660 Но, о блаженый учителю нашь, непрестай моляся о нас, с Богородицею и со святители предстояще престолу Христову, да молитвами вашими избудемъ от глада, и пагубы, и нахожениа иноплеменных, и от всх золъ, и зд богоугодно поживемъ, в будущемъ вц со всми праведными и будемъ обещници вчных благ, славяще Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа нын, и присно, и в вкы вкомъ. Аминь " ». 646 ...повел Антоний Никону... – В тексте «...повел Антонью и Никону...»; исправлено по источнику (см. пред. комм.). 650 ...поставленъ бысть граду Ростову епископомъ в лто 6585-е от митрополита Ивана. – Год поставления св. Исайи на епископскую кафедру в Ростове указан одинаково во всех списках жития – 1077. В то же время существуют источники, называющие иную дату, так, Летопись Тверская указывает 1072 г. Названный в житии митрополит Иоанн занимал митрополичью кафедру в 1080–1089 гг., а в 1068–1079 гг. митрополитом был Георгий. Все эти несоответствия свидетельствуют, по мнению М. Д. Каган, о позднем написании Жития Исайи Ростовского (см.: Каган М. Д. Житие Исайи Ростовского... С. 276). 652 ...апостоли на облацех носими на преставльнье Божиа Матере... – Сюжет восходит к апокрифическим сказаниям о Богородице (см., например, Слово св. Епифания на Рождество пресвятой Богородицы//ВМЧ. Сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868. Стлб. 376–377). 653 И егда убо совершена бысть... в Патерици Печерскомъ. – Источником этого сюжета в Житии Исайи Ростовского послужил рассказ об освящении церкви Богородицы из Киево-Печерского патерика (см.: т. 4 наст. изд.). 655 В се же лто преставися Иванъ митрополитъ и по немъ не будетъ. – Этот фрагмент, имеющий явный вставной характер, выписан дословно из ПВЛ (см.: т. 1 наст. изд.). 656 ...в лто 6672-е... обртоша убо гробъ блаженаго Исайа. – В Никоновской летописи назван 1162 г. обретения мощей Исайи Ростовского. 658 ...Иона архиепископъ... – Имя архиепископа названо неверно, в 1467–1481 гг. архиепископом ростовским был Вассиан Рыло. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 12: XVI век. - 2003. - 624 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Сергий Радонежский † 25 сент. 1392. Мощи его обретены в 1428. Св. Никон Радонежский, ученик св. Сергия, † 17 нояб. 1427. Савва , с 1428. (Упом. в грамоте Василия Васильевича). Геннадий Саматов (записан в Синодике). Зиновий , 1436–45. Досифей , 1446 и 47. Св. Мартиниан 35 , игумен Ферапонтовский, 1447–54; потом отошёл в тот же монастырь. Вассиан Рыло , 1455–66. Переведён в Новоспасский. Спиридон , 1467–74. Авраамий , 1475–78. Паисий , 1478–82; оставил игуменство. Иоаким упом. 1 авг. 1483. Макарий , 1484–88. Афанасий Сук , 1489 и 90. Симон , с 1490, а 22 сент. 1495 хирот. в митрополита Всероссийского. Св. Серапион , с 1495, а 15 янв. 1506 хирот. в архиеп. Новгородского. Досифей , 1506 и 7. Памва Мошнин , 1508–14, упом. 15 дек.; † 6 мая 1515 бывший. Иаков определён 1 апр. 1515–1520, 8 нояб. оставил игуменство. Порфирий определён 2 февр. 1521–1525, в сент. оставил игуменство. Арсений Сухарусов определён в янв. 1526–27. Потом основал Вологодский Арсениев мнтрь. Александр , 1527–29. Иоасаф Скрыпицын , с 1529, а 9 февр. 1539 хирот. в митр-та Всероссийского. Порфирий , 1539–41. Алексий , 1541, а 25 февр. 1543 хирот. в архиеп. Ростовского. Никандр , 1543–45. После архиепископ Ростовский. Иона Щелепин , произведён из келарей, 1546–49. Серапион Курцев , из келарей, 1549, а 14 июня 1551 хирот. в архиеп. Новгородского. Артемий Пустынник , 1551, через 6 ½ месяцев оставил игуменство, а в янв. 1554, обвинённый в ереси, сослан в Соловки. Гурий Лужецкий , 1552, а 17 мар. 1554 хирот. в еписк. Рязанского. Иларион Кирилловец , 1554 и 55. Иоасаф Черный , 1555–60. Архимандриты Елевферий , в 1560. Архим. с 6 янв. 1561. В 1564 хирот. в еписк. Суздальского. Меркурий Дмитровец , 1564–66. Кирилл , 1566, а 11 нояб. 1568 хирот. в митрополита Всероссийского. Памва , 1569, в нояб. заточён в Хутынь. Паки с 1572 по 1575. Феодосий Вятка , архим. Андрониевский, (в отсутствии Памвы) 36 1570–72 (был жив в 1580). [Еписк. Рязанский]. Варлаам , 1575 и 76. Иона , 1576–84. Митрофан Дмитровец , 1584–88. Киприан Балахонец , 1588–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По велению кн. Иоанна Даниловича Калиты построена ц. в честь Преображения Господня возле княжеского двора и при ней основан мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 341 об.) По велению кн. Иоанна Даниловича Калиты построена ц. в честь Преображения Господня возле княжеского двора и при ней основан мон-рь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 341 об.) Возможно, с этого времени до кон. XV в. М. П. м. был «первой и главной обителью московской великокняжеской семьи». Здесь велась активная работа по московскому летописанию, а мон-рь «не был тогда сугубо мужским или женским, а общим, но только для лиц княжеского дома» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 224, 225). На М. П. м. как на центр московского летописания указывала и Л. Л. Муравьёва ( Муравьёва. 1983. С. 143-144). Архимандриты М. П. м. иногда были духовниками великих князей Московских. Так, вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской, желавший иметь собственного кандидата на кафедру Московского митрополита, принудил к постригу своего духовника свящ. Михаила (Митяя) и назначил его на архимандритию (1375-1377) в придворном Спасском мон-ре (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 125-126). В летописном рассказе о чуде при рождении вел. кн. Владимирского и Московского Василия II Васильевича Тёмного в 1415 г. упоминается не названный по имени священник, духовник вел. кн. Московского и Владимирского Василия I Димитриевича , молившийся в М. П. м. (Там же. Т. 20. С. 230). Духовный отец кн. Василия II спасский архим. св. Трифон (впосл. архиепископ Ростовский) присутствовал при составлении ок. 1461-1462 гг. духовной грамоты государя (ДДГ. С. 198. 61). Он же был свидетелем составления духовной грамоты матери кн. Василия II вел. кнг. Софьи Витовтовны (Там же. С. 178. 57). Духовник вел. кн. Иоанна III Васильевича архим. св. Вассиан I (Рыло ; впосл. архиепископ Ростовский) некоторое время возглавлял М. П. м. В М. П. м. принимали постриг перед кончиной, «но, вероятно, и долго жили представительницы московской великокняжеской семьи», в т. ч., возможно, и кнг. Мария, вдова вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого . «Мужская часть династии ограничивала дело предсмертным постригом, причем осуществлялось это, скорее всего, в Спасской обители» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 225). В источниках сравнительно позднего происхождения говорится, что кн. Иоанн Калита перед смертью принял постриг в мон-ре «Преображения Господня, его же сам устроил близ двора своего» (ПСРЛ. Т. 31. С. 85).

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Наряду с содействием просветлению народного самосознания и религиозного чувствования, лаврские иноки на протяжении столетий вдохновляли русский народ примером своего патриотического служения. Пламенной молитвой и духоносным благословением Преподобный Сергий укрепил великого князя Московского Димитрия на Куликовскую битву и воодушевил русские войска предречением им победы над татарским ханом Мамаем. Сохранилась историческая деталь, свидетельствующая о малодушии некоторых советников князя Димитрия Донского перед решительным сражением русских войск с татарами. «Не ходи, княже, за Дон, – говорили они Димитрию, – потому что за Доном врагов много. Там не одни татары, но и Литва и рязаны». В этот момент, когда мужество князя нуждалось в поддержке, на поле битвы появился гонец от Преподобного Сергия Радонежского с грамотой, в которой между прочим говорилось: «Чтоб еси, Господине, таки ты пошел. А поможет ти Бог и Пресвятая Богородица». Слова Преподобного быстро облетели войска Димитрия Донского, подняли в них мужество и предрешили куликовский триумф русского оружия 338 . Силой своего увещания Преподобный Сергий также неоднократно предупреждал и бесцельное пролитие народной крови из-за капризов несогласных между собой русских князей. После кончины Преподобного Троицкая обитель, в лице своих насельников, продолжала принимать деятельное участие в гражданском возвышении Москвы и обеспечении ее мирной жизни. Так, троицкий игумен Зиновий у раки Преподобного Сергия примирил великого князя Василия II с Димитрием Шемякой. Игумен Вассиан (Рыло) 339 ободрил малодушествовавшего князя Московского Uoahha III Васильевича при нашествии на Русь татарского хана Ахмата. Он уверил князя в его победе над татарами и предупредил преждевременное заключение им мира с Ахматом. О царе Иоанне Васильевиче Грозном известно, что перед походом на Казань он несколько дней слезно молился у раки Преподобного Сергия о даровании победы русскому оружию. Выступив с войсками из Москвы, он взял с собой походную церковь во имя Преподобного Сергия. Подступив к Казани и осадив ее, Грозный был ободрен известием об устрашающем явлении мусульманам самого богоносного радонежского Печальника за Русь на стенах Казани. Перед решительным штурмом столицы Казанского ханства троицкий священноинок Адриан Ангелов, прибыв в стан русских воинов, весьма утешил Грозного вручением ему благословения обители Угодника Божия Сергия в виде иконы, святого креста, просфоры и освященной воды. Грозный упал перед образом явления Божией Матери Преподобному Сергию и заплакал. В это время начался штурм казанской стены, завершившийся падением города. Память о блистательной победе русских над татарами Грозный увековечил созданием в Казани и Свияжске двух монастырей во имя Преподобного Сергия 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Добавим в качестве примечания, что, согласно исламского вероучения в рай попадет так или иначе любой мусульманин, который не отречется от своей веры, однако условия пребывания там будут различны и высшие блага ожидают именно воинов, павших на пути аллаха, то есть шахидов. Идея святости воинов, погибших в бою, защищая Веру и Отечество, оформляется в народном и церковном сознании со времен Куликовской битвы, что нашло свое яркое отражение в написанном XV веке «Сказании о Мамаевом побоище " , что подтверждает в своем «Послании на Угру» (1480 г.) Святитель Вассиан Ростовский (Рыло), прославленный в Соборе Ростово-Ярославских святых: «А достойный похвал великий князь Дмитрий (Донской)..., пошедший на подвиг Господа ради, и доныне похваляем и славим не только людьми, но и Богом. Ангелов он удивил и людей возвеселил своим мужеством, а те, что подвизались вместе с ним до смерти, от Бога получили оставление грехов и мученическими венцами почтены были, также как и древние мученики, которые за веру пострадали от мучителей, за исповедание веры Христовой умерли». (5) Святитель Макарий Московский в 1552 году в пастырском послании к царю Иоанну Грозному и его войскам, находящимся в Казанском походе, вдохновлял на брань с неверными русских воинов следующими обещаниями: «Если случится кому из православных христиан на той брани до крови пострадать за святые церкви и за святую веру христиан­скую и за множество людей православных и потом живым быть, и те поистине пролитием своей крови очистят прежние свои грехи, имиже по святом крещении согрешали и осквернены были… А иже случится кому ныне от православных христиан на том ополчении не токмо кровь свою пролитии, но и до смерти пострадати за святые церкви и за православную веру христианскую и за множество людей православных… той второе мученическое крещение воспримет и пролитием своей крови очистит и омыет от души скверну своих согрешений и восприимет от Господа Бога нетленная и небесная и вхождение в вышнего града Иерусалима наследие».(6)

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/26/...

8 Архиепископ Филарет в Обзоре Русск. духовной литературы, в статье «Св. Геннадий», говорит, что послание к собору, помещенное в этой рукописи, написано Геннадием по поводу составленной им Пасхалии, тогда как оно писано по другому поводу, а о Пасхалии в нём вовсе не упоминается. 9 См. Словарь историч. о бывших в России писателях духовн. чина митр. Евгения, ч. I, стр. 73. Обзор Русской духовн. литер. Филарета Черн., т. I, стр. 152. Его же История Русской церкви т. I, стр. 133 и 135. Указание материалов Отеч. истории и словесности Строева, в журн. Мин. Нар. Просв., 1834 г. февраль. «Вассиан, современник Uoahha III » Сухомлинова, в Известиях второго Отдел. Импер. Акад. Наук (автор основался на митр. Евгении и Строеве). История России с древнейших времен Соловьёва, т. V, стр. 294. Наконец История Русской словесности Галахова. 11 В жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича Троице-Сергиеву монастырю от 10-го марта 1455 г. стоит имя Вассиана, тамошнего игумена (А. А. Э., т. I, 56). По летописи мы знаем, что Васссиан Рыло был сделан архиепископом из архимандритов Нового Спаса и что прежде того он был игуменом Троице-Сергиевой обители (II. С. Р. Л., т. VIII, стр. 153 и т. V, стр. 274). 12 Монастырь Пафнутиев основан в 6952 (1443), как сказано в житии его. Тот же год построения монастыря оказывается и по летописи. (II. С. Р. Л., т. VIII, стр. 183). 14 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, епископом Крутицким. Москва. 1865 г. 15 Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова. Москва. 1865 г. 17       Источниками при изучении житий святых послужили мне рукописи: Имп. Публ. библиотеки, из древлехранилища Погодина, Житейники 647, 648, 661, 659, 677, 737, 754; библиотеки С.-Петерб. духовной академии, из рукописей Новгородской Софийской библиотеки 1470; библиотеки покойного Ундольского 101, 161. Пособием послужила мне книга Филарета архиепископа Черниговского: Русские святые, чтимые всею Русскою церковью или местно, а за нею Словарь о святых и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

По чему для правлению Монастыря с того времени посылались от Троицкой Лавры Строители. В 1764 году сей Монастырь, из всех бывших приписных к Лавре, один оставлен при Лавре, по состоянии штатов. В 1768 и 69 годах вся деревянная ограда, настоятельские и братские кельи построены вновь тщанием Преосвященного Митрополита Платона. А в 1791 и 92 годах, на вратах, к Востоку устроена каменная немалая Церковь во имя Преподобного Сергия, покрытая железом, ограда вся и с башнями сделана каменная. В 1806 году на вратах к Северу сооружена Церковь каменная во имя Свят. Апостолов Петра и Павла. В 1808 году для жительства братии и служб устроены два корпуса, каменные, и для содержания братии учинено особое положение. Какие же знатнейшие в оном Монастыре были происшествия, кроме сего, что Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич не однократно посещал сию Обитель, записок не отыскано. Список Игуменов и Архимандритов Троицкого Сергиева Монастыря, которые после которых были, и колико лет в Игуменстве и Архимандрии находились Игумены 1. Преподобный и Богоносный отец наш Игумен Сергий Чудотворец жил на Игуменстве 48 лет. 2. Преподобный Игумен Никон Чудотворец жил на Игуменстве 37 лет. 3. Преподобный Игумен Савва, иже Сторожевский, жил на Игуменстве 4 лета, и погребен в Савине Монастыре. 4. Игумен Зиновий был на Игуменстве 5 лет. 5. Игумен Геннадий Саматов жил на Игуменстве 2 лета. 6. Игумен Досифей, из Звенигорода, жил на Игуменстве год. 7. Игумен Мартиан жил на Игуменстве 15 лет. 8. Игумен Вассиан Рыло жил на Игуменстве 10 лет, и поставлен в Ростов в Архиепископы. 9. Игумен Спиридон жил на Игуменстве 12 лет. 10. Игумен Аврамий жил на Игуменстве 5 лет. 11. Игумен Паисий жил на Игуменстве 2 лета. 12. Игумен Иоаким жил на Игуменстве год. 13. Игумен Макарий жил на Игуменстве 5 лет. 14. Игумен Афанасий Сук жил на Игуменстве 2 лета. 15. Игумен Симон жил на Игуменстве 5 лет и поставлен в Митрополиты царствующему граду Москве и всей России. 16. Игумен Серапион жил на Игуменстве 10 лет, и поставлен в Архиепископы в великий Нов-град в лето 7014, Января в 15 день; а погребен в Троицком Сергиеве Монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через два года митрополит Геронтий, сделавшись болен, задумал оставить митрополию и переехал в Симонов монастырь, взяв с собою ризницу и посох. Но, выздоровев, захотел опять на митрополию. Между тем великому князю этого не желалось, и он послал бывшего троицкого игумена Паисия уговорить Геронтия не возвращаться. Геронтий стоял на своем и несколько раз убегал из Симоновой обители в Москву, но его перехватывали на пути и отвозили в обитель. Великий князь не знал, что делать. У него была мысль видеть митрополитом самого Паисия, но Паисий объявил, что митрополии не желает, так как он, будучи прежде вынужден великим князем принять на себя только игуменство в Троицко-Сергиевом монастыре, не в силах был понести даже этого бремени и направить иноков на Божий путь, отчего и оставил игуменство . Великий князь потребовал у Паисия мнения: годится ли взять на митрополию опять Геронтия? Паисий отвечал утвердительно, и Геронтий с согласия князя возвратился на свой стол . Несмотря, однако ж, на неоднократные столкновения с великим князем по церковным делам, Геронтий усердно служил ему чем только мог в делах гражданских, относившихся ко благу отечества. Когда татарский хан Ахмат двинулся (в 1480 г.) со всею своею ордою в пределы России и между русскими боярами нашлись такие, которые советовали Иоанну Васильевичу не сразиться с страшным врагом, а лучше удалиться в какие-либо безопасные места, митрополит с Ростовским архиепископом Вассианом Рыло и вообще со всем духовенством более всех старался противодействовать этим малодушным советам и возбудить великого князя на борьбу с татарами, чувствуя, что настал решительный час свергнуть поносное иго с отечества. Иоанн поспешил отправить свои полки навстречу врагу и, расположив их где считал нужным, сам возвратился в Москву. Здесь подумали, что он бежал; поднялся общий ропот, а Вассиан, встречая Иоанна в Кремле вместе с митрополитом, осмелился прямо назвать князя беглецом и прибавил: «Вся кровь христиан падет на тебя за то, что ты, выдав их, бежишь прочь, не сразившись с татарами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435963/

Мощи Исаии, епископа Ростовского, были открыты одновременно с мощами св. Леонтия в 1164г.; но он был причислен к лику святых или начато было празднование ему только в позднейшее время. По свидетельству сказания о нём, его мощи, находившиеся в притворе кафедрального собора, оставались в великом небрежении до 1474г., когда архиепископ Вассиан Рыло устроил для них новый гроб в самой церкви и перенёс их из старого гроба в новый 998 . Из сейчас сказанного следует, что до 1474г. Исаия не был и канонизован 999 . После 1474г. находим его имя в святцах почти непосредственно 1000 ; а на этом основании весьма вероятно думать, что именно в 1474г. он и был канонизован к местному празднованию в Ростовской епархии, чтобы сделаться затем святым и общерусским. Когда был канонизован местным образом в Новгороде преподобный Варлаам Хутынский, остаётся неизвестным; утверждают, не знаем – на каком основании, что следы его чествования как в Новгороде, так и вообще в Новгородской епархии, примечаются ещё к концу XIII и в начале XIV века 1001 . На Москве почали праздновать ему с 1461г., и именно – по тому поводу, что в бытность великого князя в Новгороде в предшествующем 1460г. он сотворил великое чудо над одним из отроков последнего 1002 . Князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин его Феодор местно в Чернигове, по всей вероятности, были канонизованы в самом непродолжительном времени после своей мученической кончины. В конце XIV – начале XV века они были уже общерусскими святыми 1003 . Относительно Никиты Переяславского, который, по нашему мнению, жил не до нашествия Монголов, а уже после него (и о котором см. I т. 2 половину, стр. 639/760 ), есть некоторые не особенно надёжные указания, на основании которых можно думать, что местным образом праздновать ему благословил митрополит Фотий (1410–1431) 1004 . Во второй половине XV века он был общерусским святым 1005 . При мощах Игнатия, епископа Ростовского, скончавшегося в 1288г., начали совершаться чудеса с самого их отпевания, так что по этой причине они не были преданы земле, а открыто поставлены в соборе 1006 . На этом основании должно думать, что местным образом он был канонизован более или менее в непродолжительном времени после кончины. Общерусским святым начал он становиться не позднее XIV века 1007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Большое внимание в Летописном своде уделено перенесению мощей свт. Петра, митр. Московского, и др. митрополитов в новопостроенный Успенский собор и оборудованию их гробниц, в к-рых принимал участие и Г. (Л. 293-313 об.). События проиллюстрированы очень подробно, в т. ч. обсуждение сроков перенесения мощей свт. Петра и переложения мощей из каменного гроба в деревянную раку, беседа на эту тему с вел. князем, перенесение мощей, вел. князь и духовенство во главе с Г. в ц. прп. Иоанна Лествичника «под колоколы», вел. князь и первосвятитель у мощей свт. Петра, Г. «начаша вечерю» и панихиду, митрополит с духовенством на обеде у вел. князя и др. Важнейшим событием во время служения Г. явилось освобождение Руси от монголо-татар. ига, что закономерно нашло отражение в текстах и миниатюрах свода, в т. ч. с изображением Г.: перед Успенским собором он благословляет вел. князя крестом идти против татар; молится у Владимирской иконы Божией Матери о помощи рус. войску (Л. 336, 336 об., 341 об.) и т. п. 2 миниатюры посвящены участию Г. в разрешении конфликта между Москвой и Новгородом: вел. князь возвещает митрополиту о «новгородском преступлении» и тот благословляет его на борьбу с отступниками-новгородцами (Л. 176, 177). В неск. иллюстрациях раскрывается тема «брани» между Г. и Ростовским архиеп. Вассианом (Рыло) из-за Кириллова Белозерского мон-ря: митрополит дает грамоту кн. Михаилу Андреевичу; архиеп. Вассиан «бьет челом» Г.; он же обращается за поддержкой к вел. князю; конфликт вел. князя и митрополита (бурная дискуссия обозначена воздетыми руками с вытянутым указательным пальцем и активной жестикуляцией) и т. п. (Л. 278 об.- 282 об.). Заканчивается группа миниатюр, на к-рых изображен Г., его преставлением - композиция, подобная мн. клеймам житийных икон, где святитель изображен лежащим на ложе в саккосе, омофоре и белом клобуке, сложив крестообразно руки на груди (Л. 418 об.). Лит.: Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. и исполненные иконописцем и реставратором В. П. Гурьяновым. М., 1902. С. 117-118. 93; он же. Икона с изображением моск. святых из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве//Моск. ЦВед. 1902. 40. С. 465-466; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 311-312. 785. Ил. 109; Банк А. В. Визант. искусство в собр. Советского Союза. Л.; М., 1966. С. 328. Ил. на с. 289, 290; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 616-617. Т. 2. С. 85.

http://pravenc.ru/text/164853.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010