после него наместник иером. Никодим); 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 14.125 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 91 (архим. Нифонт в 1554 г. возвед. во еп. Крутиц.), 92 (архим. Галактион в 1565 г. возвед. во еписк. Крутиц.), 101 (архим. Питирим, с 1657 г. митроп. Сарск. и Подон.), 109 (архим. Тихон, с 1695 г. митроп. Сарск. и Подон.; архим. Трифилий в 1695 г. переведен в м-рь из Спасо-Андрон. на место архим. Тихона), 111 (архиеп. Крутиц. Леонид в 1742 г. уволен в м-рь на покой), смесь, 33 (архим. Павел, ученик митр. Платона, 1787 г.); 1863 г., II, Отд. 1, 106 (архим. Иосиф, с 1617 г. архиеп. Рязан.); 1865 г., III, смесь, 32 (в 1731 г. дано при погр. цар. Евдокии арх. Феофану 9 р. 40 к.); IV, смесь, 104 (черн. священ. Иосиф Филиппов 1683 г.); 1870 г., II, смесь, 2 (обращение Сеньки Медведева 1689 г.; архим. Игнатий); 1871 г., IV, Отд. 1, 51, 52 (Москов. собор 1677 г. о мощах св. Анны Кашин.; архим. Макарий); 1874 г., I, Отд. 1, 16 (архим. Афанасий, с 1565 г. митроп. Москов., в 1567 г. возвратился на покой и здесь скончался), смесь, 58 (архим. Павел Пономарев с 1786 г., а с 1794 г. еписк. Нижегород.; в м-ре сохран. его портрет), 59 (архим. Мефодий Смирнов , с 1795 г. еписк. Воронеж.), 178 (еписк. Сарск. и Подон. Леонид по обещанию ушел сюда на покой 1742 г. и здесь скончался 1743 г.); 1876 г., IV, Отд. 2, 97 (восномин. архим. Пимена; архим. Поликарп), смесь, 193 (принесение иконы Спасителя из Хлынова, в 1645 г.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 142 (архим. Илларион, с 1701 г. настоят. лавры); 1879 г., II, прилож. к ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 112 (игум. Вассиан Рыло в 1466 г. из лавры, а с 1467 г. архиеп. Ростов.), 115 (архим. Кирилл Ляшевицкий, с 1758 г. еписк. Воронеж., и архим. Иоанн Черепанов с 1770 по 1778 г.), 116 (Михаил Чирский, архим. с 1749 г.; Моисей, архим. с 1712 г.); 1880 г., III, 24 (монастыр. столов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

793 Великая княгиня Марфа – вдова Василия II, великая княгиня Мария Ярославна, постригшаяся в 1478 г. в монахини под именем Марфы. 795 ...и к духовному своему отцу архиепископу ростовскому Васьяну... – Β Московском своде ростовский архиепископ (1468–1481 гг.) Вассиан Рыло не упоминается в качестве советника Ивана III во время поездки в Москву в 1480 г. 796 ...ста на Кременц... – Кременец (Кременьск, Кременское) – город к северу от Угры, на реке Луже, невдалеке от русско-литовской границы. Согласно Московскому своду Иван III пошел из Москвы к Кременцу 3 октября; Лихачевский летописец, по-видимому, относит эту дату к приходу на Угру сына и брата великого князя. 797 ...троецкой игумен Паисей... ο братии его. – Паисий Ярославов, известный деятель, игумен Троице-Сергиева монастыря в 1478–1482 гг. Β Московском своде ничего не сообщается ο ходатайствах матери великого князя и иерархов ο примирении с братьями и ο его согласии на это. 798 ...поиде по Литовской земл мимо Мченескъ, и Лубутескъ, и Одоев и, пришед, ста у Воротынска... – Этот и дальнейший текст (до конца абзаца) дословно совпадает в ростовском рассказе с Московским сводом и Лихачевским летописцем. Мценск и Любутск по русско-литовским договорам 1449 и 1494 гг. считались литовскими городами; князья Одоевские и Воротынские были до 1494 г. вассалами польско-литовского короля. Город Воротынск – к западу от Калуги, к югу от места впадения Угры в Оку. 799 ...бша бо ему свои усобицы, тогда до воева Менгирей, царь перекопский, королеву Подольскую землю, служа великому князю. – Речь идет, по-видимому, ο двух событиях: ο заговоре православных князей Литовского государства и ο нападении союзника Ивана III крымского хана (1468–1515 гг.) Менгли-Гирея на польско-литовскую Подолию. Как и Типографская летопись, Московский свод соединяет известие об «усобицах» с известием ο нападении Менгли-Гирея, но Лихачевский летописец, Симеоновская и более поздние летописи помещают известие ο нападении Менгли-Гирея вне «Повести об Угре». 800

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И ещё. Никогда не забыть мне, как в начале перестроечного времени и много позже, когда сотни тысяч людей, не по своей воле оставившие дома и могилы близких, соседей и друзей, стали именоваться беженцами. Страшное слово, поверьте, и об этом знаю не понаслышке. И по сию пору режет слух пренебрежительная, порой с оттенком некоей чуть не брезгливости интонация, с которой произносится это, повторяю, страшное слово некоторыми людьми, которых эта беда — милостью Божией — обошла. А потому в очередной раз обратимся к Святому Евангелию, в котором повествуется о том, как Господь наш, едва народившийся на свет, как и родители Его, не избежал этой трагической участи, став некогда беженцем: «…се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» ( Мф. 2:13 ). Так на что посягаем мы, всуе роняя бездумные слова?! Помилуй нас, Господи. Откуда есть пошла аббревиатура Закономерно, но все эти уродливые наросты на нашем прекрасном языке: «бомж», «зэк», «комбед», «помгол», «нарком-прос», «реввоенсовет», «наркомпром», «эсэсэсэр» и им подобные — в пугающем множестве появились вскоре после воцарения в России безбожной власти. А напоённые христианской поэтикой сестра милосердия и брат милосердия преобразились в унылые медсестру и медбрата. Смешно сказать, но этой скорбной участи не избегло даже слово жалованье, превратившись в зарплату. Хоть и не худшее из всех «новоязовских» слов, но насколько оно неуклюже по сравнению с его благородным предшественником! И всё это случилось неспроста. Искажение языка — одно из печальных свидетельств отпадения русского человека от Бога. И когда сам он тотчас перестал рассматриваться власть предержащими как творение Божие, Его образ. Только так и могло появиться позорящее человеческий образ слово рыло в том богомерзком смысле, что столь печально укоренилось среди так называемого «простого народа». Вот и запасаются теперь спиртным и снедью в расчёте не на человека, а на (прости, Господи!) рыло. Почти по Гоголю!

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

А после этого согрешили сыны Израиля перед Господом Богом, и Господь Бог предал их в руки врагов их. И снова покаялись они, и поставил им Господь Бог Иуду из рода их, и он разбил хананеян и ферезеев и захватил царя их Адонивезека. И повелел Иуда отсечь Адонивезеку руки по запястье и ступни ног его. Этот же Адонивезек сам сказал: «Семидесяти царям отсек я кисти рук их, и они, покалеченные, собирали крохи под столом моим; как я сделал, так и воздал мне Бог». И привели его в Иерусалим, и умер он там. Иуда же не усомнился, не сказал, что, мол, не царь я, и не из рода царского, и как мне царю сопротивляться – он на Бога упование и надежду имел и царя царей победил. Поймав его, он повелел его казнить, и взял землю их, и поработил их сынам Израилевым. И снова, когда согрешали сыны Израиля перед Богом, тогда предавал он их в руки врагов их, и были они в рабстве у них. А когда каялись, тогда ставил им правителя из их рода – я имею в виду Гофониила, и Аода, и Девору с Бараком, и Гедеона, погубившего тремястами воинов много тысяч мадиамлян, и кончая Самсоном, который убил ослиной челюстью тысячу человек. И многих других правителей ставил им Бог, и избавлял их от рабства у иноплеменников, и были у них в рабстве иноплеменники. И ныне этот же Господь, и если покаемся от всей души и отречемся от греха, то поставит нам Господь тебя, государя нашего, как некогда Моисея и Иисуса, и иных, освободивших Израиль. Тебя даст нам Господь как освободителя нового Израиля, христианских людей, от этого окаянного, возносящегося над нами нового фараона, поганого Ахмата. Но его похвальбу обрушит Господь под ноги твои и пошлет тебе пособников, ангелов своих и святых мучеников, и сметут они их, и те погибнут. И пророки сказали бы: Богом утвержденный царь, соберись с силой, преуспей и царствуй истины ради, и кротости, и правды; и Бог чудесным образом направит твою десницу, престол твой правдой, кротостью и судом истинным создан будет, и жезл силы пошлет тебе Господь от Сиона, и одолеешь ты окруживших тебя врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь поможет тебе, если ты, государь наш, все это возьмешь на сердце свое, как истинный добрый пастырь. Призвав Бога на помощь, и пречистую его матерь, и святых его, и святительское благословение и всенародную молитву, крепко вооружившись силою честного креста, выходи против окаянного мысленного волка, как называю я ужасного Ахмата, чтобы вырвать из пасти его словесное стадо Христовых овец. А когда ты ушел, государь наш, святители, митрополит и мы все вместе с ними, молящиеся за ваше высокородие, со всем боголюбивым собором молитву непрестанно творим, по всем святым церквам всегда молебны и святую службу совершаем по всей нашей отчизне о вашей победе, и все христиане непрестанно Бога молят, чтобы даровал он тебе победу над супротивными врагами, и надеемся получить ее от всемилостивого Бога. Ныне же слыхали мы, что басурманин Ахмат уже приближается и губит христиан, и более всего похваляется одолеть твое отечество, а ты перед ним смиряешься, и молишь о мире, и послал к нему послов. А он, окаянный, все равно гневом дышит и моления твоего не слушает, желая до конца разорить христианство. Но ты не унывай, но возложи на Господа печаль твою, и он тебя укрепит. Ибо Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. А еще дошло до нас, что прежние смутьяны не перестают шептать в ухо твое слова обманные и советуют тебе не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение волкам словесное стадо Христовых овец. Подумай о себе и о своем стаде, к которому тебя Дух Святой поставил. О боголюбивый вседержавный государь, молим мы твое могущество, не слушай таких советов их, послушай лучше учителя вселенной Павла, сказавшего о таковых: «Разразится гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдой; осуетились они в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели, и так как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства». А также и сам Господь сказал: «Если глаз твой тебя соблазняет, выколи его», а если рука или нога, то отсечь повелевает. Но понимай под этим не плотскую, видимую руку, или ногу, или глаз, но ближних твоих, которые советуют тебе совершить неправое дело, отринь далеко их, то есть отсеки, и не слушай их советов. А что советуют тебе эти обманщики лжеименитые, мнящие себя христианами? Одно лишь – побросать щиты и, нимало не сопротивляясь этим окаянным сыроядцам, предав христианство и отечество, изгнанниками скитаться по другим странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010